Естественное родительство. История старательной мамы Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Здравствуйте, уважаемые читатели. Оптимальная стратегия воспитания ребенка зависит от ваших целей. А также от ваших условий жизни и желаний. Кому подойдет естественное материнство? И что лично я вкладываю в это понятие?

Естественному материнству посвящен весь мой сайт. Я также называю это осознанным родительством: когда мать и отец стремятся стать лучше, работают над собой и грамотно выстраивают свое общение с ребенком.

Для меня эти два понятия почти равны. Большинство осознанных мам натыкаются на информацию о естественном вскармливании, пользе ношения на руках, педагогическом прикорме, совместном сне и многом другом.

Что это значит лично для меня?

Я — не идеал. И я бы не могла себя назвать ярким примером естественного родительства. Во многих вопросах я иду на компромиссы. Подстраивая теорию под свою реальность.

  1. Основной естественного родительства служит кормление грудью. Без допаивания водичкой и без пустышек. Уже тут я пошла на компромисс. Разумеется, кормлю грудью, но в первые месяцы я .
  2. Также сторонники такого подхода к материнству предпочитают продолжать , до самоотлучения. Я пока не уверена, что смогу столько продержаться. Планирую кормить до двух лет, а дальше — смотреть по обстоятельствам.
  3. Одно из главных правил — Тут у меня нет никаких отступлений. помогает держать ребенка «при себе». Мгновенно реагирую на плач, не боясь «приучить к рукам».
  4. Осознанные мамы часто практикуют высаживание, не пользуются памперсами. Я искренне восхищаюсь и аплодирую тем, у кого это получается. Мне не хватило терпения. И оба моих малыша ходили в памперсах до года.
  5. Естественное родительство предусматривает . Я полностью поддерживаю этот принцип. У сына до сих пор нет своей кроватки, так как мы пока не видим в ней смысла.
  6. Некоторые мамы также выступают против колясок. Я гуляла с сыном в слинге где-то до 7 месяцев. Потом пересели в коляску. Разумеется, у меня в «багажнике» лежит слинг, и если сын начинает плакать, я приматываю его к себе. Совсем без коляски для меня слишком сложно.
  7. Сторонницы естественного материнства выбирают вместо педиатрического. Я — тоже.

Как вы поняли, я стараюсь адаптировать некоторые принципы к своим условиям жизни, а не слепо следовать всем рекомендациям. И в глазах некоторых своих знакомых я очень далека от «естественной мамы». Однако, «простые» люди на детских площадках видят во мне нездоровую фанатку. К сожалению, многое из всего вышеперечисленного не принято в нашем обществе.

Кому подходят эти принципы?

Первое, что я хочу сказать: наши бабушки с их советской манерой воспитания были правы. И современные специалисты по уходу за детьми — тоже правы. Каждый из этих подходов к материнству имеет право на существование. Просто они преследуют разные цели.

Если вы хотите через год после родов выйти на работу... Вам лучше не приучать малыша к рукам. Лучше поменьше кормить грудью и пораньше вводить прикорм. Тогда ребенку будет проще привыкнуть к яслям, это окажется не настолько большой травмой. Да и вам самим будет проще. Поэтому у наших бабушек не было другого выхода.

Если же у вас есть в запасе примерно пять лет (или как минимум, три года) — все названные мною принципы могут пойти вам на пользу. Тогда вы можете смело кормить грудью до самоотлучения, спать в одной постели с детьми и долго носить в слинге.

Поэтому для того, чтоб принять принципы естественного родительства, вам необходимо два условия:

  • достаточное время в декрете;
  • желание глубоко погрузиться в общение с детьми.

На втором пункте остановимся подробнее. Да, не все мамы смогут стать такими родителями. И не всем это нужно... Просто некоторые женщины не могут существовать без личного пространства. И даже после родов они сходят с ума от постоянного присутствия ребенка. Им хочется отгородиться, уединиться...

Уединение необходимо абсолютно каждой матери. Хотя бы десять минут в день. Но есть женщины, в которых тяга к уединению особенно сильна. И они не выносят круглосуточного ношения малыша в слинге. Не любят совместный сон и бесконечное кормление по требованию.

Мое мнение такое: этим женщинам надо прорабатывать какие-то свои внутренние блоки, зажимы, мешающие наслаждаться материнством. Стараться пересмотреть свое отношение к жизни. Но конечно, это не всегда возможно. И таким женщинам лучше не насиловать себя и не пытаться стать идеальной «естественной» мамой.

Такое родительство подразумевает, что вы полностью погружаетесь в ребенка. Как минимум, на два-три года. Это не значит, что у вас не будет других интересов и хобби. Наоборот, хобби очень важны. Но вы будете постоянно контактировать с ребенком. И все делать только вместе с ним.

Как влияет на детей подобный подход к воспитанию?

Конечно, такой подход усиливает детскую привязанность. В первые годы вам будет сложнее оставить с кем-то карапуза. Он не будет слезать с ваших рук. И все знакомые, чьи дети приучены спать по ночам и лежать днем в кроватках, будут смеяться над вами.

Ваши знакомые будут доказывать, что нормальные дети могут оставаться без мамы на полдня. Что нормальные дети не вешаются на маму, а дают ей пожить своей жизнью. И все бы хорошо, если б не один нюанс...

Вы знаете, что в детских домах малыши тоже «прекрасно» живут без мамы? Что их никто не носит на руках — и они привыкли к этому? Вы знаете, что они сами засыпают с младенчества в своих кроватках и крепко спят всю ночь? Но разве это говорит о том, что это — правильно? Что так для них лучше?

Ребенок может приспособиться ко всему. Он может обходиться без маминых рук. Без груди. Может спать всю ночь. И играть целый день. Но это для него — неестественно.

В ребенке заложена потребность быть рядом с мамой. Он настолько слаб, что ни за что не сможет выжить в одиночестве. Он обязан держаться за маму. Обязан следить, чтоб его не оставляли одного. Ведь в древние времена это грозило ему немедленной смертью.

Естественное родительство подразумевает удовлетворение естественных потребностей детей. С этой точки зрения, дети — не какие-то чудовища, с рождения мечтающие поработить вас, сесть вам на шею и диктовать свои желания. Дети — это беззащитные существа, которые остро нуждаются в любви.

Обо всем этом можно писать очень долго. Весь мой блог посвящен данной теме. Сейчас я хочу сказать, что если вы готовы на пару лет хорошенько погрузиться в новый для себя мир материнства — естественное родительство пойдет вам на пользу. Необязательно следовать всем-всем заповедям. Выбирайте то, что вам по силам.

Через пару-тройку лет ребенок станет совсем не таким требовательным. Да уже в полгода-год многие дети с удовольствием отдают своей маме достаточно личного пространства. Они уже хорошо напитались ее любовью, убедились в безопасности окружающего мира... Поэтому пойти таким путем — не так уж сложно. Но зато очень радостно. Очень!

Принципы естественного материнства позволяют вам стать ближе к своему ребенку. Поддерживать прекрасный контакт со своим чадом. И постоянно наполнять его своей любовью.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

Основной идеей методов воспитания в конце XX-начале XXI века является удовлетворение врождённых потребностей в ласке, тепле, пище и безопасности. Естественное воспитание, по мнению его сторонников, основывается на эволюционной теории развития человека как вида в природе, опирается на традиции воспитания в той или иной культуре или на современных научных данных из областей психологии, педагогики, биологии, медицины, антропологии, биохимии, стоматологии. Отличительной чертой всех направлений естественного родительства является апелляция к природным, животным или биологическим истокам человека. В той или иной мере подчеркивается гармония с природой. Чёткого мнения что есть «природное» и «естественное» не существует. Интерпретация естественности может производиться через призму традиционного опыта и знаний, передаваемые в определённой культуре, антропологические исследования о древних людях и сравнения этих данных с наблюдениями за современными народами и племенами, которые живут первобытным строем, или покоиться на знаниях из области биологии человека и млекопитающих.

Сторонники естественного родительства считают, что у родителей есть всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о ребенке (в отличие от научного подхода, где считается, что только специально обученные специалисты разбираются в уходе за детьми и воспитании детей) . Родители, которые проводят много времени со своими детьми, естественно, учатся понимать их насущные потребности. Так, например, мама даёт ребёнку грудь, не тогда, когда он заплакал, а когда он начинает выказывать неудобство, его сон становится беспокойным, а если его рука оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом (поисковое поведение). Такой подход полностью совпадает не только с исторически-культурными традициями воспитания детей у многиx народов, но и с рекомендациями ряда специалистов . Такое воспитание воспринимается ими как проверенное временем и наиболее гуманное и приемлемое для развития человека.

Сторонники естественного родительства частично или полностью отказываются от приспособлений, которые с их точки зрения, неестественны, для ребёнка (бутылки , искусственные заменители молока, пустышки, одноразовые подгузники, а также детские кровати, люльки, ходунки, прыгунки, манежи, коляски).

Некоторые из специалистов считают, что некоторые из этих предметов могут представлять опасность для здоровья ребёнка, например, использование искусственных сосков может привести к патологиям развития лице-челюстного аппарата, что впоследствии может вызвать различные заболевания, такие как отиты, апноэ сна, патологии речи . Использование бутылок для кормления детей связано с перекармливанием и нарушением саморегуляции аппетита у ребёнка Перекармливание в младенчестве коррелирует с ожирением во взрослом возрасте .

Элементы естественного родительства

  • Естественные роды . Сторонники метода естественного родительства предпочитают рожать в роддомах или дома без медицинских вмешательств, которые сопряжены с возможным риском негативного исхода родов для матерей и детей. Им близок акушерский подход к родовспоможению, который поддерживается Всемирной организацией здравоохранения. Понятие естественные роды в контексте идеологии естественного родительства варьируются от вагинальных родов в роддоме с медицинскими вмешательствами до соло-родов дома. Чаще всего сторонники естественных родов рожают в роддомах, по возможности, без вмешательств в роды, или же практикуют домашние роды с акушеркой. Иногда роды в системе естественного родительства рассматриваются как социально-семейное, а не медицинское событие.
  • Уважительное отношение к связи, которая формируется между матерью и ребёнком после рождения. Это проявляется в неразлучении пары мать-дитя после родов. Внутри естественного родительства существует широкий спектр представлений насколько надо или не надо вмешиваться в отношения матери и ребёнка. Например, домашние роды с акушеркой не означают, что ребёнка не будут социализировать путем каких-то действий, присущих социуму, а не естественному течению событий в природе млекопитающих. Главная отличительная черта инициации детей при естественном родительстве - отсутствие насилия и боли.
  • Грудное вскармливание . Сторонники метода часто практикуют грудное вскармливание минимум до двух лет, что, при наличии адекватного прикорма, допускается в рекомендациях «Всемирной организации здравоохранения ». Детей могут кормить как до самоотлучения, так и отлучать традиционными способами. Сторонники естественного родительства считают, что кормить грудью может любая женщина, поэтому склонны обращаться за помощью к другим опытными кормящим или консультантам по грудному вскармливанию для преодоления проблем.
  • Тактильный контакт родителей и детей.
  • Осознание родителями, что дети видят, слышат и чувствуют. Это позволяет родителю разделать ощущения и чувства ребёнка.
  • Ношение детей на руках и в слинге .
  • Совместный сон с матерью или с родителями. Практика совместного сна - преобладающее обустройство сна в семье с маленькими детьми во всём мире. Эволюция сна ребёнка происходит в присутствии матери, а раздельный сон матери и ребёнка повышает риск синдрома внезапной детской смерти.
  • Педагогический прикорм или перевод ребёнка с грудного вскармливания на семейный стол;
  • Естественная гигиена новорождённого , то есть высаживание, отказ от одноразовых подгузников («памперсов»).
  • Консервативный подход к медицинской помощи, лечению фармакологическими препаратами.
  • Консервативный подход к вакцинации .
  • Закаливание.
  • Здоровое питание всей семьи.
  • Положительное поощрение кооперативного поведения у детей. Это может проявляться в избегании насильственных методов дисциплины, таких как битьё, шлепки, словесные оскорбления и упрёки.
  • Естественное планирование семьи.

    Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. )

    Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears ). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности . По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.

    Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.

    На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:

    1. подготовку к беременности, родам и родительству;
    2. кормить детей с любовью и уважением;
    3. отвечать с учётом чувств ребёнка;
    4. использовать заботливое прикосновение как часть воспитания;
    5. обеспечиваться физически и эмоционально безопасный сон;
    6. предсказуемо и с любовью заботиться о ребёнке;
    7. использовать положительные методы дисциплины;
    8. стараться балансировать личную и семейную жизнь.

      Преимущества естественного подхода

      Естественный подход существует много лет и исследует отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:

      • естественный подход помогает установить очень крепкую эмоциональную связь с ребенком на долгие годы;
      • использование слинга помогает занятой маме (и другим членам семьи) справляться по хозяйству, а также оставаться вовлеченной в жизнь общества, вести активную и разнообразную деятельность;
      • некоторые приемы, практикующиеся сторонниками естественного родительства (частое ношение ребёнка в слинге или на руках, совместный сон) помогают минимизировать или вообще избежать младенческой колики ;
      • грудное вскармливание экономит время и материальные средства родителей, а также позволяет сохранить здоровье ребёнку (грудное вскармливание помогает более всех других стредств защитить от аллергий, астмы, и прочих болезней ).
      • роды в приятной и спокойной для женщины обстановке, где она чувствует себя в безопаности, заканчинваются благоприятно. Вмешательства в роды, характерные для медицинского ведения родов, приводят к осложнениям в родах, и как следствие, исход родов ухудшается и для матери, и для ребёнка. Известно, что у младенцев рождённых в больницах больше вероятность пострадать от родой травмы, аспирации меконием, а также им чаще требуется неонатальная реанимация и кислородная терапия более 24 часов после рождения. Исследования смертности в родах и после родов в период 1800-1950 года указывают на факт, что «В контексте общего числа родов, материнские смерти были редкостью.» Имеется вероятность смерти женщины при родах, при этом повышение материнской смертности связывают с методом ведения родов в стационарах. В последние годы появились данные, что материнская смертность возрастает. Повышение материнской смертности в родах связывают с возрастающим числом хирургических родов.

        Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:

        • Люди, которые спали со своими родителями, когда были детьми, имеют более высокую самооценку, чем те, кто не спали.
        • Согласно одной из теорий, некоторые дети не способны выйти из фазы глубокого сна при понижении температуры тела или кратковременной остановке дыхания. Но когда они спят в одной постели с родителями, то под влиянием движений и звуков, производимых родителями, меньше времени проводят в фазе глубокого сна и больше - в фазе быстрого. Кроме того, с родителями дети чаще спят на боку (это естественное положение для грудного вскармливания) или на спине, что облегчает им дыхание. Уменьшается вероятность положения на животе, представляющего собой известный фактор риска при СВДС . Однако имеются сведения о том, что положение на боку может быть опасным для ребёнка .

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова