Кто такой нонконформист и что такое нонконформизм. Что такое Неформалы конформисты

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что означает понятие нонконформизма. Вы узнаете, кто такие нонкомформисты, каковы их характерные проявления. Выясните, что нужно делать, чтоб стать таким человеком.

Определение понятия

В широком понимании нонконформист — это человек, который отрицает порядок, принятый обществом, его ценности, законы, традиции и нормы. Синоним нонкомформиста – негативист, также может применяться слово оппозиционер.

Нонконформисты не просто защищают свои права, они стремятся поступать наоборот, ведут себя так, чтоб окружающие осознали, что они неправы, что «власть является продажной», существуют «глупые традиции», «законы неправильные», представляют собой зло. Убедить такого индивида в том, что он неправ фактически невозможно, ведь все, что он услышит, посчитает абсурдным и лживым. Временами точка зрения такого человека является правильной, а иногда и конструктивной. Общество может сильно погрязнуть в консерватизме и любое противостояние ему будет во благо.

Нонконформистами можно называть ученых, которые своими открытиями опережали время, из-за чего были отвергнуты большинством. Ситуация с Галилео Галилеем, когда он был вынужден под давлением инквизиции публично отказаться от своих взглядов. Джордано Бруно, имеющий нетипичные для своего времени взгляды, спалили на костре. Эти личности отличались от основной массы своими сверхинтеллектуальными способностями.

Нонконформисты являются неотъемлемой составляющие общества. Именно нонконформисты продвигают достижения науки, способствуют развитию искусства, противостоят превращению жизни общества в «болото».

Иногда люди путают два таких понятия, как конформизм и нонконформизм. Первое же является полной противоположностью второго, определяет принадлежность к большинству, желание быть таким, «как все». Нонконформисты зачастую подвергаются агрессивным нападкам. Стоит учитывать, что и такие индивиды зависят от общества, ведь если рассматривать конформистов, они соглашаются с общепризнанными мнениями, а нонконформисты противятся, принятому в обществе.

Очень важно, чтоб процент нонконформистов, входящих в состав отдельно взятого общества, был не очень высоким. Это необходимо для сохранения устойчивости и стабильности.

Нонконформизм нередко является проявлением, характерным для подростков. По мере взросления, при наличии личностного развития все реже определяются конформизм, как и нонконформистсткие проявления. У высокоразвитой личности имеет место самоопределение.

Предрасполагающие причины

Основные факторы, которые подталкивают людей на развитие нонконформистских взглядов:

  • желание оказывать на кого-то влияние;
  • потребность в самоутверждении;
  • доказательство своей правоты;
  • опровержение установленных правил;
  • сохранение уникальных личностных черт, своей индивидуальности.

Люди, имеющие умеренные нонконформистские взгляды, необходимы обществу. Ситуации с крайними проявлениями данного явления бывают опасными.

Характерные признаки

К проявлениям, описывающим качества нонконформистов, относят:

  • высокая самооценка, иногда слишком завышенная;
  • стойкость перед воздействием внешних обстоятельств;
  • ригидность , нежелание поддаваться чьему-либо влиянию;
  • самоуверенность, которая позволяет сохранять свое мнение и игнорировать мысли окружающих;
  • демонстративное противопоставление себя обществу;
  • желание быть уникальным, не похожим «на всех»;
  • острая необходимость в самоутверждении.
  • независимость, самостоятельность;
  • ориентация на свои решения;
  • находчивость;
  • собственное мнение;
  • склонность противопоставлять себя определенным группам;
  • потребность занимать доминирующее место.

Преимущественно нонконформисты являются сильными личностями, имеющими устойчивую нервную систему. Это необходимое условие, потому как противостояние обществу должно сопровождаться не только упрямством, но и силой воли . Согласно исследованиям, нонконформисты имеют достаточно высокий интеллект и предрасположены к творчеству.

Нонконформистские наклонности могут выражаться с разной силой. В обществе нонконформисты встречаются реже, чем конформисты. Например, рассматривая сообщество книголюбов, которое будет негативно относиться к творчеству Дарьи Донцовой, обязательно найдется один человек, эмоционально доказывающий их неправоту, утверждающий, что иронические детективы этой писательницы — это лучшее, что есть в современной литературе. Примеры нонконформизма: в классе с плохой успеваемостью один отличник , любитель классики среди рэперов.

Как стать нонконформистом

  1. Перестаньте переживать о том, что о Вас могут подумать другие люди. Вас должно интересовать только собственное мнение.
  2. Отправляясь в магазин за новыми покупками, не обращайте внимания на бренды. Выбирайте те вещи, в которых Вам будет удобно или те, что понравятся своим внешним видом.
  3. Делайте, что хотите и когда хотите, слушайте только свои внутренние потребности.
  4. Не забывайте о своих личностных границах. Совершайте простые, в то же время неожиданные поступки. Например, потанцуйте на улице под дождем без зонта.
  5. Экспериментируйте, ищите свой стиль в одежде, макияже.
  6. Прибегайте к нестандартному решению проблем, пробуйте найти новые пути.
  7. Старайтесь оставаться естественным. Не нужно притворяться, кого-то копировать, наследовать.
  8. Не стоит следовать рамкам, четко ограниченному плану. Лучше быть спонтанным, импровизировать.
  9. Никому не позволяйте Вам указывать, как жить, что нужно делать.

