IQ и шахматы. Влияние шахмат на интеллект Интеллект шахматы

«Шахматы — это муки разума»

Гарри Каспаров

Шахматы . Когда же появилась эта великолепная и бессмертная игра? Начиная с VII века в Персии уже появились сообщения об этой игре, пришедшей из далекой Индии.

В Персии эта игра именовалась шатранж . На персидском языке «шах» - это король, и при атаке на короля игроки произносили: шах! Говорят, что само название «шахматы» в дальнейшем произошло именно от слов Шах и от фразы «шах мат», означающей: правитель, король умер. Историки утверждают, что родоначальником Шахмат является Индия, где сохранилось много свидетельств тому, начиная с VI века. В Древней Индии это была игра войск. Там были конница и пехота, а также слоны и колесницы (ладья).

Самое подробное описание шахмат - это Персидская книга , в которой очень подробно описывается, как индийцы преподносили дары Персидскому царю Хосрову I Анушировану. Там описывали все ценные дары и очень подробно — дорогие шахматы и точная инструкция по их использованию. Какая фигура как ходит и как называется. Говоря современным языком, полная инструкция для чайников. Этот царь правил в Персии в период 531-579 годов. Персидский поэт Фирдоуси, чьи письмена сохранились в большом количестве до наших дней, в одной из своих поэм как раз описал, какую занимательную игру подарил благодарный индийский народ великому правителю Персии. Это была игра-сражение между черной и белой армиями, где выигрывал умнейший.


Доска для нард и шахмат. Сирия 19-й век. Хранится в музее

То есть относительно шахмат, в отличии от не менее древней игры Нарды , происхождение подтверждено документально. А вот про нарды не совсем. Но всем известная легенда гласит, что нарды — это был ответ Персидского царя на подаренные ему шахматы. Индийские мудрецы были уверены, что Персы не смогут разобраться в шахматах и будут посрамлены, но персидский мудрец Вазургмихр (Бузург-Михр) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не смогли разгадать за 40 дней. Бузург-Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру - нарды. Трудно сказать, так ли это, но открыв Википедию, вы увидите именно эту древнюю легенду.

Шахматы неумолимо двинулись по всему миру, и к IX веку они попали в Европу, вначале это была Испания, затем и дальше — Португалия, Франция. В периоды завоевания разных стран государствами Европы туда же двигались и шахматы. Ведь должны же были люди чем-то коротать время вдалеке от дома.

Из века в век шахматы всё время менялись, менялись правила и ходы. Но, что интересно, доска и цвет фигур оставались неизменными с VI века.


Дизайн современный, клетки те же

Так, Королева или Ферзь сегодня — самая сильная фигура на доске. НО, изначально она не была королевой, даже на сленге. Фигура именовалась Ферзь и он был весьма слабый товарищ. Он мог передвигаться не более одной клетки по диагонали, позже на две клетки, затем всё дальше и дальше. Сегодня эта фигура имеет два имени и она может двигаться по диагонали, по горизонтали, и по вертикали. В общем, трансформация в лучшем виде. Вероятно, это отражало и правила игр придворных домов всего мира.

По обыкновению, первоначально Церковь к шахматам отнеслась негативно. При этом, как по волшебству, в этом все конфессии были солидарны. Как мало надо, чтобы мнения сошлись — запретить! Католические кардиналы запрещали эту игру, польские короли под их давлением принимали государственные указы по запрету шахмат. Вот ведь дела государственной важности — шахматы! На Руси также была запрещена игра в шахматы. 1262 год и кормчая книга подтверждают серьезность государства в этом вопросе. Провинившемуся грозило отлучение от церкви. Во как! Но, как всегда, запрет запретом, а всё духовенство играло в шахматы. Неоспорим тот факт, что Иван Грозный играл и уважал шахматы. Есть легенда, что он умер прямо за шахматной доской. А его шахматы выставлены сегодня в музее.

