Основы проективной психологии. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Примеры проективных методов

Проблема возникновения проективного метода.

Существу-т 2 типа исследования: бихивеоральный тип исследования (реакция личности как системы);

функциональный (внутренняя структура и свойства самой системы). Проективная психология связна с функциональном типом исследования.

Проективный метод по Франклу: объединенная способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Он выделяет 3 принципа, которые лежат в основе проективного исследования личности:

1. Проективные исследования направлены на выявление уникального

Олпорт- номотический (исследование направленное на установление общих закономерностей, предполагает большое вовлечение большого количества институтов. Идеографический – ориентировка на изучение индивидуального, субъектного.

2. Личность в проективных подходе изучается как относительно устойчивая система.3. Личность рассматривается как система динамических процессов, активно функ-щих на протяжении жизни.

Обоснование проективного метода принципами холлестической психологии.

Принцип холизма – принцип целостности. Связь проективной психологии с идеями холизма (Левин, Опорт) не раз подчеркивалось сторонниками методологической психологии. Связь выражалась в след. положениях:

1. Целостность личности выступает как взаимосвязанность и взаимовлияние,м составл ее частей или функций, детерминирована личностным контекстом.

2. Единство личности и социальной срелы и их неразрывность и постоянное взаимодействие.

3. Предметом проективного исследования выступает не объективное отношение в системе личность – среда, а их субъективная концептуализация личности.

4. Личность выступает как саморегулиру-я система, цель – организация субъективного опыта, в соответствии с адаптивными задачами.

5. Личность уникальная система черт, познавательных процессов, потребностей, способов адаптации, образование, ее индивидуальный стиль.

Таким образом с позиции холлестической психологии проективные методики – средство исследование путей и способ организации индивида своего физического и социального опыта, субъективного представление о себе и своем социальном опыте.

Влияниие классического психоанализа на обоснование проективного метода.

Проекция рассматривается как автоматическое, бессознательное, защитное действие, направленное на минимизац. внутреннего напряжения по средтсвам приписывания внешним объектам ассоциативных, социальных или неприемлимых для Эго побуждений.

Проекция регулирует внутренние напряжение.

1. Проекция рассматривается как часть случай экстернализации (вынесение внутреннего содержания во внешний мир)

2. Механизмы проекции.

Проекция – естественный механизм формирования представлений об окруж-щей среде, сущность закл-ся в уподоблении окруж реальности аспектам собственного Эго.

С точки зрения психоанализа предметом проективного метода является – бессознательное и вполне осозноваемые формы мотивации, качества функционирования личности исходящая из классического представления Фрейда о структуре личности, степень адаптации.

А проективный метод становится средством экстернализации бессознательного пласта личности.

6. Современные концептуальные

Тенденции в проективной психологии.

Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода.

Предприняли попытки проверки психоаналитических гипотез экспериментальными методами. На тот момент бихевиористический подход. Обратились к коллективному восприт. (перцепция – восприятие). Результатом экспериментов стала гипотеза о 3х механизмах селективности или избирательности восприятия.

1. Принцип резонанса – стимулы соответст. аспектам потребностей, ценностям личности воспринимается точнее и быстрее.

2. Принцип защиты- стимулы, противоречия ожид. субъекта или несущего информац потенциально опаст. «Эго» узнается хуже и подвергается большему искаж.

3. Принцип сенсабильности – стимулы, угрож. целостности индивида и способные привести к серьезным нарушениям психического фунуционирования узнается быстрее всех прочих (скорость распознавания конфликтных изображений).

Проблема восприятия в проективных методах.

Абт выделяет следующие особенности проективных процессов, зависящие от восприятия: 1) избирательность или селективность проективных процессов, что является функцией определенных внутренних и внешних факторов восприятия, действующих закономерно. Действие внешних факторов видится в проявлении законов восприятия, установленных гештальтпсихологами.

Другой важный факт, установленный гештальтпсихологией, состоит в том, что индивид и стимул образуют некоторое единое пространство. И в этом отношении через трансформацию стимула возможно оказывать влияние на структуру восприятия.

Истоки проективной психологии.

Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в основе ее лежит извечно присущее человеку стремление истолковать явление и предметы окруж действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, всем тем, что составляет интимный мир человека. Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Юнг- создает тест, который позволяет актуализировать переживания-комплексы личности.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. В. 1938 г. появилась первая проективная методика, основанная на теоретической концепции и принадлежит Мюрею, автору знаменитого теста (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относиться опубликованный в 1922. самый известный тест Росшаха, были осмыслены с позиции проективного подхода, сформированного позднее.

2. Концепция личности в проективной психологии.

Следующие значимые направления в концеп­туализации поведения и личности в проективной психологии.

1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопле­ние совокупности относительно статичных черт, использующихся инди­видом в ответ на раздражители.

2.Личность, изучаемая проективными способами, считается про­цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб­ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состо­яние и сила его потребностей с другой. 3.В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про­ективных поведенческих данных. Под влиянием психоаналитического мышления существует за­метная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). 5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Картина «личности как целого», создаваемая через использование.проективных данных, относится, по всей видимости, только к попереч­ной формулировке целостности и интеграции «частей-процессов» лич­ности в данное время истории жизни изучаемого индивида.

6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

Главным образом в проективной психологии имеет место убеж­денность в настоятельной потребности создания все более и более ис­черпывающей, последовательной и удобной теории личности, которая в большей степени, чем это возможно в данное время, будет отвечать двойной цели науки: объяснению прошлого поведения индивида и пред­сказанию его будущего поведения

Психология проективная

Ее основные положения таковы:

1 ) целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их детерминированность «личностным контекстом»;

2 ) единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;

3 ) предмет исследования проективного - не объективные отношения личности и среды, а субъективная концептуализация этих отношений индивидом:

4 ) личность - саморегулируемая система, цель коей - организация субъективного опыта согласно адаптивным задачам;

5 ) личность - уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "психология проективная" в других словарях:

    Проективная идентификация - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование. О более пассивном защитном механизме см. Идентификация (психология).… … Википедия

    Проекция (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

    Идентификация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

    Перенос (психология) - Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

    Смещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Смещение. Смещение психологический механизм, описанный Фрейдом как один из механизмов цензурирования в процессе формирования сновидений. Заключается в подмене не прошедших цензуру элементов… … Википедия

    Всемогущий контроль (психология) - Всемогущий контроль психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является… … Википедия

    Сублимация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сублимация. Сублимация защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.… … Википедия

    Игнорирование (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Игнорирование. У этого термина существуют и другие значения, см. Избегание. Игнорирование (Избегание) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике… … Википедия

    Замещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Замещение. Замещение термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази потребности или объекта… … Википедия

Книги

  • Проективная психология , . Это уникальное пособие, в котором сделана попытка объединения наиболее интересной информации по проективным психологическим методикам. В нем дается не только изложение известных и…

Содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о , старых, почти забытых душевных .

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов . Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу .

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об , слабоволии, а дрожащие – о робости и .

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика незавершенных предложений Сакса - Леви, всевозможные рисуночные тесты и др.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач психологической практики. Наиболее эвристично их применение в области психодиагностики личностных особенностей. Однако, как уже говорилось, проективные методики и техники востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных паттернов отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях реальности, особенностей социальных установок и мн. др. Необходимо заметить, что в подобных исследованиях используется лишь ряд характерных для проективного подхода методических приемов. «Проективная гипотеза», которая в психодиагностике предполагает возможность «вычитывать» в речевой и визуальной продукции человека его личностные особенности, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу о проецировании в метафорические рассказы, коллажи, рисунки эмоциональных паттернов отношения к тем или иным социальным объектам; личностная составляющая проецирования здесь «заключается в скобки». Становление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых оказало влияние на понимание проективного процесса и интерпретацию данных. Фактически образовалась особая область психологических исследований, выходящая за рамки психодиагностики и имеющая общепсихологическое значение - проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время она представляет собой весьма специфический подход, базирующийся на целой серии методологических допущений (о теоретическом обосновании проективного метода речь пойдет ниже).

Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Согласно Л. Ф. Бурлачуку (1997), проективные методики представляют собой приемы опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, которая актуализирует в восприятии тенденции, установки, отношения и другие личностные особенности.

В настоящее время принято говорить о нескольких отличительных признаках проективных методик:

  • 1) использование слабоструктурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
  • 2) нейтральная, косвенная по отношению к личности направленность заданий;
  • 3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к обследуемому;
  • 4) исследование нс отдельных психических функций (как в традиционных психометрических процедурах), а своего рода «модуса личности в ее отношениях с социальным окружением» (Е. Т. Соколова).

Как правило, проективные методики предполагают работу с качественными данными, хотя в ряде случаев применяются и стандартизованные психометрические показатели. В процессе сбора данных психолог дает исследуемому довольно общую инструкцию, предлагая ему сделать тот или иной рисунок, закончить предложения, сочинить рассказ по картинке и т.п. В случае рисунка, после его окончания, предлагается ответить на ряд вопросов о смысле изображенного. Все данные тщательно фиксируются, психолог наблюдает за реакцией, телесными проявлениями, самим ходом выполнения задания. Процесс интерпретации в проективном исследовании характеризуется тем, что внимание психолога направлено не на отдельные показатели, а на их сочетание (например, в рисунках имеет значение не наличие, отсутствие или выраженность какого-либо показателя, а то, как он связан с другими показателями; точно так же в рассказах ТАТ для интерпретации важна не отдельная деталь, а то, как она вписана в общее смысловое ноле). Нормативные шкалы в проективных методиках, как правило, не предполагаются, большое значение придается общему впечатлению от целостного произведения. Заключения психолога представляют собой результат движения от общего «схватывания» смыслового тона рисунков, рассказов и пр. к анализу сочетания ряда показателей, описанных в руководствах к методикам, и затем опять к общему видению, скорректированному благодаря анализу показателей.

Как можно заметить, интерпретация в проективных методиках нередко носит интуитивный характер. Неоднозначность трактовок показателей, большая степень свободы интерпретации всегда были предметом критики, которую высказывали сторонники строгого психометрического подхода. Были попытки стандартизации проективных методик. На базе методических приемов, направленных на «широкую» психодиагностику личности, предлагались более «узкие» инструменты диагностики отдельных психических качеств и функций. Примером может служить тест X. Хекхаузсна для оценки мотивации достижения, представляющий собой особую модификацию тематического апперцептивного теста (ТАТ) (Собчик, 2003). Подобные стандартизованные варианты проективных тестовых методик пользуются популярностью, однако нельзя сказать, что они заменили собой классические проективные методики, отличающиеся широтой охвата личности. Стандартизация, безусловно, повышает надежность данных и выводов, но вместе с тем она лишает данные их богатства. Действуя в любой ситуации (в том числе в ситуации исследования с использованием более или менее стандартизованной проективной методики), человек вносит в нее субъективное отношение, интерпретации, установки, мотивы. Отсюда следует, что «традиционное требование объективности применительно к диагностическим методикам теряет свой смысл... зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию проведения, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуемым возможность эксплицировать присущие им когнитивные структуры, стили мышления, паттерны реагирования, а также мотивы, оценки и т.п. - все то, что реально участвует во взаимодействии индивида с ситуацией» (Леонтьев, 2000, с. 43). Возможно, призыв к использованию проективных методик в более свободном стиле, так, как это было принято до стандартизации, - своеобразное движение назад и идет вразрез с более мощной тенденцией к объективизации метода на протяжении всего XX в. Однако такое движение позволяет вновь осмыслить те возможности психологической работы, которые были утеряны при всеобщем стремлении к стандартизации. В условиях задач, стоящих перед современным психологом, необходимо сохранять и развивать различные стили сбора и анализа данных, соединять как строгий психометрический подход, использующий усредненные нормативные показатели и гарантирующий точность результатов, так и качественный клинический, нацеленный на глубинное изучение уникальных личностных качеств.

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    "