Цискаридзе личная жизнь жена дети. Легенда сцены. Карьера Николая Цискаридзе

Этот видный восточный мужчина, обладатель яркой и выразительной внешности, наверняка поразил сердца большей части россиянок. Однако они с удивлением узнают, что его сердце до сих пор не принадлежит ни одной женщине. Возникают разные подозрения, однако поклонники творчества танцора Николая Цискаридзе уверяют, что у него одна любовь и на всю жизнь - это балет!

Однако недавно в интернет просочилось фото, где артист стоит рядом с очаровательной девушкой в белом платье. Сами собой напрашиваются вопросы, правда ли что Цискаридзе недавно женился? Также и заголовки в соцсетях типа «Цискаридзе женится на Порывкиной» немного настораживают. Стоит прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть эти слухи.

Даты, параметры, зодиак

Николай Максимович Цискаридзе - ведущий артист отечественного балета и педагог (как сказано в википедии) появился на свет в столице Грузии. Тогда республика еще входила в состав СССР. Биография его началась в последний день уходящего 1973 года. По знаку Зодиака Николай - Козерог, по восточному гороскопу - Бык.

Артист имеет высокий рост - метр 83 см, а вес его небольшой, как и подобает тем, кто связал жизнь с балетом - 58 кг. Николай обладает настоящей восточной внешностью - черными глазами, густыми бровями и жгуче-черными волосами.

Детство

Николаю посчастливилось родиться в семье интеллигентов: отец был скрипачом, а мать - ученым-физиком. Интересно, что бабушка работала актрисой и была француженкой. Мать часто водила сына в театр, потому что любила искусство. Так Коля с раннего возраста приобщался к миру прекрасного.

Ему повезло с няней, которая часто читала классику (Шекспира, Л. Толстого). Мальчику очень понравился фильм «Ромео и Джульетта» режиссера Ф. Дзеффирелли.

С малых лет у Коли была прекрасная пластика, ему нравились танцы. Он посещал хореографическую школу. Однажды мальчик попал на спектакль кукольного театра С.Образцова. Это произвело на него большое впечатление, мальчик даже самостоятельно изготовлял куклы и готовил спектакль. Но основной любовью все же оставались танцы.

С детства Коля был очень артистичен, он любил собирать вокруг себя публику, читать им стихи. Было ясно с ранних пор, что этот ребенок станет артистом. Так получилось, что родители разошлись, и мальчика воспитывал отчим, по национальности армянин.

Николай рассказывал, что в детстве он был очень целеустремленным и упрямым, в хорошем смысле этого слова. На него никогда не давили, единственная проблема была с едой. Мальчик очень плохо ел (наверно предвидел, что ему в будущей профессии понадобится идеальная фигура).

И когда ему ставили ультиматум: «Не встанешь из стола, пока не съешь!», он сидел до последнего, но не ел. Наверно эта черта помогла ему добиться многих высот в жизни, всегда достигать своей цели.

Мама с малых лет водила сына в высшие артистические круги, где Николай «вживую» мог видеть настоящих знаменитостей (Н.Брегвадзе, С.Чиаурели, К.Махарадзе, С.Параджанов и др.) Так что он с детства был знаком с миром богемы, видел, как они общались, как себя вели.

Учеба

В возрасте одиннадцати лет Николай Цискаридзе поступил в хореографическое училище в Тбилиси. У мальчика сразу был замечен незаурядный талант, поэтому сомнений не было, что ему надо продолжать учебу в столице.

В Москве также высоко оценили не только внешние данные будущего великого артиста (его длинные и тонкие щиколотки, прекрасный выворот стопы и т. д.), но и талант танцора.

Николай имел высокий рост в сочетании с легкостью, мог высоко прыгать. Сам он вспоминал, что в Грузии ему делали комплименты только насчет красивых глаз, а здесь оценили творческие способности. Это послужило для поднятия его самооценки, что немаловажно для начинающего артиста.

Но немногие знают, что в Московское хореографическое училище будущего Народного артиста взяли не сразу, а только с третьего раза.

