Афганские женщины: самые шокирующие факты. "афганская девочка" с зелеными глазами - символ страдания целого поколения женщин и детей

Шарбат Гула, лицом которой вот уже более 30 лет восхищается весь мир, впервые рассказала печальную историю своей жизни.

Лицо с обложки

Ее имя с пушту переводится как «цветочный шербет», но в жизни Шарбат было слишком мало радости и счастья, хотя, казалось бы, все это она должна была получить вместе с всемирной известностью, которую принесла ей культовая фотография, опубликованная на обложке National Geographic в 1985 году.

Безымянное лицо, увековеченное фотографом Стивом МакКарри и подписанное просто «Афганская девочка», вмиг облетело весь мир, став самым узнаваемым за всю историю журнала.

«О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность» - с легкой руки Дэвида Шонауэра, бывшего главного редактора журнала American Photo, сравнившего фотографию неизвестной девочки с портретом Джоконды, ее стали называть «Афганской Мона Лизой».

Сквозь призму времени

Шарбат была еще ребенком, когда потеряла родителей во время афганской войны. «Мы с семьей жили в уезде Кот восточной провинции Нангархар, когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска. Было очень много разрушений», - вспоминает Шарбат…

Ее мать умерла, когда ей было восемь лет. Как и тысячи афганцев, семья Шарбат, спасаясь от непрекращающихся бомбежек, пошла по заснеженным горам, через границу, в более безопасный Пакистан. Здесь, на окраине Пешавара, они нашли приют в лагере для беженцев…

Ей было около 13-ти, когда двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри, бродя среди моря палаток, зашли в одну, услышав там детских смех.

«Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал позже МакКарри.

«Та фотография принесла мне в прошлом больше огорчения, чем счастья. Она сделала меня знаменитой, но она же стала причиной моего ареста», - рассказывает Шарбат Гула спустя 30 лет.

В октябре прошлого года Шарбат Гула была арестована в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов. Ее держали под стражей 15 дней, в течение которых она со страхом ждала суда и приговора, по которому ей грозило до 14 лет тюрьмы.

Освобождению Шарбат в немалой степени способствовало заявление фотографа Стива МакКарри, который с большим трудом нашел ее в 2002 году - спустя 17 лет после того, как портрет с обложки обессмертил и своего автора, и героиню.

«Да, это я»

Сама Шарбат не имела ни малейшего представления о том, что ее лицом восхищается весь мир: «Мой брат показал мне ту фотографию, и я сказала: «Да, это я». Я была очень удивлена, - с детства не любила фотографироваться».

Шарбат так ни разу не попросила денег в качестве гонорара за свою фотографию…

«Она и так страдала всю свою жизнь, а этот арест является вопиющим нарушением ее прав человека», - написал 66-летний МакКарри в своем Instagram.

«Нам было хорошо там, у нас были прекрасные соседи, мы жили среди своих же пуштунов», - вспоминает Шарбат Гула в своем первом интервью, передает BBC Türkçe.

Когда ее арестовывали, она сказала полиции, что была вынуждена пользоваться фальшивым удостоверением личности – «только для того чтобы иметь возможность воспитывать своих детей и продать дом».

Все 15 дней заключения она провела в тюремной больнице, где лечилась от гепатита: «Это было самое сложное и худшее событие в моей жизни».

Она говорит, что, несмотря на все что случилось, в конечном итоге пакистанские власти предложили им остаться в стране: «Но я сказала, что вернусь на родину. 35 лет вы позволяли мне оставаться здесь, а в конце получилось так, как получилось. Этого достаточно»

«Я хотела бы только иногда возвращаться в Пешавар для того, чтобы помолиться на могиле мужа и дочери. Они похоронены во дворе дома, где мы жили».

Ее муж, Рахмат Гуль, умер около пяти лет назад от гепатита, эта же страшная болезнь забрала у нее старшую дочь, которая, умирая, оставила бабушке двухмесячную внучку.

Новая жизнь

Сейчас Шарбат 44 года. После 35-ти лет вынужденной жизни на чужбине, она вернулась на родину, в Афганистан.

Здесь ее встретили как героиню – глава Афганистана Мохаммад Ашраф Гани встретился с ней в президентском дворце и вручил ключи от новой квартиры.

