Интеллектуальные состояния человека список. Слова категории состояния. Что вызывает чувства и эмоции

«Ситуация с интеллектуальным состоянием человечества особенно трудна потому, что всем кажется, будто тут вообще нет никаких особых проблем, будто проблемы успешно решаются по мере возникновения, а число решенных уже не счесть. Ими занимаются миллионы квалифицированных специалистов. Траться огромные средства. Течет непрерывный поток информации, открытий, изобретений. Так что же ещё нужно?

Дело в том, что именно изобилие такого интеллекта, рост его практического могущества, чрезмерное захламление им жизненного пространства человека, его безудержное извращение и распространение стало мощной социальной основой колоссального занижения суммарного уровня человеческого интеллекта, тотального оглупления огромных масс людей, формирования масс людей отнюдь не по законам формирования лучших умов, талантов, гениев и вообще лучших представителей рода человеческого.

Этот статус эти люди уже утратили.

С социальной точки зрения один человек, несколько человек, группа, сравнительно небольшое объединение людей могут быть умными (обладать высоко развитыми интеллектами) в высшем смысле слова. Но многие тысячи и миллионы всесильных владельцев (хозяев) интеллекта, обладающих огромными средствами, властью и влиянием на людей таковыми быть не могут.

У них основная жизненная функция заключается не в познании реальности, а в том, чтобы жить за счёт использования этой функции в своих эгоистических интересах. Они суть подлинные хозяева и распорядители функции интеллекта и тем самым - самого интеллекта. Интеллект так или иначе является владением этой огромной армии производителей и распорядителей им. В эту среду допускаются далеко не все, а лишь те, кто лучше других служит хозяевам среды, придаёт ей более приличный вид и более умело эксплуатирует её для себя. Но всему есть пределы. Ситуация в мире уже сложилась такая, что хозяева интеллекта оказались просто не способными подняться на более высокий (на высший) его уровень, удержаться на его высотах и сохранить такое состояние по своему произволу достаточно долго и устойчиво. Они уже не умеют это делать, если вообще когда-то были на это способны. Сейчас можно констатировать как факт сильную тенденцию человечества к тотальной деградации именно самых утончённых проявлений интеллекта.

Интеллект - что это такое? Слов об этом наговорено - невозможно измерить. Я за свою жизнь просматривал буквально тысячи разного рода разъяснений, истолкований, описаний, определений. Я стремился понять авторов, извинить им преходящие недоделки. Но за всю долгую жизнь я так и не встретил ни разу (ни разу!!) ни одного достаточно вразумительного, ясного, логически точного определения самого понятия «интеллект». Оно просто не существует в том состоянии, в каком я хотел его видеть в сочинениях других авторов. Тут похоже на то, что специальное запутывание мозгов людей стало принципом их поведения. Конечно, и обычная неспособность решения проблемы внесла сюда свою лепту. […]

На вопрос о том, что такое интеллект, интересующемуся, естественно, указывают на бесчисленные учебники, на монографии, на кафедры, на факультеты, на институты, на докторов наук, на профессоров, на академиков, на лауреатов премий и прочих представителей учёного мира. Всё это производит впечатление очевидности и бесспорности. Однако, реальная учёная среда не сводится к этому. В ней вырастает и гигантское число явлений, которые тоже вливаются в океан явлений, относящихся к интеллекту. Они вносят в него свою долю. И какую! По моим предположениям, эта доля уже давно перевалила за половину хлама, загрязнившего мировую интеллектуальную атмосферу. И весь этот хлам активно участвует в обработке интеллектуального состояния человечества совместно с упомянутыми достижениями. И разделить их уже практически невозможно. Это есть также реальность интеллекта человечества, как и физика, химия, биология, история, психология, математика, космонавтика и все прочее, чему обучаются миллионы и миллионы людей. Мне неизвестны попытки хотя бы первичных измерений коэффициента полезного действия интеллектуальной сферы человечества. По всей вероятности, практически это вообще вряд ли возможно.

Человечество вообще не заинтересовано в истине насчёт своих способностей, выходящих за рамки своих частных примеров и приложений.

А между тем, бытие человечества в самых его основах имеет вполне определенные закономерности. Они могут быть познаны и в значительной мере познавались и познаются. Но в большей степени их уже игнорируют, фальсифицируют, мистифицируют, делают непонятными и даже запретными для научного понимания. Линия западноевропейской цивилизации, начатая мыслителями прошлых веков оказалась просто оборванной как один из определяющих факторов социальной эволюции. Из эволюционного процесса человечества выпадает его значительная часть. Нелепость эволюции состоит в том, что сейчас легче подготовить тысячи специалистов в самых различных сферах науки, чем одного единственного, действительного свободного от предрассудков в понимании основ познания мироздания и способного развить достаточно высоко результаты своих исследований. Думаю, что наступит просто фактически запрет на сам фактор понимания.

Интеллектуальная среда загрязнена, отравлена, изуродована ещё больше, чем среда природная. И это не вызывает никакой тревоги ни у кого, вообще не замечается и не воспринимается как явление катастрофическое. Интеллектуальный материал, который мог бы хотя бы осознать и поставить самое проблему, вообще не допускается к жизни в качестве её значащего компонента. А тот, который поддерживается, распространяется и заполняет интеллектуальное пространство, производит впечатление величайших достижений прогресса. Интеллектуальный материал, о котором я говорю как о недопускаемом к жизни, не имеет шансов успешно конкурировать с господствующими силами в соответствующих сферах бытия.

Говорят о некоем интеллекте вообще, вроде бы одинаковом для всех мыслящих существ. Но реальный интеллект различных людей неодинаков. Он может быть сильным или примитивным, как в подавляющем большинстве случаев. Такой универсальный, одинаковый для всех и пригодный для большинства интеллект существует в жизни масс людей лишь как примитивизированный и стандартизированный компонент американизированной технологии, доминирующей сейчас на планете в системе управления человечеством как её главный компонент».

Зиновьев А.А., Фактор понимания, М., «Алгоритм»; «Эксмо; 2006 г., с. 508-511.

Состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, смерти, обществе) и высказывать какие-либо суждения о них. Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека. Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т.п. Психическое состояние, характеризующееся перевозбуждением, препятствующим возникновению здорового сна. Психическое состояние, высшая степень концентрации внимания, резкое увеличение производительности в действиях. Нормальное психическое состояние человека, характеризующееся адекватной работой сознания как психического интегратора; способность адекватно воспринимать слова и поступки окружающих людей. Особое психическое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, обычно сопровождающееся повышенной внушаемостью. Психическое состояние "сна наяву", развитое фантазирование. Психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. Состояние угрюмого ворчливо-раздражительного, злобного настроения, сопровождающееся повышенным беспокойством в ответ на любой внешний раздражитель. Дисфории могут длиться часами и днями и отличаются злобно-тоскливой окраской настроения. Состояние нервно-психического напряжения, отличающееся разнообразными нарушениями в сфере вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, и является его личностным свойством. Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут иметь место конверсионные или диссоциативные проявления. Первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Настроенность на выполнение повторяющихся, ритуальных действий, невыполнение которых приводит к тревожности, расстроенности. Неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека. Функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы: снижение тонуса и восприимчивости, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий, появление ощущений скуки и потери интереса к работе. Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности.Направленность мышления определяется аффективно окрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзии и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания. Психическое состояние, при котором у человека появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (навязчивые идеи). Особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса. Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Психическое состояние, характеризующееся тоской по чему-либо или кому-либо, неудовлетворенностью текущим положением вещей. Психическое состояние, характеризующееся уверенностью в себе, в завтрашнем дне, стремлением ощутить всю полноту бытия. Устойчивое состояние, при котором болезненная тревога поражает одного человека или группу лиц, которым передается паническое состояние. Группа не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Психическое состояние, характеризующееся лёгкими депрессивными проявлениями: снижением настроения, низкой физической активностью, низкой целеустремлённостью и подавленной волей. Состояние готовности спортсмена к участию в спортивном состязании. Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи, и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности. Психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаки: потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Состояние сильного и продолжительного сокращения мышц, обусловленное изменением тонуса нервных центров, иннервирующих данные мышцы. Временное психическое состояние, характеризующееся довольно резким снижением интегративной функции внимания. Психическое состояние: неуверенность, часто тревожность и фрустрированность, дезориентация, пересмотр ценностно-смысловой сферы, стратегических и тактических принципов деятельности. Состояние, развивающееся преимущественно у астеников и эмотивно-лабильных людей, в связи с неосторожно сообщенным им серьезным диагнозом или из-за собственных предположений. Психопатологические состояния, обусловленные достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия и аффективно-шоковые реакции. Состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Состояние высокой настроенности человека, сочетающейся с высоким тонусом, готовностью совершать спонтанные (произвольные, волевые) поступки. (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Кратковременный обморок, потеря сознания, вызванный нарушением мозгового кровотока. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ-неоправданным. Состояние высокой настроенности, отсутствия внутренних конфликтов. Состояние довольно резкого повышения интегративной функции внимания. Состояние временного повышения критического отношения к действительности. Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие. Психическое состояние, характеризующееся нормальным тонусом, уравновешенностью, достаточной критичностью. Положительное эмоциональное состояние, связанное с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующееся возникновением ощущения возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Термин, используемый с целью обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Бодрость, способность в единицу времени сделать больше действий, активность. Один из основных параметров психического состояния человека: переходное состояние, переживание новых ощущений, новых смыслов; более или менее значительное изменение внутреннего мира. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации это опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

Психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности. К первым относятся элементарные единицы психики, обеспечивающие её функционирование. Выделяют (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и внимание. Последнее не является самостоятельным процессом, но регулирует другие, а также перестраивает психику в ответ на меняющиеся условия среды.

Интерес

Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

Любопытство

Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова «интересно», «захватывающе», «любопытно» и т.д.

Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

Творческое вдохновение

Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: «Эврика!», «Ура! Нашёл!», «Как же я раньше не догадалась!».

Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

Монотония (скука)

Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

Особенности психических состояний

Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет для успешной практической деятельности.

Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.

Категория состояния (другое название - безлично-предикативные слова) - знаменательные неизменяемые наречные и именные слова, обозначающие состояние. Они употребляются в безличном предложении в функции сказуемого. Тем самым подчеркивается их роль предиката.

Можно ли считать категорию состояния частью речи?

Развитие русского языка идет к тому, что в скором времени они займут законное место среди знаменательных (самостоятельных) частей речи. В школьных учебниках еще в середине 20 века о категории состояния и вовсе не упоминалось. Сейчас в комплексе книг С. И. Львова и М. М. Разумовской они выделяются из наречия как особая группа слов, которая отличается от них по ряду признаков. А в учебниках Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова категория состояния и вовсе представлена как самостоятельная часть речи, предложен ее морфологический разбор.

Пример для понимания категории состояния

В качестве примера можно привести следующее предложение: Приедет Владимир, всем нам будет весело. Здесь слово весело используется для обозначения психического состояния и является сказуемым в соответствующем безличном предложении. Оно сочетается в нем со связкой будет , которая является аналитической формой будущего времени. Слово "весело " безлично-предикативное, является омонимом краткой форме наречия и прилагательного. Сравните его использование в следующем предложении: Выражение лица ребенка весело . Здесь это слово является кратким прилагательным. А вот еще один пример: Он весело улыбнулся . Здесь уже оно выступает в качестве наречия. Однако являясь категорией состояния, весело отличается от прилагательного отсутствием форм рода, таких как весела, весело, весел . Кроме того, по нему нельзя определить имя. От наречия же слово весело отличается своей неспособностью определять имя прилагательное и глагол. Более того, ему чуждо значение признака.

Общее значение всех безлично-предикативных слов

Все слова категории состояния имеют общее значение - это выражение определенного состояния или же его оценки. Например, речь может идти о нем в отношении живых существ как с физической точки зрения, так и с психической; окружающей среды и природы; модальной окраски. Кроме того, оценка состояния может происходить с точки зрения протяженности в пространстве и времени, а также с морально-этической. Слова, относящиеся к этой категории, всегда мыслятся безлично. Например: ребенку больно . Сравните это предложение со случаями, когда состояние выражается глаголом и прилагательным: ребенок болеет и ребенок болен .

