#Психология_и_Религия
Автор: Глафира Знаменская
Сегодня мы празднуем событие, без которого не состоялось Рождество Христово –– Введение в храм Пресвятой Богородицы. По словам митрополита Антония Сурожского это событие –– знак Свыше, что скоро придет Спаситель: «И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда… Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово».

Умей верить
Сегодняшний праздник помимо самой Богородицы дает нам возможность поговорить и об ее родителях – Иоакиму и Анне. Им много лет и у них нет детей. Они очень страдают из-за этого. Еще окружающие постоянно осуждают и укоряют их. Ведь по тогдашним поверьям, только грешникам Бог не дает детей, таким образом наказывая их.
«Раз первосвященник во храме не принял от Иоакима жертвы, сказав ему с укором: «ты не стоишь того, чтобы принять от тебя дар Богу; будучи безчаден, конечно, не имеешь ты благословения Божия за какие-нибудь тайные грехи», –– рассказывает протоиерей Григорий Дьяченко. Но Иоаким и Анна не отчаиваются, а продолжают молиться и верить в промысел Божий.
Дитя наконец рождается. Счастливые супруги в благодарность за осуществление мечты обещают посвятить дочку Богу. И как только Марии исполняется три года, они понимают, что пришло время исполнить свой обет. Иоаким и Анна приводят дочь к стенам Иерусалимского храма. Согласно Священному Преданию, Мария, несмотря на свой юный возраст, с легкостью поднимается по крутым ступенькам. Наверху ее ждет первосвященник, готовый принять и благословить. Иоаким и Анна возвращаются к себе домой. С этого дня Мария живет при храме.
Конечно, как говорит блаженный Иероним, родители, Иоаким и Анна, постоянно навещают свою дочь. Особенно часто приходит навещать Анна как мама. Но факт остается фактом – единственный, горячо любимый ребенок уже не живет с родителями.

Сепарация
А теперь давайте представим, возможно ли подобное в наши дни. Рождается долгожданный ребенок. Счастливая мать как курица наседка возле своей кровиночки. Он для нее свет в оконце и смысл всей жизни. Его и в садик-то отдать жалко. Вдруг кто обидит? А в школе вообще сейчас такое случается –– волосы дыбом. Одни переживания и тревоги. Родители (чаще всего мама) хотят оградить единственное дитя от всех бед, неприятностей и опасностей. И только когда ребенок рядом и можно держать под контролем его жизнь, мама чувствует спокойствие.
Такое поведение может продолжаться годами и даже десятилетиями. Ребенок давно вырос, завел свою семью и детей, а в глазах мамы он все еще несмышленыш, которого надо всему учить и во всем контролировать. По-научному это называется гиперопека. Многие родители в наше время грешат подобным. Все кажется, что без нас даже великовозрастное чадо не справится и пропадет. Трудно отпустить его в свободное плавание. Трудно решиться на сепарацию (психологический термин – процесс отделения ребенка от родителей).
Как могли Иоаким и Анна отдать свою единственную дочь! Навряд ли они любили ее меньше современных родителей, а, скорее всего, даже больше. Естественно, и переживали, и волновались за нее, но все равно решились. Почему? Потому что любовь их не была эгоистичной и собственнической.
Их любовь была дающей, даже жертвенной. Они поступили как лучше не для них, а для их дочери и верили, что Бог устроит ее жизнь и судьбу. Их любовь была любовью от Бога.
Вот пример хорошего поведения родителей! Очень важно почувствовать момент, когда ребенок готов отделиться и уйти в самостоятельную жизнь. Почувствовать и отпустить его.
Иоаким и Анна поняли это, когда Марии исполнилось всего три года. С современной точки зрения их поступок непонятен и даже, вполне вероятно, осуждаем.
Тем более в наше время, когда психологи утверждают, что биологическое взросление человека продолжается до 24-25 лет. То есть, молодой человек 23-24 лет считается только-только вышедшим из периода детства. Какое уж тут совершеннолетие в 18!
Спрашивается, как тогда понять, что уже пора отпустить ребенка? Ответ тут может быть только один –– с помощью Бога. Если родители стремятся жить в вере и благочестии, своим примером воспитывают детей, молятся за них, доверяют их жизнь Господу, то однажды им, как когда-то Иоакиму и Анне, обязательно придет понимание, что это время наступило. И главное здесь – доверие.