Позже с Шарбат встретился бывший президент страны Хамид Карзай: «Они очень уважительно, тепло приветствовали меня. Я благодарна им».

Она говорит, что не может вернуться в родную деревню, потому что сейчас там засели боевики ИГИЛ (запрещенной в РФ - прим. ред.).

«Вся наша жизнь была борьбой с трудностями – то с одной, то с другой, - говорит Шарбат. – Я мечтаю спокойно жить в своей стране, дать достойное образование детям, видеть, что они счастливы».

Сегодня Шарбат Гула живет в Кабуле со своим пятилетним сыном и тремя дочерьми. Ни один из ее детей не унаследовал необыкновенные глаза матери. Сама она говорит, что такой цвет глаз достался ей от бабушки.

В числе ее главных планов на будущее - благотворительная деятельность.

Повидав за свою жизнь немало горя, теперь Шарбат хочет помогать детям, которых, как и ее когда-то, беспощадная война оставила без родителей:

«Сначала мне была не по душе та известность, то внимание, которое мне принесла моя фотография. Но теперь, после всего, что я пережила, я поняла, что могу помогать многим людям. Я хотела бы открыть благотворительный фонд или больницу для бедных, вдов и сирот, - чтобы они могли там бесплатно лечиться. Это честь для меня, я счастлива и очень этим горжусь. Единственное, о чем я сейчас молю Бога – это мира для моей страны».

Стив Маккари - это легенда мировой репортажной фотографии.Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.

После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так "Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа".

Steve McCurry

Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересёк пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск. Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками плёнки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принёс с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.

После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.

В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.

Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерсва считается фотография афганской девочки-беженки, которая теперь признана одной из самых узнаваемых фотографий в мире, первым её напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков когда либо напечатанных в этом журнале.


Afghan Girl. Sharbat Gula

17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой - ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала National Geographic. Особенно выделялись ее глаза - необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.

С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз - на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий National Geographic, на обложке которого вновь изображена Шарбат Гула.

И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гула в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.

Фотограф Стив Маккари заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск. "Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома", - рассказывает Маккари.

Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, он её нашел - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.

Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккари сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился. "Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, - рассказывает один из управляющих National Geographic Дон Халькомбе. - Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой".

Попади Маккари в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию - в 1985-ом Гула начала носить чадру.

Спустя столько лет Маккари сфотографировал ее вновь в длинном женском одеянии - бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу!

Шарбат Гула со своей семьей.

28 июня 2011, 22:41

В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. Вот эта фотография: В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг (Nasir Bagh), Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных. Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел. Автор фото Стив Маккьюри (Steve McCurry). Отмечу, что National Geographic часто публикует фотографии с "историями", и его сотрудничество со Стивом Маккьюри и другими профессиональными фотографами-документалистами было не первым. Но именно в этот момент видимо что-то случилось во Вселенной.... Что-то дрогнуло, сдвинулось, завертелось... И вывело этот портрет на самое первое место... Фотография загадочной зеленоглазой красавицы с пронзительным взглядом вдруг стала объектом сумашеднего общественного внимания. Изображение тиражировалось, публиковалось и использовалось как только можно - на открытках, плакатах, футболках, в журналах и фотоальбомах, становилась постером, картинкой из пазлов, фотопринтом и т.д. Снимок размещали на своих обложках практически все крупные издания, даже журнал Times. В конце 90-х этот портрет был включен в престижный список 100 лучших фотографий по версии Национального географического общества США. Примерно в 2005 году вышел в свет Сборник избранных фотографий National Geographic, на его обложке также помещен этот снимок. Сам NG назвал его "the most recognized photograph", "самой узнаваемой фотографией" в истории журнала. В итоге афганская девочка стала своего рода современной Джокондой, чей образ на сегодня тоже растиражирован и известен абсолютно всем. Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки. Самое известное его высказывание: "Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома …" Помимо этого, Стива постоянно спрашивали о дальнейшей судьбе, жизни, местонахождении девочки. И все эти годы он пытался опять её найти …. Он много раз возвращался в Афганистан и Пакистан для того, чтобы отыскать свою героиню, но следы ее затерялись. Наконец, с большим трудом, "знаменитость" нашлась – неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. И произошло это так …. В январе 2002 Национальное Географическое общество США организовало экспедицию по поиску "Афганской Джоконды". Группа вновь посетила Назир Баг, лагерь беженцев в Пакистане, где было сделано знаменитое фото в далеком 1984 году. Лагерь был фактически закрыт, женщин там давно не было. Примечательно, что несколько мужчин, увидевших фото 1984 года, потребовали эту девушку в жёны. Наконец, поиски увенчались успехом: через длинную цепочку родственников и знакомых было установлено, что изображенная на фото красавица живет сейчас в отдаленной провинции Афганистана Тора Бора с мужем и тремя дочерьми. Её вспомнил Алам Биби (Alam Bibi), который ребенком несколько дней провел в лагере беженцев в 1984 и видел эту девочку. Чтобы добраться до ее деревни, нужно 3 дня пути. Экспедиция отправилась туда и наконец, обнаружила зеленоглазую незнакомку. Её зовут Шарбат и так она выглядит на данный момент. Она не знает точно дня своего рождения, так как практически ребенком осталась сиротой. Она попала в лагерь беженцев после того, как ее отец, мать, три сестры и бабушка погибли. Ей около 30-ти … (напомню, она встретилась с экспедицией Географического общества в 2002-м). В конце 80-х она вышла замуж за Рамата Гула, в 1992-м они вернулись в Афганистан. У них три дочери - Робине 13 лет, Захиде 3 и Алие год, еще одна девочка умерла в младенчестве. Она так и не научилась читать, но умеет писать свое имя. Она ничего не знала о том, каким знаменитым стало ее лицо и как много написано статей о ее беспощадном взгляде. Она конечно помнила, как ее фотографировал белый человек. Больше она ни разу не фотографировалась. Примерно через год после этого она стала носить чадру…. (и если бы Стив Маккьюри попал в Пакистан годом позже, мир не увидел бы этих глаз …). Её жизнь проста. Шарбат поднимается перед восходом солнца и молится. Затем она набирает воды из ручья, умывается, готовит, стирает. Заботится о детях, они смысл ее жизни. Брат Шарбат сказал, что у неё не было ни одного счастливого дня в жизни, кроме, возможно, дня её свадьбы. Она помнит, что вышла замуж в 13. (Нет, поправляет муж, в 16.) Рахмат Гул, муж Шарбат, живёт в основном в Пешеване, там пекарня, в которой он работает и получает доллар в день. У Шарбат астма и она не может жить в городе долго, поэтому вместе с детьми они в основном живут в горах. Сейчас она принадлежит к пуштунам – самому воинственному афганскому племени, в свое время сформировавшему костяк движения Талибан. Стив Маккьюри опять её сфотографировал … Сначала ее в длинном женском одеянии – бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Шарбат Гула с разрешения мужа подняла бурку и также сурово посмотрела в объектив своими зелеными глазами. А потом рассказала журналистам, что ей и ее семье при талибах жилось хорошо – лучше, чем под бомбежками. Что она хотела бы, чтобы ее дети научились читать. И что она выжила, потому что на то была воля Бога. "Русские сломали нам жизнь"– сказала Шарбат, и тут же добавила: "Теперь точно так же нам ломают жизнь американцы. Опять вторжение, опять война, опять кровь. Каждый раз, когда у страны появляется новый лидер, наши люди обретают надежду – и каждый раз обманываются в своих ожиданиях..." Когда Шарбат увидела свою знаменитую фотографию, она ей не понравилась. Женщина была недовольна, что её сняли в дырявой шали. И сказала, что она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла в платке дырку над печкой. 9 марта 2003 года в эфире канала MSNBC был показан документальный фильм, целиком и полностью посвященный одной теме: поискам неизвестной афганской девушки, чье лицо давно уже стало символом этой страны на Западе. Но у американцев всё не так просто. Просто так публиковать полученные результаты они не будут, им всегда необходимо подтверждение. Чтобы избежать ошибок, на помощь были призваны учёные и даже специалисты ФБР, которые с помощью метода идентификации личности по радужной оболочке глаза – самого точного на сегодняшний день – подтвердили, что на знаменитом фото 1984-го действительно Шарбат Гула. Кажется, глядя на фотографии – всё понятно. К сожалению, слишком понятно … Тот же человек, та же женщина, но загнанная, потухшая, с недоверчивым взглядом. И как будто ей совсем не 30, а намного больше … Вот еще её фотографии Еще... На первой фотке - родной брат Шарбат, Кашар Кхан (Kashar Khan) уцелевший вместе с ней после бомбежки по пути в лагерь беженцев, на второй - её семья сегодня. Лицо Шарбат и сегодня продолжает жить своей собственной жизнью на страницах западных изданий. Сначала оно символизировало в глазах читателей ужасы советской интервенции, потом служило иллюстрацией к "трудной женской доле" во времена правления талибов, сейчас стало иконой американской контртеррористической операции... Меж тем, сегодняшняя жизнь самой известной женщины Афганистана чем-то похожа на тупик истории. Глухая деревушка, лежащая за пределами всех дорог. Время здесь остановилось 300 лет назад. Никаких школ, клиник, никакого водопровода: только горный ручей, пересыхающий летом, овцы, редкие деревья с грецким орехом – и тишина …

