Детско-родительские отношения: методики диагностики и коррекции. Детско-родительские отношения Тесты детско родительских отношений

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов , практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Ключ.

  • Принятие / отвержение ребенка : -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация.

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, Rating 5.00 (7 Votes)

Первыми воспитателями ребенка становятся родители. В семье малыши знакомятся с правилами человеческих взаимоотношений, усваивают жизненные установки, духовные ценности. Отношения родителей и детей оказывают огромное влияние на формирование личности, поэтому им уделяется так много внимания в психологии.

История изучения

Первым направлением, которое стало говорить о влиянии семьи на развитие личности ребенка, был классический психоанализ. Б. Боулби и М. Эйнсворт разработали "теорию привязанности". Согласно ей, люди, ухаживающие за младенцем, дарят ему ощущение надежности и безопасности мира. Это создает основу для дальнейшего развития, включения ребенка в социальную жизнь общества. Себя малыш осознает через призму отношений близких людей. Эти представления, сложившиеся в раннем возрасте, во многом определяют поведение взрослого человека.

Семейные отношения, в которых, так или иначе, задействован ребенок, получили название детско-родительских. Не всегда они влияют на формирование личности положительно. Законодательством четко прописаны обязанности родителей и детей. В частности, отцу и матери запрещено причинять психический или физический вред здоровью ребенка. Однако на практике далеко не все взрослые умеют эффективно взаимодействовать с детьми.

Изучение особенностей детско-родительских отношений проводилось различными учеными с целью выявления условий, необходимых для формирования здоровой личности.

Классификации

Отношения между детьми и родителями могут складываться по-разному в зависимости от множества факторов. Важно изучить их как с точки зрения взрослого, так и с позиции ребенка. Психологи выделяют следующие типы отношений родителей к своим детям:

  • Безусловное принятие, когда негативное поведение отпрыска не влечет за собой отрицания его значимости ("Я люблю тебя, хотя ты сейчас плохо себя ведешь"). Такое отношение создает у ребенка уверенность в своей безопасности.
  • Условное принятие, когда любовь родителей является наградой за успехи, хорошее поведение, послушание. Дети в такой семье растут тревожными, ведь им постоянно приходится заслуживать любовь мамы и папы.
  • Амбивалентное отношение. Родители испытывают к ребенку противоположные чувства. Для них характерен высокий уровень агрессии, малыш подвергается жестоким наказаниям. В остальное время взрослые пытаются искупить свою вину, проявляя преувеличенную заботу и внимание.
  • Индифферентное отношение, когда взрослые не испытывают к детям любви, равнодушны, холодны и стараются дистанцироваться от них.
  • Скрытое отвержение. Формально родители исправно выполняют свои обязанности, но при этом постоянно недовольны ребенком, игнорируют его чувства.
  • Открытое отвержение. Родитель активно демонстрирует свою нелюбовь к малышу, унижает его достоинство, применяет жестокие наказания, пренебрегает детскими нуждами.

Типы отношений ребенка к родителям изучал Г. Т. Хоментаускас. Он выделил 4 позиции:

  1. "Вы любите меня, а я люблю вас". Ребенок доверяет родителям, привязан к ним, стремится к сотрудничеству.
  2. "Мама и папа живут ради меня". У ребенка завышена самооценка, он эгоистичен и пытается управлять другими членами семьи.
  3. "Я сделаю так, чтобы родители меня полюбили". Ребенок чувствует себя отверженным, неполноценным и всеми силами пытается угодить взрослым.
  4. "Я не нужен вам, отстаньте от меня". Ребенок не чувствует любви и заботы родителей, проявляет враждебность по отношению к ним.

