Кажется, все слышали слова «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Эта фраза стала крылатым олицетворением двойных стандартов. Всё, что позволяется себе, непозволительно другим. Всё, что позволено одной касте, недозволительно другой.

Меняются эпохи, с ними меняются взгляды на мир и на самого человека, на его место в этом необъятном пространстве. Неизменным остается одно: тяга человека выделять себя, делить мир на понятные категории. И, казалось бы, в нашу эпоху мы, наконец, вплотную подошли к тому, о чем так мечтали деятели Великой Французской (1792-1799) и Русской революций (1917) – свободе, равенстве и братстве, но эта новая свобода стала ничуть не лучше, чем давно известное рабство. Равенство – ничем не лучше ущемления прав, братство – ничем не лучше раздельности.  Мир вне половых различий и гендера, мир вне расовой дискриминации, мир, борющийся с предрассудками и любым неравенством, признающий  мысль о том, что больше не существует универсальной истины для всех, вовсе не становится раем. Наоборот – скатывается к тому, с чем борется сам . Входит в новую этику, предлагая всё ту же систему двойных стандартов. Почему?

От сексуальной революции к расщеплению личности

Перенесемся в викторианскую эпоху. Браки, заключаемые по обычаю предков, из расчета и обязательств или ради продолжения рода. Если супружеская близость — то из чувства долга. И тут же изнанка. Романы и нежные  чувства на стороне – норма эпохи.

Разделение понятия о  любви на исключительно чувственную, плотскую, низменную и духовную принесет отделение эмоций от разума. Невозможно видеть супружескую близость желанной вне психологической связи с человеком, которого ты не знаешь, который тебе чужд. Растет напряжённость между желанием искренне любить, быть любимым и чувством долга по отношению к нелюбимому человеку, хотя человек еще живет внешне благочестивой жизнью, беспокоясь о своем моральном облике. Но он уходит в лицемерие. У него возникают две воли, два стремления, две стороны жизни, но главной он будет показывать ту, где им руководит разум.
Затем наступает другая крайность. Общество, отвергая модель, в которой люди живут лицемерно, считая близость между супругами чем-то второсортным и низким, считает отношения по расчету чем-то уже изжившими себя. Действительно, больше не нужно искать себе достойную партию, исходя из социального положения в обществе. Наступает равенство. Мужчин и женщин. Никаких сословий. Общество вливается в течение сексуальной революции, которая провозглашает свободу выбора партнеров. Но эта свобода обернется против самого человека.

Секс станет культом. Если ты считаешь, что не стоит строить отношения и спать со всеми подряд, то тебя объявят зажатым, закоснелым, чопорным, закомплексованным. И все, что тебе нужно тогда, раскрепощение.

Но человек без психологической, духовной близости все также не может давать другому искреннюю любовь. В ход включается техника. Тысяча и один способ как удовлетворить партнёра (даже если он на одну ночь) вместо науки о том, как разделить радость. Не может человек разделить свою искреннюю радость и душевную близость с тем, кого практически не знает и кого искренне не любит, с тем, кто не трогает струны его души, кому он не может открыть свое я, и кто не откроется ему.

Возникают два  следствия:


1) Отчуждение от тела и использование его как машины.
Где-то внутри — человек, который боится открыться и быть уязвимым. Человек, который показывает свою «силу» через раскрепощение и тяготится от того, что внутренний мир не так интересен другому. Поэтому все, что он сможет сделать – жить в иллюзии отношений и привязанности, стараться поверить в то, что любовь и секс – это одно и тоже.

2) Отделение эмоций от разума
Базовый страх, что меня не будут любить таким, какой я есть, если я откроюсь… разорвет человека надвое. Внешнее поведение и внутренние ощущения будут контрастировать друг с другом. Будет копиться пустота и вакуум, пока разум и чувства не встанут по разные полюса действительности, и эмоции станут главенствующими в поведении человека. Разум отключится, лишь бы не осознавать пустоту.

clear light bulb

Все это будет вплетаться в мировоззренческую канву атеизма и материализма, где человек не ограничен никакими схемами и законами, он — венец природы и наивысшая ступень в цепи питания. Он — мерило вещей и высшее животное, которое движется сложной цепочкой инстинктов и физико-химических реакций. У человека будет две воли, два стремления, две стороны жизни. Втайне он будет мечтать о близости, чистоте и заботе, но жить так, как будто не может сдерживать свои природные инстинкты.


