Ретушь и художественная обработка фотографий. Тоновая коррекция Быстрая корректировка тональности

Прежде чем начать знакомство с цветокоррекцией, стоит уточнить, что тема эта очень обширная. Чтобы заниматься цветокоррекцией на должном уровне, лучше пройти специальные курсы, где вас обучат основам цветовой гармонии, научат правильно сочетать цвета и пользоваться существующими методами и способами цветокоррекции. И желательно получить сертификат. В век цифровых технологий обработка фото - весьма прибыльное занятие. А самым выгодным вложением средств во все времена было и остаётся образование.

Мы рассмотрим базовый универсальный способ цветокоррекции.

Перед тем как сделать цветокоррекцию в Photoshop, нужно понять, что это такое и с какой целью применяется.

Цветокоррекция - это изменение цветов, тонов и насыщенности изображения, применяется либо для улучшения картинки, либо в качестве творческого приёма. К первому случаю можно отнести необходимость получить более реалистичные цвета или сделать фото светлее. Ведь при определённых настройках фототехники цвета могут передаваться искажённо, не так, как мы их видим в реальной жизни. Сюда же относится коррекция фото для поднятия насыщенности цветов, ради большей привлекательности снимка. Во втором случае цветокоррекцию подскажет вам собственная фантазия. Это может быть винтажная цветокоррекция, фантастические цвета пейзажей и тому подобное.

Коррекция цвета в Photoshop осуществляется на корректирующих слоях. Если цветокоррекцию применять к слою с изображением, то изменения изображения будут необратимы. Корректирующие слои работают как фильтры. Все эффекты корректирующего слоя будут видны на изображении под этим слоем. Также корректирующий слой позволит внести изменения в конечный результат, если это окажется необходимо. Тему слоёв мы обсуждали в предыдущей статье.

Автоматическая цветокоррекция

Самый простой и быстрый способ для новичков - автоматическая цветокоррекция. Откройте изображение в Photoshop, создайте дубликат слоя с изображением (Ctrl+G ). Перейдите на дубликат слоя и нажмите Shift+Ctrl+B . Эта команда Photoshop автоматически регулирует контраст и цвет изображения, самостоятельно определяя тени, средние тона и светлые участки.

Так выглядят снимки до и после автоматической цветокоррекции.

Цветовой тон/Насыщенность

Открываем изображение в Photoshop. На палитре слоёв находим список корректирующих слоёв, нажав пиктограмму полузакрашенного круга.

В списке выбираем «Цветовой тон/Насыщенность»/Hue/Saturation .

В диалоговом окне настроек слоя можно изменять «Оттенок цветов»/Hue , «Яркость»/Lightness (сделать снимок светлее или темнее) и «Насыщенность цветов»/Saturation (делать блеклыми или сочными оттенки).

Изображение можно разбить на цветовые каналы. Настройки позволяют работать со всеми каналами цветов одновременно либо с одним.

При работе с отдельным цветовым каналом, выбирая определённый оттенок, который необходимо изменить, пользуйтесь инструментом «Пипетка» . Нажмите на пиктограмму инструмента, подведите к нужному участку фото и сделайте один клик. Вы увидите ограничители на градиентах. На цветовых градиентах можно ограничить цветовой диапазон, тогда изменения будут происходить только в нём. Передвигая ограничители, вы зададите рабочий диапазон.

Далее, перемещая ползунки цветового тона, насыщенности и яркости, остаётся подобрать настройки соответственно вашей задаче. Придадим данному снимку пурпурный оттенок, чтобы получить более красочный закат. Для этого выберем синий канал. Ограничитель диапазона на градиенте перетаскиваем правее, чтобы захватить диапазон пурпурных оттенков. Ближе к пурпурному смещаем ползунок «Цветовой тон»/Hue , добавляем насыщенность. По завершении закрываем окно настроек.

Вот так получилось.

Еще больше о Photoshop можно узнать на курсе в Fotoshkola.net .

Кривые

Корректирующий слой «Кривые»/Curves имеет больше способностей, чем мы рассмотрим в базовом способе для начинающих.

Открываем изображение, вызываем корректирующий слой «Кривые»/Curves из списка корректирующих слоёв.

Откроется диалоговое окно с настройками. Изначально кривая выглядит прямой. Нас интересует инструмент «Пипетка» . Их три. Первая отвечает за тени, вторая - за средние тона, третья - за светлые.

Теперь берём пипетки по очереди: первой щёлкаем по самому чёрному участку фото, второй - по серому, третьей - по самому белому участку.

С применением каждой пипетки вы увидите изменения. На графике появятся кривые цветовых каналов RGB (красный, зелёный, голубой). По завершении окно кривых можно закрыть.

В итоге получится вот так.

Уровни

Для корректирующего слоя «Уровни»/Levels мы так же рассмотрим лишь базовый способ применения.

Растровое изображение, а в данном случае изображение наших фото, состоит из точек. Точки эти имеют каждая свой цвет. За насыщенность, яркость и свет отвечают точки чёрного, серого и белого в изображении. Корректирующий слой «Уровни»/Levels позволяет изменять уровень значения точки. Уровень 0 - чёрные пикселы, 255 - белые. Уровень 128 - серые. Оставшиеся уровни располагаются в диапазоне между 0 и 255. При перераспределении уровней изменяется тональный диапазон изображения.

Для быстрой цветокоррекции нужно перераспределить уровень средних тонов. Открываем изображение, в списке корректирующих слоёв выбираем «Уровни»/Levels .

В диалоговом окне настроек выбираем среднюю пипетку, которая отвечает за средние тона. На изображении кликаем по участку, где должен быть идеальный серый. Потом закрываем окно настроек. Таким образом подбираются равные значения красного, зелёного и голубого.

В итоге мы получаем уравновешенную насыщенную картинку.

Низкий ключ – это довольно распространения техника, которую зачастую можно встретить в портретном жанре фотографии или натюрморте. И все же, что такое Низкий ключ?

Так называемый Low key (с англ. - «низкий ключ») предполагает выполнение изображения в тёмных тонах с выраженными, контрастными тенями. В классическом варианте на фотографии должен быть небольшой светлый участок, который обращает внимание зрителя на «главного героя» (блик или хорошо освещенная грань), а также абсолютно чёрная область, которая предоставляет зрителю возможность додумать сюжет. Что касается теней, то, как уже было сказано, они глубокие и контрастные, но тем не менее, они должны сохранять детали, не превращая эти участки в сплошное чёрное пятно.

Но это лишь общие правила, и кто запретит их нарушать?

А теперь давайте рассмотрим технику Низкий ключ в контексте фуд-фотографии .

Применение в фуд-фотографии

В последнее время эта техника органично вошла и прочно закрепила свои позиции в фуд-фотографии. Её используют многие всемирно известные фуд-фотографы. Особенно это актуально в фотографиях, где в качестве реквизита используются винтажные предметы, а также в фотографиях в стиле rustic (с англ. - «сельский, деревенский»).

Низкий ключ уместен при фотографировании блюд для ресторанного меню, потому как темный фон выглядит благородно, а также не отвлекает зрителя от самого блюда.

Низкий ключ придает изображению характер. Оно может быть выполнено даже в черно-белых тонах, если изображаемая вами еда имеет красивый рельеф и будет эффектно выглядеть в контрасте.


Техническая сторона

Для съёмки понадобится один источник света и отражатель для заполнение затемненных участков. Если вам посчастливилось иметь качественное естественное освещение, то прекрасно! Если же свет плохой, то воспользуйтесь искусственным импульсным. Естественно, вам не обойтись без камеры и объектива, который вы обычно используете для фотографирования еды.

Очень желательно использовать штатив. Во-первых, снимок сделанный с использованием штатива всегда четче, чем сделанный «с рук». Во-вторых, вы можете корректировать композицию или угол наклона камеры, не выходя из кадра. И самое главное, если вы фотографируете при естественном освещении не очень большой интенсивности, то длинная выдержка просто потребует от вас использование штатива.

Но пусть вас не вводит в заблуждение такой скромный набор оборудования. Техника Низкий ключ достаточно сложная в исполнении и вам придётся хорошенько постараться, чтобы добиться качественного результата.

Практическая сторона

Подумайте, какое блюдо/ингредиент/напиток вы хотите отобразить в данной технике. Тщательно продумайте реквизит. Он должен стилистически подходить предмету съёмки. Не стоит фотографировать изысканно оформленное ресторанное блюдо на мешковине или старой сколотой разделочной доске. Равно как очевидно простую еду неуместно фотографировать на эксклюзивных тарелках. Все должно подходить по смыслу, задача реквизита – подкрепить композицию, а не разрушить её. Важным условием является то, что какой реквизит вы бы не подобрали, он должен быть в тёмных тонах. Это касается также заднего плана и подложки.


