Скорее всего, у всех есть подобное воспоминание: средняя школа, пятый или шестой класс, урок истории. Учитель рассказывает что-то про правление князя Владимира, который из-за политической выгоды и личных предпочтений решает избрать в качестве государственной религии христианство восточного образца. Давно знакомые сухие исторические факты, личности первых князей: бесстрашный Святослав, ревностный язычник, Александр Македонский Восточной Европы, не желавший принимать «греческую веру» по настоянию своей матери княгини Ольги, жестоко отомстившей за смерть мужа непокорным древлянам; прагматичный князь Владимир, сын уже известного Святослава и ключницы Малуши, стремившийся усилить централизацию русских земель.

Однако можно посмотреть на историю под другим углом, с христианской точки зрения. Мы постараемся понять, что же заставило князя Владимира и княгиню Ольгу принять Крещение и изменить свою жизнь и что оказало влияние на первых русских правителей, позволив им хранителями православной веры? Возможно ли говорить только о политической выгоде или же на уроках истории всякий раз не упоминали о чем-то большем, вечно ускользавшем от наших глаз?

Как всё начиналось:

Люди после грехопадения потеряли полноту единства с Творцом. Многие народы, что расселились по ранее неизведанным землям, стали поклоняться силам природы, воздвигали каменных истуканов — идолов. Всё сильнее распространялась практика жертвоприношений, а нравы были крайне жестоки:

«Всякая душа, не видящая Света жизни, светящего днем и ночью, бывает им (диаволом) мучима, ударяема, томима, ведома и связываема…»

Эти слова преподобного Симеона Нового Богослова позволяют понять участь тех людей, которые по незнанию почитали языческих «богов», неосознанно отдавая власть над своими душами врагу рода человеческого.

Но Господь не оставил своё творение, избрал еврейский народ для того, чтобы после и все другие народы получили возможность вновь вспомнить о Создателе, смогли спастись.

Миссия, которую Господь Бог поручает исполнить Ионе-пророку, жившему в VIII веке до Рождества Христова, сперва оказывается для Ионы непосильной: ему предстояло принять тот факт, что Богу небезразлична судьба не только избранного еврейского народа, к которому относился и сам пророк, но и всех остальных — божественная любовь распространяется даже на нечестивых язычников, жителей столицы Ассирийского государства Ниневии. Иона должен был предупредить ниневитян о скором наказании за их непомерные грехи, но ослушался Господа и отплыл в другой город. Он провел три дня во чреве кита, покаялся и пошёл сообщать ниневитянам волю Бога. Однако, его ждал сюрприз. Бог медлил с наказанием. Это привело пророка в недоумение. Но, затем получив наставление от Бога в виде за одну ночь появившегося, а после засохшего растения, он понял то, что ему хотел сказать Господь: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

«Книга пророка Ионы» является предвестником апостольской проповеди. Христос неоднократно исцелял язычников от болезней, проявлял к ним огромную милость, а после заповедовал своим ученикам нести слово Евангелия в другие страны: оно не должно было стать достоянием, доступным лишь для одного еврейского народа.

Именно с тех пор началась проповедь христианства, которая была бы невозможна, если бы Господь Бог не отправил на Землю своего единородного Сына, соединившего в себе человеческое и божественное начало. Иисус Христос отдал свою жизнь ради спасения многих: не только ради праведников, родом из еврейского народа, не только ради грешников, принадлежавших к дому Израилеву, но и ради идолопоклонников, давно забывших о Боге и отпавших от божественной благодати — жестоких, подвластных многих страстям и по-страшному несчастных.

Без апостольской проповеди, которая была бы невозможна без любви Господа к тем, кого можно назвать «последними», Русь никогда бы не стала Православной: славяне также были язычниками.

Славяне и первые попытки христианизации:

Во время правления первых русских князей подавляющее большинство населения исповедовало язычество, хотя христианство восточного и западного образца уже стало постепенно получать своё распространение, преимущественно, в южных частях Руси, граничивших с Византийской империей: огромная заслуга в научении славян христианской вере принадлежит братьям Кириллу и Мефодию, создавшим первую славянскую азбуку — глаголицу, на основе которой уже после смерти братьев будет составлена кириллица, знакомая нам и сегодня. Учение Восточной Церкви позволяло переводить богослужебные книги и само богослужение на язык того народа, который нуждался в проповеди, что значительно упрощало понимание христианской веры новообращёнными.

Святые Ольга и Владимир

На протяжении X века произошли события, навсегда изменившие историю славянских племён.

Сперва обратимся к рассказу о княгине Ольге, которая была женой Игоря, сына первого правителя русских земель Рюрика, призванного на княжение в далёком 862 году.

Княгине Ольге пришлось принять бразды правления в свои руки из-за того, что князь Игорь был убит древлянами в 945 году, попытавшись собрать с них дань второй раз подряд. Она сделала всё для того, чтобы сохранить государственный порядок, и главное — жизнь своего малолетнего сына Святослава. Ольга, отомстив древлянам, заслужила уважение подданых, совершив изощренную и жестокую кровную месть, которая была очень характерна для языческой среды.