Но, всё-таки мракобесие проходит, и с XVI-XVII веков шахматы уже стали собирать целые клубы, и люди объединялись в шахматные лиги, клубы. Первый международный матч прошел уже в 1821 году.

Контроль времени в шахматных партиях появился к середине XIX века. Кстати, без этого было много курьезов, связанных с отсутствием четкого временного отрезка для игры. Изначально шахматные партии играли без часов. Конечно, игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году, во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». Это стало вопросом номер один для турниров, и тогда ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, их изобрел британец Томас Уилсон.

*Число Шеннона — это минимальное количество неповторяющихся шахматных партий. Его вывел американский математик, взяв за основу то, что после сделанных трех ходов каждого игрока существует девять миллионов возможных позиций, и даже больше.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10 79 , а число уникальных шахматных партий составляет 10 120 .

Кто смог бы запретить такое? Эта игра вечна, сегодня шахматные клубы - это интеллектуальная элита.

Многие известные умы человечества не просто играли в шахматы, они обожали эту игру. Конечно, сегодня это и бизнес, и игра, и интеллект. Например, сами шахматы производят из хрусталя, дерева, камня, драгоценных камней и т.д. Но из чего бы не были сделаны фигуры и доска, правила пока неизменны. Никто не может гарантировать, что они вечны вместе с шахматами. Но это движение времени, и следующие 1500 лет люди все еще будут играть в эту прекрасную битву черных и белых.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

11 мая 1997 года в Эквитабл‑центре в пригороде Манхэттена Гарри Каспаров, который с 1985 года был чемпионом мира по шахматам, сдался всего лишь после 19 ходов в последней игре матча, состоявшего из 6 партий, в котором он играл против Deep Blue , шахматного компьютера, разработанного инженерами IBM.

Это было второе поражение Каспарова в матче: он выиграл одну игру; три другие окончились вничью – это означало, что он проиграл весь матч и, что еще важнее, лишился своего неофициального титула «лучшего шахматного мозга на всей планете», по словам репортера New York Times , присутствовавшего при этом событии.

В шахматном мире и за его пределами разыгрались грандиозные споры о том, что означает поражение Каспарова. (За несколько дней до матча журнал Newsweek опубликовал большую статью, на обложке красовалось название, которое дал журнал этому матчу – «Последний оплот человеческого мозга».)

На мрачной послематчевой конференции Каспаров сказал, что он стыдится своего проигрыша и озадачен необыкновенными способностями Deep Blue . «Я – всего лишь человек, – вздохнул он. – Когда я вижу перед собой что‑то, намного превосходящее мое понимание, я начинаю бояться».

Для многих людей триумф Deep Blue символизировал не только вызов человеческому мастерству в шахматах, но и экзистенциальную угрозу уникальному интеллекту нашего биологического вида. Это как если бы школа дельфинов сочинила великолепную симфонию.

Действительно, умение играть в шахматы довольно долго считалось символом гибкости мозга: чем ты интеллектуальнее, тем лучше играешь в шахматы, и наоборот. В своей вышедшей в 1997 году книге «Гений в шахматах» британский гроссмейстер Джонатан Левитт вывел точное математическое соотношение между IQ и шахматными талантами, назвав его равенством Левитта:

Elo ~ (10 x IQ) + 1000

Сочетание Еlo обозначает турнирный рейтинг игрока – и в своем равенстве, объяснял Левитт, он имел в виду самый высокий рейтинг, которого игрок может достигнуть «после многих лет участия в турнирах и изучения шахмат». (Забавная закорючка после слова Elo означает приблизительное равенство.) Так что если у вас среднестатистический IQ, равный 100, то, по вычислениям Левитта, высший рейтинг, на который вы когда‑либо можете надеяться, будет равен 2000. IQ, равный 120, может потенциально добыть вам 2200 очков. И так далее.

Но не все принимают предпосылку о том, что шахматные таланты тесно и непосредственно связаны с чистым IQ. Джонатан Роусон, молодой шотландский гроссмейстер, который написал несколько провокационных книг о шахматах, называет равенство Левитта «совершенно неверным».

Роусон говорит, что наиболее важные таланты в шахматах вообще не имеют отношения к интеллекту; это таланты психологические и эмоциональные .

«Большинство ведущих академических трактатов по шахматам упускают из виду то, что является важнейшими составляющими мышления и чувствования шахматного игрока, – писал Роусон в своей книге «Семь смертных шахматных грехов» (The Seven Deadly Chess Sins ). – Их вина в том, что они воспринимают шахматы как почти исключительно когнитивное занятие, где выбор ходов и понимание позиций опирается только на основу ментальных паттернов и умозаключений».

Две наиболее важные управляющие функции – это когнитивная гибкость и когнитивный самоконтроль. Оба эти навыка занимают центральное место в той подготовке, которую Шпигель дает своим ученикам.

В реальности же, писал он, если вы хотите стать великим шахматистом или пусть даже просто хорошим, «ваша способность распознавать свои эмоции и находить применение им до последней капли так же важна, как и способ вашего мышления».

В ходе шахматных занятий в IS 318 и в послеигровых инструктажах учащихся во время турниров Элизабет Шпигель часто передает своим питомцам специфическое шахматное знание: как заметить разницу между славянской и полуславянской защитой; как определить сравнительную ценность слона, передвигающегося по белым полям, и слона, передвигающегося по черным.

Но бóльшую часть времени (и это поразило меня, пока я наблюдал за ее работой) то, что она делала, было намного проще – и одновременно намного сложнее: она учила своих учеников новому способу мышления . Ее методология тесно связана с метакогнитивными стратегиями, которые изучал Мартин Селигман и преподавала Анджела Дакворт. А мне ее система показалась неразрывно связанной еще и с исследованиями, которые проводят неврологи в области управляющих функций – тех ментальных способностей высшего порядка, которые сравнивают с контрольным центром авиадиспетчеров в мозгу.

Две наиболее важные управляющие функции – это когнитивная гибкость и когнитивный самоконтроль. Когнитивная гибкость – это способность видеть альтернативные решения задач, думать «за пределами ящика», вести переговоры в незнакомых ситуациях. Когнитивный самоконтроль – это способность подавить инстинктивную или привычную реакцию и заменить ее более эффективной, но менее очевидной.



Оба эти навыка занимают центральное место в той подготовке, которую Шпигель дает своим ученикам. Чтобы побеждать в шахматах, говорит она, необходима высокоразвитая способность видеть новые и отличные от прежних идеи. «Какой особенно творческий, ведущий к выигрышу ход вы просмотрели? Какой потенциально гибельный ход своего противника вы слепо игнорируете?»

Она также учит своих подопечных сопротивляться искушению сделать напрашивающийся привлекательный ход, поскольку такой тип ходов (как выяснил Себастьян Гарсия) часто ведет к возникающим далее проблемам.

– Обучать шахматам – значит, обучать тем привычкам, которые связаны с мышлением, – объясняла мне Шпигель, когда я присутствовал на ее занятиях. – К примеру, как понимать свои ошибки и как научиться лучше осознавать свои мыслительные процессы.

До того как стать учительницей шахмат в IS 318 , Шпигель преподавала восьмым классам английский язык, и в этом качестве, как она сама говорит, была полной катастрофой. Она преподавала основы сочинения так же, как анализировала шахматную игру Себастьяна: когда студенты сдавали ей письменные работы, она проходила по каждой работе, предложение за предложением, с каждым студентом, задавая вопросы: «Ну, ты уверен, что это наилучший способ сказать то, что ты хочешь сказать»?

– Они смотрели на меня, как на безумную, – говорила она мне. – Я сочиняла им длинные письма по поводу того, что писали они. У меня уходил целый вечер на разбор шести или семи работ.

Пусть преподавательский стиль Шпигель не слишком подходил для занятий английским языком, зато ее опыт преподавания английского помог ей лучше понять то, что она хотела делать в классе шахмат.

Вместо того чтобы следовать шахматной программе, расписанной на весь год вперед, она решила, что будет составлять свой учебный календарь «на ходу», планируя уроки исключительно на основе того, что ее ученики уже знали, и, еще важнее, того, что они не знали.

К примеру, она как‑то взяла своих учеников на шахматный турнир – и заметила, что многие из них «подвешивают» фигуры (это означает, что они оставляли свои фигуры незащищенными, делая из них легкие мишени). В следующий понедельник она посвятила урок тому, как не «подвешивать» фигуры, реконструируя проигранные игры на зеленых учебных досках, висящих на крюках перед всем классом. Снова и снова она разбирала игры своих учеников, и индивидуально, и целым классом, досконально анализируя, где игрок пошел неправильно, где он мог пойти по‑другому, что могло бы случиться, если бы он сделал лучший ход, и прокручивая все эти вероятные сценарии на несколько ходов вперед, прежде чем вернуться к моменту ошибки.

Хотя со стороны может показаться, что такой подход весьма разумен, в действительности это совершенно необычный способ преподавания или изучения шахмат.

– Тщательное фокусирование на том, что у тебя не получается, создает дискомфорт, – рассказывала мне Шпигель. – Так что обычно люди учатся играть в шахматы, читая книги о них. Книги эти могут быть забавными, часто интеллектуально развлекательными, но прочитанное не превращается в навык. Если хочешь по‑настоящему достичь чего‑то в шахматах, необходимо анализировать свои игры и выяснять, что и где ты сделал не так.

В идеале это немного похоже на то, что люди получают от психотерапии, говорит Шпигель. Вы разбираете уже совершенные вами ошибки – или те ошибки, которые продолжаете повторять, – и пытаетесь добраться до причин, по которым вы их делаете. И точно так же, как лучшие психотерапевты, Шпигель старается провести своих учеников по узкой и трудной тропе: заставить их принимать ответственность за свои ошибки и учиться на них, не зацикливаясь на этих ошибках и не предаваясь самобичеванию .

Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?

Может повысить ваш уровень IQ

У шахмат всегда была проблема с имиджем - они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы.

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера

Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.

Нагружает обе половины мозга

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

Повышает креативность

Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности - развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.

Улучшает вашу память

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком - значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми - и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.

Совершенствует навыки решения проблем

Шахматная партия - это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья - с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Улучшает навыки чтения

Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Способствует росту дендритов

Дендриты - это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным - именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.

Шахматы - поистине, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Данная игра – замечательный способ развития интеллектуальный способностей независимо от возраста. Игра разворачивается на доске, расчерченной на 64 клетки черных и белых цветов. У каждого соперника есть в распоряжении 16 фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзь и король.

Цель игры – поставить мат королю соперника, то есть. напасть на короля так, чтобы ему некуда было бежать. Очень полезное занятие, которое поможет вам улучшить свою память, логику, способность выстраивать стратегию, способность предугадывать ходы противника, просчет на несколько ходов вперед. Игра заканчивается, если король не может ходить и находится под ударом вражеской фигуры. Рекомендуем Шахматы для Вас и Вашего ребенка.

Запоминание шахматных ходов

Для начала начнем с того, что такое шахматы. Шахматы – древняя, по истине, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Да, в эту игру вам нужно играть с кем-то. Игра разворачивается на доске, расчерченной на 64 клетки черных и белых цветов. У каждого соперника есть в распоряжении 16 фигур, каждая ходить в соответствии с правилами шахмат.

Цель игры – не оставить ходов противнику, поставить мат королю. Очень полезное занятие, которое поможет вам улучшить свою память, логику, способность выстраивать стратегию, способность предугадывать ходы противника, просчет на несколько ходов вперед. Игра заканчивается, если король не может ходить и находится под ударом вражеской фигуры. Это шикарная игра для развития мозга.

Если вы не умеете играть в шахматы, то тогда рассмотрим, как ходят все фигуры на шахматной доске.

Где разворачивается шахматная битва?

Итак, начнем с поля битв шахмат – шахматной доски. Шахматная доска представляет из себя поле, разделенное на 64 клетки, то есть 8х8 клеток, с чередующимися цветами: черным и белым.

С двух противоположных сторон клетки обозначены буквами (англ. От А до Н). С двух других противоположных сторон – цифрами (от 1 до 8).

Шахматные фигуры расставляются вдоль стороны, обозначенной буквами. Белые шахматы располагаются на линиях под цифрами 1 и 2. А черные шахматы под цифрами 7 и 8.

Как ходят шахматные фигуры?

У каждого игрока в распоряжении 16 шахмат. В состав 16ти шахмат входят: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзь и король.

У белой стороны пешки расставлены на линии 2 на всех буквах. Ладьи на концах первой линии, кони рядом с ладьями, слоны рядом с конями, ферзь под буквой D, а король под буквой Е.

Фигуры черной стороны располагаются зеркально. То есть пешки на линии 7, а остальные фигуры на линии 8 напротив белых фигур.

Пешки имеют право ходить только вперед, то есть. по линии, названной буквой. Если пешка стоит на 2ой или 7ой горизонтали, то первым ходом имеет право сходить на первое или второе поле вперед.

Срубить другую фигуру пешка может только на первой клетке по диагонали и влево, и вправо.

Ладьи могут ходить по прямой, то есть либо по горизонтали, либо по вертикали.

Конь ходит буквой Г, в любом направлении, а именно:

Слон , некоторые могут обозвать его «офицером», ходят только по диагонали в любую сторону.

Ферзь объединяет в себе возможности слона и ладьи. То есть может ходить по диагонали, вертикали, горизонтали влюбые стороны.

Король – главная фигура в игре, которую принято защищать. Срубить короля невозможно, а если король находится под ударом, то его нужно уводить в безопасное место. А ходить король может в любую сторону, но на одну клетку.

Влияние шахмат на работу мозга, мышление, память, внимание

Существует множество способов начать партию. То есть придуманы методики эффективного нападения на соперника, однако против таких нападений придуманы варианты защит. Такие комбинации носят название «гамбит», что в переводе означает подножка. Обычно гамбиты носят имя шахматиста, придумавшего его.

Именно в этом направлении развивается ваша память, а именно она нужна для запоминания как можно большего числа гамбитов и защит в начале игры и в продолжении.

Самое известное начало шахматной партии – «Испанская защита» . Испанская защита была названа в честь испанцаРуи Лопеса, который ее и придумал. Но этот дебют был описан еще задолго до рождения Руи.

Начинается ходами:

2) Kg1-f3 Kb8-c6

Интернет курсы для мозга, мышления и памяти

Записывайтесь также на наши развивающие интернет-курсы:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга. В курсе много упражнений требующих концентрации внимания, которая активно тренируется и развивается по мере прохождения курса.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Заключение

Игра шахматы – интересная и развивающая настольная игра. Шахматы – это то, что поможет развить ваш мозг и вашу память.

Игра в шахматы – это миллиарды различных комбинаций игры и исходов партии. Также существует множество вариантов начала, чтобы получить выгодное положение или размен против соперника. Чтобы не допустить выгодного положения противника, придется изучить множество гамбитов и помнить их все.

А сможете ли вы восстановить партию без записи ходов? Понадобится неплохая память. Можете тренироваться следующим образом: сыграйте партию с человеком, а потом по памяти постарайтесь ее восстановить.

Учитесь, играйте, решайте задачи, изучайте новое, изучайте защиты и гамбиты и шахматы покорятся вам. Но не только это приятный бонус. Развитая память – основной бонус!