Выбор между правильным и легким: как меняются герои «Гарри Поттера»

«Вскоре нам всем придется выбирать между тем, что правильно и тем, что легко»,«Человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор», «Счастье можно обрести даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету», – наверное, по отношению к этим словам директора Хогвартса можно было бы разделить персонажей книг «Гарри Поттера». Многие из героев серии проходят путь внутренних изменений и покаяния. Но есть и те персонажи, которым путь к преображениюдуши закрыт, которые не стремятся стать лучше. Таковы, например, большинство преподавателей защиты от Темных искусств (кроме Люпина и Снегга) и, конечно, Волан-де-Морт.

То, что раскалывает душу

«…В жизни есть вещи намного худшие, чем смерть», – говорит Дамблдор Гарри. Но в понимании Волан-де-Морта ничего хуже быть не может. Его не пугает то, что своими преступлениями он раздробил душу на много частей, что к бессмертию он стремился через грехи и убийства. Когда Гарри, Рон и Гермионаобсуждали крестражи, Рон очень метко спросил о том, есть ли способ собрать себя. Гермиона ответила, что необходимо раскаяться, но мука совести способна уничтожить человека. 

И это очень меткое замечание. Если вспомнить два примера покаяния в Евангелии, то два апостола предали Христа, Петр и Иуда, но как по-разному они вели себя в дальнейшем! Петр нашел в себе мужество признать свою ошибку и пойти за Учителем, Иуда же не вынес угрызений совести и повесился. Выходит, опять-таки говоря словами Дамблдора, важно умение обратиться к свету, чтобы в душе после раскаяния возникало не отчаяние, а благодатный переворот.

Волан-де-Морту незнакомы подобные усилия: у него был шанс на раскаяние, но он им не воспользовался. Более того, ему даже непонятно, как такое возможно в принципе. Интересно, что этимология слов «покаяние» и «раскаяние» восходит к слову «цена» — то есть это процесс, когда человек платит цену своим поступкам.

Неожиданные сюжетные ходы

Меняются даже те герои, от которых читатель или зритель не ожидает покаянных настроений: Питер Петтигрю, домовой Кикимер. Для Питера его темный хозяин не дал возможности отступления: Петтигрю умирает в результате секундного проблеска милосердия. Кикимер же откликается на доброе отношение к нему, которого он ранее никогда не видел, и из вредного ворчуна превращается в радушного хозяина дома на площади Гриммо.

К осознанию своей неправоты периодически приходит и близкий друг Гарри – Рон Уизли. Он бывает неуверенным в себе и закомплексованным, завидует славе, достижениям и достатку, так как обделен ими. Он сначала не поверил Гарри, что тот не бросал свое им в Кубок Огня, а в «Дарах смерти» в приступе гнева уходит от друзей. Но важно, как отметил Гарри, не то, что он ушел, важно, что он вернулся, и удивительно то, что их учитель Дамблдор будто бы предвидел это. 

Можно вспомнить также и Джинни, которая, сама того не зная, была во власти Темного лорда и творила страшные поступки. Но можно ли ей поставить это в вину, если она сознательно не выбирала путь служению злу? Стоит упомянуть и Перси, который в стремлении сделать карьеру отказался от своей семьи и презирал родных. И который, однако же, в решительный момент раскаялся и вернулся к домочадцам.

Свои изменения происходит и с Малфоями. В битве за Хогвартс семейство проводит несколько в стороне, не принимая ни ту, ни другую сторону, они стараются лишь найти друг друга и объединиться. Затем Нарцисса и вовсе врет Волан-де-Морту, что Гарри мертв. Непростой путь проходит Драко, которому Реддл поручил убить директора. Однако сюжет книги показывает, что мальчику не было симпатично зло, скорее, он оказался в безвыходной ситуации. Ему нравится хвастаться своим происхождением, превозноситься над другими, но это больше оттого, что его родители так же самовлюбленны и нарциссичны, и он не знает, что можно общаться иначе.

Сделанный выбор

Некоторые герои поттерианы однажды совершают серьезные ошибки и исправляют их оставшуюся жизнь. Таковы, например, Дамблдор и Снегг. Интересно сравнить этих двух профессоров Хогвартса. 

Прошлое Дамблдора раскрывается в последней книге. Оказывается, он не всю жизнь был тем спокойным, мудрым и рассудительным человеком, каким его привыкли видеть читатели. В юности его соблазняли те же мечты о власти и могуществе, что и Тома Реддла. Неосторожность и невнимательность молодогоАльбуса отчасти привела к трагедиям в его семье. И эти события потрясли Дамблдора, превратив его в проповедника любви и милосердия.

Если путь Альбуса более прямой, то путь Северуса извилист и непрост. Конечно, отчасти это связано с тем, что и личность преподавателя зельеварения гораздо более сложно устроена. Роковая ошибка Снегга была в том, что он ненароком рассказал Волан-де-Морту о пророчестве, не зная, о ком оно гласит.

Северус умеет любить и ненавидеть, защищать и проклинать одновременно. Эти яркие противоположные чувства адресуются Гарри Поттеру – сыну ненавистного ему Джеймса, но и сыну любимой им Лили. Ему сложно вместить эти противоречия. В чем-то благодаря Гарри (в первую очередь благодаряЛили, конечно, но не стоит забывать и мальчика, который выжил) он встает на путь служения добру. Однако он не может преодолеть свой вредный характер, забыть былые обиды и не воспользоваться случаем унизить гриффиндорцев. Последняя книга проливает свет на его поведение, и во многом уже становится непонятно, насколько им движет желчь и мстительность, а насколько – стремление спасти, защитить Гарри, конечно, замаскировав это под язвительностью. 

Его судьба трагична, а в жизни мало радости. Он лжет в лицо Волан-де-Морту, служа на самом деле не ему, а Дамблдору, рискует собой. Снегг – прекрасный актер и талантливый двойной агент. Его спасает развитый навык защищать свои мысли от вторжений противника. Он защищает не только Гарри, но и стремится помочь Драко. Через 19 лет после битвы за Хогвартс Гарри назовет Снегга одним из храйбрейших людей среди тех, кого он знал. 

Пожалуй, прав Дамблдор, которыйговорил: «Важно не то, кем ты родился, а то,каким ты стал». Вселенная «Гарри Поттера» поражает огромным количеством персонажей, их судеб и развития характеров. Однако эти характеры жизненны, не шаблонны: герои совершают подвиги и ошибки, принимают ответственность и определяются с выбором. Среди них ярко видно тех, кто стремится к любви и милосердию, а кто далек от этого. Все практически так, как в жизни, как описал Ф. М. Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».