В викторианскую эпоху человек искал любви без секса, потому что считал его постыдным и низменным и тяготился своей природой; современный человек ищет секса без любви, потому что считает жертвенность пережитком прошлого, а духовную близость и вовсе несуществующей категорией.

Ложь и правда феминизма

После духовной катастрофы в Эдемском саду, Бог Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт.3:16)

Философская концепция господства мужчины оформилась в патриархальное устройство общества с четким разделением социальных ролей. Примечательно , что Геродот, описывавший свои впечатления от положения женщин в Древнем Египте, указывал на существенную разницу между афинянками и египтянками. Женщина в Египте могла торговать и ходила на рынок, женщина среднего сословия могла участвовать в суде, продавать недвижимость, наследовать имущество, подписывать юридические документы. (1). Греческий полководец Менон выразил греческий взгляд на роли мужчины и женщины так: 

«Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу»

С завоеваниями Александра Македонского основы греческой культуры проникнут и тесно вплетутся  в страны, покоренные полководцем. От мятежных Фив до Египта и Мессопотамии прозвучит Аристотелевская идея: «То же и мужчина по отношению к женщине: первый по природе своей выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении» , что выльется к искривленному пониманию природы женщины.

Если мы возьмем высказывания  двух известных философов уже 19 века, то при всей разности их взглядов сможем уловить нечто общее: уверенность в том, что природа женщины гораздо ниже достоинством, чем природа мужчины. 


Гегель:

«Женщины могут быть образованными, однако для высших наук, философии и некоторых произведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы. Женщины могут обладать воображением, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают. … Отдельные женщины могут быть исключением, но исключение — не есть правило.
Чисто положительные науки также доступны им, кулинарное искусство и юриспруденция. Тот, кто хочет, чтобы ему подавали выдающиеся кушанья, держит повара. В области мышления женщины достигают немногого. Связь причины и действия в меньшей степени их дело, так же как и искусство в его высоком определении, хотя в той мере, в какой оно переходит в особенное, они вполне способны его чувствовать. Украшения, рисунки цветов. Ни одна женщина не создала великого произведения искусства.»

Шопенгауэр:

«С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться».

«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».

Вдвойне печально это слышать от людей, принадлежащих к западноевропейской культуре, к цивилизации, которая была выстроена нормами христианской морали. Слова апостола Павла о жене, об отношениях в браке остались неуслышанными, была непонята их глубина. Вдумаемся, апостол говорит удивительные слова – жена слава мужа! «Хоть и подчинена жена нам, но равнозначна по чести», – объясняет это место из первого послания коринфянам Иоанн Златоуст.

В определенный момент времени, не ради послушания Богу, мужчина захочет быть главой, не из любви к женщине, и, когда он начнет считать, что его природа выше, лучше и чище, это искривление станет отправной точкой борьбы за признание природы женщины равной. Сначала женщины будут бороться за политические права, затем эта  борьба выродится в то, что мы можем наблюдать в странах Старой Европы сейчас. Принесет ли матриархат женщинам счастье или станет тем же самым искривлением, точно так же питающимся из состояния крайней нелюбви? Остановится ли женщина в своем желании восстановить несправедливость, или это приведет к противоположному результату?

Сегодняшняя действительность рисует мрачную картину. Любое проявление инициативы со стороны мужчины на западе воспринимается как унижение. Мужчины боятся смотреть в глаза. Попытка помочь донести тяжёлые пакеты, открыть дверь или сказать комплимент считается унизительной.

Потребность в равноправии делает женщину агрессивной и заставляет ее соревноваться. Женщина дублирует мужчину, но потенциал ее чисто женской эмоциональности истощается, и она рискует из-за этого утратить свою природу. Имеет место сильное искажение, усугубленное тем обстоятельством, что женщина включается в мужской мир в период его упадка. Современная экономическая эволюция допускает свободный союз мужчины и женщины как легитимное общественное состояние. Чета живет в гостинице, а дети помещены в интернаты. Отец, ущемленный в своих особых правах, и постоянно отсутствующая мать – в этой ситуации дети оказываются в состоянии моральной заброшенности. Так называемая свободная любовь, в которой участвует тело в отсутствие души, вызывает множество неврозов, сопровождающихся чувством тревоги.

