Какую работу выполняет гончар. Гончар кто это. Мастера из далекого прошлого! Как научится рисовать с нуля

Интегрированное занятие «Профессия гончар» (познание, лепка)

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с профессией гончара

Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии»

Расширять представления детей о труде взрослых. Показать значение и важность профессии гончара для других людей

Развивающие:

Развивать связную речь детей, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развитие мелкой моторики через работу с глиной

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к труду

Вызывать эмоциональный отклик, задуматься о том, хотели бы они стать гончарами

Образовательные области: познание, лепка

Оборудование:

Проектор

Мультимедиа презентация

Подготовленная глина

Доски для лепки

Искусственная трава для поляны с грибами

Предварительная подготовка: Выучить с детьми стихотворение С.Михалкова о труде

Ход занятия (35 минут)

Организационный момент (1 минута)

Постановка целей, мотивация к деятельности (5 минут)

Трое детей читаю наизусть стих С.Михалкова

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Как вы думаете ребята, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

(ответы детей: - о труде)

Правильно, ребята. Мы будем говорить о труде и познакомимся с новой интересной профессией.

Основная часть (15 минут)

А ваши родители трудятся? Куда они отправляются, после того как отведут вас в садик?

(ответы детей: - на работу)

Опрос нескольких ребят о том, кем работают их родители?

(врач, учитель, бухгалтер, продавец, повар, водитель, строитель, полицейский и т.д.)

А какие ещё профессии вы знаете?

(пожарный, воспитатель, медицинская сестра, архитектор, сантехник, дворник, секретарь, президент, лесоруб)

Вы уже знаете очень много профессий! А сегодня мы познакомимся ещё с одной профессией. Это профессия гончар. Давайте вместе повторим её название - гончар.

Чем же занимается гончар. Сейчас мы с вами совершим экскурсию в мастерскую гончара, внимание на экран.

Мультимедиа презентация «Работа гончара»

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1448146531.pptx (профессия гончар презентация)

Ну что, ребята, понравилось вам в мастерской гончара? (да)

Хотите сами побыть гончарами? (да)

Что ж, тогда одевайте фартуки и проходите за столы. (дети рассаживаются)

Физкультминутка «Гончары» (1 минута)

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

Гончар из мастерской - настоящий профессионал. Это значит, что он хорошо знает свою работу, он очень умелый и делает очень сложные и красивые работы из глины. Мы с вами только учимся работать с глиной, поэтому начнём с простого. Мы с вами сегодня будем лепить грибы.

Работа детей (10 минут)

Итог занятия (1 минута)

Какие замечательные грибочки у нас получились. Теперь они должны хорошенько высохнуть, на это уйдет целая неделя! Потом мы их раскрасим и украсим ими нашу полянку.

Уборка рабочих мест (2 минуты)

Начинающий: 8000 ⃏ в месяц

Опытный: 15000 ⃏ в месяц

Профессионал: 24000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Спрос на ручные эксклюзивные изделия есть всегда, так что перспективы занятости благоприятные.

Для кого подходит профессия

Гончар должен быть очень трудолюбивым и усидчивым человеком. В числе главных качеств гончарного мастера можно также назвать аккуратность и внимательное отношение к деталям, упорство в достижении поставленных задач.

Обязанности

  • приготовление обычных строительных кирпичей;
  • производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.)
  • приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое. Именно по этой причине, мастеров, которые овладели им, называют гончар кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о профессии?

Гончаром называют мастера, умеющий изготавливать красивую глиняную или керамическую посуду. Стоит сказать, что для обоих вариантов используется специальная глина. А обозначают они одну и ту же посуду.

Причем, под керамикой понимается разнообразная по своему составу и режиму обжига посуда. Современные мастера ничуть не уступают своим древним предкам, изготавливая действительно красивые и ценные вещи.

Стоит сказать, что за время, которое прошло с момента своего появления, данное ремесло практически не изменилось. Современные мастера все так же месят глину и используют гончарный круг.

Изменяется лишь способ обжига, да круг вращается при помощи автоматики, позволяющей регулировать скорость и направление вращения.

Требование к специальности

Это только непосвященному в таинства мастерства кажется, что не составляет большого труда изготовить поделку из глины. Однако практика показывает, что только у настоящих мастеров, которые освоили технику изготовления высококачественных изделий из глины, получаются поделки высшего качества.

Профессиональный гончар должен уметь:

  1. выбрать глину;
  2. правильно ее приготовить;
  3. знать техники изготовления различных поделок из глины.

