Цветовой тест люшера описание методики. Цветовой тест люшера пройти онлайн бесплатно. цветовой Тест Люшера. как правильно расставить цвета чтобы не попасть в группу риска

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).

Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к:

ü уровню комфортности ребенка в детском саду;

ü к предстоящему школьному обучению ;

ü ситуации в семье ;

ü к детскому саду в период адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Общее описание

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных - со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй - действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.


Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

(ИПБ)

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда

4 балла

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

3 балла

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях

2 балла

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

1 балл

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления .

Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» - неактуальность потребности на данный момент, «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.

Ф-я

Цвета

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

«+»

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

«х»

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении

Самоопределение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость, конфликтность.

Готовность к контактам.

«=»

Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному порядку, режиму.

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности.

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

«-»

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью.

Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя.

Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.

Цвета

Серый

Фиолетовый

Коричневый

Черный


Функция

Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция

Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.


«+»

Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

«х»

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

«=»

Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

«-»

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
  4. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
  5. Почему ты хочешь идти в школу?
  6. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
  7. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
  8. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка в детском саду:

  1. Ты любишь ходить в детский сад?
  2. Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
  3. Вы дружите в группе? А с кем дружишь ты?
  4. Вы часто ссоритесь?
  5. Тебе хорошо сегодня в группе?
  6. Завтра ты пойдешь в детский сад?

Приложение 7. Вопросы для диагностики ситуации в семье:

  1. Какой цвет выбрала бы мама?
  2. Какой цвет выбрал бы папа?
  3. Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
  4. С кем бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
  5. Где тебе больше нравится играть: дома? в детском саду? в гостях?
  6. Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
  7. Ты хотел бы, чтобы кто-то из детского сада пришел к тебе в гости?

Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации:

  1. Нравится ли тебе ходить в д/с, почему?
  2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе?
  3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
  4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
  5. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
  6. Тебя каждое утро ждут в группе, тебе рады?
  7. Ты сам выбираешь себе игрушки?
  8. Завтра тоже придешь в детский сад?

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

Запомните, идеальный порядок последовательного расположения цветов, для прохождения теста Люшера:
1) красный
2) желтый
3) зеленый
4) фиолетовый
5) синий
6) коричневый
7) серый
8) черный

2 шаг

Перед написанием теста, внимательно выслушайте инструкцию. Сделайте вид,что Вы немного волнуетесь. Если Вас спросят,знаете ли Вы что-нибудь о тесте Люшера,ответьте отрицательно. Скажите,например, Вы проходили тесты на IQ,тест на силу воли, тест на личностные качества и другие.

3 шаг

Чтобы удачно пройти тест и не вызвать подозрений проверяющих, обязательно поменяйте расположение цветов от идеальной последовательности.

4 шаг

Вы можете менять соседние цвета, но никак не расположение основных цветов. Например, расположение цветов: красного и желтого,синего и фиолетового поменять можно. Но,расположение цветов черного и зеленого нельзя.

5 шаг

Поскольку процедура теста выполняется два раза, то во втором варианте Вам снова предстоит расположить цвета в любой последовательности. При выборе цветов, Вы можете выбрать свою первую последовательность или поменять расположение цветов. Ни в коем случае не начинайте расположение цветов в обратной последовательности.

  • При желании, можно пройти тест в интернете и узнать о той раскладке цветов,которую Вы выбрали.

Тест Люшера — это психологический тест цветовой психодиагностики личности позволяет измерить субъективные состояния человека, а именно его коммуникативные способности, стрессоустойчивость и активность. По результатам теста Люшера можно дать рекомендации о том, как избежать стрессов и выявить профессиональные качества личности.

Поскольку выбор цветового набора происходит неосознанно, то мы можем выяснить, каков характер и личностные черты тестируемого в реальности, а не то, каким он себя представляет, или же каким он хочет казаться в обществе.

Возможно, Вам так же будет интересно пройти онлайн.

Настоящий полный цветовой тест Люшера (Lüscher Farbwahl Test), включает в себя 72 цветовых оттенка, 7 форм и состоит из трех субтестов. Но помимо этого существует еще одна кратка версия так называемый восьмицветовой тест Люшера, который разбит на два субтеста и как это понятно из названия 8 цветовых карточек. Сам же автор оригинального теста Макс Люшер утверждает, что краткая версия не может дать точных результатов. Тем не менее в психодиагностической практике и в интернете на сайтах онлайн тестов краткая версия используется чаще всего. Поэтому далее рассмотрим именно эту версию так, как в ней сочетается простота и быстрота тестирования и допустимая степень информативности результатов.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета основывается, в первую очередь, на теории о том, что каждый цвет можно ассоциировать с определенным символическим значением:

  1. Синий цвет. Означает спокойствие, удовлетворенность, мягкость и привязанность.
  2. Зеленый цвет. Символизирует целеустремленность, упорство,самоуверенность, уважение к себе.
  3. Красный цвет. Символизирует активность, силу воли, агрессивность, напористость, стремление властвовать, сексуальность.
  4. Желтый цвет. активность, склонность к общению, любознательность, оригинальность, позитивность, честолюбие.

Второстепенные цвета и их ассоциативное значение:
№5 — фиолетовый; №6 — коричневый; №7 — черный; 0 — серый
Данные цвета являются символом группы негативных тенденций: тревога, стресс, страх и огорчение.
При этом важное значение имеет номер позиции, которую занимает цвет.

Пройти тест Люшера онлайн

Выберите приятный для Вас цвет, кликнув по нему левой кнопкой мышки. Не привязывайте выбор цвета к чему либо, Вашей одежде и тп. Просто выбирайте цвет который Вам наиболее приятен. Это важно.

Первая выборка из двух.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера кроме этого основан на предположении о том, что выбор цвета отражает часто направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за маленькое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и широкую, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, чёрта его психологического состояния.

Зарубежные психологи используют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических изучениях, при советах по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования бессчётного контингента разных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который на данный момент наиболее Вам приятен. Просьба к Вам наряду с этим не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды либо автомобили,отвлечься от них. После этого из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, после этого пятью и без того до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин снова возвратитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. Наряду с этим не требуется ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как словно бы а в первый раз.

Черта цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) светло синий - символизирует самообладание, удовлетворенность;

2) светло синий-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, время от времени упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, рвение к общению, экспансивность, веселие.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать в основном первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) тёмный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в громаднейшей степени определяется их взаимным размещением, распределением по позициям, что будет продемонстрировано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели изучения возможно трактовать результаты соответствующего тестирования.

В следствии тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа более 36 000 данных исследований М. Люшер дал примерную чёрта выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства успехи цели (к примеру, выбор светло синий цвета говорит о намерении функционировать нормально, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой пытается испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают чувство испытуемым подлинной ситуации, в которой он находится, либо же образ действий, который ему подсказывает обстановка;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Но в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, к примеру, светло синий цвет (цвет спокойствия) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, рвение подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется списком номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. К примеру, при выборе красного, желтого, светло синий, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Территории (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора есть оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию потом пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. В то время, когда, к примеру, № 1 и 2 (светло синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их неспециализированная черта - субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) показывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов № 1 и 4 (светло синий и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (светло синий и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (светло синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного рвения вовнутрь, автономности, упрямства рвению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, согласно точки зрения Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (светло синий) - потребность в удовлетворении, самообладании, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность деятельно функционировать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в возможности, надеждах на лучшее, мечтах.

В случае если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за негативных событий. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. К примеру, отвергаемый светло синий цвет свидетельствует неудовлетворенность отсутствием спокойствия, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в непростых условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности рвением к достижению цели, что кроме этого содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (время от времени без четкого осознания ее деталей), ориентацию на предстоящую работу.

В случае если все эти три цвета стоят в начале ряда и дружно, то возможна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. В случае если же они находятся во второй половине ряда и поделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. В случае если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их направляться разглядывать как отвергаемые цвета, как обстоятельство тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, к примеру:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (высказываемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более либо менее обычным, в то время, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. Одновременно с этим сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда говорит о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, в то время, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Считается, что чем больше знаков!, тем прогноз негативнее.

С учетом взятых результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование по окончании таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать данные о понижении тревожности, напряженности.

Очень ответственное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (либо в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). В случае если цвета в данной позиции помечены восклицательными символами, значит велика возможность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по обычной ли схеме она выстроена?

Возможно кроме этого проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая обстановка). Нет ли между ними конфликта? К примеру, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой настоящего своего состояния.

Анализируя и трактуя результаты теста Люшера, взятую психодиагностическую данные направляться сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Лишь при таком разностороннем изучении личности возможно делать какие-то важные заключения о чертах личности, ее психологических изюминках.

То же самое направляться сказать о возможностях применения результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Но совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения разрешает с большей уверенностью делать выводы о развитии у испытуемых разных негативных состояний.

Интерпретация (расшифровка) цветных пар по Люшеру

Позиции + +. Первый цвет светло синий

1+2 (светло синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, самообладания, рвение к спокойной обстановке, нежелание принимать участие в конфликтах, стрессе.

1 +3 (светло синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное рвение к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

1 +5 (светло синий и фиолетовый) - маленькое беспокойство, потребность в узком окружении, рвение к эстетическому.

1 +6 (светло синий и коричневый) - чувство тревоги, ужас одиночества, рвение уйти от распрей, избежать стресса.

1 +7 (светло синий и тёмный) - негативное состояние, рвение к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

1 +0 (светло синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, рвение к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

2 +1 (зеленый и светло синий) - позитивное состояние, рвение к признанию, к деятельности, снабжающей успех.

2 +3 (зеленый и красный) - активное рвение к успеху, к независимым решениям, преодолению преград в деятельности.

2 +4 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

2 +5 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

2 +7 (зеленый и тёмный) - чувство обиды, злости, рвение к жесткости, авторитетности в отношениях.

2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, рвение к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

3 +1 (красный и светло синий) - деловое возбуждение, активное рвение к деятельности, впечатлениям, наслаждениям.

3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное рвение к цели, преодолению всех трудностей, рвение к высокой оценке своей деятельности.

3 +4 (красный и желтый) - деловое, легко повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, рвение контактам, расширение сферы деятельности.

3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, рвение произвести впечатление.

3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

3 +7 (красный и тёмный) - негативное настроение злость, рвение уйти из негативной ситуации.

3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное воздействие.

Первый цвет желтый

4 +1 (желтый и светло синий) - настроение в общем положительное, рвение к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых дорог решения стоящих задач, рвение к самоутверждению.

4 +3 (желтый и красный) - пара повышенное деловое возбуждение, рвение к широкой активное

4 +5 (желтый и фиолетовый) - маленькая эйфория, рвение к броским событиям, желание произвести впечатление.

4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

4 +7 (желтый и тёмный) - очень негативное настроение, рвение уйти от любых неприятностей, склонность к нужным, малоадекватным решениям.

4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное стояние, рвение выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

5 +1 (фиолетовый и светло синий) - неизвестное настроение, рвение к согласию и гармонии.

5 +2 (фиолетовый и зеленый) - бдительность, желание произвести впечатление.

5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное рвение произвести впечатление.

5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, рвение к броским событиям.

5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

5 +7 (фиолетовый и тёмный) - негативное состояние.

5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, рвение оградить себя от распрей, стресса.

Первый цвет коричневый

6 +1 (коричневый и светло синий) - напряжение, ужас одиночества, желание уйти из негативной ситуации.

6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство тревоги, рвение к строгому контролю над собой, дабы избежать ошибки.

6 +3 (коричневый и красный) - активное рвение к эмоциональной разрядке.

6 +4 (коричневый и желтый) - потеря веры в положительные возможности, возможность необдуманных решений (мне все равно).

6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, рвение к комфорту.

6 +7 (коричневый и тёмный) - негативное состояние, разочарованность, рвение к покою, желание уйти от активности.

6 +0 (коричневый и серый) - очень негативное состояние, рвение уйти от непростых неприятностей, а не бороться с ними.

Первый цвет тёмный

7 +1 (тёмный и светло синий) - очень негативное состояние, рвение уйти от неприятностей (покинули бы в покое.

7 +2 (тёмный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

7 +3 (тёмный и красный) - сильное возбуждение, вероятны аффективные поступки.

7+4 (тёмный и желтый) - очень негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

7 +5 (тёмный и фиолетовый) - напряженность, грезы о гармонии.

7 +6 (тёмный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, рвение уйти от неспокойных мыслей, негативных обстановок.

7 +0 (тёмный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, рвение сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

0 +1 (серый и светло синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, чувство враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, рвение уйти от неприятностей, а не решать их.

0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство тревоги и бдительности, рвение скрыть это чувство.

0 +6 (серый и коричневый) - очень негативное стояние, рвение уйти от всего сложного, тяжёлого, от волнения.

0 +7 (серый и тёмный) - очень негативное состояние, обида, чувство угнетенности, возможность неадекватных решений.

Позиции - -. Первый цвет серый

О -1 (серый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из негативной ситуации.

О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

О -5 (серый и фиолетовый) - маленькое контролируемое возбуждение.

О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но наряду с этим завышенная требовательность, желание достигнуть признания своей личности.

0 -7 (серый и тёмный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное рвение к деятельности.

Первый цвет светло синий

1 -2 (светло синий и зеленый) - сильное напряжение, рвение избавиться от негативного стрессового состояния.

1 -3(светло синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 -4 (светло синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 -5 (светло синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 -6 (светло синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 -7 (светло синий и тёмный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, рвение уйти из психогенной ситуации.

1 -О (светло синий и серый) - пара угнетенное состояние, тревожность, чувство бесперспективности.

Первый цвет зеленый

2 -1 (зеленый и светло синий) - угнетенное состояние неверие в свои силы, рвение уйти из неприятной ситуации.

2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, вероятны аффективные поступки.

2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство обиженного преимущества, неверие в свои силы.

2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное рвение к признанию.

2 -7 (зеленый и тёмный) - состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, понижение волевых качеств:

Первый цвет красный

3 -1 (красный и светло синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных взаимоотношений, сложившихся с родными людьми

3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, рвение к самооправданию.

3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за за неудачных попыток достигнуть согласия, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное время от времени самоограничением либидо, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 -7 (красный и тёмный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым методом, сомнение в том, что это удастся.

3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой возможности, возможность нервного истощения.

Первый цвет желтый

4 -1 (желтый и светло синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, рвение подавить отрицательные эмоции.

4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые настоящими возможностями, самооправдание.

4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство тревоги, тревоги, разочарования.

4 -7 (желтый и тёмный) - напряженность, чувство неуверенности, бдительности, рвение избежать контроля извне.

4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни утратить что-то ответственное, потерять возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

5 -1 (фиолетовый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, рвение к сотрудничеству.

5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое складываясь из-за неудач в активных, время от времени необдуманных действ!

5 -4 (фиолетовый и желтый) - бдительность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 -7 (фиолетовый и тёмный) - напряжение из-за ограничения в независимых решениях, рвение к согласию, откровенному выражению мыслей.

5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но одновременно с этим рвение к самоконтролю, приводит к некоторому эмоциональному возбуждению.

Первый цвет коричневый

6 -1 (коричневый и светло синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (настоящих и предполагаемых), рвение к самоограничению и самоконтролю.

6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, рвение к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность рвения скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного рвения к чувствственной гармонии.

6 -7 (коричневый и тёмный) - рвение уйти из подчинения, негативное отношение к разным запретам.

6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, потребностей либидо.

Первый цвет тёмный

7 -1 (тёмный и светло синий) - состояние тревоги в связи со скрываемым жаждой взять помощь, поддержку.

7 -2 (тёмный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, рвение избавиться от помех.

7 -3 (тёмный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 -4 (тёмный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни предстоящих неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 -5 (тёмный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 -6 (тёмный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, рвение сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 -0 (тёмный и серый) - рвение уйти из негативной ситуации.

Первый цвет серый

0 -1 (серый и светло синий) - некоторое напряжение, рвение противостоять негативным эмоциям.

0 -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 -4 (серый и желтый) - эмоции тревожности, неуверенности.

0 -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 -6 (серый и коричневый) - рвение выйти из негативной ситуации, пара завышенная самооценка.

О -7 (серый и тёмный) - рвение выйти из негативной ситуации, надежда на хорошие возможности в будущем.

Макс Люшер составил особую таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в различных позициях, предполагающие отражение распрей, переживаемых испытуемыми (не касаясь обстоятельства, мотивов этих распрей). Две первые и две последние позиции с комплектом цветов, отражающие важные конфликты.

Цветовой («восьмицветовой») тест Люшера – экспериментальная методика, позволяющая провести параллель между цветовыми предпочтениями и индивидуальными особенностями испытуемого. Разработанный известным швейцарским психологом, впервые он был представлен публике в 1948 году.

Назначение методики

Полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой стремятся многие по причине того, что с помощью цветовой диагностики возможно определить:
  • актуальное психофизиологическое состояние испытуемого;
  • уровень его стрессоустойчивости;
  • степень активности;
  • наличие или отсутствие коммуникативных способностей.
Четко выявляющая причины стрессового состояния, она позволяет предотвратить физическое проявление потери баланса.

Преимущества рассматриваемой методики

Каждый из восьми представленных цветов методики швейцарского психолога – результат многолетних опытов и исследований. На протяжении 5 лет ученые изучали 4500 оттенков цвета и смогли сделать окончательный выбор. Уникальность достигнутого результата заключается в том, что выбранные цвета носят универсальный характер для людей разного ранга, возраста и сословия. В отличие от утомительных вопросов стандартного психологического теста, которые многие считают бесполезной тратой времени, тест Люшера занимает мало времени и заключается в банальном выборе цвета по принципу «нравится – не нравится».

История создания

Сегодня можно полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой. Однако несколько лет назад он был доступен только в печатном виде. Первая публикация представленной методики увидела свет в 1948 году. Некоторым временем позже, в 1970-м году, М. Люшер опубликовал руководство к своей методике. Позже теоретическая часть и практическое применение теста были изложены в книгах М.Люшера «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др. В них автор заявляет о том, что он проводил анализ 4500 оттенков цвета, а также рекомендует придерживаться запатентованного набора цветовых стимулов для проведения эффективной диагностики.

Адаптации и модификации

На протяжении ряда лет «Восьмицветовой» тест Люшера подвергался неоднократным попыткам адаптации, одной из которых стал метод цветовых выборов Л.Н. Собчик. Ориентированный на изучение глубинных проблем личности, он позволял оценить актуальное состояние испытуемого, выявить круг его базисных потребностей, определить личностный стиль переживания, тип реагирования на стресс, степень адаптированности человека к обществу. Помимо этого, специалист на основе представленного метода мог выявить наличие компенсаторных возможностей, а также оценить степень выраженности комплексов личности.

Теоретический подтекст

Современные психологи предлагают сегодня своим клиентам полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой. Позволяющий выявить его реальное эмоциональное и физиологическое состояние, он дает возможность психологу применить к клиенту дифференцированный психотерапевтический подход и определить результативность своих действий. Вопреки заверениям последователей Люшера, его тест носит исключительно эмпирический характер, где практически нет места теории. В частности, представленная цветовая методика – это результат изучения социально-исторической символики цветов, элементов психоанализа и психосоматики. Опыт использования цветового теста Люшера на практике подтвердил не только его эффективность, но и возможность быть интегрированным в современное научное мировоззрение. В отличие от аналогичных методик других авторов, он не предполагает наличие культурно-этнических основ и, следственно, не вызывает защитные реакции. Более того, тест Люшера позволяет определить не только внешнее отношение тестируемого к цветам, но и его глубинное переживание при виде того или иного оттенка.