Янтарная комната: утраченная и восстановленная заново. Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны Тайны янтарной комнаты

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал.

Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Во время Второй мировой войны нацистами с оккупированной территории Советского Союза было вывезено около 500 000 единиц музейных ценностей, это почти 1500 железнодорожных вагонов. После войны было найдено и возвращено на родину меньше половины.

14 октября 1941 года из захваченного немцами Царского Села отправилась первая автоколонна. Немцы вывозили из Екатерининского дворца награбленные ценности: картины, мебель, люстры, личные вещи русских императоров, сняли даже паркет. Из дворцового парка украли скульптуры, в том числе до сих пор не найденную статую Екатерины скульптора Михаила Микешина. Поездов с огромными материальными ценностями были сотни — и конечным адресом большинства из них был город Кенигсберг. Почему именно туда свозились украденные сокровища, куда они вывозились, да и вывозились ли вообще — мы и попробуем разобраться.

Кенигсберг-Калининград

Особо ценные экспонаты немцы укрывали надежно. Янтарная комната находилась в Королевском замке Кенигсберга, памятник Екатерине — в одном из фортов южной части города. Восточная Пруссия — теперь российская Калининградская область, а город немецких королей, древний Кенигсберг — наш Калининград. Королевский замок, увы, давно разрушен, а фортов, подземелий и казематов в городе и окрестностях — немыслимое количество. Попробуем обследовать хотя бы некоторые из них.

Подземная часть Калининграда до сих пор исследована очень мало. Что-то было взорвано, затоплено или заминировано еще во время войны, а что-то просто недоступно. До последнего времени Калининградская область была режимной и практически закрытой зоной — и лишь теперь ситуация стала меняться.

Скрытые подземные полости тут могут быть за каждой стеной. За кирпичами осматриваемого нами каземата может находиться все что угодно. Янтарная комната, бронзовая фигура Екатерины, музейные шедевры… а может, всего пара немецких касок или бутылок из-под шнапса. Но проверить это у нас не получится — по закону вести раскопки мы не имеем права.

Любопытный факт — после разгрома немцев в 1945 году не удалось найти никаких планов подземных коммуникаций Кенигсберга. Все подобные документы были либо уничтожены, либо в числе важнейших документов вывезены в рейх. Какая-нибудь схема канализации города была важнее многих секретнейших документов! Вот это поневоле убеждает в том, что здесь, под землей, можно найти еще очень многое.

Впрочем, есть люди, считающие, что искать неизвестные бункеры не к спеху — достаточно приглядеться к уже известным. Калининградский историк и журналист Сергей Трифонов утверждает, что знает местонахождение Янтарной комнаты. Более того — он ее уже нашел. Нашел в самом известном сооружении времен войны — бункере коменданта города. Сейчас там музей.

В здании есть второй — подземный этаж, о существовании которого поисковики сначала только догадывались. Чтобы подтвердить догадки, им пришлось сверлить полы бункера и опускать видеозонды. Сделанные снимки обошли весь мир.

Что ж. До бывшего Королевского замка, где в последний раз Янтарную комнату видели за три дня до штурма города, — отсюда 150 м. Не везти хрупкий янтарь, или, скажем, тяжеленную бронзовую статую под бомбежкой неизвестно куда, а спрятать поглубже, но под боком — такое решение на первый взгляд кажется вполне логичным.

Что еще может подтвердить гипотезу? Сергей показывает на ворота. Оказывается, это древние рунические ворота, никакого отношения к военному объекту не имеющие. Их назначение — охранять то, что спрятано: «Здесь и рядом храни то, что принадлежит тебе».

Никаких мистических заклятий скандинавских богов здесь нет и в помине. Руническое письмо было хорошо известно в Германии, специалистам этот шифр был ясен, а остальным казался непонятными «пляшущими человечками» или элементом орнамента на кованой ограде. Получается, эти руны все это время на видном месте были. Немецкий принцип: положи на видное место — и никто не обратит внимание. По словам Сергея, вход на второй подземный уровень находится прямо на площадке лестницы, ведущей в бункер. Как раз там, где раньше и стояли те самые рунические ворота с подсказкой. Десятки людей проходят здесь ежедневно, даже не подозревая, что, возможно, идут по одной из самых больших загадок XX века. Впрочем, некоторые специалисты по подземным коммуникациям утверждают, что найденные помещения имеют чисто инженерное назначение, а поставить точку в их споре пока никто не торопится.

Балтийск-Пиллау

Николай Шумилов, руководитель поискового объединения «Белый поиск», относится к той категории исследователей, которые убеждены, что большая часть пропавшего национального достояния России все еще находится на территории Калининградской области.

Кенигсберг имел для Германии важнейшее значение, вполне сравнимое с Берлином. Ключевые позиции на востоке, древняя германская земля, на которой немцы жили семь веков, со времен немецкого ордена… По мнению Николая, нацистские хранилища находятся по всей территории области. В Кенигсберге (Калининграде), в Балтийске (бывшем Пиллау) и на Балтийской косе.

Почему же эти ценности большей частью не покинули Восточную Пруссию? Немцы были уверены, что даже в случае поражения в войне эта земля останется немецкой и они спокойно ими воспользуются.

По мнению Николая, поиски запрятанных ценностей надо вести там, где шли наиболее упорные бои. Нацисты не ожидали быстрого наступления наших войск и бились за каждый метр, чтобы успеть спрятать награбленные сокровища.

Если рассуждать логически, то единственное место, куда нацисты могли эвакуировать награбленные ценности после падения Кенигсберга, — в крепость Пиллау, последнюю оставшуюся в их руках морскую цитадель на берегу Балтики. Именно здесь, а не в Кенигсберге, шли самые тяжелые бои. Столицу Пруссии взяли за три дня, а 40 км до Пиллау наши войска шли две недели.

Теперь город называется Балтийск, и он самый западный город России. Его главная достопримечательность — построенная шведами крепость XVII века, совсем нестрашная на вид. Но этот последний оплот Восточной Пруссии оборонялся особенно ожесточенно.

К стенам цитадели советские войска вышли в последних числах апреля. Командующий Восточно-Прусской операцией маршал Василевский не видел большого смысла в штурме небольшой крепости. До конца войны оставались считаные дни, гвардейские танковые армии уже окружили Берлин, уже встретились на Эльбе с американцами. Но верховный главнокомандующий товарищ Сталин почему-то очень хотел взять крепость — и как можно быстрее.

Однако, как пишут историки, когда гвардейцы 11-й армии ворвались в крепость, никого из офицеров там не оказалось: они ушли подземным ходом. Куда ведут эти ходы, выяснить так и не удалось — все они были заминированы. Рисковать жизнью саперов советское командование не стало, и все подступы к подземным коммуникациям просто замуровали. Правда это или вымысел? Часть старинной крепости до сих пор занимают моряки, а часть отдана музею Балтфлота.

Узкая полоска на карте, протянувшаяся от Пиллау до немецкой Померании, стала последним путем вывоза ценностей и просто бегства армии и населения Восточной Пруссии. На Балтике две очень похожие, очень красивые песчаные косы: Балтийская и Куршская. Но если Куршская была популярнейшим в советское время курортом, который хорошо помнит старшее поколение, то Балтийская коса до последнего времени была сверхзакрытой зоной. За это время здесь выросли настоящие джунгли. Дальше на запад путь закрыт — государственная граница, и пограничного перехода здесь нет. Но самое удивительное, что тогда, в последние дни войны, отступающим немцам тоже не было хода на запад.

Граница с Польшей всего в нескольких сотнях метрах. Сегодня пограничная застава «Нормельн» — это самая западная точка России. А вот весной 1945 года для тысяч бегущих немцев — солдат вермахта и беженцев — это был тупик, а сама Балтийская коса — по сути, дорогой в никуда. Там, на той стороне косы, уже давно находились советские солдаты. К побережью Балтики наши войска вышли еще 4 марта в 400 км отсюда у города Кольберг (теперь это польский Колобжег). А к апрелю 1945 года все побережье отсюда и почти до Дании было уже занято Красной армией. Оставались ли пути для эвакуации? Напрашиваются как минимум три: по воздуху, по воде и под водой. Были ли они доступны весной 1945 года? Попробуем узнать.

Воздух

Для того чтобы обследовать всю территорию авиабазы, ушел почти целый день. Надо сказать, это было очень мощное и современное инженерное сооружение — даже по сегодняшним меркам. Настолько современное, что авиация Балтфлота использовала эту авиабазу до 1996 года, не внося никаких конструктивных изменений.

В общем, можно сделать вывод: авиабаза Нойтиф строилась капитально, добротно, с размахом и предназначалась, судя по всему, явно для решения каких-то чрезвычайно важных задач — эвакуации нацистских главарей или особо ценных вещей и документов. Технически отсюда можно было вывезти даже что-то большое и тяжелое вроде памятника Екатерине Великой. Но, думаю, едва ли весной 1945-го для нее нашлось бы место в одном из улетающих самолетов. Да и куда лететь? Почти вся Европа была уже в руках союзников.

Море

Можно ли было эвакуироваться морем? Крупным надводным кораблям нужна глубокая, оборудованная бухта или причал. Гаваней у немцев на Балтике уже не было. А причал быть мог. Вот эти развалины — бывший Западный форт, или Западный замок, последняя точка обороны немцев. Здесь последние оставшиеся фанатики из СС оборонялись еще 12 мая 1945 года, и здесь для Пруссии закончилась Вторая мировая война. Когда-то он выступал далеко в море и какие-то причалы, видимо, здесь были, но давно разрушены.

Я отправляюсь исследовать дно у старого форта. Море здесь мелкое и, самое главное, непредсказуемое. Волны и прибрежные течения перемешивают и двигают к берегу громадные массы донного песка, причал здесь долго не простоит, а любой фарватер моментально затянется. Но эти же течения постоянно вымывают какие-то вещи из затопленных помещений форта, кружки, каски, а это говорит о том, что затопленные коммуникации ждут своих исследователей и какой-то вход в них есть.

Мне очевидно одно: какое-то значимое количество ценностей тогда, в апреле 1945 года, немцы эвакуировать отсюда просто не могли. И бронзовой фигуре Екатерины Великой из Царского Села в этой истории отведена особая роль — если этот довольно громоздкий и стойкий к повреждениям и коррозии предмет однажды будет найден, то эта находка, скорее всего, потянет за собой новые сенсационные открытия.

Обидно не то, что пропавшие сокровища до сих пор не найдены, а то, что искать их, похоже, никто всерьез не собирается. Впрочем, я ошибся. Говорят, в область уже потянулись какие-то непонятные организации, желающие проводить раскопки в интересных им местах, да и калининградские диггеры все чаще встречают людей, точно знающих, где и зачем копать.

Крепость

Обычно старинные крепости какие-то пути отхода имели в обязательном порядке. Тем более эта. Ее не зря прозвали «шведским кошельком» — издавна она служила хранилищем, надежнейшим сейфом для многих прусских владык. Золото, утварь, корона польских королей хранились здесь. Как же тут без подземного хода? Очевидно, что его просто не нашли. Пока.

Давать какие-то прогнозы — будут ли найдены спрятанные нацистами ценности — довольно сложно. Дюны, как, впрочем, и подземелья умеют хранить свои тайны. Если национальное достояние страны действительно укрыто в этом янтарном краю, то оно должно быть найдено и возвращено России. Хочется верить, что так и будет.

История России знает три загадки, связанные с исчезновением отечественных произведений искусства.

Так, в XVI веке бесследно пропала библиотека Ивана № Грозного, уникальное собрание русской и иностранной литературы. В1812 году, покидая столицу Российской Империи, Наполеон Бонапарт захватил «московскую добычу», в основном предметы церковного обихода, похищенные в кремлевских храмах. А в 1941 году немцы вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Пожалуй, больше всего гипотез и домыслов породило то, что могло произойти с нею после 1945 года.

Сегодня о существовании Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе знает абсолютное большинство грамотных людей. Однако мало кто из стоявших у истоков рождения этого чуда рук человеческих мог предположить, что Янтарной комнате уготована фантастически невероятная судьба быть в центре внимания многих поколений на протяжении трёх столетий.

О Янтарной комнате написаны сотни книг, тысячи статей и сняты десятки фильмов. Сама Янтарная комната пока не найдена, что, согласитесь, привносит в нашу историю очарование неразгаданной тайны. Конечно, результат всегда интересен, но процесс расследования ещё более увлекателен.

Ищут писатели, журналисты, режиссёры, историки, поисковики. Постепенно проблема Янтарной комнаты стала многогранной: в поиск включились политики, дипломаты, главы правительств и президенты, чиновники, полицейские, таможенники, разведчики, прорицатели и ясновидящие и, естественно, криминальные элементы.

Как всё начиналось

А начиналось всё замечательно. 300 лет тому назад прусский король Фридрих тщетно соперничал с французским коллегой Людовиком XIV, известным как «король-солнце». И чтобы перещеголять его, распорядился он сделать для дворца в Берлине Янтарный кабинет.

И вдруг у Фридриха I, прусского короля, возникает идея – превратить янтарь из материала для предметов мелких, бытовых в интерьер, в архитектуру, совершенно другую область.

В 1709 году Янтарный кабинет был торжественно открыт, а через две недели вся конструкция рухнула. Часть зеркал и панелей была уничтожена, а уцелевшие отправлены в Цейхгауз.

Через четыре года скончался Фридрих I. На престол вступил его сын – Фридрих-Вильгельм I, которого мало интересовали красоты дворца, а все свои сбережения он тратил на королевскую гвардию. Кроме того, он был чрезвычайно скуп и в 1716 году, когда в Берлин неожиданно пожаловал Пётр I, Фридрих-Вильгельм мучительно размышлял: что бы подарить могущественному русскому царю. Решение нашлось. В кладовке лежали никому не нужные янтарные картины. Пётр I уже видел их раньше, когда приезжал к отцу Вильгельма, и поразился янтарной диковиной. 13 января 1717 года груз с Янтарной комнатой прибыл в Петербург, о чём есть соответствующий документ.


Фридрих Вильгельм I

1743 год. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, издаёт указ, в котором значится, что «кабинет Янтарный для убирания в Зимнем доме покоев, в коих я, Императорское Величество, жительствовать имею соизволить, принять и оборудовать». Елизавета Петровна постоянно думала о «великости нашего императорского достоинства» и окружала себя роскошью: новыми дворцами, не смущаясь предстать перед публикой в образе мифической Флоры, и затем решила, что ей нужен загородный дворец в Царском Селе.

В значительной степени заслуга создания янтарного чуда принадлежит графу Бартоломео Растрелли.

Интересно, что Растрелли имел гораздо большее помещение, чем кабинет Фридриха, и он впервые ввёл мотив зеркальных пилястр. Казалось, что весь зал украшен янтарём. Важной декоративной деталью Янтарного кабинета были мозаики, которые Елизавета Петровна получила в подарок. Но беда в том, что рам было всего три, а четвёртой рамы недоставало. Фридрих Великий, узнав об этом, немедленно заказал раму данцигским мастерам и торжественно преподнёс Елизавете Петровне с соответствующими стихами, в которых отмечались воинские достоинства Елизаветы Петровны. Боевые подвиги были явно преувеличены. Елизавета Петровна растрогалась и уплатила мастеру Зуру за старания 500 рублей.

С тех пор на протяжении 200 лет Янтарная комната оставалась такой, как её сделал Растрелли.

Елизавета Петровна.
Дальнейшая судьба Янтарной комнаты

Но дальнейшая судьба шедевра складывалась печально. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург; в 1830 и 1897 годы ее снова реставрировали.

При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации. Комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась.

17 сентября 1941 года в четыре часа дня в Пушкин вошли немецкие войска. Екатерининский дворец был разрушен и разграблен. От полного уничтожения Янтарную комнату спасло только прибытие лиц, ответственных за пополнение музеев рейха, - капитана Поенсгена и графа Солмс-Лаубаха. Комната была демонтирована, упакована и на 27 грузовиках отправлена на станцию Северная, откуда ее по железной дороге переправили в Кенигсберг …

Возникает вполне закономерный вопрос: почему с 22 июня по 17 сентября 1941 года комната не была эвакуирована в тыл?

32 тысячи предметов из экспозиции Екатерининского дворца всё-таки успели вывезти в тыл, а самый дорогой экспонат почему-то оставили. Ведь у сотрудников музея было почти три месяца для демонтажа и эвакуации, в то время как семеро немецких солдат смогли ее демонтировать всего за 36 часов. Существует ряд обстоятельств, в силу которых уникальное произведение искусства осталось в Екатерининском дворце.

Лариса Бардовская (заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село»):

«А Янтарная комната – это особый случай, потому что она осыпалась. И когда приступили к её демонтажу, стали осыпаться мозаики».

Фото: Павел Маркин

Я нтарь – действительно достаточно хрупкий материал. Но комнату постоянно реставрировали. Её первая починка состоялась ещё в середине XVIII века и обошлась императорской казне в 75977 рублей – это огромные по тем временам деньги, на них можно было купить несколько имений. Все дальнейшие реставрации тоже вылились в круглую сумму. Поэтому с трудом верится, что янтарные панели износились так серьёзно.

Восьмое чудо света – так называют Янтарную комнату во всём мире. 224 года простояла она в России. И, без сомнения, простояла бы и до наших дней, если бы не война, которая в сентябре 41-го года разорила Екатерининский дворец.

Так почему же советским властям не хватило целых трёх месяцев для того, чтобы спасти уникальную реликвию? А шесть немецких солдат под руководством унтер-офицера за 36 часов размонтировали Янтарную комнату, уложили панели в ящики и спокойно отправили всё это в Кёнигсберг.

Вследствие наступательной советской военной доктрины планы эвакуации стояли на самом последнем месте и как возможный вариант развития событий не рассматривались.

Так или иначе, Янтарная комната отправилась в Кенигсберг, город, в котором она уже бывала и где началась гораздо более драматичная страница ее судьбы. Переименованная нацистами в «достояние немецкой нации», Янтарная комната вплоть до 1944 года хранилась в Кенигсберге, пока советские войска не вступили в Восточную Пруссию.


Советское подразделение в уличном бою в Кенигсберге.

28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок, где в подвалах хранилась демонтированная и упакованная Янтарная комната, был полностью сожжен.

После взятия Кенигсберга руководство комиссией по вывозу ценностей было поручено профессору Александру Брюсову, искусствоведу и историку — брату известного поэта Валерия Брюсова. Ему было поручено отыскать спрятанные в Кёнигсберге похищенные советские ценности. Профессор был археологом, не знал, с чего начать, и не имел ни малейшего представления, как выглядит Янтарная комната.

Главное действующее лицо драмы – доктор Альфред Роде – вообще Брюсова не интересовал до тех пор, пока Роде сам не явился к нему. Но не для того чтобы сообщить о Янтарной комнате, а чтобы наняться на работу и получить продовольственные карточки. А лишь спустя некоторое время Роде показывает Брюсову бункер, где оказалось кое-что из похищенного. А по поводу Янтарной комнаты Роде заявил, что она сгорела во время налёта, и показал Брюсову груду обгоревших остатков.

Профессор с готовностью поверил и составил акт о том, что Янтарная комната сгорела. Доктор Роде сразу же куда-то исчез, а однажды профессор Брюсов прогуливался по вечернему городу и увидел Роде, который жёг какие-то бумаги. Однако Брюсов, который никуда не торопился, читать сразу документы не стал, и напрасно… Это оказалась переписка доктора Роде с самим фюрером.

Трижды приходили приказы с требованием доставить Янтарную комнату в Берлин, но доктор Роде находил всё новые поводы удержать комнату в Кёнигсберге. И вот уже в конце 44-го года он отвечает Гитлеру:

1. Железные дороги перерезаны красными;
2. Морем отправить не рискуем, оно активно контролируется противником;
3. В воздухе постоянно висит авиация красных.
Даю государственную гарантию, что Янтарная комната хранится в достаточно надёжном месте – в третьем ярусе бункера, вход замаскирован.
Хайль Гитлер!
Роде, директор.

Осталось выяснить, о каком бункере идёт речь. Стали искать Роде и нашли только справку о том, что Роде и его жена скончались в декабре 1945 года от дизентерии в этой больнице.

В 1946 году Анатолий Кучумов – тот самый, который отвечал за эвакуацию музея Царского Села – узнаёт, что профессор Брюсов считает Янтарную комнату сгоревшей, и немедленно отправляется в Калининград вместе с искусствоведом Станиславом Трончинским. Приехав, они исследовали зал Королевского дворца, где якобы были обнаружены остатки Янтарной комнаты.


Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г. Фото: РИА Новости

Сразу же были найдены три мозаики, которые действительно побывали в огне. Странно, что их не заметил профессор Брюсов. При попытке взять в руки, мозаики рассыпались, ибо камень перегорел. Никаких других следов сгоревшей Янтарной комнаты Кучумов не обнаружил – обязательно остались бы куски оплавленных зеркал и янтаря. Версия гибели Янтарной комнаты в огне не подтвердилась, что позже признал и профессор Брюсов.

Цепочка исчезновений всех фигурантов

Одновременно с поисками янтарной комнатыодин за другим происходят несчастные случаи с лицами, участвующими в поиске Янтарной комнаты.

Директор Прусского музея доктор Альфред Роде, крупнейший знаток музейных редкостей, скоропостижно скончался вместе с женой, Эльзой Роде, от «кровавой дизентерии». При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были…Подполковник Пауль Энке, крупный чиновник министерства внутренних дел ГДР, умер при невыясненных обстоятельствах в Берлине… Майор Иван Курица, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен…

Эти и множество других смертей составили загадочную цепочку убийств в процессе поиска уникального шедевра. До сих пор не утихают споры о том, куда же исчезла Янтарная комната, сгорела ли она во время бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года или до сих пор хранится в одном из немецких бункеров.


Янтарная комната до войны
Любопытный факт

Одна из школьных подруг господина Роде встретила его на следующий день после бомбардировки Кёнигсберга. Он был бледен, пришёл незадолго до неё, и она спросила: «А как же Янтарная комната?». Его ответ: «Всё кончено, всё кончено…»

– Я была так испугана, и он сказал мне: «Я покажу вам её». И повёл меня в подвал напротив ресторана. Мы шли по пеплу, вниз по лестнице. Ужасно пахло гарью. Там была масса, похожая на мёд, из которой торчали куски дерева.

Однако Янтарная комната не сгорела во время этих пожаров. Это же подтверждает и сам Роде.

2 сентября 1944 года он докладывает в Берлин, что Янтарная комната осталась неповреждённой, кроме шести цокольных пластин.

Существует пять основных версий исчезновения Янтарной комнаты.

Первая версия. Тайник в Калининградской области. Начатые многочисленными кладоискателями-одиночками, представителями различных организаций, поиски были официально прекращены лишь в 1984 году. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения, но ни в одном она не была найдена. Во время многочисленных раскопок также не была подтверждена версия о гибели комнаты при бомбардировке в августе 1944 года.

Вторая версия. Кабинет был эвакуирован из Восточной Пруссии и доставлен в Германию, а оттуда - в Южную Америку. Предполагается множество мест, где он может находиться.

Третья версия. Ящики с бесценным грузом были вывезены в Западную Пруссию и закопаны на территории нынешней Польши. Один из польских ученых, Ян Гох, располагает свидетельствами очевидцев и историческими документами, которые ясно показывают, что Янтарная комната была спрятана гитлеровцами на территории населенного пункта Даргобондз.

Четвертая версия. Шедевр был разобран на части, вывезен в центральные земли Третьего Рейха и надежно спрятан в тайных депозитариях. Возможно, в дальнейшем комната была передана с секретными архивами представителям армии США.

Пятая версия. Существует предположение, что комната может находиться на территории бывшего СССР, куда она была вывезена после взятия прусской крепости. Но эта версия наименее правдоподобна, так как на поиски и восстановление Янтарной комнаты Советским Союзом были потрачены огромные средства.

Чуть более десятилетия назад обновленная копия Янтарной комнаты заняла свое почетное место в Царском Селе. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.

Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной, а на ее копию вновь может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор…

Ну а совсем недавно Первый канал показал фильм — расследование в двух частях — об исчезновении Янтарной комнаты. Была проделана серьезнейшая работа, но уж больно предсказуемая получилась концовка:

«Ответить на вопрос: «Где эти хранилища?» — своими силами мы не сумели. Видимо, наш поиск дошёл до того этапа, когда продолжать его нужно уже на государственном уровне.

Мы теперь знаем весь путь Янтарной комнаты. Показать её вам, по определённым причинам, не можем. Правда, знатоки утверждают, что копия значительно лучше оригинала, хотя это совсем не означает, что справедливость не должна быть восстановлена!»


Царское село, Санкт-Петербург




Русское название янтаря происходит от литовского слова «гинтарас», что дословно значит «защита от болезней». В Древней Руси зажиточные люди надевали на нянек и кормилиц нити, унизанные янтарем, чтобы защитить своего ребенка от сглаза. В Германии вплоть до Второй мировой войны маленьким детям на шею повязывали янтарные бусики, чтобы у них безболезненно росли крепкие и здоровые зубы. Считается также, что янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость. Может быть, и Янтарная комната окажется панацеей от всех проблем, которые не были решены в прошлом или встанут в будущем, во взаимоотношениях между Германией и Россией.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

December 1st, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Начинается интересный марафон #словокалининграду и я никак не могу пройти мимо. Посему напишу пару постов, и, надеюсь, Вам, драгечи, будет сие интересно.
Итак, начать предлагаю с одного артефакта, который прямо ассоциируется с Кёнигсбергом Калининградом. Конечно речь пойдет об "Янтарной комнате" (она же Янтарный кабинет, она же Янтарная камора, она же Элла Кацнельбоген..:-) Вобще так - говорим Калининград - подразумеваем "Янтарная комната" и наоборот:-)

Кто только на этом свете не занимался поисками этого замечательного артефакта (в том числе и Ваш покорный слуга) - от Юлиана Семенова до барона Эдуарда Фальц-Фейна. Очень многих волнует ее судьба - это факт. И дело даже не только и не сколько в ее материальной ценности, речь больше о нахождении величайшего произведения искусства. То, что можно с 2003 года лицезреть в Екатерининском дворце Пушкина - это лишь слабое подобие того, что было первоначально. Чего бы иного Вам не говорили.

Конечно была проделана титаническая работа, и восстановители во главе с Александром Журавлевым, и спонсоры сделали огромное дело, за что им огромное спасибо. Но все-таки, это, повторюсь, слабая копия. Почему? Ну простой пример. В комнате используется для декорирования лепнина, покрытая тонкими пластинками янтаря. А в настоящей комнате эти элементы были не с гипса а целиком выточены из кусков янтаря. Учитывая хрупкость и сложность материала, вы представляете какова была стоимость и качество этих работ. И так, в общем то, во всем.
Давайте немного разберемся, почему же у большинства интересующихся темой Янтарная комната ассоциируется именно с городом Королей:-)

Для начала немного истории для того, чтобы понимать, что же именно такое эта комната.
Жил да был такой интересный зодчий и инженер Андреас Шлютер. Он был популярным зодчим в Европе и после триумфа в Польши его ко своему двору приглаcил пруcский король Фридрих I, дав хорошее финансирование. Шлютер как человек амбициозный искал как бы оставить свое имя в истории, и однажды,разглядывая крупную королевскую коллекцию янтаря, он решил сделать одну из комнат Большого королевского дворца в Берлине, который он же и перестраивал, полностью из янтаря. Ну а что? Никто такого это не делал до этого -слишком капризный и сложный материал. Загорелся настолько, что выбил из Фридриха дополнительные ассигнования и выписал из Дании некого мастера Вольфрама, ведущего на тот момент, специалиста по янтарю. Вольфрам истово взялся за дело (благо платили хорошо), а Шлютер переключился на другие проекты, по сути не участвуя в создании зала из янтаря.


А. Шлютер

Работа шла полным ходом, когда Шлютер проиграл в подковерной борьбе звание главного королевского архитектора шведу фон Гете и все его начинания, в том числе и янтарный кабинет, перестали финансироваться. Работы были проведены в лучшем случае наполовину. Вольфрам уехал домой, где вскоре умер. Шлютер несколько лет пытался вернуть расположение короля, и это ему удалось. Король дал согласие делать кабинет в своем замке Шарлоттенбург. Но сначала долго искали новых мастеров, затем так неудачно смонтировали уже готовые панели, что те упали и разбились. После- долго восстановление. И так длилось вплоть до 1713 года, когда король Фридрих умер. Кабинет так и не довели до ума. Новому королю Фридриху Вильгельму I он был не нужен, и все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.

Замок Шарлоттенбург в Берлине

Шлютер же перешел на русскую службу, где и рассказал Петру I, любящему всякие диковинки, про этот свой проект. Русский царь загорелся и через несколько лет получил этот самый кабинет в подарок. Точнее там был обмен - прусский король отдал янтарный кабинет и яхту, русский царь- 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В общем, дипломатия, такая дипломатия:-)


И вот в 1717 году кабинет прибыл в Петербург. Но....непонятно что с ним было делать.Шлютер к тому времени умер,хотя,говорят,приложил свою руку к возведению Монплезира в Петергофе, дворцов Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, а также Кикиных палат. Без него никто не только не мог собрать этот кабинет,но и мастеров по янтарю дельных посоветовать. Опять-таки, не будем забывать, что ответственным за транспортировку и перевозку артефакта был сам Александр Данилович Меншиков. Герцог Ижорский был выдающейся личностью, но и воровал тоже масштабно. Так что, вполне может быть к рукам часть кабинета у него "прилипла" :-)) Как бы там не было-собрать Янтарный кабинет не смогли (планировали,что он должен быть в Кунксткамере) и панно из драгоценного янтаря попросту валялись Летнем Дворце. И там их забыли на 20 лет

Г. Х. Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

В 1743 году императрица Елизавета I, "дчерь Петрова", вспомнила о комнате и решил ее все-таки установить. Она поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли разобраться с проблемой. Те рьяно взялись за дело, но вскоре стали во весь рост 2 проблемы. 1 - янтарь во многих местах оказался серьезно подпоречен, а второе - комната в Екатерининском дворце Царского Села, где должен был бы быть размещен кабинет, вдвое превосходил его размеры. Такой умелец как Расстрели быстро нашел выход из положения сделав симбиоз янтарных элементов и золочёной деревянной резьбы, зеркал и мозаичные картины из агата и яшмы. Плюс флорентийская мозаика. смотрелось очень даже симпатично.


Следующая императрица - Екатерина II Великая решила пойти еще дальше. Под руководством того же Бартоломео Растрелли янтарный кабинет к 1770 году вовсе преображается в Янтарную комнату. Теперь тут только янтарь и это настоящее чудо света! У немцев оказалось очень много "запчастей" которые были переданы нам, плюс мастера поработали и создали единый ансамбль. Именно с 1770 года мы можем говорить о том явлении, которое мы и понимаем под термином "Янтарная комната". Но янтарь (повторюсь в очередной раз) слишком сложный в эксплуатации материал, за которым нужен был глаз да глаз. Портится постоянно. От отопления, свечей, сквозняка, солнца...Поэтому приходилось постоянно делать небольшие ремонты. И 4 крупных. Они были в 1833, 1865, 1893—1897 и 1933—1935 годах. Часть панелей меняли, часть делали "про запас" и модно сказать, что к началу войны в наличии имелось почти полторы "Янтарных комнаты" (с учетом запчастей и дополнительный, не вошедших элементов). Говорят, в 1941 году должен был производится очередной ремонт, но не успели-война....

И тут первый и важный вопрос. Почему Янтарную комнату не эвакуировали. Официальная версия - не успели. Мол, очень хрупкая... Ее "законсервировали", оклеив бумагой, марлей и ватой. 17 сентября нацисты взяли Пушкин и разместились в том числе и во дворце. Комната досталась им.
Если честно, я поначалу решил, что столь странное решение вызвано в том, что в ходе ремонта 1933—1935 года настоящая комната была демонтирована и продана тайно за Запад (СССР очень нужна была валюта), а во в Дворце сделали фейк.

Посему, зная истинную стоимость этой "комнаты" особо и не беспокоились о ее сохранности. Но покопавшись по архивам пришел к выводу, что это не так. Многое ценное вывезли. а к комнате не поступились. Она была в планах на вывоз, но не хватило времени. А потом уж при приближении врага к городу началась паника (чего греха таить) и попросту не до комнаты было. Опять-таки, немецкая зондеркоманда, включающая в себя спецов в искусстве дала положительное заключение о истинности комнаты как произведения искусства. Посему Янтарная комната весной 1942 года была демонтирована и с немецкой педантичностью перевезена в Кёнигсбергский замок.

Кёнигсбергский замок.

Интересно, что разместили ее в комнате, которая была заметно меньше залы Екатерининского дворца. Поэтому, можно говорить, что половина Янтарной комнаты украшала стены замка, вторая половина (с учетом запчастей) была спрятана в запасниках - в подземельях этого самого Замка. Комната точно была в Кёнигсберге до весны 1944 года, а вот дальше уже начинаются домыслы.
Тут надо еще один момент освятить- почему именно Кёнигсберг,а не Берлин или Нюрнберг. И это интересный вопрос. Ибо, насколько я понимаю, в вопросе обладания Янтарной комнатой столкнулись интересы двух очень могущественных людей III Рейха - Германа Геринга и Эрика Коха.


Команда последнего добралась до комнаты раньше и посему от греха подальше Кох перевез ее именно в Восточную Пруссию, чьим гауляйтером он был и где мог эффективно отбивать поползновения Рейхсмаршала. Опять-таки, ключевой человек во истории с Янтарной комнатой Альфред Роде (мы о нем поговорим чуть позже) конечно только отчасти мог считаться человеком Коха,но точно был антагонистом Геринга, с командой искусствоведов которого, был в состоянии откровенной вражды.
В общем, как не крути до весны 1944 года комната была в Кёнигсберге. А вот что дальше...
И тут мы с Вами вынуждены сортировать версии. И каждый выбирает по себе
Давайте начнем с самого начала.

I- Янтарная комната погибла в Кёнигсберге
II Янтарная комната благополучно дожила до конца войны.

Тем, кто придерживается первой версии, есть несколько точек конкретного уничтожения комнаты. Поздняя весна 1944 года, 30 января 1945 года, 9 апреля 1945 года, 11 апреля 1945 года.
В любую из этих дат комната могла быть уничтожена. Первая дата-налет английской авиации, в результате бомбежек которой в Замке начались пожары, которые, правда, быстро потушили. А мы знаем,как янтарь беззащитен против огня. Однако, по официальной версии, комната не пострадала, ее комнату демонтировали и разместили в особых ящиках, спрятали в подземелье Замка. После этого комнату уже никто не видел.

Вторая дата-гибель суперпарахода "Вильгельм Густлов", торпедированного нашей подлодкой С-13. До сих пор точно не известно, сколько именно людей погибло (данные разнятся чуть ли не в разы), а уж сколько и какие именно материальные ценности тогда перевозились вообще не понятно. Могла бы быть среди них и Янтарная комната? Легко!

Вильгельм Густлов
Третья дата -окончательный штурм города, когда разрушенный и дымящийся в руинах Кёнигсберг был взят на штык героической РККА. Правда, ценой немалых потерь - немцы бились ожесточенно.
Последняя дата-внезапный пожар не с того не с сего в подвалах замка, через 2 дня после окончания боев.

Замок после войны

В каждую из этих дат Янтарная комната могла погибнуть с большой долей вероятности. И я прекрасно понимаю тех, кто придерживается именно этой версии.

Апологеты же версии II - Янтарная комната благополучно дожила до конца войны делятся на 2 крупные подкатегории.
А) Те, кто ищут комнату и ее следы за пределами Калининградской области
Б) Те, кто роют землю в Калининграде и окрестностя
х.

Первых, естественно, большинство. Можно выделить порядка 25 серьезных версии, куда она подевалась. Кто-то говорит о том, что она была вывезена советскими трофейными командами и передана в счет оплаты Ленд-Лиза, кто-то говорит, что вывезли немцы и спрятали в Австрии, Чехии, Баварии, Тюрингии, Польше и даже в датской Ютландии, кто-то говорит о переезде многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты в Южную Америку. Версий полно, и не будем разбирать каждую, ибо и так пост уже очень большой:-)

Среди тех, кто ищет в Калининграде и окрестностях можно выделить исследователя Сергея Трифонова. Лет 15 уж точно он пытается найти комнату в Кёнигсберге. Очень увлеченный человек. По здоровому фанатичный:-)) Правда успехов пока нет:-) Это и неудивительно, ибо пару раз уже менял места возможной дислокации артефакта. Не совсем понимаю, какими источниками он пользуется, но предполагал, что комната находится в одном из подземных тоннелей под рекой Преголь, то в подземельях Замка копать предлагал,то в некой тайной лаборатории "Кенигсберг 13",то в бункере последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша, то еще где.
Ну пусть ищет человек. Может и найдет что-то нужное и хорошее. Пусть даже и не Янтарную комнату:-)))


С. Трифонов

Какова же истинная судьба "Янтарной комнаты"? Думаю, ее могли знать только 2 человека. И это не Геббельс (который точно не знал где именно) и Кох (которого оттерли от решения этой проблемы), который, кстати 40 лет провел в тюрьме, и если бы знал - то у него бы эти знания вытрясли. Это более мелкие фигуры. Уже упоминаемый мной выше Альфред Роде - искусствовед, и пожалуй, главный специалист по янтарю в Европе. Это он вывозил Янтарную комнату из Ленинграда и опекал ее в Кёнигсберге. И он точно знал что с ней случилось. После занятия Кёнигсберга советские службы разыскали его и смогли побеседовать. Он дал крайне путанные показания (которые, кстати, я не смог найти в архивах. Видимо засекречены). А главное, через некоторое время погиб вместе с женой. И смерть его до конца непонятна.

А. Роде

Второй - это оберштурмбанфюрер СС Густав Вист, который сначала работал с Кохом, но потом оказался доверенным лицом и Геринга (не понимаю, как это могло так случится). Его сын утверждает что отец провел некую операцию «Грюн», по эвакуации Янтарной комнаты (или ее части) в одно из тайных хранилищ Геринга -некий бункер В3. Вист умер в 1947 году.

Китель оберштурмбанфюрера СС

Ну и напоследок, если Вам интересно - я могу Вам высказать свою версию. Благо, давно этим и не занимаюсь:-))) Я считаю, что комната не погибла. Я уже говорил Вам о том, что размеры Янтарной комнаты намного превосходили зал в Замке в Кёнигсберге, поэтому комната была первоначально разделена на 2 части. Одну из частей эвакуировали еще в начале 1945 (команда Роде). По моему убеждению, она была переправлена в Южную Америку, оттуда попала в США в одну из частных коллекций, в обмен на поддержку и "зеленый коридор" бегства нацистов за рубеж в рамках будущего проекта "ОДЕССА". Причем уровень был повыше, чем у самого Коха. Думаю или Геббельс или Гиммлер, а может и сам Фюрер. Роде просто ликвидировали, чтобы зачистить концы.
Вторая часть до сих пор находится в бункере В3. Где он? Нууу...я его искал в Польше:-)
Вот как-то примерно так:-)
Спасибо, что дочитали до конца мою "простыню", и, все же надеюсь (где-то в глубине души), что вам было интересно:-))
Приятного времени суток.