отношений

Взрослые обращаются к психологу, когда у них возникают проблемы в отношениях с детьми либо у ребенка наблюдаются трудности в общении, обучении. Чаще всего помощь специалистов необходима семье в целом. Понять причину напряженности помогает

В семьях существуют разные представления об обязанностях родителей и детей. Взрослые придерживаются непохожих стилей общения и методов воздействия на подрастающее поколение. Психолог пытается увидеть проблему с двух сторон, изучая позицию и родителей, и ребенка. Для этого используются различные методики, разработанные как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Работа с детьми

Чтобы увидеть применяются особые методики. Изучение проходит в непринужденной, игровой обстановке. Чаще всего используются:

  • Методика Р. Жиля, позволяющая понять отношение детей к семейному окружению. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях, и выбрать свое место.
  • Тест Бене и Антони, адаптированный отечественными психологами Лидерсом и Анисимовой. Он диагностирует эмоциональные отношения внутри семьи. Детям предлагается 20 фигурок, из которых надо отобрать своих родственников, а затем в игровой форме соотнести с ними предложенные утверждения.
  • Опросники Шафера, Марковской и др., где подростку нужно оценить степень верности указанных положений.
  • Методика А. И. Зарова, выявляющая степень идентификации ребенка с мамой и папой, а также особенности отношения к ним.

Диагностика детско-родительских отношений также включает в себя тест КРС. Ребенку предлагается нарисовать семью, а потом побеседовать о ней. Психолог внимательно изучает расположение и занятия персонажей, особенности их изображения, поведение и эмоции юного художника в процессе работы. Все это позволяет понять, как дети воспринимают и свое место в ней.

Работа с родителями

Психологу важно выявить воспитания, причины отклонений. Для этого он предлагает взрослым пройти различные тесты. Детско-родительские отношения можно оценить при помощи следующих опросников:

  • PARI (Шефер, Белл). Он позволяет составить портрет семьи в первичном приближении.
  • АСВ (Эйдемиллер, Юстицкис). С его помощью можно выявить психологические нарушения в семье.
  • ОРО (Столин, Варга). Этот тест дает представление о родительских чувствах и поведенческих стереотипах.
  • Взрослый вариант опросника Марковской. Его главное преимущество в зеркальности, благодаря чему можно увидеть взаимодействие в семье глазами и родителей, и ребенка.

Эффективная, но сложная в исполнении методика разработана А. О. Карабановой. Взрослым предлагается написать историю своего материнства или отцовства в свободной форме, самостоятельно оценить успехи и неудачи на этом поприще. В результате становится понятной позиция автора по поводу детско-родительских отношений.

Методика впоследствии была упрощена. Взрослые с большей готовностью брались за продолжение незаконченных фраз о ребенке и своем отношении к нему. В этом варианте она часто применяется психологами в процессе диагностики.

Типы воспитания

После проведения тестов становятся понятны семейные особенности. Психологи говорят о 4 типах воспитания, встречающихся чаще всего в смешанном виде. К ним относятся:

  • Диктат. Взрослые подавляют ребенка, активно используя для воспитания насилие и приказы. При сопротивлении они применяют угрозы, обман, принуждение. В результате дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и неуверенными в своих силах.
  • Опека. Ребенка окружают заботой, стараются удовлетворить все его желания, усиленно ограждают от трудностей. Часто это приводит к бунту в подростковом возрасте. Становясь взрослыми, такие люди оказываются беззащитными перед жизненными трудностями, с трудом вписываются в коллектив.
  • Невмешательство. Родители пассивны и практически не участвуют в воспитании ребенка. С ранних лет он предоставлен сам себе, решает проблемы без помощи взрослых. Такие дети вырастают самостоятельными, но они не умеют доверять другим людям, ощущают себя одинокими.
  • Сотрудничество. Родители уважают ребенка как отдельную личность, дают ему действовать самостоятельно, но при этом всегда готовы прийти на помощь. Члены семьи поддерживают друг друга, много времени проводят вместе. Дети при таком воспитании вырастают уверенными в себе и открытыми для плодотворного общения.

Основные нарушения, наблюдаемые в семьях

Отношения родителей и детей, обратившихся к психологам, часто оказываются дисгармоничными. Причин этому множество. Тем не менее были выявлены самые распространенные проблемы детско-родительских отношений. Вот их перечень:

  1. Гипопротекция. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Взрослые могут отвергать его по типу Золушки, ограничиваться только формальной заботой (еда, одежда, учебники), откупаться от отпрыска дорогими подарками. Крайний вариант - детская безнадзорность.
  2. Гиперопека. Ребенок окружен повышенной заботой, часто из него делают кумира семьи, исполняют все желания и не применяют наказаний. При этом взрослые полностью контролируют жизнь отпрыска, защищая от трудностей.
  3. Противоречивое воспитание. Члены семьи предъявляют к ребенку несовместимые требования или резко меняют свое отношение к нему при разводе, рождении второго ребенка и т. д.
  4. Повышенная ответственность. Детям предъявляются требования, которым они не могут соответствовать. Например, от ребенка требуют всегда быть впереди сверстников или поручают ему уход за младшим братом после ухода отца.
  5. Жестокое обращение. Ребенка наказывают за каждый проступок, приписывают ему всевозможные пороки. При этом поощрения в семье не применяется.
  6. Культ болезни. Детей с заболеваниями родители воспитывают в атмосфере вседозволенности, стараются оградить от любых обязанностей. Малышам начинает казаться, что окружающие должны жалеть их, исполнять все капризы.
  7. Воспитание вне семьи. Ребенок живет в интернате или у дальних родственников, практически не общаясь с мамой и папой.

Методы коррекции: работа с родителями

Психологическая помощь необходима семьям, попавшим в трудные ситуации. Проблемы могут быть вызваны внешними изменениями (возрастные кризисы у детей, развод родителей, смерть близкого человека) или индивидуальными особенностями конкретных людей. Коррекция детско-родительских отношений предполагает создание благоприятного климата в семье, обучение взрослых правильному общению с ребенком.

Важно, чтобы они осознали проблему и захотели решить ее. Психолог использует в своей работе различные методики. Детско-родительские отношения можно исправить, но для этого требуется много сил и терпения. Чаще всего применяются:

Взрослых учат принимать и поддерживать своего ребенка. Чтобы улучшить семейные взаимоотношения, родителям необходимо:

  • Демонстрировать любовь к ребенку, гордость за него.
  • Опираться на сильные стороны отпрыска и не напоминать о прошлых неудачах.
  • Найти общие занятия, больше дурачиться и смеяться вместе с детьми.
  • Позволить ребенку самостоятельно решать посильные проблемы, исправлять последствия своих ошибок.
  • Избегать строгих наказаний и критики.
  • Слушать и слышать детей, вселять в них оптимизм, радоваться самому маленькому прогрессу.

Коррекционная работа с ребенком

Детям трудно осознать мотивы своего поведения, понять, что заставляет родителей действовать так или иначе. Зато их психика более пластична. Коррекция детско-родительских отношений позволяет вовремя исправить ошибки воспитания и избежать проблем во взрослой жизни подросшего ребенка.

Психолог старается создать на занятии непринужденную атмосферу, чтобы юный клиент расслабился, начал свободно выражать свои чувства и мысли. Отсутствие на консультации других членов семьи позволяет дать выход вытесненным конфликтам, присутствующим в детско-родительских отношениях. Методики, которые помогают сделать это, перечислены ниже:

  • Игротерапия. С помощью кукол ребенок может воспроизвести тревожащие его ситуации общения, выразить гнев или страх по отношению к близким людям, осознать свои чувства. Условность происходящего избавляет от негативных последствий, снимает внутренние зажимы и ограничения.
  • Арттерапия. Занимаясь творчеством, ребенок раскрепощается и дает выйти неосознанным страхам, переживаниям. При помощи красок, мелков, глины и клея дети самовыражаются, поэтому важно одобрять конечный результат их деятельности, невзирая на его качество.
  • Сказкотерапия. Объяснить сложную ситуацию ребенку проще всего через приключения волшебных персонажей. Герои переживают те же проблемы, что и маленький клиент, демонстрируют разные пути их решения, помогают взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны. мягко воздействуют на эмоции и подсознание ребенка, обучают его продуктивным способам поведения.

Методы коррекции: взаимодействие ребенка и взрослого

Групповые занятия, в которых участвуют все члены семьи, очень важны для выстраивания новых детско-родительских отношений. Методики, применяемые психологами, позволяют увидеть со стороны свое типичное поведение, его влияние на близких людей. В результате появляется желание исправить ситуацию, создать теплый микроклимат в семье.

Психологами применяются:

  • Арткоррекция, когда взрослые и дети рисуют совместную картину. При этом становятся очевидны все основные проблемы во взаимоотношениях членов семьи. Со взрослыми их необходимо проанализировать и на следующих занятиях дать задание, направленное на выстраивание нового типа поведения.
  • Игровое общение, позволяющее снять эмоциональное напряжение. Родители и дети становятся равноправными партнерами, начинают лучше понимать друг друга. Наиболее эффективными являются подвижные игры (например, совместное преодоление полосы препятствий), конструирование из конструктора "Лего", песочная терапия.
  • Телесная психокоррекция, позволяющая через массаж и специальные упражнения сблизить семью. При этом снимаются мышечные зажимы, происходит эмоциональное сближение.
  • "Час звезды". Члены семьи по очереди примеряют на себя роль "звезды". Остальные участники занятия должны оказывать счастливчику повышенное внимание, играть в игры, выбранные им, делать приятные сюрпризы.

Психология детско-родительских отношений крайне сложна. В каждом случае требуется индивидуальный подход и предельная корректность специалиста, оказывающего помощь. Тем не менее при желании выход можно найти, даже если изначально ситуация кажется тупиковой.

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

Актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

Их история, особенно в критических точках онтогенеза.

Межличностные отношения глазами их участников - детей и родителей.

Объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1 . предназначенные только для детей,

2 . предназначенные только для родителей,

3 . одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4 . методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5 . методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель - ребенок.

Приведенная схема представляет типологическое пространство , упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:

1 . Проективная методика «Рисунок семьи » и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2 . Адаптированный вариант методики Рене Жиля . Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом,поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому,а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.


3 . Различные варианты методики «Незавершенные предложения ».

4 . Модификация оценочно-самооценочной методики .

5 . Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким(родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6 . Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони . Семейный тест отношений (СТО) —проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста —стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7 . Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой .

II. Методики, предлагаемые родителям .

1 . Анамнестический вопросник , т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2 . Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3 . Опросник родительски отношений Варги - Столина . Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4 . Опросник«Подростки о родителях» , показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.

5 . Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов,выступают следующие:

1 ) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2 ) величина кружков;

3 ) расположение кружков относительно друг друга;

4 ) дистанция между ними.

6 . Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI . Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений.Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день.

С помощью специальных тестов мы можем понять, какая обстановка царит и как это отражается на хрупкой личности ребенка.


Взрослые часто не замечают или не способны видеть, что происходит на самом деле, но кроха всегда тонко чувствует малейшие изменения в отношениях родителей, внутрисемейной атмосферы и это, конечно же, отражается на его личности и будущем.

С помощью представленных методик вы сможете выявить сформировавшиеся или только зарождающиеся проблемы восприятия обстановки ребенка и при желании откорректировать ситуацию внутри семьи.

Как понять, что с ребенком что-то не так? Зачем нужны тесты?

В идеале перед тем как устремиться во взрослую жизнь, ребенок неизбежно проходит через институт семьи.

Именно здесь ему привьются те или иные навыки и только от взрослых будет зависеть, вырастет он общительным или нелюдимым, уверенным в себе или терзаемым сомнениями.

Порой даже незаметно, насколько сильно родители и атмосфера в доме влияют на него. «Он всегда был тихим», «С самого рождения такая», - это распространенная ошибка.

Просто степень родительского влияния не знает границ и начинается с самого рождения (если не с зачатия) крохи. Ребенок чувствует все!

И если обстановка накаляется, опытный психолог всегда заметит это.


Своевременно выявленные проблемы легче решить

Признаки отклонения:

  1. Повышенная тревожность
  2. Замкнутость
  3. Гиперактивность
  4. Ухудшение успеваемости
  5. Трудности в общении со сверстниками
  6. Безынициативность

Ребенок, начиная и вплоть до подросткового, может проявлять демонстративность.

Он будет стараться добиться успеха во всем, до последней капли сил или, наоборот, станет отъявленным «разбойником», делая что угодно, лишь бы на него обратили внимание.

На самом деле, это прямое свидетельство недостатка любви, чувства заброшенности, никому ненужности.

Малыш страдает и таким своим поведением старается просто получить для себя толику родительской любви.

Далеко не всегда в этом виновата семья.

Часто они заботятся и ценят его в достаточной мере, но этого мало в силу гипертрофированной потребности.


Другой стороной медали становится уход в себя и замкнутость. Так часто случается, если ребенок не выдерживает требований взрослого и ожидания слишком давят на него.

Здесь также все зависит от поведения родителя.

Возможно, после тестирования чада будет правильным пройти и вам тест «Стратегии семейного воспитания», чтобы выявить, истинное отношение к своему ребенку.

Здесь потребуется работа психолога с обоими родителями ради коррекции их поведения.

Аномалий может быть много и у каждого проявляться по-своему.

Важно, чтобы диагностика детско-родительских отношений в ДОУ не воспринималась агрессивно, как способ «влезть в наши дела».


Взрослые часто недооценивают детски переживания, тем самым усугубляя состояние ребенка

Тестирования, наоборот, помогут выявить проблему и дать рекомендации относительно решения.

Трудных детей не бывает, бывает совершенно неподходящая среда для их развития и роста.

Помогите детскому психологу адекватно понять ситуацию, и он обязательно придет на выручку.

Перечисленные ниже методики изложены в свободной форме для ознакомления, сами опросники вам предоставит психолог или их можно найти на просторах интернета.

Возможно, вы хотели бы провести их сами, у себя дома.

Это выполнимо, но помните, что диагностика детско-родительских отношений, во всем ее многообразии и степень развития личности ребенка выявляется более точно только посторонним, незаинтересованным человеком.

А вы как раз как никто заинтересованы, потому лучше всего будет довериться опытному профи.

Все зависит от сложности, к примеру, «рисунок семьи» может свободно интерпретировать практически каждый.

Совет: если вам дали задание пройти тест параллельно с ребенком, не отказывайтесь и не просите принести его позже. Психологу важно пообщаться с вами в процессе и понаблюдать за поведением.


«Рисунок семьи» - простая и результативная методика

Она рассчитана и на ребенка, и на подростка, и даже на взрослого.

Начинать стоит с того момента, когда ребенок способен рисовать людей не в виде «головастиков» с ручками-ножками, а как существ с головой, шеей, туловищем.

Не ставьте каких-либо ограничений и не давайте четких установок.

Попросите просто нарисовать семью в таком виде, как хочется испытуемому. Заранее подготовьте простой карандаш и половину альбомного листа.

Слишком большое пространство может сбить его с толку.

Не давайте к этому комплекту ластик, если ребенок настаивает, дайте ему новый лист, а после сравните их между собой.


Важно дать понять, что это не задание ради оценки, и никто ругать не будет.

Следите, кого нарисуют первым, а кого - последним и избегайте любого упрека.

Во время этой диагностики детско-родительских отношений, предназначенной для дошкольников, попросите обязательно подписать каждый объект: «мама», «папа», «собака Нюся» и т. д.

Вы удивитесь, как могут подписать, к примеру, братьев их родная сестра: «мой младшенький братик Максик» и «Виктор».

Разница колоссальна, не так ли? Неодушевленные предметы также важны, в том смысле какую роль они играют в жизни ребенка и его семьи (с его точки зрения).

И это не всегда свидетельствует о материализме.

Просто любимый телефон - вещь постоянная, она является источником удовольствий и информации и никуда не исчезнет, в отличие от человека.

В процессе обработки данных учитывайте следующие правила:

  1. Случайностей в рисунке быть не может, все это выражение чувств. Если кого-то не нарисовали, это свидетельствует или об агрессии к родственнику или об отсутствии эмоционального контакта.
  2. Малыша нет на картинке? Возможны два варианта: его не волнует эта ячейка общества или он не может найти свое место в семье.
  3. Размер объекта всегда говорит о важности, его роли для рисующего. Тот, кто выше, - обладает большей властью, по его мнению.
  4. Попросите назвать и подписать каждого персонажа. Даже если количество сходится с вашими данными, возможно, вместо папы он нарисовал Деда Мороза.
  5. Вымышленные герои выражают то, чего не хватает. Это воображаемые отношения. Узнайте все об этом существе и вы поймете чувства крохи.
  6. Самый близкий к нарисованному ребенку персонаж психологически более близок. Это может быть даже не мама, но любимая кошка.
  7. Если семья изображена маленькой в самом верху листа - это говорит о низкой самооценке и высоком уровне требований к себе. В самом низу (чистое место вверху их голов) - низкая самооценка и уровень притязаний.

Если его кто-то волнует или пугает особенно сильно, рисунок будет обведен несколько раз, заштрихован или наоборот, изображен с помощью легкого касания кончика карандаша.

Искажения с правой стороны тела говорят о проблемах социального характера.

У взрослых - это и учеба, у ребенка - садик, школа.

Искажения левой стороны говорят о проблемах в кругу близких людей (маленькая рука или нога).

Размер головы свидетельствует о количестве ума, а глаза - о психическом состоянии.

Ведь в картине мира малыша глаза даны, чтобы плакать и выражать эмоции и попросить о поддержке.


Теплые доверительные отношения с близкими помогут ребенку легче устроиться в жизни

Большие - тревожность, маленькие «точки» - боится попросить о помощи, чувствует страх.

С помощью ушей человек прислушивается к окружающим, а рот является символом агрессии.

Он большой у критиканов, людей, что постоянно кричат и ругаются.

Наличие шеи говорит о возможности управлять своими чувствами. Руки в восприятии испытуемого - способность на поступки.

Чем четче они нарисованы, тем уверенней он себя чувствует в мире. Это могут быть своеобразные «варежки» или 5 пальцев.

Если их больше, то он чувствует себя весьма уверенно, ощущает свое могущество. Обратите внимание на площадь опоры у ног.

Это символ устойчивого положения в жизни, особенно если они стоят на линии земли, а не выше нее.

Совет: дайте ребенку столько времени, сколько ему нужно. Не давите и не поторапливайте.


Выявить проблему помогут специальные тесты

Диагностика детско-родительских отношений в семье по Е. Бене-Энтони, «Грустная мама»

Следующая диагностика детско-родительских отношений предложенная Е.Бене-Энтони подходит для подростков и даже совсем маленьких детей.

Разница лежит в подходе экзаменатора, подросток может прочесть карточки самостоятельно, а ребенку нужно будет прочитать их вслух.

Вам следует приобрести или изготовить самому 21 фигуру из бумаги, которые будут символизировать членов семьи (людей).

Они должны быть разного пола и возраста, начиная от младенца и заканчивая пожилыми людьми.

Позаботьтесь, чтобы все они были разными и весьма характерными. Последний персонаж - господин «Никто».

К нему можно будет обращаться, если предложенное утверждение не найдет своего места среди предполагаемого круга семьи.


На каждой фигуре должно располагаться место для карточек (конвертик).

Садитесь с ребенком за стол и предложите пофантазировать, представить, что кто-то из этих персонажей - его семья, пусть выберет их.

Затем малышу предлагаются вопросы, которые он должен отнести к определенному бумажному человечку.

Они делятся на следующие категории:

  1. Положительные эмоции, исходящие от крохи (кого любит, кто играет с…)
  2. Отрицательные эмоции, исходящие от крохи (кого ненавидит, кто злит…)
  3. Положительные эмоции, получаемые крохой (ты любишь целовать?, ты счастлив вместе с…?)
  4. Отрицательные эмоции, получаемые крохой (ты ругаешь, ты шлепаешь…)

Причем эта диагностика детско-родительских отношений и подобные методики следует проводить в двух направлениях.

Спрашивать, кого ты любишь, и кто любит тебя, кого ненавидишь и кто ненавидит тебя и т. д.

Вариант диагностики детско-родительских отношений в подростковом возрасте содержит в себе акценты на два вида положительного отношения: слабые и сильные.

Первые - это , вторые - манипуляции, интимный психический контакт, переживания на почве первых проявлений сексуальности.

Изучается потакания и сверхопека, а также выражение враждебности.

Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена печальная женщина и мужчина.

Дается инструкция: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена.


Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?». После нее ребенок может дать свое виденье ситуации.

Вы удивитесь насколько тонко дети чувствуют обстановку в доме и как на свой лад воспринимают любую ссору. В принципе существует три типа ответов.

Первая группа (ребенок винит себя): «Потому что их сын убежал», «Их дочь испортила им настроение».

Вторая свидетельствует о личной ссоре между родителями: «Мама не приготовила папе еды», «Папа не разрешает маме общаться с подругами».

Третья говорит о посторонних причинах: «Потому что погода плохая», «Плита сломалась» и пр.

Эта методика выявляет степень сосредоточенности детей на ссорах в семье, их восприятие ситуации.

Особенно это актуально, если пара распалась, в разводе. Обратите внимание на эмоции ребенка, наводите уточняющие вопросы.

Третья группа ответов предпочтительна.

Совет: взрослым стоит пройти следующие тесты: «Мера заботы», опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник родительских установок и реакций Шафера (PARI).


Дети часто ассоциируют себя с животными

Диагностика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте - детский апперцептивный тест (CAT)

Children’s Apperception Test поможет разобраться сразу в нескольких категориях: в чем он нуждается и чего ожидает, прояснит отношение к родителям и сверстникам, уровень агрессивных тревог и страхов, наличие внутриличностных конфликтов.

Дети любят , а еще больше ассоциировать себя с животными (так еще Фрейд считал), потому этот тест принесет им только удовольствие.

Методика подходит крохам от 3 до 10 лет.

Существует ограничение во времени (40 минут), но вы должны тайно следить за ним не напрягая рамками ребенка.

Выдавайте изображения поштучно, потому что дети всем и сразу, это оборвет нить повествования.


Рассмотрим изображения:

  1. За столом сидят 3 цыпленка, перед ними миска с пищей. Вдалеке виден образ курицы. Тема освещает проблему конкуренции между братьями и пищевого поведения.
  2. Три медведя перетягивают канат. С одной стороны - взрослая особь, с другой - медведь и медвежонок. Звереныш ассоциируется с самим малышом. А перетягивание каната - с конкуренцией между мамой и папой. Чью сторону займет кроха? Агрессивная это конкуренция или дружеская игра?
  3. Лев сидит на троне, рядом трость. Внизу картинки норка с мышкой. В этом образе чаще всего видят фигуру отца или опекуна. Пусть испытуемый расскажет злой лев или добрый, зачем ему трость, кто такая мышка? Не сам ребенок ли?
  4. Мама кенгуру гуляет с кенгурятами. Здесь чаще всего скрыта тема конкуренции между братьями-сестрами, отношение к младшему в доме.
  5. Два медвежонка лежат в кроватке в комнате старших. Дает возможность выговориться относительно скрытых смущений, переживаний и наблюдений.
  6. В темной пещере спят два взрослых медведя, на переднем плане - медвежонок. Вопрос ревности, тройственности, проблема мастурбации.
  7. Злой тигр гонится за обезьяной. Сказка может наполниться темой страха, борьбы, насилия или веселой погоней. Все зависит от реакции.
  8. В комнате сидят 3 обезьяны, одна из них разговаривает с маленькой обезьянкой. Рассматривается предполагаемая ситуация: выговор, поощрение или простая беседа.
  9. Зайчонок сидит в кроватке в темной комнате. Проблема страха быть покинутым и одиночества.

диагностики детско-родительских в сада

Старший дошкольный возраст является важным периодом в становлении взаимоотношений между родителями и детьми. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

Диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации на сегодняшний день представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной психологии. Ее актуальность связана, прежде всего, с несколькими причинами:

Во-первых, родители не стремяться впускать сторонних людей в жизненный уклад семьи, часто скрывая при этом недостатки воспитания, собственные пороки и др.

Во-вторых, в дошкольной образовательной организации в настоящее время практически нет педагогов-психологов, которые смогли бы граммотно организовать процесс диагностики и последующей коррекции детско-родительских отношений, а приглашать специалиста со стороны нет финансовой возможности. Такая проблема возникла в связи с сокращением ставок педагогов-психологов в дошкольных образовательных организациях.

Организуя диагностическое обследование детско-родительских взаимоотношений ребенка старшего дошкольного возраста с родителями, как правило, обращается внимание на следующие четыре аспекта :

  • актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.
  • их история, особенно в критических точках онтогенеза.
  • межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.
  • объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов для исследования межличностных отношений, и почти все исследования, так или иначе затрагивающие проблему взаимодействия родителей и детей, используют те или иные средства диагностики родительско-детских отношений.

Следует отметить, что методики диагностики детско-родительского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, т. е. раскрывали бы картину существующих отношений, но и эвристическими – дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Как отмечает В.Б. Быстрицкас, таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности – они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются .

По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики А.Г. Шмелев подразделяет на следующие шесть типов .

1. Психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости типов ВНД, характеристик темперамента.

2. Характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест-опросники типа MMPI, 16PF, ПДО и т.д.

3. Характеристики когнитивной сферы членов семьи: таких как когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.

4. Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.

5. Характеристики межличностных отношений:

а) эмоциональных отношений;

б) сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

6. Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

В данной классификации очевидно, что категория взаимодействия понимается в узком смысле слова, в ее интерактивном значении. Однако, если понимать под взаимодействием явление более широкое, то необходимо в первую очередь учитывать важность совместного изучения взаимодействия и отношений.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей;

2. предназначенные только для родителей;

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы, представленной на рисунке (см. рис. 3 на стр. 22) :

Рисунок 3 – Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых методик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Р. Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка») предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях .

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е. Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) - проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть - фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста - стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т. е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера. Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

5. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике детско-родительских отношений могут применяться и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу специалиста, изучающего семью, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые специалистом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

Изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, может быть основано на следующих показателях и критериях, представленных в таблице (см. табл.1).

Таблица 1 – Критерии и показатели изучения детско-родительских отношений

Критерии

Показатели

Позиция родителя в детско-родительском взаимодействии

Особенности родительского поведения в реальном взаимодействии с ребенком

Стиль родительских дисциплин: требования и запреты; контроль за выполнение санкций

Эмоциональное отношение к ребенку

Позиция ребенка в детско-родительском взаимодействии

Характер переживаний ребенком детско-родительских отношений

Особенности позиции ребенка и способы взаимодействия с родителями

Анализ исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления :

1. Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.

2. Изучение типов, стилей, моделей взаимодействия, среди которых называются сотрудничество, псевдосотрудничество, соперничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учеб-нодисциплинарная модель, личностно-ориентированная модель.

3. Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее час-то называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.

Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик, выделяются четыре группы методов диагностики детско-родительского взаимодействия и отношения: беседы, интервью, проективные методы, опросники, целенаправленное или включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений.

Итак, диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации долна проводиться с опорой на такие опказатели, как тип детско-родительских отношений, а также особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия.