Экслибрис книжный знак. Экслибрис - что это такое? Экслибрис: фото. Когда они появились

Что такое экслибрис? и получил лучший ответ

Ответ от Madeleine[гуру]
сайт, где представлены экслибрисы из собрания Юрия Сергеевича Бородаева, известного московского потомственного коллекционера. Книжные знаки начал собирать еще его отец Сергей Федорович Бородаев, известный библиограф, член Русского общества друзей книги. Сейчас коллекция насчитывает порядка 20 тысяч экземпляров. Книжные знаки из этого собрания неоднократно экспонировались на различных выставках.
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году лично составил инвентарную опись своих манускриптов и на каждой книге собственноручно написал: "Эта книга моя. Карл". Это была первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Как это ни удивительно, но он появился несколько раньше книгопечатания - в XV веке. В следующем столетии немецкие книжные знаки достигли высокого художественного совершенства, так как над их созданием трудились выдающиеся художники - Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие. Изначальная надпись "Ex bibliotheca" создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением "книжный знак" и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения "Ex libris". Оно было русифицировано и стало писаться по-русски - экслибрис. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века - наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета. Книжные знаки имели его сподвижники Петра I - Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин. Однако "прототипы" экслибрисов можно обнаружить и на древних рукописных русских книгах. Например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера - префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: "Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv".
Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие художники - члены общества "Мир искусства" А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и др. В 20-30 годах к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудились известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий.

Ответ от Мистерия [гуру]
Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.






Ответ от Александр Пилигрим [эксперт]
экслибрис - это книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Возникли в Германии в 16 в. ; в России - в начале 18 в.


Ответ от Ольга Осипова [гуру]
Экслибрис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают
гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека). XIX век
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне
Экслибрис Аркадия Стругацкого 1980-х
Текст взят:


Ответ от Принцеса Красивоя [гуру]
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях - мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.
Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:
1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.
2. Вензелевый экслибрис (от польского " вензель " - узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги.
3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.
4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.


Ответ от Vasily Berezin [гуру]
в переводе значит "из книг"...штамп личный ставят на книги коллекционеры себе, чтоб не пиздели раритеты уних))


Ответ от Ирина [гуру]
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году помеcтил фонд своей великолепной библиотеки в одну из башен своего замка в Лувре, лично составил инвентарную опись тысячи манускриптов (от лат. Manus - рука, scribere – писать) , т. е. рукописных книг – типографий тогда еще не было – и на каждой книге собственноручно написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис. Экслибрис, таким образом, правомерно квалифицировать как книговедческую помету, или знак владельца библиотеки.
На Руси экслибрис (естественно, рукописный) появился 510 лет тому назад. Это был книжный знак Досифея – третьего по счету игумена Соловецкого монастыря.
Рукописный экслибрис ставили на личные книги в библиотеках духовных лиц и высшей царской знати. Впрочем, владельческие надписи на книге от руки широко бытовали и в небольших личных библиотеках. Помню, на книгах моего дяди, росшего в многодетной семье, было написано (несколько наивно, не вполне грамотно, но все же одновременно с владельческим притязанием и в доказательство того, что он умеет не только читать, но и писать) : «Эта книга принадлежитъ у кого она лежитъ – Матвею Ивановичу Столярову». Такого рода надписи часто делают и в настоящее время.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, или, говоря по-современному, лейбла, считается Германия. Он появился вскоре после изобретения книгопечатания, т. е. в XV веке.
К числу самых ранних французских экслибрисов относится знак Жана Барту (XVI век) , оставившего свой след в истории тем, что он был ярым противником Мартина Лютера, основателя реформатского, или лютеранского, направления в христианстве. Для данной темы экслибрис Барту примечателен не столько изображением (апостол Иоанн с орлом и семиглавый апокалиптический дракон) , сколько двустишием-посулом:
Каждый, кто вернет утерянную или украденную книгу,
Получит стакан доброго вина.
Этой надписью была начата традиция прямого обращения на экслибрисе к читателям – в виде призыва, просьбы, обещания, а то и угрозы.
С конца XVII-начала XVIII вв. на экслибрисах встречаются изображения библиотек или замка, дворца, монастыря, церкви, в которых они располагались.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера – первоначально префекта (лат. Praefectus означает начальник) Лифляндского, а впоследствии канцлера (в России это был высший гражданский чин) Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Следовательно, 2002 год – это год своеобразного юбилея русского печатного экслибриса, который начиная с XVIII века получил в нашей стране богатейшей книжной культуры богатейшее же развитие.
Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: «Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv».
Изначальная надпись «Ex bibliotheca» создала традицию долгое время называть этот знак библиотечным. Она продержалась да начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением «книжный знак» и, наконец, окончательно укрепилось латинское выражение «Ex libris». Оно полностью русифицировалось, т. е. стало писаться по-русски – экслибрис, склоняться по правилам русской грамматики и т. д.
Весьма показательны для этой эволюции наименования двух фундаментальных книг У. Г. Иваска. Первая из них вышла в 1902 г. и называлась «О библиотечных знаках, так называемых ex libris,ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 – 1902». Как видим, знаки здесь названы библиотечными, к слову «еx libris» делается оговорка» – «так называемых» , а само их написание представлено по-латински, частью (после апострофа) по-русски. Следующее, трехтомное, издание, вышедшее спустя несколько лет – с 190


