Кому кикимора приходится женой. Кто такая кикимора? Кто такая болотная кикимора

Кикимора (кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара и т. д.) — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового.

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы как правило поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.

Описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже — в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы — неравномерные, неровные:

«От кикиморы рубахи не дождешься»

(русская пословица)

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей: ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».

17 марта по народному календарю - Герасим-грачевник, день, когда вся наша языческая нечисть в силу входит. Именно в марте, а вовсе не в рождественском январе, самые их дни – духи природы просыпаются вместе со своей матушкой. Задача заботливых хозяек – духов этих поддержать морально и физически (пряники они любят, страсть!), чтобы и дом блюли, и в ваши дела нос почем зря не совали. Но кто где «живет»?

В доме, понятно, домовой. Он мужик не одинокий, у него есть жена – кикимора. Вредная, надо сказать, особа! Если ктото на кухне по ночам посудой гремит, или вы утром со спутанными волосами проснулись, или ребеночек ваш по ночам беспокойно спит – это все её, кикиморы, работа.

Вот как раз 17 марта кикимору за такие безобразия можно к порядку призвать. Надо сунуть клок шерсти под порог со словами: «Ах ты, кикимора домовая, уходи из горюнина дома вон!». Уйти, может, и не уйдет, но призадумается о своем поведении.

Что же касается домового, то его после зимней спячки надо сразу кашей попотчевать: пшенной, на молочке и сладенькой. Только про ложку не забудьте, а то обидится хозяин, что руками есть приходится, и всю кашу по полу раскидает. Вам это надо?

У домового и кикиморы есть детки – игоши. От этих вреда немного: если под полом ктото пищит и копошится, это игоши и есть, а никакие не мыши. По другим поверьям, игоши – это недоношенные человеческие дети, родившиеся мертвыми. Поэтому игошей изображают на коротких ножках и без рук.

За обеденным столом, если хозяева догадались, что в их доме живет игош, на стол положено класть лишнюю ложку – для игоша. И хлеба ломоть рядом. Если про игоша забыть и место за столом ему не выделить, он начнет мстить – подговаривать хозяйского ребенка на всякие шкоды, строить козни всем жильцам дома.

Но особенно невзлюбит игош того, кто его место займет. Тогда держись, прицепится – не отвяжешься. Будет по пятам ходить и всячески пакостить. Провинившемуся человеку остается одно – откупиться, например рукавицами. Игош мерзляка, но умом недалек: он эти рукавицы то на голову примерит, то на ноги, то целиком в них залезет. Так за заботами про человека и забудет.

В бане живет банник – злой старик. Поэтому в баню после полуночи, да еще одному, лучше не ходить – заморочит. И виноват в этом будет сам человек: нечисти домовые толькотолько на мытье расположились – и вот вам здрасьте, чужой заявился. Все ж таки честьвремя соблюдать надо, да и очередь, когда кому идти – помнить. Они же вам не мешали, когда вы мылись.

Кто живет в гараже? Давайте пофантазируем. Почему бы там не жить гаражнику? И теперь, зная такую штуку, не спрашивайте мужа, что он весь прошлый выходной в гараже делал. Чточто, гаражника ублажал: порядок в хозяйстве навел, скопившийся за зиму мусор вывез, рюмочку поднес. Ведь гаражный – мужик серьезный, ему машину холодными ночами стеречь приходится. Здесь пряником не отделаешься.

Ольга Соколова

В этой статье можно узнать верный ответ на вопрос второго тура сегодняшней игры "Поле Чудес" за 26.01.2018. Игра была посвящена болоту. Как звучит вопрос второго тура в оригинале, можно узнать ниже. Вопрос о кикиморе.

Восточные славяне в старину верили, что в болоте жил злой болотный дух в женском обличии - кикимора. Замуж она обычно выходила за Лешего. Но иногда кикимора становилась женой домового и переселялась в дом. Благодаря такой супруге там начинался... что? (10 букв).

Что начиналось в доме, когда кикимора выходила замуж за домового и поселялась в доме?

Кикимора - это русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе известны с 17 века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.

Кикиморами, по русскому поверью, становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов - кикимор.

Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие - за леших. Они и становятся болотными. Нужно отметить, что обычная жена домового - домовиха (домаха), не отличается буйным нравом. Её поведение в основном зависит от того, понравится ли ей хозяйка дома.

Таким образом, исходя из уже открытых букв, нам становится понятно, что верный ответ на вопрос второго тура: беспорядок (10 букв), ведь именно так может пакостить жена домового - кикимора.

Кикиморы бывают разного происхождения:

♠ это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
♠ дети от порочной связи с огненным змеем;
♠ дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы как правило поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже - в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».

Куколки-кикиморы

Существует поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчете за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался - «куриный бог» - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым». 15 января в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям кикимора до Святок живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения (19 января), это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 2 марта в народе нарекалась Меремьяной-Кикиморой.

17 марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Слово кикимора & «кикимара» является двусоставным: кики & мара или мора

♠ «кик-/кык-/кук» - древний балто-славянский корень, означающий «скрюченность, горбатость»;
♠ «моръ» - общеславянский корень, означающий «смерть». В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье.

Есть также мнение, что первая часть - «Кики» есть финно-угорское женское имя «Kikke», также «Morko» на финском - «пугало, жуть, темень».

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли всех чертей. Есть теория что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

В понимании многих людей кикимора является сказочным персонажем, который относится к негативным героям. На самом деле наши предки верили в ее реальность, поэтому предлагаем разобраться, кто такая в славянской мифологии и нужно ли ее бояться. Для начала стоит сказать о том, что название «кикимора» происходит от богини Морены, которую еще называли Марой. Люди приложили к этому имени корень «кик», который означает горбатость.

Кто такая кикимора и как она выглядит?

На самом деле кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать и пугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее , стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.

Внешность кикиморы

Разбираясь в том, кто такая кикимора, стоит остановиться на ее внешности.

  1. Представляют этого духа по-разному, но наиболее распространенным является образ старой и некрасивой женщины, которая имеет худое тело и маленькую голову.
  2. Часто ее изображают с горбом, что делает ее образ еще ужаснее.
  3. Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.
  4. Устрашающий образ дополняет уродское лицо и лохмотья вместо одежды.
  5. Есть и другие описания внешности кикиморы, например, некоторые представляли ее, как молодую девушку с красивой и длинной косой, но полностью голой.
  6. Крайне редко представляют этого духа мужчиной.

Откуда взялась кикимора – 3 версии

Многих интересует от кого произошла настоящая кикимора, так вот в этом вопросе люди также не пришли к единому мнению.

  1. Версия №1 .Считалось, что стать этим нечистым духом может ребенок, который умер в результате аборта, или же девочка, ушедшая из жизни до крещения.
  2. Версия №2 . Происхождение кикиморы часто связывали с не отпетыми покойниками и проклятыми людьми.
  3. Версия №3 . Еще одна версия появления этого духа – это результат любовного контакта девушки с нечистым духом.

Образ кикиморы в славянской мифологии

В славянской мифологии можно найти много историй о местах проявлениях кикиморы. Часто ее видели там, где совершалось убийство и в местах скопления негативной энергетики. В древности люди верили, что если перед человеком проявилась кикимора, значит, он вскоре умрет. Как и многие духи, кикимора обладает сверхъестественными силами, так она может с огромной скоростью передвигаться с места на место. Приписывают ей и способность к телепортации и к предсказаниям будущего.

Люди, обладающие магическими способностями, могут призывать кикимор. Черные ведьмы подселяют злых духов к своим врагам, чтобы навредить им. Есть различные заговоры, помогающие не только увидеть кикимору, но и изгнать ее из своего дома. Обычно люди проводили подобные ритуалы, когда действия духа становились опасными и вызывали огромные неприятности.

Кто такая болотная кикимора?

Этот дух очень схож с «домашней сестрой» за исключением места проживания. Ее считают женой лешего, который хозяйничает в лесу. Что касается внешности болотной кикиморы, то она практически полностью соответствует описанным чертам за исключением цвета кожи, которая имеет зеленоватый оттенок, и длины волос. Болотная кикимора обычно проявляется перед людьми, которых удалось заманить в топкое болото, а делают они это для того, чтобы окончательно испугать жертву.