Желая обратиться в нонконформизм, стоит учитывать определенные рекомендации.

  1. Желая выступить против общепринятых правил, не переигрывайте. Не нужно настраивать против себя окружающих людей.
  2. Не забывайте о том, что разные люди имеют различные убеждения. Не нужно настраивать кого-то стать на путь нонконформизма.
  3. Если Вы надумали стать нонконформистом, должны понимать, что от Вас могут отвернуться друзья. Однако, если рядом оказались настоящие товарищи, эта дружба будет крепнуть с каждым днем.
  4. Неважно, каким правилам следовать, важно нормально относиться к поступкам окружающих, даже если Вы с ними не согласны. Не нужно негативно относиться к конформистам, выплескивать на них свою агрессию.

Теперь Вы знаете определение понятия нонконформизма. Как видите, нонконформисты необходимы для общества, для его устойчивости и развития. Стоит учитывать, что крайние проявления данного состояния могут приводить к негативным последствиям.

В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм » (от греч. anti- - «противо-») .

Нонконформизм и конформизм

Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ .

Экспериментальные исследования

Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:

См. также

Напишите отзыв о статье "Нонконформизм"

Примечания

  1. Кондратьев М. Ю. , Ильин В. А. Нонконформизм // . - Москва: Пер Сэ ISBN 978-5-9292-0162-2 .
  2. Балабанова, Любовь Матвеевна . Словарь терминов // . - Донецк : Сталкер , . - 432 с. - 20 000 экз. - ISBN 966-596-104-7 .
  3. Морозов, Александр Владимирович . Краткий словарь психологических терминов // . - Москва: Академический проект , 2005. - 1040 с. - (Gaudeamus). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0554-3 .
  4. Головин, Сергей Юрьевич . Нонконформизм // . - Минск : Харвест , 2009. - 976 с. - 2000 экз. - ISBN 985-13-2627-5 , ISBN 978-985-13-9701-9 .
  5. Нонконформизм // / Под редакцией М. Ю. Кондратьева ; Редактор-составитель Л. А. Карпенко ; Под общей редакцией А. В. Петровского . - Пер Сэ , Речь , 2006. - Т. 2. - 175 с. - (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). - ISBN 5-9292-0141-2 , ISBN 592680339X .
  6. Кордуэлл, Майк . Нонконформизм // = Schaum"s A-Z Psychology / перевод с англ . Ткаченко К.С.. - Москва: Фаир-Пресс , 2001. - 448 с. - ISBN 5-8183-0105-2 .
  7. Кондратьев М. Ю. , Ильин В. А. Конформизм // . - Москва: Пер Сэ , 2007. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-9292-0162-2 .
  8. Майерс, Дэвид Дж. Борьба за свою уникальность // . - Дельфа , 2005. - 252 с.

Отрывок, характеризующий Нонконформизм

Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.

Конформизм [от лат. conformis - подобный, сообразный] - проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее, на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций - порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.

Андреева – Социальная психология

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р.Крачфилда), но суть ее остается неизменной – это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.

Нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто нонконформизм и, как форма, нонконформизм принудительный, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы. В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный нонконформизм, выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а, в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции.

Проблема индивидуализма и коллективизма связа­на с проблемой личностной автономиичеловека в группе. В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность - это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. Такая зависимость имеет разные степени выражен­ности - от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может прояв­ляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяет­ся как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наобо­рот), поскольку негативизм проявляется в стремле­нии человека обязательно поступить вопреки прави­лам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мне­нию. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представ­ляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом. Именно нонкон­формисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаи­модействия - сотрудничество и компромисс, избегая \/


4 1 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Малая группа - немногочисленная по составу груп­па, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении, что является основой для возникнове­ния эмоциональных отношений, групповых норм и груп­повых процессов.

Малая группа - это группа, реально действующая не в вакууме, а в определенной системе обществен­ных отношений, она выступает как субъект конкрет­ного вида социальной деятельности.

Представления о числе членов малой группы ко­леблется между двумя и семью. В некоторых иссле­дованиях Я. Морено, автора социометрической ме­тодики, рассчитанной на применение в малых группах, упоминаются группы и по тридцать - сорок человек, когда речь идет о школьных классах. Также считает­ся, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельно­сти, то именно этот предел и можно принять в иссле­довании как верхний.

Допустимы самые различные основания для клас­сификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и крат­ковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. д. Рас­пространены классификации деления малых групп на: 1) «первичные» и «вторичные»;

2) «формальные» и «неформальные»;

3) «группы членства» и «референтные группы». Деление малых групп на первичные и вторичные

было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа дру- V

Нонконформизм - это отрицание общепринятых правил и устоев, которые закрепились в определенной группе или сообществе. Но люди, которые являются приверженцами такого, можно сказать, стиля жизни, мало того что просто не согласны с какими-либо положениями, они ещё и предлагают собственное видение ситуации. Однако обо всём по порядку.

Один против всех

Если говорить более простыми словами, то нонконформизм - это выбор своего собственного пути, а не следование тому, которое выдвигает общество. Такие люди не принимают то, что диктует толпа. И примеров подобных личностей на самом деле масса - их можно привести из сферы науки, искусства, политики, культуры, да и просто из общественной жизни. Например, тот же Джордано Бруно, отвергнутый обществом, был нонконформистом. Почему? Да потому, что он в своих открытиях, как и Галилео Галилей, опередил время. Общество это не приняло, отвергло что одного, что второго ученого.

Философия нонконформизма

Нонконформизм - это положение с определённой точкой зрения. И, соответственно, у него есть своя философия. В чем она заключается? Итак, первым делом следует отметить, что есть два вида нонконформизма. Первый - обычный, а второй - принудительный. Итак, простой нонконформизм - это неприятие, а также несогласие с определенными ценностями и нормами, являющимися доминирующими в обществе. А второй, принудительный, заключается в оказываемом на индивида давлении со стороны той или иной социальной группы. Другими словами, сообщество людей своим давлением принуждает человека отклониться от их ожиданий.

Вообще, быть несогласным и протестовать против чего-либо - это нормально. Ведь именно эти качества заставляли первобытного человека развиваться и прогрессировать. Времена изменились, а вот принцип нонконформизма - нет. Во все времена авантюристы, бунтари и даже изгои были теми, за кем стояла инициатива революции всего человечества.

Нонконформисты ещё зачастую именуются оппозиционерами. Всё потому, что они не следуют общепринятым нормам бездумно - они, напротив, борются с ними. В этом их уникальность. Нонконформист - это человек, который не отказывается от тех или иных норм, он просто выражает другое мнение по отношению к ним.

Две противоположности

Конформизм и нонконформизм - это два взаимосвязанных между собой понятия. Но совершенно противоположных. Итак, конформизм и нонконформизм часто встречаются в тех или иных социальных группах. И преимущественно людей, являющихся сторонниками той или иной точки зрения, можно встретить в сообществе довольно приземленного психолого-социального развития. Ведь на самом деле, чем более тем меньше ему присущ нонконформизм или конформизм. Что же ему свойственно в таком случае? Это - свободное самоопределение. То есть это те люди, которые самостоятельно решают, что им делать, а что - нет. Не принимая во внимание ничье мнение, доверяя лишь собственному ощущению. Это личности, которым важно, чтобы результат удовлетворил их ожидания, а не опроверг или утвердил устоявшиеся в обществе законы. Можно сказать - золотая середина.

Изгои или просто особенные?

Нонконформизм... Это в психологии ещё обозначает протестную реакцию на жизнь. "Чтобы не как у всех" - вот как зачастую думают некоторые сторонники этой точки зрения. По сути, что конформисты, что нонконформисты - все мыслят одинаково. Почему? Потому что одни мыслят как все (первые), а остальные - наизнанку, наоборот (вторые).

В чем же кроется поведенческий негативизм? Пожалуй, в сознании нонконформиста. Он становится таким специально, с целью быть и считаться не таким, как остальные. Очень часто случается так, что такие люди становятся изгоями общества. Какому коллективу понравится, что к ним примкнул человек, который отрицает всё, чего придерживаются они? Но бывают и те, которые ведут себя таким образом не специально. Это реально их самостоятельные умозаключения. Они действительно мыслят по-другому. У них совсем иные ценности, и они искренне не разделяют другие, более распространенные. Можно сказать, у таких людей свой мир.

Творчество

Следует отметить, что нонконформизм в искусстве встречается довольно часто. И большинство эстетов считают этот стиль весьма привлекательным. Что плохого в том, что творцы (чаще всего встречается нонконформизм в живописи) привносят нечто своё собственное в искусство? Таким образом получается его разбавить, не дать ему застояться и стать банальным, неинтересным. Это действительно важно. Ведь с другой стороны, нонконформизм можно рассматривать, как вечный поиск чего-то свежего, нового. Так получается расширить рамки и собственное видение на те или иные вещи. Например, тот же арт-хаус, который за счёт стереотипов, распространившихся в обществе со скоростью света, может быть вполне привлекательным и интересным. А ведь приверженцы этого стиля тоже своего рода нонконформисты.

Конформисты и нонконформисты - возможно ли совместное существование?

Можно с уверенностью заявить, что возможно. Хотя придется потрудиться как одним, так и другим. Ведь и то и другое явление связано с социальным контактом. Даже тот человек, который не согласен с мнением большинства и не получает от них одобрения и поддержки, может подружиться с конформистами. Зачастую такие личности полезны коллективу. Потому что именно нонконформисты - генераторы новых, свежих идей. Всегда важно противоположное мнение. Во-первых, для сравнения. Во-вторых, для разработки другого решения того или иного вопроса, положения. Того, которое устроило бы всех. Если выражаться проще, то нонконформисты помогают посмотреть на вещи другими глазами и заставляют задуматься.

А конформисты, в свою очередь, могут научить таких людей взаимодействовать с остальными, не ущемляя при этом свои интересы и Главное - обоюдное желание.