Иконы — особое достояние Православной церкви, они почитаются миллионами верующих. Многие шедевры русской и византийской иконописи находятся в монастырях и соборах по всей России, но так сложилось, что часть богатого русского иконописного наследия можно увидеть только в музеях.
События послереволюционного времени, когда разрушались и грабились монастыри и храмы — вот причина пополнения музейных коллекций древнерусского искусства не только иконами, но и другими памятниками русской духовной культуры (облачениями, Евангелиями, украшенными драгоценными камнями, церковной утварью). Все они передавались в музеи на хранение, потому что это был верный способ спасти святыни.
Сегодня самая большая коллекция русских икон находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, также богат шедеврами иконописи Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Первые иконы в его собрание поступили из Академии Художеств в Петербурге, где находился Музей христианских древностей, а также из частных коллекций ещё в начале 20 века.

Икона Святой Троицы
Самые распространённые изображения на иконах — это образы Богоматери и Иисуса Христа и эпизоды из Писания с их участием, за ними — святые, во славе Божией просиявшие, и их жития. Однако икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, пожалуй, стоит первой в списке прославленных икон Руси. До революции эта икона, написанная в первой половине 15 столетия, находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, а в 1929 году после скитания по реставрационным мастерским и другим музеям перешла в собрание Третьяковской галереи. Символичное изображение триединства Бога отсылает нас к ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Круговая композиция сидящих за столом трёх ангелов завораживает простой лаконичностью и спокойствием. На столе — чаша с головой тельца напоминает об Евхаристии. Каждый объект пейзажа на иконе — гора, дом, дерево — также несёт глубокую смысловую нагрузку. Икона Животворящей Троицы, подлинный памятник русской культуры, в настоящее время хранится в стеклянном шкафу с постоянным режимом влажности и температуры.
Спас в Силах
Другая хорошо знакомая всем икона Андрея Рублева из собрания Третьяковской Галереи — Спас в Силах, одна из основных православных икон, помещается она в центре иконостаса. Преподобный Андрей Рублёв писал эту икону для Успенского собора во Владимире в первом десятилетии 15 века. Это тип иконографического изображения Христа как Царя-Вседержителя, Судии и Спасителя отсылает нас к Писанию — к Откровению Иоанна Богослова, где рассказывается, что Христос именно в таком образе должен явиться в конце времён. Смысл иконы необычайно глубок: перед нами Христос-Владыка видимого и невидимого мира, Он восседает на троне в своей Славе, держа в левой руке Евангелие, а правой благословляя всё сущее на земле. Композиционно это очень чёткое, строгое изображение: фигура Христа вписана в красный ромб, который символизирует сияние Божьей Славы. Ромб расположен на синем овале — это мир горний, сфера небесная, где обитают ангелы, архангелы, силы, власти, за сферой находится красный квадрат с вытянутыми концами — это мир дольний, земная сфера. В углы квадрата вписаны символичные изображения четырёх евангелистов, которые благовествовали о Христе на все стороны света. Такое изображение Христа появилось ещё в раннехристианский период: в собрании Третьяковской галереи хранится еще одна икона Спас в Силах — но уже кисти Дионисия, московского иконописца, жившего в 15 веке. Образы очень похожи, ведь иконописцы того времени строго следовали канонам и не стремились к новшествам.
Богоматерь Одигитрия
Ещё одна известная икона Дионисия из коллекции древнерусского искусства Третьяковской галереи — Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница. Икона создана в последней трети 15 века для Вознесенского собора Московского Кремля. Согласно современным научным исследованиям, Дионисий восстановил византийскую икону на липовой доске. Этот факт опять же подтверждает строгое следование канонам иконописи: у мастеров не возникало желание привносить своё в уже сложившееся изображение — отсюда такое частое сходство икон разных мастеров, различных по датировке и географическому местонахождению. Образ Богоматери с младенцем на руках особо почитается на Руси ещё с домонгольских времён: она путеводительница в военных походах русских князей, заступница в каждом доме, окормительница и утешительница. Икона долгое время хранилась в Патриаршей библиотеке, после революции 1917 года была передана в Исторический музей, откуда в 1930 году поступила в Третьяковскую галерею.
Донская икона Божией Матери
Другая любимая многими верующими икона из собрания Третьяковской галереи — Донская икона Божией Матери, чьё авторство приписывается Феофану Греку, но это мнение оспаривается искусствоведами. Эта икона почитается как чудотворная: согласно легенде, именно она защитила русское войско на Куликовом поле в 1380 году. Каждый год 1 сентября, в день праздничного богослужения в честь этой иконы, образ перевозят в Донской монастырь. Примечательно, что икона является двусторонней: на обороте изображено Успение Богородицы.

Угрешская икона Святого Николая
Ещё одна икона, связанная с Куликовской битвой — Угрешская икона Святого Николая — также является частью коллекции Третьяковской галереи, куда она поступила в 1925 году из Николо-Угрешского монастыря. Эта икона чудесным образом явилась Дмитрию Донскому, когда он разбил лагерь по пути на Куликово поле, укрепив его в вере перед битвой. По его приказу на этом месте была заложена обитель во имя святителя Николая. Известное поясное изображение Николая Чудотворца хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Это редкая икона домонгольского периода, первое упоминание о которой встречается в летописи 1162 года. Икона с четырьмя медальонами, в которых помещены изображения избранных святых, происходит из Свято-Духова монастыря в Новгороде, откуда в 1920 году она была перемещена в Новгородский музей. В собрание Русского музея икона поступила только в 1933 году.
В коллекции икон Русского музея хранятся и другие самобытные иконы домонгольского периода: апостолы Пётр и Павел, Ангел Златые Власы, которая датируется второй половиной 12 века, Устюжское Благовещение — всех не перечислишь.
Должны ли такие иконы находиться в храмах в открытом доступе для верующих или их место в музеях, в особом микроклимате для лучшего сохранения — сложный вопрос. Русские коллекционеры древностей обратили внимание на древнерусские иконы ещё в 19 веке, благодаря чему многие из них сохранились и перешли в собственность музейных коллекций, где эти шедевры живописи стали серьёзно изучаться искусствоведами, историками, культурологам только во второй половине 20 века.
Русское иконописное искусство неразрывно связано с историей Руси.
По своей сути всё древнерусское искусство религиозно: и архитектура, и иконопись, и деревянная и каменная миниатюра неразрывно связаны, да более того — подчинены православной культуре. Именно по иконописи стали изучать живописное искусство как домонгольского, так и более позднего периода. Икона перестала быть только сакральным образом, но стала настоящим национальным культурным наследием русского народа. Поэтому некоторые значимые с исторической и историко-культурной точки зрения иконы хранятся в музейных коллекциях России сегодня.
Автор: Любовь Мурада @liubamuha
Сложно сказать, как правильно. С одной стороны такие ценности вроде как должны находиться под присмотром для лучшей сохранности, но с другой стороны, мне кажется иконы живут своей особой жизнью, вопреки всем земным законам. Нередки случаи когда иконы сами восстанавливаются, как например Коробейниковская икона Божией Матери, находящаяся у нас на Алтае. И в нашем храме есть икона, на которой изображение совсем стертое начала как бы проявляться. Но у Господа все промыслительно, и может быть, каким-то непостижимым образом для нас, иконы находящиеся в музеях как-то воздействуют своей благодатью на невоцерковленных, может даже и на неверующих людей. Пути Господни неисповедимы. Может именно эти иконы в музеях приводят каких-то людей ко Господу.
Удивительно искренняя, понятная статья, без напускного пафоса и светской отстранённости. Читать интересно и приятно! Спасибо автору и порталу!
Обе иконы сегодня размещаются в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока не была перемещена в Третьяковскую галерею.