Детская страничка.логопедические стихи (продолжение). Логопедические стишки и скороговорки Логопедические стишки для детей 3 4 лет

Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

  1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально - до 15-20 минут).
  2. Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
  3. Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
  4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
  5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
  6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
  7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
  8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
  9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
  10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома
Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»

*****************

Кра! - кричит ворона. - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки - в лесках,
В силках - ласки, в лесках - лиски.

*****************

С осины осенней
Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
се — зе се — зе я нарвал травы козе.
ри — ли ри — ли прилетели журавли.
ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
зу — су зу — су не пускают в дом лису.
ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

*****************

Пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
па — ба па — ба а под дубом есть изба.
пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
пе — бе пе — бе та изба идёт к тебе.

*****************

Ты — ды ты — ды я нашёл твои следы.
те — де те — де только нет тебя нигде.
ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет - самые простые.

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела —
Белой даже не была.

Наша статья познакомит вас с короткими стихами для детей 5-6 лет.

Маленькие дети в первые годы своей жизни познают окружающий мир при помощи родителей. Именно поэтому очень важно подавать информацию маленькому почемучке максимально корректно, чтобы не отбить у него охоту к изучению всего нового. Помогут это сделать правильно обыкновенные стишки для детей. Легкие четверостишия можно читать ребенку в любое время дня, и при желании даже в игровой форме. В нашей статье вы найдете много стишков для детей 5-6 лет, которые помогут вам сделать более веселым процесс обучения.

Стишки для детей 5 лет

Стишки для детей 5 лет

ВАЖНО : Помните, что в этом возрасте малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Ввиду этого, выбирайте для чтения или заучивания небольшие стихотворные произведения, в которых ребенку рассказывается о понятных для его возраста вещах.

Стишки для детей 5 лет:

1. Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!

2. Сидит кошка на окошке,
Лапкой моет кошка ложку.
А потом пойдет гулять
Воробьев, синиц считать.

3. Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

4. Попугайчик Петя шел
По дорожке, рубль нашел.
Положил он рубль в копилку,
Чтоб потом купить машинку.

5. Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою —
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами.

Стишки для детей 6 лет



Стишки для детей 6 лет

В 6 лет малыш уже должен хорошо знать буквы и цифры. Но как показывает практика, некоторые детки ленятся знакомиться с школьной наукой, или попросту категорически отказываются от занятий. Чтобы ваш малыш с охотой учил алфавит и цифры, проводите облучение в игровой форме, используя веселые стишки для детей.

Стишки для детей 6 лет:

1. Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут.
Неужели нас прочтут?

2. Что случилось?
Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква «Н»,
«Г» ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква «Ю»
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик «У»!
«Ф», бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву «Р» перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква «С» совсем сомкнулось –
Превратилась в букву «О».
Буква «А», когда очнулась,
Не узнала никого!

3 . Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтения и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.

«А» — акула, «Б» — букашка,
«В» ворона, «Г» — глаза…
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!

«Д» — дитя, «Е» — единица,
«Ж» — жаркое, «З» — зима.
Повторите не сбиваясь:
«И» — игрушка, «К» — кума!

Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень.
«Л» — лисица, «М» — мартышка,
«Н» — наука, «О» — олень.

«П» — петрушка, «Р» — ромашка
«С» — сверчок, «Т» — таракан,
«У» — улитка, «Ф» — фиалка,
«Х» — ходули, «Ц» — цыган.

Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.

4. На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль - когда чего-то нет!

5 . Это - цифра единица,
Первой быть она стремится.
Всех прямее и ровней,
Остальные все - за ней.
В правый верхний уголок
Карандаш веди, дружок.
А затем - левее, вниз:
Вот - одна из единиц!

6. По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

Стишки для детей для заучивания короткие



Стишки для детей для заучивания

В возрасте 5-6 лет лет малыш уже вполне спокойно может начинать заучивать на память небольшие четверостишия. Заучивание стихов - это своеобразная тренировка памяти, которая в дальнейшем поможет ребенку лучше запоминать школьную программу.

ВАЖНО: Не заставляйте ребенка заучивать большие произведения за один день. Будет лучше если вы начнете с маленьких стишков, и только после того, как малыш начнет легко запоминать четверостишия, перейдете к большим стихам. Если вы будете загружать память маленького ребенка большим количеством информации, то он не только не выучит новый материал, но начнет с трудом вспоминать то, что заучил ранее.

Стишки для детей для заучивания:

1. От рожденья полосаты.
Есть полоски y Енота,
И y Зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе.
И полоски на матроске.
Есть полоски y шлагбаума
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята,
Все от грязи полосаты.
Не хочу о них писать
В полосатую тетрадь.

2. Птичка по небу летела,
Птичка кушать захотела,
Зорким взглядом свысока
Отыскала червячка.
Но спикировав на ветку,
Вдруг наткнулась на соседку,
Началась меж ними стычка -
На двоих одна добыча.
Долго спорили, до слез -
А червяк давно уполз.

3. Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
«Баю-бай! Баю-бай!» –
Вот что значит этот лай.

4. Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

5. У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.



Изучать времена года с ребенком можно при помощи стихотворных произведений. Тем более, что такое изучение стишков можно совмещать с визуализацией дерева, листика или природного явления. Так, например, рассказывая сыну или дочери стишок об осенней листве, вы можете показывать при этом на ее золотой окрас. Такая ассоциация будет способствовать более быстрому запоминанию стихотворного произведения, а также развитию памяти.

1. Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый - осинке,
Бусы красные - рябинке,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

2. Осень! Роща золотая!
Золотая, синяя,
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями.

3. Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.

4. Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят.
Видно, тоже в Африку

5. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень — не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!

Стишки для детей про лето



Стишки для детей про лето

ВАЖНО: Не особо важно заучивает ли ребенок стишки или вы просто их ему читаете, делать это надо максимально эмоционально и выразительно. Только так малыш сможет правильно понять, что вы пытаетесь донести ему стихотворным произведением.

Стишки для детей про лето:

1. Столько света! Столько солнца!
Столько зелени кругом!
Наступило снова лето,
И тепло пришло к нам в дом.

А вокруг так много света,
Пахнет елью и сосной.
Вот бы было так, что лето
Было целый год со мной!

2. Овощи растут на грядке,
Фрукты в воздухе висят.
Во дворе играют в прятки
Много радостных ребят.

А еще теплеет море
И по карте путевой,
Все минуя светофоры,
Едем мы туда семьей.

3. Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь -
Все кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.

4. Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными набит.

5. Встало солнышко пораньше,
Искупалось в реке
И уселось на лужайке –
На зеленом бугорке.
Темно – алые гвоздики
Накалились докрасна!
Загорела на припеке
Одноногая сосна.
Зарумянилась малина,
Раскраснелся в поле мак.
В камышах кричат лягушки:
- Жарко как! Жарко как!

Стишки для детей про зиму



Стишки для детей про зиму

ВАЖНО: Некоторым деткам сложно дается восприятие стихотворных произведений, и поэтому они отдают предпочтение прозе. Если ваш малыш относится к такой категории деток, тогда можете немногого схитрить. Можете изначально, после прочтения стишка, переводить его в прозу, и пробовать задавать сыну или дочке наводящие вопросы, касающиеся стиха. Такая маленькая хитрость поможет сформировать смысловую последовательность, и ваше чадо сможет понять, о чем вы ему только что рассказали.

Стишки для детей про зиму:

1. В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

2. По деревьям серебристая
Перекинулась фата -
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!

И себя березка грустная
Не могла узнать сама -
Так украсила искусно
Ветки деревца зима

3. Наш любимый снеговик
Головой совсем поник:
Заяц ночью в лес унес
У него морковный нос!
Не печалься, снеговик,
Мы в беде поможем вмиг,
Нос тебе подарим новый,
Нос хороший, нос еловый!

4. Снова в заботах зима-рукодельница
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Елочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
Ах, поскорее весна бы настала.

5. Зима-зимушка пришла,
Коней в сани запрягла,
Путь-дорожку вывела,
Лед на речке вымела,
С берегом связала,
К земле приковала!
Малых ребят
Да милых девчат
На салазки усадила,
Да с горы покатила!

Веселые стишки для детей про Новый год вы можете найти .

Стишки для детей про весну



Стишки для детей про весну

Еще один способ, который поможет ребенку 5-6 лет правильно понять стишок — визуализация его при помощи рисунка. Предложите малышу на каждую строчку стишка сделать небольшой схематический рисунок, а затем расспросите что он нарисовал. Если малыш правильно понял смысл, можно смело приступать к заучиванию рифмованного текста.

Стишки для детей про весну:

1. Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

2. Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
— А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов

3. Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»

4. Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.

5. Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.



Логопедические стишки для детей

Если у вашего ребенка проблемы с речью, он не выговаривает некоторые звуки алфавита, вы всегда можете попробовать решить проблему при помощи специальных логопедических стишков для детей. Их можно разучивать и просто рассказывать, а при желании даже напевать.

Логопедические стишки для детей:

1. К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

2. Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал.
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул
И спокойно уснул.

3. Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

4. Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма

5. У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке — галушки, в духовке — ватрушки.
Кисель — в бутылке, монетки — в копилке.
На столике — плошки, вилки и ложки.
На этажерке — книжки о кошке.
В шкафчике мышки — рубашки, штанишки.
На вешалке — шапки, на коврике — тапки.
У мышки на полке — нитки, иголки,
А около печки — спички и свечки.
На двери — крючочки, цепочки, замочки…
Запасов у мышки — большие излишки!

Стишки о детях



Стишки о детях

1. Все Алешины ладошки
Рассказали про Алешку.
Стали белыми немножко –
Значит, красили окошко.

С мамой чистили картошку
И немного почернели,
Прибивали гвоздь ладошки
И пораниться успели.
А под вечер рассказали
Нам ладошки по секрету,
Что они без спросу взяли
Шоколадные конфеты

2. Сдвинув облако немножко,
Солнца луч проник в окошко.
Всю квартиру осветил
И девчушку разбудил.
Села Настенька в кроватке.
Лучик с ней играет в прятки:
Вспыхнул, в зеркале мелькнул
И тихонько ускользнул

3. Маша утром рано встала,
» Так я маме обещала».
Стала Маша одеваться,
Стала в школу собираться:

«Где колготки? На полу,
Платье где? Но нет в шкафу.
Все, нашла, а где же шапка?
Там валяется, где тряпка.

А где книжки? На диване,
Их вчера вернула Таня.
А тетрадки, где же, где?
Да они же, на окне.

Уже восемь, все собрала,
но опять я опоздала».

4. Сашенька Сашуля –
Большая вображуля!
Перед зеркалом весь день
Ей жеманничать не лень!
Туфли мамины обула,
Губки бантиком надула,
Важно ходит как индюк,
Потешая всех вокруг

5. Я Маринке обещала
Подружиться с ней вчера.
Будем с нею мы кружиться
На площадке у двора.

Вышли вечером из сада,
Сразу думать стали с ней,
Что для дружбы нашей надо,
Чтоб начАть дружить скорей.

И Маринка мне сказала,
Что нужны для дружбы куклы,
Что давно о них мечтала
И мой обруч нужен круглый.

Ей для дружбы еще надо
Мои ролики, скакалку,
Много-много шоколада,
Карандаш и подстругалку.

Мне делиться с ней не жалко,
Но не хочется никак.
Подружусь я лучше с Алькой,
Аля дружит просто так!

Видео: Андрей Усачев. Стихи для детей

Логопедические упражнения для дошкольников

На звук "Ж"

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,
как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,
отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
* * *

Ветеp елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потpешь?"
* * *
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко-
па кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал.
6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скомпрометировал Ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича.
Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича,
про Прокоповича,
про Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
перевыкалпоковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Король¦орел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто Риголетто.
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.
Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи - вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
35. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ПРО ТРУДНЫЕ БУКВЫ И НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Нужная буква «Р»

Букву «Р » мы учим дружно,
Букву «Р » знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя Р одины сказать:
Р ОССИЯ.

(И. Агеева)

Буква «Р»

В букве «Р » живет Р оссия,
Р еки, р ожь, р акетодр ом,
Р уки матер и р одные
И р одительский наш дом,
И р ябиновость июля,
И р осинки, и р ассвет.
Буква «Р » - р аненье пулей,
Что у сер дца носит дед.
Р азбудили утр о р ельсы.
Р аспахнулись даль и шир ь.
Р усый ветер мчит навстр ечу
По р авнине. Ты дыши
Р усским воздухом упр угим
И р омашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Р одина и жизнь.

Рыцарь (Р - Л)
(Стишок-скороговорка)

В бою прохудились у рыцаря латы,
И рыцарь поставил на латы заплаты,
Да прямо в заплатанных латах с цветами
Пришёл на свиданье к возлюбленной даме.

А дама взглянула на рыцаря гордо,
Схватила цветы и ответила гордо:
- Не нужен мне рыцарь с большою заплатой!
А нужен мне рыцарь с большою зарплатой!
(Г. Дядина)

Тигрёнок у логопеда (Р - Л)

Тигрёнок к логопеду
Явился на приём,
А тот, видать от страха,
Запрятался под стол:
Ещё бы! Целый тигр
И сто зубов при нём!
Да и когтей немало:
Должно быть, тоже сто!

Вот это незадача!
А тигр чуть не плачет:

Я, доктол, этих игл
Ужасно не люблю.
Я тигл, тигл, тигл,
А "ЛЛЛ"
не говолю.
И мне никто не вЕлит,
Что нет стлашнее звеля...
Я сполить не хочу.
Я лучше залычу
ЛЛЛЛ!

Логопед из-под стола:
Я В-в-вам очень ла... ла... ла...
То есть, я Вам очень РРРад!
Я рюбрю речить тигрят!
РРРРР!

(Е. Евсеева)

Переполох (Р)

Слушай…
КРАжа!
КРАжа!
КРАжа!
ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?

Что уКРАли?
Два пеРА,
БезобРАзие!
С утРА…
Вы укРАли?
Мы не бРАли!
БРАли!
БРАли!
КРАли!
КРАли!

Это я
Грачиный крик
Перевёл
На наш язык.
(А.Шибаев)

Четыре чертёнка (Ч)

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж:
Черны чулки, часы, чулан и собачонка,
А чёртов дедушка на чучело похож.
За час внучата перепачкали всю дачу,
И чайник с чашками, и бабушку в придачу.
(А. Усачёв)

Смычок (Ч)

Сломался смычок
У сверчка о сучок.
На печку, в печурку
И чуркой – молчок.


Изба затаилась.
Что будет? Что будет?
Кто новый смычок
Для сверчанья добудет?


Но сам домовой
Для бедняги сверчка
Смычок смастерил,
Изловчась, из сучка.
(В. Бахревский)

Весной (Ч, Ш)

Шепчет солнышко листочку:
- Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов)

Роща и Чаща (Ч, Щ)


Сказала летом Роща Чаще:
«Ты одеваешься кричаще».
«И пусть, – сказала Чаща Роще. –
Придёт зима – оденусь проще».
(Рената Муха)

Буква «Ч»

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
(М. Яснов)

ЧА

Я по чаще брёл, ворча,
Еле ноги волоча.

Повстречался в этой чаще
С чародеем настоящим.

Чародей налил из чана
Чай волшебный в два стакана.

Я случайно выпил чаю
И теперь хожу, скучаю.

Правда, больше не ворча,
А копытами стуча.
(А. Игнатова)

Прятки (Ш, Щ)

Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.
(Е. Серова)

Рысь (Ш)


Пятнистая, пушистая,
Кисти на ушах.
У неё неслышный,
Как у кошки шаг.
(Л. Преображенская)

Уроки шипения (Ш)

У всех уроки пения,

А у ужей - шипения.

Прошипеть вас попрошу:

"Ши-ши-ши" и "шу-шу-шу".

"Шу-шу-шу" и "ши-ши-ши" -

Повторите, малыши.

Выше, выше, не фальшивьте!

Прошипели?

Запишите!

(А. Усачёв)

Груша под грушей (Ш, Р)

Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
(С. Погореловский)

Простокваша (Ш, Р)

Простокваши дали Клаше –
Недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
– Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.

А поела – встала,
Спасибо сказала.

(Е. Благинина)

Птичий обед (Ш, Р)

У сороки и вороны
В сковородке макароны!
У воробышка Ерошки
Есть горошки на дорожке.
(И. Синицына)

Шмель (Ш)

Шмель жужжит
Над пышной кашкой,
Травку мелко шевеля.
Станет розовая кашка
Сладкой кашкой
Для шмеля.
(Л. Яхнин)

Шапка (Ш)

Шура шапку в школу шила.
Шура в шапке в школу шла.
Шапка шита из шиншиллы.
Шура в шапке хороша.

(А. Леонтиенко)

Обращение к кошке (Ш)

Мышка не пышка,
Не ешь её, глупышка!

Машина (Ш)

Машина Машина
Машей покрашена.
(Э. Красноруцкий)

Что сказал карандаш (Ш)

Карандашик, ты грустишь?
Был большой, а стал малыш?!
Но зато художник мой
Был малыш, а стал большой!
(С. Погореловский)

Лесные шорохи (Ш, Щ)

Шепчет сосенка детишкам,
Шалунам – сосновым шишкам:
«Тише, шишки, не шалите!
Не шумите, лучше спите.
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер по лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит.
Непослушных ищет ветер.
Тише, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал… и сам затих.
(А. Александров)

Щегол (Щ, Щ, Ц)

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
(А. Барто)

Солнышко (Щ - Ч)

Солнце глянуло сквозь
Щёлку ,
Свесив огненную
Чёлку .

(Я. Козловский)

Иголки (Ш – Ж)

У ежа иголки
И остры и колки,
Но они не для шитья
Для спокойного житья !
(С. Пшеничных)

Строгий носорог (Р, Г)

Строг с врагами носорог –
На носу суровый рог.
И врагов рог носорога
Встретит строго у порога.
(Е. Весельева)

Гром (Г, Р)

Грозно гром
Гремит, грохочет,
Град на землю
Бросить хочет.
(В. Васина)


Гусь – герой (Г, Р)

Гусь отважный, гусь герой,
За гусыню гусь – горой,
Гусенят не даст в обиду,
Погляди, как грозен с виду.
(С. Пшеничных)

Ехал грека через реку (Р, Г)

Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

– Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Рак в реке ответил греку:
– А не лезь руками в реку,
Будь ты турок, или грек,
Или русский человек.

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)

Уроки рака (Р)

С утра в реке у рыб урок.
Директор Рак сердит и строг.
Кричит он утром на рыбят:
– Пишите «Р» сто раз подряд.

Ро-са, ре-ка, мо-ряк, крю-чки,
Ру-чей, ра-кита, ры-баки.

А в третьем классе, у коряг,
Диктант диктует рыбам Рак:

«Край родной! Река родная!
Нет тебе ни дна, ни края.
Широка и глубока
Наша русская река!»

Труднее в старшем классе Раку:
Карась с ершом устроил драку,
Налиму сом сломал пенал.
И пишет Рак в речной журнал:

«У пескаря нет букваря –
Он на уроки прибыл зря.

У карася промок дневник –
Неаккуратный ученик.

У осетра тетрадь сыра».
Урок закончился.
Ура!
(А. Усачёв)

О чём кричат грачи (Р)

Кем кар-кар-кар-картошина
Укра-кра-кра-украдена?
Вот враки, вра-вра-враки-то,
Что гра-гра-гра-грачом!
Не кра-кра-кра, не крали мы!
Не бра-бра-бра, не брали мы!
Живём не кра-кра-кражами,
Не гра-гра-грабежом!

Напра-пра-пра-напрслина! –
С обидой кар-кар-каркаем,
Сердито как-кар-каркаем,
До вечера с утра –
Стать пра-пра-пра-правдивее
И спра-пра-праведливее
К пернатой бра-бра-братии
Пора-ра, пора-ра, пора-ра!!!
(С. Погореловский)

На горе Арарат (Р)
(Картавый марш)

Мне с детства не давалась буква «Р»,
И маму этим я тревожил очень:
Она мне папу ставила в пример,
И с ним я повторял с утра до ночи:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

А счастье проходило стороной,
Картавила, увы, моя невеста –
И мы не целовались под луной,
А до рассвета с ней твердили вместе:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

Но утешеньем стал для нас сынок,
Ведь он, чтоб нам с женой доставить радость,
Не слово "мама" первый раз изрек,
А четко произнес, как на параде:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

(С. Осиашвили )

Нырок (Р)

Нырок,
Ещё один нырок,
И рыбку выловил
Нырок.
(Л. Яхнин)

Приглашение (Р)


«Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар-р!
Не жалей завар-рки!
Пр-ринимай подар-рки!»

(О. Александрова)

Р-считалка

Речка. Рыба. Рыболов.
Раки. Ряска. Раколов.
Рощи ропот. Родничок.
Рад раздолью ручеёк.

(Люба Гром )

Жук по имени Жак (Ж)

Жил Жук по имени Жак.
Сшил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе жабо,
А себе – ничего.
(А. Усачёв)

Жужжащие стихи (Ж)

Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел Ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
– И совсем я не жужжу.
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
– Ну, жужжу,– ответил Жук. –
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу
После ужина, жужжу!

(А. Усачев)

Жук (Ж)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Про Жабу с мужем (Ж)

Жили-были Жаба с мужем.
Каждый вечер у реки,
Жабы ждали, что на ужин
К ним пожалуют Жуки.

Жаба – в кожаном жакете,
С ожерельем желудей.
Важный муж её а жилете.
Ждут-пождут – но нет гостей.

Жаль, не знали Жаба с мужем,
Что в болотце на мели
Каждый вечер их на ужин
Поджидают Журавли.
(Т. Крюкова)

Про Жору и ужа (Ж)

Жора с ужиком дружил.
Уж у Жоры дома жил.
Дом стерёг от грабежа,
На пороге возлежа.

Жора, дружбой дорожа,
Жаб ловил, кормил ужа,
Иже жулики от Жоры
Так и бегали, дрожа.

Жил бы ужик, не тужа,
Жоре сторожем служа,
Да у Жориных соседей
Не хватило терпежа.

Как же жить, коль от ужа
Воры бегают, визжа,
Так, что стёкла в целом доме
Выпадают, дребезжа?!

В-общем, Жора, не брюзжа,
В зоопарк отнёс ужа,
А взамен ужа на рынке
Он купил себе ежа.

Ёжик жил у стеллажа.
Дом стерёг от грабежа.
Словом, сказочку про Жору
Можно дальше продолжа…

(А. Ерошин)

Жук

Я в саду поймал жука.
Жук, жужжа, шагал по тропке.
Поживи-ка, жук, в коробке,
Пожужжи-ка там пока.

Рассердился жук, брюзжа:
"Не хочу леж-жать, жужжа.
Если долго я леж-жу -
Из терпенья выхож-жу.

У ж-жуков другой реж-жим!
Мы, ж-жуки, леж-жать не мож-жем,
Мы прогулкой днем погож-жим
Просто ж-жутко дорож-жим!

Обиж-жать ж-жуков ненуж-жно,
Нуж-жно ж-жить с ж-жуками друж-жно,
Уваж-жать и обож-жать,
И в коробки не саж-жать!"

У жука броня крепка,
У жука внутри жужжалка.
Мне жука немножко жалко
Выпускать из коробка.

Но ведь мы с жуком похожи -
Любит жук прогулки тоже!
Что же, жук, живи в саду,
В гости сам к тебе приду.

(А. Ерошин)

Шмель (Ж, З)

Шмель над клумбою кружит
И восторженно жужжит:
З-з-замечательный пейзаж-ж-ж!
Жу-жу-жу! Вхож-жу в вира-ж-ж!
Жу-жу-жу-жу! Тормож-ж-жу!
На посадку захож-ж-жу!
З-з-здесь мне ж-ж-жутко нравится!
Виж-ж-жу, я летел недаром,
З-з-замечательным нектаром
Мож-жно з-здесь з-з-заправиться!

(А. Ерошин)

Жалоба калитки (Ж, Л)

Тебе прилежно я служу,
Железом, жалуясь, визжу:
Уж ты, пожалуйста, уважь –
Жирком заржавленную смажь!
(С. Погореловский)

Буду полярником (Ж, Р)

Нам, полярникам отважным,
Простужаться не положено.
Чтобы стужи не бояться,
Закаляться стал мороженым!
(Заки Нури)

Стрижи (Ж, Р)

Купаются в небе стрижи –
Стремительны их виражи,
Не призраки, не миражи,
Для них не страшны этажи.
(А. Горских)

Рожь (Ж, Р)

Я хожу
По меже…
Пожелтела рожь уже…
Дождик, рожь
Не тревожь:
Ожидает жатвы
Рожь.
(В. Воскобойников)

Звездочёт (З)

Звёздный учёт
Ведёт звездочёт.
От звезды к звезде,
А звёзды – везде!
Вот звёздный парад
Звёзд звездопад.
(Е. Весельева.)

Коза и стрекоза (З, Р)

Под кустом, закрыв глаза,
Спит Двурогая Коза.
Вот Коза, открыв глаза,
Видит: в небе Стрекоза.
Огорчается Коза,
Что она – не Стрекоза!
Тоже хочется Двурогой
Покружиться над дорогой!
(Тим Собакин)

Грызун (Г - Р)

Грызуну везёт:

Всё грызун грызёт;

И зубы от грызения

Растут - вот так везение!

(Е. Весельева)

Про Захара и Сахару (З – С, Р)

Сахара для Захара – из сахара Сахара:
Там сахарные горы сахарского песка.
Почаще бы в Сахару захаживать Захару,
Да очень от Захара Сахара далека.
(С. Погореловский)

Любопытная Варвара (Р, С)

Любопытная Варвара
Приходила на базар
И во всё свой нос совала:
В сапоги, в сметану, в сало,
В самовар и в скипидар.
(А. Усачёв)

Отгонялка для осы (С)

Не зуди вокруг, оса –
завидущие глаза.
Не садись на нашу сладость,
поищи другую радость.
Не боюсь тебя совсем,
но боюсь – случайно съем.

Снегопад (С)

Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт,
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая.
(Э. Фарджен)

С-считалка (С)


Семь сосулек Сима съела.
Сто сосулек Сеня съел.
Сима семь суббот сипела.
Сеня сорок сред сопел.
(Люба Гром )

В ванной (Ф - П)


В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.

(Я. Козловский)

Для чего? (Ч, П - Б)

Для чего вода на свете?

Чтобы пить .

Ну, а чашки для чего?

Чтобы бить .

(О. Тихомиров)

Просьба (С - Ц)

– Эй, баран, подай
Овса !
Просит белая
Овца.
(Я. Козловский)

Палатка (Ё - О, У - Ю)


Мы в поход с утра идём .
Заберём с собою дом .
Трудно дом нести в руках,
Сложим этот дом в рюк зак.
А когда мы в лес придём ,
Под сосной поставим дом .
(А. Масленникова)