— Так описывал  действительность профессор Павел Николаевич Евдокимов, русский эмигрант, богослов.

Сейчас в моду вошли такие понятия как харассмент, маскулинность, феминность, гендер.Из феминизма выйдет предложение перекроить мир, улучшить. Сделать его небинарным, пересмотреть сложившиеся социальные роли.

Война за гендер

Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими». (2) Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе» (3). Гендер – это та социальная роль, которую человек отводит себе в обществе сам.

man wearing black jacket

Помимо бинарных ролей мужчины и женщины появилось понятие агендерность (когда человек не относит свою роль ни к мужской, ни к женской) и целый ряд трансгендерных ролей (гендер квир).

В 2014 году Facebook в США предоставил подписчикам возможность в графе «пол» выбрать аж из 58 предложенных опций.  В Tumblr (служба микроблогов) знающие люди собрали 300 (!!!) гендеров. В Tinder всё гораздо скромнее — всего 37.

 В современных феминистских теориях понимание гендера рассматривается как уход от принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов угнетения.

Вдумайтесть, перед вами может стоять мужчина с бородой, в платье с лиловой  короной, на каблуках и  говорить, что он ощущает себя женщиной. Или не ощущает себя никем. Или с утра ощущает себя женщиной, а вечером мужчиной. И это будет новой нормой.

Но подарит ли она счастье? Так ли хорошо мы знаем свою природу? Определяется ли самоощущения пола лишь воспитанием, как это утверждают некоторые гендерные исследователи и психологи?

В 60-х годах прошлого века к известному психологу Джону Мани обратилась семья Рейнер. У одного из мальчика-близнеца были удалены половые органы из-за болезни, и было принято решение растить сына как девочку. Брюс превратился в Бренду. Спустя 9 лет, в 1975 году доктор Мани опубликовал свои наблюдения, в которых говорил об успешности эксперимента: «Бренда ведет себя как нормальная, хотя и слишком активная девочка, — писал психолог. — Она разительно отличается по манерам от своего грубоватого брата. Ничто не напоминает об их былой идентичности». Однако, достигнув переходного возраста, ребенок был одинок и несчастлив, совершил 3 попытки суицида, и ему открыли правду, после чего он стал называть себя Дэвидом, и ему была сделана операция по восстановлению первичных половых признаков. Но после 30 лет Дэвид все же покончил с собой, не сумев справиться со своей жизнью.

Разделение гендера от пола в том виде, в каком его предлагают сейчас, может привести к серьезным нарушениям психики. Например к диссоциативному расстройству личности, когда человек разделяется в самом себе на множество личностей и переключается с одной на другую или вовсе теряет себя в окружающем мире, впадает в депрессию или совершает попытки суицида.

Несмотря на это, в некоторых странах Европы вам могут выписать штраф и предупреждение, если вы не назовете человека тем гендером, который он заявляет. Или как вариант, вас могут уволить с работы, если вы публично не поддерживаете из-за религиозных взглядов союз двух мужчин, один из которых выбрал для себя другой гендер, или если вы говорите, что с гендерным равенством что-то не так.

Не является ли это проявлением той самой угнетенности, против которой борятся идеологи новой  небинарной системы взглядов? Свобода слова, оказывается, не для всех?

Вы замечали, как часто люди, охваченные духом отстаивания своих прав, борьбой против угнетенности и  рабства, сами становятся похожими на тех, с чьим образом борются?

Black Lives Matter (BLM Жизни чёрных важны»)

Одним из важнейших современных движений  против расовой дискриминации является американское движение BLM.

Движение зародилось в 2013 году, но большую популярность обрело весной 2020, после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Люди вышли на улицы, чтобы выступить против расовой дискриминации. По оценкам специалистов, в акциях протеста в июне-августе 2020 года участвовало от 15 до 26 миллионов американцев, что делает протесты крупнейшими в истории США. Большинство из них были мирными, но в некоторых городах они переросли в бунты, мародёрство и столкновение с полицией. Люди, защищавшие ещё вчера права темнокожих, люди, выступавшие против произвола власти на местах, устроили собственный произвол. В начале июня 2020 года в 200 городах США был введен комендантский час, и около 30 штатов призвали национальную гвардию для обеспечения правопорядка.

BLM

Новый опрос, проведённый в феврале 2021 года, показал, что поддержка Black Lives Matter опустилась  до полностью отрицательного рейтинга среди всех американцев — так, 55 % американцев стали крайне отрицательно относиться к BLM.

Вместо послесловия

Таким образом, в нашу секулярную эпоху острее, чем когда-либо ещё, встали вопросы свободы, равенства и братства. Очевидно, что они не решены даже по сей день, потому что мы наблюдаем свободу с одной стороны и угнетение — с другой, вне зависимости от того, кто идёт во главе. При всем желании, можно попытаться уравнять мужчин и женщин, белых и темнокожих, гетеросексуальных и гомосексуальных людей в правах ,но эта уравниловка выльется в новое прокрустово ложе, лишит уникальности мужчин и женщин, подведёт к такой реальности, где противоестественные влечения, разрушающие душу, станут бичом эпохи и нашим проклятием.

Свобода вырождается в свободу грешить, но не свободу быть добродетельным.

Центром мироздания в нашу эпоху ставится Человек.

Осознанный человек, понимающий себя, не подавляющий свои проявления, видящий свою природу, умеющий с собой обращаться так, чтобы развивать потенциал собственных возможностей. Человек, не имеющий гендерных предрассудков.

Другой подход к эго, своему Я. Я не ставлю свои интересы наравне с интересами ближнего, и вижу, что все мои негативные действия по отношению к другому обусловлены одним… нет, не моим волевым решением из состояния нелюбви, теперь и отныне — моим законным правом на свободу и равенство!  И проявления нелюбви — это всего лишь разрешение не зажимать себя в тиски!

В этой системе все закономерно и логично, кроме одного. Нет и не было желания любить другого. Раньше было стыдно в этом признаваться и действовали табу и норма общественной морали. Ты обязан любить другого. Это заповедь. Сейчас  сдерживающей силы религии нет. Нет веры  в Абсолюта, относительно которого я бы хотел перестраивать свою жизнь. Но человек все так же не хочет признаться в глубинном состоянии нелюбви. Теперь любовь к себе должна сделаться маяком и стержнем, любовь к ближнему по остаточному признаку — ее отсветом.

Можно сколь угодно верить в эту схему, тушить пожар бензином и подпитывать свое Я тщеславием и борьбой в любой форме. Но поможет ли это? Что делать с колоссальной пустотой, сплином и одиночеством? Разве что… объявить это состояние болезнью и её лечить. Огромное количество депрессий и потеря смысла жизни тому свидетели.

Апатия, депрессия и потеря смысла жизни — теперь симптомы болезни, от которой хочется поскорее избавиться, как от надоедливого вируса. В 1982 году вышла книга профессора калифорнийского университета Ла-Верна Синтии Гордон «Обесценивание страданий в современной психотерапии». Там автор прекрасно показывает действительность. Если человек хочет, чтобы его признавали психически нормальным в современном обществе, то он должен быть энергичным и ни от чего не страдать, должен быть счастлив, в отличие от тех, кто видит в страдании какой-то смысл. Современный человек должен быть в ресурсе и стремиться к нему, в отличие от тех, кто занят рефлексией и переоценкой ценностей. Он должен всячески избегать состояния подавленности  в отличие от тех, кто понимает, что испытания выявляют и позитивный момент, встряхивают человека и могут привести к чёткому осознанию скрытых истин. Например, к тому, что в обществе катастрофический всплеск непринятия и ненависти.

timelapse photography of man leaning on wall

Настоящий век — это время катастрофического оскудения любви, как в общественной, семейной, так и в религиозной жизни. И, в тоже время, слово «любовь» стало модным, потеряв свой первоначальный глубокий смысл. Оно лишилось чистоты и целомудрия и сделалось какой-то мутной, блудной, всеядной любовью, нередко превращающейся в предмет спекуляций, которым хотят оправдать всякое беззаконие и безобразие, и эту любовь стали называть духовной, а иногда даже приписывать ее Богу.

Отчего оскудела любовь среди христиан? Начало духовного падения и его конец – это гордость. Но гордость многовидна и многолика. Гордость присасывается к самому добру, – как некоторые хищные растения, обвивая ствол дерева, питаются его соком, иссушая само растение. Гордость порождает эгоизм и эгоцентризм – извращенную любовь человека к самому себе. Гордость в религии принимает формы рационализма и экстатичности. Гордость рождает веру в свой рассудок, как в универсальный инструмент познания, который проявляет себя через перманентное реформаторство. Гордость может проявляться в разрушении структур – как анархизм, и, наоборот, в централизации структур – как империализм и диктатура. Потеря любви обнаруживается в душевной холодности и безразличии к людям, в превозношении и насилии над другими.

Любить можно только прекрасное. Безобразное и уродливое можно терпеть, но любить его нельзя. Любовь и красота связаны друг с другом. Воспитание людей и традиции народов, как бы несовершенны они ни были, имеет в своей основе желание сохранить красоту и благородство человеческой души. Традиции, обычаи, общественное мнение, высокая оценка целомудрия, готовность к жертвенности – были формами сохранения любви. Теперь эти традиции осмеиваются и разрушаются; нравственные понятия рассматриваются будто оковы, в которых был заключен человек, как узник в прошлые века. Во все времена существовали грехи и пороки, но они оценивались как зло и болезнь, разъедающая человеческое общество. Теперь грех и порок перестали возмущать людей; возмущает другое, а именно, осуждение греха. Про людей, живших перед потопом, в Библии сказано, что «они стали плотью», то есть у них исчезли потребности духа, извратились чувства души, и стала властвовать плоть: человек отождествил себя со своим телом, и поэтому пал ниже всех существ, живущих на земле.

В чистоте – духовный свет и радость, а в грехе и пороке – тяжесть и духовный мрак. Чистоту хотят отнять у человека, осмеять, растоптать ее. Поэтому мир для людей стал чужим и пустым. Человек не чувствует боль другого, не хочет и не может согреть его теплом своей души. Человек боится мира и внутренне защищается от людей. Это одиночество, осознанное и неосознанное, одиночество пустыни – является самым страшным проклятием нашего века.(4)

И пока человечество не поймет, что невозможно построить свободу, равенство и братство относительно некого абстрактного начала, начала бездушного, будь то права человека, или относительно собственного Я, мир не изменится. И только относительно Бога и в Боге возможно невозможное. Любовь к Богу и от этой любви — к другому человеку, вне зависимости от пола и расы. От любви происходит ощущение равенства при многообразии женской и мужской природ, вне зависимости от национальности и расы. От любви — мир без противоестественных стремлений и страхов, от любви во Христе — мир без расщепления личности. Можем ли мы признать это и остановиться, пока не поздно?

Литература:

1) Птахотеп, перевод. Джон А. Уилсон. Древние Ближневосточные Тексты, относящиеся к Ветхому Завету. Джеймс Б. Притчард, изд. Издательство Принстонского университета, 1950. 412 (Ptahhotep, trans. John A. Wilson. Ancient Near Eastern Texts Relating to The Old Testament. James B. Pritchard, ed. Princeton University Press, 1950. 412)

2) Джейн Пилчер, Имельда Уилехан. Гендер // 50 Ключевых концепций в гендерных исследованиях (англ.). — Sage, 2004. — ISBN 978-1-4129-3207-3.

Jane Pilcher, Imelda Whelehan. Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies (англ.). — Sage, 2004. — ISBN 978-1-4129-3207-3.

3) Айрис Марион Янг. Живое тело в сравнении с полом // Компания  по гендерным исследованиям (англ.) / Филомена Эссед, Дэвид Тео Голдберг, Одри Кобаяши. — Джон Уайли и сыновья, 2009. — ISBN 978-1-4051-8808-1

Iris Marion Young. Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies (англ.) / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 978-1-4051-8808-1.

4) О двух видах любви, архимандрит Рафаил Карелин