Итак, собрали все необходимое, построили композицию. Теперь самое главное - свет. Источник света, как правило, устанавливается сбоку, но возможна и схема контрового света. Это зависит от блюда, которое вы фотографируете, а также от задумки автора. Будет хорошо, если источник света при боковой схеме света будет все же расположен под небольшим углом таким образом, чтобы свет на попадал на фон. Тогда он будет выглядеть темнее. Отражатель устанавливается на противоположной стороне от источника света. Ещё раз, он используется для того, чтобы заполнить затемненные участки и сохранить детали.


А теперь важный момент. Экспозиция должна быть настроена таким образом, чтобы предмет съёмки был хорошо освещен, полностью или частично. Да, низкий ключ подразумевает преимущественно тёмные тона в изображении, но это вовсе не означает, что блюдо должно быть плохо различимо. Объект съемки не должен быть недоэкспонирован!


Заключение

Если вы еще не пробовали эту технику, то обязательно сделайте это. Даже если вы сторонник изображения еды на белом фоне, все равно сделайте это в качестве творческого эксперимента. Зачем? Для того, чтобы научится работать с тенями и светом, что называется «на грани фола».

Наверняка вы откроете для себя много интересных работ, которые захочется повторить, но уже в своем видении.

Тональный диапазон изображения, или тип ключа, можно увидеть на гистограмме изображения. На изображениях в низком ключе основные фрагменты сосредоточены в тенях. Фотография в высоком ключе содержит больше всего фрагментов в светлых участках, соответственно, в средних тонах детали концентрируются в изображениях в среднем ключе. На изображении с полным тональным диапазоном много пикселей во всех областях. Правильное определение тонального диапазона помогает выбрать подходящие тональные корректировки, и, что самое главное, исправить тёмную или светлую фотографию.

Чтобы открыть палитру гистограмм в Фотошопе, пройдите по вкладке главного меню Окно --> Гистограмма (Window → Histogram).

Следующие два изображения иллюстрируют эту точку зрения. Первое имеет очень ограниченный диапазон. Если навести курсор мыши на изображение, вы можете увидеть его гистограмму, тоны для этого изображения сгруппированы в середине диапазона, поэтому оно имеет тусклый и плоский вид. Второе изображение было исправлено с помощью уровней, и, как вы можете видеть из гистограммы, тональный диапазон гораздо шире, что значительно улучшает изображение.

Откроем изображение 1 в Фотошопе и попробуем поэкспериментировать над исправлением картинки с помощью инструмента Уровни. Чтобы воспользоваться данным инструментом, необходимо пройти в главное меню Изображение --> Коррекция --> Уровни (Image --> Adjustments --> Levels).

Открыв данный инструмент, мы видим, что тон сгруппированы в середине гистограммы.

Также, различные участки гистограммы различаются по высоте. Высота в любой данный момент указывает на количество пикселей на определенном уровне, поэтому в данном случае, мы видим, что есть два пика: меньший слева и больший справа. Слева указывается, что существует значительное число достаточно темно-средних тонов, а тот, что справа показывает, что существует большее количество легких полутонов. На данном этапе, тени и блики, которые мы видим на рисунке 2, полностью отсутствуют.

Так как же нам изменить образ с помощью инструмента Уровень? Самый простой способ - перемещение ползунков треугольной формы непосредственно под гистограммой. Как Вы видите, их имеется три штуки: черный слева, серый в середине и белый справа.

При перемещении ползунков вы увидите, что меняются входные значения в полях под гистограммой. Например, если вы перетащите левый ползунок, пока она не коснется левого края гистограммы (gthd[ присутствующих значений яркости) вы увидите, что значение левого входа изменилось 60-ти. Это действие вызывает перераспределение ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО диапазона яркости на всю шкалу за счёт того, что на шкале образуются регулярные пробелы.
Аналогично, если вы перетащите правый ползунок влево, пока он не коснется правого края гистограммы, то увидите, что правый вход изменил своё значение до 200. Для наглядности, изменённое положение ползунков я показал это красными стрелочками на рисунке.

Если мы теперь посмотрим на гистограмму, то увидим, что тональный диапазон был значительно увеличен:

Таким образом, с помощью несложных действий с применением фильтра "Уровни", мы добились неплохих результатов по исправлению тонового баланса изображения.

Тоновая коррекция изображения. Основные понятия. Диапазон яркостей.
Изображения можно получать различными путями - сканированием, съемкой цифровой камерой, видеозахватом. Полученные изображения практически всегда имеют недостатки - они могут быть слишком темными, с неразличимыми деталями, слишком светлыми, вялыми, то есть недостаточно контрастными, и т. д. Отличие хорошей фотографии от плохой проявляется прежде всего в правильном балансе света и тени. Тогда объекты съемки выглядят рельефными и хорошо воспринимаются глазом. В каждой фотографии есть сюжетно важная часть, которая обычно наиболее богата деталями. В ней тоновый контраст должен быть самым большим. Погрешности в освещении и контрасте называют тоновыми, а процесс их исправления - тоновой коррекцией .

Основные понятия.

Photoshop позволяет корректировать тона изображения с достаточно большой точностью. Если вы видите дефект в тоне деталей изображения, то, скорее всего, он присущ всему изображению целиком. Поэтому начинайте с общей коррекции. Только после того, как вы добились оптимального соотношения тонов на изображении в целом, переходите к корректировке частей. Отдельные части действительно необходимо корректировать лишь в случаях неправильного освещения места съемки, неаккуратной проявки или сканирования.

Диапазон яркостей.

Тон компьютерного изображения - это яркость пикселей, из которых оно состоит. Пиксели изображения имеют различную яркость. Та часть полного диапазона яркостей, которая использована в изображении, носит название тонового диапазона . Чем шире тоновый диапазон изображения, тем "глубже" цвета и лучше проработка деталей. Именно эту задачу решает коррекция светов и теней. В идеале в изображении должны быть использованы все значения яркостей (тона). Если разбить весь тоновый диапазон на три неравные условные части, то самая темная часть будет называться тенями , самая светлая - подсветкой , а между ними расположится большой диапазон средних тонов .


На гистограмме тени располагаются слева, подсветки - справа. Тоновый диапазон изображения можно представить как график распределения пикселей по градациям яркости. Чем больше пикселей расположено в данном интервале тонов, тем больше оттенков содержит этот интервал.


Откройте файл photo . Не очень качественная фотография. Хотелось бы сделать ее похожей на изображение, расположенное правее.. Для начала нужно проанализировать распределение яркостей на изображении. Выберите команду (Гистограмма) меню Image (Изображение). Перед вами появится гистограмма - график распределения пикселей изображения по яркостям. По оси Х расположены уровни яркости пикселей диапазоне от 0 до 255. На оси Y показано количество пикселей для каждого уровня.

Как видите, в изображении отсутствуют самые темные и самые светлые тона. Именно поэтому оно выглядит тусклым, словно подернутым пылью - его пиксели слишком мало отличаются по яркости. Чтобы фотография ожила, нужно растянуть ее тоновый диапазон. Коррекция такого изображения сведется к отсечению самых темных и светлых тонов, в которых практически нет пикселей. От этого существующие тона расположатся более равномерно по всему тоновому диапазону, в результате контраст изображения вырастет, в нем появятся привлекательные тени и блики. Заметьте, что количество тонов в изображении при растягивании тонового диапазона оказывается меньше 256 (поскольку часть полного интервала мы отбросим).
Именно поэтому при сильном растягивании интервала изображение теряет плавность перехода оттенков и становится похоже на плакат. Для изменения тонового диапазона изображения используется диалоговое окно Auto Levels (Авто Уровни). Откройте меню Image (Изображение), выберите команду Adjustments (Настройка). В открывшемся списке выберите команду Auto Levels (Авто Уровни). Результат очень хорош! Что же делает эта команда с изображением и откуда она знает, что именно мы хотим получить? Все очень просто: команда Auto Levels делает самые светлые области изображения белыми, самые темные - черными. Тоновый диапазон растягивается между полученным белым и черным цветом. Теперь гистограмма изображения выглядит иначе. Как видите, закон распределения яркостей (форма гистограммы) не изменился, но на изображении появились идеально белые и черные области вместо светло- и темно-серых. В результате повысился контраст и цвета стали более естественными.

К автоматическим средствам коррекции тонового диапазона относятся такие команды как Auto Levels , Auto Contrast , Equalize , расположенные в подменю Adjustments меню Image. Как следует из названия, команда Auto Contrast автоматически подбирает контраст и яркость изображения, а о команде Equalize мы расскажем позже.


К сожалению, команда Auto Levels не всемогуща. Поставьте на неоткорректированном изображении черную и белую точки. Теперь применение команды Auto Levels не приведет к изменению изображения. Ведь черная и белая точки уже присутствуют! В данной ситуации мы не можем растянуть тоновый диапазон (уже некуда, так как есть черная и белая области). Нужно его изменить каким-то более сложным способом. Нам поможет это сделать команда Levels (Уровни).


В диалоговом окне Levels (Уровни) представлена гистограмма распределения пикселей по градациям яркости - такая же, как в окне (Гистограмма).




Установите флажок Preview (Просмотр), чтобы результат коррекции был виден сразу, без закрытия окна.


По нижней оси гистограммы расположены три ползунка, отмечающие положение черного, белого и средне-серого цветов изображения. Переместите черный треугольник вправо. Изображение станет темнее. Установите ползунок черного так, чтобы темная область гистограммы, не содержащая пикселей, лежала за пределами тонового интервала.


Сместите ползунок белого влево, также установив его на том уровне, где уже есть пиксели изображения (пик в районе подсветки потеряется, но это несущественно). Посмотрите, как изменилась фотография: тени углубились, появились яркие элементы изображения и более отчетливо стали видны детали.


Определив подсветку и тень на изображении, вы увидите, что оно в целом излишне темное, из-за этого не видны детали. Нужно откорректировать гамму, то есть уровень средних тонов. Сместите средний, серый ползунок в сторону теней. Этим вы сдвигаете точку нейтрального серого цвета в изображении к темным тонам. Изображение станет светлее.


Устанавливаемые значения тонов называются входными уровнями . Их можно задавать численно в полях Input Levels (Входные значения). При интерактивной настройке числа в этих полях соответственно меняются. В правом и левом полях отображаются соответственно уровни белого и черного (или белая и черная точки), измеряемые в градациях серого от 0 до 255. Среднее поле показывает гамму (текущее положение ползунка настройки полутонов) в условных единицах от 0 до 10. Исходная гамма изображения равна единице.


Щелчком на кнопке Ok закройте диалоговое окно и выполните коррекцию. Снова откройте окно (Гистограмма). Как видите, уровни серого теперь распределены по всему интервалу, но между ними имеются промежутки, провалы - плата за растягивание тонового диапазона. Некоторых тонов в изображении нет вовсе. Однако в данном случае провалы тонов не очень заметны. Пипетки с различными наполнителями (чёрный, белый, и серый) служат для определения участков, которые вы хотите считать самыми тёмными (чёрная), участков, которые вы хотите считать самыми светлыми (белая), и полутонов (серая). Полутоновая пипетка принимает участие в коррекции цветных изображений. Используется инструмент очень просто. Черной пипеткой щёлкаем по тому цвету на изображении, который мы хотим видеть самым тёмным в картинке. Все оттенки темнее указанного будут отсечены (пропадут). Аналогично действует пипетка белого цвета. Щёлкаем по цвету на изображении, который мы желаем оставить самым светлым, и все оттенки светлее выбранного отсекаются.


Если изображение предполагается печатать, необходимо учитывать недостатки воспроизведения светов и теней с помощью печатной машины. Во-первых, печатная аппаратура плохо воспроизводит цвета с очень большой и очень малой яркостью. Поэтому в области света и тени количество оттенков сильно сократится. Чтобы все-таки передать эти оттенки на печати, необходимо сдвинуть тени в более светлую область и несколько затемнить цвета. Эта операция носит название сжатия тонового диапазона, или отсечения выходных уровней . Отсечение выходных уровней тона производится ползунком шкалы Output Levels (выходные уровни). После сжатия тонового диапазона изображение становится серым. Чтобы компенсировать потерю качества, придется отредактировать-входные уровни черного и белого, увеличив контраст. Если в светах и тенях мало пикселей, то эти оттенки не будут различаться на печати. Разумно вовсе удалить их при растягивании входного диапазона, поскольку это увеличит контраст, потерянный при сжатии выходного диапазона. Удаление оттенков самых светлых и самых темных тонов заключается в отсечении краевых частей диапазона, в которых уже есть пиксели.


Не хочу, чтобы, познакомившись с действием пяти ползунков комады Levels, вы сразу же их перепутали. Поэтому подведу итог:


В поле Input Levels

  • черный ползунок - затемняет темные пиксели,
  • белый ползунок - осветляет светлые пиксели,
  • серый ползунок (гамма) - осветляет/затемняет полутона.
  • Контраст изображения в целом повышается.

В поле Output Levels

  • черный ползунок - осветляет темные пиксели,
  • белый ползунок - затемняет светлые пиксели.
  • Контраст изображения в целом понижается.

Чтобы вернуться к исходному состоянию изображения без закрытия окна, нажмите клавишу Alt . Кнопка Cancel (Отменить) диалогового окна превратится в кнопку Reset (Восстановить). Щелкните на ней, и установки окна вернутся к исходным. Такая спрятанная кнопка Reset (Восстановить) есть в большинстве диалоговых окон Photoshop.


Коррекция уровней позволяет изменять основные тоновые характеристики, настраивать диапазон тонов и менять положение нейтральной точки, то есть гамму изображения. В окне Levels (Уровни) удобно выполнять простейшие операции по коррекции контраста и яркости изображения, как в средних тонах (с помощью изменения гаммы), так и в общем (регулируя выходные уровни). Управляя выходными уровнями, можно регулировать наиболее яркий и темный тона изображения, предназначенного для печати.


Разумеется, использовать подобную коррекцию и, тем более, настраивать ее параметры имеет смысл прежде всего при обработке нескольких изображений, нуждающихся в одинаковой коррекции уровней. Для проведения серийной настройки очень удобно сохранить все настройки окна в файл командой Save (Сохранить). Впоследствии созданный файл с настройками активизируется командой Load (Загрузить). Для установки значений яркости, которые будут отсекаться при автокоррекции, нажмите на кнопку Options (Свойства). Щелчок на ней откроет окно настройки автокоррекции. По умолчанию в этом окне определены значения 0,5% для света и тени. Это значит, что Photoshop при автоматической настройке считает белыми все уровни светлых участков изображения содержащие менее 0,5% пикселов. В тенях также удаляются уровни, содержащие менее 0,5% пикселов. Вводя в окне Auto Color Correction Options (Параметры автоматической настройки) различные значения, испытайте их влияние на результат коррекции. (Я думаю, что после некоторых мучений Вы придёте к выводу, что это всё неправильно. Это не совсем так, хотя доля истины в этом утверждении есть. Автоматика не обладает человеческими возможностями абстракного анализа и поэтому особенно на неё рассчитывать не стоит.)


Интересным инструментом тоновой коррекция является команда Curves (кривые), расположенная в подменю Adjustments меню Image . С помощью диалогового окна Curves (Кривые) можно осуществлять любую тоновую коррекцию, описанную выше. Однако оригиналы изображений могут иметь самые изощренные погрешности. При съемках на ярком свете пропадает контраст в тенях. Фотография леса может быть излишне детализированной в средней области. Фотографии, сделанные со вспышкой или против солнца, имеют сильную неравномерность освещения. Тоновые кривые дают возможность исправить даже очень сложные дефекты оригинала. Посмотрим, каким образом производится отсчет тоновых интервалов в диалоговом окне Curves (Кривые). Откройте документ photo. Выберите команду Curves (Кривые) подменю Adjustments (Настройка) меню Image (Изображение) или используйте клавиатурное сокращение для этой команды - Ctrl+M . На экране появится диалоговое окно Curves (Кривые).




Основную часть окна занимает график распределения пикселов. В отличие от гистограммы, представляющей абсолютные значения распределения, график кривых строится как относительный. По оси Х расположены градации яркости на входе (Input (Входные)), то есть текущие яркости пикселов, а по оси Y - значения на выходе (Output (Выходные)), то есть результат коррекции. Состояние тонов при открытии окна изображается как линия под углом 45°, то есть отсутствие коррекции. Не нажимая кнопки мыши, перемещайте курсор в пределах графика. В полях Input (Входные) и Output (Выходные) будут отображаться соответствующие значения яркостей. По умолчанию для изображений в модели RGB яркость возрастает снизу вверх и слева направо - слева внизу расположены темные тона (черный цвет имеет значение 0), а справа вверху - светлые тона (белый цвет имеет значение 255).


Установленный режим условно обозначается тоновой растяжкой в полоске под графиком. В центре полоски располагается переключатель режимов в виде двойной стрелки. Щелкните на ней. Направление растяжек поменяется теперь правый верхний угол соответствует меньшим яркостям, а левый нижний - большим. Такой режим отсчета яркостей обычно используется для изображений в модели CMYK. Повторным щелчкомна стрелке верните исходное направление отсчета яркостей. Поместите курсор на нижнюю точку кривой (он примет вид крестика, состоящего из четырех стрелок), нажмите левую кнопку мыши и перетащите точку вправо. Этим вы отсекаете наиболее темные входные уровни, растягивая диапазон тонов в сторону теней. Изображение потемнеет и станет более контрастным. Именно эту операцию вы производили, когда регулировали положение ползунка черного в окне Levels (Уровни). Увеличение контраста в окне Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) работает по тому же алгоритму - ползунок Contrast (Контраст) управляет наклоном градационной кривой.


Сместите верхнюю точку влево. Это соответствует перемещению ползунка белого в окне Levels (Уровни). Как видите, увеличение наклона кривой повышает контраст. Уменьшение наклона, соответственно, снижает контраст. Переместите точки вдоль вертикальных осей. Этим вы отсекаете краевые выходные уровни, так же как при перемещении ползунков Output Levels (Выходные значения) окнаLevels (Уровни). Из изображения пропадут яркие света (подсветка) и темные тени.


Снижение контраста далеко не всегда плохо - часто при небольшом уменьшении контраста изображение воспринимается более детализированным и приятным для глаза. Излишний контраст может вызвать впечатление агрессивного воздействия на зрителя. Положение средней точки кривой соответствует средним тонам. Если она не смещена относительно центра, яркость изображения не меняется. Работа с средними участками кривой заключается в следующем. При открытом диалоговом окне Curves поместите курсор в виде пипетки на тот участок изображения, который нуждается в индивидуальном подходе, затем нажмите левую кнопку мыши. На кривой в окне появится точка, соответствующая выбранному месту по тону. Если вы хотите, чтобы эта точка появилась на кривой, то щёлкните на выбранном участке, удерживая клавишу Ctrl. На кривой появится чёрная точка, которую можно перемещать и тем самым регулировать тон в той части диапазона, которая содержит оттенки редактируемого участка изображения. (Несмотря на завёрнутость фразы, всё намного проще, если попробовать самому. Выбранная точка управляется по тем же принципам, что краевые точки кривой.) Если возникла необходимость удаления точки, то удалить её можно щелчком мыши с удержанием клавиши Ctrl .


Тоновая кривая должна неизбежно быть кривой хотя бы потому, что она так называется. На самом деле она сама не может быть ступенчатой, потому что ступеньки на кривой повлекут выпадение полутонов и плохое качество картинки. Режим создания кривой вручную позволяет нарисовать кривую от руки. Включаем карандаш и действуем. Получается довольно некрасиво. Если есть желание немного сгладить полученную кривую, то воспользуйтесь кнопкой Smooth . Каждый щелчок по этой кнопке приближает вас к исходной кривой.


Команда Brightness/Contrast... (Яркость/Контраст...) меню Image/Adjust (Изображение/Коррекция) является самым простым способом тоновой коррекции всего изображения. Однако простота этой коррекции связана серьезными ограничениями, поскольку не позволяет осуществлять изменение яркости и контраста на выбранных тоновых диапазонах и отдельных цветовых каналах, как это позволяют делать команды Curves... (Кривые), Levels... (Уровни...).


В диалоговом окне Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) есть всего две полосы, в которых перемещением движков изменяют яркость и контрастность в диапазоне от -100 до +100. Формально значения яркости и контраста не зависят друг от друга, вместе с тем следует иметь в виду, что изменение одного из параметров влечет за собой изменение и другого. Увеличение или уменьшение яркости ведет к уменьшению контраста, увеличение контраста способствует увеличению яркости, а уменьшение контраста - уменьшению яркости изображения.


При увеличении яркости сбалансированного изображения происходит сдвиг тонового диапазона в сторону светов, то есть осуществляется отсечение черного цвета и темных тонов, а следовательно место черного (черной точки) занимает один из темно-серых оттенков. И если в полном тоновом диапазоне максимальный контраст определяется различием черного (0) и белого (255) цветов (255-0 = 255), то в изображении с увеличенной яркостью максимальный контраст вытекает из различия между темно-серым (например, 55) и белым (255) цветами (255 - 55 = 200). Во втором случае значение контраста меньше. При уменьшении яркости происходит сдвиг тонового диапазона в сторону теней, то есть осуществляется отсечение белого цвета и светлых тонов, а следовательно место белого (белой точки) занимает один из светло-серых оттенков. В этом случае также контраст равен различию между светло-серым (например, 200) и черным (0) цветами (200-0=200).


При увеличении контраста происходит сдвиг тонового диапазона к краям, то есть к черному и белому цветам, следовательно, количество белого и светлых тонов увеличится - изображение становится ярче. При уменьшении контраста происходит сдвиг тонового диапазона к центру, то есть количество черного и темных тонов увеличится - изображение становится темнее.

Многие специалисты, связанные с печатью, ошибочно полагают, что, как только они взаимно отка-либруют сканер, монитор и устройство вывода, им больше не понадобится никакой коррекции или процедур улучшения. Их можно понять, отдавая должное всеобщему увлечению управлением цветом, однако такое представление далеко от действительности. Хотя управление цветом - важный первый шаг в подготовке изображений к печати, это едва ли панацея. Калейдоскопическое взаимодействие между устройством ввода, характером оригинала, целями документа, типом печатной машины и бумаги приводит к тому, что для каждого изображения необходим отдельный подход к настройке и улучшению тона и цвета.

Подготовка изображения к печати, вообще говоря, включает в себя множество различных процедур, которые часто объединяют под общей рубрикой методов коррекции изображения, обработки изображения или улучшения изображения. В первой части этой главы мы очертим несколько общих принципов коррекции изображений. Затем будет обсуждаться один из наиболее существенных этапов в обработке изображения - тоновая коррекция - специфическая настройка уровней яркости на краях и в середине тонового диапазона для компенсации ограничений печатного процесса. Оставшиеся пробелы будут заполнены в главе 8, где пойдет речь об аспектах улучшения изображения, непосредственно связанных с цветом, а в главе 10 будут обсуждаться вопросы повышения четкости и другие специальные виды обработки изображения.

Принципы коррекции изображений

Прежде чем мы погрузимся в описание того, как все это делается, мне хотелось бы отметить несколько распространенных заблуждений. Как бы вам ни хотелось считать процесс коррекции и улучшения набором твердых и прочных правил и установок, не забывайте о следующих вещах.

Какова цель коррекции, или Почему ваши отпускные фотографии не соответствуют воспоминаниям?

Понятие коррекция подразумевает, что изображение не соответствует требованиям и нуждается в доводке. С другой стороны, термин улучшение предполагает, что вы повышаете качество изображения так, что в результате оно превзойдет стандартное. Вопрос состоит в том, что такое стандарт? Какова цель коррекции и улучшения? Слишком часто мы полагаем, что следует по-рабски добиваться соответствия неоцифрованному оригиналу, в то время как цель должна заключаться в том, чтобы реализовать весь потенциал, заложенный в особенностях изображения, и подчеркнуть его идею. Эти две задачи ведут в разные стороны. Давайте разберемся почему.

Особенности восприятия

Человеческий глаз отличается забавной способностью видеть то, что ему нужно, - компенсировать сдвиги цвета и изменения освещенности натуры. Фотоаппарат намного объективнее. Когда фотография того великолепного океанского заката, что вы снимали в отпуске, возвращается из проявления, вы обнаруживаете, что вода не кажется такой глубоко голубой, а небо - бриллиантово-оран-жевым, какими вы их помните. И вся картина, возможно, слишком темна, чтобы различать детали. Но прежде чем приниматься ругать пленку или процесс проявления, учтите, что фотоаппарат в большей степени заслуживает доверия, просто ваши глаза были адаптированы к тусклому свету и поэтому, в отличие от камеры, были способны воспринимать сильно насыщенные цвета.

Этот пример показывает, что во многих случаях человеческий глаз - более подходящий стандарт, чем фотоаппарат. В особенности это справедливо сегодня; многие фотографии из различных источников самого разного качества, в том числе и с Photo CD, на печати обычно выглядят недостаточно яркими. Человеческий глаз также является стандартом в рекламе, каталогах продукции и других приложениях, где изображения используются в целях убеждения. Даже научные и медицинские изображения иногда требуют "накачки" цветов вместо того, чтобы беспристрастно отражать "действительность":

Процесс печати создает определенные помехи на пути получения качественной репродукции, такой, какой вы видите ее на экране. Кроме приведения изображения к стандарту по яркости и "жизненности" цветов, четкости деталей и уравновешенности контраста, также необходимо компенсировать причуды бумаги, особенности печатной машины и увеличение размера точек растра. Многие проблемы, на которые приходится обращать внимание, занимаясь цветоделением и коррекцией изображений, обязаны своим существованием перечисленным факторам.

Существует много способов достижения одной цели

Не существует единственно верного пути доводки данного изображения. Операции, которые вы будете проводить над изображением, определяют лишь общий подход. Еще одна переменная, от которой зависит результат, - глаз наблюдателя. Два разных специалиста по обработке изображений придут к различным конечным версиям из-за субъективности принимаемых ими решений. Взгляните на рисунок С-14 в цветной вставке. Обратите внимание на то, как различные задачи могут порождать разнообразие конечных версий одного и того же изображения.

Плохо на входе, хорошо на выходе

Вы, наверное, знакомы с расхожим мнением, что невозможно спасти изображение, если его источник не был безукоризненным. Если бы это было правдой, вам пришлось бы похоронить большую часть сканированных, отснятых и других имеющихся в наличии изображений. С каждым днем все больше изображений создается непрофессиональными фотографами и оцифровывается на сравнительно простом оборудовании, вместо предназначенных для этого барабанных сканеров, но это не значит, что вам следует отказаться от стремления к совершенству. Дело в том, что большая часть печатного оборудования просто не может воспроизвести полный диапазон тонов даже очень хорошо сканированных изображений; всегда необходимо сжимать тоновый диапазон, а это требует последующей доработки изображения, для того чтобы напечатанная версия выглядела резкой и насыщенной.

Мы полагаем, что, имея четкое представление об основных методах коррекции, вы сможете заставить даже посредственные изображения со сканера, видеокамеры или с Photo CD выглядеть замечательно на печати. Так что теперь дадим новое значение аббревиатуре GIGO (Garbage In, Gems Out) - "плохо на входе, хорошо на выходе", а не "плохо на входе, хуже на выходе".

Используйте наиболее подходящую цветовую модель

Если у вас есть цветное изображение, то в идеале тоновую и цветовую коррекцию следует проводить в цветовой модели CMYK (если это позволяет используемый пакет редактирования изображений). Учитывайте следующие достоинства модели CMYK:

Это естественная цветовая модель для процесса печати.

У модели CMYK более ограниченный цветовой диапазон, чем у RGB (см. главу 4), так что яркие цвета (глубокий голубой, насыщенный зеленый) трудно достижимы. Замечая, как цвета изменяются при переходе от RGB к более тусклому режиму CMYK, вы сможете точнее определить, насколько следует изменять цвета изображения, чтобы они выглядели именно так, как вам угодно.

Наличие четырех каналов вместо трех в RGB предоставляет вам больше возможностей выбора и способов для настройки параметров изображения на этапе коррекции.

Следует помнить, что к цветовой модели CMYK перейти непросто. Переходя от режима RGB или какой-либо другой цветовой модели к CMYK, вы производите цифровое цветоделение, и, пока его параметры не установлены корректно, вы можете внести неверные предельные значения плотности краски или дисбаланс между цветовыми формами, что нелегко обнаружить и устранить как на экране, так и в печати. Понятно, что своевременное общение с сервисным бюро и/или агентством допечатной подготовки позволит вам выяснить, какие из параметров печати наиболее важны (см. пояснения в главе 6). Наличие верных параметров цветоделения в начале работы совсем не необходимо; многие программы позволяют увидеть, как будет выглядеть изображение в режиме CMYK, не покидая пространство RGB. Это не пригодится вам при тоновой коррекции, но позволит производить некоторые связанные с цветом корректировки, пока вы не соберете всю необходимую информацию о параметрах печатающего устройства.

Совет: Иногда некоторые другие цветовые модели позволяют более эффективно выполнять акробатику подстроек. Например, работая в Photosbop в цветовом режиме LAB, можно улучшать четкость и различимость


РИСУНОК 7-1 © Emit Ihrig

Яркий свет монитора компьютера вводит глаз в заблуждение относительно цветов в светлых областях изображения. Чтобы яркие цвета не выглядели выцветшими (вверху) и в то же время сохранились видимые детали в светлых областях (внизу), вам скорее следует доверять численным значениям, нежели только глазам цветов как у изображений с Photo CD, так и сканированных настольными системами, если те кажутся несколько размытыми (см. главу 10).

Корректируйте численные значения

Откалибрована ваша система или нет, принимая решения о цветовых и тоновых настройках, в качестве последнего аргумента используйте численные значения, а не то, как изображение выглядит на мониторе. Источники яркого света, такие как монитор, искажают наше восприятие относительных уровней яркости, особенно в светлых областях изображения. На рисунке 7-1 показана типичная ошибка, жертвой которой оказываются специ

алисты по обработке изображений, полагающиеся исключительно на свои глаза: светлые предметы, как, например, тончайшие оттенки на кружевном платье танцовщицы, на экране могут выглядеть великолепно, но на печати светлые цвета выцветают до белого (или цвета бумаги). Вы без труда избежите подобных ошибок, используя инструмент "пипетка" или денситометр (screen densitometer tool) и численно устанавливая значения яркости и тени.

Корректируйте глобально

Иногда встречаются заведомо недостижимые для печати цвета - например, зеленые флуоресцирующие огни в ночи, - и изощренность имеющихся на сегодняшний день инструментов выделения и маскирования искушает выделить области с вызывающими цветами и внести исправления лишь в них. Подумайте еще раз. Тоновые и цветовые настройки более эффективны, когда их применяют ко всему изображению. Так происходит потому, что изменения цвета, известные как сдвиги цвета, обычно охватывают все изображение, даже тогда, когда вы замечаете их только в важных частях объекта или в отдельных диапазонах цветов. Вновь нам следует сказать "спасибо" невероятным возможностям адаптации человеческого глаза за это явление неверного восприятия!

Конечно, бывают случаи, когда необходимо выделить отдельные объекты на изображении (скажем, название на фотографии из каталога), и в таких случаях приемы маскирования могут оказаться жизненно важными. Но пользуйтесь ими с осторожностью и только после того, как настроены все параметры изображения в целом.

Для большинства настроек используйте кривые

Вообразите, что вы доктор, а неоткорректированное изображение - ваш пациент. Любому уважающему себя доктору, чтобы исцелить пациента, нужны как верный диагноз, так и правильные лечебные процедуры. В качестве первого диагностического инструмента используйте гистограмму, чтобы определить распределение тонов изображения в целом и для отдельных каналов, и инструмент "пипетка", чтобы выяснить, в каких областях нарушаются критические пределы тонов. Но когда приходит время выписывать лекарство, то, как правило, самое эффективное средство - это тоновые кривые, которые вы создали для каждого канала.

Совет: Изменения в тоновых кривых вносятся относительно исходной диагональной прямой. Увеличение наклона кривой сжимает уровни яркости в данном тоновом диапазоне, увеличивая контрастность и заставляя детали в этом диапазоне "выступать". Уменьшение наклона тоновой кривой расширяет уровни яркости в выбранном тоновом диапазоне, уменьшая контрастность, но делая имеющиеся подробности более заметными (хотя и менее резкими).

Корректирование и улучшение изображений - согласованный процесс, включающий в себя множество взаимосвязанных задач, но вы сможете эффективнее работать, выполняя их в определенном порядке. Вот последовательность, которая хорошо подходит для большинства изображений:

Масштабируйте изображение до требуемых размеров и разрешения.

Улучшите резкость изображения, чтобы компенсировать размывание, вносимое процессами сканирования и печати.

Установите тоновый характер изображения.

Преобразуйте изображение (если оно цветное) в режим CMYK, используя корректные параметры цветоделения для своего проекта (см. главу 6).

Исходя из содержания, определите, какие тоновые диапазоны наиболее и наименее важны для улучшения изображения.

Опираясь на характеристики принтера, определите пределы яркостей, учитывая при этом тоновые особенности и содержание изображения.

Опираясь на характеристики принтера, определите значения тени, учитывая при этом тоновые особенности и содержание изображения.

Настройте полутона так, чтобы компенсировать увеличение размера точек растра при печати. Если вы используете Photoshop, то можете выполнить этот пункт визуально, после того как правильно установите параметры печатной краски (Printing Ink Setup). Вы можете компенсировать увеличение размера точек растра численно, используя любую программу, которая позволяет работать с тоновыми кривыми.

Еще раз проверьте самые яркие, а также нейтральные и характерные цвета изображения (см. главу 8). Определите численно, содержатся ли среди них какие-нибудь нежелательные сдвиги цвета. Если да, то откорректируйте их, работая с отдельными каналами.

Обследуйте каждый цветовой канал на предмет потенциальных проблем, связанных с контрастом и детализацией и вытекающих из специфических особенностей изображения, и произведите соответствующие настройки.

Убедитесь, что разрешение изображения оптимально для вывода.

Вы найдете подробное описание каждого из этих шагов в главах 6-10, а отчасти и в этой главе.

Совет: Большую часть вышеперечисленных шагов следует предпринимать только после обсуждения и получения благословения от сервисного бюро.

Представления о тоновых диапазонах

В полиграфии выделяют семь различных отрезков тонового диапазона, показанных на рисунке 7-2. Они полезны для анализа распределения цветов или серых полутонов на изображении и помогают определить, как наилучшим образом настроить параметры изображения. В этой главе вы будете часто сталкиваться со следующими понятиями.

Точка белого - область изображения, которая должна на печати быть чисто белой, без видимых деталей, даже если эта область была окрашена в какой-либо другой цвет, когда вы начинали процесс коррекции изображения. Не все изображения содержат белые участки, так что не следует считать, что необходимо устанавливать точку белого на каждом изображении, с которым вы работаете. Точка белого в любом проекте находится рядом со значением границы диапазона наиболее светлых областей.

Области наибольшей яркости - это наиболее яркие области изображения, которые все еще содержат детали. На "языке принтера", значение высокой яркости - это наименьшая плотность точек, которую может обеспечить печатающее устройство. Части изображения, которые по значениям компонентов CMYK


Рисунок 7-2

Тоновый диапазон любого изображения может быть разбит на семь отрезков (см. фотографию): точка белого (а), точка наибольшей яркости (Ь), четвертные тона (с), средние тона (d), трехчетвертные тона (е), тени (/) и точка черного (g). Правильное расположение управляющих точек на тоновой кривой (справа) ограничивает результаты настроек отдельными тоновыми диапазонами. (Управляющие точки в этом примере следуют по порядку от белого в нижнем левом углу к черному в верхнем правом.)

лежат ниже навязанного принтером значения высокой яркости, становятся белыми (точнее, принимают цвет бумаги). Типичное значение областей наибольшей яркости лежит между 2 и 10 процентами, в зависимости от типа печатающего устройства и свойств бумаги для данного проекта.

Четвертные тона - это область значений цветовых компонентов от 18 до 35 процентов, с центром на 25 процентах.

Средние тона - это области на изображении со средней яркостью с параметрами цветовых компонентов в диапазоне от 35 до 65 процентов, с центром на 50 процентах.

Трехчетверные тона соответствуют цвету или уровню серого примерно от 65 и до 80 процентов со средним значением около 75 процентов.

Тени - наиболее темные области значений на изображении, все еще содержащие детали, соответствуют наибольшей плотности точек, которую может обеспечить устройство печати. Детали изображения более темные, чем навязанное принтером значение теней, сливаются и печатаются сплошным черным. Как и в случае областей наибольшей яркости, рекомендуемое значение тени зависит от комбинации используемых принтера и бумаги. Значения теней расположены от 75 процентов для сильно впитывающей газетной печати при работе на газетной печатной машине вплоть до 98 процентов для мелованной бумаги наивысшего качества при печати на листовой печатной машине.

Точка черного - любая область изображения, которая должна печататься сплошным черным цветом; другими словами, это области более темные, чем тени. Не следует задавать точку черного для изображения, если только оно не содержит объектов, которые должны печататься черным цветом.

Определение тонового характера изображения

Большинство изображений не используют весь тоновый диапазон. Встречаются как слишком яркие, так и очень темные изображения, а также перегруженные средними тонами. Часть тонового диапазона, преобладающая на контекстно наиболее важных областях изображения, определяет его тоновый характер, или тональность. Тоновый характер, в свою очередь, определяет некоторые из важнейших настроек, которые потребуются для того, чтобы важные объекты на изображении при печати имели хороший контраст и детальность без чрезмерного увеличения размеров точек растра.

Специалисты по печати определяют три вида возможных тональностей изображений. На рисунке 7-3 показаны примеры изображе
ний каждого вида, типичные гистограммы и тоновые кривые настройки для подготовки каждого из них к печати. Точная форма тоновых кривых, которые вы будете создавать, будет отличаться от показанной в этих примерах, поскольку она должна отвечать особенностям распределения цветов на важных частях изображения.

Яркие изображения содержат основные детали в областях наибольшей яркости и четвертных тонах. Важные детали на фотографии белого медведя на фоне снега в полдень, например его мех, окажутся в светлой, почти белой области. Эти наиболее яркие тона иногда называют диффузными. Средние тона и тени таких изображений содержат сравнительно немного важных деталей. Для выделения на печати деталей подобных изображений часто затемняют средние и трехчетвертные тона, оставляя четвертные тона без изменений.

Полутоновые, или сбалансированные, изображения, в которых интересующие нас подробности либо распределены поровну между темными и яркими тонами, либо занимают область средних яркостей по цветам и тонам - это наиболее распространенный вид изображений, с которыми вы будете работать. Выделить полутона вам поможет S-образная тоновая кривая, которая затемнит тени и сделает несколько более светлыми яркие области изображения. В зависимости от содержания и экспозиции изображения, а также от ожидаемого увеличения размера точек растра, возможно, потребуется осветлить или затемнить средние тона.

Темные изображения содержат наиболее важные детали в темных областях с менее выделенными объектами в полутонах и диапазоне светлых тонов. Фотографии видов города в сумерках - хороший пример таких изображений. Вы можете улучшить видимость деталей в теневых тонах, придавая вогнутую форму тоновой кривой, делая более светлыми четвертные тона, полутона и область трехчетвертных тонов.


РИСУНОК 7-3 © Emil Ihrif,

Тоновый характер изображения подсказывает, какие детали изображения следует выделить и как наилучшим образом их оптимизировать при печати, (а) В ярких изображениях доминируют цветовые или серые полутоновые составляющие в правой стороне гистограммы, т.е. подчеркнуты светлые тона. Такие изображения, как правило, выигрывают при небольшом затемнении средних и трехчетвертных тонов. (Ь) Среднетоновые, или сбалансированные, изображения имеют колоколообразную гистограмму, в которой преобладают тона средней яркости. Чтобы улучшить детализацию в средних тонах и увеличить контраст с менее важными тоновыми областями, создайте тоновую кривую, слегка затемняющую трехчетвертные и осветляющую четвертные тона. (с) В темных изображениях доминирует левая часть гистограммы, соответствующая темным тонам. Для выделения деталей в тенях для таких изображений создайте вогнутую кривую, которая сделает более яркими четвертные, трехчетвертные и средние тона.

Тоновое распределение уникально для каждого отдельного изображения, поэтому не следует забывать приводить эти общие советы в соответствие со спецификой изображений.

Совет: При работе с цветным изображением некоторые виды тоновой коррекции следует проводить над изображением в целом, а некоторые - над отдельными каналами. Работайте со всем изображением, производя настройки, касающиеся тонового характера изображения, исправляя изъяны экспозиции и компенсируя увеличение размера точек растра. Настройку яркостей теней и баланса цвета выполняйте для отдельных каналов.

Исправление дефектов экспозиции

В предшествующих рассуждениях о тоновых особенностях предполагалось, что исходный вариант правильно экспонирован;

другими словами, уровни яркости на изображении должным образом выделяют детали на его важных частях. Если самым важным предметам на изображении не хватает подробностей из-за того, что они слишком темные, - это недоэкспонированное изображение, если же им не достает детальности из-за того, что они слишком светлые, такие изображения называют переэкспонированными.

Проблемы с экспозицией могут возникать как из-за низкого качества оригинала, так и из-за плохого сканирования и оцифровки, но зачастую недостатки можно исправить, настраивая тоновые кривые. Чтобы исправить недостаточную экспозицию, создайте вогнутую кривую, которая имеет больший наклон в тоновом диапазоне,


РИСУНОК 7-4 © Emit Ihrir

Используйте вогнутые тоновые кривые для исправления недостаточной экспозиции и выпуклые - для избыточной экспозиции. Углубление вогнутой и купол выпуклой кривой должны соответствовать тоновому диапазону, занимаемому важными содержательными частями изображения; в данных примерах это оттенки кожи на недостаточно экспонированном изображении (вверху) и детали на гипсовой голове кота на переэкспонированном изображении (внизу). Вы можете зафиксировать те части кривой, для которых уже получены приемлемые значения контрастности, чтобы избежать потери качества при дальнейших манипуляциях.

занимаемом важными частями изображения (для определения этого диапазона используйте инструмент "пипетка"). Так, если главные детали на недоэкспонированном изображении занимают диапазон тонов от 70 до 90 процентов, как на рисунке 7-4, то следует создать кривую, которая имеет больший наклон в этой области. Точно так же можно исправить чрезмерную переэкспозицию, создавая выпуклую кривую, "вершина" которой соответствует тоновому диапазону, занимаемому важными содержательными частями изображения.

Замечание: Если изображение переэкс-понированно, то часть деталей утеряна навсегда, и их невозможно восстановить. Ис
правления только улучшают общее равновесие подробностей на изображении, но не могут создать то, чего не было в оригинале.

Исправляя изъяны экспозиции, помните о взаимосвязи формы тоновой кривой, контрастности и видимости деталей. Делая кривую более вогнутой, как при исправлении недостаточной экспозиции, вы увеличиваете как контрастность, так и шум зернистости пленки. Выпуклая тоновая кривая, как при исправлении чрезмерной экспозиции, снижает как контрастность, так и видимые проявления зернистости. (Предполагается, что в вашем пакете редактирования изображений значения на тоновых кривых откладываются


РИСУНОК 7-5 © Emit Ihrig

Сжатие тонового диапазона изображения перед печатью предотвращает исчезновение деталей на границах тонового диапазона (вверху), но после этого вам следует подстроить распределение тонов (внизу) во избежание блеклости и для улучшения контрастности и различимости деталей.

от светлых тонов слева к темным справа. Если они откладываются от темных к светлым, то справедливо обратное утверждение.)

Вывод на печать и сжатие томов

Ограничения процесса печати принуждают сжимать тоновый диапазон на крайних значениях яркого и темного, а затем производить настройку полутонов, чтобы скомпенсировать это сжатие. Если не сжимать диапазон уровней яркости, то при печати, когда на бумагу будет нанесена краска, детали изображения пропадут в светлых областях и сольются в темных. Если сжать тоновый диапазон, но не компенсировать распределение тонов, то изображение будет невыразительным (см. рисунок 7-5). Проведение этих двух преобразований помогает сохранить контрастность, четкость деталей и "жизненность" цветов при печати.

Настройка наиболее ярких областей

Первой задачей по подготовке изображения к выводу на печать после преобразования его в режим CMYK является определение наиболее ярких областей - самых светлых мест, которые должны печататься с сохранением подробностей. Так, если на изображении имеется чисто-белая рубашка, в качестве ярких областей можно выбрать сгибы или складки, где еще присутствуют необходимые детали. Если наиболее яркие области изображения представлены диффузными яркими тонами, то при регулировке кривой (кривых) следует установить минимальное значение областей наибольшей яркости, рекомендованное вашим сервисным бюро. Как мы вскоре увидим, для изображений, которые не содержат реальных областей наибольшей яркости, требуется другой подход.

Новое значение наибольшей яркости, которое следует использовать при преобразовании изображения, зависит от установок печатающего устройства. Как правило, более скоростные печатные станки, как и немелованная бумага, не могут обеспечить малое увеличение размера точек растра, так что значения наибольшей яркости для них обычно выше - около 4-10 процентов. Мелованная бумага, особенно при использовании совместно с листовыми печатными машинами, может обеспечить меньший размер точек растра и, соответственно, высокую яркость в диапазоне 3-5 процентов, хотя некоторые высококачественные сорта бумаги при печати на листовых печатных машинах могут поддерживать весьма малые размеры точки - 1 процент. Этот параметр зависит от множества факторов, поэтому обратитесь в ваше сервисное бюро за конкретными рекомендациями.

Использование ранее сознанных тоновых кривых

Adobe Photoshop и другие ведущие пакеты редактирования изображений позволяют создавать собственные тоновые кривые, сохранять их, а затем загружать для повторного использования. Такой уровень автоматизации удобен, но избегайте искушения часто использовать готовые кривые. Существует немного случае», для которых имеет смысл повторное использование созданных тоновых кривых: например, коррекция характеристик эмульсии пленки для большого пакета фотографий, сделанных с одной пленки, или устранение зернистости изображений, которые будут печататься в одном документе. Однако чаще всего вам придется вносить соответствующие изменения в существующие тоновые кривые для каждого нового изображения, потому что все они уникальны.

Наилучший путь - научиться настраивать тоновые кривые, опираясь на само изображение. Затем, если хотите, можете сохранить несколько видов собственных кривых для каждого проекта; например, тоновую кривую, компенсирующую зернистость изображения, или кривые, устанавливающие высокие яр* кости, полутона и тени для светлых» сбалансированных и темных изображений соответственно."Однако используйте полученные кривые только как шаблоны, всегда внося необходимые изменения в загруженную тоновую кривую, чтобы она соответствовала содержанию и характеристикам изображения, с ко* торым вы работаете.

Помните, что для цветных изображений соответствующие значения наиболее высокой яркости будут различны для каждого из каналов, и вам придется устанавливать их независимо, а не в целом, как для серых полутоновых изображений. Значение наиболее высокой яркости для голубого будет на несколько процентов выше, чем для пурпурного и желтого. Допустим, вы выбрали значение наиболее высокой яркости, равное четырем процентам Если ваш документ будет печататься на мелованной бумаге с использованием GCR с низким уровнем генерации черного, предельным общим количеством краски 300 процентов, предельным количеством черной краски 85 процентов, то четырехпроцентный тон будет представлен в модели CMYK как 4C2M2YOK. Запомните значения наибольшей яркости компонентов CMY вашего конкретного проекта. Создайте ступенчатое серое полутоновое изображение, включающее в себя минимальное значение точки, как это описано в разделе "Баланс серого - нейтральное не значит равное" в главе 6. Преобразуйте это изображение в режим CMYK, используя корректные параметры цветоделения, затем запишите и применяйте в дальнейшем полученные значения областей наибольшей яркости для голубого, пурпурного и желтого компонентов.

форма тоновой кривой сама по себе не менее важна, чем значение наиболее высокой яркости. В большинстве случаев вам захочется ввести S-образный участок в кривую в области светлых тонов. Такая форма сохраняет расстояния между смежными светлыми тонами, сохраняя естественный вид изображения и увеличивая контрастность. Если же вы просто увеличите значение наиболее высокой яркости, а оставшуюся часть тоновой кривой оставите диагональной, то светлые цвета изображения окажутся плоскими и выцветшими. Поэтому при возникновении сомнений лучше оставляйте тоновую кривую кривой.

Поиск областей наиболее высокой яркости

Определение областей наиболее высокой яркости в изображении важно по многим причинам. Помимо того, что это помогает


Рисунок 7-6

Слева: В обычных изображениях самые светлые тона находятся в диффузных областях наиболее высокой яркости (здесь это часть облака, отмеченная черным прямоугольником), в которых, однако, на печати должны передаваться все детали. При установке значения наиболее высокой яркости хвост тоновой кривой слегка смещается вверх и светлые места изображений становятся несколько темнее. Справа: Некоторые части блузы этой женщины настолько ярки, что на печати могут стать абсолютно белыми. Наименьшие значения голубого, пурпурного и желтого могут оставаться нулевыми и у изображений, содержащих блики.

правильно сжать тоновый диапазон для вывода на печать, эта процедура может предупредить вас о существовании визуально неразличимого сдвига цвета. Дополнительная информация об удалении сдвигов цвета приведена в главе 8.

В серых полутоновых изображениях, содержащих один объект, можно визуально определить область наибольшей яркости. Однако этого обычно не удается сделать для цветных изображений, где присутствие четырех цветовых компонентов для каждого пиксела может обмануть глаз. Так же нелегко найти точку наибольшей яркости на изображениях, перегруженных деталями. Полагайтесь на числовые значения; для сравнения яркостей в светлых областях используйте инструмент "пипетка".

Совет: Если вы используете Adobe Pho-toshop, работая на Apple Macintosh, значения наиболее высокой яркости можно определять автоматически. Откройте диалоговое окно уровней (Levels); проверьте, что опция предварительного просмотра отключена, нажмите и не отпускайте клавишу Option, пока перемещается треугольник наиболее высокой яркости. По мере движения слайдера экран будет светлеть и пикселы с заданными значениями цветовых компонентов будут отмечаться, указывая, на каких именно частях изображения находятся наиболее яркие точки. Таким способом можно также определять уровень тени.

Зеркальные блики

Некоторые изображения содержат настолько яркие объекты, что их следует печатать с уровнем точки белого, ярче, чем нормальное значение наиболее высокой яркости для данного проекта. Этот прием прекрасно работает,


например, для передачи блеска драгоценностей, искр производственных процессов, областей отраженного сияния или чисто белых, не содержащих деталей при печати (см. рисунок 7-6). Введение этих тонов, называемых зеркальными бликами, в обычный диапазон сжатия приведет к тому, что изображение станет неестественно тусклым. В таких случаях оставьте минимальные значения компонентов CMY равными нулю и вообще не поднимайте вершину тоновой кривой. Настраивайте остальные тоновые области изображения. Например, для увеличения контраста между зеркальными бликами и просто освещенными объектами можно немного затемнить тоновый диапазон (от 5 до 15 процентов).

РИСУНОК 7-7 © Emit /hrig

Некоторые изображения не содержат ни областей наибольшей яркости, ни бликов, поскольку все предметы на них окрашены в темные или средние тона. Для таких изображений нет необходимости устанавливать величину наиболее высокой яркости, отличной от нуля. В противном случае существующие тона неестественно потемнеют.

Изображения, не содержащие реальных областей наиболее высокой яркости

Темные или некоторые содержащие лишь средние тона изображения могут содержать мало или вообще не содержать деталей светлых тонов, например, как на рисунке 7-7 (чтобы убедиться в этом, используйте инструмент "пипетка"). В таких случаях установка наиболее светлого из имеющихся тонов в качестве нормального значения наиболее высокой яркости приведет к смещению существующих значений в сторону темных тонов и их выцветанию. Не изменяйте вершину тоновой кривой, однако не забывайте, что следует обратить внимание на увеличение контрастности и детализации в средних тонах и тенях. В противном случае изображение станет невыразительным.

Совет: Если изображение содержит светлые пастельные тона, но не близкие к белому, используйте их для установки наибольшей яркости. Компоненты пастельных цветов обычно попадают в диапазон от 5 до 15 процентов; так, бежевый имеет значение 5C5M15YOK. Устанавливайте значения наиболее высокой яркости для каждого канала отдельно. Ознакомьтесь с типичными значениями компонентов CMYK для разных пастельных цветов и обратите внимание на сочетания в них голубого, пурпурного и желтого.

Сдвиг цвета в областях с высокой яркостью

Благодаря тому, что глаз нелинейно воспринимает свет, мы более склонны замечать неестественные оттенки в светлых тонах, чем в темных. Если с помощью инструмента "пипетка" в сером цвете обнаружен оттенок, который должен соответствовать серой области наиболее высокой яркости, но составляющие которого существенно разбалансированы, вам следует насторожиться. Например, значения 4C2M10Y для соответствующих компонентов указывают на сдвиг желтого цвета, заметный для глаза в зависимости от вида объекта и его цветового окружения. Однако не стоит поддаваться искушению выделить область и исправить в ней цвета, помните, что любой дисбаланс тонов в наиболее ярких областях распространяется и на остальные части тонового диапазона. Возможно, вам придется изменить всю тоновую кривую для неудачного канала (и для остальных каналов тоже), а не только значение наиболее высокой яркости. См. примеры и советы в главе 8.

Конечно, сдвиг цвета в сторону желтого может оказаться весьма уместным, если не предполагается, что обсуждаемый цвет должен быть нейтральным. Например, если самый светлый цвет на изображении - пастельный, нет необходимости превращать его в бледно-серый. Иначе говоря, если почти белый объект сфотографирован в лучах заката, тона наиболее ярких областей будут очень теплыми, и их не следует нейтрализовать. Принимать решение о том, надо ли преобразовать наиболее яркие области в серые тона, следует исходя из существенных особенностей и условий освещения на оригинальном изображении.

Настропка значений тени

Значения наиболее высокой яркости и тени определяют максимальный диапазон контрастности изображения. Поиск наиболее темных областей, которые на печати должны содержать детали, - непростая задача для глаза, поскольку ему нелегко различать тона или тени более темные, чем тоновая точка 75 процентов. Убедитесь, что цветоделение выполнено корректно, с учетом предельного общего расхода краски. Для изображения, цветоделение которого выполнено с параметрами, описанными ранее в разделе "Поиск областей наиболее высокой яркости", максимальное значение тона, еще передающее детали, равно 96 процентам. Оно представляется как 80C68M67Y73K для темного нейтрального серого (в окрашенных теневых областях значения составляющих отдельных каналов будут различаться). Если желательно, чтобы некоторое сочетание цветовых составляющих, при слиянии дающее значение тона большее, чем значение тени, передавало детали, следует несколько уменьшить его составляющие.

Совет: Ночные снимки и другие низкотональные изображения могут выиграть от установки значений тени даже более темных, чем рекомендованные вашим сервисным бюро. Для них также потребуется повысить контрастность в темной части тонового диапазона, чтобы выделить детали важных объектов на изображении.

Установка значения тени

Для установки значения тени серого полутонового изображения опустите верхний край тоновой кривой до уровня, заданного вашим сервисным бюро, так, как показано на рисунке 7-8. При этом тоновый диапазон изображения сжимается, поэтому заметно смещение темных тонов к несколько меньшим значениям. При работе с изображениями формата CMYK устанавливайте максимальное значение тени для составного изображения, если хотите добиться нейтрального черного, и отдельно по каналам, если предпочитаете сохранять" контроль над ненейтральным черным. (Темные изображения зачастую выглядят живее, если цвета темнее 75-процентных тонов не нейтральны.)

Форма тоновой кривой не менее важна, чем значение тени. В большинстве случаев вы будете использовать кривую S-образной формы. Такая форма кривой сохраняет различия между соседними темными тонами, что выглядит естественно и увеличивает контрастность. Если бы вы просто сдвинули верхний край тоновой кривой вниз, оставив форму кривой без изменений, то темные тона изображения стали бы казаться невыразительными. Повторим еще раз: когда сомневаетесь - оставляйте кривую кривой.

Изображения, на которых в действительности нет теней

Яркие и некоторые сбалансированные изображения содержат немного или вообще не содержат теней на представляющих интерес объектах, поэтому все серые полутоновые и цветовые значения хорошо попадают в пределы, допустимые для вашего принтера. В таких случаях оставляйте верхний край тоновой кривой неизменным. Займитесь настройкой средних и светлых областей тонового диапазона, чтобы повысить их контрастность.


РИСУНОК 7-8

Если на изображении присутствуют очень темные тона, более темные, чем определяемые возможностями принтера (максимальным размером точек растра), то без настройки значения тени детали в темных значений пропадают (вверху). Настройка соответствующего значения тени, а также использование S-образной тоновой кривой сохраняют радующую глаз контрастность в темных тонах ч делают видимыми наиболее темные детали под сводами козырька над входом в театр, справа от идущей пары. Кроме того, появляется вывеска "Town Square" над полосатым тентом (внизу).

Основы настройки средних томов

После того как вы сжали тоновый диапазон, выполнив настройки тени и наиболее высокой яркости, необходимо скомпенсировать изменения, произведя настройку остальных частей тонового диапазона. Мы будем называть их средними тонами, хотя в реальных проектах вам также придется вносить изменения как в четвертных тонах, так и в области трехчетвертных тонов. Настройки средних тонов выгодны в следующем:

Они восстанавливают контраст, утраченный в результате установки значений наибольшей яркости и тени (сжатия тонового диапазона).

Они наилучшим образом реализуют потенциал изображения, исходя из его тонового характера.

Они позволяют скомпенсировать увеличение размера точек растра.

Восстановление контрастности на основе тонового характера изображения

Как описывалось ранее в этой главе, тоновый характер изображения (см. "Определение тонового характера изображения" и рисунок 7-3) может указать вам направление, в котором следует искать наилучший способ оптимизации всех тоновых областей изображения, а не только областей наиболее высокой яркости и тени. Не стоит рабски следовать нашим советам хотя бы потому, что в чистом виде они применимы лишь для изображений без сдвига цвета, у которых важные объекты исходно оптимально контрастны, детализированы и тонально выделены. Как правило, существует возможность улучшения даже для самых лучших исходных изображений, так что можно считать наши советы стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой вы отправитесь в свой независимый полет. И не забывайте: каждое изображение уникально!

Компенсация увеличения размера точек растра с помощью тоновых кривых

В главе 6 обсуждаются последствия увеличения точек растра, влияющие на качество изображения. Теперь нас интересует, как настроить параметры изображения, чтобы скомпенсировать ожидаемую степень увеличения размера точек растра. Как уже отмечалось ранее, тоновый характер изображения задает общую форму кривой настройки тонов, которую вам следует произвести в средних тонах (например, выпуклую или вогнутую). Раз ваше сервисное бюро сообщило об ожидаемой степени увеличения размера точек растра используйте эти данные для того, чтобы определить, в какой степени следует компенсировать увеличение размера точек растра, и нужно ли это вообще. Сбалансированные и темные изображения имеют много существенных деталей в тоновых диапазонах, особенно сильно страдающих от увеличения размера точек растра, поэтому для таких изображений особенно важно осветлить средние тона. Как сильно следует их осветлять? Хороший вопрос. Не существует приемлемых математических формул для расчета увеличения размеров растровых точек в тонах более светлых, чем 50 процентов (точки растра размером менее 50 процентов в меньшей степени подвержены увеличению). Некоторые программы за вас делают часть вычислений в фоновом режиме. Например, если вы используете Adobe Photoshop, хороший метод - установить величину увеличения размера точек растра в диалоговом окне Printing Ink Setup (Характеристики печатной краски) и затем визуально настроить средние и темные тона, чтобы эти критические области стали достаточно светлыми. Подбирайте форму тоновой кривой (как показано на рисунке 7-9), чтобы сохранить радующую глаз контрастность.

Яркие изображения, содержащие немного объектов в средних и темных тонах, обычно не требуют компенсации увеличения размеров точек растра. На самом деле для таких изображений полезно увеличить значения средних тонов, чтобы увеличить контраст между областью высокой яркости и средними тонами.


Рисунок 7-9

Вверху: Изображение, у которого настроены только значения наибольшей яркости и тени, страдает от сильного увеличения размеров точек растра в средних и темных тонах, что ведет к снижению видимости деталей. Внизу: После компенсации увеличения размера точек растра появились детали колец на бочке и листвы в верхнем правом углу, придавая изображению хорошую контрастность. Форма кривой, позволяющая компенсировать увеличение размера точек растра, зависит от тоновых диапазонов, занимаемых выделяемыми деталями изображения.

Совет: Компенсируя увеличение размера точек растра цветных изображений, работайте с составным изображением. Настройка отдельных каналов может привести к появлению сдвига цветов, если только вы не эксперт по цветоделению. Не забывайте также, что настройка средних тонов сдвигает соседние тоновые диапазоны. Зафиксируйте те части тоновой кривой, которые вы хотите защитить от дальнейших изменений.

Изображения, которые печатаются с использованием стохастического или ЧМ-рас-трирования, в большей степени подвержены увеличению размеров точек растра, чем те, которые используют стандартное полутоновое растрирование (см. главу 3). Нередко встречается 35-процентное увеличение размера точек растра. Собираясь использовать ЧМ-растрирование, убедитесь, что сотрудничаете с сервисным бюро, имеющим опыт печати с такой технологией и способным указать корректное значение увеличения размера точек растра, которое вам придется компенсировать.

От тонов к цвету

Нет ограничений количеству тоновых кривых, которые вам удастся состряпать для улучшения цвета, контрастности и детальности как серых полутоновых, так и цветных изображений. Здесь границы между цветовой и тоновой коррекцией стремительно размываются. Компенсация сдвига цвета, усиление оттенков либо принесение в жертву одних тональных диапазонов для улучшения выразительности в других начинают значить для нас не меньше, чем учет основных ограничений процесса печати, и вот мы уже в королевстве методов цветовой коррекции, что является темой главы 8.