Что такое индивидуальность. Что такое индивидуальность и как ее развить. Что влияет на формирование индивидуальности

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Не такой, как все, особенный, неповторимый, отличный от других. Этот список можно продолжать еще долго.

Данные слова являются синонимами ( ?) понятия индивидуальность. Что оно означает, если рассматривать его ?

Определение - что такое индивидуальность

Термин индивидуальность в переводе с латинского individuumи означает особь .

Каждый отдельный человек наделен своими определенными привычками, внешностью, манерами, переживаниями, взглядами, одним словом – психологическими и физиологическими свойствами, которые делают его уникальным или индивидуальным.

На всей планете невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы имеют множественные отличия друг от друга как внешних, так и внутренних.

Индивидуальность проявляется в том, как вы себя ведете в той или иной ситуации, определяется вашими реакциями и поступками, а также способом мышления.

Какая-то часть этих особенностей заложена в нас на генетическом уровне, другая – приобретается в процессе воспитания и социализации.

Во времена Советского союза выделяться из толпы было как минимум некультурно и неприлично. Центральной идеологией того периода был лозунг о равенстве. Люди, которые смели как-то самовыражаться, подвергались осуждению и критике.

В современном обществе действует совсем другое мышление: более гибкое и раскрепощенное, лишенное стыда. Большинство старается выделиться из «серой массы», порой доходя в таких попытках до .

В сети интернета можно обнаружить массу психологической литературы, тренингов и вебинаров, призывающих «не быть как все!». К сожалению, многие, особенно представители молодежи с неокрепшей психикой, воспринимают этот призыв буквально, демонстрируя всем уродливую пародию индивидуальности ( , и т.д.).

Индивид, личность, индивидуальность

Эта триада тесно связана между собой, но в то же время данные термины являются абсолютно разными понятиями.


Вывод к этой главе можно оформить в виде цитаты Асмолова А.Г.:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Индивидуальность в психологии

Психологи подразумевают под данным понятием совокупность таких характеристик личности, как:

  1. темперамент;
  2. процессы восприятия;
  3. интеллект;
  4. характер;
  5. интересы.

Также различают два вида индивидуальности:

  1. Выраженная – открытая демонстрация своих способностей.
  2. Скрытая – потенциальные особенности человека, которые не нашли условий для своего проявления. В этом случае их необходимо выявлять и развивать.

Зачем она нужна

Что такое индивидуальность и зачем она нужна? Зачем ее как-то учитывать и вообще знать о ней? Дабы избежать долгих объяснений, приведу простой пример, который ответит на все эти вопросы.

Представьте, что вы попали участником на конкурс, например, чтецов. Один из участников немой, второй является автором стихотворных произведений, чтением которых он занимается много лет, а вы знаете только один и то из школьной программы по литературе. Как вас можно оценивать одинаково?

Еще пример. Часто молодые мамочки расстраиваются, когда слышат, что чей-то малыш раньше заговорил или пошел, начал рисовать, считать и все в этом духе. И лишь немногие знают, что все дети разные: кто из них и когда начнет делать что-либо впервые, зависит от индивидуальных особенностей.

При одном росте люди имеют разный вес, телосложение, размер ноги и т.д. Мы все как-то отличаемся друг от друга, поэтому грести всех под одну гребенку нельзя.

Изначально маленький ребенок подражает взрослым, чтобы «влиться» в общую массу людей – социализироваться. Вместе с тем он может делать это не только родительскими, но и своими, своеобразными способами. Становясь личностью, индивид приобретает и свою индивидуальность.

Первую половину жизни мы стараемся быть похожими на других, вторую – найти свое отличие от них же, понять свое личное предназначение. Нам хочется проявиться как-то особенно, внести свой неповторимый вклад, оставить след в истории.

С психологической точки зрения, это очень важный момент: индивидуальный стиль жизни несет человеку ощущение наличия персонального смысла своего существования .

Как развить свою неповторимость

Хотите прослыть яркой индивидуальностью? Что ж, тогда вам нужно кое-что знать. Но при этом приготовьтесь к тому, что придется отстаивать личное своеобразие перед людьми. Несмотря на то, что мы все хотим отличаться, нам жутко не нравится, когда отличается другой, а не мы.

Ведь если мы все разные – значит, одинаковые. Кто же тогда будет обычным человеком? (). По сути, демонстрация своей особенности – это вызов , брошенный обществу. Отголоски прежних «одинаковых» времен еще присутствуют в головах старшего поколения, да и среди молодежи есть особо «правильные».

Также есть такие индивиды, у которых не хватает духа на свои проявления, поэтому они всячески критикуют эту тягу в других (ни себе, ни людям). В общем, общественное давление никто не отменял.

Если первый шаг удачно пройден и решение о взращивании своей самости принято, то начинайте работу над собой . А вы думали, все само собой как-то устроится? Нет, придется заняться определением индивидуальности (если вы вдруг не знаете, как она «выглядит»).

Как это сделать? Ловите инструкцию как развить индивидуальность:

  1. Слушайте свой внутренний голос, а не мнение окружающих . Поступайте так, как хочется вам, а не как «устроено, положено, должно»;
  2. Развивайте свою , которая заключается в соответствии вашего внутреннего мира и внешних проявлений. Не притворяйтесь – живите тем, что есть внутри. Злишься? Скажи. Хочешь плакать? Плачь. Не говорите о том, чего нет – фальшивые комплименты, удивление, интерес. Транслируйте миру только то, как вы реально себя ощущаете. Либо просто промолчите и бездействуйте. Это лучше выдумок, чтобы быть угодным другим;
  3. Будьте честными . Этот пункт, конечно, можно соединить с предыдущим, и все же он заслуживает отдельных строк. Честность с людьми, а главное, честность с самим собой – важные явления. Искренность и открытость лишают человека напряжения, страхов. Придает живости, спонтанности и интереса со стороны. Такими людьми восхищаются, так как не каждый отважится быть собой;
  4. Совершенствуйте свою личность . Недостатки есть у всех – это факт. Но с ними можно и нужно бороться. Первый шаг к этому заключается в том, чтобы обнаружить свои «шероховатости», признать их и принять. Позитивные изменения начнутся только после этого (это я вам как психолог говорю);
  5. Тренируйте внутреннюю твердость . Сказал «нет», значит «нет». Отстаивайте свое мнение, взгляды, решения. Уберите из лексикона «неуверенные» слова, типа «я думаю», «может быть», «наверное» и т.д. Говорите прямо о своих желаниях и намерениях. Вместо «наверное, я не пойду с тобой в магазин» скажите «я не иду с тобой в магазин». Вроде смысл один, но звучит по-разному;
  6. Практикуйте вариативное мышление , индивидуальность не мыслит шаблонно. Для этого устраивайте себе мозговой штурм каждый раз, когда случается какая-либо ситуация: придумайте 7-10 вариантов ее развития. Такая практика помогает расширять сознание, быть более гибким и адаптивным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Кто такой индивид - в чем различие понятий индивида, личности и индивидуальности Что такое антиутопия (дистопия) Маргинал или изгой общества Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью Ханжество - значение слова и кто это такой ханжа Что такое утопия Что такое счастье и почему люди сами усложняют к нему путь Что такое сознание - просто о сложном Что такое мировоззрение - его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека Что такое милосердие и как развить в себе это качество Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить

Индивидуальность

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Индивидуальность

   ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (с. 263)

В большинстве психологических трудов индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности. Такое определение оставляет без ответа ряд важных вопросов. Всякая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Следует ли относить к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности человека? Как оценить черту, выступающую предметом сходства для одних людей и различием для других?

На научном, а не на житейском уровне понятие индивидуальности требует более глубокого содержательного анализа, который и был осуществлен рядом отечественных психологов. Так, В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности.

Согласно этой теории, индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального. Мерлиным выделяются три иерархических уровня.

Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические (телесные) и нейродинамические свойства организма.

Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и ).

Высший уровень занимают социально-психологические свойства, составляющими которых выступают социальные роли данного человека в малых (например, ) и больших (например, народ) группах.

Такое представление снимает вопрос о том, с какого возраста человек выступает как индивидуальность. В момент рождения индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма. По мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и охватывает все более высокие уровни. Зрелый человек занимает определенное общественное положение, и в его поведении представлена вся иерархия его индивидуальности, что, однако, не означает ее неизменности. При выполнении новых ролей, приобретении нового опыта и индивидуальность претерпевает изменения.

Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека обладают одинаковыми наборами свойств (что само по себе крайне маловероятно), то они все равно будут различаться своим мироощущением и поведением, поскольку связи между свойствами будут разные.

Следует отметить, что не все психологи разделяют такое широкое понимание индивидуальности. Так, А.Г.Асмолов относит индивидуальность к уровню свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», - утверждает он. Этим подчеркивается, что индивидуальность отвечает за решение вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, личностной позицией человека. При решении этих вопросов закономерно возникновение конфликтов - как внутренних (внутриличностных - например, конфликт противоборствующих мотивов и побуждений), так и внешних (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы и формируется индивидуальность, а результаты борьбы определяют ее стойкость и масштаб.

Как же соотнести понятия «личность» и «индивидуальность»? Их можно графически представить как два круга, наложенных друг на друга таким образом, что, не совпадая полностью, они имеют общую площадь пересечения. Данная площадь и отражает те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся часть круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. Оставшуюся часть круга индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, эти понятия равновелики, но совпадают по содержанию лишь отчасти.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "индивидуальность" в других словарях:

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие к. л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качеств. отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем… … Философская энциклопедия

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - (от лат. individuum нераздельное целое). Отличительные признаки отдельного существа, отличающие его от других особей его вида. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ вся сумма качеств и… … Словарь иностранных слов русского языка

    индивидуальность - См. личный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. индивидуальность человек, личный, нестандартность, своеобычность, неординарность, персональность, особинка, нетрадиционность … Словарь синонимов

    индивидуальность - и, ж. individualité f. 1. Особенности, отличительные черты, присущие отдельной личности. БАС 1. Он <Левкоев> обо всем мог говорить связно и основательно, но едва речь, даже слегка и мимоходом, касалась философии, как в голове его возставал… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, индивидуальности, жен. (книжн.). 1. только ед. отвлеч. сущ. к индивидуальный. Индивидуальность качеств. 2. Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. Он человек совсем… … Толковый словарь Ушакова

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие какого либо явления, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии коллективного (группового) … Современная энциклопедия

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии коллективного (группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде … Большой Энциклопедический словарь

    Индивидуальность - (от лат. indiduum неделимое, особь) понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку … Психологический словарь

профессор Кубанского государственного университета
Вера Бедерханова

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики.

Гуманизация педагогической реальности школы предполагает утверждение субъектной позиции учащихся и учителей в образовательном процессе, развитие их индивидуальности. По-прежнему, как в девяностых, когда мы реализовали проект «Летний дом» (одной из задач которого было развитие индивидуальности ребенка), считаю, что мера развития человека, мера развития ребенка должна стать мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Помогать растущему человеку найти свой личный смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы с детских лет его быт и общение с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром были достойны человека – это и значит выполнять главное предназначение педагога.
Мне представляется, что разработка проблемы требует осмысления понятия «индивидуальность человека» и понимания психологического образования этого феномена. В таком случае можно говорить о педагогическом обеспечении процессов индивидуализации в образовании.

Индивидуальность – это встреча с самим собой
«Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности» .
Если становление личности есть процесс социализации человека, заключающийся в освоении им своей родовой, общественной сущности, и это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека и связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими, то становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. «Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального».
На наш взгляд, В. Слободчиков и Е. Исаев справедливо подчеркивают, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, не совпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» .

Индивидуальность – это уникальность
А. Асмолов в ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни». «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .
Б.Г. Ананьев, чья точка зрения мне особенно близка, считал, что во множестве признаков, характеризующих человека, можно выделить четыре подмножества, соответствующих индивидным, личностным, субъектным и индивидуальным свойствам. На основе анализа большого массива данных, полученных в разнообразных по методикам и направленности исследованиях, и прослеживания корреляционных связей между ними, он сгруппировал соответствующие признаки в модели, что позволяет выделить гомогенные (одного подмножества) и гетерогенные (разных подмножеств) признаки.
Если первые три группы признаков (индивидные, личностные, субъектные) характеризуют человека с точки зрения принадлежности к определенному типу, то индивидуальность акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека.
Общее неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на общие признаки, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае. С точки зрения Б.Г. Ананьева, если «личность – это вершина человека, то индивидуальность – это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой (может быть описан как) неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы, выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Индивидуальность – это свобода
Разграничение системы индивидных, личностных, субъектных, индивидуальных свойств дает возможность в несколько иной плоскости и более содержательно рассматривать традиционную проблему соотношения свободы и предопределенности в человеческой жизни. Природные и социальные условия определяют конкретные формы и уровни реализации человеческой свободы, но в то же время они очерчивают диапазон, в пределах которого свободная индивидуальность может быть сформирована на основе разнообразных средств и методов.
Выделенные Б.Г. Ананьевым признаки индивидуальности могут быть основой для определения содержания деятельности педагога, направленной на развитие индивидуальности человека, и педагогическая деятельность может быть описана как система задач, направленных на создание условий для развития самоосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, формирования адекватной самооценки, саморегуляции, самореализации, самочувствия.
Подлинная перспектива и достойная человека цель образования – это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а, наоборот, как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путем формируется и получает адекватную форму своего существования.
Обеспечение права ребенка на развитие мне представляется как создание для ребенка, подростка, юноши, человека возможностей поиска своих вопросов к миру и своих вариантов ответа.
Ставя задачу (в качестве приоритетной) развития ребенка, нельзя обойти такую категорию, как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора – свобода решения – свобода действий – свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность, по-видимому, такова.
Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации.
Таким образом, индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальность – это самоопределение
О.С. Газман считал, что индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», по В.П. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) .
По его мнению, индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В.И. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации. Результат – «свободоспособность личности» . Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Образование в гуманистической парадигме адекватно расширяющемуся представлению о человеке и вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Процесс развития индивидуальности требует специфических условий и педагогических средств. Именно поэтому появилась необходимость разработки теории и практики педагогической поддержки детей.

Педагогическая поддержка и индивидуальный подход
Под «педагогической поддержкой» О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» .
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». «Индивидуальный подход», «дифференцированный подход» предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности». Особенность этого пространства заключается в том, что в нем постоянно должны быть ниши для заполнения в ситуации неопределенности («пустое пространство»). Кроме этого, рамка ограничения этого пространства должна быть подвижной. Ее задает общая цель развития каждого участника, однако это развитие не должно идти за счет других. Тогда жизнедеятельность обеспечивается исследовательским процессом осмысления и постановки проблемных вопросов, определяемых группой, способной «услышать каждого». Главным для педагога становится взаимодействие, базирующееся на открытости и искренности, сильной инициативе, тщательной работе с информацией, эффективном потоке индивидуальных и общих целей, открытом выражении взглядов, конструктивном подходе к разрешению конфликтов, рациональной работе над собой.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. С. 353.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 354–355.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 437, 439.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М, 1980. С. 124–178.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
Забота – Поддержка – Консультирование // Новые ценности образования (ред. Н.Б. Крылова), М., 1996. № 6. С. 14–15.
Там же. С.15.
Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Первое сентября. 1995. 21 ноября.

Каждый из нас стремиться быть непохожим друг на друга, продемонстрировать свою яркую индивидуальность и чувствовать себя уникальным. Выбирая одежду, особа прекрасного пола стремиться подчеркнуть неповторимость созданного образа с помощью оригинального фасона, аксессуаров, обуви и т.д. Совершим небольшой экскурс в историю и вспомним советские времена, когда продавалась единая для всех одежда в одном универмаге и появились «стиляги», движение которых можно смело назвать протестом и желанием показать свою индивидуальность. Во все времена люди хотели чем-то отличаться друг от друга. Обратите внимание, что даже в крошечном возрасте дети уже проявляют свой особый темперамент и характер. У одной женщины могут родиться близнецы, и она с лёгкостью будет отличать их, даже если внешне они совершенно одинаковые.

О понятии индивидуальность

Манера поведения, привычки и реакция на всё происходящее у каждого из них будет разная. Определение слова индивидуальность – это наличие ряда неповторимых качеств каждого человека, его своеобразные особенности, которым обладает только лишь он. В число таких отличительных характеристик можно смело включить не только интересы персоны, но и её привычки, переживания и даже настроение, которое постоянно меняется. И это уже не говоря о талантах, наклонностях и способностях, благодаря которым личность можно назвать целостной, то есть уникальной. Человек демонстрирует свою индивидуальность через поведение в социуме, при этом учитываются разные реакции на какие-то события, а также ситуации в целом. Следует отметить, что ключевое влияние на развитие персоны оказывают СМИ.

Ряд телепередач выступают ключевыми параметрами стандартизации и развития личности в одностороннем порядке. Способность к мышлению и анализированию медленно подавляется и не так-то просто оказывается «правильно» расставить акценты и сделать свои выводы. Такое мышление в первую очередь очень опасно для подростков, их личность ещё до конца не сформировалась и человек находится на стадии социализации . Истиной может стать любая авторитетная теория, которую заявили во всеуслышание с пропагандой поддержки.

Психологические свойства

Не стоит думать о том, что каждого из нас объединяют только лишь внешние характеристики: рост, цвет глаз, телосложение и т.д. Ключевым отличием в данном наборе персональных психологических свойств, которыми обладает человек: это его характер, тип темперамента, способности, эмоции. Индивидуальностью именуют так называемую совокупность ряда черт, благодаря которым происходит процесс формирования и становления каждого отдельного человека как личности , и превращающим его в особенного. Желание быть непохожим на другого человека заставляет личность отправляться совершать поступки, которые наградят его характеристикой мыслящего и независимого персонажа.

Не стоит путать два стратегически важных понятия как «индивидуальность» и «личность». Дело в том, что процессы их становления во многом отличаются друг от друга и зависят от социализации человека в кругах общества, этот процесс приводит к формированию личности как таковой. Во многом это связано с принятыми в обществе нормами, а также с правилами поведения, которым подчиняются все вокруг. Проявление индивидуальности заключается в так называемом обособлении личности, а также в процессе выделенности её в обществе. Можно смело продолжать дальше рассуждать о проявлении черт, которыми характеризуется индивидуальность. Разобраться в том, что же стоит за каждым из этих терминов позволяют эпитеты. Так «индивидуальность» характеризуют как «яркую», «творческую» и «неповторимую» особу. Это позволяет расставить правильно акценты и подчёркнуть уровень самостоятельности человека и его развитие. «Личность» — это обязательно «независимая», «сильная» и «энергичная» персона, то есть духовная сущность представлена.

Как проявить свою индивидуальность?

Можно смело отметить, что понятие личность весьма неоднозначное, это в первую очередь характеристика мировоззрения человека . Психологи смело говорят о том, что личность стоит рассматривать как систему ряда внутренних качеств, через которые человек смотрит на этот мир. Это особое связующее звено, под которым даже понимают ряд возвышенных моральных качеств и даже благородства. Поэтому, часто можно встретить написанное слово Личность с большой буквы. Индивидуальность это совокупность всех многочисленных неповторимых свойств человека, то, что отличает одну персону от другой. Каждый человек должен быть индивидуальностью, с психологической точки зрения и отличаться от серой массы, которая ходит вокруг. Благодаря ярко выраженной индивидуальности человек чувствует себя особенным, самостоятельным, уверенным в своих силах. Он привык принимать сам все решения и не нуждается во мнении общества. У индивидуальностей очень активно развита мотивационная сфера, такая персона всегда знает, чего именно она хочет от жизни. Ведь так важно ставить перед собой цели и уверенно их достигать.

Понятие индивидуальность включает в себя зрелую личность. Часто вспоминают об «индивидуальность» в моменты, когда человек всеми силам стремиться выделиться из толпы и старается сделать всё, чтобы иметь привлекающую внимание внешность. Однако не всегда такая персона будет являться зрелой личностью, точно есть причины, которые подтолкнули её к таким изменениям, даже если человек умалчивает о них. За «яркостью» часто скрывается груз психологических проблем, который со временем только накапливается и человек не стремиться разобраться в себе. Понятие «индивидуальность» весьма многогранное, его часто используют не только в психологии, но и в обычной жизни. Всё же можно с уверенностью сказать, что оно несёт в себе положительную окраску.