Чудовище в женском обличье: кровавые преступления Елизаветы Батори. Правда и вымысел о кровавой графине Батори – одержимая садистка или жертва интриг? Пила кровь молодых девушек

Страсть к разного рода «страшилкам» у любого человека в крови. Мы придумываем ужасающие, леденящие кровь истории, даже не догадываясь, что реальность порой бывает куда страшнее, чем самый разнузданный фильм про кровавых маньяков. Примером тому является жизнь Элизабет Батори. Ее похождения до сих пор способны вызвать дрожь даже у видавших виды людей.

Начало ужаса

Трансильвания, где появилась на свет эта женщина, издревле имела не слишком приятную славу. Стоит вспомнить хотя бы графа Цепеша, более известного в миру под прозвищем Дракула. Сама Элизабет Батори являлась своего рода «продолжательницей традиций» графа. И если мрачная слава последнего явно завышена, да и мучил он в основном турок, с которыми успешно воевал, то графиня издевалась над людьми только ради получения удовольствия. Причем делала она это настолько успешно, что история Батори Элизабет до сих пор остается подтверждением того, что кровавые маньяки были в человеческом обществе всегда.

Родилась она в 1560 году, причем ее семья была очень знатной и уважаемой: среди ее родственников было немало выдающихся воинов, священников и учителей. Так, ее брат Стефан сначала получил признание как смелый и умный воин, а потом и вовсе стал королем Польши. Что ж, в семье не без урода...

Но историки и любители генеалогии считают, что вся история Батори Элизабет была предопределена с самого начала.

Не все ладно в «ладной» семье

Наверняка каждый человек, который мало-мальски интересуется историей, знает об ужасающе высоком количестве детей, которые в знатных семьях появлялись в результате близкородственных браков, а то и прямого инцеста. Неудивительно, что «молодое племя» зачастую обладало полным «букетом» физических и Дядя Элизабет слыл закоренелым чернокнижником, ставившим страшные опыты на людях, а его жена так и вовсе предпочитала связи с женщинами, нередко калеча их из-за своих явных садистских наклонностей.

Даже родной брат графини быстро спился, но уже до того имел все признаки моральной деградации, вступая в беспорядочные половые связи с женщинами, да и мужчинами не гнушался. Вообще, в семье постоянно рождались дети с опасными психическими расстройствами.

Молодость

Сия доля в полной мере досталась и самой Элизабет Батори. Как ни странно, но на фоне явно имеющихся у нее отклонений в психике она была весьма умным и сообразительным ребенком. На фоне даже куда более «чистых» аристократических семейств она выделялась образованностью и острым умом. Уже в 15 лет молодая девушка с легкостью говорила сразу не трех иностранных языках, в то время как даже властитель страны с трудом читал по слогам.

Увы, но сей ребенок с раннего детства воспитывался в атмосфере вседозволенности по отношению к низшим сословиям. Едва научившись говорить, она с искренним удовольствием избивала плетью своих служанок. Став чуть постарше, Элизабет Батори нередко забивала их до полусмерти. Молодой садистке доставляло несказанное удовольствие смотреть, как из ран ее жертв сочится кровь. Едва научившись писать, она сразу же начала вести жуткий дневник, где во всех подробностях расписывала свои «утехи». Этим и прославилась Батори, биография которой изобилует жуткими и отвратительными моментами.

Замужество

Первоначально родители все же как-то контролировали малолетнее чудовище, не позволяя графине выходить за определенные рамки. Во всяком случае, людей она тогда не калечила и не убивала. Но уже в 1575 году (когда ей было только 15 лет) девушку выдают замуж за Ф. Надашди, который также являлся продолжателем дела Дракулы, но на ратном поприще: его очень боялись османы, так как он был на редкость умелым полководцем. Они прозвали его черным витязем Венгрии.

Впрочем, существует и альтернативное свидетельство. Как писали его современники, Ференц был настолько жесток с пленными турками, что многие впечатлительные люди тут же расставались с содержимым своего желудка, только взглянув на его «художества». И это в те времена, когда людей было сложно испугать простым видом казненного человека! Так что Елизавета Батори, Кровавая графиня (как прозвали ее впоследствии), получила вполне соответствующего себе мужа.

Молодая жена родила четырех детей, вот только ее кровожадных наклонностей факт материнства не уменьшил ни в малейшей степени. Впрочем, поначалу она была весьма сдержанной и дальше щипков и сильных пощечин не заходила. За исключительные провинности служанка могла получить дубинкой, но не более того. Однако со временем ее выходки становились все более пугающими. Так, начинающая маньячка обожала прокалывать части тел своих жертв длинными иглами. Скорее всего, «учителем» была упомянутая в начале статьи тетка, с которой Элизабет, по всей видимости, имела близкую связь.

Почему ее увлечения оставались безнаказанными?

Вообще, только излишней непомерностью и отличалась Елизавета Батори. Биография ее страшна, вот только в то время практически все представители знати не считали за людей своих слуг и относились к ним соответственно. У венгерских панов были словацкие крестьяне, которые фактически находились в положении, много худшем, чем у древнеримских рабов. Так, последних, по крайней мере, совсем безнаказанно убивать было нельзя. Венгерские же аристократы пытали, вешали и жестоко приканчивали любого, кто посмел «провиниться». Зачастую провинность придумывалась на ходу.

Чтобы выделиться на этом фоне, Елизавета Батори (Кровавая графиня) должна была отличаться совершенно изуверской фантазией. И она старалась!

Камеры пыток

Несчастные слуги заметили, что жестокость их сумасшедшей хозяйки становится не столь выраженной, если в ее замке находятся гости. Они тайком портили кареты, лошади «ни с того ни с сего» разбегались по всем окрестным лесам, а ловить их приходилось долго... Но и это выручало их ненадолго. Была у графини резиденция в крепости Бецков, в подвалах которой имелись пыточные камеры. Уж там она полностью давала волю своей больной фантазии.

Но даже в «домашних» условиях она уже могла просто так буквально разодрать девушке лицо ногтями. Служанки радовались, если наказание состояло только в приказании полностью раздеться и в таком виде продолжать работать. Так «прославилась» среди знакомых Элизабет Батори. Биография впоследствии показала, что все вышеперечисленное было лишь мелкими шалостями.

В огромном фамильном имении, под которым располагались громадные винные погреба, был устроен настоящий театр мук и страданий. Здесь несчастным девушкам доставалось сполна, умирали они очень мучительно и долго. Была у графини и личная помощница Д. Шантес, которую окружающие знали под кличкой Дорка. Дополнял «честную компанию» крайне уродливый карлик Фичко.

«Свобода»

В 1604 году скончался муж героини нашего повествования. В этот момент графиня Элизабет Батори, почувствовав себя полностью свободной даже от формальных рамок, начинает безумствовать. Количество жертв увеличивается с каждым месяцем. Чтобы скрасить муки одиночества, она подбирает себе любовницу среди служанок, которой стала А. Дарвулия. Считать ее невинной жертвой не стоит, так как именно она впоследствии надоумила свою госпожу заставлять девушек постоянно прислуживать в имении полностью обнаженными.

Другим развлечением фаворитки было обливание несчастных водой и медленное их превращение в ледяные статуи. И так на протяжении всей зимы.

Преступления без наказания

За незначительные, а чаще просто вымышленные проступки, в хозяйстве графини водились «легкие» наказания. Если кого-то ловили на мелком воровстве, в ладонь ему вкладывали раскаленную монету. В случае если хозяйская одежда была плохо отглажена, в сторону провинившейся летел раскаленный утюг. Графиня Элизабет Батори обожала сдирать кожу щипцами для камина, резать служанок ножницами.

Но особенно «уважала» она длинные швейные иглы. Она обожала загонять их девушкам под ногти, при этом предлагая несчастным их вытащить. Стоило только несчастной жертве попытаться вынуть иглу, она избивалась, а пальцы ее отрубались. В это время Батори входила в состояние экстаза, попутно зубами выдирая из груди несчастных куски мяса.

«Свежего мяса» стало не хватать, а потому ненасытная мучительница стала собирать молодых и бедных девушек по отдаленным селам. В первые месяцы никаких проблем с этим не возникало: бедные крестьяне с радостью отдавали своих дочерей, так как попросту не могли их прокормить. Они действительно верили, что в богатом замке их дети хотя бы не умрут с голода. Да, от недоедания они и в самом деле не погибали...

Начало конца

В 1606 году любовница Дарвулия умирает от Но графиня Элизабет Батори (биография Кровавой леди отмечает десятки любовниц) быстро заводит роман с Эжси Майоровой. В отличие от всех предыдущих фавориток, в ее венах не текло и капли благородных кровей, происходила девушка из крестьян. Никакого почтения к знати она не питала. Именно любовница уговорила графиню начать охоту еще и на дочерей мелкой знати. Согласившись, Батори наконец-то подписала себе смертный приговор. До той поры окружающих ни капли не волновали ее «чудачества», но отныне все стало иначе.

Впрочем, ее тогда ничего не волновало. Единственной проблемой была куча трупов, от которых требовалось избавляться. Все же ее беспокоили слухи, которые могли разойтись по округе. Церковь тогда уже не имела такого влияния, но за подобные проделки даже в то время вполне могли отправить на костер.

А что же церковь?

Многочисленным жертвам нельзя было найти ни одного рационального объяснения, да и все почести начинали обходиться излишне дорого. Тела просто стали закапывать на кладбище, и священнослужители заподозрили неладное. За всем явно стояла Елизавета Батори, Кровавая графиня. 1560-1614 годы показали, что церковь вообще оказывалась на редкость близорукой в таких делах.

Догадывались священники о дьявольской вакханалии и раньше, но были крайне смирными, так как графиня щедро жертвовала на нужды церкви. Но преподобному Майорошу, который исповедовал мужа Батори, все это надоело. Не вынеся терзаний совести, он назвал ее «страшным зверем и душегубом».

Деньги и власть помогли графине замять скандал без последствий. Но церковникам уже надоело все это: служитель Паретройс яростно отказался отпевать очередную партию трупов, в открытую высказав Батори свое о ней мнение.

Преподобный Паникенуш, к которому графиня обратилась с просьбой об отпевании, отправил ее по тому же адресу. Пришлось маньячке своими руками резать трупы и по кускам закапывать их по всем ближайшим полям. Впрочем, чаще всего останки просто скидывались в реку, где они «радовали» местных рыбаков. Терпение людей стало стремительно иссякать. На первых порах появились слухи об оборотне, но местное население серьезно к ним не относилось: все и так знали, что зло заседает в местном замке, и что зовут его "графиня Элизабет Батори". Биография Кровавой леди подходила к своему логическому завершению.

Кроме того, две девушки все же смогли вырваться из лап обезумевшего чудовища, а потому у церкви и мирских судов появились-таки все нужные доказательства ее похождений.

Продолжение «банкета»

Но сама Элизабет Батори (фото ее репродукций есть в статье) уже давно потеряла всякую осторожность. В 1609 году она созывает целую группу дочерей мелких дворян, дабы преподать им «курс светских манер». Для многих из них это мероприятие стало последним в жизни. Глубоко в подземелье об их кончине напоминали только лишь лужи крови. На сей раз графине уже не удалось отделаться так легко.

Ей пришлось быстро сочинить небылицу о том, как одна из девушек и в безумном угаре прикончила несколько своих подружек. История была явно нереальной, но деньги и в этом случае помогли заткнуть рты всем недовольным.

Кровавые оргии продолжались прежним чередом. Прислуга потом свидетельствовала, что однажды у дверей в комнату графини натекла такая лужа крови, что пришлось долго закидывать ее углем, так как в противном случае невозможно бы было пройти, не замочив ног. В то же время Элизабет Батори, (фото ее по понятным причинам не дошли до наших дней) грустно пишет в дневнике: «Бедная, она была чрезвычайно слабой...», подразумевая очередную жертву. Девушке повезло, и она умерла от

Разорительные «увлечения»

Все когда-нибудь заканчивается. Иссякли и деньги Батори, которая уже не могла закупать все необходимое для своих оргий и затыкать золотом рты свидетелей. В 1607 году она вынуждена продать или заложить все свое недвижимое имущество. И вот тут-то «нож в спину» ей воткнули родные. Во-первых, им не нравилось разбазаривание фамильных богатств. Во-вторых, возникла реальная опасность того, что вся эта свистопляска дойдет до ушей и тогда на костер придется идти всем вместе. Они санкционировали начало расследований.

Следователи лично беседовали с Элизабет Батори. Кровавая графиня должна была сказать, откуда в подземелье ее замка взялось сразу девять трупов. Она отвечала, что девушки (с явными следами пыток) умерли от болезни. Якобы их пришлось похоронить в извести, опасаясь распространения инфекции. Несомненно, это была глупая и наглая ложь. Близкие втихомолку договорились со следствием и намеревались отправить родственницу в монастырь. Всех опередил Парламент, который выдвинул официальное обвинение в убийствах.

Суд

Слушания по делу начались в Братиславе. 28 декабря 1610 года в замке Батори был проведен новый обыск, в ходе которого удалось обнаружить обезображенные останки молодой девушки. Причем в той же комнате находилось еще два трупа. Словом, Элизабет Батори, Кровавая графиня, явно утратила всякое чувство меры и уважения. Непосредственно суд проходил 2 января 1611 года. Сразу 17 человек стали свидетелями по делу. Дорка сразу созналась, что помогла убить 36 девушек, а Фичко погубил сразу 37 несчастных.

Через пять дней начался новый процесс. На нем заслушивались показания очевидцев. Обвиняемой в зале суда не было. Граф Тужо, родственник убийцы, не захотел «марать честь» прославленной воинскими подвигами семьи, а просто зачитал дневник. В нем подробно рассказывалось обо всех 650 жертвах.

Тайный помощник

Уже на суде выяснилось, что Батори (Кровавая графиня), имела еще одну помощницу. Она принимала деятельное участие в пытках, но всегда носила мужскую одежду и называла себя Стефаном. Всякий раз, когда «Стефан» приходил на казнь, жертв начинали мучить с удвоенной энергией. Очень вероятно, что незнакомкой была та самая тетка Элизабет, но доказать ее причастность так и не смогли.

7 января 1611 г. судом был вынесен окончательный вердикт, поставивший точку во всей этой чудовищной истории. Дорке и еще нескольким соучастницам (любовницам) вырвали пальцы на руках и ногах и медленно поджарили на решетке. Фичко отделался легче всех - его приговорили к костру, но перед тем милосердно обезглавили. Тетка отделалась «легким испугом», так как ее причастность доказана не была.

Взбешенный количеством грязи, которое вылилось на его семью, граф Тужо попросил наказать главную виновницу особенно утонченно. После этого была замурована в собственном замке Батори. Кровавая графиня продержалась более трех лет, регулярно получая еду и воду через отверстие в двери камеры. Один молодой стражник решил как-то взглянуть на это страшилище своими глазами (это было в 1614 году). Так все узнали, что легендарная убийца скончалась.

Так закончила свою жизнь графиня Элизабет Батори. Биография ее ужасает, причем далеко не только фактами пыток и убийств, но и тем безучастием, которое проявили все действующие лица этой истории. Вполне возможно, сохрани графиня хоть чуток осторожности, то умерла бы она уважаемой женщиной, от старости.

Вот чем известна во всем мире Елизавета Батори (1560-1614 гг.).

Биография графини Елизаветы Батори, жившей в XVII веке в Австро-Венгрии, в разных видах экранизировалась кинематографистов еще с 1956 года — тогда был снят фильм «Вампиры» режиссера Марио Бава, в основу которой легла в том числе и эта страшноватая историческая легенда. По одной из ее версий, графиня после смерти мужа Ференца Надашдя, впала в патологический страх утраты молодости и стала периодически убивать молодых девушек и принимать ванны из их крови. По другой — подверглась гонению и оговору как глава протестантов Западной Венгрии. Так или иначе, считается, что в своем Чахтицком замке (сейчас находится на территории Словакии) она убила примерно 650 девушек, однако большая часть подлинных документов о графине была уничтожена. Впрочем, кинематографистам это скорее на руку — в отсутствие реальных фактов они и по сей день продолжают фантазировать о жизни кровавой леди.

Какие еще интресные фильмы о графине вы могли бы добавить?

Графиня Дракула, 1971. Режиссер Петер Шашди

Самая классическая экранизация основной версии биографии Батори — фильм ужасов, основанный на книге Валентины Пенроуз «Кровавая графиня». Элизабет решает, что начала утрачивать молодость и сексуальную привлекательность. Она уговаривает управляющего замком — и по совместительству бывшего любовника — поспособствовать ей в похищениях молодых девушек. Параллельно Элизабет заводит роман с молодым лейтенантом, выдавая себя за собственную дочь. Однако со временем он, конечно, узнает о ее жутких преступлениях. В главных ролях сыграли Ингрид Питт («Плетеный человек» и «Там, где гнездятся орлы») и Найджел Грин («Досье Ипкресс»).

Кровавая графиня — Батори, 2008. Режиссер Юрай Якубиско

«Чем меньше доказательств, тем больше легенд…» гласит слоган этого фильма. Экранизация альтернативной версии жизни кровавой графини, в соответствии с которой она подверглась гонениям и была оговорена, так как являлась не только влиятельной дворянкой, но и главой протестантов Западной Венгрии. По этой версии, большинство улик против графини было сфальсифицировано венгерским палатином Дьердем Турзо, который хотел заполучить в свои владения часть земель Батори. Любопытно, что в фильм зачем-то был введен как персонаж известный художник Мериси Караваджо, который в реальности никогда не пересекался с Батори.

Графиня, 2008. Режиссер Жюли Дельпи

В том же году вышел третий фильм Жюли Дельпи — известной французской актрисы, любимицы режиссера Ричарда Линклейтера, («Перед рассветом», «Три цвета: Белый», «Перед закатом»). Актриса сама написала сценарий, срежессировала картину и сыграла в ней главную роль. Сюжет фильма снова отсылает к первой версии биографии Батори, но с некоторыми оговорками. Графиня влюбляется в мужчину сильно моложе себя, а тот, в свою очередь, после недолгого романа ее бросает. Элизабет сходит с ума, подозревая, что во всем виновата более молодая соперница — и решает, что кровь девственниц поможет ей вернуть былую красоту. В главных ролях помимо самой Дельпи сыграли Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин!», «Гонка», «Бесславные ублюдки») и оскароносец обладатель Уильям Херт («Поцелуй женщины-паука», «Дети тишины», «Истинные ценности»).

Аморальные истории, 1974. Режиссер Валериан Боровчик

Французская картина Валериана Боровчика состоит из четырех эротических новелл, не связанных между собой. Третья, озаглавленный «Эржебет Батори» повествует о той самой графине-убийце. Новелла длиной в полчаса, в основном, состоит из сцены пира, на котором из целой толпы обнаженных веселящихся девушек стража выдергивает нескольких. Графиня долго принимает в кровавой ванной, при этом камера акцентирует интимные части тела. В главной и единственной роли в своей жизни в этой новелле сыграла Палома Пикассо — младшая дочь испанского художника Пабло Пикассо, французский модельер и ювелирный дизайнер Tiffany & Co. «Аморальные истории» стали первым эротическим фильмом, который показали по французскому телевидению.

Кровавая леди Батори, 2015. Режиссер Андрей Конст

Триллер совместного производства США и России со Светланой Ходченковой и Павлом Деревянко в главных ролях от продюсера «Паранормального явления» и «Астрала». Полнометражный дебют режиссера Александра Конста и сценариста Мэттью Джейкобса вновь рассказывает кровавую историю леди Батори. Отличий от классической в ней, судя по всему, немного — разве что качество картинки и масштаб происходящего на экране, недаром на дворе 2015 год. Кроме того, Светлана Ходченкова, в отличие от предыдущих Батори, почему-то охотится не за девушками, а за девочками, совсем детьми. Кажется, этот фильм снят, чтобы убедить современных историков в их сомнениях относительно масштаба патологии личности Батори: по сюжету, героиня Ходченковой не один день гоняется с ножом по замку за одной единственной девочкой. Что придает картине некоторый, совершенно неуместный в контексте первоисточника, комизм.

На что способна женщина, чтобы сохранить молодость и красоту, дарованные ей природой? Риторический вопрос сей наверняка вызовет улыбку у любого представителя мужского рода. Да, на очень многое. А если представить стареющую красавицу прошлых веков, имеющую высоких покровителей и наделенную властью, золотом, высоким родом, но, увы, лишенную современных знаний и возможностей женщин века 21-го. Но желающую во чтобы то ни стало сохранить этот драгоценный и такой быстротечный дар самой природы: юность и свежесть. Ванны Клеопатры из молока или аравийские притирания царицы Савской? Графиня Эржебет Батори нашла более радикальный метод.

Эржебет Батори - самым кровавый маньяк в истории человечества, затмить которую не сумел ни знаменитый Джек Потрошитель, ни его современные “копии”.

По материалам королевского следствия, она со своими подручными убила 650 человек. Цена крови во имя вечной молодости.

Итак, отправимся в Словакию, на развалины замка Чахтице. В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал Батори - древнему роду, славному не только храбрыми воинами, но и безумной, почти легендарной жестокостью.

В XVI веке, после битвы при Мохаче, отдавшей Венгрию в руки турок, Батори разделились на две ветви — Эчед и Шомльо. Первая укрылась в горной Словакии, вторая завладела знаменитой Трансильванией.

В древней стране даков все еще царила языческая религия. Это был особый мир, обособленный от остальной Европы. Здесь правила таинственная богиня густых лесов Мнеллики. Потомки даков признавали только одного бога Иштена и его трех сыновей: дерево Иштена, траву Иштена и птицу Иштена. У суеверных жителей Карпат существовал и свой собственный дьявол — Ердег, которому прислуживали ведьмы, собаки и черные коты. И все, что происходило, объяснялось действиями духов природы и фей природных стихий: Делибаб — полуденной феи и матери видений, возлюбленной ветра; чудесных сестер Тюндер и феи водопадов, расчесывающей свои водяные волосы. Среди священных деревьев, дубов и каштанов по-прежнему исполнялись древние ритуалы поклонения солнцу и луне, рассвету и «черной кобыле» ночи. Магия процветала здесь во все времена. Драконы, волки и вампиры, несмотря на изгнание епископами злых духов, населяли леса и являлись по первому зову колдунов.


В 1576 году Стефан Батори из ветви Шомльо стал королем Польши. Он со своей армией спас Вену от турок, заслужив признательность австрийских Габсбургов, которые к тому времени объявили себя королями Венгрии. Задолго до этого сестра Стефана Анна вышла замуж за Дьёрдя Батори из ветви Эчед. Представители семьи и раньше вступали в родственные браки, которые постепенно вели их к вырождению. Подагра была наследственной болезнью в этой семье. Сей факт мало кого удивит, если вспомнить, что люди того времени питались преимущественно мясом и дичью, приправленными изрядными порциями специй, и жили Батори в стране, где обычными напитками были крепкие вина. Другой наследственной болезнью была эпилепсия, известная в то время как «лихорадка мозга». Несмотря на то что, пытаясь победить болезнь, польский король и дядя Эржебет - Штефан Батори обращался и к колдунам, и к алхимикам, ему суждено было умереть в муках. Все это наследие предков перейдет к рожденной в 7 августа 1560 года Эржебет (Елизавете) Батори, дочери Дьёрдя и Анны.

Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства? Но, скорее всего, дело здесь и в семейных генах Батори, и в жестокости того времени в целом. Смерть была обычным делом, а человеческая жизнь не стоила ничего. На равнинах Венгрии и в Карпатских горах без устали резали друг друга турки, венгры и австрийцы. Пойманных полководцев врага живьем варили в котлах или сажали на кол. Правовые нормы, если можно так сказать, того времени были весьма условны.


Судьба знатных девушек была определена раз и навсегда еще до их рождения: раннее замужество, дети, хозяйство. То же ждало и Эржебет, которую еще в детстве обручили с графским сыном Ференцем Надашди, старшим ее на 5 лет. Он принадлежал к древнему дворянскому роду с многовековой историей. Эта династия возникла в Англии во времена правления Эдуарда I. Его предки были приглашены венгерским королем для защиты страны от врагов. Ну а пока до свадьбы одиннадцатилетней Эржебет предстояло жить в замке под присмотром будущей свекрови.

С того самого момента, как Эржебет въехала в ворота замка будущей свекрови, ее жизнь изменилась. В замке родителей она была предоставлена самой себе. Там постоянно происходили шумные пиры и праздники, на которых можно было веселиться и делать все, что заблагорассудится. Теперь развлечения стали редкими. Она проводила дни в молитвах под присмотром строгой наставницы. С самого начала Эржебет возненавидела будущую свекровь, которая заставляла работать, никогда не оставляла ее одну, постоянно давала советы, решала, что ей надевать, следила за каждым ее шагом и пыталась проникнуть в ее сокровенные мысли. Она обучала Эржебет тысяче наук: какие следует отдавать приказы, как содержать посуду в чистоте, как сделать так, чтобы от белья пахло шафраном, как гладить и отбеливать рубашки. В те времена воспитание свекровью будущей снохи было в порядке вещей. Эржебет пыталась вырваться на свободу. Она тайно писала своей матери. Анна в ответах упрашивала потерпеть до замужества, убеждала ее в том, что после этого все изменится. Эржебет ненавидела замок, в котором она была вынуждена прятать свою красоту и молодость. В ее уже тогда озлобленном сознании рождались планы мщения.

Ференц Надашди медлил с женитьбой, редко навещая замок матери, у него было достаточно дел и без свадьбы, но он был единственным сыном в семье. Он противился, но ему говорили, что его мать нуждается в помощи и компании, что, ко всему прочему, брак — залог счастья. Немного погостив, Ференц снова покидал мать. Кипящая злобой Эржебет снова неохотно принималась за обучение и домашнее хозяйство.

И наконец 8 мая 1575 года была отпразднована свадьба Ференца Надащди и Эржебет Батори. Эржебет в ту пору не исполнилось и 15 лет. Домом для знатной молодой четы стал замок Чейт.

Ференц Надашди нечасто наезжал в замок Чейт, занятый вечной войной с турками. После смерти матери он несколько раз брал супругу с собой в Вену. Император явно благоволил к красавице Эржебет.

Услышав же о том, что его супруга имеет обыкновение кусать своих прислужниц и втыкать в них иглы или выражать неудовольствие иными не менее изуверскими способами, Ференц лишь недоуменно пожимал плечами. В его присутствии Эржебет вела себя осмотрительней, а с ним самим была нежна и приветлива. И разве не была эта красавица предметом его особой гордости, когда он отправлялся ко двору? Чего же больше желать? Ференц был вполне доволен.

Известно, когда именно появились на свет дети Эржебет. Старшая из них, Анна, родилась приблизительно в 1585 году, Урсула - в 1590, Катерина - в 1593, а самый младший, Пал, вскоре после 1596 года. По обычаю тех лет, детьми сначала занимались кормилицы и служанки, а после их отправили на воспитание в другие знатные семьи. Оставшись одна, Эржебет отчаянно скучала.

Она мечтала вырваться из горной глухомани Чейта туда, где все бы увидели ее красоту. Она была супругой одного из самых выдающихся людей Венгрии, на которого сам император полагался абсолютно во всем, матерью четверых детей. И несмотря на то, что скоро ей должно было исполниться уже сорок лет, она оставалась все той же красавицей: высокой, стройной, белокожей блондинкой.

Но увы, жизнь проходила в глухом местечке Словакии, без блеска Вены и Пресбурга, в отчаянной скуке провинции. Здоровье Ференца Надашди было уже не столь отменным, как в былые годы. Он больше не наносил визиты в Вену, и Эржебет больше не доводилось блистать на балах при дворе.


В ту пору графиня еще никого не убивала. Хотя безгрешной не была: безумные вспышки гнева чередовались с постоянной сменой любовников.

Каждое утро ей с невероятным тщанием отбеливали лицо. Она тщательно следила за белизной своей кожи и волос, которые ежедневно отбеливали настоем шафрана. В те времена венгры были повсеместно известны как большие знатоки по части соответствующих снадобий. В специальном помещении по соседству со спальными покоями Эржебет были установлены печи для подогрева воды, и служанки без конца размешивали в горшках мази. Едва ли не единственной темой разговора в комнате была чудодейственность того или иного снадобья. Дожидаясь, пока приготовят очередную чудо-мазь, Эржебет пристально вглядывалась в свое отражение в зеркале. Ей хотелось быть всех краше. Да, ей уже за сорок, но она по-прежнему стройна, а кожа упруга. Хотя… глаза уже не так ярко блестят по утрам и предательская морщинка в углу рта. Еще немного, и подкрадется старость, и никто уже не восхитится ее красотой. Эта мысль была невыносима, она убивала безысходностью.

Ференц Надашди скончался в Чейте 4 января 1604 года в возрасте 49 лет. В прошлом осталась совсем иная жизнь: празднества при дворе, пусть и не частые; приезды мужа, славного воина и знатного господина. Это вносило некоторое разнообразие в жизнь и хоть на время усмиряло необузданный нрав Эржебет. Теперь все только в ее власти. Пришло время быть неумолимой. Теперь она становилась такой, какой ее обычно и представляли позже в легендах и преданиях: одинокой деспотичной вдовой. Отныне в ее владениях будет царить один-единственный закон: ее дикие и своенравные желания. В душе графини навсегда воцарилась ночная мгла.

Эржебет Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах, то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Эржебет опешила, потом вспомнила возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови, потом опять смутилась, представив себе запах липкой крови на коже.

Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя, но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы. Иногда рыбаки вылавливали в реках и озерах обезображенные тела. Иногда те, кому удавалось вырваться из замка, по секрету рассказывали, что слышали страшные крики и вопли самой графини: «Бей ее! Еще! Еще!» Этим все и кончалось — жаловаться на знатных персон было бессмысленно, а часто и опасно. А у графини Эржебет был могучий покровитель при дворе - венгерский феодал Дьёрд Турзо. Это плюс щедрые пожертвования заставляло молчать даже местного священника, которому не раз приходилось отпевать погибших молодых крестьянок.

Десять лет в Чейте правил ужас, механизм убийств был отработан до мелочей. Жестокая насмешка истории: за полтора века до Эржебет Франция пережила ужас садиста барона Жиля де Ре; через полтора века после Эржебет ужас садистки, русской помещицы Дарьи Салтыковой, Салтычихи еще предстоит пережить России. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона — еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте? Ведь юность невозможно купить ни за какие деньги.

Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Эржебет. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Эржебет избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал. Самое страшное изобретение инквизиции - железная дева - полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами, натолкнула безумный мозг графини на новое изобретение, уже для собственных нужд.


Кузнец, хорошо оплаченный и запуганный страшными угрозами, сковал невероятное, почти неподъемное металлическое устройство, представлявшее собой цилиндрическую клетку из металлических лезвий, скрепленных железными обручами. Можно было вообразить, что она предназначена для какой-то гигантской птицы. Но внутри она была усеяна острыми шипами. По приказанию графини всегда ночью это жуткое приспособление, подвешенное под сводами подвала, при помощи рычагов опускали на пол. Появлялась Дорко, тащившая по подвальным ступеням за распущенные волосы обнаженную служанку. Она запихивала девушку в ужасную клетку и запирала ее там. Затем устройство поднимали наверх. К этому моменту появлялась графиня. Одетая в белое льняное белье, она входила и садилась на стул под клеткой. Дорко, схватив острый железный штырь или раскаленную докрасна кочергу, старалась ткнуть узницу, которая, откинувшись назад, натыкалась на шипы клетки. С каждым ударом поток крови усиливался и падал на Эржебет. Каким же чудовищным должно быть воображение женщины, придумавшей подобное!

Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! — запричитала старуха. — Нужна кровь не холопок, а знатных девиц, и дело сразу пойдет на лад». Сказано — сделано. Слуги Эржебет уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых.


Безумные фантазии Эржебет уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой — обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи. Пожалуй, самое ужасное, что она делала время от времени, — собственными руками открывала им рот так резко, что его углы разрывались.

Убийства совершались не только в Чейте, но и в двух других замках Эржебет, а также на водах в Пиштяне, где графиня также пыталась вернуть исчезающую красоту. Дошло до того, что она не могла провести и нескольких дней без убийств. Даже в Вене, где жертвы графини были не столь многочисленны, как в Чейте, их хоронили по ночам на кладбище под предлогом того, что в доме вспыхнула эпидемия.
Десять долгих лет ей все сходило с рук. По округе волнами расходились слухи о преступлениях «чейтской твари». Быть может, правы те, кто говорит о высоких покровителях убийцы? Имя графини было слишком известно, слишком хорошо защищено близостью к дому Габсбургов.

Конец преступлениям Эржебет Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в хищении имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая императора Матиаса и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но графиня сама все испортила. Она прислала ему пирог. Заподозрив неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Магнат впал в ярость и дал делу законный ход.


Вернувшись в Чейт, графиня попыталась вести себя аккуратней, но годы безнаказанных преступлений сделали свое дело. Она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную красавицу служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки — горшки с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство — дневник самой графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней. Эржебет остановили буквально на пороге — она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись. Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке. Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер. В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Эржебет Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв.

Так закончила жизнь одна из самых красивых, но бесчеловечно жестоких женщин в истории - графиня Эржебет Батори.

Актриса Анна Фрил в роли Эржебет в фильме "Кровавая графиня – Батори", 2008 год

С детства мы любим страшные сказки с участием ведьм, призраков, вампиров и прочих злодеев. Повзрослев, мы узнаем, что у многих из них были исторические прототипы. Так, например, главным персонажем сказки о «Синей Бороде» Шарля Перро является не кто иной, как французский маршал времен Жанны д’Арк Жиль де Рэ, а прототипом знаменитого вампира «Дракулы» - князь Валахии Влад Цепеш.

К этому списку относится и печально известная «Кровавая графиня» Елизавета Батори, чье имя в наши дни стало нарицательным. Считается, что она принимала ванны, наполненные кровью юных девственниц, с целью сохранения вечной красоты и молодости. На ее счету числится более 650-ти убийств, бесчеловечные пытки и даже колдовство, что позволило внести ее в книгу рекордов Гиннеса как одну из самых кровожадных серийных убийц в истории. Но правда ли это? Или ее имя было намеренно очернено церковью и влиятельными родственниками с корыстным умыслом: лишить ее земель и ограничить ее власть в стране?

Юная Эржебет

Елизавета, или, как правильно ее называть, Эржебет, родилась 7 августа 1560-го года в семье древнего и влиятельного венгерского дворянского рода Батори. Ее родители Дьёрдь Батори и Анна Батори происходили из двух ветвей одной семьи. У нее был старший брат Иштван и две младшие сестры: Клара и София. С детства Эржебет воспитывалась в духе уважения к истории своего рода. Ее учили быть стойкой и не бояться смерти. Именно эти качества были очень важны для ее будущего, поскольку времена были тяжелыми и на женщин часто ложилась вся ответственность за хозяйство, так как война забирала почти всех мужчин.

Сохранить власть и масштабные владения такой почтенной семьи, как Батори, было вдвойне сложно, так как у них всегда были завистники и враги. Девочка часто была свидетельницей наказания слуг за провинности, строгости в домоуправлении и публичных казней, что, по мнению родителей, должно было закалить ее характер. Жизнь дворян ценилась куда выше, чем жизнь прислуги и крестьян. Это было впитано юным сознанием Эржебет с младенчества как часть быта того времени.

В возрасте десяти лет родители Эржебет обручили ее с Ференцем Надашди, сыном влиятельного венгерского барона и палатина Тамаша Надашди, основываясь, прежде всего, на политических интересах слияния их родов. Свадьба состоялась спустя пять лет, когда Эржебет достигла 15-летнего возраста и была готова вступить в брак. Среди приглашенных гостей, число которых превысило 4500 человек, были исключительно представители «голубой крови»: дворяне, высшие церковные чины и члены королевских домов Европы. Свадебным подарком невесте от жениха стал Чахтицкий замок (ныне расположенный в Словакии), который в дальнейшем был любимой резиденцией Эржебет и причиной того, что ее назвали «Чахтицкой пани».

Чахтицкий замок Фотография Instagram @slovaktrails

Эржебет была одной из наиболее образованных женщин своего времени, владела многими европейскими языками, в том числе древними, и могла поддержать разговор на любую тему, прекрасно разбираясь в политике, музыке, литературе, философии, клерикальных вопросах и управлении землями. Последнее было необходимо, так как именно на ее плечи легло бремя сохранения земельных владений Батори, когда ее супруг Ференц Надашди отправился на долгую и кровопролитную войну с Османской империей.

Эржебет родила Ференцу шестерых детей, однако есть сведения, что у нее также были и внебрачные дети от слуг, которые были изъяты у матери сразу после рождения и умерщвлены, дабы избежать позора.

Смерть мужа

Ференц Надашди умер при невыясненных обстоятельствах. Историки расходятся в оценках истинной причины его ухода из жизни. По их мнению, это могли быть венерические заболевания, которыми Ференц мог заразиться после общения с наложницами, отравление, военные раны и даже королевский заговор. Последняя версия представляется наиболее достоверной, поскольку Ференц был успешным командующим венгерскими войсками, а корона задолжала целое состояние роду Батори, которое щедро спонсировало казну. К тому же, победы Ференца, его военное влияние и зависимость королевского двора от него являлись угрозой для короля Рудольфа II.

Легендарные массовые исчезновения девушек из близлежащих деревень начались и менно после смерти мужа Эржебет . Спустя несколько лет это привлекло к себе пристальное внимание церкви и двора. Несмотря на то, что графиня вполне справлялась с управлением дома и имениями, официально ее дела были поручены аристократу и будущему палатину Венгрии Дьёрдь Турзо. Как ни странно, именно он возглавил расследование по делу убийств в Чахтице.

Некоторые источники утверждают, что Турзо намеревался жениться на вдове Ференца, однако Эржебет отвергла его ухаживания и предложение руки и сердца, поскольку для нее данный брак являлся бы неравным по статусу. И, как любой амбициозный мужчина, Турзо не смог смириться с отказом, имея, к тому же, еще и меркантильный интерес к владениям Эржебет.

Существует две версии того, что случилось с графиней в начале 1600-х годов. Первая и наиболее известная - помутнение рассудка, что привело ее к жажде крови и к убийствам юных девушек с целью использования их жизненных ресурсов для сохранения собственной красоты. Вторая - графиня осталась влиятельной вдовой, выполняя обязанности хозяйки масштабных владений. Она вела довольно отшельнический образ жизни, избегая светских мероприятий и посвящая все свое время сохранению земель и сдерживанию турок.

Дьёрдь Турзо

«Кровавая графиня»: легенда

По мнению большинства авторов, Эржебет впервые заметила живительную силу крови, когда слишком сильно ударила служанку за то, что та неосторожно причесывала ее. Кровь молодой девушки брызнула на лицо графини, и при нежном утреннем свете солнца ей показалось, что на том месте, куда попала кровь, кожа стала светлее и глаже.

После этого инцидента графиня перешла к омолаживающим маскам и компрессам с использованием крови юных служанок. Сначала девушки соглашались на кровопускание добровольно в обмен на обещания Чахтицкой пани каких-либо поблажек и вознаграждений... пока не стали умирать от кровопотери. Главные пособницы Эржебет, служанки Доротея, Катарина, Илона, и слуга Фицко, поначалу выбирали девушек-сирот или тех, которые прибыли на работу в Чахтице издалека, чтобы родственники погибших не сразу хватились их. Но с каждым разом графине нужно было все больше крови, поскольку она поняла, что одних примочек будет недостаточно.

В ход пошли хитроумные орудия пыток с шипами, которые сильно травмировали, но не убивали девушек сразу, чтобы можно было собрать как можно больше крови в сосуды, содержимое которых затем выливалось в глубокий чан или ванну. Но и этого было мало - обычная кровь перестала действовать, и графиня стала более избирательной. С этого момента ей нужны были только девственницы, так как она считала, что молодые особы должны быть чисты и невинны, чтобы достичь максимального эффекта омоложения.

Апогеем кровавой мессы Эржебет стало приобретение орудия пыток под названием «Железная дева» - это некий шкаф, по форме напоминающий женскую фигуру, створки которого были утыканы острыми шипами. Девушку помещали внутрь шкафа, после чего дверки закрывались, и она попадала в кровавые объятия «Девы». Шипы были расположены таким образом, что пронзали тело жертвы в тех местах, где не было жизненно важных органов, чтобы жертва умирала медленно. Внизу шкафа находились трубки, которые выводили всю собранную кровь в нижнее помещение с купальней графини.

«Железная дева»

Ошибкой Эржебет стало тщеславие. Поскольку она сама являлась дамой знатного происхождения, в конце концов ей понадобилась кровь уже не простых служанок, оскверняющих ее тело, а «голубая кровь» юных аристократок. Дурная слава, ходившая о ней среди простого народа, еще не успела достичь ушей дворян, и многие семьи радушно давали согласие на приглашение графини отправить своих дочерей к ней для получения образования.

Но знатные девушки так и не возвращались домой. И именно их пропажа стала причиной настоящего расследования.

Почему именно кровь имела такую живительную силу для Эржебет? Во-первых, кровь издревле считается источником мощнейшей силы, сакральной жидкостью, а в алхимии она и вовсе была одним из главных элементов. А, во-вторых, кровь содержит ионы натрия и хлора, что отдаленно напоминает морскую воду. Солевые маски и ванны и сегодня используются в омолаживающих целях, поэтому можно предположить, что эффект от принятия ванн с кровью мог быть аналогичен эффекту солевых ванн сегодня - кожа подтягивалась и разглаживалась, а после ее омовения, она казалась значительно светлей, что, по большей части, было лишь оптической иллюзией.

Поначалу трупы девушек старались прятать, закапывая их только ночью, подальше от замка. Но когда их стало слишком много, тела просто выбрасывали за стены Чахтице. Вокруг замка стоял неимоверный смрад и кружили мухи, что, в конечном итоге, привело расследование Дьёрдь Турзо к прямым доказательствам виновности пани.

Кадр из фильма "Кровавая графиня – Батори", 2008 год

Эржебет аккуратно записывала имена и возраст всех своих жертв в дневник, который и стал главным свидетельством против нее в суде. В нем значилось более 650-ти имен.

После продолжительных и мучительных пыток служанки и пособники Эржебет сознались во всем и были признаны виновными. Приговор был жесток и исполнен в кратчайшие сроки: сначала им были вырваны пальцы рук раскаленными щипцами, после чего женщины были сожжены на костре, как ведьмы, а мужчины были обезглавлены.

Поскольку казнить знатную даму было невозможно - это не только вызвало бы панику среди дворян, но и пагубно сказалось бы на всем влиятельном роде Батори, - судом было принято решение замуровать графиню в собственной спальне до конца ее дней. Так, в Чахтицком замке без окон и дверей, скудно питаясь, среди собственных нечистот, «Кровавая графиня» прожила три года, пока ее истощенное тело не было найдено бездыханным. Место захоронения Эржебет несколько раз менялось и на сегодняшний день уже неизвестно.

Портрет Эржебет Батори

Предательство

Такой мы знаем Эржебет благодаря книгам и кинематографу. Однако так ли это было на самом деле? Как уже говорилось ранее, она была очень богатой и слишком влиятельной, чтобы оставаться без внимания со стороны знати. После смерти Ференца Надашди, владения Батори стали лакомым куском, к тому же, корона не особо стремилась отдавать военные долги, что могло, в свою очередь, привести к значительному опустошению казны. Поэтому нужен был любой повод для того, чтобы арестовать несчастную вдову, лишив ее власти и собственности.

Скорее всего, графине действительно была небезразлична ее внешность, и она старалась поддерживать красоту, как могла. Известно, что одной из ее помощниц была местная целительница по имени Дарвулия, которая снабжала Чахтицкую пани целительными травами и мазями. Не исключено, что одна из трав могла окрашивать воду в красный цвет, что было замечено приставленными к графине шпионами и доложено тем, кому было необходимо ее падение.

Сюда же можно отнести обвинение в колдовстве, увлечении алхимией, и даже поклонении дьяволу, что сыграло на руку церкви. Следует напомнить, что Батори были протестантами, а правящие в Трансильвании Габсбурги - католиками (соответственно, главной церковью была католическая). А поскольку владения Батори были очень обширными и на их территории все церкви были протестантскими, графиня представляла собой еще большую опасность для местных элит.

Другие доказательства вины Эржебет также оспоримы: количество погибших девушек могло быть оправдано какой-либо болезнью, скосившей большую часть крестьян того времени; или увеличением численности диких животных, которые нападали на путников и уродовали их тела. К тому же, число жертв по многим источникам сильно варьируется. Так, на допросе в суде служанки графини признались в убийстве 30-40 девушек, прочие говорили о 50-ти. Но, опять же, эти данные были получены следователями после многочасовых пыток подозреваемых, поэтому достоверными быть не могут. А дневник, в котором говорится о 650-ти жертвах, якобы, бесследно исчез. А, может, он и вовсе не существовал?

Так или иначе, история Эржебет Батори стала легендой, в которой нет свидетелей, нет доказательств и даже нет воспоминаний, которые каким-либо образом могли бы пролить свет на то, что произошло с ней на самом деле. Каждый выбирает сам, во что верить - в то, что она была кровожадным монстром, купавшимся в крови юных девственниц, или жертвой заговора и несправедливо приговоренной к смерти любящей вдовой Ференца Надашди, на чьи плечи легло тяжкое бремя и противостояние с королем.

«Знаменитый» портрет Елизаветы Батори

Как печально, когда в историю, музыку и искусство закрадываются ошибки. Так, например, ниже представлен один из наиболее известных портретов «Кровавой графини», который используется повсеместно: на сувенирной продукции, обложках книг, в журналах и, конечно же, в биографических очерках в Интернете. Однако, изображенная на нем дама вовсе не Эржебет Батори, а Лукреция Панчиатики (Пуччи).

Портрет Лукреции Панчиатики

Этот портрет был написан в 1540-м году итальянским художником Аньоло Бронзино - за двадцать лет до рождения Эржебет. По всей видимости, строгое выражение лица Лукреции, ее высокомерие и надменность, утонченная фигура, раскрытая на коленях книга (возможно, дневник), красное платье и ее аксессуары породили мрачные образы в воображении наших современников.

Кто и когда впервые использовал портрет Лукреции для иллюстрации образа Батори, неизвестно, однако эта погрешность стала для нее в наши дни роковой. Со временем достоверная информация о том, кто написан на портрете, размоется, и, скорее всего, этот образ прочно войдет в историю как изображение «Кровавой графини».

Арина Полякова ─ российский писатель и кандидат исторических наук, автор статей и нескольких книг по истории королевского дома Великобритании. Сайт автора ─ www.polyakova-arina.com

Фото: Getty Images, Instagram, кадры из кинофильмов

Печально известная Елизавета Батори родилась в 1560 году в семье самых старейших и богатых родов. С пяти лет Елизавета (Эржебет, Элизабет) начала страдать от сильных приступов, которые возможно впоследствии и послужили причиной ее ужасающих кровавых поступков.

В пятнадцатилетнем возрасте молоденькая Елизавета Батори вышла замуж за графа Ференца Надашди. Великодушно желая позволить своей супруге сохранить фамилию, граф стал именоваться Батори. После свадьбы супруги поселились в фамильном замке Венгрии. Большую часть своего времени граф проводил вне дома, участвуя во всевозможных войнах, чем завоевал себе имя Черный Герой Венгрии.

Из-за постоянного отсутствия супруга прошло около десяти лет, прежде чем Элизабет (Елизавета Батори, чахтицкая пани) с могла, наконец-то, родить ребенка. Это была дочь, Анна, которая родилась в 1585 году. В течение последующих девяти лет на свет появились еще две дочери, Урсула и Катерина. И наконец, в 1598 году графиня родила наследника, которого называли Павлом.

Считается, что во время отсутствия мужа слуга графини по имени Торко приобщил ее к оккультизму. В результате влияния черных практик Елизавета начала издеваться над своими слугами с помощью старой няньки, слуги Торко, лесника и местной колдуньи.

В 1600 году граф погиб в одном из сражений в возрасте 51 года, и это стало началом графини Батори как «Кровавая графиня Трансильвании».

Судя по слухам к этому времени она уже с удовольствием забавлялась с различными видами колдовства и ритуалами с использованием жертвоприношений. Уже на этой стадии сопровождались убийствами лошадей и других животных. После гибели мужа Эржебет Батори, которой на тот момент исполнилось сорок лет, стала крайне тщеславной.

КРОВАВАЯ ГРАФИНЯ

Елизавету Батори постоянно мучил страх перед потерей красоты вследствие старения. Однажды служанка случайно причинила боль графине, когда расчесывала ей волосы. Неожиданно хозяйка пришла в жуткую ярость и ударила служанку по лицу так сильно, что у той брызнула кровь во все стороны.

Когда кровь служанки попала на руку Эржебет, графиня решила, что ее кожа от этого стала выглядеть свежее и моложе. Это было то, к чему она так долго стремилась.

После этого она приказала слугам раздеть провинившуюся девушку и … зарезав несчастную слить кровь в большой чан, в котором обезумевшая впоследствии искупалась, пытаясь вернуть своему телу красоту молодости. Долгие десять лет верные слуги Елизаветы Батори приводили к ней все новых и новых девушек, которых она использовала для своих кровавых ванн как .

Поначалу Эржебет устраивала своим жертвам христианские похороны с участием местного протестантского пастора. Однако количество тел постоянно увеличивалось и, в конце концов, пастор отказался принимать в этом «дьявольском шествии» участие. Слишком часто молодые девушки умирали в замке по загадочным причинам – кровь из тел была словно бы выпита.

замок кровавой графини, документированного вампира истории

Таким образом, от тел пришлось избавляться, как придется. Их сваливали в близлежащие поля, в бункеры для зерна, в речку, протекающую позади замка, наконец закапывали в огороде возле замка. Как и должно было случиться, одной из жертв безумствующей Кровавой графини удалось сбежать. Она рассказала властям об ужасах, творящихся в замке, и король приказал кузену графини Батори обыскать помещения замка.

Найденное в стенах замка 30 декабря 1610-го навсегда осталось в памяти участников обыска бесконечным ужасом. В главной комнате обнаружили раздетую и полностью обескровленную мертвую девушку. Там же нашлась едва живая девушка, чье тело было проткнуто в нескольких местах и истекало кровью.

В темнице обнаружили несколько живых девушек, у многих из них тела были проткнуты. Под замком в ходе расследования выкопали 50 тел несчастных жертв Елизаветы Батори, и по сути она должна была получить обвинение в вампиризме, как это практиковалось в те времена, однако …

На суде Эржебет Батори отказалась признавать себя как виновной, так и не виновной. Слуги, которые когда-то были ей так верны, начали давать показания против своей хозяйки. Они рассказали о том, как она убила около 612 молодых девушек, а также о том, что все было записано в ее дневнике, и как она подвергала их чудовищным мукам, прежде чем освободить от агонии.

Из-за благородного происхождения Эржебет ее нельзя было казнить, да и влияние родственников оказало свое значение. Официально ее так и не признали виновной ни в одном из преступлений.

Тем не менее, Кровавая графиня была приговорена провести остаток своих дней запертой в собственной камере пыток. В конце августа 1614 года один из тюремщиков решил взглянуть на «самого настоящего вампира», будучи наслышанным о том, что она считается самой красивой женщиной Венгрии. Однако Кровавая графиня уже была мертва.

Справка истории

Чахтицкая пани или Кровавая графиня приобрела славу массовостью убийств юных девушек. Сегодня графиня записана в Книге рекордов Гиннесса как женщина, свершившая самое большое число смертоубийств, причем точное количество жертв обезумевшей Елизаветы не установлено. Душегубка и четыре помощника из её окружения обвинялись в сотен девушек между 1585 и 1610 годами.

Наибольшее количество убитых человек названных в ходе закрытого суда над Батори говорило о 650 жертвах. Число убитых называла женщина по имени Шушанна (Жужанна), якобы нашедшая дневниковые записи Кровавой Графини и сказавшей об этом участнику суда Якову Силваши. Впрочем, упоминаемые записи не были представлены на суде и не озвучивались Силваши, а по свидетельству некоторых слуг из замка было вывезено около 200 тел.

Как уже упоминалось, мощное влияние семьи «чахтицкой пани» не дало Кровавой Графине предстать перед судом в полном понимании этого слова. Но в декабре 1610 года Батори заперли в венгерском замке Чейте, где Елизавета прожила в заложенной камнями комнате вплоть до своей смерти через четыре года.

Трое представших перед судом - Сентеш, Йо и Фицко - были немедленно подвергнуты правосудию: Сентеш и Йо раскалёнными на огне щипцами вырвали пальцы, после чего женщин сожгли на костре. Фицко, считавшийся менее виновным, был обезглавлен и сожжен.

Тело Кровавой Графини поначалу похоронили Чахтице, но позже перенесли в семейный склеп, якобы слишком протестовали местные жители. Как и в любой истории о вампирах, и в этой есть страшноватая тайна — нынешнее местонахождение тела Елизаветы Батори неизвестно, склеп пуст с момента захоронения.