Если ребенок не читает, надо ли его заставлять? Что делать, если ребенок не хочет читать Как быть если ребенок не хочет читать

Да, чувак, это отвратная вещь. Многие люди категорически не могут читать книг. Они называют это разными словами: не хватает усидчивости, не хватает концентрации, «не идет». Не так давно от одного товарища, который внезапно увлекается… соционикой, я узнал, что он не может читать книги по одной причине, якобы научной: он аудиофил. Конечно, я не приуменьшаю важности этой классификации, проблема только в том, что она к делу практически не относится. В чтении книг главное опыт и привычка. Это весьма ценный навык, и лично я считаю, что он так же жизненно необходим, как, например, умение готовить. Но что же делать, если серьезная литература у тебя никак не идет? Из этой статьи ты узнаешь, почему книги не читаются, и получишь совет, как научиться читать книги.

Почему книги не читаются

Если книга не идет, это не значит, что ты аудиофил или тебе не хватает усидчивости. Проблема гораздо проще: у тебя нет книжного опыта.

1. Тебе лень

Да, чувак, лень, она такая! Некоторые товарищи читают книжки Достоевского годами, а другим хватает недели две. Почему так происходит? Потому что тебе лень. Лучшее средство против лени — мотивировать себя. Сначала тебе лень, потом становится терпимо, а потом без этого жить не можешь.

2. Книга кажется скучной

Нет спецэффектов, даже картинок нет! Как это может быть интересным досугом? Мне кажется, что в таком отношении виновата наша система образования. Все эти сочинения на тему «Прав ли был Базаров?», «Не придурок ли Раскольников?», «Образ дуба и его значение в российской истории», «Образ тапера» и вся такая ерунда. Причем, как я помню по своим школьным годам, мы в классе уделяли довольно мало внимания непосредственно чтению, а вот написанию этих скучных статей, высосанных из пальца, крайне много времени. Большим упущением было почти полное отсутствие иностранной литературы, что закрепило в некоторых товарищах уверенность, что русская литература самая великая, а на Западе только извращенное говно подают. К тому же, большинство школьников не интересуют моральные вопросы, весьма серьезные причем, даже отличники их до конца не понимают. До пятого класса я страшно любил читать, но когда начался период первых школьных сочинений, книги казались мне чертовски унылым занятием, а постоянное размусоливание тем отбило у меня всякое желание читать. Нет, я читал, но буквально скрипя зубами. Если бы лет в 12 я сильно не заболел, не пролежал много времени в больнице и не прочитал бы от скуки «Героя нашего времени» и еще много книг из программы, я бы вряд ли так охотно читал книжки.

3. Нет привычки

Читать книги — дело привычки. Если не привыкнуть к этому, не научиться представлять себе другой мир и абстрагироваться от реальности, читать будет сложнее. Так что привычку надо нарабатывать постоянным и частым чтением.

А теперь поговорим о том, как можно научиться читать больше и лучше.

Книга «не идет»

Один из коллег как-то жаловался, что рядом с кроватью его жены лежит объемный томик Достоевского. Почти каждый день она открывает его, читает некоторое время, сморщив лоб, а потом ложится спать. И так происходит почти год. Да, чувак, многие люди действительно не имеют привычки читать, а делают это чаще всего для саморазвития и чтобы показать, что таки не зря живут в самой читающей стране мира.

1. На силу

Во всем очень важно принуждение. Ты не ослышался! Если не сделать первый шаг, всё полетит к чертям. Иногда первый шаг нужно делать даже без мотивации, она может прийти позже. Если начинать постепенно, можно приучить себя к чтению. И вот ты увлекаешься книгой и читаешь дальше с большим удовольствием.

2. Начинай с небольших текстов

Если у тебя никогда не было опыта читать книги больше 500 страниц, тебе, вероятно, будет трудно читать как большие произведения, так и многотомники, поэтому рекомендую тебе начать с небольших текстов. Сборники рассказов, небольшие повести известных и не очень авторов — все это хороший способ приучить себя к чтению. Конечно, есть и достаточно интересные большие произведения, которые, несмотря на объем, читаются очень быстро. Но тут есть проблема: тебе надоедает читать много текста с одними и теми же героями на одну и ту же тему. С опытом к тебе придет возможность осиливать том за томом какой-нибудь «Песни люда и пламени» или «Саги о Форсайтах» за недели.

