Что такое зикр? Виды зикра. Зикры на каждый день. Записывают ли ангелы зикр сердца

Религиозное воспитание пока еще не стало массовым. Лишь немногие родители уделяют должное внимание вопросам веры, разговаривая со своими чадами. Потому даже мусульмане путаются, когда их спрашивают, что такое зикр. Мы как-то больше привыкли слышать и говорить слово «молитва». Оказывается, обращение к Аллаху бывает разным. Давайте разберем подробно, что такое зикр, когда и как его читают. Зачем вообще придумана такая странная молитва.

Несколько слов о вере

Как вы уже поняли, речь пойдет об исламе. Чтобы читатель понял некоторые тонкие моменты, необходимо обратиться к сути мировоззрения мусульман. Согласно традиции, все в мире происходит по воле Аллаха. Люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, даже помыслить не могут о возмущении. Они принимают волю Всевышнего со смирением и благодарностью. Это необходимо усвоить современному человеку, иначе не будет понятно, что такое зикр. Загляните в глубину души: часто вы благодарите Господа за неприятности и неудачи? В славянской традиции нет такой всеобъемлющей покорности, как в исламе. Оттого мы порой недопонимаем друг друга. Мусульмане живут просто: что нынче есть, то дал Аллах. Нужно поблагодарить и попросить больше. Всевышний постоянно присматривает за своими детьми. Он обязательно даст возможность как-то изменить жизнь, если сумеешь поменьше грешить. Суть в том, чтобы постоянно удерживать в душе образ Всевышнего, не терять связи с ним. Когда следуешь путем Аллаха, остаешься безгрешным. Нужно только удерживать нить, которая связывает с ним твою душу. Зикр, читаемый ежедневно, позволяет быть рядом с Аллахом, постоянно слышать его повеления и советы. Это своеобразное восхваление Всевышнего, направленное на то, чтобы его образ был все время в душе, не стирался обыденной суетой. Если разобрать глубже, что такое зикр, то выясним: это один из способов медитации или самовнушения.

Зачем верующим чтение зикра?

Мы все о чем-то мечтаем, считая, что исполнение заветного желания принесет счастье. Кто-то грезит о деньгах, другим нужна земная любовь, третьи стремятся к карьерному росту. У каждого своя идея фикс. Получив желаемое, внезапно осознаем, что чувство радости быстротечно. Впереди уже маячит новая цель. А в душе опять укореняется привычное разочарование, страх не достичь чего-то и тому подобное. И так может продолжаться всю жизнь. Она превращается в постоянное недовольство, вызванное чувством неудовлетворенности. Бегут годы, а счастье все так же далеко, как в юности. А ведь приходим мы в этот мир совсем за другим. Его для людей создал Всевышний, а они в гордыне своей даже не успевают поблагодарить, насладиться этим совершенством. Чтобы его увидеть и понять, следует сделать малое - успокоить душу, отодвинуть постоянно меняющиеся желания в дальний угол. Для этого используют зикр в исламе. Короткая молитва помогает вернуться в настоящую реальность, удержать мысль о благодарности Небесам за планету и все, что здесь есть. Она успокаивает душу, умиротворяет, позволяет смотреть на все происходящее философски, принимать события такими, как есть, да еще и оценивать их правильно. Зикр, читаемый регулярно, структурирует мысли, избавляет от суетности и тревог.

Виды зикра

В исламе считают, что всегда надобно поминать прекрасные имена Аллаха. Разделяют три вида зикра. Он может осуществляться языком, сердцем и всем телом. Что имеется в виду? Когда верующий читает священные слова или просто Всевышнего - это зикр языка. Как правило, с него начинается день мусульманина. В Коране есть такая строчка: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». Потому в мыслях должен постоянно присутствовать Всевышний. Так, человек может ощущать с ним связь непрерывно. Зикр сердца - это молитва без слов. Такому способу необходимо учиться, само ощущение движений души не приходит к человеку. Сначала верующие говорят устами, следя за своими чувствами. Только спустя много времени они понимают, что такое зикр сердца. Последний вид - это восхваление Аллаха всеми частями тела. Направлены эти короткие молитвы на то, чтобы быть постоянно душой рядом со Всевышним, слышать его волю, не грешить, не поддаваться соблазнам. Разные ветви ислама выработали собственные традиции. Читать их положено по-арабски. Но народы используют и собственные языки для молитвы. А уж зикр сердца вообще не требует слов. Давайте поговорим о традициях разных народов.