Основные морфологические признаки

Можно выделить следующие морфологические признаки, которые имеют слова категории состояния. Во-первых, у них отсутствует спряжение и склонение, то есть они являются неизменяемыми. Во-вторых, категория состояния как часть речи характеризуется наличием суффикса в случае, если эти слова образованы от наречий и имен прилагательных (нужно, обидно, видно, холодно ). Кроме того, для них характерна способность выражать передаваемое связкой значение времени. С этой связкой сочетаются различные слова категории состояния. Предложения с ними можно составить следущие: Мне будет весело; Мне было весело; Мне станет весело; Мне стало весело. Если же связка отсутствует, речь идет о настоящем времени. Категория состояния как часть речи характеризуется наличием еще одного морфологического признака. Он заключается в том, что слова на , образованные от наречий и кратких прилагательных, сохраняют формы сравнения. Примеры: Было легко - стало легче; Было тепло - стало теплее.

Соотносительность с частями речи

Соотносительность этих слов с такими частями речи, от которых они произошли, - последний морфологический признак, по которому определяется категория состояния. Примеры приведем следующие: грустно соотносится с грустный , тяжело - с тяжелый , тепло - с теплый, морозно - с морозный . Этот признак также следует запомнить.

Слова, обозначающие категорию состояния, могут соотноситься не только с наречиями, но и с существительными, такими как пора, стыд, позор, грех . Пример: Пора туда, куда мы давно стремились . Совпадая внешне с группами существительных и наречий, они отличаются от них тем, что имеют категориальное значение, а также особые грамматические свойства. К примеру, в отличие от наречий, весело, трудно, жарко, как категории состояния, не определяют глагол. Эти слова составляют грамматическое и семантическое ядро предложения.

Тем не менее признак соотносительности с частями речи несвойствен ряду слов категории состояния. В современном русском языке, к примеру, совестно нельзя соотнести с совестный , а можно - с можный . Существуют и другие примеры.

Однако не соотносится ни с какой из частей речи только немногочисленная группа слов, которая входит в категорию состояния. Это надо, можно, нельзя , а также жаль . В настоящее время последнее слово имеет соотносительное существительное лишь тогда, когда оно используется в просторечных словосочетаниях.

Важнейший синтаксический признак

Перейдем теперь к рассказу о синтаксических признаках категории состояния. Прежде всего эти слова имеют функцию сказуемого и выступают в безличном предложении как вместе с инфинитивом, так и без него. Пример: Грустно и тяжело было видеть ее в столь нелегком положении.

Отсутствие управления и согласования

Следующий признак заключается в том, что категория состояния не управляется и не согласуется. Данные слова могут сочетаться с полуотвлеченной или отвлеченной связкой (делаться, становиться, стать, быть ), выражающей наклонение и время. Это важный признак, по которому мы можем узнать, что перед нами категория состояния. Примеры: Когда я ее слушал, мне становилось грустно; Мне сделалось неловко и неприятно.

Другие синтаксические признаки

Мы описали еще не все синтаксические признаки. Категория состояния может распространяться различными формами существительных, а также местоимений без предлога в Д.п. и с предлогами в П.п. и Р.п. Другими словами, эти слова могут управлять данными формами. Примеры: Мне стало грустно и досадно на нее; Тебе может быть у меня скучно, но я всегда тебе рад .

Следует отметить и то, что зависимый инфинитив часто употребляется при этих словах. Это также один из синтаксических признаков, по которым определяется категория состояния как часть речи. Пример: Снег лежал такой белоснежный, что было больно глядеть.

Еще один синтаксический признак заключается в том, что безлично-предикативные слова, в отличие от прилагательных и наречий, не определяют никаких слов. Пример: Она глядела грустно (здесь наречие определяет глагол) - Лицо девушки было грустно (в данном случае краткое прилагательное определяет существительное) - Девушке было грустно

В заключение

Итак, безлично-предикативные слова, иначе называемые категорией состояния, выделяют в отдельную лексико-грамматическую группу. Они имеют общие семантические, синтаксические и морфологические признаки. Главные из них следующие: роль безличного сказуемого, значение так называемого недейственного состояния, неизменяемость, а также соотносительность с существительными, наречиями и прилагательными. Слова категории состояния, предложения с которыми были представлены выше, следует отличать от наречий, кратких прилагательных и существительных.

1) Состояние природы --- ветрено, жарко, сонечно...
2) Физическое состояние жывых существ --- больно, дурно, приятно...

3) Эмоцианальное состояние человека --- весело, грустно, страшно...

4) Интеллектуальное состояние человека --- интернесно, ясно, понятно...

5) Оценку какого-либо состояния, положения --- легко, рано, хорошо...

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте