Как реагировать, если малыш бьет по лицу маму и папу? В чем причина агрессивного поведения ребенка? Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями Ребенок 2 года бьет маму что делать


Почитайте. И смежные статьи тоже почитайте.
Очень полезно.
ИМХО по Вашей ситуации:
1. Агрессия - это нормально. Нет неагрессивных людей, есть люди, которые умеют выражать агрессию социально приемлимыми путями. Есть люди, которые учатся этому естественно, а есть те, которым надо показать. Есть люди, которые менее агрессивны, есть люди, которые более агрессивны. Это зависит не от воспитания, а от темперамента и типа высшей нервной деятельности. А вот умение контролировать агрессию - это уже воспитание.
2. Примите своего сына таким, какой он есть. Это не проблема, это не беда, это особенность. У кого-то нет музыкального слуха, кто-то плохо понимает математику, кто-то слишком чувствителен и на малейшее замечание ударяется в слезы... А вот Ваш сын - гневливый ребенок. Взрывной. То, что Вам написали: "Вы запустили сына на 5 лет"... Это, скажем так, не совсем верно. Дело в том, что очень сложно выделить взрывного ребенка до 3,5-5 лет. Потому что до этого все вспышки гнева у детей одинаковы, да и кризис 3 лет... А вот в 3,5-4 года становится ясно, как у ребенка с контролем эмоций и их проявлением.
У меня у самой импульсивный и гневливый ребенок уже почти 8 лет, я сама долгое время не могла его понять - почему же на невинное замечание мой сын реагирует вспышкой гнева? Оказалось, надо не понимать, а принимать, для начала. А там и понимание придет. Оно пришло спустя год где-то после прочтения статьи, на которую я выше ссылалась.
3. Учите ребенка выражать гнев приемлимо.
Словами (но не потом, после драки - "Мама, я разозлился и тебя ударил", а заранее - "Мама, я хочу посмотреть мультик, а ты меня раздражаешь!" к примеру) - пусть это выглядит довольно странно и жутковато, но лучше так, а не кулаками. И диалог должен быть. "Да, я вижу и слышу, что ты раздражен. Но сейчас ты быстро высморкаешься и вернешься к мультику."
Бить не источник раздражения - а рядом лежащие предметы (подушку, диван, стенку...). Иногда создаются специальные подушки для битья.
Издавать звуки. Кстати, мы с сыном теперь, когда злимся так, что слов нет, шипим друг на друга. Как гуси. Пошипим и успокоимся.
4. Почитайте книгу "Взрывной ребенок". Очень полезные есть советы. Вообще, книжек по психологии почитайте. Гиппенрейтер ту же. Я не говорю, что это - панацея, и что без этого ребенка не воспитаешь, но полезно. С одной стороны - там много примеров таких, что поневоле подумаешь "А мой-то еще ангелочек по сравнению с ТЕМИ детьми...", с другой - иногда что-то остается в памяти и в сознании и успешно применяется.

И еще. Это не только Ваша проблема. Это и проблема сына. Думаете, ребенку легко вот так - сначала разгневался, затем - чувство вины? Еще и маму ударил... Еще и стыд, потому что у мамы будет маленький... Папа придет и накажет. Ребенка нужно учить справляться со своим гневом, управлять им, жить с ним, выражать его. Это очень поможет ему в жизни. И только Вы и Ваш муж сможете научить его так, чтобы это было ему полезно и легко. Либо жизнь, но гораздо жестче.
Удачи.

P.S. Кстати, Ваш сын уже довольно большой. Начинайте спокойно и медленно приучать его прогнозировать свои действия и договариваться, искать компромиссы. Это полезно. Постепенно это станет получаться у него все лучше и лучше.

Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник поднимает руку на родителя? Считать ли это допустимым? Как реагировать? Попробуем разобраться в проблеме.

Для начала стоит уяснить, что никакое поведение не является хорошим или плохим: психологи никогда не мыслят такими категориями. Зато по поведению ребенка они судят о проблемах, которые он испытывает, и работают с ними. Если ваш маленький сын или дочь проявляет по отношению к родителям, то не нужно ругать его за плохое поведение, а нужно разбираться, почему он так себя ведет.

Исчерпывающего списка причин, заставляющих ребенка бить родителей, разумеется, не существует, ведь все дети индивидуальны. Но есть некоторые научно подтвержденные закономерности такого поведения.

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Самым правильным будет не ругать ребенка, а учить его распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он сейчас чувствует. Рассуждайте с ребенком, что значит та или иная эмоция. Предлагайте другие, альтернативные варианты проявления чувств: нарисовать обиду, представить грусть, побить подушки, покричать в окно.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая - естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Просмотры же мультфильмов, где Маша безнаказанно издевается над Медведем, фильмов-боевиков или игры, где нужно ударить, чтобы выиграть - все это только подкрепляет уверенность ребенка в том, что так можно делать, поэтому он позволяет себе ударить родителя, просто не задумываясь о том, что поступает неправильно.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам. Если ребенка (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным.

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

В случае, если вы сами используете физические наказания или «невинные» на ваш взгляд шлепки, щипки, оплеухи в качестве воспитания, то попробуйте пересмотреть варианты наказаний или проявления собственных эмоций.

4) Проверка границ.

Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?

Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет. Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.

5) Неумение проявлять любовь к родителю другими способами

Одним из способов выражения любви, симпатии, нежности является физический контакт - прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, что ребенок, ударив вас, хочет привлечь таким образом ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование более невыносимы для ребенка, чем реакция родителя на агрессию.

Если ребенок начал бить, щипать, кусаться не после конфликта, а неожиданно, то, скорее всего, он ждет вашей реакции и внимания. Спросите его, хочет ли он поиграть. Попробуйте выразить любовь и внимание к ребенку приемлемыми способами, чтобы он тоже учился это делать: обнимите его, расскажите ему о своей любви, пощекочите.

6) Ребенку не хватает активности.

Физическая агрессия – способ выплескивания физической энергии. В силу возраста у дошкольника этой энергии много. Сдерживание ее в условиях детского сада, развивающих занятий, направленных на умственное развитие, может выражаться в желании «побороться».

Попробуйте увлечь ребенка занятиями спортом, активными играми на свежем воздухе, опять же поколотить боксерскую грушу, если ребенку хочется делать что-то руками. Свою энергию он также может выражать на детской площадке в кругу сверстников, в кружках, направленных на физическое развитие.

Этой части жизни ребенка должно быть уделено не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.

Как уже было сказано, это не исчерпывающий список причин, по которым дошкольник может поднимать руку на родителей, и, как вы видите, далеко не все из них свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Такое поведение нередко является нормой, но чтобы его прекратить, родителям нужно больше внимания уделять своему ребенку, чаще говорить с ним о его эмоциях и переживаниях, учить морали и расставлять границы дозволенного.

Если же ребенок продолжает вести себя агрессивно, дерется постоянно или причиняет вам боль преднамеренно, отрегулировать его поведение поможет специалист – детский психолог. Бесплатную психологическую помощь вы имеете право получать в образовательных учреждениях (детские сады, школы), в которые ходит ребенок, и в специализированных центрах по месту жительства. Чем раньше вы разберетесь в причинах такого поведения, тем легче его будет скорректировать.

Александра Султанова

Как бы вы ни окружали любовью и лаской свое дитя, грудничок вас все равно когда-нибудь — случайно или намеренно — ударит. Как правильно нужно реагировать, когда младенец бьет маму по лицу, и как вести себя с крохой, чтобы подобное больше не случалось?

Поначалу грудничок бьет маму по лицу и тем самым причиняет боль не специально, но постепенно его действия становятся осознанными. Ребенок дерется с близкими и детьми, тем самым выражая свои эмоции.

