Каким будет образование в будущем. Чему должен научиться ваш ребёнок сейчас, чтобы сделать успешную карьеру в будущем Каким будет образование будущего

В учебниках, как известно, описан позавчерашний день. А как же быть с сегодняшним днем? Вопрос покажется странным человеку, который знает, что ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете. Однако чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно его правильно задать. Вероятно, что в настоящее время это - самое главное, чему нужно учиться.

Раньше система образования была ориентирована на то, чтобы дать определенный объем знаний молодому человеку. Такого объема знаний хватало достаточно надолго, а многим - на всю жизнь. В современном мире объем информации возрос многократно. И вместить всю поступающую информацию в голову абсолютно невозможно. Да и не нужно, так как в современном мире информация изменяется очень быстро. А вот умение быстро ориентироваться в море информации, искать правильные ориентиры и плыть в нужную сторону, стало цениться очень дорого.

Своими исследованиями в области компьютерных сетей и квантовой органической химии известен индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra). В последние годы он занимается решением проблем образования, которые особенно существенны для Индии. В этой огромной стране проживает большое количество бедного и безграмотного населения. Кроме того давно уже стало ясно прежняя система образования, достаточно хорошая, созданная ещё во времена Британской империи, дает сбои по причине нехватки учителей, причем именно там, где они особенно востребованы - в самых запущенных и бедных районах страны.

А может и не нужно так много учителей, если на помощь призвать Интернет? - задался вопросом Сугата Митра. Он заметил, что если поставить перед детьми задачу и заинтересовать получением результата, то они очень быстро обучаются работе с компьютером, быстро и хорошо изучают английский язык и с легкость находят нужную информацию в Интернете.

В области детского образования свой первый эксперимент Сугата Митра провел в 1999 году. Этот эксперимент он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). Стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой был размещен в стене здания в одном из трущобных районов Дели. Местные дети свободно могли пользоваться этим устройством. Им никто ничего не объяснял. Учитель тоже отсутствовал.

В результате оказалось, что дети играючи могут обучиться работе с компьютером и Интернетом и без знания английского языка, причем неважно, кто они и где живут. Немаловажным моментом оказалось общение внутри группы. В итоге этого общения дети обучили друг друга. Они смогли быстро освоить английский язык, необходимый для работы в Интернете, и, самое важное, научились задавать поисковым системам вопросы и делать правильные выводы на основе ответов поисковиков.

Благодаря нехитрой игре многие ребятишки из трущоб улучшили свой английский язык. На компьютер была установлена бесплатная программа, входящая в состав операционной системы Windows, которая произносимую речь преобразовывала в печатный текст. Дети о чём-то рассказали компьютеру, в ответ он выдал какую-то абракадабру. Дети были возмущены: «Он не понимает нас!». На что Митра ответил: «На два месяца я оставляю вам компьютер. Добейтесь того, чтобы он вас понимал» - «Но как?» - «Не знаю!»

А через два месяца дети разговаривали практически на идеальном английском языке. И они самостоятельно научились этому. В дальнейшем многие из них смогли получить работу в центре технического обслуживания, в котором требуется общаться на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Из экспериментов Сугаты Митры можно сделать следующий вывод: если у ребенка есть интерес, то начинается обучение. По мнению Митры, обучение происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе - это самоорганизующаяся система. И как любая самоорганизующаяся система, ведет себя она непредсказуемо, и результат во многом случаен.

В ходе экспериментов выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Учитель в новом процессе обучения оказался необходим и важен. Однако серьезно изменилась роль учителей. Они не должны, стоя перед классом, вещать истины, которые требуется выучить наизусть. Учитель

должен находиться как бы в стороне, контролировать совместную работу группы и ставить новые задачи.

Кроме того, одна из немаловажных задач состоит в том, чтобы хвалить учеников. Каждого из них хвалить за его вклад в общее дело, за сам процесс обучения. При этом учитель может находиться далеко от своих подопечных, совсем в другом месте.

Из английских пенсионерок Митра организовал отряд так называемых «облачных бабушек». Бабушки вообще имеют богатый опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря ласке и терпению они являются самыми ненавязчивыми учителями будущего поколения. И кроме того английские бабушки - ужасно активные. Сугате Митре удалось из них легко набрать 200 помощниц. С помощью скайпа за два года они провели с группами индийских ребят 600 часов уроков. Результаты были достигнуты потрясающие. Ребятишки из бедной и глухой провинции сдавали тесты с необычайно высоким результатом. А это гарантия их поступления в хорошие университеты и дальнейшего продвижения по жизни.

В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году - с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей . Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение.

Так, укореняется экономика совместного потребления. К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд . Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду.

В основе такой экономики и нашего общего будущего - искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей - везде и всюду.

Что происходит с рынком труда

К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть .

Под ударом окажутся эти профессии

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта → К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% → В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.

Ожидается, что в 2020 годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн → 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу.

По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.

Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде.

О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей стратегии 2024 Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует .

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет

  • Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка, возрастёт.
  • Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.
  • Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».
  • «Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды .
  • Преподаватели - «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».

Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:

  • обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
  • способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;
  • занимается целеполаганием - решает, зачем решать ту или иную задачу;
  • владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.

Таким образом:

  • разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
  • значимость soft skills многократно возрастёт;
  • минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня - умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;
  • ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.

А что с новым образованием?

Вероятно, многим из нас - особенно нашим детям - предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

1. «Смешанное обучение»

Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

2. «Большие данные»

Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат.

Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже.

По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. «Срезы» студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

3. «Вовлечение в процесс»

Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. «Цифровая хроники», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии «Сколково» выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

4. «Малые прикладные достижения»

Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.

Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.

Наши знания устаревают также быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности.

Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.

Дегуманизация рулит!

Тон задал самый первый докладчик – директор образовательных программ Московской школы управления “Сколково” Павел ЛУКША, кстати, в свою школьную бытность – активный участник проектов Малой академии наук. По его мнению, лет через 10–15 фундаментальная наука как таковая исчезнет, поскольку она слишком оторвана от реальности. Вторжение рыночной экономики в образование, приватизация вузов и НИИ приведет к тому, что ученые будут вынуждены выполнять не какие-то абстрактные, одним им интересные проекты, а решать те проблемы, которые им будут спущены представителями бизнес-сообщества. Университетская наука также будет сведена к нулю, поскольку дело вузов – обучать, а не заниматься исследованиями. Причем чем больше людей они обучат, тем лучше, а современные технологии позволяют давать образование одновременно миллионам граждан.

В настоящий момент, считает Лукша, образовательный процесс очень сильно затруднен тем, что учащимся приходится получать ту или иную информацию с помощью посредника – преподавателя, который до сих пор считает, будто без него никто не сможет усвоить учебный материал, изложенный в учебнике. Но темпы информатизации всего и вся таковы, что буквально через 10 лет будет оцифровано и выложено в Интернет все, что может быть оцифровано. А значит, процесс обучения приобретет совсем иные формы, что уже наблюдается в ряде стран.

“Мы все пытаемся чинить старый примус, в то время как надо думать о будущем, работать на опережение, учить специалистов для потребностей завтрашнего дня и строить ракеты с использованием новейших технологий, – считает Лукша. – Но в этом мы постоянно отстаем от тех стран, где удается ориентировать свои системы образования для нужд будущего, а не прошлого. Мы продолжаем штамповать кадры для индустриального общества, хотя давно уже живем в постиндустриальном и даже информационном обществе, которому нужны специалисты совершенно иного уровня”.

Особое внимание докладчик уделил процессу дегуманизации образования, объяснив, что этот запрос исходит от работодателей и продиктован заботой о более качественном исполнении каждым квалифицированным специалистом своих функциональных обязанностей. “Уже сейчас заказчики говорят, – уверял Лукша, – что если, скажем, учреждение готовит лесоруба, то этот работник должен максимально хорошо уметь пилить деревья, не отвлекаясь при этом размышлениями о том, почему вообще деревья растут, почему они растут именно тут и нужно ли их пилить”.

Строго по закону

Следующий доклад на тему “Экономические предпосылки инновационного развития” напомнил всем, что система образования все-таки должна научиться жить согласно требованиям современного общества. И это во многом связано со знанием законодательства, и не только образовательного. По словам академика РАО, директора Института менеджмента Московского городского педагогического университета Михаила ЛЕВИЦКОГО, умение правильно трактовать законы позволило его учреждению через арбитражный суд добиться возврата нескольких миллионов рублей, взысканных ранее в виде налогов.

Постепенное сокращение роли государства в решении финансовых проблем образования привело к тому, что родители стали больше денег вкладывать в школу. Правда, в ряде регионов такие поборы официально запрещены, однако уже появилось большое количество методических рекомендаций, суть которых сводится к банальному “как в обход закона брать деньги с родителей”. Все это свидетельствует о том, что у нас пока еще не существует цивилизованных и разрешенных законодательно возможностей использовать возможности пап и мам для оказания поддержки образовательному учреждению, в котором учатся их дети. И эта проблема, судя по всему, должна быть решена в самом скором будущем. “Единственное опасение в том, – предупреждает Михаил Львович, – как бы добровольные взносы законодательно не превратились в обязательные”.

Переход на двухуровневую систему образования чреват многими проблемами, однако, утверждает академик Левицкий, надо понимать, что для решения многих задач и выполнения целого ряда функциональных обязанностей огромному количеству современных офисных служащих вполне достаточно полугодовых интенсивных курсов профессиональной подготовки. И им совершенно ни к чему учиться 5 лет в престижном университете, особенно на внебюджетном отделении. Принять это пока еще довольно сложно, но мы неминуемо придем к этому.

“Наконец, я призываю всех руководителей образовательных учреждений и рядовых педагогов более внимательно относиться к своим должностным инструкциям, – посоветовал Михаил Левицкий. – Я знаю, что многие составляют эти документы, подробно прописывая в них все, что они делают по роду занятий. Однако, как ни странно, это может выйти им боком, ведь если в инструкции записано, скажем, что человек должен проводить школьные балы и дискотеки, то потом директор уже не имеет права выписать ему премию за организацию внешкольных мероприятий, поскольку педагог и так должен все это выполнять за свою зарплату. Любая проверка тут же укажет на нецелевое расходование средств, поскольку за надлежащее выполнение должностных обязанностей награждать не положено. Поэтому, мой совет – пишите инструкции более общими словами, без уточнений”.

Напоследок академик еще раз напомнил о том, что каждый директор школы обязан знать если не все, то хотя бы ключевые законы, призванные защищать его права. Один из них – 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ ценен тем, что в нем есть перечень нарушений, за которые проверяющие органы могут покарать руководителя школы как юридического лица.

Старые песни о главном

С помощью каких инструментов мы собираемся строить систему образования завтрашнего дня? Как оказалось, – используя “хорошо забытое старое”. Этому была посвящена вторая часть форума, где опытные мэтры рассказывали о том, как удачно вписываются в современную школу такие хорошо известные всем нам новинки советской педагогики, как проектная деятельность, ТРИЗ, индивидуальное обучение, проблемный подход, развитие творческого мышления и т. д. Разумеется, все это – с учетом особенности нынешней ситуации.

Например, стратегию работы с одаренными детьми можно выстроить на двух принципиально разных подходах, считает президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна КОВАЛЕВА. Суть первого заключается в стандартной установке, что в каждом классе существует некоторое количество одаренных детей, с которыми и нужно работать, создав для них особые условия. Суть второго подхода строится на установке, что все дети являются одаренными, а значит, задача педагога – найти, кто в чем талантлив, и помочь раскрыться природным задаткам каждого ученика. И в этом процессе крайне важна роль тьютора – человека, который призван сопровождать ученика в движении по его индивидуальной образовательной траектории.

Эту песню не задушишь, не убьешь!

Как это ни странно (а может, наоборот, совершенно закономерно!), заключительные выступления на форуме содержали тезисы, диаметрально противоположные тем, что были высказаны в самом начале.

В частности, председатель Общероссийского движения “Исследователь” Александр ЛЕОНТОВИЧ напомнил, что грандиозные успехи советской науки и культуры были обусловлены успехами в построении системы образования, которая взяла все лучшее от старой, дореволюционной школы, а также привнесла в нее академичность и фундаментальность.

“Вспомните, в те времена никому и в голову не могло прийти назвать образование услугой, это было делом государственного значения, – сказал Александр Владимирович. – Была создана трудовая школа, основанная на принципах системности, научности и преемственности всех уровней образования. В стране действовала разветвленная сеть учреждений дополнительного образования, дети активно занимались кружках, секциях, научных обществах, причем все это происходило при тесном и непосредственном участии шефов – представителей НИИ, заводов, предприятий. Видные ученые занимались популяризацией науки, выпускалось огромное количество книг и периодических изданий на эту тему”.

Разумеется, считает Леонтович, если мы сегодня хотим совершить большой рывок, вряд ли это можно сделать силами одной только интеллектуальной элиты, нужно делать ставку на массы, чтобы было из кого формировать эту элиту. И государство в этом процессе обязано принимать самое непосредственное участие, а не отдавать все на откуп частным компаниям и бизнес-структурам.

Руководителя общероссийского движения “Исследователь” поддержал и генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям “ТРИЗ-профи”, вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей Анатолий ГИН.

“Существует ряд очень опасных стереотипов, которые многие педагоги и, к сожалению, чиновники высокого ранга воспринимают как нечто незыблемое, – сказал Анатолий Александрович. – Самые распространенные - “творчество мешает дисциплине”, “сначала знания, а потом – творчество”, “внедрение ИКТ делает людей более умными”, “значительные денежные вливания в науку и образования помогут повысить качество и того и другого” и так далее. Между тем вред от этого тоже вполне очевиден, хотя его почему-то упорно не замечают. Например, считается, что ранняя специализация – это благо, поэтому предпрофильное образование следует вводить чуть ли не с детского сада. Однако специализация – это искусственное ограничение возможностей, по сути – тупик, поэтому школа должна давать детям как можно более разносторонние знания и умения, чтобы у человека был выбор, куда идти и чем заняться”.

Если отсутствует идея, системность, цель, то не спасут никакие новые технологии и бюджеты, считает Гин. А главное, ученику во все времена была нужна личность, за которой он мог бы пойти, человек, способный зажечь, помочь, научить. В современной концепции образования предполагается, что каждый способен всему научиться самостоятельно, главное, был бы доступ к источникам информации. Увы, это самое опасное заблуждение!

Вопрос к участникам Всероссийского открытого форума “Образование: взгляд в будущее”: «Как вы оценивает ситуацию в российском образовании на сегодняшний момент – мы стоим на месте, катимся под гору, падаем в пропасть, движемся вперед или все-таки карабкаемся вверх?»

Лев Юрьевич ЛЯШКО, председатель Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего”, главный организатор форума:

Если рассматривать ситуацию в целом, то особого развития не видно. Идут обсуждения целого ряда инициатив, в частности, нового закона “Об образовании в РФ”, в процессе принимают участие тысячи простых граждан, однако совершенно неясно, что из предложенного рядовыми учителями будет взято, а что отвергнуто. И уже сейчас, к сожалению, видно, что туда не вошли очень важные замечания, которые касались, в частности, ЕГЭ и т.д.

С другой стороны, принят ряд важных программ, в частности ФЦПРО 2011-2016, и сейчас мы видим массу примеров того, как идет развитие на уровне отдельных образовательных учреждений, которые весьма успешно реализуют программы работы с одаренными детьми, осуществляют индивидуальный подход, внедряют передовые методики и технологии, дают стабильно высокие результаты. Это говорит о том, что система функционирует вне зависимости от каких-либо внешних факторов, за счет огромного внутреннего потенциала. При этом у каждой школы есть чему поучиться.

Ирина Анатольевна ЧЕРКАСОВА, учитель математики Мурманского политехнического лицея:

Мы одновременно идем вверх, стоим на месте и катимся под гору. Молодых учителей мало, не хватает целого ряда предметников. У нас в городе, например, есть школы, где вообще нет преподавателей математики. Однако, несмотря на трудности, образование все-таки развивается, идет в ногу со временем. По крайней мере проблему кадров осознали на самом высоком уровне и активно пытаются ее решить.