Николай говорит, что вежливость, в которой он был воспитан своей мамой, немного мешала ему в начале жизни в столице. Он вспоминает, что мама его научила пропускать вперед женщину, здороваться со всеми и. д. Но в общей среде училища это было не принято. Над ним смеялись, когда он здоровался приветливо со всеми, встречающимися в помещении людьми, поднимал бумажку с пола, кем-то оброненную. Но он был так воспитан!

Учителем будущего знаменитого танцора стал известный педагог и артист Пестов П.А. Николай получил много полезного от своего преподавателя. Он говорил, что всегда будет благодарным ему за то, что он научил его быть мужественным и стойким, исполнять свою роль добросовестно до конца, даже если почувствует, что умирает.

В довольно раннем возрасте, во время учебы в школе мальчику доверяли весьма серьезные партии из балетов.

Николай исполнял партии во время учебы:

  • солиста в «Классической симфонии» (Первая симфония Прокофьева);
  • па-де-де в «Эсмеральде» Ц.Пуни;
  • па-де-де в «Фестивале цветов в Дженцано» Э.Халстеда и др.

Его талант оценили по достоинству профессионалы, и вскоре юноше вручили стипендию «Новые имена».

Начало карьеры

Цискаридзе окончил обучение в 92-м году, после чего незамедлительно был взят в труппу Большого театра. Одновременно с этим молодой человек учился в хореографическом институте, который окончил в 96-м году со специальностью: педагог, артист балета. Он говорил, что он очень благодарен своим наставникам.

Ими были:

  • Н.Р.Симачев;
  • М.Т.Семенова;
  • Г.С.Уланова.

Знаменитая балерина Галина Уланова стала его самым лучшим другом, а не только наставником. Так получилось, что после гибели его матери никого ближе для Николая не было, чем эта великая балерина. Она словно заменяла ему рано ушедшую мать, дарила материнское внимание и любовь.

Ей он остался очень благодарен. Интересен факт, что чем старше становилась эта замечательная балерина, тем быстрее она танцевала! Николай говорит, что никто даже не догадывался, сколько же ей лет.

Вначале он участвовал в кордебалете, но потом ему доверили серьезные роли.

Сначала это были партии:

  • Французская кукла в «Щелкунчике»;
  • Конферансье в «Золотом веке»;
  • Солист в «Ромео и Джульетте»;
  • Солист вальса в «Лебедином озере».

Но вскоре уже он стал играть более ответственные роли в тех же спектаклях:

  • Щелкунчик-принц;
  • Меркуцио в «Ромео и Джульетте»;
  • Ротбарт в «Лебедином озере».

Его труд был по достоинству оценен, в 95-м году он получил серебряную медаль на Международном конкурсе молодых танцоров Японии. А спустя два года он уже победил на Международном конкурсе в России.

Взлет, популярность

После этого карьера артиста пошла заметно в гору. Ему доверяли исполнять основные партии, его стали приглашать в другие театры в нашей стране (Мариинский театр) и за границей (Парижская национальная опера, Латвийская опера, Японский театр и др.) Взлет его карьеры пришелся на начало нового века. Об этом танцоре стали много говорить, к нему пришла небывалая популярность.

В основном своему успеху Цискаридзе обязан идеальным физическим данным: природа наградила его всем, что требуется настоящему танцору. Он имеет высокий рост, тонкие и длинные щиколотки, изящные руки, хороший выворот стопы. Но неправильно было бы только в этом видеть залог его популярности. Во многом успех этого артиста зависел от его необычайного трудолюбия, выдержки, терпения, самопожертвования.

Все знают, насколько труден путь танцора. Они должны по нескольку часов в день тренироваться до пота и изнеможения. Часто на тренировках им становится плохо. Кроме того, они всю жизнь вынуждены придерживаться строгой диеты, ограничивать себя в сладостях, чтобы не набрать вес. Вот от этого каждодневного труда и зависела популярность Цискаридзе.

В начале века он уже исполнял основные роли в спектаклях:

  • Принц Зигфрид в «Лебедином озере»;
  • Солор в «Баядерке»;
  • Германн в «Пиковой Даме» (постановка Пети);
  • Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» и др.

В первый год нового века ему было присуждено звание Народного артиста страны, несмотря на его молодость. Ведь танцору было тогда всего 27 лет! Но после этого он не «расслабился», а продолжал усердно трудиться. Николай много гастролировал в составе труппы Мариинского театра.

Его творчество и талант был замечен за рубежом. Артиста приглашали в знаменитый театр Ла Скала, в американский театр, в Театр Елисейских полей в Париже, в Лондонский театр «Колизей» и др.

Все было хорошо до рокового 2013 года. Тогда состоялся немалый конфликт между руководителями Большого Театра и танцором. Во время ремонта Николай заметил, что работники заменяют дорогостоящие детали отделки совсем дешевыми.

Попросту говоря, кто-то решил сэкономить на этом ремонте, а от глаз ревностного артиста это не скрылось. Николай не стал молчать, как остальные, и решил сообщить об этом куда следует. Тут же произошла немалая ссора с руководством, артиста даже вызывали в Следственный комитет.

Он выступил на телевидении, обсуждая этот конфликт, и в заключение признался, что, скорее всего, ему недолго осталось работать в Большом. Так и произошло: в конце 2013 года его уволили по причине окончания трудового договора, продлевать который отказалось руководство.

После этого артиста неожиданно назначили на должность ректора Питерской балетной академии. Прежний руководитель был спешно уволен. Многие утверждали, что в этом событии заслуга высоко стоящих особ. И действительно, выяснилось, что в этом «виновата» супруга руководителя «Ростеха.

На самом деле, такое спешное назначение постороннего человека на пост руководителя Академии нарушает устав этого учебного заведения. Перед этим человек должен проработать не менее трех лет в Академии, знать, как говорится, всю изнанку.

И хотя Николай пренебрег установленными правилами, он проявил себя наилучшим образом на руководящем посту. К моменту его появления вся обстановка в Академии была плачевной: учителя курили при детях, окна ни в одном классе не открывались, постановочная программа вызывала недоумение.

Николай изменил многое в уставе: запретил учителям курить в присутствии учеников, а им запретил на уроках применять гаджеты (на переменах - можно).

Педагогическая деятельность нравится Николаю, но он говорит, что это большая ответственность, в том числе и материальная. На вопрос: жалеет ли он, что оставил сцену, в своем интервью на канале «Культура», танцор ответил отрицательно. Во-первых, он уже чувствовал, что силы не те. На одном из выступлений Николай вдруг заметил, что вместо того, чтоб бежать, он просто идет. Тогда артист сам себе сказал, что это начало конца.

Личность и характер

Николай - весьма разносторонне развитая и интересная личность. Из его интервью можно сделать вывод, что обладает высокой требовательностью к себе, большими принципами. Например, он заявил, что человек, который не держит свое слово, кажется ему подлецом.

Артист с детства был воспитан хорошим манерам, научен честности и ответственности. Николай начитан, имеет широкий кругозор и богатый словарный запас. С ним очень интересно беседовать.

Видно из разговора, что это - всесторонне развитая и нравственно-богатая личность. Когда его спросили, гордится ли он собой, артист ответил, что это - бесполезно, не приносит никакой пользы. Сколько ни гордись, на сцене не будет поблажек никому, и сразу будет заметно: занимался ли артист.

Если в драматических спектаклях артист забудет слова, он может сделать паузу, ему могут подсказать текст. Но если ты оплошаешь в балете, подсказок не может быть, и артист просто упадет носом в пол. Так что от гордости мало проку здесь.

Цискаридзе не скрывает, что довольно строг в отношении с учениками, потому что только так можно воспитать будущих настоящих артистов. Он вспоминает, что мать его воспитывала в строгости, могла даже выпороть ремнем за непослушание.

Характер Николай имеет волевой, честный, упорный, это причина его успеха. Кстати, он мог бы промолчать во время ремонта Большого театра, и до сей поры танцевать на сцене. Но он выбрал честность и принципиальность.

Николай - человек утонченный, имеющий высокий духовный уровень.

Личная жизнь

Это, пожалуй, самая интересная тема, поскольку личная жизнь Николая Цискаридзе интересует многих его поклонников. Официально он заявил, что никогда не был женат, и детей не имеет. Тогда и появились сплетни относительно его ориентации. Тем более что в интернете можно часто встретить фото Николая, одетого в пачку или длинное женское платье. Насчет богатого применения косметики тоже много разговоров.

