Пасха – Праздник Праздников и Торжество из Торжеств, день попрания смерти, поражения ада и великой победы Божественной Любви. Событие, которое вспоминает Церковь Христова каждый год, невозможно переоценить. По традиции, празднование Пасхи продолжается сорок дней, вплоть до Вознесения Христова. За сотни лет это великое торжество обрело множество традиций. Давайте узнаем, как празднуют Пасху христиане различных конфессий и православные разных поместных церквей.

Пасха в Антиохийской Православной Церкви
Чаще всего пасхальная полунощница начинается в полночь, но в отдельных приходах праздничное богослужение может начаться вечером в Великую Субботу или сразу после заката.
В некоторых общинах есть традиция: крещение ранее оглашенных людей, что проводится непосредственно перед началом пасхального богослужения. Новокрещенные, входят в храм в белых одеждах и начинают крестный ход, как бы первыми свидетельствуя людям благую весть о воскресшем Спасителе.
Пасхальные блюда не всегда традиционные, чаще это связано с уровнем достатка семьи. Например, в Ливане пасхальной выпечкой считается маамуль (сладкое печенье), а вот привычный нам кулич выпекают далеко не все.
В некоторых общинах Сирии сформировалась традиция пасхального богослужения, которое служится дома у одного из членов прихода. Связано это с печальными историческими событиями гонений на христиан, а также всеми сопутствующими скорбями, которые приходят вместе с войнами. Из-за того, что в разные периоды истории власти категорически запрещали верным собираться большим количеством людей в религиозных сооружениях, для избегания возможных провокаций, христиане решили, что они будут смиренно праздновать Пасху дома. Только вот при этом из храма брали необходимые для богослужений вещи: антиминс, церковные сосуды, евангелие и т.д.
Такая литургия очень напоминает вечернее или ночное собрание ранних христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа, которое носило название «агапа».
На таком богослужении обычно присутствуют «только свои». И даже в мирное время, в некоторых приходах эту традицию ревностно исполняют. Также, иногда служат подобным образом «на дому» всю последующую неделю. По очереди собираясь в домах прихожан. Считается, что хозяевам дома, у которых служится литургия, оказана великая честь принимать у себя в гостях самого Христа. А потому, уже в начале Великого Поста выстраивается своеобразная «очередь» из желающих, чтобы богослужение светлой седмицы служили у них. С хозяев требуется выделить чистое, пристойное помещение, которое освещает священник. Также на хозяев дома возлагается обязанность накормить всех прихожан праздничной едой, после службы.
Обычно, каждый человек из общины приносит дополнительно что-то из блюд или продуктов с собой, чтобы помочь хозяевам.
В Ираке, Кувейте и Омане христианские общины также могут собираться на пасхальное богослужение дома, или служат в небольших пещерах, далеко за городом, либо в лагерях для беженцев. Это вызвано политическими беспорядками и/или открытыми гонениями на христианское вероучение. Однако, даже в таких условиях звучит радостное приветствие: «Христос посреди нас!», на которое все громогласно отвечают: «И есть. И будет».
Литургия в этих странах обычно служится на арабском языке, либо том, на котором разговаривает данная община.

Пасха в Грузинской Православной Церкви
В Грузии есть особая традиция празднования Пасхи. Сразу после окончания Пасхальной Литургии, прихожане идут на общую трапезу. На столе обычно изобилует вино, мясные и молочные блюда. Утром женщины выпекают праздничный хлеб. В городах празднование Пасхи мало чем отличается от того, к чему привыкли мы, а вот в селах все куда интереснее.
Например, в первый день Пасхи, традиционно проводится игра в «лело бурти», которая по смыслу напоминает регби. Священник, выносит из храма тяжелый мяч, весом 12-18 кг и начинает игру. Игроки, делятся на две команды и передают мяч друг другу, побеждает та команда, которая перенесет мяч за черту, либо за реку, которая проходит по середине села (как, например, в селе Шухути). Еще одна традиция: скачки. Молодые юноши соревнуются в сноровке и ловкости.
Историк Вахушти Багратиони повествовал о праздновании Пасхи в древнем Грузинском царстве. После Пасхального богослужения грузины поздравляли друг друга и трапезничали вместе. После трапезы начинались разные игры-соревнования: конные, игры с мячом или стрельба из лука. После этих игр, католикос-патриарх, епископы, духовенство и народ по приглашению царя садились за великую трапезу. Также «чона» (ჭონა) – особая группа людей, которые пели разные веселые песни, ходили по домам и прославляли воскресшего Господа, подобно «алило» – колядующим на Рождество. За свой труд людей из чона награждали угощениями.
В некоторых городах и селах Грузии предложение руки и сердца, молодые люди из религиозных семей, делает именно во время Пасхальных торжеств. Иногда даже при церковном собрании на общей трапезе общины, либо, с разрешения настоятеля, непосредственно в храме сразу после проповеди.
Еще одна традиция заключается в том, что в последний день светлой седмицы на церковный двор выносится большой сосуд, который прихожане по очереди заполняют вином из собственного урожая. Этого вина должно хватить до следующего праздника Пасхи.
На второй день празднования принято навещать могилы усопших сродников, на кладбищах при этом лития или панихида еще не служится, чаще поется канон или часы Пасхи, напоминая нам о том, что у Бога все живы и в эти светлые дни торжествует и земля, и небо.

Пасха в Румынской Православной Церкви
После Пасхального богослужения верующие идут за праздничный стол, на котором особое почетное место занимает традиционный запеченный ягненок, в память о том Агнце, который принес Себя в жертву за человеческий род. Поздравляя друг друга со светлым праздником, люди обмениваются расписными яйцами. Такие крашенки подобны тем, что расписывают мастерицы в Украине. В каждом орнаменте есть какой-то символ. Например, часто в узорах изображают разные растения, которые обладают лечебными свойствами.
Как и в Украине, праздничные пасхальные яйца расписывают в трех стилях: крашенки, это одноцветные яйца. Обычно используется только натуральные красители. Мазанки – это те, на которых смешано несколько цветов, а «писанками» — называют те, на которых были вычерчены узоры и после этого раскрашены. Процесс декорирования такой писанки у мастериц может занимать несколько часов.
Одна из румынских традиций заключается в том, что незамужние девушки в пасхальную ночь протирают родниковой водой язык церковного колокола, а остатки воды забирают домой для того чтобы ею мыть голову. Говорят, это приносит радостные и добрые мысли.
Также после завершения Божественной Литургии, юноши выходят с сосудами воды и если находят спящей кого-то из девиц в храме или в помещении, где церковная община собирается на праздничную трапезу, соню обливают водой. А спящая красавица должна за такое пробуждение, подарить расписное яйцо. Считается, что такая «соня» скоро выйдет замуж.
Помимо пасхального кулича в Великий Четверг хозяюшки выпекают традиционный румынский калач и различные пироги.
В некоторых общинах есть еще одна очень светлая традиция, которая заключается в том, что в день праздника святых жен-мироносиц, прихожанки приносят в храм сосуды с маслом, которое потом используется во время богослужений. Это может быть как церковный елей, купленный при храме и пожертвованный в дар, так и обычное масло, которое мы используем для приготовления пищи. Бывает, что масла бывает слишком много, в таком случае, часть его отдают на благотворительность нуждающимся.

Пасха в Польше
В первый понедельник светлой седмицы незамужние барышни собираются вместе, плетут венки из цветов и лекарственных трав, которые потом надевают на голову, поют радостные песни о Воскресении Христовом. Таким небольшим хором они приходят под двери домов и славят воскресшего Спасителя, а в награду за добрую весть их угощают сладостями. Иногда в руках у одной из девушек может быть корзинка, в которой сидит кролик. В таком случае угощение полагается и ему.
Также в некоторых приходах есть еще одна, на мой взгляд, забавная традиция: когда священник окропляет святой водой корзинки с едой, прихожане могут окропить самого священника. Чаще это, конечно, делают дети, но и взрослые люди не отказывают себе в этом. Также, когда семья возвращается домой со службы, родители окропляют своих детей святой водой, взятой из храма, а дети — родителей.
В некоторых польских городах еще можно встретить некогда очень популярную традицию: посещения кладбищ и мест захоронения в пятый день светлой седмицы. В народе этот день называется днем «весенних дедов».
Пасха в Австралии
После пасхального богослужения, которое нередко служится не в полночь, а рано утром, на рассвете, дети выходят на церковный двор. Там их ждет важное задание: необходимо найти все крашеные яйца, который спрятал во время службы пасхальный кролик. Часто вместо куриных яиц тот самый кролик прячет шоколадные. После этого все идут за праздничный стол, на котором много сладостей, фруктов, мясных блюд и салатов.
Помимо пасхального кролика, одним из символов Пасхи в Австралии является билби. Билби – это ушастый сумчатый барсук, (другое название «кроличий бандикут»), по легенде, он работает вместе с пасхальным кроликом, пряча сладости от детей.

Пасха в Великобритании
По традиции церковные колокола замолкают в Страстную Пятницу. Тяжелую работу по дому стараются сделать еще в Великий Четверг, но если это необходимо, продолжают ее во второй половине дня Великой Субботы. В день Светлого Христова Воскресенья церковные колокола вновь начинают свою песню.
Обычно всем желающим позволяется звонить в колокола в течение всей светлой седмицы. Считается, что если юноша и девушка будут вместе звонить в колокола в пасхальные дни, то в этом году они обязательно поженятся.
Дети в Англии также часто находят шоколадные яйца, которые прячет пасхальный кролик.
Пасха во Франции
В некоторых общинах есть традиция: после богослужения прихожане собираются за одним большим столом и вместе завтракают. В завтрак обычно включаются блюда из яиц, а также сладости и десерты. После небольшой трапезы, прихожане вместе отправляются на природу, где проводят весь день. На второй день празднования, пасхальный кролик прячет сладости от маленьких французов, а ребята состязаются, кто сможет больше найти.
Как и на Карибских островах, во Франции, на Пасху принято дарить друг другу ветку белой лилии.
Пасха в Швеции
Во многих школах Швеции за несколько недель до Пасхи, ученики из младших классов начинают подготовку к празднику. Учителя разбирают с ними, в чем заключается смысл праздника. Ребята делают пасхальные открытки, которые потом дарят прохожим людям, напоминая о скором приближении торжества. Дети более старшего возраста обычно пишут сочинение на эту тему или же делятся своими мыслями касательно личного отношению к этому празднику.

Пасха на Филиппинах
В Страстную Пятницу в деревне Сан Педро Кутуд проводится ритуал распятия Иисуса Христа.
Добровольцы из католической общины изображают двух разбойников, римских воинов, апостолов, а один из участников этой процессии играет роль Христа. Участников, которым выпала честь играть роль распятых, бичуют, а после распинают. С крестов их снимают через несколько минут. Действие проходит под непрестанным контролем бригад срочной медицинской помощи. Католическая церковь открыто осуждает такое действие, но подобный, за много лет ставший традицией, ритуал стал достопримечательностью и всегда вызывает наплыв туристов, а потому власти города не препятствуют проведению такого зрелища.
В немногочисленных православных общинах верующие предпочитают в Страстную Пятницу провести время в храме. Также православные христиане собираются в ночь с пятницы на субботу и вместе поют псалмы на территории храма, либо у себя дома.
В день Пасхи проводятся парады с участием больших передвижных платформ, в форме цветов или животных. Люди в ярких костюмах сопровождают их и поют веселые песни. Еще одна семейная традиция заключается в том, что мамы звонят в колокола, возвещая благую весть, а в этот момент отцы поднимают над головой своих детей.
На некоторых приходах, люди соблюдают традицию сватовства в дни светлой седмицы. Если юноша, который хочет сделать предложение девушке является сиротой, то он может просить её руки, придя в дом её родителей в компании священника и его жены, которые выполняют роль названных родителей. В случае согласия, приданное молодым собирают прихожане, и конечно, свадьбу празднуют всей общиной.
Пасха в Ирландии
Некоторые христианские общины, в том числе православные, в дни Светлой Седмицы служат литургию за городом, под открытым небом. Для этого рано утром люди выезжают на природу, подальше от суеты. Дорога обычно проходит в молитве. После богослужения и приобщения Святых Тайн, прихожане вместе трапезничают. Место для богослужения предварительно освящают, из храма берут необходимую богослужебную утварь. Этой традиции уже много веков, но сейчас к ней стали прибегать чаще из-за ковидных ограничений, которые препятствовали большому собранию людей в одном помещении. Не зря говорят, что все новое это хорошо забытое старое.
Заключение
Светлый праздник Пасхи приносит мир, радость, свет и надежду в каждый дом, в какой бы стране ни находился человек. Каждое воскресенье у нас принято считать малой Пасхой, а потому этот праздник не имеет конца.
Пусть каждый день года возле вас, наши дорогие читатели, будут люди, которые смогут вам сказать: «Христос Воскресе, радосте моя!»
До тех пор, пока в разных странах, есть люди, которые будут отвечать: «Воистину Воскресе!» на радостное пасхальное приветствие, добро и жизнь будет побеждать.
Христос Воскресе, мои дорогие!
Автор — Анастасия Радченко
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.