Заинтересовала тема Сепарации? Тогда выдохните, остановитесь, заварите горячий чай и послушайте наш подкаст про сепарацию детей от родителей тут или по ЭТОЙ ссылке.
Виноградова Людмила — психолог, жена священника и многодетная мама
Первосвященник Захария как первый революционер за права женщин
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы дает нам повод поднять еще одну тему для обсуждения. Первосвященник Захария, встретив Марию у дверей храма, совершил необычайный для того времени поступок: он ввел отроковицу в алтарь –– «Святое святых», куда нельзя было входить не то что женщинам, но даже обычным священникам. Разрешалось первосвященнику и то только один раз в год.
Примечание: св. Кирилл Александрийский и св. Григорий Нисский пишут, что Марии разрешалось входить в любое время и молиться там.
Чтобы осознать невероятность такого поступка рассмотрим положение женщины в иудейском обществе того времени. Согласно иудейской традиции считалось, что женщина по уму и зрелости стоит на более низкой ступени своего развития по сравнению с мужчиной. По законодательству она являлась собственностью сначала отца, а после замужества — своего мужа (наряду с детьми, рабами и другим имуществом).
Более того, женщина считалась недостойной и нечистой, поэтому она не могла полноправно участвовать в богослужении, а также не имела права входить в самые святые места в храме.
Ей разрешался доступ в атриум — место, специально отведенное для язычников и женщин. Только в домашних религиозных церемониях женщине разрешалось зажигать свечи, произносить определенные молитвы и совершать некоторые другие обрядовые приготовления.
Женщин не обязывали изучать Закон, а книжники не брали их в ученицы. Для взаимоотношений с Богом они были не нужны –– в храме всем управляли священники и книжники. Таким образом, в иудейской жизни главенствовали исключительно мужчины.

Спрашивается, откуда такая дискриминация? Изначально Бог создал женщину, чтобы она стала равной помощницей мужчине. Но, по мнению иудеев, она не справилась со своим предназначением. Поддавшись искушению змея Ева съела запретный плод и Адаму еще дала. Этим она спровоцировала изгнание их обоих из Рая.
В общем, во всем посчитали виноватой женщину. Так и сложился в иудейском обществе негативный образ.
Женщина представляла собой источник искушения и греха. Ее следовало сторониться либо держать в строгом повиновении.
И вот в эпоху такого мужского шовинизма Захария дерзнул, вопреки закону, ввести Марию в «Святое Святых» иудейского храма. Пусть маленькую, но ведь женщину. На сколько он должен был верить в ее божественное предназначение, чтобы на свой страх и риск совершить такой поступок! Это нам сейчас очевидно, что Захария правильно поступил, и что маленькая Мария не просто девочка, обещанная в услужение Богу, а будущая Богородица. Но первосвященника тогда, больше двух тысяч лет назад, безусловно терзали сомнения.

Верно ли он понял Божье откровение? Вот как передает слова первосвященника святой Григорий Никомидийский:
«Не на Ней ли сбудутся предсказания пророков? Не Она ли цель нашего ожидания? Не от Нее ли приимет естество хотящий придти спасти род наш? Ибо тайна эта предсказана еще прежде, и Слово ищет Ту, которая могла бы послужить тайне».
(святитель Димитрий Ростовский «Жития святых»)
Переживая Захария, однако, не препятствует отроковице, а наблюдает за ней. И вот он видит необычайное: в алтаре Ангел беседует с юной Марией и дает ей пищу. Раньше Ангелы являлись одним только священникам и то не часто. И снова у первосвященника сомнения, дошедшие до нас благодаря святому Григорию Никомидийскому:
«Если бы Она была из числа замужних, и, одержимая недугом неплодства, молилась о даровании Ей плода, как молилась некогда Анна, я не удивился бы тому явлению… Ангел же всегда, как и теперь вижу, является Ей, отчего я прихожу в еще большее удивление, ужас и недоумение, что будет из этого?»
(святитель Димитрий Ростовский «Жития святых»)
Наконец его сомнения развеиваются, и теперь он уверен в правильности своего поступка:
«Как счастлив ты дом Израилев, из которого прозябло такое семя! Как счастлив ты, корень Иессеев, из которого произошла эта ветвь, имеющая произвести миру цвет спасения! Как счастлив и я, наслаждающийся таким видением и приготовляющий эту Деву в невесту Слову»
(святитель Димитрий Ростовский «Жития святых»)
Юную Отроковицу начинают учить, и очень скоро она в совершенстве постигает Священное Писание.
«Она занималась преимущественно такими трудами, которые могли бы быть потребны священникам в служении при храме», –– говорит святой Епифаний.
(святитель Димитрий Ростовский «Жития святых»)
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Исключительная важность поступка Захарии в том, что Ведение в храм Пресвятой Богородицы стало не только знаковым событием христианской жизни, но и первым шагом в сторону переосмысления роли женщины в обществе. Принципиально же новое отношение к женщине спустя несколько десятилетий принесет сын Девы Марии, Господь наш Иисус Христос.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.