Иногда мне кажется, что святые отцы ставят перед верующими совершенно невыполнимую задачу: мы должны «держать свой ум во аде» и при этом не бояться потерять жизнь временную. Вот такой парадокс. Страшась смерти, мы перестаем жить сегодняшним днем. Мы становимся мнительными, мучаемся от панических атак и во всем видим опасность. Это чрезвычайно токсичное чувство.
Как преодолеть этот страх? Как использовать «память смертную» на благо духовной жизни? Об этом и многом другом в своей книги «Лети высоко! Жизнь как молитва» рассуждает протоиерей Сергий Баранов, основатель и духовник Орского женского монастыря, отец шестерых детей. Отрывком из нее я сегодня поделюсь с читателями.
Если мы проживем нашу жизнь духовно и будем умирать в Духе Святом, у нас не будет мерзкого, отвратительного состояния — ужаса смерти. Мы просто выдохнем в руки Божии свою душу. Наша жизнь, по большому счету, дана нам не для того, чтобы мы что-то построили, сделали или приобрели, и даже не для того, чтобы мы родили и воспитали детей. Она дана нам, чтобы мы когда-то ее закончили, вот так передав свою душу в руки Божии.
Конечно, неизвестно, как мы будем умирать. И не получится у нас жить — и не думать о смерти, не бояться ее… Но иногда эти мысли очень помогают.
Когда-то со мной была такая ситуация — я никак не мог победить в себе какую-то обиду. И тогда я вот что сделал — поехал в похоронное бюро, купил крест, написал на нем: иерей (тогда еще иерей) Сергий Баранов… Вот как последнюю букву написал — так все как рукой сняло. Все обиды стали такими маленькими…
Я иногда сам себе говорю: отец Сергий, у тебя впереди еще смерть. А вдруг смерть у тебя будет тяжелая и проблемная? А ты не можешь потерпеть сегодня такой ерунды…
Как умирал Христос? Тихо, мирно? Нет. А если весь смысл нашего христианства — подражание Христу, тогда никто тебе не гарантирует, что ты, последователь Христа, носящий крест на груди, умрешь без страданий.

Некоторые думают: я вот стараюсь жить правильно — надеюсь, Бог даст мне легкую смерть. Но знаете — вот какую даст, такую и даст! Пусть Бог даст вам лучше терпения! А чтобы легче было терпеть — посвятите свой крест Богу, потерпите ради Христа.
Вам все равно придется терпеть, только есть разница: терпеть от безысходности — или терпеть ради Христа. Ради Христа — и сразу в вашем страдании появится смысл, и смысл очень высокий, настолько высокий, что он согреет ваше сердце.
«Просите — и дастся вам». Да, мы имеем право просить. Но нужно понять еще, что часто нам Бог говорит: «Чадо, Я слышу твои просьбы, но услышь и ты Меня. Понимаешь, для тебя сейчас нужно вот это, сегодня ты должен пройти именно этот путь. Услышь Меня, это путь твой, и он в Моем промысле, прими его, и тебе станет гораздо легче, потому что ты от своей скорби удалишь часть — свое противостояние, свой спор со Мной. А удалив противостояние, ты вместо него обретешь доверие ко Мне, и оно еще больше облегчит твое страдание, твою скорбь».«Иго Мое благо, и бремя Мое легко» — вот что говорит Христос.
Все это касается не только смерти, но и всех искушений. Не страшитесь скорбей, не теряйте во время скорбей веру, не теряйте способность благодарить.
В какой-то момент, когда мы понимаем, что нужно потерпеть, — удалите несогласие и добавьте на это место веру Богу, надежду, что все в Его промысле, а еще — просто любовь к Нему. «Иисусе Сладчайший, Ты страдаешь, и я ради Тебя решил взять это и пострадать». И сразу появится смысл и вдохновение, и сразу станет легче.
Конечно, важно то, что будет с нами происходить перед смертью, — но куда важнее то, что будет за ней. Когда умирал Софроний (Сахаров) — он очень страдал. И когда он в последний раз выдохнул, отец Николай, его племянник, побежал в храм, чтобы сообщить, что старца больше нет… А когда возвратился — рядом с отцом Софронием уже была Пасха, был рай, там уже не было ни креста, ни страданий. Весь дом был наполнен пасхальной радостью.
Почему мощи святых не тлеют, а источают благодать, миро, благоухание? Потому что они всю жизнь аккумулировали в себе энергию Божества, а теперь отдают ее. Казалось бы, мертвое тело — откуда в нем благодать? А он всю жизнь занимался молитвой, и его дух питался Духом Божьим, и тело в этом участвовало, находясь в состоянии обóжения.
Когда ты очень сильно полюбишь, не врагов даже, нет, это уж слишком высоко, и даже не людей, а когда ты полюбишь Христа, который висит на кресте, — тогда ты поймешь, что происходит каждый день…

Сколько литургий на земле происходит каждый день? А вы знаете, что делает священник в алтаре на проскомидии до литургии? Он на жертвеннике готовит жертву. И эта жертва — не ягненок, не телец, не голубь, эта жертва — сам Христос. Каждый день, в каждом храме снова режется Христос, закалается Христос, снова изливается Его Кровь, смешанная с водой. Если мы верим, что Тело и Кровь Христо вы, не как бы Тело и Кровь, а что они действительно в процессе литургии претворяются в Тело и Кровь, значит, и сама жертва — это не «как бы жертва», а действительно жертва, которая происходит. Священник берет копье и говорит такие слова: «Един от воин копием ребра Его прободе» — и делает это движение.
Если бы мы переживали это по-настоящему! Если бы мы это понимали! Но мы это все часто воспринимаем как традицию… А если бы нам Господь вдруг открыл сердечные очи, мы подошли бы к Причастию и пережили бы, поняли бы, что там не вино и хлеб, там Тело и Кровь Христовы. А как можно получить тело и кровь, не разодрав тело, не пролив кровь?
Если бы мы полюбили Христа, то каждый из нас сказал бы: «Господи, я не прошу у Тебя никакого благополучия, разреши мне поддержать Твой Крест, который Ты несешь, разреши мне Тебе помочь».
А ведь мы смотрим — и ничего этого не видим. А это все происходит на каждой литургии! И самое страшное — это мы, христиане, этого не видим, что уж говорить о людях неверующих, нецерковных.
Мало того, ведь и мы, священники, служащие литургию, часто этого не видим. Нас спроси — мы ответим все правильно, как в семинарии учили. А переживаем ли мы это? Понимаем ли? Когда мы к Чаше подходим, осознаем ли мы это? Если бы мы это во всей глубине пережили, для нас любое страдание, которое Бог нам дает для чего-то, было бы не только не
трагедией — мы бы очень желали его!
Неумолимо придет час смертный. И очень хочется умереть так, чтобы наша смерть назвалась не смертью, а успением. Чтобы она была тихой и мирной. Но для этого нужно понимать, что необходима жизнь духовная. А в духовной жизни очень нужна аскеза, нужно понуждение и терпение.
И еще важно помнить, что этот самый последний момент, самый короткий в нашей жизни, окажется самым главным. А все остальное, о чем мы заботились, за что переживали, окажется суетой сует.

Так что не страшитесь времени, которое ворует у нас здоровье, молодость, силы, ворует наших близких справа и слева. Не нужно этого бояться. Нужно бояться умереть — и оказаться не со Христом. Потому Господь и дает нам время, чтобы мы обрели Духа Святого. И надо как-то не растратить это время на всякие глупости, безделушки и побрякушки…
АВТОР: Екатерина Капранова @katya_kapranova
Отрывок из книги «Лети высоко! Жизнь как молитва», издательство «Никея»
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.