Одна из самых известных фотографий, впервые появившаяся на обложке географического журнала, — афганская девочка с зелеными глазами. Кем была она и кто автор этого поистине уникального кадра?

Стив МакКарри

Это сейчас МакКарри - именитый и всемирно известный фотограф. Но много лет назад, в восьмидесятые, он был начинающим фоторепортером, только что окончившим университет по совершенно другому профилю. Просто однажды он решил круто изменить свою жизнь, взял фотоаппарат, спрятал в своем багаже большой запас пленок и отправился путешествовать по местам боевых действий с целью создания цикла репортажей.

Его путь начался в Индии, а продолжился в Афганистане и Пакистане. Именно там он сделал снимок — портрет афганской девочки, который дал мощный старт карьере МакКарти. Позднее его пригласили на престижную работу фотографом в National Geographic. И он продолжил снимать войну, только уже совсем на другом уровне. Стив делал фоторепортажи из многих горячих точек на Востоке, видел боль и смерть, видел страдания, борьбу. И всё это отражал в своих работах. Он часто рисковал своей жизнью, перенес много лишений, попадал в плен, разбивался на самолете, его даже пытали, но ничто не могло охладить его энтузиазма и заставить отказаться от любимой и важной работы.

История появления знаменитой фотографии

В середине восьмидесятых годов в Афганистане шла страшная война. Люди бежали от бедствий, которые она несла с собой. Бежали кто куда мог, большая часть стягивалась к границе с Пакистаном. Там было довольно много лагерей, в которых ютились беженцы. И между этими лагерями курсировали двое американцев — журналистка и фотограф. Этим фотографом и был Стив МакКарри.

В лагерь под названием Насир Баг они попали по чистой случайности и из любопытства. Находясь на его территории, услышали смех. Смеялись дети. В обстановке боли, страха и безысходности услышать детский смех — что может быть удивительнее? Они пошли на звук и обнаружили импровизированную школу для девочек, которая располагалась в обычной палатке. МакКарри понял, что именно здесь он может сделать замечательные снимки, и уговорил учительницу позволить ему сфотографировать нескольких девочек. Среди них была она.

Её звали Шарбат Гула. Девочка поразила фотографа своими яркими, глубокими и непримиримыми глазами. Сначала Шарбат отказалась сниматься с открытым лицом, но учительница смогла уговорить свою ученицу. Кадр был сделан. Журналистка и фотограф уехали, не спросив даже ее имени. На тот момент это не показалось им важным. Ведь никто не мог предположить, как всколыхнет мир эта фоторабота, сколько людей будут восхищаться ею, сколько издательств будут тиражировать этот образ. Никто не мог представить, что глаза афганской девочки для многих станут символом борьбы и сопротивления угнетению.

Детство Шарбат

Откуда же появилась эта девочка в лагере беженцев? Её семья — родители, бабушка и сестры — погибла, когда самолеты Советского Союза бомбили город. Выжила только она и ее брат. Долго и трудно пробирались они укромными горными тропами в компании с другими такими же несчастными к границе с Пакистаном, чтобы получить хотя бы шанс покинуть страну. Несколько раз на этом тяжелом пути группа беженцев попадала под обстрел. Но они всё же смогли пробиться к своей цели. Итогом этого стала встреча девочки и американского фотографа. Вот только изменила ли эта встреча жизнь самой Шарбат Гула? Скорее всего, нет...