На мой взгляд, работая в современной школе, невозможно двигаться по инерции, ничего не меняя в подходах к преподаванию. Хочешь не хочешь, а нужно постоянно самосовершенствоваться, внедрять новые технологии, подходы. У нас в техникуме, к примеру, очень мощный парк компьютеров, много техники, презентационного оборудования, причем все это мы активно используем. Мы открыли дистанционную школу, в которой учатся дети не только из самого Мурманска, но и из области, и, надо отдать должное, руководство очень оперативно реагирует на наши потребности и запросы, стимулирует наиболее деятельных педагогов и учащихся.

Хочу отметить, что столь нелюбимые многими электронный журнал и дневник у нас внедряются с большим энтузиазмом, поскольку мы реально ощутили на себе все плюсы этого нововведения.

Валентина Анатольевна ЧУРАКИНА, преподаватель экономических дисциплин Благовещенского торгово-экономического колледжа:

Однозначно мы не стоим на месте и не катимся вниз, налицо медленное продвижение вперед. Наш колледж готовит профессионалов, которые очень хорошо востребованы на рынке труда. В отличие об обычной школы, где много теории, мы даем детям практические знания, поэтому ребята легко проходят собеседования, устраиваются на работу. Я вспоминаю себя после института – нам тогда давали три года для адаптации, чтобы мы смогли научиться использовать в реальных условиях полученные в вузе знания. У наших современных выпускников такой поблажки нет, им нужно быть во всеоружии сразу или в крайнем случае уметь очень быстро включиться в работу. Ведь иначе человек даже не сможет пройти собеседование, его просто не возьмут на работу. Поэтому в отличие от своих сверстников советских времен современные выпускники (по крайней мере нашего колледжа) более адаптированы к среде, причем мы очень тесно контактируем с работодателями, учитывая их пожелания и потребности. И это, на мой взгляд, доказывает, что мы все-таки развиваемся.

Михаил Львович ЛЕВИЦКИЙ, академик РАО, директор Института менеджмента Московского городского педагогического университета:

Я думаю, что мы все-таки движемся вперед, но с большой степенью неопределенности, на ощупь, методом проб и ошибок пытаясь определить, куда идти. К большому сожалению, доля участия профессионального образовательного сообщества в этом процессе не так велика, как хотелось бы. Значительная часть экспертов, которая отвечает за принятие важных для всей отрасли образования решений, не является референтной для этого сообщества. Стратегию развития образования разрабатывают на основе каких-то идеалистических представлений о том, что нужно обществу, при этом реальные потребности участников системы образования, равно как и наработанный им богатейший опыт поколений российских педагогов, а также наш менталитет, учитываются очень мало.

Я не думаю, что модернизация российской школы направлена на слом всего созданного во времена СССР, мы просто пытаемся уловить те тенденции, которые имеют общемировой характер. Однако следование этим тенденциям, опять-таки, должно идти с учетом наших национальных особенностей и культурных традиций, образа мышления тех, кто в данный момент работает в образовании. И если мы будем ориентироваться только на иностранный опыт, вряд ли получится что-то стоящее.

Марина Владимировна БИКМАЕВА, заместитель директора гимназии №39, Уфа, Башкортостан:

У меня довольно противоречивые ощущения относительно ситуации в образовании. С одной стороны, многие нововведения вызывают яростное отторжение у педагогов, с другой, надо признать, что и ЕГЭ, и ИКТ, и профилизация образования, и многие другие новшества имеют ряд неоспоримых плюсов. Опять же, с одной стороны, наконец-то обратили внимание на необходимость возвращения в школы и вузы духовно-нравственного воспитания, с другой – то, как это делается на местах, порой настораживает. На мой взгляд, это воспитание должно осуществляться с 1-го по 11-й класс на каждом уроке по каждому предмету, на каждом классном часе, общешкольном и внешкольном мероприятии, и вовсе не обязательно для этого создавать отдельный предмет, урезая часы у других дисциплин. Да и с преподавателями этого курса проблемы.