Ответ от *Бабочка* [активный]
Художественно оформленный книжный знак - ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги
Произошло из выражений: ex libris такого-то, т. е. из числа книг, принадлежащих такому-то


Ответ от Паша Ермолаев [новичек]
ы


Ответ от Ђатьяна Губина [новичек]
я низнаю


Ответ от Roxy [гуру]
Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис, так ли быстро превратилась в маленькая картинка в большое искусство, кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках. Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”. Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”. Экслибрис –книжный знак –это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Текст “ по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики. Он всё чаще появляется на больших художественных выставках во многих городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Вильнюсе, Риге, Талине, Красноярске, Якутске – специальные выставки экслибриса. Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии. Факт открытия подобных выставок вполне правомерен. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление – необычайно быстро растущий интерес к книге, книжной графике, книжной культуре и малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы засилья стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре
На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг) , а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.

Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов - гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

Искусство книжного знака - это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

Литература

1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.

Экслибрис возник в Германии в 16 веке, практически сразу после изобретения книгопечатания. В России же эти «книжные знаки» появились только при Петре 1. Однако в прошлом веке были обнаружены рукописи Соловецкого монастыря, датированные концом 15-го столетия. На них были изображены рисованные экслибрисы.

Такие разные экслибрисы

Экслибрис может как наклеиваться на внутреннюю сторону переплета , так и быть отпечатан при помощи специальной печати – они во множестве изготавливались по индивидуальным заказам. Были даже такие разновидности именных книжных меток, как суперэкслибрис, где оттиск делался на корешке книги.

Экслибрис часто содержал имя владельца и нередко дополнялся его занятий и интересами. Если можно провести такую аналогию, то экслибрис был предшественником метки, какую ставят в виртуальной библиотеке, или водяного .

Экслибрисы могли быть простые и незатейливые или же очень изысканные и сложные по составу. Иногда они представляли собой лишь ярлык с именем владельца, его подпись, нехитрый значок, придуманный хозяином издания. В ряде случаев он дополнялся личным девизом или маркировался эмблемой.

Были и художественные искусные произведения экслибриса. Они создавались с применением высоких (для того времени) технологий и представляли собой небольшие печати-гравюры на меди или дереве. В их изготовлении применялся литографский или цинкографический способ. Среди авторов сложных экслибрисов стоит упомянуть Альбрехта Дюрера и Фаворского.

Типы экслибрисов

Специалисты разделяют все экслибрисы на:

Гербовые – они изображают именной герб владельца, в России особый спрос на такие вещи существовал в начале двадцатого века среди дворянства, которое не успело или не захотело эмигрировать;
- вензелевые – более простые, но в особом орнаменте, на них указывались инициалы владельца;
- сюжетные – здесь преимущественно использовались пейзажные композиции, эмблемы, архитектура (были особенно популярны в двадцатом веке).

В настоящее время, когда многие собирают не бумажные, а электронные библиотеки, роль экслибриса падает. Хотя, поскольку настоящие книги используются все реже, не исключено, что художественная метка может снова войти в моду, как своеобразная дань прошлому.

Стоит заметить, что уже есть два музея экслибриса, один из которых - в Москве. И существуют многотысячные собрания этих книжных графических миниатюр.

До сих пор нет единого мнения о том, что такое экслибрис.
“Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - это определение можно найти в любом книговедческом словаре.

Но не все так просто...

Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”.
Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”.
Экслибрис – это книжный знак. Но это еще и особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги.
Текст определяет принадлежность книги непосредственно тому или иному владельцу; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным.
Текст “по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше.

Это первое...

Во-вторых...
В XX веке экслибрис занял заметное место как самостоятельное произведение графики.
Экслибрис - это весьма интересный вид графического искусства.
Это миниатюрное произведение графического или орнаментально-шрифтового искусства органически входит в художественный облик издания, украшает его.
Эту область изобразительного искусства не минул почти что ни один серьёзный гравёр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя,..., ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский, и др.

Со второй половины прошлого столетия все чаще стали проводится специальные выставки экслибриса во многих городах – Москве, Ленинграде, Баку , Риге, Талине, Вильнюсе, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Красноярске, Якутске...
Коллекции экслибрисов занимают почетное место на больших художественных выставках.
Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии, в других городах и странах.
Все это результат необычайно быстро растущего интереса к книжной графике, книжной культуре и малым формам графики, которые принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.

Экслибрис - это маленькая графическая новелла, глубокая по содержанию и очаровательная по исполнению.
Это знак духовной связи их владельцев со своими литературными коллекциями.
Экслибрис – это попытка художника увидеть духовный мир книголюба.

Истории экслибриса как своеобразного жанра книжной графики уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития.
Первые известные экслибрисы появились в Германии: книжные знаки Бернгардта фон Рорбаха, выгравированные Бартелем Шеном в 1460 году, и экслибрис-гравюра неизвестного мастера, раскрашенный от руки, для Гильдербрандта Бранденбурга (1470).

Роскошное теснение на переплётах (владельческие знаки) называются “суперэкслибрисами” (латинское “super” – на, “ex libris” - из книг).
Первым известным в России суперэкслибрисом является тиснёный на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Фёдорова государственный герб и надпись о принадлежности книги Ивану Грозному.

Расширение книгопечатания в XVI веке привело к тому, что в числе активных создателей экслибрисов великие немецкие художники: Альберхт Дюрер (1471-1528) , Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497 или 1498-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553) и ряд других одарённых современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека.
Чистая геральдика перестала удовлетворять художников. Лукас Кранах старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки.
Прославленный мастер рокайльных композиций Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.

В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии (1502 год), Франции (1529 год), Англии (1574 год), Швеции (1595 год), Голландии (1597 год).
Тогда же появились и издательские марки, получившие широкое распространение и повлиявшие на эволюцию экслибриса.

  • К экслибрисам относятся также надписи переписчиков книг (как правило, весьма любопытные и ценные), книгопродавческие знаки, надписи и знаки переплетчиков.
    Так, на рукописном Коране, принадлежавшем согласно мастичной печати некоему Бахману Мирзе из города Шуши (столица Карабахского ханства, конец XIX века), имеются надписи, удостоверяющие, что книгу переписал в 1818 году Абдулгасим Ширази по заказу Аббаса Мирзы из Тебриза.
    Весьма витиеватую надпись оставил переписчик "Хамсе" (список XVI века), трудясь для книголюба Мухаммеда Мамеда Перванчи - страстного поклонника бессмертного творения Низами Гянджеви.
    И надписи, и оттиски - арабского или фарсидского письма. Мастичные оттиски чаще всего вензельные.
  • Выдающийся педагог, библиофил и пропагандист книги Абдул Гани Нахави из города Шеки собрал около шестисот ценнейших рукописей восточных писателей с большим количеством разнообразных книговладельческих пометок, знаков и надписей; на этих рукописях четко проставлен и его экслибрис.

В XIX веке появилась особая группа книжных знаков - штемпелей с художественным изображением герба владельца книги или какого-либо рисунка.

  • Бакинские книгопродавцы оттискивали штемпельный книгопродавческий знак обычно на форзацах книг.
    Изящная надпись, как бы расположенная симметрично на полоске бумаги, представляет "Книжный магазин М.К. Попова".
    Двойной овальный штемпель "Книжная торговля "Сотрудник". Баку. Николаевская ул." указывает и адрес магазина.
    Только по штемпелю "Книжный магазин Л.Б. Хиддекель. Баку" можно узнать о существовании этого магазина, т.к. даже в подробные дореволюционные справочники "Весь Баку" и "Весь Кавказ" он почему-то не включен.
    Печатный книгопродавческий знак - овальный, красного цвета ярлычок с рельефной надписью "Торговый дом Р. Сегаль и С-ья. Баку, Владикавказ и Новороссийск".
    В 1969 году советский график Р.С. Бедросов выполнил для бакинского магазина "Севиндж" ("Радость") прекрасный книгопродавческий знак с портретом и стихами великого азербайджанского поэта Вагифа.
    Некоторое время этот знак успешно применялся работниками магазина.
  • У переплетчиков известны как штемпельные, так и печатные знаки (например, наклеивающаяся этикетка размером 22х36 мм "Переплетное заведение И. Е. Шакова, г. Баку").

До XIX века наряду с экслибрисом постоянно использовались и так называемые суперэкслибрисы, оттиснутые на переплёте или корешке книги; изготовление таких суперэкслибрисов стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал бумажный книжный знак.

Простейшие экслибрисы - ярлыки, содержащие лишь имя владельца (иногда в сочетании с девизом).

Типы художественных экслибрисов - гербовые экслибрисы (характерны главным образом для XVI-XVIII вв.), воспроизводящие герб владельца; вензелевые экслибрисы - его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные экслибрисы, наиболее популярные в 20 в. (представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различные эмблемы, символически повествующие о вкусах и профессии владельцев, и т. п.).
Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики.
Художественные экслибрисы гравируются на меди, дереве или линолеуме, реже выполняются цинкографским или литографским способом.

  • Вишау Джеймс (Яков Васильевич)(1853-1935)
    “По сведениям С.И. Богомолова, библиотека Вишау (Whishaw J.) собиралась представителями нескольких поколений семьи, проживавшей в С.-Петербурге около 100 лет. В результате составилось большое собрание произведений английской художественной литературы в лучших изданиях, книг по истории (главным образом Англии), путешествиям и спорту.
    После конфискации книги из семейной библиотеки Вишау поступили в Василеостровскую районную библиотеку, а после расформирования последней – в фонды Центральной городской библиотеки Ленинграда.

Экслибрис гравированный, 103 × 74 мм, печать черная: на геральдическом щите герб Вишау под шлемом с пышным наметом, перевитым лентой с девизом "Truth I cherish"; под гербом надпись:
"Ex libris | James Whishaw".
На переднем форзаце книги: "Burns, R. The works of Robert Burns, with an account of his life, criticism on his writings, & c. & c. : in 4 volumes. Vol. 1. – A new ed. – Edinburgh, 1818."
В левой нижней части экслибриса указаны имя художника – М.К. Лаусон – и год изготовления:
"M.C. Lawson 1911".
На книге также: на переднем форзаце владельческая надпись "James Whishaw";
на титульном листе, с. 17 и 328 (последней странице книги) владельческий штамп Государственной публичной библиотеки Карело-Финской ССР (Отдела иностранной литературы).”

  • С начала XIX века азербайджанские библиофилы пользовались преимущественно штемпелем - штемпельным экслибрисом.
    Cреди штемпелей азербайджанских библиофилов встречается довольно большое разнообразие.
    Иногда они представляли только фамилию владельца. Как, например, штемпельный экслибрис первого Председателя Совнаркома Азербайджана Наримана Нариманова.
    Об этом экслибрисе Н. Нариманова долго не было известно даже в тесном кругу библиофилов - совершенно неожиданная и исключительно интересная находка.
    Оттиснут штемпельный экслибрис на книге SEYİD BATTAL GAZİ (Seyyid Battal Ghazi) (1870, на турецком языке).
    Штемпель двойной: в верхней части - по-русски "Н. Нариманов", а строкой ниже - арабской вязью выведены полностью имя и фамилия владельца "Нариман Нариманов".
  • Чаще всего встречаются овальные штемпели с русским и арабским шрифтом (иногда с указанием адреса библиофила).
    Такой штемпель, например, имелся у выдающегося ученого филолога, писателя, переводчика (с груз., арм., рус. яз.) Султан-Меджид Муртаза-Али-оглы Ганиева (1866-1938).
  • Но нередки и штемпельные экслибрисы с претензией на некоторую декоративность.
    Наиболее простым в этом отношении можно считать книжный знак известного фольклориста, автора книги о пословицах и поговорках Азербаджана Абуль-Касыма Гусейн-заде - замкнутая лента, на которой аккуратно размещены имя и фамилия владельца, а внутри ее - имя родного города Баку.
  • Очень красивый штемпельный экслибрис был у первого народного артиста Азербайджана Мирза Ага Али оглы Алиева.
  • В композицию штемпелей охотно включались элементы, приближающие их к сюжетно-символическим экслибрисам.
    Одним из них является штемпель Михаила Ярова (Яровой?), оттиснутый на книге "Комедии и повесть капитана Мирзы Фатали Ахундова".
    Скрещенные кортик и морской якорь на фоне щита, входящие в композицию экслибриса, позволяют предполагать, что владелец был военно-морским офицером, служившим на Каспии.
  • Работниками Рукописного фонда Академии наук Азербайджанской ССР были обнаружены штемпельные экслибрисы выдающегося просветителя, писателя, друга декабристов Аббас-Кули-ага Бакиханова и известных бакинских книгоиздателей-библиофилов братьев Оруджевых.
  • В тексте старых штемпельных экслибрисов обычно отсутствуют традиционные слова "из книг", "книга"; появляются они в основном после 20-х годов XX века.
  • Печатный экслибрис появился в Азербайджане только после 1920 года.
    Первый в Азербайджане печатный книжный знак в технике цинкографии был выполнен в 1934 году для наркома просвещения республики (1922-1928), члена Союза писателей с 1934 года Мустафы Кулиева.
    Автор экслибриса - один из первых художников Азербайджанского Государственнго Издательства (АЗГОСИЗДАТ = "Азернешр" с 1936 г.). Людвиг Францевич Книт , знаток иранской миниатюры, живописец, активно и плодотворно работавший также в жанре плаката.
    Его экслибрис (единственная работа художника в этом виде графики) дает образ владельца, выдающегося большевика, талантливого литературного критика и театроведа, редактора первого азербайджанского советского литературного журнала "Маариф ве меденийет" ("Просвещение и культура").
    Мустафа Кулиев стоит в ряду тех, кто закладывал основы азербайджанской культуры, - не случайно называли его "азербайджанский Луначарский".
    Экслибрис выполнен в традиционно восточной манере в виде орнамента, в который вписаны пятилепестковый цветок - стилизованная пятиконечная звезда с именем «Ленин», написанным арабским шрифтом. Сам цветок заключен в восьмиугольник - шебеке, являющийся характерной деталью азербайджанского орнамента.
    Гармонично заключают композицию в нижней части экслибриса - русская надпись «Из книг Кулиева», вверху - симметрично расположена вязь арабских букв, указывающих фамилию знаковладельца. 23:06, 3 июня 2015 (CEST)

Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрис. Что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм», постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным - простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

Книжный знак - экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид.

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

Когда они появились?

Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, важно выяснить, где и как возникло это художественное явление.

По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить.

После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529.

Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

Классификация и виды

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа:

  • шрифтовой - указывающий только имя и фамилию владельца;
  • художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три:

  1. Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства.
  2. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Подобный экслибрис (фото выше) можно увидеть в статье.
  3. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая профессию и увлечения владельца.

Что на них изображают?

Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника.

В советское время были популярны экслибрисы с изображением Ленина, сюжетов и героев гражданской и Великой Отечественной войн, трудовых подвигов рабочих и крестьян, покорения космоса.

Как их делают?

Сегодня существует множество техник получения книжных знаков:

  • типографский набор;
  • штемпельная;
  • цинкографическая;
  • литография;
  • шелкография;
  • гравюры на различных материалах.

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Ксилография

Одной из наиболее старых техник является ксилография - гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди

Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт

Это наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

Современность

Если раньше экслибрисы художников изготавливали методом ксилографии или офорта, то сегодня большинство книжных знаков исполняются через оттиск резинового клише. Современные технические средства позволяют выгравировать мельчайшие элементы экслибриса, что дает возможность создавать сложнейшие художественные произведения.

Книжные ярлыки в России

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

В XIX столетии в России активно формируется слой интеллигенции, и личная библиотека перестает быть символом привилегированности. У многих просвещенных людей, ученых, писателей постепенно формируются обширные библиотечные собрания. Это способствовало широкому распространению экслибриса, но привело к его упрощению. Вместо помпезных или вензелей появилась обычная рамка, выполненная типографским способом, в которую вписывались личные данные владельца и постоянное место книги - номер и полки.

В XX веке экслибрис становится практически самостоятельным жанром графического искусства. Этому способствовало и то, что в России этим жанром занимались такие выдающиеся художники, как Лев Бакст, Елена Лансере, Михаил Добужинский и многие другие. Известно и то, что в 1901 году был создан единственный экслибрис Васнецова, а точнее, ксилографию «Изъ книгъ И.С. Остроухова» выполнил известный гравер того времени В.В. Матэ по рисунку, который художник сделал тушью.

Современная история книжного знака

После революции 1917 года и гражданской войны появилось множество художников-графиков, таких как Николай Куприянов, Владимир Фаворский, и другие мастера. Тематика экслибриса значительно расширилась, и книжный знак стал показывать индивидуальные личностные черты и пристрастия владельцев книг.

Следующим периодом популярности экслибриса в нашей стране стали 60-70-е годы прошлого века, когда люди увлеклись коллекционированием книг. Несмотря на то что творчество в то время было сильно ограничено идеологическими рамками, художники создали множество интересных и необычных книжных знаков.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству, как, например, экслибрис, фото которого находится ниже.

Вместо заключения

В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.