Но ни подтверждения тому, ни опровержения Николай не дает. Единственное, что он открыл, ему некогда было всегда думать о браке. Даже испытывать глубокие чувства он себе не позволял, принося всего себя в жертву искусству. Так что тихая семейная жизнь - не для него.

Но он поддерживает тесную дружбу со своей двоюродной сестрой - Вероникой Ицкович. Она работает хореографом, замужем за Егором Дружининым. Николай является крестным их дочки.

На вопрос: есть ли у него дама сердца, он отвечать не собирается. Но ходят слухи о его романах с известными балеринами: Эльзой Лиепой, Анастасией Волочковой и др. Имеются их совместные фото в обнимку, хотя это мало о чем говорит.

Образ жизни

Поскольку Николай имеет большую загруженность, у него мало времени остается на досуг. О его увлечениях мало что известно. Но, хотя, он давно оставил сцену, Николай имеет поднятую фигуру. Видно, что он не расслабился, а продолжает соблюдать диету, ведет активный образ жизни. Также заметно, что он много читает книг, многим интересуется.

Кроме того, Цискаридзе является ревностным православным христианином. Он признался в своем интервью, что живет напротив Никольского собора, куда часто заходит для молитвы, даже перед началом рабочего дня. Ни одного спектакля не было, чтобы перед ним он не помолился в этом храме.

Это, конечно, говорит, о высокой духовной нравственности артиста. Но когда он стал работать ректором, у него мало времени остается на молитву, и он жалеет об этом.

Еще артист ведет активную общественную деятельность. В прошлом году он выступал в поддержку президента России, а в текущем года Николай стал его доверенным лицом на выборах.

Участие в разных проектах

Цискаридзе принимал участия во многих конкурсах, концертах. Кроме того, он немало гастролировал в России и заграницей.

Его можно было видеть в различных городах:

  • в Париже («Шопениана»);
  • в Нью-Йорке («Жизель»);
  • в Каннах («Послеполуденный отдых Фавна»).

Николай танцевал в Фестивале российского искусства в Париже, в проекте «Звезды двадцать первого века» в Нью-Йорке, в фестивале искусств «Черешневый лес» и др. Еще он снимался в фильмах: «Бенефис Николая Цискаридзе», «Пиковая дама» (балетмейстер Пати) и др. Он даже снялся в «Ералаше», где сыграл самого себя.

В 99-м году был снят документальный фильм о его творчестве «Николай Цискаридзе. Быть звездой». Долго можно перечислять все его труды, но это уже - материал для отдельной статьи.

Жизнь сегодня

В настоящее время Николай занимается преподавательской деятельностью. О Цискаридзе новости на сегодня можно узнать из социальных сетей и СМИ. Насчет сомнительного фото с девушкой в белом платье и слухов о женитьбе, было пояснение, что это его ученица.

Фото было сделано на выпускном вечере, поэтому девушка в красивом платье. Она просто пожелала сняться со своим преподавателем, но это вовсе не означает, что они поженились.

Лучшие роли

Самыми выдающимися ролями Николая были главные роли в балетах:

  • «Жизель»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Пиковая дама».

Хотя, конечно, все его работы были замечательными. Везде артист выкладывался «на полную», не жалея себя.

Самые значительные награды

У артиста много наград, самые важные из которых:

  • «Орден Дружбы»;
  • Орден искусств и литературы;
  • Народный артист России и Северной Осетии;
  • Орден св. равноапостольной Нины;
  • Премия «Золотая маска»;
  • премия «Триумф».

И другие награды, которые он заслужил талантом и упорным трудом.

Аккаунты в соцсетях

Николай Цискаридзе в инстаграм и других соцсетях не имеет своих страниц. Кумир многих предпочитает не представлять свою жизнь на обозрение. Однажды к нему подошла радостная девушка и заявила: «Ну, я приехала!» Он не понял и попросить разъяснить, в чем дело, ведь он ее впервые видит.

Николай Цискаридзе
груз. ნიკოლოზ ცისკარიძე
Имя при рождении: Николай Максимович Цискаридзе
Дата рождения: 31 декабря 1973
Место рождения: Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
Профессия: артист балета, балетный педагог
Гражданство: СССР→ Россия
Амплуа: премьер
Театр: Большой театр (1992-2013)

Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси) - российский артист балета, премьер Большого театра. Народный артист России (2001). Дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003). Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011).

Был поздним ребенком - маме Николая Цискаридзе на момент его рождения шел уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, которая некоторое время до замужества была актрисой. Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве он очень тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно - очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями.
В 1984 году Цискаридзе поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял все классические Pas de deux, среди которых pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и «Классическое па-де-де» В. Гзовского.
По окончании Московской академии хореографии в 1992 году, по приглашению Ю. Н. Григоровича, Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где вначале станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии, среди которых: Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Ролан Пети специально для Цискаридзе создал роль Германна в «Пиковой даме», поставленной на сцене ГАБТ. Затем Николай Цискаридзе занял положение премьера.

Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.Он начинал готовить свои первые роли с Г. С. Улановой и Н. Р. Симачёвым, а далее занимался с М. Т. Семёновой и Н. Б. Фадеечевым.
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: «Видение Розы» в постановке М. Фокина, «Нарцисс» в постановке К. Голейзовского, «Кармен. Соло» в постановке Р. Пети, «Падший ангел», поставленный специально для него Борисом Эйфманом.

Н. Цискаридзе был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006-2009). Много гастролирует по всему миру, имеет многочисленные звания и награды. Живёт и работает в Москве.

Участвует в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимается педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где постоянно ведёт хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

В марте 2013 года в эфире Первого канала выразил опасения по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины.
С 1 июля 2013 года Николай Цискаридзе больше не будет работать в Большом театре, так как его контракт не был продлён.

Семья Николая Цискаридзе

Мать Николая Цискаридзе - Ламара Николаевна Цискаридзе , ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси
Отец Николая Цискаридзе - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако воспитывался отчимом.
Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком

В детстве, до приезда в Москву, все домашние и друзья звали Николая Никой.
Фамилия Цискаридзе, с грузинского - первая звезда либо заря.
Любимая детская сказка - Русалочка Андерсена.

Общественные взгляды
В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе «Познер» на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР. Николай Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия лидерство в области театрального искусства.
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, - пояснил он. - И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, все деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, - предположил Николай Цискаридзе. - Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
В ноябре 2011 года выступил с резкой критикой проведенной реставрации Большого театра.

Партии в спектаклях

обе главные мужские роли попеременно: принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (2001)
Ферхад в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Н. Григоровича (2002)
Король в «Лебедином озере» В. Васильева (1996)
Таор в «Дочери фараона» П. Лакотта
Злой гений в балете «Лебединое озеро» 2001, Большой театр, Москва
Герман в балете «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
Юноша в балете «Юноша и смерть» Р. Пети, (2003)
Солор в «Баядерке» (Мариинский театр, 2003)
Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» в постановке Р. Пети (музыка M. Жарра, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго) (ГАБТ, 2003)
Фея Карабос в «Спящей красавице» (ГАБТ, 2004)
Тезей/Оберон в балете «Сон в летнюю ночь» Д. Нормайера (ГАБТ, 2004)
Хореографическая партия Смерти в российской версии мюзикла «Roméo & Juliette» («Московская оперетта», 2004-2006)
Синий бог в одноимённом балете, антреприза Фонда М. Лиепы (2005)
Полифем в одноимённом спектакле Московского театра «Тень» (2005)
Фавн в миниатюре «Послеполуденный отдых Фавна» В.Нижинского, антреприза Фонда М.Лиепы (2007)
Конрад в «Корсаре» в хореографической редакции А.Ратманского и Ю.Бурлаки (2007)
Учитель в «Уроке» Ф.Флиндта (2007)
Люсьен д’Эрвильи в Grand Pas Classique из балета «Пахита» в редакции Ю.Бурлаки (2010)

Звания Николая Цискаридзе

1997 г. - Заслуженный артист Российской Федерации
2000 г. - Член Союза театральных деятелей России
2001 и 2003 г. - Лауреат Государственной премии России за исполнение главных ролей в спектаклях «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Раймонда», «Пиковая дама»
2001 г. - Народный артист Российской Федерации

Награды Николая Цискаридзе

1992 г. - Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена»
1995 г. - Серебряная медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в г. Осака, Япония
1995 г. - Приз журнала «Балет» «Душа танца» по номинации «Восходящая звезда»
1997 г. - Первая премия и Золотая медаль на VIII Международном конкурсе артистов балета в Москве и Персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»
1997 г. - Диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 г.»
1997 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
1999 г. - Приз «Benois de la dance» по номинации «Лучший танцовщик года»
2000 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
2000 г. - Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
2000 или 2002 г. - Премия «Danza & Danza» в номинации «Best etoile», Италия
2001 г. - Звание «Народный артист Российской Федерации»
2001 г. - Лауреат Государственной премии России
2003 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль» за партию Германа в балете «Пиковая дама»
2003 г. - Орден Чести (Грузия)
2003 г. - Премия «Триумф»
2003 г. - Лауреат Государственной премии России
2006 г. - Кавалер французского Ордена искусств и литературы
2006 г. - Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Фильмография Николая Цискаридзе

1998 - «Николай Цискаридзе . Быть звездой…» - документальный фильм, 1998 г., 26 мин., режиссер Никита Тихонов

Библиография Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе . Мгновения. - М., 2007, П. Юргенсон, 320 с., илл. ISBN 978-5-9720-0038-8
Нина Аловерт. Николай Цискаридзе: «Полёта вольное упорство…». - М., 2010, Театралис, 375 с., илл. ISBN 978-5-902492-17-7

Личная жизнь Николая Цискаридзе всегда была объектом всеобщего внимания. В свои 44 года танцор до сих пор не женат и не имеет детей. Цискаридзе является артистом балета, что вместе с отсутствием у него супруги породило множество слухов о его нетрадиционной ориентации.

Для Николая на первом месте всегда был балет. Он часто признавался, что семья и ребенок будут только мешать в построении карьеры, а потому пока не время для этого. Даже в свои 44 года Николай пока не нашел ту самую женщину, с которой готов провести всю оставшуюся жизнь. Поэтому в желтой прессе часто мелькают заголовки о нетрадиционной сексуальной ориентации танцора, которые Николай называет глупостью и выдумками.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: причины подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации артиста балета

Артист балета Николай Цискаридзе в свои 44 года никогда не был женат, информирует сайт. Его не часто встретишь вместе с девушками, да еще и профессия у него – артист балета. Это в совокупности порождает слухи о его нетрадиционной ориентации. Особенно часто заголовки с таким названием появляются в желтой прессе, что Николая вызывает лишь ироническую улыбку.

Сам Николай очень часто заявлял, что не женат и не имеет детей только по той причине, что в его сердце самое главное место занимает балет. Все остальное будет только мешать, как в тренировках, так и в построении карьеры.

В интервью Николай часто заявлял, что планирует жениться и стать отцом, но пока не нашел ту женщину, которая бы соответствовала его жестким требованиям.

Артист балета утверждает, что отношений с противоположным полом у него было не мало, но он очень бережно относится к своей личной жизни и не любит выставлять ее на показ публике. Как и рассказывать истории о своей несчастной любви, чтобы его пожалели.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: биография российского артиста балета

Будущая звезда балета Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Мама мальчика работала учителем физики. Папа мальчика был скрипачом, но участия в воспитании ребенка не принимал. Воспитывал Николая отчим. Из-за постоянной занятости на работе мамы, воспитанием Николая занималась няня.

С ранних лет Николая водили на различные театральные постановки, а любимым произведением мальчика стал балет «Жизель». Родители Цискаридзе не одобряли его увлечение балетом, они хотели, чтобы он впоследствии стал педагогом.

В 10 лет Николай принял решение поступить в Тбилисское хореографическое училище и сам написал заявление о приеме. Но, даже такой поступок не нашел понимания со стороны матери Цискаридзе. На помощь Николаю пришли преподаватели хореографического училища, убедив родителей мальчика.

Через 3 года Николай переезжает в Москву и поступает в Московское академическое хореографическое училище. Которое заканчивает в 1992 году в звании лучшего ученика класса.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: травма артиста после которой он все-таки смог вернуться в балет

В 2003 году Николай Цискаридзе получил травму колена на сцене Парижской оперы. Он был доставлен в больницу где ему был сделан рентгеновский снимок, взглянув на который местные врачи пришли в ужас. На снимке было четко видно, что у Николая перетерлись крестообразные связки коленного сустава.

По словам Цискаридзе, у него заниженный болевой порог, поэтому он не сильно обращал внимание на дискомфорт в колене, который мучал его больше года.

Николаю была сделана операция, которая прошла успешно, но сроки восстановления оказались очень большими. Целый год Цискаридзе провел без балета. Обычно после такой травмы шансы вернуться на сцену невелики. Но Николай, который все жизнь посвятил балету не мог сдаться. И уже в Мариинском театре в балете «Манон»

Цискаридзе рассказал, что никогда не знал родного отца. Мальчика воспитывали мама, которая привила Николаю любовь к балету, и няня. Ламара Николаевна не скрывала от сына подробности его судьбы, поэтому он никогда не назвал отчима папой.

«Отчим появился в моей жизни, когда я еще не разговаривал. Мне сразу объяснили, что я родился от другого мужчины. Как это случилось, мама, конечно, не говорила. Она с такой легкостью умела перевести разговор... Я же у нее появился, когда ей было 43 года. Она меня приучила с детства к дорогим вещам. Мама хотела быть всегда молодой, поэтому я называл ее по имени. В семье все работали, все пахали с утра до вечера. Так как я родился поздно, бабушки умерли, меня воспитывала няня. Это была фантастическая женщина. Уже повзрослев, я понял, что она мне не родная. Няня была настоящей киевлянкой, мой первый язык - украинский», - поделился Николай.

Цискаридзе рассказал, что советские врачи ставили Ламаре Николаевне диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила в храм. «Как-то мама пришла в церковь, она была очень верующая, там какая-то бабушка рассказала ей, что в горах есть разрушенный храм, состоящий из одной стены, на ней - изображение девы Марии», - объяснил Цискаридзе.

Пожилая женщина наказала Ламаре Николаевне отправиться к стене и попросить у высших сил ребенка. «Она туда пошла, попросила... Потом мамин гинеколог меня все время называла чудом», - добавил артист.

Николай отметил, что мама обладала необычными способностями, она умела гадать. По словам артиста, сам он скептически относился к предсказаниям Ламары Николаевны, однако перед экзаменами во время учебы в училище всегда спрашивал у нее номер билета. Мама звезды ни разу не ошиблась.

Дату своей смерти Ламара Николаевна также знала заранее. Последние месяцы она провела в больнице: у нее случился инсульт. Николай настоял, чтобы родительница прошла полное обследование в клинике. Женщина разговаривала с сыном перед уходом. Артист поведал, что его шокировало, когда он увидел маму в морге.

«У нее был свежий маникюр. Я тогда подумал: «Господи, какие услуги в морге?!» Оказывается, мама знала, что она на днях уйдет и попросила санитарок позвать маникюршу в реанимацию… Сделать ей маникюр и педикюр. Я ни разу не видел маму без макияжа или с неухоженными руками. Поэтому я всегда первым делом, знакомясь с человеком, смотрю на его руки», - отметил Николай.

Связанные новости

45-летний Цискаридзе собирает деньги на свои похороны

Цискаридзе разрешат ненадолго вернуться в Большой театр

Николай Цискаридзе встретился в студии «Секрета на миллион» с названной сестрой и дочерью

Starhit.ru

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Осенью 2019 года 19-летний студент актерского факультета МосГУ . В Сети Акперов стал публиковать фотоколлажи с изображением себя и знаменитого артиста, показывая явное внешнее сходство. Акперов утверждает, что Цискаридзе знал о его существовании и сознательно бросил его. Обращаясь к звезде, Тимур заявил: «Ты меня кинул, ты даже не поинтересовался мной! Прошло 19 лет и за эти 19 лет ты не пытался меня найти, ты очень хорошо знал и до сих пор знаешь, что у тебя есть сын!». По словам Тимура, он до сих пор не может простить отца, однако это не мешает ему испытывать к Николаю теплые чувства: «Да, у меня к тебе есть очень большая обида, но, несмотря на все это, я очень рад, что у меня отец есть! Я безумно рад этому!».

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона