Интересные факты об анютиных глазках для детей. Анютины глазки. Лечебные свойства фиалки трехцветной

Откуда взялось русское название этого цветка — достоверно не известно.
Вот одна из легенд .
Одна из легенд гласит, что в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежа, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Немцы его называют мачехой , объясняя это название так.
Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка — ее родных дочерей. А два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми девочками и повернул цветок.

Другая легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...
Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Юпитеру и умоляет наказать дерзновенных.
Юпитер внемлет ее мольбе и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера , и о происхождении его существовала у них такая легенда.
Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал, разнообразия ради, спуститься на землю. Гордая, неприступная Ио , дочь царя Иноха, не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить ее в белоснежную корову.
Никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее как прекрасное животное, но также не узнавал.
И однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Он начал всматриваться в написанное на песке и узнал несчастную участь своей красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.
Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот, чтобы смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила, как приятный для нее корм, наш цветок, который и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.


В средние века эти цветки начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.
По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах — идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока — Бога Отца.
Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori» (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в Польше, где его зовут «братки» и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.
Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.
Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься — будет и мой суженый».

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée — мысль, дума , но откуда оно взялось и по какому поводу было дано — неизвестно.
Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп — место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.
Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease» — «сердечным успокоением», «сердечной радостью», так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.


Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.
В 30-е годы XIX столетия, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.
Особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые — Маргариты и винно-красные — Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку — это запаха.



Тем, кого интересует эта тема.

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor ). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они - символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви - Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый - это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый - печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки - это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики - исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» - вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке - Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас - вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой - моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» - «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.

Ботаники называют виолу фиалкой трехцветной. А выходцы из народа - анютиными глазками. Давным-давно это скромное миниатюрное растение получило прозвище цветок Святой Троицы. В общем, как только виолу не называли! Но выращивать на городских клумбах и дачных грядках не перестали. Давайте разберемся, насколько прихотлива эта “тургеневская барышня” и так ли она капризна, как ее “бабушка” фиалка.

Ботаническое описание

Виола принадлежит к семейству Фиалковых и больше всего распространена на европейской части нашего континента.

  1. Корневая система. Тонкая и миниатюрная. Корень входит в грунт перпендикулярно линии горизонта.
  2. Стебель. Ветвистый, имеет три грани. Может быть как совершенно голым, так и покрытым мелкими волосками по всему периметру. Внутри стебель пуст. Его высота обычно колеблется от 10 см до 30 см. В редких случаях длина стебля достигает 45 см. В большинстве случаев стебель ветвится: с ним сопрягаются дополнительные стебельки - смотрящие вверх или стелящиеся по земле.
  3. Листья. Очередного типа, черешковые. Нижние листья имеют более длинный черешок, а верхние - более короткий.
  4. Цветок. Фрондозная простая кисть - так по-научному называется тип соцветия анютиных глазок. В состав венчика входит пять свободных лепестков. Пара средних лепестков и по форме, и по цвету вторит паре верхних лепестков. Иногда средние лепестки светлые, в отличие от темных верхних. Пятый лепесток всегда отличается цветом и расположением.
  5. Плод. Одногнездная коробочка зеленоватого цвета, длина которой не превышает 1 см.
Виола имеет много народных имен. Самые распространенные - брат-и-сестра, мотыльки, полуцвет и полевые братчики.

Виды и сорта

Видов и сортов виолы существует довольно много. Но четыре позиции из этого длинного списка стоят особняком. Это разновидности, которые чаще других встречаются на отечественных дачах и приусадебных участках. О них и поговорим.

  1. Триколор. Высота растения варьируется от 10 см до 20 см. Цветки довольно крупные, диаметр некоторых из них достигает 8 см. Лепестки объединяют в себе три цвета. Верхние, как правило, имеют пурпурно-фиолетовый оттенок, средние чуть светлее верхних, а нижний окрашен в солнечный цвет. Период цветения на клумбе - с середины весны до середины осени. В природе этот вид предпочитает “проживать” в южных регионах нашей страны.
  2. Виттрока. В этом виде объединены многочисленные сорта анютиных глазок, которые селекционеры вывели путем объединения алтайской и трехцветной фиалки. Цветки у виолы Виттрока одиночные и очень большие, по сравнению с “сестрицами”, - до 10 см в диаметре. Куст может достигать в высоту 30 см. Двухлетнее растение, участвующее в создание миксбордеров.
  3. Алтайская. Виола, вырастающая в высоту до 20 см. Цветы иссиня-фиолетового оттенка с вкраплениями белого, синего и желтого. Период цветения наступает дважды за сезон. Алтайская виола прекрасно приспособилась к погодным условиям средней полосы, а потому радует своими красотами до самых заморозков.
  4. Желтая. Вид, являющийся самым неприхотливым из перечисленных. Высота стебля не превышает 15 см. Цветки окрашены в ярко-желтый, внутри окрас лепестков образует глубокое темное пятно. Период цветения желтой виолы начинается в мае и к июлю заканчивается.
Впервые виола попала в поле зрения селекционеров в 1683 году. Этим годом датировано первое упоминание о выведении гибридов фиалки.

Химический состав Фиалки трехцветной

В фиалке содержатся гликозид, виола кверцетин и антоцианозные гликозиды - дельфиницин, пеоницин, виоланин; эфирные масла, каротиноиды, виолаксантин; витамин С, эметин, сапонин, танин, полисахариды.

Целебные свойства Фиалки трехцветной

Благодаря такому богатому содержанию продуктивных элементов, фиалка трехцветная наделена снижающими воспаление свойствами. Это объясняется содержанием в листве и стеблях цветка биологического эфирного масла и слизистых веществ, которые оказывают антисептическое влияние на работу желудочно-кишечных органов. Благодаря им усиливается секреция легочных путей и облегчается выведение мокрот. Сапонинамы, что находятся в растении, оказывают бронхолитический и мочегонный эффект.

При употреблении фиалковых препаратов, кроме снятия воспаления, можно наблюдать спазмолитическое воздействие и отток желчи.

Народная медицина

Братчиков, испокон веков, уважали как чудотворную и медикаментозную культуру. Древние Греки настаивали на фиалке вино, такой напиток добавляет приподнятости, храбрости и защищает от зла. Славянские врачеватели давно рекомендовали для ослабления боли в сердце употреблять чай из высушенных цветков культуры. Собранные в поле братчики притупят зубную боль, облегчат протекание золотухи, кашля, сдержат рост грыж и других заболеваний. Больше всего фиалка спасает детей от простуды, кашля, аллергических воспалений.

В качестве лекарства, братики используются и самостоятельно, и в составах травяных сборов.

Чтобы избавиться от цистита, пиелонефрита, камней в почках культуру совмещают с хмелевыми шишками и брусничными листочками.

Для терапии незаживающих экзем и псориазов - ее смешивают с тысячелистником, дымянкой, пасленом, багульником и копытняком.

Чтобы вылечить золотуху и диатез цветы смешивают с чередой, ромашкой и пасленом. Этот сбор получил название аверин чай.

Свежим соком обрабатывают пятна и прыщи при импетиго, герпесе, гнойных прыщах, язвах в ротовой полости и гениталиях.

Фиалковый чай стимулирует работу почек, он вызывает дополнительное потоотделение и чистит кровь, его пьют при ревматизме, рахите, подагре, артрите, ревматизме.

Настойка из травы результативно борется с простудным кашлем. Наилучшим образом повел себя этот продукт в лечении детского кашля и простуды.

Трава, настоянная на 9% уксусном растворе, облегчат отвратительную боль головы - мигрень.

Чаем из братчиков в народе очищают кровь при венерических инфекциях. После приема этого чая, моча приобретает своеобразный аромат.

В косметологии

Наличие вяжущих и снимающих воспаление компонентов позволяет, с успехом, использовать эту траву косметологами. Она хороша в качестве бальзамов и компрессов для лечения себореи на лице и в волосах, гнойных прыщей на коже.

Для получения лекарства, траву братчиков смешивают с растительным маслом, получая фиалковое масло, и им обрабатывают проблемные места. Вымытые волосы, будет очень полезно сполоснуть отваром из этой травы, перемешанной с крапивой, лопухами или чередой.

Дряблую кожу лица такое масло смягчит и окажет омолаживающей эффект.

Заготовка фиалки

Во время сбора фиалкового сырья, важно не спутать полевую и трехцветную фиалку, полевой вид имеет немного отличающийся состав. Собирают, когда она цветет. Для срезки подходят все части растения. Ее рассыпают в один ярус и высушивают на свежем воздухе или в помещении со свободным доступом воздуха. Пахнет сырье еле-еле, характерно, вкус немного сладкий с ощущением вязкости. Высохшую траву необходимо хранить в закрытой стеклянной таре. Если нет возможности собрать фиалку самим, ее можно купить в аптеке.

Интересные факты про фиалку трехцветной

В Древней Руси братчики были символом умеренности и нравственности.

Олицетворением счастья фиалка была для Жозефины Богарне, обожаемой супруги Наполеона. Милые цветы были постоянными спутниками истории любви этой пары. Они находились рядом во время встречи Жозефины и Наполеона и украшали их свадебный шатер. Каждую годовщину Жозефина находила на своем туалетном столике маленькую связку фиалок - символ преданности и обожания мужа. После кончины Наполеона, в его медальоне лежали две фиалки рядом с локоном его сына.

Согласно старым английским приметам, если в солнечный день собирать фиалки, то вскоре соберется гроза.

Французские и польские юноши преподносят эти цветы при разлуке.

В Древней Греции фиалка была символом печали, но в тоже время, по другой традиции, венок из фиалки надевали на голову ребенку в день его четырнадцатого дня рождения, таким образом, они прощались с детством.

Легенды о братиках

По одной из легенд, после долгого ожидания в фиалку превратилась верная девушка Анюта, проводившая жениха на войну, которого так и не дождалась.

Легенда Востока гласит, что в анютины глазки превратились слезы Адама, когда архангел Гавриил сообщил ему, что Господь простил его прегрешений.

Согласно другой легенды, Аполлон домогался девушку, которую спас Зевс, обратив в прекрасную фиалку. Так и росла бы она на небесах, вдали от глаз смертных, но находившаяся на небе богиня Персефона, похищенная царем Аидом, выронила букетик, и он упал на землю.

В Древнем Риме фиалку трехцветную считали цветком Юпитера. Они имели свою историю возникновения цветка. В один из солнечных дней, Венера омывала свое тело в расщелине, и, повернувшись, заметила, что из-за скалы за нею наблюдают пара пастушков. Разгневавшись, она потребовала от Юпитера смерти чересчур любознательным парнишкам. Но Юпитер посчитал это слишком строгим наказанием, и ограничился тем, что обратил юношей в большеглазые цветочки, на которых застыло удивление юных сорванцов.

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").