Христианские следы в знаменитом произведении

Гарри Поттер и христианство? Есть люди, которые считают, что это взаимоисключающие вещи. Давайте посмотрим, есть ли вообще в тексте какие-то отсылки к религиозной культуре. С первой по шестую книгу их немного: Рождество и Пасха в Хогвартсе, крестные героев. Никаких молитв, служб, упоминаний о Боге в принципе. Порой проскальзывают христианские идеи: любовь может избавить от смерти, а убийство разрывает душу. Но, может, это ни о чем не говорит? В конце концов, в сказках тоже бывают такие мысли. Однако все меняется к последней книге (осторожно, в тексте будут спойлеры).

Отсылки

Когда Джоан Роулинг спросили о христианстве в «Гарри Поттере», она ответила просто: «Так и было задумано с самого начала». Однако до последней книги ей не хотелось открыто говорить о вере, чтобы с самого начала не было понятно, чем все кончится. По словам писательницы, она еще в момент опубликования второй книги («Гарри Поттер и Тайная комната») задумала ввести два эпиграфа в последней («Гарри Поттер и Дары Смерти»). Для Роулинг обе цитаты очень важны, так как «в них заключается мораль всей истории».

Интересно, что эпиграфы противоположны по смыслу, второй (авторства У. Пенна, общественного деятеля христианской традиции) как будто отвечает первому (из языческого поэта Эсхила). Если у Эсхила в эпиграфе возникает мольба о поиске бессмертия, то Пенн дает ответ, что связь дружбы может стать источником бессмертия.

Спасительная сила

В «Дарах Смерти» есть еще две сюжетно значимые цитаты. И они обе из Нового Завета: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26), «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Первая высечена на надгробии родителей Гарри, вторая – на могиле матери и сестры Альбуса Дамблдора. Цитаты также перекликаются друг с другом, возможно, отчасти и с эпиграфом тоже.

Смерть в семье Гарри истребляется самопожертвованием Лили, любовь побеждает смерть. И сокровищем в жизни Поттеров становится любовь.

Как и для оставшегося без матери и сестры Альбуса: всю последующую жизнь Дамблдор исправляет ошибки молодости. Он становится мудрее, выстраивает жизнь в соответствии с силой, которая «одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы… Имя этой спасительной силы — любовь».

По сути, истории детства Волан-де-Морта и Гарри в чем-то похожи: они оба полукровки, росли сиротами, воспитывались маглами, были одиноки.

Но, как говорил Дамблдор, «человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор».

Том Реддл не любил и не был привязан ни к кому, даже тех, кто хорошо к нему относился, он ненавидел. Гарри же смог преодолеть неприязнь к своим врагам и в критических ситуациях проявить себя героем: он заботился о безопасности Дурслей, простил Дадли, спас Малфоя и Гойла, подошел к умирающему Снеггу и даже добровольно сдался в руки Волан-де-Морту. Интересно, что он во всей полноте доказал правдивость фразы о сделанном выборе. Несмотря на то, что в нем жила частица его врага, Гарри старался совершать выбор в сторону добра и любви.

Умирает ли Гарри? Воскресает ли он? Роулинг устами Дамблдора отвечает, что нет. Но, с другой стороны, директор школы во встрече с Гарри на своеобразном вокзале ведет себя своем репертуаре – на сложные вопросы отшучивается или дает нелепые ответы. Но, может быть, тем глубокая литература и отличается от массовой, что она не дает готовых ответов, и у поступков героев, у сюжетных линий может быть множество толкований.

«Ты – настоящий повелитель смерти, потому что настоящий повелитель не убегает от нее. Он сознает, что должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть», — обращается Дамблдор к Гарри во время этой необычной встречи.

Волан-де-Морт такие вещи понять не может. Он не умеет дружить и любить, ему незнакомо сожаление об ошибках. «Не жалей умерших, Гарри. Жалей живых, и в особенности тех, кто живет без любви», – этот урок директора мальчик, в отличие от Тома, выучил очень хорошо. Когда Поттер предлагает Реддлу раскаяться в его поступках, чтобы сохранить душу, Темный лорд искренне не понимает, о чем идет речь.

Верность выбранному пути

По словам самой Роулинг, главной темой произведения стала именно смерть. И как все-таки по-разному стремятся преодолеть смерть герои-антагонисты! Реддл расщепляет свою душу на части преступлениями (интересный образ: грех раздробляет душу, она теряет целостность), Гарри же знает, что любовь сильна преодолеть смерть. Жертвуя собой в финале, он защищает противников Волан-де-Морта теми же чарами, которыми его спасла мать. Это тоже очень красивая метафора. То, о чем говорит Дамблдор в «Философском камне»: «Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой», в магическом мире становится настоящей реальностью.

Путь, предложенный Альбусом для Гарри и его друзей, конечно, был непрост. Слишком мало информации оставил учитель своим ученикам. Но не могу согласиться со словами Снегга о том, что Дамблдор растил мальчика, как свинью на убой. Его поведение было далеко от манипуляций. Альбусу важно было привести мальчика к мысли о том, что сдаться Волан-де-Морту нужно добровольно. Но это не значит, что ему было наплевать на Гарри. Логика всех книг показывает, что директор любил Гарри, был к нему привязан и показал ему пример как своей жизнью, так и смертью.

А после смерти Дамблдора всплывают неприятные подробности из жизни директора, которые становятся проверкой доверия выбранному пути. В какие-то моменты Поттер сомневается. Но не сходит со своей дороги. Почему-то при последнем прочтении книги у меня была стойкая ассоциация, что это сродни образу отношений души и Бога:

порой у человека не хватает доверия Творцу, возникают сомнения, он ропщет, но знает, что без Него ему тяжелее. И хорошо, если хватает мужества довериться и быть верным однажды выбранному пути.

Но именно сомнения и делают Гарри живым. В целом как человек он далеко не идеален – и именно это и интересно! Автор не ставила цель превратить героя в житийного святого или исследовать, как бы мог жить такой святой в непростом мире (в отличие, например, от Достоевского, который про роман «Идиот» говорил, что его герой – князь Христос). Параллели, которые отсылают к Иисусу (смерть Гарри ради прекращения зла и спасения близких), не делают его шаблонным героем. И не всегда Поттер прощает своих врагов и воздает за зло добром: он может задирать кузена, быть резким с родственниками, дерзить Снеггу, драться с Малфоем, ругаться с друзьями…

Когда Стивена Кинга спросили его мнение о том, будут ли книги о Гарри Поттере вызывать восторг читателей через 100 или 200 лет, он ответил: «Мне кажется, что они выдержат проверку временем и поселятся на полке, где хранится все самое лучшее: думаю, Гарри встанет в один ряд с Алисой и Фродо, и эта серия книг не на десятилетия, а на века». А как думаете вы?