  1. Младенец просто проверяет вашу реакцию на свои действия. Дети активно исследуют окружающий мир, свойства объектов, правила поведения и границы дозволенного, и в какой-то миг ему станет интересно, что будет, если он ударит вас рукой по лицу. Когда ребенок бьет маму специально, он внимательно наблюдает за тем, что последует после этого его действия, словно нащупывая, можно так поступать или нет.
  2. Некоторые малыши подобным образом выражают свои положительные эмоции и, переполненные радостью, счастьем и любовью, могут ударить маму по лицу. Нервная система в первый год работает нестабильно, а малыш еще не разобрался, как ему проявлять чувства.
  3. Дети ближе к году уже вполне могут бить маму осознанно, выражая этим свое недовольство из-за запретов. Особенно часто подобные ситуации возникают, когда кроха чересчур часто слышит слово «нельзя». В сознании окруженных запретами детей либо возникает инфляция смысла этого слова, когда малыши перестают его воспринимать, либо они начинают злиться и вести себя довольно агрессивно.

Правильно реагируем

Безусловно, ваша реакция на первый случай должна быть правильной и педагогичной. Ведь если в ответ на болезненный удар вы просто улыбнетесь, кроха усвоит, что «рукоприкладство» доставляет вам удовольствие. Чтобы младенец уяснил для себя, что бить маму — неправильно, вам нужно будет проделать последовательную воспитательную работу.

Дитя в первый год только учится общаться с окружающими и постепенно усваивает правила взаимодействия с людьми. Сам по себе ребенок не может их уяснить, поэтому ваша цель — ежеминутно объяснять ему, какие действия разрешены, а что под запретом. При этом важно осторожно и серьезно подходить к данному вопросу. Если ребенок бьет маму или близких, обижает домашних животных или дерется в песочнице — вы должны строго пресекать подобное поведение. Никаких «скидок» на неразумный возраст быть не должно, иначе кроха в первый год усвоит, что такие действия приемлемы, и будет всегда вести себя агрессивно.

  1. В ответ на удар ребенка вам следует продемонстрировать ему свои подлинные эмоции. Вы должны показать крохе, что очень расстроены и вам было больно. Будет замечательно, если родные, заметив, что кроха вас ударил, подойдут и пожалеют вас. Так малыш быстрей осознает, что своим действием причинил вам боль.
  2. Подобной же реакция должна быть, когда малыш бьет не маму, а, например, детей в песочнице или родных. Вам следует пожалеть обиженного ребенка, объясняя своему малышу, какую боль тот причинил.
  3. Если младенец дерется постоянно и со всеми взрослыми, важно вовремя его остановить, и, глядя дитя в глаза, строго сказать, что ударять человека и тем самым делать ему больно нельзя. Если это не помогает, вы должны посадить младенца в кроватку или манеж, словно «отлучая» его от себя ненадолго. Но как только малыш попросится к вам — вы должны взять его на руки и приласкать, чтобы ребенок знал, что вы рядом всегда и любите его.
  4. Для младенца самое важное — это общение с вами. В ответ на удар крохи, вы можете сказать, что вам было больно, и затем молча уйти заниматься своими делами, лишив тем самым его своего присутствия. Со временем ребенок осознает связь «преступления и наказания» и перестанет вас бить.
  5. Когда никакие слова не помогают, выходом будет удерживание ручек ребенка, пока дитя не успокоится. Все это время вы должны с серьезным выражением лица, строго, но без повышения тона, говорить младенцу от том, что бить маму нельзя и что это больно. Важно продемонстрировать ребенку, что вы не позволите себя ударять, но и не отвергаете его.
  6. Некоторые родители демонстрируют ребенку, каково им, ударяя его несильно, но все же довольно ощутимо, в ответ. Психологи против подобного решения ситуации, но все же она действенна. Ребенок мгновенно, «на своей шкуре» ощущает болезненность своих действий по отношению к другим и перестает драться. Главное последовательно соблюдать правило трех педагогических шагов: объяснение («Не надо меня бить, мне больно»), предупреждение («Еще раз ударишь — и я ударю в ответ») и действие. При этом ваш ответ должен быть довольно болезненным для крохи, ласковые шлепки он воспримет как игру.

Как предотвратить?

В первую очередь вы должны научить кроху выражать эмоции правильно. Если малыш бьет вас, не справляясь с захлестнувшими его положительными эмоциями, перехватите руку, дождитесь, когда ребенок успокоится и продемонстрируйте, что маму нужно обнимать и гладить. Для закрепления результата повторяйте действия с близкими и большими мягкими игрушками.

Когда ребенок дерется из-за того, что он злится, вам нужно перенаправить его гнев в слезы. Крепко удерживайте грудничка в своих объятиях, чтобы он не мог причинить вам вреда, и дождитесь, когда его раздраженность перерастет в плач, а затем успокойте его. Дитя довольно скоро поймет, что гнев можно выражать иначе, и перестанет быть таким агрессивным.

В первый год вы должны помочь крохе справляться с нестабильными эмоциями и направлять их в правильное русло. Ребенок еще плохо понимает, что чувствует и как на эти ощущения следует реагировать, и ваша задача научить его верно освобождаться от этого.

Чтобы избежать проявления агрессивного поведения младенца из-за частых запретов, нужно снизить процент слова «нельзя» в вашем общении с крохой. Уберите вещи, которые ему не следует трогать, повыше, и максимально обезопасьте пространство. Если малыш плохо ведет себя в магазине, ходите туда без него, оставляя его под присмотром других мам с колясками или перенесите время «шоппинга» на вечер, когда вас дома смогут подменить близкие, вернувшиеся с работы.

«Запрещенным» занятиям нужно обязательно подыскивать альтернативную замену, которая устроит и вас, и малыша:

  • если ему нравится играть с вашими ключами, а вы боитесь, что он их потеряет — «сделайте» крохе собственный комплект из ключей от старых замков;
  • если младенец увлеченно щелкает дверными ручками и замками — прикрепите старые или недорогие замки на фанеру, и пусть малыш играет ими в свое удовольствие;
  • любящему скакать по дивану крохе можно обустроить безопасный уголок, где годовалый ребенок сможет вволю прыгать без риска травмироваться.

Чтобы кроха не вырос агрессивным, важно вовремя научить его состраданию. Когда ребенок ударит вас, близкого человека или безвинное животное, — вы должны объяснить ему, что поступил он плохо и причинил живому существу боль. Максимально эмоционально расскажите ребенку, что чувствует человек, когда его ударили, и постарайтесь добиться от крохи сожаления о совершенном.

Следите за поведением своим и своих близких. Ведь ребенок может просто копировать чье-то поведение. Заметив, что его родители не уважают старших, ругаются, бьют друг друга, малыш будет повторять увиденное, считая это за норму. Также кроха может копировать поведение старшего брата или сестры, малыша из песочницы, который дерется и никогда не бывает наказан за это. Подумайте, нет ли причины агрессивного поведения дитя в окружающих, и постарайтесь исправить ситуацию.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок лояльно относился к проявлениям .

Мол, со временем ребенок перерастет периодических всплесков агрессивности, поскольку добрым примером ему будут служить хорошие взаимоотношения между окружающими его людьми и благосклонность родителей. Но всегда ли уместна такая практика не сопротивления?

Причины агрессии

Как нельзя всерьез воспринимать детскую игру в войнушку покушением на жизни участников баталии, так и не всякий тумак признак агрессии ребенка по отношению к близким .

Как распознать, когда чаду уже пора объяснить желаемые окружающими рамки для его поведения и что в действительности означают его попытки грубо себя вести с окружающими?

Конечно, если ребенок слишком мал и еще не в состоянии не только оценивать свои поступки, но даже с трудом управляет своими руками — от нечаянных прилетов по лицу никто не застрахован.

Но если в дальнейшем взрослые не будут показывать, что такие действия — это нежелательное явление, то привычка может закрепиться в подсознании маленького человека и станет вполне приемлемой практикой для него.

Почему дети бьют родителей?

Возраст 1-2 года:


Возраст 3-4 года :

  1. Избалованность и вседозволенность , отсутствие адекватной реакции на агрессию по отношению к взрослому.
  2. .

    Мгновенно возбуждаемая психика требует быстрой разрядки, поэтому процесс плохо контролируем сознанием и не регулируется внутренними «тормозами», появившимися благодаря воспитанию.

  3. Напряженная обстановка в семье или даже насилие: что ребенок видит, то и воспроизводит.
  4. Отклонение в развитии. Дети с серьезными психическими заболеваниями не могут контролировать свое поведение.

Возраст 5-6 лет:

Дошкольники уже хорошо понимают разницу между позволительным и непозволительным поведением, если росли в адекватной среде.

Поэтому любые неигровые попытки ударить взрослого или родителя — это признак серьезной проблемы .

  • ребенку все позволяется, отчего он привык, что никто ему не указ;
  • проживание в семье, где демонстрация насилия и агрессия — это нормальная практика;
  • доступ к видеоматериалам с жестоким сюжетом.

Почему годовалый малыш бьет маму по лицу?

Пока он только начинает познавать мир, то хлопки по лицу это способ познания мира и одна из немногих форм протеста, доступная чаду на текущий момент. Ребенок еще не полностью осознает , что во взрослом мире это способ выражения оскорбления, унижения и агрессии.

У чада может начать закрепляться отвратительная по сути привычка, получать удовольствие при ударе кого-то. В будущем такая база навыков может быть причиной плохо осознаваемой, но настойчивой тяги к издевательствам над кем-то.

Намеренный удар следует купировать словами, указывающими на ваше недовольство таким поведением и блокированием занесенной руки-ноги для повторного действия.

Если ребенок настойчиво порывается выполнить удар и ему это удается, можно парировать манипуляцию ответным действием . Естественно, не в полную силу, но ощутимым.

Например, пристукнуть по ручке пальцем и строго сказать, что так делать нельзя. Даже еще не понимая смысла многих слов, малыши ближе к году уже отлично распознают интонации и способны правильно на них реагировать.

Что делать?

Ребенок бьет родителей, когда психует: что делать? С полутора-двух лет дети довольно осознанно воспринимают себя и окружающий мир в пределах семьи.

При правильном воспитании они уже имеют некоторое представление о рамках нормального поведения, но, естественно, не всегда способны контролировать свою агрессивность и прочие сильные эмоции.

Зато уже понемногу усваивают наличие связи между плохим поведением и последующим наказанием в виде запрета на десерт, игру на компьютере и т. п.

Непосредственно одним из вариантов поведения взрослого может быть крепкое объятие чада с блокировкой рук ног.

При нормальной психике ребенка такое воздействие быстро оказывает нужный эффект, поскольку не дает ребенку разойтись на всю катушку.

К тому же спокойствие взрослого тоже действует положительно.

Как себя вести?

Продемонстрировать ребенку свое недовольство поведением с помощью мимики лица и строго голоса.

Желательно блокировать каждый удар перехватом, фиксировать руку или ногу в воздухе и проговаривать вслух, что так себя вести нельзя.

При отсутствии желательной реакции предупредить ребенка о последующем ответном ударе с вашей стороны, если чадо не прекратит нападки.

По окончании острой фазы проявления агрессии выясните причину ее появления и исключите факторы для предотвращения рецидива.

Важно добиться от окружения (мужа, прочих родственников), чтобы они придерживались политики оказания сопротивления ребенку и гуманного купирования агрессии, а не подбадривали его высказываниями наподобие: «Так ей! А ну наподдай! Вот непослушная мама, давай, давай, нашлепай ее».