Как-точное омовение. Как правильно делать омовение. По завершению омовения

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, правила ислама поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость — состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других — нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия — гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти — волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта — омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине — от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент — при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

Ритуальное очищение бывает трех видов:

  1. Вуду /الوضوء/ — малое омовение
  2. Гусль /الغسل/ — ритуальное омовение всего тела
  3. Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей или песком

Малое омовение — вуду /الوضوء/

В Священно Коране говорится о необходимости при определенных условиях совершать омовение лишь некоторых частей тела:

يا ايها الذين امنوا اذا قمتم الى الصلاة فاغسلوا وجوهكم وايديكم الى المرافق وامسحوا برؤوسكم وارجلكم الى الكعبين

«О вы, которые уверовали! Когда приступаете к совершению молитвы обрядовой, омойте лица ваши и руки до локтей, проведите [рукой мокрой] по голове и ногам до щиколоток…» — Сура « Аль-Маида» (5), аят 6. Обряд «вуду», как и любой другой вид поклонения, начинается с намерения (нийат), которое должно быть искренним, без капли притворства и с желанием только лишь достичь довольства Всевышнего. Словами это можно выразить в следующей форме: «Совершаю малое омовение, чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху».

Порядок совершения малого омовения

При совершении малого омовения (вуду) вначале один раз или дважды умывают лицо. Омывать лицо следует строго сверху вниз, т.е. от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка. Набрав в ладонь правой руки воду, омывают лицо, охватывая его шириной ладони от конца указательного и до конца большого пальцев кисти правой руки. Предшествующие этой процедуре обмывание кистей рук, полоскание ротовой и носовой полости не являются обязательными, но поощряются.

После того как омыли лицо, необходимо омыть руки. Причем в начале необходимо омыть правую руку, а затем левую. Набрав левой ладонью воду, моют правую руку, начав от локтевого сгиба до кончиков пальцев. Для того чтобы убедиться в том, что локти промыты, необходимо помыть чуть выше них. Хотя бывает, что кисти рук моют до омовения, но при совершении малого омовения все равно необходимо помыть свои руки от локтей и до кончиков пальцев, так как если руки будут омыты только до запястий, то такое омовение считается недействительным.

Омыв правую руку, точно таким же образом омываем левую руку. Кажду руку достаточно вымыть один раз, а мытье рук более двух раз аннулирует омовение .

После омовения рук совершаем обтирание головы влажной рукой в области темени. Обтирание головы необходимо совершать так, чтобы со стороны было понятно, что человек протирает рукой голову, а не голову протирает о руку. Желательно обтирание головы совершать тремя сомкнутыми пальцами и длиной в один палец.


Затем, необходимо провести влажными руками по ногам до их сгиба. В начале необходимо провести по правой ноге, а затем по левой.

Необходимо упомянуть, что темя головы и поверхности ног во время обтирания должны быть сухими.

Некоторые положения шариата, связанные с малым омовением

При совершении омовения (вуду) необходимо строго придерживаться некоторых правил:

  • Вода должна быть чистой, и в порядке предосторожности она не должна быть запачканной вещами, которые являются чистыми, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу).
  • Вода должна быть дозволенной к использованию (шариатом). Не должна быть узурпированной.
  • Вода не должна быть смешанной с чем-либо, поэтому предосудительно использовать для омовения соки, чай, кофе и т.д.
  • Посуда, используемая для омовения, должна быть дозволенной (не узурпированной).
  • Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной.
  • Части тела, которые мы моем во время вуду или обтираем, должны быть чистыми.
  • Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела (части, используемые во время вуду).
  • Вуду должно совершаться с искренним намерением, без притворства.
  • Во время вуду необходимо соблюдать порядок действий в том виде, в котором было сказано.
  • Действия вуду должны совершаться беспрерывно и последовательно.
  • Человек сам должен совершать вуду без чьей-либо помощи, кроме случаев, когда он сам не в состоянии совершать его самостоятельно.
  • Использование воды не должно навредить ему (его здоровью).
  • Наличие времени для совершения вуду.

При соблюдении вышеперечисленных условий омовение принимается, но если хотя бы одно из этих положений не будет соблюдено, то в таком случае вуду недействительно.

Желательные зикры и дуа во время совершения омовения

Во время омовения желательно произносить следующие слова (каждое в свое время, соответственно):

При виде воды:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ الْمَاءَ طَهُورًا وَ لَمْ يَجْعَلْهُ نَجِسًا

Транскрипция

Аль-хамду лилляхиль лязи джа’аляль маа тахура ва лям йаджа’льху наджиса

Перевод

Хвала принадлежит лишь Аллаху, Который установил воду для очищения и не сделал ее скверной!

Слушать:

Во время мытья рук:

بِسْمِ اللَّهِ وَ بِاللَّهِ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِى مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِى مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

Транскрипция

Бисмилляхи ва билляхи Аллахумма дж’альни минат-таввабина ва дж’альни миналь-мутатаххирин

Перевод

Во имя Аллаха и с Аллахом, Боже сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся!

Слушать:

После полоскания рта:

اَللَّهُمَّ لَقِّنِى حُجَّتِى يَوْمَ أَلْقَاكَ وَ أَطْلِقْ لِسَانِى بِذِكْرِكَ

Транскрипция

Аллахумма ляккини худжати йаума алькака ва атлик лисани бизикрик

Перевод

Боже, дай мне доказательство в день, когда Ты будешь давать его, развяжи язык мой, чтобы я упоминал Тебя.

Слушать:

После полоскания ротовой полости:

اَللَّهُمَّ لاَ تُحَرِّمْ عَلَىَّ رِيحَ الْجَنَّةِ وَ اجْعَلْنِى مِمَّنْ يَشُمُّ رِيحَهَا وَ رَوْحَهَا وَ طِيبَهَا

Транскрипция

Аллахумма ля тухаррим аляйа рихаль джаннати вадж’альни мимман йашумму рихаха ва раухаха ва тибаха

Перевод

Боже, не запрещай мне запаха рая, и сделай меня из тех, кто почувствует его запах, [ощутит] его ветер и благовония!

Слушать:

Во время мытья лица:

اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِى يَوْمَ تَسْوَدُّ فِيهِ الْوُجُوهُ وَ لاَ تُسَوِّدْ وَجْهِى يَوْمَ تَبْيَضُّ فِيهِ الْوُجُوهُ

Транскрипция

Аллахумма байид ваджхи йаума тасвадду фихиль вуджух ва ла тусаввид ваджхи йаума табйадду фихиль вуджух

Перевод

Боже, обели лицо мое в день, когда почернеют лица, и не очерняй его в день, когда будут белеть лица!

Слушать:

Во время мытья правой руки:

اَللَّهُمَّ اعْطِنِى كِتَابِى بِيَمِينِى وَ الْخُلْدَ فِى الْجَنَانِى بِيَسَارِى وَ حَاسِبْنِى حِسَابًا يَسِيرًا

Транскрипция

Аллахумма а’тыни китаби бийамини валь хульда филь джанани бийасари ва хасибни хисабан йасира

Перевод

Боже! Дай запись [деяний] моих в правую [руку], вечное [пребывание] в раю — в левую, и сделай мою расплату легкой!

Слушать:

Во время мытья левой руки:

اَللَّهُمَّ لاَ تُعْطِنِى كِتَابِى بِشِمَالِى وَ لاَ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِى وَ لاَ تَجْعَلْهَا مَغْلُولَةً إِلِى عُنُقِى وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُقَطِّعَاتِ النِّيْرَانِ

Транскрипция

Аллахумма ля ту’тыни китаби би шимали ва ля мин вараи захри ва ля тадж’альха маглулятан иля ‘унуки ва а’изу бика мин мукатти’атин-ниран

Перевод

Боже! Не дай письмо [деяний моих] мне в левую [руку] и не из-за спины, и не закованным в мою шею, и ищу спасения у Тебя от огненных обломков [ада]!

Слушать:

Во время обтирания головы:

اَللَّهُمَّ غَشِّنِى بِرَحْمَتِكَ وَ بَرَكَاتِكَ وَ عَفْوِكَ

Транскрипция

Аллахумма гашшини бирахматика ва баракатика ва ‘афвика

Перевод

Боже! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением!

Слушать:

Обтирая ноги:

اَللَّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمِي عَلَى الصِّرَاطِ يَوْمَ تَزِلُّ فِيهِ الْأَقْدَامُ وَ اجْعَلْ سَعْيِى فِي مَا يُرْضِيكَ عَنِّى يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الْإِكْرَامِ

Транскрипция

Аллахумма саббитни аляс-сырати йаума тазиллу фихиль акдам вадж’аль са’йи фи ма йурдика анни йа заль джаляли валь икрам

Перевод

Боже! Укрепи мои стопы на мосту Сират в день, когда будут скользить на нем ноги и сделай так, чтобы я усердствовал в том, чем Ты доволен. О, Обладатель величия и милости!

Слушать:

По завершению омовения:

للَّهُمَّ إنِّى أَسْأَلُكَ تَمَامَ الْوُضُوءِ وَ تَمَامَ الصَّلاَةِ وَ تَمَامَ رِضْوَانِكَ وَ الْجَنَّةَ وَ الَحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Транскрипция

Аллахумма инни ас-алюка тамамаль вудуи ва тамамас саляти ва тамама ридваника валь джанната валь хамду лилляхи раббиль ‘алямин

Перевод

Боже! Поистине, я прошу у Тебя полного омовения и полной молитвы и полного Твоего довольства и рая. Хвала Аллаху, Господу миров!

Слушать:

Полное омовение — гусль /الغسل/

О нем Всевышний Аллах сказал в Священном Коране следующее:

وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ

«…а если вы осквернены (половым контактом), то очиститесь…» — Сура « Аль-Маида» (5), аят 6.

Виды полного омовения — гусль /الغسل/

  1. «Гусль аль-джанабат» — /غسل الجنابة/ — ритуальное омовение тела после полового акта,
  2. «Гусль масс аль-майит» — /غسل مس الميت/ — ритуальное омовение, вызванное прикосновением к умершему,
  3. «Гусль аль-майит» — /غسل الميت/ — ритуальное омовение умершего,
  4. «Гусль аль-хайд» — /غسل الحيض/ — омовение для женщины после завершения месячных,
  5. «Гусль аль-истихада» — /غسل الاستحاضة/ — омовение после завершения некоторых иных неменструальных выделений,
  6. «Гусль ан-нифас» — /غسل النفاس/ — омовение по завершению послеродовых кровотечений,
  7. «Гусль ан-назр» — /غسل النذر/ — омовение, которое становится обязательным по причине данного обета или клятвы.

Порядок совершения полного омовения

Все виды полного омовения совершаются абсолютно одинаково, за исключением некоторых дополнительных предписаний, касающихся омовения усопших, но эта тема сейчас затронута не будет.

Гусль можно выполнить двумя способами, совершая «гусль тартиби» (омовение по частям в строго определенном порядке) и «гусль иртимаси» (одновременное омовение всего тела).

Совершая «гусль тартиби» и определив его как таковое, в порядке обязательной предосторожности необходимо вымыть сначала голову и шею, затем правую часть тела, а после — левую.

Ритуальное омовение «гусль иртимаси» будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий его сразу полностью окунется в воду или будет погружаться в воду постепенно до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения «гусль иртимаси» необходимо такое количество воды, чтобы человек мог полностью погрузить себя в нее.

Условия действительности полного омовения

Все те условия, которые необходимы в вуду, вроде чистоты воды и принадлежности ее совершающему омовение, являются также обязательными и для ритуального омовения категории «гусль». Однако при совершении омовения «гусль» нет необходимости мыть тело сверху вниз, также как и при совершении «гусль тартиби» нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую его часть.

Тот, кто должен совершить несколько омовений тела, может объединить их всех в намерении и совершить один гусль за все. Тот, кто совершит ритуальное омовение тела после полового акта «гусль аль-джанабат», для совершения молитвы не нуждается в совершении дополнительно к нему малого омовения.

Во время одновременного омовения тела «гусль иртимаси» или омовения по частям «гусль тартиби» не обязательно, чтобы все тело было чистым, и если тело очистится с погружением в воду или обливанием воды с намерением омовения тела, то такой гусль будет считаться верным.

Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей

Таяммум – это один из способов очищения, равноценный малому или даже полному омовению, о котором сказано в священном Коране:

وان كنتم مرضى او على سفر او جاء احد منكم من الغائط او لامستم النساء فلم تجدوا ماء فتيمموا صعيدا طيبا فامسحوا بوجوهكم وايديكم ان الله كان عفوا غفورا
«…Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Прощающий, Извиняющий» — Сура « Ан-Ниса» (4), аят 43.

Из этого и других аятов Священного Корана видно, что при некоторых обстоятельствах необходимо вместо вуду совершать таяммум, а именно:

  1. При отсутствии воды или при невозможности достать воду.
  2. В случае опасности нанесения вреда (здоровью).
  3. В случае, если человек использует воду для совершения омовения, и при этом сам, жена, дети, друзья или те, которые имеют с ним какие-то отношения (даже животные, находящиеся в его распоряжении), умрут от жажды или заболеют, или это приведет к острой жажде, которую трудно вытерпеть.
  4. В случае, если его тело или одежда стали осквернены, а воды хватает лишь для устранения скверны, а другой одежды нет под рукой.
  5. В случае, если времени будет очень мало, что если совершит вуду или гусль, установленное для молитвы время подойдет к концу, и вся молитва или ее часть будет выполнена после положенного времени.

Порядок совершения таяммум

Таяммум начинают совершать с искреннего, внутреннего намерения – «нийат», которое можно выразить, например, такими словами: «Совершаю таяммум для приближения к Всевышнему Аллаху».

После этого нужно ударить ладонями обоих рук по предмету, заменяющим воду. Это может быть земля, песок, глина, камни, голыши, но при том условии, если они будут чистыми.

Затем, прикасаясь ладонями обеих рук к верхней части лба, перпендикулярно бровям совершаем обтирание сверху вниз до уровня переносицы.

После чего ладонью левой руки обтираем внешнюю поверхность кисти правой руки запястья и до кончиков пальцев.

Точно также поступаем и с кистью левой руки, обтирая ее внешнюю поверхность ладонью правой руки от запястья и до кончиков пальцев.

Для совершения «таяммум»-а человек должен снять с руки кольцо и избавиться от любого другого препятствия, находящегося на тех частях тела, которые используются при совершении «таяммум»-а.

Все деяния «таяммум»-а должны совершаться с чистым намерением и ради послушания указов Всевышнего. Нет необходимости определять, что «таяммум» совершается вместо гусля или вместо вуду, кроме одного случае, когда совершаются оба одновременно.

Вуду, или малое омовение — это традиционный ритуал и практика, с помощью которых мусульмане поддерживают на высоте уровень физической и духовной гигиены. Традиционно омовение считается очищением ума и тела мусульманами перед совершением обязательной молитвы — намаза.

О том как делать намаз , мы писали ранее.

Детали выполнения основных этапов могут отличаться в разных исламских школах. В Коране же написано следующее:

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.» (Коран. Сура 5, Аль-Маида (Трапеза) 5:6)

Как делать омовение. Последовательность этапов

Ният (намерение)

Намерение — это концепция в исламе, совершения любого действия ради Аллаха. Чтобы выполнить вуду должным образом, мусульманин должен сосредоточиться, успокоить свои мысли и отвлечься от внешних раздражителей.

Ният не обязательно предполагает произнесение каких-то фраз, но фокусировка на слове «Бисмиллях» (во имя Аллаха) — это хороший способ достичь необходимого уровня концентрации. Можете произнести это про себя или вслух, в зависимости от того, как комфортно.

Омовение кистей рук

Левой рукой омываем правую руку трижды. После этого правой рукой омываем левую руку три раза. Убедитесь в том, чтобы вода захватила все области, включая участки между пальцами и все области до запястья.

Омовение рта

Правой рукой набераем воду и ополаскиваем рот изнутри три раза. Нужно хорошо омыть полость рта и выплюнуть воду наружу.

Омовение носа

Необходимо вдохнуть воду, набрав ее правой рукой и выдохнуть, придерживая одну ноздрю левой рукой, если это будет удобнее.

Омовение лица

Умываемся, покрывая водой области от правого уха к левому и от корней волос до подбородка.

Омовение предплечий

Омываем область руки от запястья до локтя. Правая рука омывается левой рукой три раза, инаоборот

Омовение головы

Мокрыми руками протираем волосы от лба к затылку один раз.

Омовение ушей

Той же самой водой протираем область внутри ушей и за ушами (указательными и большими пальцами).

Омовение ног

Омываем каждую стопу до лодыжек, убедившись, что вода прошла между пальцев. Омовение ног начинается с правой ноги три раза и заканчивается трехкратным омовением левой стопы.

После этого не обязательно, но желательно про себя произнести дуа (мольбу)

«Аш-хаду алля илляха иллАаху
уа ашхаду анна мухаммадан абдуху уа рассулюх
Аллахума джа’альни минат-тауабина
уа джа’альни миналь-мататахиррин»

Что в переводе означает: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник. Боже, сделай меня кающимся и сделай меня очищающимся».

Важно! Омовение необходимо повторить, если оно было нарушено.

Действия, которые нарушают омовение

  • обморок,
  • отправление естественных потребностей,
  • метеоризм (испускание газов),
  • громкий смех,
  • нечистые выделеня (гной, кровь и т.п.)
  • рвота,
  • опьянение.
  • Очистите ваши мысли перед совершением омовения (вуду), чтобы сконцентрироваться на поклонении Всевышнему.
  • Лучше отправить нужду перед омовением. Таким образом снижается вероятность внезапного появления потребности после совершения омовения.
  • Для выполнения омовения необходима чистая вода. Если найти воду проблема — допускается сухое омовение (таяммум) при помощи чистой пыли, земли или песка.
  • Этапы омовения необходимо выполнять в указанном порядке без длительных пауз между ними.
  • Полезной практикой является чистка зубов — практика, которую выполнял Пророк Мухаммед.
  • Если рука находится в гипсе — допускается проводить омовение руки поверх гипса.

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.