3. Привычка — вторая натура

Если хочешь получать удовольствие от чтения, нужно привыкнуть часто читать. В идеале хорошо читать каждый день. Плевать на объем — главное, каждый день. Тогда привычка закрепится в твоем мозгу еще сильнее и ты постоянно будешь думать, что бы почитать. Или почему тебе не хватает времени перечитать все те книжки, какие хочется. Книжная зависимость — охренительная зависимость, хотя нужно быть аккуратнее с этим делом, а то можно превратиться в этакую филологическую деву.

Головокружение от успехов

Одна из неприятнейших вещей на свете — это книжный снобизм. Он выражается либо в том, что человек, который ранее практически никогда не открывал книги, читает какого-нибудь Ремарка или Хемингуэйя, охреневает от того, что в книгах могут быть такие оригинальные, с его точки зрения (неопытного человека), идеи, и становится этаким носителем истины. От такого человека крайне часто можно услышать презрительные фразы «Книжек больше читай!», «Ты, наверное, книжек мало читал, они ума добавляют», «Книги мир изменяют, а ты какой-то непросвещенный! Всё интернеты!» Самое забавное, что это можно услышать от людей твоего возраста. Еще более забавно, что эти просвещенные личности, прочитавшие две-три книги, которые «вторглись в их подкорку», не могут хотя бы на секунду представить, что люди рядом с ними читают книги гораздо чаще, чем они, но не считают, что это может возвеличивать их над другими. Второе проявление книжного снобизма — это чтение «элитной» или «правильной» литературы. Это может выражаться в том, что для человека есть высшие жанры (скажем, постмодернизм, футуризм или мистический реализм), но вот фантастика, детективы и фэнтези будут для него автоматически недостойными жанрами. Такому человеку сложно объяснить, что есть бульварное чтиво, а есть что-то, в чем можно найти пресловутый глубокий смысл и идеи. К слову, такие товарищи иногда приплетают ту же самую фантастику в свои любимые книги и до боли в паху спорят, что эти книги не фантастика.

Хорошая литература — она хорошая всегда. Иногда ты перерастаешь книги, и Ремарк кажется очень вялым на фоне Гессе или Томаса Манна. Главное — это не останавливаться и не думать, что чтение делает тебя лучше других: ты просто читаешь книги. А еще можно научиться

Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.

Почему ребенок не читает книги

Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

  • У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
  • Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
  • Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
  • Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
  • Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
  • Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.

Как ребенку привить любовь к чтению

Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.

  • Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
  • Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
  • Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
  • Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
  • Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
  • Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
  • Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
  • Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
  • Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.

По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.

Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.

Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

Встретить ребенка, который взахлеб читает книги, большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литерату­ру, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомни­те свое детство, то в памяти всплывают десятки интересных рассказов, которые вы не только читали, но и в дальнейшем обсуждали со сверстниками. С современным подрастающим поколением все иначе. И причина этого - масштабный техни­ческий прогресс и появление огромного числа гаджетов.

Сейчас вместо книги ребенок с большим удовольствием по­смотрит телевизор, поиграет в приставку, посидит в социаль­ных сетях. Книгам конкурировать с медиаресурсами за внимание ребенка практически невозможно. Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Уходит аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ребенку не о чем мыслить, рассу­ждать и спорить. В голове остаются только ток-шоу, агрессив­ные фильмы и игры.

Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения ока­зались малоэффективны и работали лишь некоторое время. Большинство родителей задаются вопросами: «Почему совре­менное поколение не интересуют книги?», «Как заставить ре­бенка читать?»

Причины проблемы

Почему же так происходит? Почему ребенок не хочет чи­тать и, следовательно, развиваться? Существует ряд причин, многие из которых уже подробно описывались в книге Шами­ля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребен­ка правильно читать и понимать прочитанное». Еще раз рас­смотрим основные из них.

1. Интернет и ТВ

В чем опасность двух «пожирателей» времени?

Во-первых, ребенок хочет оставаться в виртуальном мире, потому что там ему интересно и очень комфортно, нет необхо­димости напрягаться и о чем-то думать. В Интернете и по ТВ все делают за тебя: думают, говорят, веселят. У ребенка отклю­чено воображение, логическое мышление, так как интересная история уже снята или показана в картинках.

Во-вторых, ребенку нет необходимости концентрировать свое внимание на одной теме, ведь, когда что-то надоело, можно просто кликнуть мышкой или переключить канал. Все это приводит к тому, что ребенку чтение кажется слож

ным познавательным процессом, на который надо тратить много времени.

2. Переизбыток информации

Эта причина - следствие вышеописанного пункта. Наш мозг перегружен ненужной информацией. Реклама на ТВ, всплывающие рекламные баннеры в Интернете становятся пи­щей для нашего мозга. Можете представить, сколько ненуж­ного откладывается в нашем сознании и подсознании, а что уж говорить о детской, только еще формирующейся психике.

3. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Да-да, именно уроки литературы иногда служат причиной развития нелюбви, а зачастую и ненависти к чтению. Просмо­трите школьную программу и найдите в ней рассказы, инте­ресные и объективно соответствующие возрасту детей. Где там Том Сойер или рассказы Майна Рида? И пусть бросит в меня камень тот, кто ощутил восторг и удовольствие, читая и разби­рая в школе «Слово о полку Игореве».

4. Пример родителей

Если родители заставляют ребенка читать и говорят: «Чте­ние - это интересно», «Книги необходимы для развития», «Начитанный человек добьется большего, чем неначитан­ный», - но при этом уже два года в руки не брали книгу, эф­фекта такие фразы точно не дадут. Ребенок всегда отдает пред­почтение копированию моделей поведения родителя, чем ус­лышанным от них советам и словам. Так же глупо и напрасно говорить о вреде курения своему ребенку, если вы курите.

5. Престижность чтения

Здесь все зависит от среды, в которой растет ребенок: если его друзья и сверстники обсуждают только новые компьютер­ные игры, то ребенок будет стремиться поиграть в новую игру и потом делиться своими впечатлениями со сверстниками. Если же в обществе, в котором растет ребенок, обсуждаются книги, герои, интересные сюжеты, то, приходя домой, подрастающий интеллектуал будет взахлеб читать книгу за книгой.

1. Интернет и ТВ и переизбыток информации

Составьте расписание, со скольки до скольки ребенок смо­трит телевизор и сидит в Интернете. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 лет это время не должно пре­вышать одного часа в день.

Есть еще одно дополнение к этому пункту: здесь также име­ет значение, сколько времени сами родители проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок при­нял новые правила, покажите ему положительный пример.

2. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Необходимо объяснить ребенку, что урок - это только ма­ленькая часть огромного мира литературы. И если не нравится формат урока, это еще не повод считать литературу скучной. Ваша задача - объяснить ребенку, что, несмотря на неинте­ресный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где ребенок научится читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.

3. Пример родителей

Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для на­чала у вас должна быть домашняя библиотека, к которой вы часто подходите и откуда берете интересующую вас книгу. По­сле прочтения нескольких глав необходимо высказывать свои впечатления и задавать вопросы членам семьи, как бы втяги­вая их в историю своей книги.

Необходимо создавать «книжные» традиции / обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи

У устраивайте походы по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно в книжном магазине выбрать себе любую понравившу­юся книгу, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать. Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравните героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно можете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы тоже читали.

4. Престижность чтения

Здесь тоже необходимо создать среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтический кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неде­лю ребенок должен посещать такое место, где говорят о лите­ратуре. Можете проявить инициативу и на родительском со­брании предложить классному руководителю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера. Для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным занятием: стоит лишь изменить отношение к чтению и научить ребенка дружить с книгами.

лОЙЗЙ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ

чЩРХУЛ 97.

дПВТЩК ДЕОШ!

хЧБЦБЕНЩК ЮЙФБФЕМШ! ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС С, ЛБЛ ЗЕТПК ЛОЙЗЙ «мЕЗЕОДБ П фЙММЕ хМЕОЫРЙЗЕМЕ», РПУФПСООП МПЧМА УЕВС ОБ НЩУМЙ П ФПН, ЮФП ДБЧОП ОЕ ЧЩРХУЛБМБ УЧПЙ ТБУУЩМЛЙ. й УЕЗПДОС У ХФТБ С ТЕЫЙМБ ОБЮБФШ «ОПЧХА ЦЙЪОШ» У ФПЗП, ЮФПВЩ УДЕМБФШ ЮФП-ОЙВХДШ ИПТПЫЕЕ Й РПМЕЪОПЕ. оХ, ОБРТЙНЕТ, ТБУУЩМЛХ ЧЩРХУФЙФШ.
ъБНЕЮБМЙ МЙ ЧЩ, ЮФП ДЕФЕК ВЩЧБЕФ УМПЦОП ЪБУФБЧЙФШ ЮЙФБФШ ЛОЙЗЙ? лБЛ ЧЩ ДХНБЕФЕ, РПЮЕНХ? рПФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛХ ЗПТБЪДП РТПЭЕ «ТБЪЧМЕЛБФШ» УЕВС У РПНПЭША ВПМЕЕ УПЧТЕНЕООЩИ УРПУПВПЧ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. пДОП ДЕМП - ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ Й ЫБЗ ЪБ ЫБЗПН РТЕДУФБЧМСФШ УЕВЕ ФП, П ЮЕН ИПФЕМ УЛБЪБФШ БЧФПТ. дТХЗПЕ ДЕМП - РПУНПФТЕФШ 5-НЙОХФОЩК НХЪЩЛБМШОЩК ЛМЙР ЙМЙ 1-НЙОХФОПЕ ЧЙДЕП У Youtube .

рМПИП ЬФП ЙМЙ ИПТПЫП? оЕДБЧОП НОЕ Ч йОФЕТОЕФЕ РПРБМБУШ ЙОФЕТЕУОБС УФБФШС ОБ ЬФХ ФЕНХ ПФ ЛПЗП-ФП ЙЪ ТПУУЙКУЛЙИ ХЮЕОЩИ. ч ОЕК ЗПЧПТЙМПУШ, ЮФП ОЩОЕЫОЙЕ ДЕФЙ ПВМБДБАФ ЛМЙРПЧЩН НЩЫМЕОЙЕН. ф.Е. ЕУМЙ ТЕВЕОЛХ РПЛБЪБФШ ЛБТФЙОЛХ, ОБ ЛПФПТПК МЙУЙГБ ИПЮЕФ РПКНБФШ ЧПТПОХ, ЛПФПТБС ДЕТЦЙФ ЧП ТФХ УЩТ, ФП ТЕВЕОПЛ ПРЙЫЕФ, ЮФП ЛФП-ФП ИПЮЕФ РПКНБФШ ЛПЗП-ФП, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ ЮФП-ФП ЧП ТФХ. ф.Е. ДЕФБМЙ ХКДХФ ЙЪ ПРЙУБОЙС.

юФПВЩ ОБХЮЙФШ ДЕФЕК ЮЙФБФШ… ОБДП ЮЙФБФШ. рТЙЮЕН ЧНЕУФЕ У ДЕФШНЙ, РПЛБ ПОЙ ЕЭЕ НБМЕОШЛЙЕ. ъБПДОП НОПЗП ОПЧПЗП ХЪОБЕФЕ. оБРТЙНЕТ, ЧЮЕТБ С ЧЛМАЮЙМБ ФЕМЕЧЙЪПТ Й У ХДЙЧМЕОЙЕН ХУМЩЫБМБ ТЕЛМБНХ ОЕЛПЕЗП ТЕУФПТБОБ, ЛПФПТЩК ПВЕЭБМ, ЮФП «нБЫБ» ВХДЕФ Ч ЛБЦДПН ВХФЕТВТПДЕ… у ФЕИ РПТ С ДХНБА, ЮФП, ОБЧЕТОП, ВХДХ ПВИПДЙФШ ЬФЙ ТЕУФПТБОЩ УФПТПОПК (ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК). оБЧЕТОП, ПОЙ ОЕ ЬФП ЙНЕМЙ Ч ЧЙДХ? уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, Ч ВХФЕТВТПДЕ ВХДЕФ ЛБТФЙОЛБ нБЫЙ ЙМЙ ЙЗТХЫЛБ? юЙФБС ТЕВЕОЛХ УЛБЪЛЙ, С МЙЮОП ЧЩОХЦДЕОБ «РЕТЕЧПДЙФШ» ЙИ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕРПОСФОП, ЛФП ЙИ РЙУБМ, Й ЪБЮЕН Ч ОЙИ ФБЛ ЮБУФП ХРПФТЕВМСАФУС ХУФБТЕЧЫЙЕ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ФЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ СЧМЕОЙС, У ЛПФПТЩНЙ ТЕВЕОПЛ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЕ УФПМЛОЕФУС. оБРТЙНЕТ, «УХУЕЛЙ». еУМЙ ЙОФЕТЕУОП, ЮФП ЬФП ФБЛПЕ, ЪБЧЕДЙФЕ УЕВЕ РПМЕЪОХА РТЙЧЩЮЛХ (С ЕК ОЕДБЧОП ХЦЕ ПВЪБЧЕМБУШ) - ЛБЛ ФПМШЛП РПДПВОПЕ УМПЧП РПРБДБЕФУС, УНПФТЙФЕ Ч РПЙУЛПЧЙЛЕ, ЮФП ПОП ЪОБЮЙФ. й, ЕУМЙ УМПЧП ХУФБТЕЧЫЕЕ, НБМПХРПФТЕВЙФЕМШОПЕ - ФП ОЕЦЕМБФЕМШОП ДЕФЕК ПВХЮБФШ ЕНХ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ… еУФШ ЕЭЕ НОПЗП УМПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЪБРПНОЙФШ. мЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ ТПУУЙКУЛЙЕ РЙУБФЕМЙ (рХЫЛЙО, ОБРТЙНЕТ), ЙУРПМШЪПЧБМЙ Ч УЧПЕН ФЧПТЮЕУФЧЕ ВПМЕЕ 50 000 УМПЧ. чУЕ ПУФБМШОЩЕ Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ПВЩЮОП ПЗТБОЙЮЙЧБАФУС 2000 РТЙ ПВЭЕН ЪБРБУЕ ПЛПМП 10 000 УМПЧ.

юФЕОЙЕ - ЬФП ФП, ПФ ЮЕЗП НПЦОП… ТЕБМШОП РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ!!! (йОБЮЕ ЪБЮЕН ЮЙФБФШ?) лПОЕЮОП, ВЩЧБАФ УЛХЮОЩЕ ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ ЛОЙЗЙ, ФБЛЙЕ, ЛБЛ, ОБРТЙНЕТ, ТХЛПЧПДУФЧП РП ЬЛУРМХБФБГЙЙ, ОП Й ЙИ ФПЦЕ РПМЕЪОП ЮЙФБФШ (ИПФС ВЩ РП ДЙБЗПОБМЙ ЙМЙ Ч УМХЮБСИ, ЕУМЙ ФЕИОЙЛБ УМПНБМБУШ, ФБН ЕУФШ ПВЩЮОП ПФЧЕФЩ ОБ ЮБУФП ЪБДБЧБЕНЩЕ ЧПРТПУЩ ФЙРБ: «рТПЧЕТШФЕ, ЧЛМАЮЕО МЙ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙК ФПЛ» Й Ф.Д.).
оЕ ОХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН УПЧЕФХАФ. оХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН ЙОФЕТЕУОП Ч ФЕЛХЭЙК НПНЕОФ ЦЙЪОЙ. пВЩЮОП ЬФП МЙВП ФП, ЮФП РПМЕЪОП, МЙВП ФП, ЮФП ДПУФБЧМСЕФ ХДПЧПМШУФЧЙЕ. лПНХ-ФП ОТБЧЙФУС ЖЬОФЕЪЙ, ЛПНХ-ФП - МАВПЧОЩЕ ТПНБОЩ ЙМЙ ДЕФЕЛФЙЧЩ, Б ЛФП-ФП ОЕ ЮЙФБЕФ ЧППВЭЕ. с ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС РТЕДРПЮЙФБМБ ДЕМПЧХА МЙФЕТБФХТХ.
еУМЙ ЧЩ УБНЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБЕФЕ, ФП ОЕ УМЕДХЕФ ПЦЙДБФШ ПФ ДЕФЕК, ЮФП ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ РПУНПФТЕФШ ЛТБУПЮОЩК, ПЪЧХЮЕООЩК РТПЖЕУУЙПОБМШОЩНЙ БЛФЕТБНЙ Й НХЪЩЛБОФБНЙ НХМШФЖЙМШН ЙМЙ ЛЙОП, ДЕФЙ ХФЛОХФУС Ч ЛОЙЗХ Й ВХДХФ ЮБУБНЙ ЕЕ УБНЙ ЮЙФБФШ. рПНПЗЙФЕ ЙН! (еУМЙ, ЛПОЕЮОП, ИПФЙФЕ ОБХЮЙФШ ЙИ). еУМЙ ЧЩ УБНЙ ДБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБМЙ - РПРТПВХКФЕ ОБЮБФШ ИПФС ВЩ У ЦХТОБМПЧ. рЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТПЮЙФЩЧБКФЕ РП 1-2 УФБФШЙ Ч ДЕОШ (НПЦОП Ч йОФЕТОЕФЕ). рПУФЕРЕООП ЧЩТБВПФБЕФУС РПМЕЪОБС РТЙЧЩЮЛБ.

оХ Й РПУМЕДОЕЕ. оЕ ФТБФШФЕ УЧПЕ ДТБЗПГЕООПЕ ЧТЕНС ОБ ЮФЕОЙЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ФБЛ «ОХЦОП». еУФШ ВПМЕЕ ЛПТПФЛЙЕ УРПУПВЩ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. еУМЙ ТЕВЕОЛХ ЪБДБМЙ ЪБ 3 ДОС РТПЮЙФБФШ «чПКОХ Й НЙТ», ЧПЪНПЦОП, УФПЙФ РПУНПФТЕФШ ЖЙМШН Й РПЮЙФБФШ ЛТБФЛХА БООПФБГЙА (ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ ИПЮЕФ ЮЙФБФШ). йЭЙФЕ ТБЪОЩЕ УРПУПВЩ!
еУМЙ ЧБН ОБДП РТПЮЙФБФШ ЮФП-ФП УЛХЮОПЕ - РПРТПВХКФЕ ОБКФЙ Ч ЬФПН УЧПК ЙОФЕТЕУ (ЛБЛ Ч РТЙЧЕДЕООПН ЧЩЫЕ РТЙНЕТЕ РТП «нБЫХ»). рПЙЭЙФЕ Ч йОФЕТОЕФЕ ЧЙДЕП, ЧПЪНПЦОП, ЛФП-ФП ЕЗП ДМС ЧБУ ХЦЕ РПДЗПФПЧЙМ. й ЧНЕУФП УЛХЮОПЗП «ЪТС» РПФТБЮЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ ЧЩ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПУНПФТЙФЕ ЙОФЕТЕУОЩК ЧЙДЕПТПМЙЛ, Ч ЛПФПТПН ЛФП-ФП ВХДЕФ ЪБИЧБФЩЧБАЭЕ ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЧБН, ОБРТЙНЕТ, П ФПН, ЮЕН ПДЙО БЧФПНПВЙМШ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ДТХЗПЗП.

рЙЫЙФЕ НОЕ!

с ВХДХ РХВМЙЛПЧБФШ чБЫЙ РЙУШНБ РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ ПОЙ РПДПКДХФ РПД ЛБЛХА-МЙВП ЙЪ ПВУХЦДБЕНЩИ ФЕН. рЙЫЙФЕ НОЕ ОБ iigolkina @ mail . ru . рЙУШНБ ВЕЪ УРЕГЙБМШОЩИ РПНЕФПЛ НПЗХФ ВЩФШ ПРХВМЙЛПЧБОЩ. зТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ПЫЙВЛЙ ВХДХФ ЙУРТБЧМЕОЩ НОПК Ч ГЕМСИ УПИТБОЕОЙС чБЫЕК ЛПОЖЙДЕОГЙБМШОПУФЙ.

Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки...

Сын спрашивает отца:
— Папа, а за сколько ты сможешь
прочитать "Войну и мир"?
Отец отвечает:
— Думаю, баксов за сто, сынок...

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно "глотали" крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек... Не будем повторять штампы о "сокровищнице мирового духа..." и пр.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами "Лиза" — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? "Ка", "Эль", "Эм", "Эн" и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы "Рэ", а есть буква "Эр". И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав "ЭМ... А... ЭМ... А". Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками ("М" — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква "М" может обозначать два звука [м] (твердый) и [м"] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву "м" с "машиной" (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова "мяч" (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и... по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по "складам" () и метод целых слов (Г. Доман).

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность — малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для "первого чтения". Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами "вос-хи-ти-тель-ный" и "пе-ре-пон-ча-тый"? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Отнеситесь ответственно к выбору книги

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.

Создавайте книги сами!

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка "Поверь в свое дитя". Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе "Чтобы ребенок любил читать...").

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)..."

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: "Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому...".

Комментировать статью "Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать?"

Шаг первый – это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Детям для того, чтобы увлечься чтением, нужна благоприятная читающая среда.
Шаг второй – говорим о прочитанном

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Шаг третий – читаем ребенку на ночь
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Шаг четвертый – не принуждаем

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием.

Шаг пятый- дайте юному читателю время и возможность найти Свою книгу.
Шаг шестой - не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно это касается чтения и любви к литературе. Надеюсь, что 7 шагов любви к чтению помогут вам, если ваш ребенок не хочет читать, и однажды для вас обоих самым лучшим зимним вечером покажется тот, который можно скоротать вдвоем за интересной книжкой.

24.11.2015 23:13:41, Федорова Светлана Александровна

Ура! Нашла! Прочитав статью, зацепилась глазом за "крапивинские новеллы", и думаю, дай порою в тырнете, может удастся ребенка увлечь хоть этим? И что за чудо?! Я нашла повесть, которую читала лет 20 назад, это уж точно, в одном из детских журналов "Последний монитор" и "Застава на Якорном Поле"... До этого пыталась искать по имени мальчика Ёжики или Ежи, но сеть выдавала только про ежей... А тут такой подарок!!! Спасибо автору статьи за упоминание фамилии автора. Тут же пробежала глазами полтекста на какой-то страничке в сети.ОНО, О-Н-О самое!!! Внутри обалденное чувство, как-будто прикоснулась к детству......я тогда не дочитала повесть до конца, журналов больше не было, то ли не выписывали, в общем, не помню, откуда он у меня взялся... Но помню, что мне было очень интересно... Обязательно дам прочитать своему восьмилетке, только вот вопрос, с чего начать?! Чтобы не отбить охоту.

04.05.2013 01:29:06,

У нас приучение к чтению прошло очень легко, сейчас бывают разыне периоды, от запойного чтения до его отсутствия.

Нам книжки с делением на слоги как раз понравились, так что я бы не отказывалась от них.

Вспомнила, как я сочиняла сказки о сыне, печатала, и он их читал. мы делали целую книжку. Сын сказки знал практически наизусть:) Как раз чтение очень знакомых текстов мне кажется не лишенным смысла:)

И потом, он был еще очень мал, и длинных монологов в его речи практически не было. Мне кажется, от общего уровня развития речи тоже зависит и чтение. Было понятно, что и читать он будет тот объем, который удерживается.

Есть еще маленькая хитрость. Все дети не любят ложиться спать. Перед сном я разрешала почитать. Но больше ничего. Сначала читала ребенку я. Потом уже и сам. Вошло в привычку. Да, чтение должно быть удовольствием, и никакие другие методы мне непонятны.

Многие дети будут читать в дороге. Надо создать ситуацию, когда делать нечего абсолютно, т.е. абсолютно. От Москвы до Петербурга у нас, конечно, книги летели как семечки. На отдыхе, когда с собой нет ноут-бука, книги так или иначе читаются:)

По моим наблюдениям, больше комп. игр - меньше чтения. Что же удивляться, если ребенок не читает, если у него игра в компе, псп, телефоне и т.д.

И, конечно, нужно внимательно следить за интересами ребенка, поощрять их. Чтение - процесс и интеллектуальный. Нет интересов - нет чтения. О чем читать? Зачем?

Я никогда не ругала ребенка, что он не читает или не хочет, всегда хвалила и говорила, что у нас, напротив, мальчик читает с удовольствием. Дети очень чувствительны к тому, что о них говорят. И даже иногда начинают в это верить:)

И пусть он читает не то, что читали в детстве мы. Я не буду скорбеть, если в этом году он не прочтет по своей программе Карамзина. Школа - главный враг читающих родителей и детей. Как это ни удивительно. Мы живем уже в другой эпохе. Все меняется каждый день. Только не школьная программа.

26.07.2010 12:44:53, Питерская

Всего 10 сообщений .