Тема христианства в киноискусстве актуальна всегда, будь то почти документальное описание евангельских событий или только слегка уловимые мотивы. Предлагаем вашему вниманию те фильмы, которые, по нашему мнению, достойны внимания по тем или иным причинам.

«Страсти Христовы» (Реж. Мел Гибсон, 2004)
Вряд ли остался хоть кто-то, кто не слышал ничего об этом фильме. Ещё до премьеры он вызвал большую полемику. И до сих пор его активно обсуждают, тем более, что готовится продолжение под названием «Страсти Христовы: Воскресение» (премьера запланирована на апрель 2021 года). В продолжении будет тем же приемом документальности показано, что произошло после смерти Христа до Его воскресения.
Несмотря на то, что в православной традиции не принято представлять Святую Троицу (а тем более играть роль Бога), фильм увидеть стоит. Особенно тем, кто с Евангелием почти или совсем не знаком. Просто чтобы хотя бы знать, о чем там написано, а также почувствовать себя свидетелем тех событий.

«Евангелие от Матфея» (Реж. П.П. Пазолини, 1964)
С тем же документализмом и в той же местности снял фильм атеист и марксист (!) Пьер Паоло Пазолини. Как и «Страсти Христовы», это одна из самых критикуемых и самых известных исторических картин. На вопрос о соответствии экранизации тексту Библии режиссер отвечал, что «…изображения никогда не смогут достичь поэтических высот текста». Непрофессиональные актеры, чёрно-белый формат, аутентичные декорации и костюмы — все это создаёт эффект присутствия. Фильм был трижды номинирован на Оскар в 1966 году за работу художника-постановщика, дизайн костюмов и саундтрек.

«Павел, апостол Христа» (Реж. Эндрю Хайятт, 2018)
Фильм рассказывает о последнем периоде жизни апостола Павла, который прошел путь от преследователя христиан до одного из величайших учителей христианской веры. Режиссеру удалось передать общественные настроения того времени. Кровавые расправы Нерона над христианами и первые мученики за Христа… Апостол Павел в римской тюрьме ожидает казни, к нему из Греции спешит целитель Лука (будущий евангелист). Он рассказывает Павлу о зверствах на римских улицах и о том, что, несмотря на гонения, последователей Христа становится все больше. Многие из этих людей никогда не видели и уже не увидят Павла. И Лука решает записать его послания, чтобы дело апостола жило и после его смерти.
Замечательные актеры (Луку, кстати, сыграл тот самый Джеймс Кэвизел, которому выпала роль Иисуса в «Страстях Христовых»), реалистичные декорации и костюмы оттеняют ощущение веры, надежды и любви, которым пропитан фильм.

«Мария Магдалина» (Реж. Гарт Дэвис, 2018)
Ещё одна киноистория об апостоле Христа. Точнее, о равноапостольной Марии Магдалине.
Известно, что в католицизме Марию из Магдалы отождествляют с безымянной евангельской блудницей и Марией из Вифании (сестрой Лазаря). В фильме же, по словам создателей, зрителям представлен «подлинный и гуманистический образ одного из самых загадочных духовных лидеров в истории человечества».
Молодую девушку отец и братья хотят выдать замуж за вдовца с детьми. Она всем своим видом показывает, что ее не интересует обычная жизнь замужней женщины, тем самым навлекая на себя недоумение и гнев семьи. Отец и братья уверены, что только бес может сподвигнуть девушку на такое своеволие и решают изгнать его. Но, кажется, ничего не получается.
В то время по их селению разносится весть о странном человеке, который говорит какие-то немыслимые вещи о Царстве Божием и мире без насилия, а главное, является «сильным целителем». Его приглашают для исцеления Марии. Но вместо этого родственники видят, как Иисус крестит Марию погружением в воду и сообщает, что бесов в ней нет. Вскоре Мария слышит проповедь Христа и решает идти за ним.
В фильме есть спорные мотивы, веяния современной моды, но посмотреть его стоит. Мария Магдалина здесь — верная последовательница Христа, которая, как и многие христианские женщины, отвергает все сомнения и верит всем сердцем, в то время как апостолы-мужчины предают и отрекаются.
«Письма отцу Якобу» (Реж. Клаус Хярё, 2009)
От мира горнего к грешному…
Женщине, осуждённой на пожизненное заключение, вдруг сообщают, что она помилована. Ей некуда идти — с семьёй она не поддерживала контактов. Как выход Лейле предлагают работу личного ассистента слепого деревенского пастора, который нуждается в помощи для чтения писем от прихожан и ответа на них. Женщина неохотно принимает предложение: она не привыкла помогать другим, как и сама ни от кого не ждёт помощи, да и вообще, уже смирилась с бесцельным тюремным существованием. Однако постепенно перед нами разворачивается удивительно трогательная история о любви, сострадании, прощении и возрождении.
«Поп» (Реж. В. Хотиненко, 2009)
Главный герой фильма — священник Александр Ионин, участник Псковской православной миссии. Это одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. Действовала миссия в 1941–1944 годах на оккупированной части епархий Русской православной церкви: Ленинградской (Санкт-Петербургской), Псковской и Новгородской. Ранее, в ходе Большого террора 1937–1938 годов, высшее духовенство на северо-западе России, как и повсюду в СССР, было частично репрессировано, частично вынуждено перейти на светскую работу, и к лету 1941 года в указанных епархиях (не считая Ленинграда с ближайшими окрестностями) действовало не более 10 храмов. За неполных два с половиной года верующему населению с помощью миссии удалось возродить более 200 приходов. Отношение к деятельности участников миссии неоднозначное: их называют и героями антибольшевистского сопротивления, и пострадавшими от лживых обвинений в коллаборационизме, и предателями своей Родины.
Затронув такую тему, фильм получил неоднозначные отзывы как от светских критиков, так и от православной общественности. Режиссёр на критику ответил: «В картине нет никакого идеологического и дидактического смысла, но это те открытия, которые могут что-то изменить в сознании. У нас ведь до сих пор нет другой национальной идеи, кроме победы в Великой Отечественной войне. Её мы помним, ею гордимся. Теперь мы готовы осмыслить какие-то сложные страницы войны, которых раньше не знали или не умели понять».

«Монах и бес» (Реж. Н. Досталь, 2016)
Это фантастическая трагикомедия с элементами мистики. Уже интересное сочетание, не правда ли?
В мужском монастыре первой половины XIX века появляется новый насельник Иван, Семенов сын. Вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице беса Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана…
Добрый фильм о человеческих страстях и духовных подвигах, о тех самых «несвятых святых».

«Гарри Поттер» (особенно Дары Смерти); «Властелин колец»; «Хроники Нарнии»
Да-да, вам не показалось! Все эти сказки пронизаны христианскими мотивами! Противостояние Добра и Зла, самопожертвование и всепобеждающая ЛЮБОВЬ — фундаментальные основы книг, по которым сняты отличные фильмы, за голливудской пылью которых совсем не сложно разглядеть прописные истины.
И как бы ни обвиняли авторов в язычестве и (о, Боже!) сатанизме, после просмотра этих добрых сказок хочется вновь и вновь задуматься над самыми сложными вопросами: «кто мы?» и «что у нас внутри?»
АВТОР: Ирина Иванова @yarina_ivanova
Еще хороший фильм «Дело против Христа»
Мария Магдалина» (Реж. Гарт Дэвис, 2018) Не понравился. Слабый фильм. Режиссёр актеры все слабое. Сплошные вздохи взгляды обнимаения и хождения по горам. Духовности ноль плюс кощунственная отсебячина режиссера