Ее дальнейшая жизнь

Жизнь Шарбат Гула, девочки, глаза которой смотрели прямо в души людей с обложек журналов и афиш, была совсем нелегкой, с нашей точки зрения, но вполне обычной для привыкших к трудностям жителей Афганистана.

Еще подростком она вышла замуж за мужчину, которого выбрали для нее родственники. Его звали Рахмат Гула. Шарбат родила четверых детей - все дочки. Младшая, четвертая, умерла в младенчестве. Муж Шарбат работал в пекарне, старался как мог тянуть семью, несмотря на то что зарабатывал гроши. На тяжелой работе он подорвал свое здоровье и умер совсем еще не старым.

Стив МакКарри решил разыскать «афганскую девочку с обложки» много лет спустя. Поиски были долгими и трудными, часто он шел по ложному следу, однако его настойчивость была вознаграждена! Он нашел ее, когда ей было около тридцати лет. Свой точный возраст Шарбат никогда не знала, так как была еще очень мала, когда погибли ее родители. Когда встреча состоялась, брат и муж Шарбат дали разрешение на фотосъемку и даже на съемку с открытым лицом. Выяснилось, что женщина помнит ту самую встречу, это был единственный раз в жизни, когда ее фотографировали.

Где Шарбат Гула сейчас?

В 2016 году Шарбат Гула была схвачена властями Пакистана за незаконное нахождение на территории страны и жизнь по поддельным документам. Наказание за это в данной стране суровое — более десяти лет заключения и внушительный штраф. Некоторое время она провела под арестом, однако, по заявлению представителя Пакистана, после уплаты штрафа Шарбат будет отпущена на свободу и депортирована в Афганистан, где правительство обещало оказать ей посильную помощь в обустройстве.

Афганская девушка, Стив МакКарри, 1984г.

У Стива МакКарри много замечательных фотографий, он по праву считается одним из лучших фотожурналистов нашего времени, тем не менее, многие знают его как автора одной единственной фотографии.

В конце 1984 г. Стив МакКарри попал в лагерь афганских беженцев Назир-Багх в Пакистане, где ему разрешили фотографировать в школе в классе для девочек. Позже он вспоминал, что сразу заметил Ее, но подошел в последнюю очередь, так как почувствовал ее смущение и растерянность. Девочка разрешила фотографировать, но ему и в голову не пришло спросить или записать ее имя: «Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал» , – говорил МакКарри позднее.

Но она отличалась. В июне 1985 г. фотография появилась на обложке «National Geographic» и сразу стала символом борьбы афганского народа за независимость. За 20 с небольшим лет со времени публикации фотография «Афганская девушка» стала одним из самых узнаваемых образов этого времени. Фотография была растиражирована другими журналами, появлялась на открытках и плакатах, на спинах борцов за мир в виде татуировки и так далее. По версии Национального Географического общества США она стала одной из 100 лучших фотографий, а в конце 1990-х гг. появилась на обложке сборника фотографий «National Geographic». В 2005 году обложка с «Afghan Girl» («Афганская девушка») вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет».

«Я думаю, что фотография афганской девушки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих», – делился своим пониманием причины популярности фотографии ее создатель, – «Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества».

Все это конечно так, но девушек подходящих под это описание не так уж и мало, в том числе и на других фотографиях Стива МакКарри . Между тем, воздействие «Afghan Girl» на зрителя уникально; мне кажется, что его невозможно объяснить словами, лучшее, что здесь можно сделать, это сослаться на таинственную «силу искусства».

Долгое время судьба героини фотографии оставалась неизвестной. Сам МакКарри возвращался в Афганистан около двадцати раз, но если он и пытался найти ее, то безуспешно. Наконец в январе 2002 г., через 17 лет после первой публикации фотографии, «National Geographic» организовал экспедицию для поиска «девушки с зелеными глазами». Они показывали фотографию местным жителям в районе лагеря беженцев Назир-Багх, где МакКарри сделал этот снимок. Кто-то узнавал девушку на снимке, но надежда в сердце фотографа сменялась разочарованием после встречи с предполагаемой «моделью». В конце концов, удача им улыбнулась – один из местных жителей узнал ее и обещал привести в лагерь. Это заняло три дня – она жила в горах недалеко от пещер Тора-Бора, которые долгое время служили укрытием для отрядов террористов во главе с Усамой бин Ладеном. Видимо МакКарри не очень надеялся на удачу, но когда молодая женщина вошла в комнату, ему хватило одного взгляда чтобы понять: это она .

Афганская девушка: до и после, Стив МакКарри (слева в 1984г., справа в 2002г.)

Молодую женщину звали Шарбат Гула (Sharbat Gula, в переводе с афганского – «Цветочный нектар»). Во время это встречи с МакКарри ей было 28-31 лет, во всяком случае даже она сама не могла определить свой возраст точнее. В начале войны ее родители погибли под бомбами, несколько недель она вместе с небольшой группой беженцев пробиралась в Пакистан через покрытые снегом горы, без теплой одежды, голодная, прячась в пещерах от налетов авиации. В 1984 г. Шарбат оказалась в лагере Назир-Багх, где ее и встретил МакКарри. Простая арифметика показывает, что ей было от 11 до 14 лет, хотя она и выглядит старше.

Женщина хорошо помнит этот день: тогда ее сфотографировали в первый раз в жизни . Вскоре после этого она вышла замуж, родила четырех дочек, одна из которых умерла в младенчестве. Живут они не богато – муж Шарбат работает в хлебопекарне, зарабатывая менее одного доллара в день! Была ли она когда-либо счастлива? Это кажется весьма сомнительным, уж очень тяжелой была ее жизнь.

Кажется вполне разумным предположение, что основная, если не единственная причина, по которой они согласились встретиться с фотографом и его спутниками – это надежда как-то улучшить свое благосостояние и дать образование детям. Их надежды оправдались, по крайней мере, частично:

«Когда мы начали розыски не было никаких разговоров о деньгах для нее самой или ее семьи», – рассказывал фотограф, – «Однако мы оказали ее мужу и детям необходимую медицинскую помощь. Я купил по ее просьбе швейную машинку, потому что она хотела, чтобы ее дочь выучила какое-нибудь ремесло. Но ничего похожего на оплату за фотографии не было. Однако мне кажется, мы дали ей понять, что мы собираемся предпринять определенные шаги которые изменят ее жизнь к лучшему» .

Разумеется, швейная машинка не идет ни в какое сравнение с доходами «National Geographic» от продажи образа «Afghan Girl», но для семьи живущей на доллар в день это целое состояние.

Шарбат Гула не выразила особого восторга знаменитой фотографией, более того ей было абсолютно непонятно, что эти чужеземцы могли в ней найти. Ее очень расстроил тот факт, что кто-то увидел ее в дырявой шали. «Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой» , – рассказывал представитель журнала.

Во время их второй встречи МакКарри разрешили сделать еще несколько фотографий Шарбат, которые были напечатаны в «National Geographic», а потом обошли многие издания по всему миру. На одной из фотографий она с открытым лицом постаралась принять ту же позу что и семнадцать лет назад, на другой – на этот раз в парандже – держит в руках свою знаменитую фотографию. Нужно полагать фотосессия далась ей нелегко, ведь ей пришлось позировать перед посторонним мужчиной, показать ему лицо, разговаривать с ним… Конечно все это в присутствии мужа и брата, для которых это мероприятие тоже было нелегким испытанием.

Напоследок отмечу, что в прессе несколько раз поднимался вопрос о возможной ошибке: дескать, у женщин на фотографиях сильно отличаются верхняя губа, нос, пропорции лица, размеры глаз. Тем не менее, фотограф уверен, что он не ошибся: «Мне не нужно никаких научных доказательств – я и так вижу что эта та самая девушка, которую я фотографировал в 1984 году», – заявлял он, – «Чтобы убедиться посмотрите внимательно на ее шрам на переносице, на родинки, которые не меняются с возрастом, да и ведь следует принимать во внимание ее собственные воспоминания о том что происходило в то утро в 1984 году».

Андрей Высоков

Aвтор 1 статей на . По профессии инженер-программист, образование высшее, кандидат технических наук (тема диссертации ни к фотографии, ни к искусству отношения не имеет). Фотография для меня Хобби, но с большой буквы «Х». Серьезно «заболел» в самом начале века (тысячелетия). Автор сайта http://www.buy-books.ru