И только настоящие мастера могут сотворить настоящее чудо в виде вазы, горшочка, различных поделок и . Причем все работы проводятся голыми руками, смоченными в воде.

Для того чтобы работа удалась, необходимо будет знать:

  1. какой состав, и какие особенности должна иметь правильная глина;
  2. чем различаются различные виды глиняной массы, используемые для производства керамических изделий;
  3. следует знать, все пункты технологического процесса;
  4. все приемы и способы, используемые для изготовления глиняных изделий при помощи специальных гончарных станков;
  5. какие бывают гончарные печи и как правильно нужно в них загружать изделия;
  6. следует знать основы и правила составления композиции. Это заставляет мастеров изучать исторические особенности той или иной техники и вида.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Следует знать, как пользоваться специальными гончарными печами для обжига готовых гончарных изделий.

Так, они бывают:

  • · стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • · лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • · горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

МКОУ «Мехонская СОШ»

Воспитательно е мероприятие по профориентации

«Очень интересные разные профессии»

Киклеева Н.В. учитель начальных классов

Раздел: внеклассная работа

Цель: Знакомство с миром профессий.

Задачи:

1. Расширить знания обучающихся о мире профессий.

2. Формировать интерес к профессиям.

3. Развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения.

4. Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

Структуры: «Мэнэдж мэт», «Ладошки» , «Сингл раунд робин», «Релли робин»

Ход мероприятия

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека Звучат фонфары (фонограмма группы «Битлз» - «Вчера»)

В далекой Греции на горе Олимп, вершина которой покоится высоко-высоко в облаках, а подножье утопает в зелени лесов, восседают величайшие мира сего – Боги – вершители судеб человеческих. Они правят нашим миром, наблюдая за людьми и наставляя их на путь истинный.

Фонограмма красивой музыки, на сцене греческие боги.

    Зевс, посмотри, какую картину нарисовал художник!

    А какую прекрасную статую вылепил тот скульптор!

    Послушайте, какая прекрасная музыка доносится снизу, ее только что сочинил юный композитор.

Зевс. Да, действительно, все люди заняты своим любимым делом.

    А не ошибся ли ты, Великий Зевс? Вон там я вижу человека, который абсолютно ничем не занят!

Все: (возмущенно) Как? Почему? Все работают, творят, а он слоняется без дела?

Зевс: Неужели для него не нашлось дела по душе? На свете так много занятий, что даже мы не

успеваем следить за всем, что происходит у подножья Олимпа.

    А не лучше ли спросить у него самого? Пусть он предстанет перед нами!

Зевс: Да будет так!

Тревожная музыка, появляется человек.

Зевс: почему ты, простой смертный, бездельничаешь, когда все вокруг работают, создают прекрасные вещи?

Человек:

О, Всемогущий Зевс, и вы, Боги, я не работаю потому, что не нашел себе занятие по душе.

    А ты искал?

Человек молча опускает голову.

    А ты хотел бы работать, как все остальные?

Человек:

Да, хотел бы, но я не знаю чем заняться, вокруг так много всего….

    Тогда мы даем тебе возможность отправиться к людям, чтобы ты там выбрал себе занятие по душе

    А если ты все – таки не определишься со своим выбором, то быть тебе бездельником, и кануть в бездну лет бесславно! И никто и никогда не вспомнит о тебе, человек!

Зевс: Ступай, человек! И помни, что мы тебе сказали!

Боги покидают сцену. Звучит легкая музыка.

На сцену выходят ведущие.

Вед .1.

Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости нашего мероприятия.

Вед .2

День сегодня у нас особенный.
Собрались мы сюда, друзья,
Чтоб восславить руки тружеников.

Чтоб восславить профессии разные –
Это сделаем ты и я!

Структура «Мэнэдж мэт», «Ладошки»

Вед 1.

Сегодня мы приглашаем вас в Страну Великих Мастеров, путешествуя по которой мы узнаём истории Мастеров, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. Мы узнаём об очень интересных разных профессиях. В современном мире насчитывается 40 тыс. профессий.

И, может быть, кто-то сегодня из вас поймет, какая профессия станет для него главной в жизни, потому что для каждого человека, она своя!

Вед 2.

Работаем в группах по структуре «Сингл раунд робин» (проговаривают ответ по кругу один раз. Обобщают и дает ответ один участник команды)

Давайте вспомним: что такое профессия?

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Вед. 2 Спасибо . Замечательно.

Вед .1.

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?

Ребенок

Рабочий? Строитель? Учитель?

Кто нужен России сейчас?

А, может быть, врач-исцелитель

Сегодня важнее для нас?

Быть может, нужней инженеры?

Возможно, ученый важней?

А, может, нужней офицеры,

Чтоб армию сделать сильней?....

Отбросьте ненужные споры

О том, кто важней для страны.

Ответим: для России профессии все нужны. (Ф.С. Махов)

Вед 2.

Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и самые важные.

И сегодня мы узнаем об удивительной профессии.

Вед .1 Структура «Релли робин» (работа в парах)

Я предлагаю вам игру.

Вы видите рисунки с изображениями предметов, принадлежащих разным ремесленникам. Ваша задача – отгадать, кому они принадлежат.

На доске рисунки: удочка, топор, лук, корзина, молот, прялка, гончарный круг с горшком.

Дети .

Удочка – рыбаку, топор – плотнику, лук – охотнику.

Молот – кузнецу, прялка – ткачу,

Корзина – человеку, собирающему что-то.

Гончарный круг – ?

Вед 2.

Отгадайте о какой профессии пойдет речь:

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

Кто это?

Дети

Гончар – мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины: посуду, игрушки, изразцы и т.п.

Песня о гончаре

Вед 1

Профессия гончара дошла до наших дней практически в первоначальном виде, не претерпев существенных изменений.

Как и тысячи лет назад гончары занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения ее в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть по сути созданием керамики.

Презентация

Вед. 2. Послушаем, что узнали ребята об этой профессии.

Ученики:

Из истории мы узнали, что чашка, тарелка, ваза или кирпич – все они были когда-то обыкновенным куском глины, пока за них не взялись умелые руки мастера. Так возникло новое ремесло –гончарство, появилась новая профессия – гончар.

Мы сейчас расскажем вам об этой удивительной, чудесной профессии.

    Путь от глины до вазы

    Истоки гончарного ремесла.

Глиняную посуду научились изготавливать еще в каменном веке. Первоначально для обжига глины умельцы – мастера использовали жар костров, потом уже научились делать простейшие печи, и только после изобрели горн – прообраз нынешних гончарных печей.

Конечно же изделия тех времен были простыми, в основном грубых форм. Дно изделий было округлым, слегка заостренным, чтобы можно было располагать их на песке, в почве или между камнями.

    Материал

Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Что такое глина? Глина, обожженная в костре – это первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая загадка: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обвале. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал». Это глина.

О чудесных свойствах глины можно говорить часами. С помощью глины стирали одежду, из нее делают посуду, употребляли во внутрь, чтобы укреплять организм: глина обладает способностью выводить шлаки из организма.

    Секреты профессии гончара.

Все в руках каждого мастера.

Первое чему надо научиться, чтобы стать гончаром – катать шарики, жгутики, «колбаски» и различные простейшие фигурки. Когда еще не знали гончарного круга, люди использовали технологию лепки и ленточно-жгутовой способ.

Второй секрет: это гончарный круг. Гончарный круг – это два горизонтально расположенных диска, скрепленных шестом. Нижний диск вращали ногами, верхний – был для глины. Изобретение гончарного круга придало этому ремеслу характер искусства. Благодаря кругу изделия приобрели правильную форму.

Работать на гончарном круге не просто. На круг кладут кусок глины (на один кувшин требуется около 2 кг). Большими пальцами рук делают углубление в глине, периодически смачивая руки водой, но не сильно. Постепенно поворачивая круг придают форму глине.

Мягкая, почти как пластилин, глина сначала отказывается подчиняться пальчикам. И изделие может получиться раза с пятого, а то и с двадцатого.

Здесь важно все – и чтобы изделие в бок не повело, и чтобы не порвалось оно на круге в самый неподходящий момент.

Перемазанные глиной с ног до головы, гончары творят свое изделие часами. Круг вращается, и глина под умелыми пальцами мастера принимает определенную форму.

Третий секрет.

После того как вылепленное изделие готово, его поверхность осторожно разглаживают и сушат. Иногда на это уходит несколько дней или даже неделя.

Затем поделку очищают от неровностей и зазубрин. Дальше, если нужно, приклеивают деталь, например, ручку. А когда она еще подсохнет, делают декор – это может быть резьба или лепной орнамент и обжигают в специальной печи.

И уже потом расписывают свои творения глазурью или просто красками.

    Изделия

Очень красивые получаются изделия. И на создание такой красоты уходит очень много времени. Не лучше ли отказаться от ручной работы и изготавливать машинами?

Нет… Изделия ручной работы отличаются от тех, которые сделаны машинами. Чем?

Да, понятно чем – теплом человека. Когда изделие ручное, человеку смотрящему хочется его потрогать. Ведь в изделие мастер вкладывает частицу себя, своей души. Во время работы гончар разговаривает со своим творение (только вы не говорите никому, это секрет).

В наше время магазины заполнены изделиями из фарфора, фаянса – и никто не смотрит.

А в лавочках, где продают изделия народных умельцев, всегда и народа много, и тесно, и всегда хочется все это потрогать потому, что эти вещи неповторимы и изысканы.

    О керамике и ее полезных свойствах.

Глиняная посуда считается не только весьма изысканной, но и еще полезной. Глиняная посуда способна вытягивать из людей негативную энергию, наполнять чистотой и силой.

Пища, приготовленная в такой посуде очень полезна и вкусна. Блюда в такой посуде приобретают аромат и вкус.

Глиняная посуда способна регулировать температуру и влажность. Чай в глиняном чайнике остается теплым в течение нескольких часов.

Вспомните детские сказки: молоко там всегда хранится в глиняном кувшине, а вода, даже в жаркий день остается прохладной.

Издревле керамическую посуду использовали для хранения продуктов: хранили молоко и масло, варенья и соленья без крышек могли храниться до следующего урожая, а многие до сих пор хранят в керамических банках мук – так жучки не заводятся.

Еда, приготовленная в «чудесном горшочке» в обычной духовке, напоминает ту, что готовится в настоящей русской печи. Сейчас готовят жаркое и другие мясные блюда в горшочках.

Здорово, что есть такая чудесная посуда и здорово, если во всех домах будут такие изделия. Важно, чтобы люди сами поняли важность этого.

Вед 1

Ребята! Мы предлагаем вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку. Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что, например, получилось у нас.

Вед . 2

Когда ты сам побываешь в роли гончара, пусть даже не за гончарным кругом – это не забываемое впечатление.

Вед . 1.

В твоих руках глина оживает и начинает жить по своим собственным законам, превращаясь в вашу любимую (в будущем) чашку. А может сейчас вы создали семейную реликвию, и ваши правнуки будут ею гордиться. Ведь она такая красивая и на ее боку ваше имя.

Вед . 2.

Гончар, керамист – не просто профессия, это мироощущение. Есть такие профессии – приносить людям радость. И профессия гончара, керамиста – одна из них.

Вед . 1

Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?

Обучающая структура «Тейк оф тач даун» (встать-сесть)

Ученики по очереди встают и называют качества: трудолюбие, терпеливость, аккуратность, выносливость, внимательность, хороший вкус, богатое воображение усидчивость,

Вед .2.

Образование по этой специальности можно получить непосредственно на производстве

Вед .1.

Место работы: художественные салоны и мастерские.

Вед 2:

Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час.

Сингапурский метод. «Билетик на выход»

Каждый ученик отвечает на вопросы: «Что нового я сегодня узнал? Что интересного и полезного для себя взял?» Ребята в группе отвечают друг другу.

Поблагодарим друг друга за работу: «Ладошки»

Стих . Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”

Ученик1 :

Скорей бы стать нам взрослыми

Совсем, совсем серьёзными!

О чём мечтаем мы о чём?

Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!

Ученик 3: - Я – фоторепортёром!

Ученик 4: - А я… А я – зубным врачом!

Ученик 2:

Профессии чудесные, земные и небесные!

Каких на свете только нет!

Ученик1 : - Я буду инженером!

Ученик 2: -Я - милиционером!

Ученик 3: - А я….Пока ещё не знаю!

Ученик 4:

Когда мы станем взрослыми –

Умелыми, серьёзными –

То всё нам будет по плечу!

Вед .1

Ребята, но вы должны помнить: Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому, прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Фонограмма тревожной музыки.

Время истекло, нашему герою пора возвращаться на Олимп и держать ответ перед Богами

Появляются Боги и человек.

Зевс: Ну что, человек, ты выбрал для себя подходящее дело?

Человек: Вы знаете, я увидел столько замечательных профессий, что готов попробовать себя во всех сразу. Но я так же услышал, что есть еще много других прекрасных профессий. И мне захотелось узнать и о них. Можно я еще повыбираю?

Фонограмма «Дорогою добра»

Зевс: В этом мы тебе поможем. Но знай, что у тебя есть дорога, которая грустит по тебе, пусть она длинною всего в один шаг, но это твоя дорога! Главное – не сбиться в пути!

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.