Прошло время. В 957 году, отправившись в Константинополь, княгиня Ольга столкнулась с мудростью и красотой христианской веры: крестившись, она наконец-то обрела душевный покой. «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться,» – святая княгиня старалась проповедовать христианство не только русскому народу, предприняв миссионерские поездки в северные земли, где влияние языческих волхвов было особенно сильно, но и своему повзрослевшему сыну — мудрая правительница понимала, что крещение великого князя постепенно повлекло бы за собой и крещение всех подвластных ему людей, как и её крещение привело к тому, что многие познали свет веры Христовой. Уже при своей жизни княгиня Ольга предпринимала попытку христианизации Руси. Она отправила послов на запад в Священную Римскую Империю с просьбой о снаряжении миссии. Однако, западные миссионеры слишком долго медлили. В итоге они прибыли уже после смерти святой Ольги. Её сын, будучи язычником, отправил их назад. Почувствовав свою скорую кончину, Ольга попросила похоронить её по христианскому обычаю, запретив справлять на её могиле тризну — пережиток языческого прошлого.

Однако окончательно в утверждении христианства на Русской земле преуспел лишь внук святой равноапостольной княгини Ольги — князь Владимир, не имевший законных прав на княжеский престол, так как он был рождён от союза Святослава и ключницы Малуши, не принадлежавшей к знатному княжескому роду.

Выросший вдалеке от почестей, которые принадлежали его братьям по праву, не знавший любви, Владимир, казалось, навсегда принял в своё сердце суровые законы, по которым жило общество тех лет. Заняв престол в ходе междоусобной войны, князь первым делом решил провести языческую реформу: на Киевских горах были установлены идолы, во главе которых встал Перун — божество, сильнее всех почитаемое княжеской дружиной. Тогда же Владимир впервые столкнулся с тем, что трудно поддавалось объяснению: Святой мученик Фёдор отказался отдавать своего сына Иоанна княжеским людям, не позволил ему стать жертвой языческим богам, которой князь хотел отплатить им за удавшийся военный поход на ятвягов. Отец погиб вместе с сыном, защищая христианскую веру.

Существует легенда, что спустя несколько лет князь Владимир решает призвать иностранных мудрецов, чтобы избрать для своего народа другую религию. Языческие верования славян сильно отличались друг от друга. Древляне, поляне и прочие племена не почитали одних и тех же богов, что приводило к конфликтам, тем самым подрывая мир внутри государства. Конечно же, в желании князя выбрать веру, которая сплотила бы разные этносы между собой, можно усмотреть практический умысел, но дальнейшая его жизнь уже после принятия крещения покажет искреннее намерение Владимира измениться.

В легенде сказано, что послы вернувшиеся из Константинополя, так описали православное богослужение в Храме Святой Софии: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».

Выбор был сделан.

Вскоре на территории Византии разгорелся мятеж, предоставивший князю возможность не только принять христианскую веру, но и заключить выгодный династический брак: Владимир согласился помочь грекам в борьбе с мятежниками, в обмен желая получить в жёны царевну Анну.

Однако князь, скорее всего, по-настоящему поверил в Бога лишь после случая в городе Херсонес, который он осаждал в течение долгих месяцев, так как византийский император не исполнил условие договора. В конечном итоге город сдался, а условие — царевна Анна покинула Византию и прибыла в Херсонес — было выполнено. Неожиданно князя поразила слепота, но, последовав совету своей невесты и приняв Святое Крещение, он избавился от неё, приобретя не только зрение, но и веру. Многие дружинники поразились чудесному исцелению и крестились вслед за князем.

Тогда же Владимир решил избавить от слепоты и русский народ, но только не от слепоты физической, а от слепоты духовной: в 988 году произошло Крещение Руси.

Оставив прежние греховные страсти, святой равноапостольный князь обратил все свои силы на проповедь христианства, постройку храмов и заботу о своём народе — вовсе неспроста его имя в преданиях звучит как «Владимир Красное Солнышко».

Официальной датой появления Русской Православной Церкви считается 1448 год — именно в этот год на Поместном Соборе рязанский епископ Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Однако, данное событие было бы невозможно, если бы за пять столетий до него князь Владимир не избрал бы для своих подданных новый путь — путь христианский.

Как мы видим, русский народ далеко не всегда был православным: то, что он сейчас является таковым — огромный дар, за которым стоят усилия десятков поколений, пророков, апостолов и первых святых, решивших выступить против всего мира и ветхого человека внутри себя. Наверное, многие люди, пришедшие ко Христу во взрослом возрасте, отчасти смогут понять непростой путь становления Церкви: от тьмы — к свету, от всепоглощающего отчаяния — к надежде, от кровной мести — к милосердию и любви, которая, как искорки от костра, иногда вспыхивает внутри наших сердец и, которую, как тёплый огонь, позволяющий согреться не только замёрзшим рукам, но и уставшим душам, нужно оберегать от ветра, поддерживать молитвой, постом, добрыми делами и осознанием того, что всё, что у нас есть — чудо. Такое же чудо, как и мы сами, как и вся наша жизнь.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта Азбука.ру (Минеи; жития Святых), а также главы из книги А.Н.Сахарова «История России с древнейших времён до наших дней», повествующие о жизни первых русских князей.


Автор: Коровина Светлана @svetlanita777