Как дети разного возраста воспринимают развод. Как поступить если тебя все еще воспринимают как ребенка? Как влияет развод на детское здоровье

Часто родители сталкиваются с проблемой отставания детей в учебе. В каждом классе процент детей, легко справляющих с программой, довольно невысок.

Обычно на «четыре» и «пять» учатся только треть школьников. Остальным учеба дается сложнее, а некоторым вообще с трудом. Они плохо усваивают новую информацию, преподносимую им в школе, не справляются с её большими объемами. В результате ребенок плохо учится и со временем совершенно теряет к учебе интерес.

Одной из причин такого положения дел является то, что учитель, работая одновременно с двумя-тремя десятками учащихся, не имеет возможности учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Программы обучения рассчитаны на некоего условного обучающегося и не ставят своей целью обеспечить одинаковое понимание учебного материала каждым из школьников.

Для того чтобы обучение проходило максимально эффективно, необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия информации. Так же можно использовать онлайн-сервисы, такие как shkolniku.com , помогающие готовить домашние задания.

Как известно, по тому, каким именно способом человек запоминает новые для себя сведения, все люди подразделяются на несколько типов.

1. Визуалы

К этому типу относятся люди, для которых основным источником получения информации является изображение. У них наиболее развита зрительная память. Когда такого человека спрашивают о чем-либо, ему легче изобразить на бумаге, чем рассказать.

В обучении детей-визуалов преобладающими должны стать наглядные таблицы, схемы, алгоритмы. Любые новые сведения должны подкрепляться изобразительным сопровождением. Такие дети запоминают картинку, а уже потом связанную с ней информацию.

2. Аудиалы

Люди этого типа воспринимают окружающий мир в основном с помощью звуков. Преобладающий тип памяти - слуховая. Они хорошо запоминают то, что слышат. Для этих детей не составляет труда запомнить слова учителя, а повторение и закрепление должно сопровождаться чтением вслух или обсуждением нового материала. Такие ученики легко учат стихи, если прослушают их несколько раз.

3. Кинестетики

Людей такого типа меньше всего. Их особенностью восприятия информации является то, что они постигают новое через прикасания и ощущения. Для того чтобы усвоить новое, им необходимо буквально пощупать его. Такие дети прекрасно запоминают всё, что можно наглядно увидеть и потрогать. Модели, макеты, гербарии, чучела - всё это необходимые помощники для обучения детей-кинестетиков.

Конечно, учителю сложно подстроиться под нужды каждого из учеников. В процессе преподавания им используются различные элементы. Информация доносится устно, используются различные плакаты, компьютерные презентации, проведение практических опытов. Каждый из учеников усваивает именно тот вид информации, который является наиболее доступным для него.

Чтобы обучение было наиболее эффективным, родителям, знающим особенности ребенка, следует организовать выполнение домашних заданий с учетом типа усвоения информации, присущего именно ему. Только в этом случае ребенок будет учиться на отлично.

Еще несколько десятилетий назад ученые считали, что маленькие дети очень мало знают об окружающем их мире.

Мнение Пиаже о том, как формируется восприятие детей

Швейцарский психолог Жан Пиаже, которому приписывают основание научного исследования о детском мышлении, был убежден, что дети дошкольного возраста не могут понять того, каким является окружающий мир, и что происходит в сознании других людей.

В серии интервью и экспериментов, проведенных с детьми в середине 20-го века, ученый предположил, что они оказываются в ловушке своей субъективной точки зрения и не в состоянии представить, что думают, чувствуют или во что верят другие люди. По его мнению, маленькие дети не обращают внимания на тот факт, что разные люди могут иметь различные точки зрения или что их собственные перспективы со временем меняются.

Упущения ученого

Большая часть последующих исследований о мышлении в раннем детстве находилась под сильным влиянием идей Пиаже. Ученые стремились усовершенствовать эту теорию и эмпирически подтвердить его точку зрения. Но становилось все более очевидным, что Пиаже что-то упустил. Он, казалось, серьезно недооценивал интеллектуальные способности маленьких детей. Поэтому исследователи начали разрабатывать все более хитроумные способы выяснить, что происходит в сознании детей, и в результате к картине их способностей добавилось все больше нюансов.

Следовательно, старые идеи об эгоцентрической природе детей и их слабых интеллектуальных способностях все чаще оспариваются. Их постепенно заменяют более широким предположением, что дети видят смысл не только физического мира, но и понимают других людей даже в самом раннем возрасте.

Темные века умственного развития

Исторически сложилось так, что дети не получают высокой оценки их умственным способностям. Пиаже не только считал, что дети являются эгоцентричными в том смысле, что они не в состоянии отличить их собственную точку зрения от других. Он также был убежден, что их мышление характеризуется систематическими ошибками и путаницей.

Например, дети, с которыми он работал, казалось, были не в состоянии отделить причины от их последствий, не могли определить реальность, кроме поверхностных появлений. Дети, по мнению Пиаже, также становятся жертвами магического и мифического мышления: ребенок может поверить, что солнце - это шар, который кто-то бросил в небо, где он все больше и больше рос. На самом деле, Пиаже считал, что психическое развитие детей прогрессирует так же, как, по мнению историков, развивалась человеческая мысль в течение исторического времени: от мифического к логическому мышлению.

Пиаже твердо верил, что дети сосредотачиваются исключительно на собственных действиях и представлениях. При игре с другими они не сотрудничают, потому что не знают о существовании разных ролей и перспектив. Он был убежден, что дети буквально не могут действовать сообща: вместо того чтобы играть вместе, они играют бок о бок, практически без учета других. И когда маленький ребенок общается с другими, он якобы не может рассматривать точку зрения собеседника и разговаривает сам с собой, не слушая других.

Пиаже и его последователи утверждали, что дети проходят через что-то вроде темных веков умственного развития, прежде чем медленно и постепенно становятся разумными и рациональными, когда достигают школьного возраста. Наряду с этим развивается постоянно растущее понимание других людей, в том числе их взглядов на мир.

Изменение мышления о сознании

Сегодня возникает совсем другая картина умственного развития детей. Психологи постоянно раскрывают новое понимание глубины знаний о мире детей младшего возраста, в том числе их понимание других людей. Недавние исследования показывают, что даже младенцы чувствительны к перспективам и убеждениям других.

Часть мотивации пересмотреть некоторые из выводов Пиаже вытекает из идеологического сдвига о происхождении человеческих знаний, который произошел во второй половине 20-го века. Становилось все более непопулярным предполагать, что основное понимание мира построено исключительно благодаря опыту.

Отчасти это было спровоцировано теоретиком Ноамом Хомским, который утверждал, что нечто столь сложное, как правила грамматики, не может быть понято только благодаря воздействию речи, а является врожденным «языковым факультетом». Другие последовали его примеру и определили дальнейшие «основные области», знания в которых якобы не могут быть собраны исключительно с помощью опыта, а значит, должны быть врожденными. Одной из таких областей является наше знание о сознании других. Некоторые даже утверждают, что базовые знания о сознании других людей есть не только у младенцев, но они должны быть эволюционно более старыми, и, следовательно, присутствовать у наших ближайших родственников - человекообразных обезьян.

Новые гениальные инструменты исследования

Для того чтобы доказать, что младенцы знают больше в этой области, чем было признано, исследователи должны были придумать инновационные способы показать это. Большая часть того, что мы теперь признаем, к примеру, гораздо больше интеллектуальных способностей детей, появилось благодаря более чувствительным инструментам исследования, чем Пиаже имел в своем распоряжении.

Вместо того чтобы заниматься с малышами в форме диалога или же заставлять их выполнять сложные задачи, новые методы обращают внимание на поведение детей, которое является естественным в раннем возрасте. Идея заключается в том, что эти «малые» формы поведения дают детям возможность продемонстрировать свои знания неявно и спонтанно - без необходимости отвечать на вопросы или следовать инструкции. Например, дети могут многое выразить с помощью мимики, когда они сопереживают другим.

Когда исследователи измеряют это менее требовательное и часто непроизвольное поведение, они могут обнаружить чувствительность к психическим состояниям других людей в более раннем возрасте, чем методами, которые использовал Пиаже и его ученики.

Современные исследования

В 1980-е годы эти виды неявного поведения были приняты в психологии развития. Но прошло некоторое время, прежде чем эти средства были использованы для измерения детского понимания ментальной жизни других людей. Недавние исследования показали, что даже младенцы и маленькие дети очень чувствительны к тому, что происходит в умах других.

В одной серии экспериментов ученые из Университета Южной Калифорнии нашли доказательства того, что маленькие дети могут даже предвидеть, как будут чувствовать себя другие, когда их ожидания не подтвердятся.

Такие исследования показывают, что в умах младенцев и детей младшего возраста происходит гораздо более глубокие процессы, чем считалось ранее. Эти слои понимания детей не могут быть доступными, если использовать методы Пиаже и его преемников. Новые инструменты исследований показывают, что дети знают больше, чем они могут сказать.

Старые способы имеют значение

Несмотря на эти очевидные успехи в изучении мышления детей младшего возраста, было бы серьезной ошибкой списать со счетов тщательные и систематические анализы, составленные Пиаже и его учениками, потому что оригинальные методы выявили существенные факты о том, как думают дети, чего не могут обнаружить новые «минималистские» методы.

В современном обществе нет консенсуса относительно того, насколько точный вывод мы можем сделать из взгляда, гримасы или жеста рукой. Такое поведение явно указывает на любопытство по поводу того, что происходит в сознании других людей, и, вероятно, на раннюю интуицию в сочетании с готовностью учиться дальше. Это пролагает путь к более богатым и явным формам понимания сознания других людей. Но они никак не могут заменить растущую способность ребенка формулировать и усовершенствовать свое понимание того, как люди ведут себя и почему.

Важность исследований Пиаже

Пиаже недооценил когнитивные способности грудных детей, возможно, из-за отсутствия необходимых инструментов. Но его понимание того, как ребенок постепенно приходит к пониманию мира вокруг него, и того, кем он является среди общества, остается вдохновляющим, как и 50 лет назад. Сегодня проблема для ученых в области развития заключается в интеграции нового со старым, и понимании того, как чувствительность младенцев к сознанию других постепенно перерастает в полномасштабное понимание окружающих людей.

Когда мечты о счастливой семейной жизни разбиты вдребезги, а совместное существование напоминает ад, - единственный выход из сложившейся ситуации оба супруга видят в разводе. Но часто, решившись на этот последний шаг, родители задумываются о том, как это отразится на их ребенке, в последнюю очередь. Как дети воспринимают развод родителей и как можно «смягчить удар» для неокрепшей детской психики? Попробуем разобраться в этом вопросе вместе с опытным специалистом, гештальттерапевтом Любавой Мутилиной.Развод родителей вносит серьезные изменения в маленький мир ребенка. Это серьезная психологическая травма, после которой дети испытывают злость, тревогу, страх, грусть, … Возраст ребенка влияет на его восприятие развода и восприятие семьи.

В каком возрасте детям труднее всего пережить развод родителей

Есть заблуждение, что чем младше малыш, тем меньший след в его душе оставляет развод родителей. Каждый ребенок переживает психологические травмы по-своему. Но наиболее уязвима детская психика во время возрастных кризисов: в 1 год, в 3 года и в 7 лет. Это уже не говоря об особом кризисном периоде - в подростковом возрасте.

Как дети в разном возрасте воспринимают развод и как сгладить его негативные последствия

От рождения до 18 месяцев

Конечно, малыши еще не способны понять причину конфликта между мамой и папой, но в том, что они его чувствуют, можно не сомневаться. Постоянные ссоры ведут к тому, что ребенок бывает более раздражительным и нервным. Такие дети часто отстают в развитии.

Так как детям необходимы стабильность и чувство близости с родными людьми, нужно сохранить прежний режим питания и сна. Больше проводите с ребенком времени, чаще берите на руки.

От 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте весь мир ребенка сосредоточен на маме и папе. Из-за того, что с родителями эмоциональная связь очень сильна, развод малыш переживает очень сложно. Иногда даже думает, что родители расстались из-за него. Вследствие стресса у детей могу появиться вредные привычки, например, сосание пальца. Часто возникают страх одиночества и проблемы со сном.

Родителям нужно научиться сотрудничать друг с другом и обеспечивать ребенку стабильный режим дня. Стараться уделять ребенку больше внимания и времени (делать что-то вместе, а не просто физически быть рядом). Если ребенок достаточно взрослый - обсудите с ним его чувства.

От 3 до 6 лет

Дошколятам не понятна суть развода. Но они все равно хотят, чтобы родители были вместе, несмотря на напряженные отношения между ними. Дети чувствуют, что не могут влиять на ситуацию. Появляются чувства неуверенности, страха и тревожности, бессонница, боязнь одиночества, темноты.

Необходим человек, с которым малыш может поговорить о своих чувствах объективно, и который не будет настраивать его против одного из родителей. Ребенку нужно точно знать, что он продолжит видеться с тем родителем, который уходит. Поэтому составьте график встреч и обязательно придерживайтесь его.

От 6 до 11 лет

Дети боятся, что никогда не увидят папу, если остаются с мамой и наоборот. Могут верить, что могут «снова подружить» папу и маму, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «плохого» и «хорошего». Школьники выражают свой гнев различными способами: плохим поведением, низкими оценками, замкнутостью. В результате стресса у детей нередко возникают проблемы с желудком и болит голова.

Нужно помочь ребенку восстановить чувство безопасности и самооценку. Лучше, если каждый из родителей будет интересно проводить с ребенком свободное время, говорить с ним о его чувствах. Надо объяснять и доказывать на деле, что ни мама, ни папа его не бросят. Важно поддерживать график визитов, потому что в этом случае ребенок знает когда и чего ему ожидать. А это уменьшает негативные последствия стресса от развода. В это сложное время ребенку необходимо больше общаться с друзьями, родственниками, сверстниками, участвовать в спортивных мероприятиях, посещать секции и кружки. Ведь активная социальная жизнь дает отвлечься от неприятных мыслей, не дает замыкаться в себе и повышает пошатнувшуюся самооценку.

Как сообщить ребенку о разводе

Сообщить о предстоящем разводе родителям лучше вместе, сказать, что мама и папа больше не могут жить вместе, потому что мешают друг другу быть счастливыми, но что ребенок всегда будет любимым и нужным и что они по-прежнему будут общаться с тем родителем, который переедет.

Как влияет развод на детское здоровье

Любые невыплеснутые эмоции могут снизить иммунитет, особенно детский. Более того, с помощью болезни ребенок может постараться вернуть заботу обоих родителей. А подросток может искать способа уйти от реальности в компьютерные игры или «подсядет» на наркотики или алкоголь. Он способен забросить учебу, связаться с плохой компанией или же замкнуться в себе и перестать общаться с друзьями.

Как компенсировать отсутствие отцовского воспитания

Часто у мальчиков, воспитанных без отцов, хуже развивается способность к сочувствию и управлению своим поведением. Они рискуют стать неуравновешенными психопатами, лишенными угрызения совести. Девочки, воспитанные без отца, обычно спешат выйти замуж, так как считают, что это единственный способ изменить что-то в жизни. Но при этом без веры в семейное счастье. Поэтому хорошо, если у родителей есть знакомые мужчины или родственники мужского пола, с которыми дети могут дружить, компенсируя недостаток общения с родным папой.

Как родители могут уменьшить вред, причиняемый ребенку разводом

  1. Ни в коем случае не вовлекать ребенка в родительские ссоры, не манипулировать им, не очернять родителя, уходящего из семьи. И нельзя просить ребенка выбрать, с кем он желает жить или кого больше любит. Но необходимо дать ему высказать свои пожелания.
  2. Не лишать ребенка общения с отцом/матерью. Ребенок должен знать, что мама и папа останутся мамой и папой, только теперь семья будет жить иначе.
  3. Меньше всего травмирует ребенка «идеальный» развод: без скандалов и упреков, с позитивным настроем: «Если не сложилось - расстанемся друзьями».

Конечно, было бы лучше, если бы все возникающие проблемы в отношениях между родителями, решались своевременно и не превращались бы в снежный ком, не приводили бы к разводу. Но если все-таки между мужем и женой - пропасть, то незачем пытаться сохранить семью «ради ребенка». Малыш чувствует, когда родители безразличны друг к другу. Вывод прост: сохранять семью нужно ради себя! Ведь дети вырастают счастливыми только у счастливых родителей!

Дети разных возрастов по-разному понимают, что происходит в отношениях между родителями, и по-своему объясняют себе развод.

Как помочь самым маленьким, а также дошкольникам и детям постарше в случае расставания родителей?

От рождения до 1,5 лет.

Дети такого возраста интуитивно ощущают напряжение в отношениях родителей, но понять ситуацию пока не в силах.

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, чаще начинает болеть, может начать отставать в развитии, а так же у него могут появиться психосоматические проблемы – тики, головные боли, аллергия, экзема. В этом возрасте для ребенка очень важно психологическое состояние мамы.

В раннем возрасте дети особенно остро нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым обеспечивая телесный контакт. Пойте малышу спокойные песни, делайте успокаивающие массажи. По возможности старайтесь отдыхать, чтобы сохранить силы для общения с ребенком.

От 1,5 до 3 лет.

В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Им трудно принять сам факт расставания родителей. Часто малыши думают, что мама и папа расстались из за них. Зачастую дети начинают без видимой причины плакать, капризничать, у них могут возникнуть навязчивые движения (раскачивание, сосание пальца и пр). Могут возникнуть проблемы со сном и стулом, замедление развития. У детей появляется страх одиночества, нежелание даже на непродолжительное время расставаться с оставшимся родителем.

Как сгладить последствия развода.

По возможности, нужно наладить общение ребенка с ушедшим родителем. Если было общение с родственниками ушедшего родителя, то т желательно продолжать общение и с ними. Для ребенка очень важен режим дня, так же необходимо уделять ребенку больше времени и внимания: вместе читать книжки, играть, собирать конструктор –организовать совместную деятельность, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым. Сохранять тактильный контакт – брать на руки, обнимать, играть в игры, где есть тактильный контакт. Быть внимательным к его чувствам.

3 года – 6 лет.

Дошкольники пока не могут понять всей сути происходящего и совершенно не готовы принять развод родителей. Именно в это время у ребенка происходит индентификация себя с родителями, он стремиться быть похожим на них. Осознание, что он не может влиять на ситуацию, повергает ребенка в шоковое состояние. Зачастую дети всерьез думают, что являются единственными источниками развода. Потеря привычного уклада жизни вызывает страх, неуверенность, тревогу, боязнь одиночества, темноты, бессонницу.

Как сгладить последствия развода.

Замечательно, если родителям удалось расстаться без скандалов и взаимных упреков. Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если они пытаются их скрывать. Ребенок не может сделать выбор между родителями. И родителям очень важно воздержаться от задабривания ребенка и перетягивания его на свою сторону. Ребенку важно иметь возможность с кем то обсуждать свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет и который будет «вне игры», не настраивая ребенка против одного из родителей. Важно избежать запретов на звонки и встречи с ушедшим родителем. Не надо пытаться подробно узнавать у ребенка как он провел время с ушедшим родителем. Важно держать данные ребенку обещания.

6–11 лет.

Дети школьного возраста уже осознают развод как разрыв, как отсоединение себя от одного из родителей. К ушедшему из семьи родителю, дети нередко испытывают агрессию, ненависть, обиду. К этому примешивается страх никогда больше не увидеть ушедшего родителя и в тоже время возникает много претензий. К родителю, с которым живут, привязываются но зачастую и в отношении него испытывают жалость и обиду одновременно. Все это может привести к рассеянности, страхам, повышенной тревожности, к снижению успеваемости в школе, неконтролируемым вспышкам агрессии или замкнутости.

В результате стресса у детей часто возникает вегето сосудистая дистония, начинает болеть желудок и голова.

После 9 лет, дети в результате развода могут ставить под сомнения все решения взрослых или вообще перестают доверять взрослым.

Как сгладить последствия развода.

Самое важное – дать понять ребенку, что он не виноват в разводе родителей. Что родителям он по прежнему важен и дорог. Так же необходимо восстановить пошатнувшееся в результате развода базовые чувства безопасности, уверенности в себе и своих близких, доверие к родителям. Для этого необходимо строго соблюдать данные ребенку обещания, каждому из родителей качественно проводить с ребенком время, интересоваться его делами и мнением. Обсуждать с ним сложившуюся ситуацию и его чувства. Родителям ни в коем случае нельзя оскорблять, обзывать и унижать друг друга, даже если кто то из родителей вел себя неподобающим образом. Ведь эти слова разрушают не родителя, а ребенка.

Пройдет время, и ребенок сам оценит все происходящее. То, как ребенок воспримет развод, во многом зависит от осознания родителей, что ребенок самый уязвимый в этой ситуации.

А знаете ли вы, что у человека одновременно может быть два вида возраста? Первый – это общепринятый и всем понятный реальный возраст. Он отсчитывается от даты рождения человека, и именно он записывается в официальные документы. Но не все знают, что есть еще возраст психологический. И не всегда эти два параметра совпадают.\r\n\r\nВот представьте: человеку уже далеко за двадцать, он уже давно окончил школу, какое-нибудь высшее учебное заведение и даже нашел себе работу. Вроде бы взрослый человек, и вести себя он должен по-взрослому, но ему очень нравится играть с друзьями в футбол, собирать конструкторы и модели самолетов, танков или кораблей, играть в настольные игры и всячески дурачиться. Пока человек этим не злоупотребляет и занимается этим в свободное от работы и основных обязанностей время – здесь никакой проблемы нет, каждый имеет право на любое, даже самое чудаковатое хобби.\r\n\r\nА бывает обратная ситуация, когда человек юн по годам, но уже чувствует себя взрослым. Но проблема в том, что окружающие еще этого не понимают и относятся как к ребенку. Человек чувствует, что ему многое по плечу, а с ним все еще сюсюкаются, не доверяют серьезных дел, контролируют чуть ли не каждый шаг, да и вообще не воспринимают всерьез. Как же можно бороться с подобной ситуацией? Ведь если вы попали именно в такую ситуацию - здесь явно нужно что-то менять, чтобы к вам начали, наконец, относиться как к полноценной личности!\r\n\r\nДля начала нужно понимать, что повлиять на мнение посторонних людей значительно проще, чем повлиять на мнение родных и близких. Чтобы выглядеть взрослым, нужно одеваться и вести себя по-взрослому. Если хочется произвести серьезное впечатление, но имидж этому не соответствует, нужно сменить стиль одежды на более консервативный.\r\n\r\nПрическу, желательно, тоже. Да и вообще нужно стараться выглядеть более опрятно и собранно, ведь встречают, как известно, по одежке. Нужно стараться говорить более рассудительно и неспешно, не вмешиваться резко в чужой разговор и не проявлять сильных эмоций. Если поддерживать такой стиль поведения окружающие подумают, что вы - человек взрослый не по годам.\r\n\r\n\r\n\r\nА вот заставить воспринимать человека взрослым родных и близких намного сложнее. Эти люди хорошо знают вас и ваш характер и просто смена имиджа здесь не поможет. Здесь нужно в корне изменить модель своего поведения и показать, что вы умеете решать важные жизненные проблемы. А для этого достаточно взять в зону вашей ответственности какие-нибудь новые обязанности: выгул и уход за животными, приготовление пищи, уборка на кухне или в доме в целом, мелкий ремонт или другие хозяйственные мелочи, словом, та рутинная работа, которую устали делать ваши родители, но которую делать в любом случае необходимо. Вам тоже будет нелегко, но результат не заставит себя долго ждать – уже совсем скоро вы заметите, как отношение к вам поменяется.\r\n\r\nИ хотя большинство подростков уверено, что добиться серьезного к себе отношения можно способами совершенно детскими: спорами, криками и истериками, помните – именно умение брать на себя ответственность лучше всего покажет вашу психологическую зрелость.