Групповое восхваление Аллаха

Говорят, что ни селение, то свой норов. Зикры используют все народы, исповедующие ислам. Но у каждого есть свои особенности. Чеченский зикр - это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе. Широкая известными такие своеобразные молитвы стали во время войны. Людей удивляли мужские хороводы. Однако у них очень древня традиция. Так представители этой народности заряжаются отвагой, чтобы отстаивать права своей общины. Зикр, произнесенный вместе, сплачивает людей. У каждого в душе возникает невероятное чувство общности, позволяющее рисковать. Зикр используют, как особый вид объединительной психологической практики. Молитва необходима людям, жившим испокон веков в очень сложных условиях. Им необходима уверенность в том, что Всевышний не забыл об их народе, присматривает за слабыми, поможет в трудной ситуации. В зикре - танце принимают участие воины. Им отстаивать общину, рискуя жизнью. В таких обстоятельствах очень важна уверенность в том, что рядом верный друг, который не бросит на произвол судьбы. Немного иначе выглядит зикр ингушский. В том ритуальном танце также участвуют лишь мужчины, но движения его не так экспансивны. Цели же все те же - вместе приблизиться ко Всевышнему.

Суфийская практика - зикр

Пение, сопровождаемое танцевальными движениями, используется для воспитания духа, наполнения организма божественными вибрациями. Суфийские зикры бывают индивидуальными и групповыми. Последние привлекают особое внимание своей красотой, и действенностью. Суфии уверены, что звуки помогают очистить тело, ум и душу человека. Эту практику применяют в целительских целях. Зикр в исламе - это способ приблизится к Всевышнему. Суфийская практика имеет несколько иную направленность. Занимаясь пением зикра, человек наполняет свое пространство божественностью, создает храм. Заниматься методикой рекомендуется под руководством духовного наставника. Он разъяснит, как готовиться к мероприятию, чтобы получить правильный эффект. Суфии считают важной подготовительный этап. К групповому зикру допускаются только люди, сумевшие принять аскетический образ жизни, имеющие искреннее намерение следовать по пути просветления. Рекомендуется пользоваться ароматическими маслами, наряжаться в ритуальные одеяния. Суфийские зикры - это праздник для посвященных. Они вместе создают особое пространство. Допускать к такому творчеству людей, неподготовленных, не рекомендуется. Участники создают единое пространство, которое любой может перенапрячь или разрядить.

В чем состоит суть зикра у суфиев

Философский смысл практики состоит в том, что вся сущность человека открывается для божественного. У суфиев тоже различают три виды зикра. Молитва произносится ежедневно. Чаще всего встречается такой текст: «Лаа илааха илль Аллаа». Это сочетание звуков означает: «Нет Бога, кроме Бога». Зикр, слова которого приведены, рекомендуется произносить как можно чаще. Он является и отдельной практикой, и подготовкой к групповому мероприятию. Суфию важно вырасти до зикра сердца. Это состояние, когда слова уже не нужны. Подумал о Всевышнем - в душе сразу появляется свет, говорящий о связи с ним. Групповой зикр - это уже третий уровень, самый сложный. В единении с Аллахом участвуют ум, тело и дух. Проводится он под руководством наставника. Одетые в ритуальные наряды, люди собираются в специальном помещении, где и проводится мероприятие. Цель его - создать атмосферу единения со Всевышним, особое пространство, наполненное божественными энергиями. Считается, что подтверждается практикой, что оно оказывает оздоравливающий эффект на участников. В процессе молитвы упоминаются имена Аллаха, взятые из Корана. В этой книге их насчитывается девяносто девять. Зикр направлен на то, чтобы участники полностью сосредоточились на Боге, открылись ему. Танец-молитва выполняется продолжительное время. Это необходимо для достижения концентрации всеми членами группы.

Как читается зикр

Расскажем для тех, у кого нет духовного наставника, как проводится эта молитва. Зикр начинается с произнесения фразы «ла илаха илла-Алаху». Это начало «шахада» (мусульманского символа веры). Если молитесь в одиночестве, то сядьте на коврик, скрестив ноги. Групповые зикры сопровождаются кружением дервишей или иными ритмичными упражнениями. За первой фразой следуют имена Аллаха. Произносят их ритмично, сосредоточенно, пока не достигнут проникновения слов в каждую клеточку тела. Описать его сложно. Но вы должны полностью отрешиться от обыденных мыслей. Это только первый этап. Продолжайте молитву. Пение приведет к тому, что организм начнет наполняться ощутимым светом. Как правило, читают зикр нечетное количество раз, к примеру, 201, 2001 и тому подобное. Групповой медитацией обязательно руководит шейх (учитель). Он выстраивает или усаживает участников и задет ритм и порядок движений. Считается, что энергия должна распространятся от сердца по всему телу. Для этого подбираются упражнения. В зикре иногда употребляется урезанное имя Всевышнего «лаху» и его формы. С ним следует быть осторожнее, а начинающим суфиям рекомендуется избегать использования таких формул. Иногда во время групповой медитации участники впадают в транс. За их состоянием следят наставники, помогая прийти в себя, если это необходимо.

Как молиться каждый день

Дорога к духовному просветлению трудна и ухабиста. Но с чего-то начать необходимо. Зикры на каждый день рекомендуются, как правило, наставниками. Коли таковым не обзавелись, то не мудрите, а обратитесь к Корану. Все исламские практики основаны на его текстах. Потому нельзя выдумывать отсебятину. Читать следует слова из священной книги. Одна из формул: «ла илаха илла-Алаху», о ней уже упоминали. После перечисляйте все имена Аллаха, которые помните. Конечно, необходимо будет со временем выучить все девяносто девять. Помните, что зикр - это духовное упражнение. Произносить его положено в уединении, усевшись на молитвенный коврик. Ничего не должно отвлекать от этого важного занятия. Фраза «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» тоже подходит для ежедневной молитвы, как и любая иная из Корана. (Она означает: «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»). Важно понимать, для чего вы это делаете. А цель может быть только одна - почувствовать единение со Всевышним. Читать молитву необходимо нечетное количество раз. Избавьтесь в эти минуты от суетливости, думайте о Боге, стремитесь к нему. Это первый этап: зикр языка. Через определенное время у вас появится ощущение света в груди. Тогда можно будет попробовать зикр сердца. Но торопиться не рекомендуется. Путь этот стребует сосредоточенности, в какой-то степени самоотречения. Как говорят шейхи, надобно отрешиться от всего земного, полностью раствориться в Божественном.

Время совершения зикра

В Коране говорится, что восхвалять Аллаха можно постоянно. Нет нужды поджидать для этого какого-то определенного времени. Тем и хорош для верующего человека зикр. Намаз совершается в отведенные часы. Но бывает, что душа требует общения со Всевышним. Тогда уединитесь и читайте зикр. Однако, есть требования и к этому действию. Нехорошо обращаться к Аллаху в неопрятном состоянии. В исламе особое внимание обращают на чистоту тела и помещения. Каждому верующему надлежит быть опрятным, не стоит путать с богатством или роскошью. Соблюдать аккуратность в одежде и поведении может любой бедняк. Отсутствие средств на обновки - это не порок. Грехом считается зависть или злость, обида на горькую долю. Любое состояние кармана не избавляет от необходимости умываться и стирать одежды. Помните об этом, когда соберетесь прочесть зикр. Безалаберность в помещении и наряде приводит к невозможности сосредоточиться на том, чем занимаетесь. А это помещает ощутить божественность, приблизится к Аллаху. Описанные требования естественны для людей, воспитанных в вере. О них рассказывают родители сызмальства. Но для тех, кто пришел к исламу в зрелом возрасте, такие совету могут пригодиться. Еще важно быть упорным и ответственным. Молитва должны стать частью вашей жизни. То есть, в чтении зикра нужны аккуратность и системность. Негоже делать это иногда, по настроению. Такой подход приравнивается к безалаберности духа.

Заключение

Иногда современный человек, избалованный цивилизацией, воспринимает религию в виде своеобразной волшебной палочкой. Захочу - возьму в руки, и мир засияет, а устану - опять в сундук засуну. Конечно, такой подход не принесет результатов. Единственное, что ждет человека - это разочарование. Любая вера требует работы духа. Зикр является усилием по достижению единения со Всевышним. Не у всех сразу получается ощутить хоть каплю света. Надобен труд, упорство, желание и стремление к результатам. Напрягать придется и тело, и ум, и дух, и волю. Благость сама на голову падает редко. Может только, если святым родились и сумели сохранить это состояние, что маловероятно. Путь к единству с Богом тернист. Повстречаете на этой дороге много соблазнов, ухабов, набьете шишек. Зато итоги окажутся намного серьёзнее, чем те, на которые может отважиться воображение. Но об этом каждый должен узнать самостоятельно. Никто за вас этот путь не пройдет, что прекрасно! Всевышний наделил каждого собственной судьбой, и ее у нас не отнять, разве что сами откажетесь. Мы все стоим перед выбором: пребывать в тщетной мирской суете или постараться возвыситься над нею, приблизиться к божественному.

Слово ЗИКР означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.

Зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Практика ЗИКРа

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров - «Ишк Алла - Мабут Алла» - Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований - «Лаа илааха илль Аллаа» - Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас». Такая связь и искренняя, личная осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Повторение божественных имен - зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,

Милосердный,

Милостивый,

12) Творец

13) Создатель

29) Судия

30) Правосудный

31) Милующий

47) Мудрый

48) Любящий

49) Славный

52) Истина

53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” - для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Виды зикра

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Подготовка к зикру

Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры

Кружащиеся дервиши в Стамбуле

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.
Варианты, модификации зикра весьма разнообразны

В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул. На фоне их могут даваться и дыхательные техники.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной — 101, 1001 и т. п.
Стадии зикра

Согласно Ибн "Ата" Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана "ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн "Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Имя: салтанат
Текст вопроса: зикир как надо и какие слова надо сказать

Ответ:
Зикр - любое упоминание Аллаха субхана ва тагаля. Может быть через слова "СубханАллах", "Альхамдулиллях", "Аллахуакбар", "Астагъфируллах" и т.д. Зикр с арабского языка со слова "Закара" - поминание, настоящее время. Если же смотреть с точки зрения шариата, как мы уже говорили - упоминание Аллаха. Зикр может быть и чтение Корана , может быть чтение определенной молитвы, может быть тасбих("СубханАллах", "Альхамдулиллях", "Аллахуакбар"). Вот это все называется зикруллах - упоминание Аллаха.

Когда надо делать зикр? Зикр может делать человек в любое время, в любом месте, кроме определенных мест(туалет, душ, баня, где есть нажс, места морального разложения, богохульства). В остальных местах, где нет наджаса, не связанно с грехом - можно. Извиняюсь, но сидеть в ночном клубе, смотреть на моральное разложение людей, и делать зикр - неразумно. Если человек просто хочет в душе этому воспрепятствовать, то лучше в такие места не заходить. В временном промежутке запрета никакого нет.

Лучше, что бы человек был в тахарате. Если омовения нет - то делать зикр можно. Надо то время, которое мы обычно проводим в пустую, стараться проводить в тасбихе. Например, человек едет в транспорте, просто, что бы время зря не проходило, можно делать зикр. Я лично сам знаю одного человека, который выучил Коран за время обучения в университете. он каждый день, когда ехал в автобусе в университет и обратно, учил, повторял, читал аяты Корана. и за 5 лет обучения в светском университете, он выучил Коран наизусть.

Т.е. главное, что бы было правильное намерение, и это было сделано с ихласом(искренностью).


Возраст, изменения эмоционального фона, физические нагрузки изменяют ритм сердцебиения, дыхания, тонус сосудистой и мышечной систем, работу внутренних органов. Ритм работы сердца - хороший индикатор общего состояния человека. Поэтому важно учитывать и понимать его изменения, знать свой индивидуальный ритм. Для этого следует следить за своим рабочим пульсом в разное время суток, до и после физических нагрузок, до и после выполнения дыхательных упражнений.
Суфии считают, что человек способен чувствовать сердцебиение не только непосредственно по пульсу, но и чувствовать ритмы своего тела по определенным зонам (зикрам) организма. Таким образом, изменения ритма отражаются в каждой зоне. Таких зон пять - пять зикров (рис. 19):
  • Султан (“верховный правитель”);
  • Ахфа (“скрытая площадь”);
  • Сирр (“тайная площадь”);
  • Макад (“сиденье”);
  • Маркаб (“средство передвижения”).
Каждое заболевание так или иначе связано с той или иной зоной организма. Эти зоны суфии называют зикрами, потому что связывают каждую из них с практикой богопоминания (именно так и переводится слово “зикр”). Иногда у исследователей возникает путаница, что называть зикром - практические методы гармонизации организма, зоны организма или духовную практику, отправляемую суфиями всего мира. Все вышеперечисленное для суфия имеет общую божественную природу, но для удобства простого человека я зикры организма чаще буду называть зонами, некоторые виды скрытых зикров - энергетическими траекториями, а практику соединения с высшей божественной сущностью - зикрами. Но еще раз напомню, что для суфия это все одно - зикр.

Зикр Султан

Эта зона отвечает за органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние), за речь. Зрение несет большую часть информации о мире. Учеными было доказано, что когда луч света падает на глаза, то общая чувствительность снижается. Одна из основных функций зрения - контроль над опасностью. Поскольку зрение используется в наибольшей степени: телевизор, газеты, книги и прочие визуальные средства, то остальные каналы чувствительности находятся в недоразвитом состоянии.

Смысл медитации состоит как раз в том, чтобы снизить роль зрения и в уединении, желательно в темноте активизировать, пробудить чувствительность других зикров, других зон. Опять же для того, чтобы гармонизировать общее состояние.

Болезни зрения изначально обусловлены перегрузкой зикра Султан: длительное восприятие того, чего не хочется видеть: ссоры родителей, злобные взгляды одноклассников, слишком длительная умственная работа и т. д. и т. п.

В суфийской традиции Накшбандийя терапия зрения всегда была направлена не на частную работу с усилением глаз, а с гармонизацией всей системы зикров, то есть зон человеческого организма. Тот, кто придумал очки, наверняка руководствовался добрыми намерениями, и его добрым словом будут поминать все, кто так или иначе работает в сфере медицинской индустрии. Выбор читателя заключается в том, помогать продавать очки или нет.

Зикр Ахфа (контроль)

Слово “ахфа” означает “скрытая площадь” или, ближе к европейскому пониманию, “тайная канцелярия”. Эта зона отвечает за контроль действий организма. Она распространяется от яремной ямки (у основания шеи) до солнечного сплетения (мечевидного отростка).

Зикр Сирр

Это слово переводится как “тайная площадь”. Третья зона распространяется от солнечного сплетения до точки, находящейся на расстоянии рогатины вниз от пупка. Сделайте знак “победа” (поднятые указательный и средний пальцы). Это и есть “рогатина”. Эта зона связана с уверенностью в себе, с деятельностью кишечника и печени.

Зикр Макад

Эта зона распространяется от окончания предыдущей зоны - рогатина ниже пупка - и до колен включительно. Отвечает за потенцию, за паховые области. Психологически в ней находится уважение к организму.

Зикр Маркаб

Зона Маркаб отвечает за голеностопный отдел, за передвижение организма. Все грибковые заболевания, боли в стопах и тому подобное появляются именно в этой зоне.
Теперь, изучив значение каждой зоны, определите, с какой из них вам необходимо поработать с целью восстановления. Практически вы сможете это осуществить с помощью главы об энергетических траекториях. Но для общей гармонизации организма рекомендуется овладеть одним из наиболее часто используемых суфиями зикров - зикром вокруг своей оси.

Зикр вокруг своей оси

Только человеку присущи две специфические формы движения энергии: по прямой и по спирали одновременно. Именно они создают определенную вибрацию в организме, направленную на оздоровление. Эта вибрация способствует развитию интуиции.

Выполним следующее упражнение, которое было создано суфиями несколько сотен лет назад. До недавнего времени оно было скрыто от непосвященных людей, но ситуация изменилась. Ибрагим Хаджи, дай Бог ему многие годы жизни, пир (мастер мастеров) братства Накшбандийя, следуя внутреннему видению, понял, что настало время нарушить жесткий закон о сокрытии тайны отправления зикра вокруг оси. Современные суфии полагают, что не должно быть ничего тайного в том, что может помочь человеку быть здоровым, так как человек должен быть здоров, чтобы славить Бога и работать во имя Его. Но для овладения этим зикром вам потребуется выдержка и дисциплина.

Подготовка

До начала основной части зикра необходимо, стоя на месте, слегка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Затем плавно переходим к качанию по кругу: макушка как бы описывает овал, а сам человек напоминает воронку с вершиной в стопах. Только после того как получится плавное, свободное вращение, переходим к основной части выполнения зикра.

Основная часть зикра

Встаньте ровно. Спина прямая. Ноги вместе. Прямостояние символически связано с цифрой 1. Цифра один - это целостность и уникальность, здоровье и самоуважение. Корпус слегка покачивается. Внимание сосредоточиваем на ощущении целостности организма. Спустя некоторое время амплитуда покачивания немного увеличивается. Голова описывает небольшой круг вокруг своей оси. Корпус вслед за ней совершает круговые движения. Внешне может показаться, что мы стоим на месте, но внутренне мы чувствуем, что создаем “воронку”. Вообще ощущение раскачивания больше внутреннее, чем внешнее (рис. 20).

Пусть ваше внимание сосредоточится на большом и указательном пальцах левой ноги. Представьте, что большой палец приклеен к полу. Воображаемая линия вдоль левой ноги представляет собой ось сердца. Именно вокруг нее мы сейчас и будем двигаться.

Слегка приподнимите правую стопу и ударьте пяткой по поверхности пола. Не обязательно делать это слишком громко. Сделайте несколько попыток, пока не почувствуете вибрацию по телу снизу вверх: от пяток до макушки и выше. Если вы чувствуете чрезмерные усилия, то, значит, еще нужно поработать. Ощущения должны быть приятными: этакое щекотание по всему телу. Эта вибрация слегка приподнимает корпус, но левая нога не отрывается от поверхности - помним о том, что наш большой палец левой ноги как будто приклеен к полу!

Если у вас получилось создать некое подобие вибрации, то начинайте двигаться по часовой стрелке вокруг оси сердца.

Ваше внимание обращено в область сердца, мысли остановлены, полный покой.

Само понятие зикра и означает поминание имени Бога в сердце. Представляйте что-то возвышенное, сверкающее. Дыхание произвольное. Прислушивайтесь к ощущениям своего тела.

Когда в общем и целом освоите движения, начинайте их выполнять с закрытыми глазами. Таким образом, мысль как будто остается в организме, мы развиваем чувство тела. Помним принцип: “Куда внимание, туда и энергия”.

Вроде бы проще некуда, ан вот как сложно! Не у всех сразу получается. Сделав пару кругов, еще раз прочтите внимательно описание зикра, представьте в деталях движения своего тела и выполните упражнение еще раз.

Интуиция - это внутреннее чутье, внутреннее знание, как следует поступать. Это ощущение всего организма, а не только рациональное знание. Выполняя этот зикр, вы не только делаете своеобразный энергетический массаж своего тела, но и развиваете умение прислушиваться к советам организма, который часто знает, что ему надо, как ему действовать. Выполняя зикр, мы “отключаем” голову.

Если вас раскачивает, вы не можете удержать равновесие, если вы как-то принужденно подскакиваете на одном месте при выполнении зикра вокруг оси, то вам есть над чем поработать. Если в левой части вы испытываете дискомфорт, то, значит, делаете что-то не так. К сожалению, книга не дает возможности авторам лично вам что-то подсказать. Это именно та сфера, в которой наставник необходим. Но если у вас нет возможности прийти к нам на курсы, то еще раз внимательно прочтите задание и ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ, СЛЕДУЙТЕ ЗА ЕГО РИТМОМ. Вспомните древнюю формулу: “Познай себя - познаешь Бога”.

В повседневной жизни мы очень много энергии тратим на создание чего-то внешнего, несущественного. Методы древних суфиев направлены как раз на создание, с Божьей помощью, внутренней гармонии.

Совершенствуясь в выполнении зикра, мы создаем вибрацию по оси “пятка - макушка”. Механическая вибрация - абсолютно бесполезна, пустая тряска организма, которая даже может нанести вред при частом применении. Вы должны почувствовать вибрацию на энергетическом уровне. Кто-то сравнивает это с ощущениями проснувшегося, потягивающегося человека, а кто-то с ощущением “мороз по коже”. Найдите свой образ, свое название для этой вибрации.

В области макушки в головном мозге сосредоточиваются активные зоны всех органов человеческого тела - так говорит и современная наука. Вибрация активизирует эти зоны. Кто знает, каким образом тысячи лет назад была найдена эта связь?

Современные компьютерные системы диагностики состояния здоровья могут точно фиксировать изменения в деятельности этих зон во время выполнения зикра. С помощью зикра создаются позитивные изменения, но каким образом их сохранить? Одним из лучших способов является медитация перед сном. Это своеобразное закрепление хорошего самочувствия. Засыпая, человек на подсознательном уровне переживает приятные ощущения, что способствует более длительному сохранению сбалансированного, гармоничного состояния и после пробуждения.

Процедура зикра восстанавливает ауру человека. Само слово “аура” переводится как “дуновение”. Это дуновение действительно можно почувствовать, выполняя зикр вокруг своей оси - словно легкий ветерок касается вашего лица.

Вращение - это уникальный опыт нахождения тотально в "здесь и сейчас" в течение всего времени медитации.

Суфийское кружение (или вращение) - это медитативная техника, которая заключается в кружении вокруг собственной оси в течение длительного времени (обычно от получаса до нескольких часов).

Свое название техника получила от суфийского ордена Мевлеви, основанного персидским поэтом-суфием Джалаладдином Руми (1207-1273), в котором кружение являлось частью ритуала поклонения богу и символизировало единение с ним. Суфии кружились (и кружатся по сей день) в тяжелых юбках, которые нужны для стабилизации вращения и поддержания его высокой скорости.

Среди людей, практикующих медитативные практики, кружение неофициально считается "королевской медитацией". Почему же среди множества других техник выделяют именно эту медитацию?

Дело в том, что при длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии "не ума", состоянии медитации, когда вся энергия в теле находится внизу, в животе и ногах. Это максимально устойчивое положение. Если мы думаем, переживаем, боимся, радуемся, то есть если у нас появляются мысли и эмоции, происходит то, что простым языком называется "закружилась голова".

При длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии "не ума".

Секрет кружения, точнее устойчивости при кружении, предельно прост: энергия (или наше внимание) должна находиться в центре живота ив ногах. Тогда мы просто не сможем упасть - как кукла-неваляшка "Ванька-встанька". Любой подъем энергии в голову, то есть появление мыслей и эмоций (а значит, "выпадение из медитации"), уменьшает устойчивость. И если после этого не опустить энергию вниз, не вернуться в медитативное состояние, следует падение.

Когда в статической медитации к вам приходят мысли, вы можете снова к ней вернуться. При кружении выпадение из медитации заканчивается физическим падением. В статической медитации вы можете просто сидеть и думать, что находитесь в медитации. Во время кружения "притвориться", что вы медитируете, нельзя. В медитативном состоянии кружения надо находиться тотально и непрерывно.

Есть две медитации, где выпадение из процесса проявляется особенно ярко: хождение по углям (если неправильно делаешь, обжигаешься) и суфийское вращение (если неправильно делаешь, падаешь).

Когда вы правильно медитируете (кружитесь), то есть вся ваша энергия находится внизу, верхняя часть тела свободна для прохождения потока космической энергии. Поэтому суть суфийского кружения можно выразить формулой: прочно стоим на земле, открываем сердце, впускаем в одну руку энергию бога пропускаем эту божественную энергию в сердце и выводим точно такую же чистую энергию в другую руку и отпускаем опять богу… и подъем сил, и состояние абсолютного покоя после медитации.

Данную технику можно представить в виде метафоры жизни. Пока мы кружимся(самсара), мы живем, когда падаем, жизнь прекращается. Можно кружиться с удовольствием либо со страхом, что упадешь или потеряешь контроль над процессом. Так и по жизни можно идти с удовольствием или страхом. Но тем медитация и хороша, что сначала помогает научиться получать удовольствие от процесса в безопасном пространстве (то есть во время медитации), а потом переносить его в жизнь.

Техника вращения.

Практика вращения начинается с традиционного приветствия дервишей. Скрестив руки на груди, правая ладонь на левом плече, левая на правом и накрыв большой палец левой ноги большим пальцем правой с благодарностью сделайте поклон вперед, затем развернитесь и назад. Этим самым суфии выражают благодарность всем дервишам, жившим и живущим во все времена и богу.

Выпрямьтесь и поставьте стопы в естественное положение. Разведите руки в разные стороны, как будто вы расправляете крылья перед полетом, при этом правая рука выше и ладонью вверх, левая ниже и ладонью вниз. Теперь начинайте вращаться против или по часовой стрелке. В зависимости от того, в какую сторону вы вращаетесь, вы должны выбрать ведущую ногу и пятку этой ноги, и эта пятка будет началом вашего стержня, "на котором вы как - будто будете вращаться". Затем начинайте медленно вращаться…, осознавая свой внутренний стержень, этим вы достигните устойчивости в кружении, т. е вас не будет болтать по всему полу, затем смотря, на ладошку верхней руки, попробуйте внутри расслабится, затем найдите равновесие, и …ускоряйте вращение, глаза должны быть открыты. Отпустите себя в кружение, слушайте музыку и слейтесь с танцем. Когда вы лучше овладеете этой практикой, то можно отпустить взгляд от ладошки, взгляд становится разфокусированным, и позволить миру вращаться вокруг вас, почувствуете легкость и свободу своего существа, почувствуете единение с целым.

Вращение замедляется, и вы останавливаетесь или падаете (значит ваша медитация закончилась!) Если вы вращаетесь давно, то ваше тело позволяет вам сделать поклон. Вновь скрестите руки на груди и сделайте поклон с благодарностью. Лягте на живот и коснитесь животом земли. Соедините мысленно тонкой нитью свой пупок с ядром земли. Лежа в тишине, вы и дальше будете чувствовать вращение, как вертится вокруг вас Вселенная.

La Illaha ill Allah - Нет бога кроме бога!

Суфийский Зикр.

"Вспоминайте Меня и Я вспомню вас".
Аллах сказал в суре "Аль-Бакара"

Суть взаимоотношений между суфием и Сущим сформулирована в одном стихе писания: "Вспомните же Меня, Я вспомню вас". Такая связь и искренняя личная сосредоточенность на Творце называется "зикр" и свидетельствует о высочайшей любви, когда любящий как бы говорит: "Я полностью отказываюсь от своего "я" и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость".

Зикр /араб. " ", перевод аналогичен ивритскому однокоренному " "/ - поминание, память, вспоминание.
Зикр - духовное упражнение, цель которого - отрешиться от повседневных мыслей и
ВСПОМНИТЬ внутри себя Божественное Присутствие.

Слово ЗИКР означает вспоминание о Божественном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикр помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикр используется в суфийской традиции как метод целительства.

Как и вращение, красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикр - "Ишк" - Любовь. "Ишк Алла - Мабут Алла" - Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований - "Лаа илааха иллаа Ллаа" - Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные груповые практики с использованием зикр: в кругу сидя или стоя.

Самые известные зикры.

La Illaha ill Allah
Ishq
Ishq Allah maboud Allah
Muhamadum Rasuullu llah
Bismillah He Rahman He Rahim
Maa shaa Allah
Hay Allah Huu
Allah Huu
Huu Ya Ha Huu
Habib Allah
Allah Hu Akbar
Kun
Subhan Allah
Hasta ha Firoullah
Hu
Ya Azim
Ya Ahid
Ya Batin
Ya Hakk
Ya Vahabbo
Ya Vaddud
Ya Vahid
Ya Wali
Ya Jamil
Ya Hayyu Ya Kayyoum
Ya Rashid
Ya Fatah
Ya Quuduz
Ya Nur
Нет бога кроме бога
Любовь
Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная
Мухамад - посланник Бога
Во имя Бога Милостивого и Милосердного
Как будет угодно Богу
изнь есть Бог
Бог есть Всё
Всё есть Всё
Возлюбленный
Вся сила в Боге
Будь собой
Блаженство. Все молитвы к Богу
Извините
Всё
Как прекрасно существование проявляется через тебя
Единство
Прячущийся
Истина
Текучая вода
Любовь к другим
Множественность в единстве
Возлюбленный друг Бога
Красота
О Живой о Вечный
Идти прямо к цели
Открывающий
Дух (Spirit)
Свет
При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно. Из всех физических факторов, имеющих отношение к нашему здоровью, меньше всего медики и целители уделяют внимание дыханию. Дыхание для суфия это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца. Дать возможность и научиться дышать и тогда можно стать хозяином самого себя. Дыхание управляет гневом и радостью, печалью и наслаждением, ревностью и другими чувствами.

Итак, практика зикра это еще один способ движения к самому себе, раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека. Если суфийские практики помогут облегчить и направить вас на пути решения задачи личной трансформации, обретения гармонии, то они исполнили свою роль в этом существовании.

Суфийское Дыхание.

Сам термин "суфий", происходит от санскритского корня "саф" - чистый. Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его как "Дыхание Бога", "Дыхание Мессии" и т.д.

Дыхание представляет собой одну из наиболее важных функций физического тела. Оно играет важную роль в деятельности нервной системы и в эмоциональной жизни человека. Ритм и частота дыхания в разных эмоциональных состояниях различаются. В состоянии шока становится трудно дышать. В состоянии гнева и ярости дыхание учащается. В состоянии спокойствия и умиротворения дыхание становится ровным и замедляется. Если мы испытываем потрясение, то говорим "перехватило дыхание". Следовательно, духовные силы и дыхание непосредственно связаны друг с другом.

Согласно духовным наукам, дыхание имеет два аспекта: восходящий и нисходящий. Вдох - это восходящий аспект дыхания, а выдох - нисходящий. Восходящий аспект дыхания приближает нас к духовному по своей природе состоянию, а нисходящий аспект - тянет вниз, к центру гравитационного притяжения. Мы пребываем в духовном состоянии столько, сколько длится акт вдоха, пока мы удерживаем дыхание.

Если человек перестаёт дышать, его связь с физическим телом прекращается. Поэтому, чтобы пользоваться чувствами Бессознательного, пребывая в Сознательном состоянии ума, нет необходимости полностью лишать себя дыхания, достаточно просто замедлить скорость дыхания насколько это возможно. В состоянии глубокого или очень глубокого сна частота и манера дыхания заметно меняются. Скорость дыхания замедляется, продолжительность вдоха увеличивается, а продолжительность выдоха уменьшается. Это доказывает, что, когда в нас преобладают внутренние чувства, скорость дыхания замедляется, а продолжительность увеличивается.

Если человек целенаправленно упражняется чтобы научится этому способу дыхания, Бессознательные состояния становятся доступны его сознанию на более долгий промежуток времени даже наяву.

НАФАС

"Клянусь зарёй, когда она дышит".

В арабском языке, для обозначения Дыхания используется термин "нафас". Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться). Это Тот Самый Дух Утешитель, о Котором говорил Христос!

Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ниматоллах Вали IV, с.80/

Слова мастеров о дыхании.
" Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.

Рузбихан

По словам арифа, " Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты "

/Машраб ал-арвах, с.199/

" Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением, исходящим через уста Духа."

/Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)/

"Единственная моя ценность - Дыхание, -
сказал ариф, твёрдый в вере. -
Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом: дыханием".
Джами: /Хафт Ауранг, с.33/

"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен".

Аттар

Слово "дам", как и "нафас", используется суфиями как специальный термин, означающий на персидском языке "дыхание". Часто оно синонимично выражению "ласковое Божественное Дуновение", которое в свою очередь близко к "дыханию Божественной Милости", о котором шла речь выше. "Дам" как синоним "нафасу":

"Дам" чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям, и совершенствует тех, кто несовершенен.


Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
/Саади/

Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
/Хафиз/