«Богатство больше обуза, чем счастье, — заботы да хлопоты;
это все издали кажется хорошо, одна рука в меду, другая в патоке;
а посмотрите — богатство только здоровью перевод!»
А. Герцен
В современном обществе к Церкви сложилось негативное отношение, причем по большей части из-за финансового вопроса. Зайди в интернет и сразу узнаешь, что приход, зарабатывающий миллионы, контролирует наглый поп, который, объедаясь и увеличивая свое поповское пузо, тратит деньги на внедорожники, яхты и виллы. Тот остаток, который он не в силах потратить, уходит на бесконечное количество храмового золота, которое на приходе разве что не едят на завтрак. Давайте проверим, так ли это.

Освобожденные от налогов
Христианская община с самого своего основания распоряжалась денежными средствами. Среди двенадцати апостолов был Иуда, заведующий пожертвованными финансами и носивший их с собой для нужд Христа и Его учеников. В первой Церкви деньги приносились и клались к ногам управлявших ей апостолов. И сейчас прихожане приносят в храмы деньги — кто-то больше, кто-то меньше. На что же уходят эти деньги?
Возьмем конкретный приход. Во исполнение заповеди Христа отдавать Цезарю цезарево приходу необходимо заплатить налоги. И, вопреки мнению большинства, мы не избавлены от вообще всех налогов. Русская Православная Церковь рассматривается законодательством как религиозное объединение. Религиозных объединений кроме нашей Церкви в России много. Это и другие христианские конфессии, и мусульмане, индуисты, иудеи, шаманисты, язычники, и даже сектанты — например, молокане, адвентисты, мормоны и другие. Все они являются НКО (некоммерческими организациями), и все имеют налоговые льготы (да-да, не только РПЦ). Льготы заключаются в освобождении от уплаты земельного налога на участки со зданиями религиозного назначения, налога на имущество для богослужебной деятельности и налога на доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов, реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения — словом, на большинство тех пожертвований, которые делаются в церковной лавке. Еще раз повторимся: от этих налогов избавлены все религиозные организации.

Какие же налоги необходимо платить?
- Налоги на всё имущество небогослужебного назначения — это и автомобили, принадлежащие общине, и помещения со зданиями, и территории, на которых нет храмов или часовен.
- Налоги на доходы физических лиц — за всех, кто получает в храме зарплату.
- Страховые взносы в медицинские и пенсионные фонды за многочисленный штат.
- Налоги с продажи всего, что не является религиозной литературой и предметами религиозного назначения.
- Налоги с платного образования: курсов, школ, гимназий, семинарий.
Словом, спросите любого приходского бухгалтера, и он вам скажет: налогов хватает.
Коммуналка
Далее: мы выяснили, что наш приход имеет здания — как храмы, так и другие. В этих зданиях есть привычные нам коммуникации — электричество, вода, канализация, отопление. На это тратятся немалые деньги, ведь потребление одной только электроэнергии у храма в десятки раз больше, чем у обычной квартиры. Представляете, если бы у вас дома горело хотя бы одно паникадило с полусотней лампочек? А ведь если храм оставить без этого, то и на службе будет практически невозможно стоять в холоде и темноте. Еще в храме необходимо проводить косметические и капитальные ремонты, а старые, переданные Церкви после советского времени здания, требуют дорогостоящей реставрации. Иногда, слава Богу, эти здания являются памятниками архитектуры, и тогда часть затрат на восстановление покрывает государство.

И еще больше затрат…
В храме работают люди: священнослужители, прислужники, певчие, уборщики, охранники и многие другие. Все они необходимы для проведения красивого и стройного богослужения и для поддержания храма в чистоте и порядке. Согласитесь, что в храме с красивым и большим хором, с помогающими алтарниками, с большим количеством священников и служба становится величественнее и возвышеннее, привлекая большее количество прихожан. Но на приходе не только проводятся богослужения — есть и воскресные школы, и просветительские курсы, и праздники, и другие мероприятия. Всем этим занимаются специальные люди и, как следствие, штат увеличивается еще больше. Может создаться иллюзия, что все эти люди работают бесплатно, и среди прихожан выстраивается очередь, чтобы поработать «во славу Божию». Конечно же, это не так. Работа в храме отнимает много сил и времени. Для кого-то она является основной, кто-то тратит на нее свои выходные. Этим людям надо на что-то жить, ведь и Господь говорит: «трудящийся достоин награды». Поэтому трудящиеся ежемесячно получают зарплату от прихода — никаких дотаций от государства Церковь на это не получает и, более того, по закону делает подоходные отчисления в бюджет. Эта зарплата должна поддерживаться на достойном уровне по двум причинам. Первая — практическая. Если, к примеру, певчему платить мало, он найдет приход с зарплатой побольше. Вторая — нравственная. Церковь должна заботиться о своих чадах и, в том числе, материально. Очень неприятно узнавать, что в храме за аналогичную работу заплатили меньше, чем на светском предприятии.

Для богослужений, как праздничных, так и будничных, необходимы ладан, свечи, вино, масло, просфоры (которые приход либо печет сам, либо закупает в более крупных приходах). Все это тратится в больших количествах, особенно если службы проводятся ежедневно. При подавляющем большинстве храмов есть трапезная — церковная столовая для работников и прихожан храма. Для нее нужно закупать продукты и платить поварам. Дополнительно храму нужна бытовая химия для мойки пола и окон, чистки утвари, стирки облачений. Кстати, про облачения: шить новые и ухаживать за старыми — тоже дело прихода. Часто в рамках прихода проходят какие-либо праздники и мероприятия, организация и проведение которых также требуют денег.

Какая-то часть финансов храма отправляется в епархиальное управление, которое занимается крупными проектами: благотворительностью, проведением епархиальных праздников и конференций, Рождественских и епархиальных чтений, выдачей церковных премий, и многими другими. Для церковной лавки тоже необходимы закупки, и если себестоимость свечей, как правило, невысока, то книги, иконы и другая утварь имеют большую закупочную стоимость. Если прикинуть хотя бы бегло, сколько денег приход ежемесячно тратит, то цены в ней уже перестают казаться такими высокими. Более того, если бы каждый приход жил только на средства, вырученные из церковной лавки, то долго бы он на плаву не протянул. Поэтому почти у всех приходов есть свои крупные благотворители, которые покрывают часть расходов.
Весь покрытый золотом, абсолютно весь…
Что же касается обилия золотых предметов в храме, то в первую очередь стоит заметить, что не всё то золото, что блестит. Золотые маковки церквей вовсе не золотые. Из богослужебной утвари из драгоценных металлов делаются лишь сосуды для Литургии, и то не все — иногда лишь внутренний стакан в Чаше сделан из серебра. А кадила, подсвечники, паникадила (так называются храмовые люстры) и многое другое делается из латуни, которая, будучи регулярно начищаемой, приобретает красивый золотой блеск. Даже среди крестов на груди священников довольно трудно найти золото — слишком уж неподъемной оказывается цена такого изделия, и подавляющее большинство священников носит подделки из различных сплавов и стекол вместо камней. То же самое касается и богослужебного облачения.

Однако золотые иконостасы и оклады для икон действительно стоят огромных денег и, как правило, делаются в храме только если в нем есть богатый прихожанин, готовый пожертвовать такую сумму для выполнения работ. И поверьте, такие люди практически всегда тщательно проверяют, на что конкретно идут их средства.
Нести в храм свои деньги или нет — вопрос личный. Все церковные Таинства и индивидуальную помощь священника всегда можно получить бесплатно. Даже если в храме, в котором есть ценники с рекомендуемым пожертвованием, вы скажете, что не имеете возможности дать указанную сумму, священники не имеют права отказать в Крещении, Венчании, Отпевании и других службах. Но храму всегда есть куда тратить деньги, которые приносят прихожане. И Церковь в ответ делает то немногое, что может — с благодарностью на каждой службе молится о жертвователях, благотворителях и благоукрасителях святых храмов.
Автор: иерей Илия Чапайкин
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.