В современном обществе существует немало стереотипов, касающихся образа и поведения православного человека. Один из них —православному грешно стремиться к достатку и успеху. Считается, что верующий – забитый тихоня без материальных стремлений в жизни. Но такими ли хочет видеть нас Господь?

Про христиан очень интересно рассуждал один неизвестный автор II века. Он написал послание к язычнику Диогнету, в котором защищал христианство и христиан. В произведении есть такие интересные слова: «Их жизненный путь проходит по земле, но они — граждане неба… Подчиняясь установленным законам, они своим образом жизни превосходят их. Одним словом, христиане в мире суть то же, что душа в теле». Получается, что христиане пребывают в настоящем времени, но смысл их жизни находится за ее пределами.

Внешне православный человек ничем не отличается от других. Но настоящего верующего выделяет нечто невыразимое словами, то, что апостол Петр называл «внутренним сердца человеком в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:4). Значит, и отношение христианина к земным благам отличается от взгляда людей нецерковных.

Богатство и успех в Библии

Тема успеха в Библии очень хорошо обозначена в 1 псалме Давида. Муж (человек), который не ходит (держится подальше от) нечестивых и размышляет о законе Господнем день и ночь, будет «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).

В Ветхом Завете связь между успехом и достатком в сознании людей более чем прямая: богат – значит, праведен, любим Богом. Новый Завет добавляет в тему новые грани. В притче о богатом и Лазаре, согласно церковной традиции толкования, богач был осужден на муки не из-за богатства, а из-за того, что не делился своим достатком, забыв, что это тоже дар Божий.

Иногда новоначальных смущает место в Евангелии от Луки, которое в некоторых переводах звучит как «блаженны нищие» (Лк. 6:20). И далее у Луки идет обличение богатых. Хотя в других переводах этого Евангелия появляется добавление «духом», включая церковнославянский.

При этом, если мы обратимся к параллельному месту в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, мы встретим однозначное «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть смиренные, а не те, чей дух беден.

Так есть ли в самих деньгах грех? Разрешить это противоречие может объяснение преподобного Ефрема Сирина: ««Горе вам, богатые» (Лк.6:24). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом, дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» (Лк.6:24), – обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут».

Если вспомнить также похожие места из Евангелия, то становится ясно, что Господь призывает «Богатеть в Бога» (Лк. 12:21) и не опираться на деньги : именно надеющемуся на богатство «трудно войти в Царствие Божие» (Мк. 10:24). А притча о талантах (хотя, конечно, понятно, что она не столько о деньгах, сколько о способностях) напоминает, что каждому <дается> по силе его (Мф. 25:15), по тому, сколько человек может вместить.

Деньги и успех: зло или добро?

Стремление к успеху — это заложенное Богом движение к совершенствованию. Деньги часто, хотя и не всегда, выступают мерилом успеха. Достигать вершин в профессиональной деятельности – хорошее стремление, лишь бы оно не обладало человеком. Но при этом Господь не дает никаких гарантий. Можно стремиться к достатку и карьерным вершинам, но деньги и успех так и не будут приходить.

Верующему человеку важно разобраться с целью своих стремлений. Если деньги и высокое положение ему важны из тщеславия и превозношения над ближними, то, конечно, это не христианский подход. Но если человек своей деятельностью хочет прославлять Бога, думать о служении Ему, то, конечно, Господь благословит такое намерение. А для некоторых людей успех и богатство могут стать испытанием… В определенном смысле христианское понимание успеха — это святость. Святые были успешны, потому что достигли вершин духовной жизни, тесного единства с Богом.

Конечно, и деньги сами по себе не являются ни добром, ни злом. Они всего лишь инструмент. Другое дело, как мы будем их использовать. Если достаток нажит греховным трудом — это одна ситуация, а если заработан честно и уходит в том числе и на добрые дела — это другой случай. Как таковое стремление заработать и обеспечить себе достойное существование не является грехом. Деньги нужны для того, чтобы поддержать свое здоровье, обеспечить себе необходимый отдых, заняться саморазвитием, помочь детям встать на ноги.

Грех же связан с чрезмерной надеждой на деньги, когда человек прилепляется к деньгам, постоянно думает о приумножении или боится что-то потерять. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Другой вопрос, что малоимущие тоже очень привязаны к деньгам, внутренне зависимы от них, постоянно считают свои расходы. Поэтому хорошо, конечно, как и везде в жизни, чтобы в материальных вопросах был баланс. Чтобы человеку хватало на насущные нужды и он мог не переживать о заработке на необходимое.

При этом история знает хорошо обеспеченных святых: святители Василий Великий и Григорий Богослов, великомученица Екатерина, преподобномученица Евгения, которые происходили из знатных семей. Богатство — дар Божий (даже в языке это видно, что слова «Бог» и «богатство» однокоренные), поэтому в вопросе денег и достатка все зависит от отношения человека

Так можно ли православному быть успешным и богатым? На мой взгляд, можно и нужно. Счастливый, обеспеченный христианин – хороший миссионер. Он занимается любимым делом, помогает нуждающимся, заражает окружающих счастьем и показывает на своем примере, что православие — живая вера, которая преображает людей.

«Сущность христианства в соединении вечности и времени, неба и земли, божественного и человеческого, а не в отделении от времени, от земли, от человеческого. Временное, человеческое должно быть не отрицаемо и отвергнуто, а просветлено и преображено»

(Н. А. Бердяев).

Автор: Евгения Новосельцева