Из нововведений хочу отметить новые ФГОС, которые, как мне кажется, реально способствуют развитию системы образования. Мне нравится работать в направлении метапредметности и надпредметности, реализовывать системно-деятельностный подход, осуществлять профильное и предпрофильное образование. Я считаю плюсом нормативно-подушевое финансирование, которое позволяет учителям работать лучше. А информационно-коммуникационные технологии на самом деле помогают преподавателям излагать новый материал гораздо более зрелищно и наглядно.

Александр Сергеевич СМОЛЯНСКИЙ, заведующий сектором федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова”, Москва:

– Система образования – часть государства, поэтому как живет страна, так живет и школа. Мне кажется, последние 5–7 лет мы находимся на каком-то квазистабильном уровне, причем это нельзя назвать ни застоем, ни движением по инерции. Правда, лично я пока еще не знаю – это благо или зло для системы образования.

Сейчас идет огромная работа по реформированию образования на всех уровнях, от школы до министерства и правительства, и хочется верить, в скором будущем мы ощутим перемены к лучшему, тем более что поводы для оптимизма все-таки есть. Так, например, большим шагом вперед я считаю ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Молодежь приходит в науку, а значит, наблюдается обновляемость кадров и острота этой проблемы падает.

На науку и образование из бюджета стали выделять серьезные деньги, и это хорошо, просто надо теперь постараться сделать так, чтобы выделенные средства работали и были потрачены по назначению. По крайней мере появились правила игры, их прописывает ФЗ-94, и теперь каждый руководитель должен уметь участвовать в конкурсах и торгах, чтобы получать дополнительное финансирование, сверх бюджетного. А это вполне реально, могу заявить со всей откровенностью.

Государство ведет правильную линию, сокращая свое присутствие в сфере высшего образования, эта сфера должна стать более рыночной, иначе никакого развития не будет. За обучение человек должен платить, только тогда он будет ответственно относиться к процессу. А бесплатное – значит, дармовое, к нему и отношение соответствующее. Не нужно пытаться всех выпускников школ загнать в вуз, дать им диплом, а потом хвастаться: мол, у нас столько людей с высшим образованием. Лучше по-настоящему хорошо обучить тех, кто действительно может и хочет учиться, и эти люди в дальнейшем будут двигать вперед и науку, и общество. При этом каждый человек, получая образование, должен трезво осознавать, что это его личный вклад в свое будущее, а не щедрый дар со стороны государства. Тогда относиться к процессу обучения люди будут более ответственно.

Евгений Юрьевич ЗИМИН, руководитель Управления образования администрации Советского района Красноярска:

Если изучить локальный опыт отдельных школ, комитетов образования, учреждений и заведений, можно сделать вывод, что у нас все не так уж и плохо. Дети успешно учатся, побеждают в олимпиадах и конкурсах, сдают ЕГЭ и пр. Однако остро не хватает некой объединяющей всех идеи, единого вектора развития, что было в 1990-е годы. Есть общее ощущение стагнации, инертности, но за счет наличия в системе большого количества энтузиастов наблюдается некое движение вперед. Причем могу с уверенностью сказать: мы до сих пор живем за счет того огромного потенциала, который был накоплен во времена Советского Союза.

Несмотря на реформы и модернизации, мы имеем процентов на 90% все ту же старую добрую советскую систему образования. Иными словами, основой всех изменений является не рядовой учитель, а школа, поскольку именно здесь происходит передача опыта, обучение не только детей, но и самих педагогов.

Однако введение новой системы оплаты труда вызвало напряжение внутри коллективов, что, безусловно, вредит общему делу. Между тем, изучив мировой опыт, я пришел к выводу: окладная система более эффективна, поскольку учитель здесь спокоен за стабильность своей зарплаты и творит с полной отдачей, а не доказывает постоянно, что он достоин каких-то надбавок. Мне кажется, НСОТ ввели политики, преследуя ложные убеждения, что учителя начнут лучше работать в погоне за более высокой зарплатой. Но в этой схеме как-то не у дел остались именно дети, а они-то как раз не должны зависеть от стремлений своих педагогов заработать, для них по умолчанию все учителя должны работать хорошо. И потом, НСОТ привела не только к разобщению педагогического коллектива, но и к созданию ложного представления в обществе о том, что учителя-де наконец-то стали хорошо зарабатывать. Хотя суть системы довольно примитивная – взять у одного и отдать другому.

Ольга Ивановна СУСЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №202 “Менталитет”, Екатеринбург:

– Мне кажется, наше образование пытается карабкаться в гору, которая пока для него слишком крутая. Оно напоминает альпиниста, совершающего рискованное восхождение на вершину без должной подготовки и снаряжения. Причем обучают его и оснащают этим снаряжением не до, а уже непосредственно в процессе восхождения.

Сейчас во всех школах активно внедряют ИКТ, и многие недоумевают, а зачем оно нам нужно. Но я считаю, что при должной подготовке учителю гораздо проще донести те или иные знания до учеников, сделать процесс обучения более наглядным и полным. Главное не переборщить, ведь нередки ситуации, когда за теми или иными новшествами мы забываем того, для кого они созданы. Важно, чтобы ИКТ работали на конечного потребителя – ученика и помогали ему усвоить новую информацию. А когда на первое место ставят необходимость использования на уроках мультимедийного оборудования, не важно, что оно дает при изучении конкретной темы, это уже минус.

Михаил Эдуардович КУШНИР, советник по образовательным проектам компании “Новый диск”, участник рабочей группы Минобрнауки РФ по электронным журналам, до недавнего времени – учитель информатики гимназии №45 Москвы:

– На мой взгляд, образование застряло в тупике. Трагедия педагогов в эпоху модернизации состоит в том, что большинство из них не готово принять очевидный факт: в нынешних условиях старые подходы неэффективны. То есть они, конечно, работают, но дают не те результаты, которые реально востребованы обществом. Большинство людей считают: если меня учили вот так и я вырос такой хороший, значит, всех нужно учить так же, как и меня. На самом деле для человека первична мотивация. И сейчас она иная, причем и для учеников, и для учителей.

Мне кажется, двигаться вперед всем нам мешает та истерика в обществе, которая происходит вокруг системы образования. Пусть даже она и опирается на какие-либо негативные факты, но, согласитесь, в состоянии истерики невозможно вести конструктивный диалог. А сейчас, увы, очень много тех, кто призывает ликвидировать все нововведения и вернуть старую добрую советскую школу, которая давала самое лучшее в мире образование. Лично я позитивно оцениваю многое из того, что создано за последние десятилетия, однако напрягает явное отсутствие целей, к которым нас всех призывали двигаться. Причем такое впечатление, что цели эти отсутствуют даже на уровне министерства.

Александр Владимирович ЛЕОНТОВИЧ, председатель Общероссийского движения “Исследователь”:

– В описании состояния системы российского образования нужно учесть ряд противоборствующих факторов. Во-первых, есть здоровые традиции российской и советской школы, выстроенной на очень интересной основе. Во-вторых, есть масштабная программа реформирования, которую на местах нередко саботируют и тормозят, поэтому эффект от нее, даже положительный, не всегда заметен. В частности, в предыдущие годы руководство системой образования Москвы не торопилось вводить какие-либо изменения, находясь в стороне от реформ, в итоге новое руководство, придя к власти, вынуждено проводить эти реформы весьма интенсивными темпами, из-за чего многих лихорадит.

Опережающее развитие экономики способны обеспечить нестандартно мыслящие люди. Но как можно оценить мышление этих людей посредством стандартных критериев, разработанных для стандартно мыслящих людей? Поэтому для оценки эффективности опережающего обучения нам нужны опережающие критерии, которых пока нет.

Наша задача – подготовить элиту, способную обеспечить экономический рывок. Но одним только элитным образованием тут не обойтись, и почвой для отбора этой элиты должна стать вся система образования начиная с дошкольных учреждений.

Я думаю, нам стоит сохранить традиции академического образования и все то лучшее, что было в советском образовании, прибавив к нему возможности современных средств и методов обучения, чем пытаться подогнать себя под кого-то и соответствовать различным международным рейтингам.

Инесса Исаковна ЗАРЕЦКАЯ, профессор кафедры педагогики АПКиППРО:

– Сегодняшнее состояние образование – это кружение вокруг омута. Мы не знаем, куда идти, не осознаем, что нас ждет впереди. В системе слишком много противоречий, одни люди уверены, что мы катимся назад, другие – что движемся вперед и вверх. В итоге получается как в басне про лебедя, рака и щуку.

Не побоюсь этого слова, со стороны руководящих органов наблюдается последовательное разрушение всего того, что составляет основу нашей системы образования. Но то, что происходит в самой системе, говорит о наличии огромного количества людей, способных этому сопротивляться и сохранять достижения прошлых лет.

Внушает оптимизм богатый и очень интересный педагогический опыт как отдельных преподавателей, так и целых школ и даже муниципальных образований.

А настораживает отдаленность государства от всех этих реалий, существование руководства страны и министерства в некоторой оторванной от жизни среде, когда они либо видят то, чего на самом деле нет, либо не замечают совершенно очевидных вещей.

В чём заключается главный недостаток используемой в настоящее время в школах и институтах системы получения знаний? Основная проблема состоит в том, что эта система формировалась в прошлые столетия, когда жизнь текла медленно и лениво. Учитель передавал своим ученикам знания в том же виде, в каком он сам получил их, и эта информация продолжала оставаться актуальной на протяжении очень долгого времени.

Сейчас мы живём в совершенно другую эпоху. Каждый день совершаются научные открытия, изобретаются новые устройства и технологии, появляются и исчезают разные профессии. Разумеется, старую систему образования необходимо каким-то образом приспосабливать к новым условиям, поэтому в мире всё большую популярность обретает совершенно новый формат получения знаний.

Что такое микрообучение

Микрообучение - это новый формат образования, предлагающий разбить процесс получения знаний на очень короткие интервальные занятия. Они могут длиться от одной до пяти минут, в течение которых ученик получает новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал. Например, если речь идёт об изучении , то на смену 45-минутным изнуряющим традиционным урокам приходят короткие занятия, которые могут быть приостановлены и возобновлены в любое время. Хороший пример подобного подхода - популярное приложение Duolingo.

В чём преимущества этого формата

  • Концентрация внимания. Многочисленные исследования утверждают, что основная проблема молодого поколения - это рассеянное внимание. Среднее время, в течение которого современные ученики могут оставаться сфокусированными на одной задаче, составляет всего несколько минут, после чего их мозг начинает искать новый объект или вообще отключается. Формат микроуроков учитывает это обстоятельство и использует внимание учащихся на полную.
  • Доступность. Новая форма обучения подразумевает приход на смену традиционным учителям компьютерных систем обучения. Специальная программа на вашем смартфоне или ноутбуке прочитает вам новый материал, проверит его усвоение и примет экзамен. Это делает обучение более доступным, дешёвым и качественным.
  • Мобильность. Теперь во время обучения вы не будете привязаны к одному месту. Для прохождения курса совсем не обязательно присутствовать в классе или вообще физически находиться в определённом месте. Вы можете путешествовать, работать, болеть и при этом получать качественное образование.
  • Модульность и гибкость. Микрообучение подразумевает получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или вообще исключить. Таким образом курс становится более гибким, а полученная информация - более актуальной.

Где я могу начать микрообучение

Как вы уже, вероятно, догадались, микрообучение неразрывно связано с современными информационными технологиями. В Сети уже существуют тысячи различных онлайн-курсов, мобильных приложений создано не меньше. Однако далеко не каждое образовательное приложение или сервис вписывается в формат микрообучения. Для этого, как я писал выше, занятия должны быть очень короткими, интерактивными и самодостаточными. Подобрать себе подходящий курс вы сможете на популярном образовательном ресурсе Coursmos , который содержит тысячи лекций самой разной тематики.

Есть ли у микрообучения будущее

Судя по тому, с какой скоростью плодятся приложения и сервисы, использующие этот метод обучения, у него, несомненно, есть перспектива. Возможно даже, что постепенно он полностью вытеснит традиционную систему образования и ваши внуки будут удивлённо слушать рассказы о том, что раньше школьники вставали с восходом солнца, собирались все вместе в тёмном душном классе и слушали живого преподавателя.

А вы что думаете по этому поводу? Каким будет образование будущего?

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.