Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста. Васичкин В.И. Все о массаже (13) Лечебная гимнастика и массаж в раннем возрасте

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека.

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма неодинаковы в различные периоды развития (см. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка). Это определяет особенности возрастной реактивности.

Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима.

Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения.

При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника .

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23–25% от веса тела, в то время как у взрослого - около 42%.

Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Массаж детей раннего возраста (до года) проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка . Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание - расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса.

Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры.

Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризм), после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубже лежащих тканей.

Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых.

Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сеть кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать следующие правила

1. Массажные движения проводят по ходу сосудов - от периферии к центру .

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении лежа на столике или диване. Прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются прием похлопывания, поколачивания области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста :

1. Острые инфекционные заболевания.

2. Рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии.

3. Различные формы геморрагического диатеза.

4. Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.

5. Врожденные пороки сердца с выраженными цианозом и расстройством компенсации.

6. Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста

Температура в комнате должна быть не ниже 22–24 °С, с хорошей освещенностью.

Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений.

Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой.

Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ.

После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла.

Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1–1,5 часа, или перед кормлением.

Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает.

После массажа ребенок должен отдыхать.

Продолжительность массажа 5–7 мин .

Внимание . Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле.

Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред .

Техника выполнения массажа детей в раннем возрасте

Техника выполнения массажа .

Массаж можно начинать с 2–3-недельного возраста .

Положение ребенка лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (см. рис. ).

Начинают массаж с поглаживания.

После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук - добавляют растирание мышц сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием .

При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляют кольцевое растирание .

Поглаживание ног детей в раннем возрасте

Поглаживание ног детей раннего возраста

Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава.

При массаже левой ножки ее держат левой рукой, а массируют правой (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 5–8 раз.

Массаж стоп детей в раннем возрасте

При массаже стоп ножка ребенка кладется между большим и указательным пальцами массажистки .

Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения.

После трех месяцев включается похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–7 раз.

Поглаживание рук детей в раннем возрасте

Поглаживание рук проводится в положении ребенка на спине, ножками к массажистке.

При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка ее приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу.

При массаже левой руки ребенка положение рук у массажистки меняется (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 6–8 раз.

Поглаживание живота детей раннего возраста

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине.

Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностью кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов.

Затем производят поглаживание и растирание подушечками II–IV пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника.

После этого осуществляют растирание косых мышц живота , при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–5 раз.

Поглаживание спины детей в раннем возрасте

Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют.

Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После трех месяцев включают приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание детей в раннем возрасте

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично.

Можно производить кольцевое растирание , обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой).

Круговые движения производят вверх к паховой области.

При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки.

Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками II–IV пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание детей в раннем возрасте

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой) производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц.

При выполнении разминания ноги ее помещают на левую руку, а правой производят массаж.

На конечностях можно выполнять разминание «щипцы» , при этом мышцы массируются с одной стороны большим пальцем, а с другой - II–IV пальцами и производят щипцеобразные массажные движения снизу вверх, т. е. от лучезапястного сустава к плечевому и от голеностопного к тазобедренному.

Разминать можно и кончиками II–IV пальцев по кругу, зигзагообразно.

На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Похлопывание детей в раннем возрасте

Похлопывание, как прием массажа можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев.

Похлопывание особенно показано при гипотрофии (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Вибрация детей в раннем возрасте

Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно.

Движения должны быть мягкими, без надавливаний.

Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать вилку из указательного и среднего пальцев.

Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцев (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Повторить 3–5 раз.

Заканчивают массаж поглаживанием.

Английский
массаж младенцев – infant massage
массаж маленьких детей – baby Massage
техника выполнения массажа у детей – performance technique of massage for children

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 - 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание - расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.

Массаж при некоторых заболеваниях:

  • Рахит (только не в период разгара!!!) - массаж улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы. Массаж нормализует сон. Массаж проводится осторожно. Применяю поглаживание и растирание. Продолжительность процедуры 5-7 минут.
  • Изменение мышечного тонуса - при мышечном гипертонусе, гипотонусе или мышечной дистонии. Методики проведения массажа в этом случае разнообразны, используется поглаживание, растирание, поколачивание и похлопывание.
  • Пупочная грыжа - целью массажа является усилить тонус мышц пупочного кольца, предотвратить расхождение прямых живота, и как следствием этого уменьшить риск ущемления грыжи.
  • Колики грудничков - целью массажа является стимулирование перистальтики кишечника, отхождения газов. Проводят массаж живота поглаживающими движениями по часовой стрелке, после чего выкладывают малыша на живот и массируют спинку поглаживающими движениями.
  • Плоскостопие, врожденный вывих бедра, мышечная кривошея, врожденная косолапость. Массаж при этих заболеваниях должен проводиться в клинике или на дому опытной массажисткой.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:

  • Острые инфекционные заболевания.
  • Рахит в период разгара с явлениями гиперестезии.
  • Различные формы геморрагического диатеза.
  • Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.
  • Врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации.
  • Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:

  • В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа, т.е. температура в комнате должна быть не ниже 22-24 градусов.
  • Массаж проводится в положении лежа на столике. Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой. В комнате должна быть хорошая освещенность, но прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.
  • При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков. На руках не должны быть надеты кольца и какие-либо другие украшения.
  • После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла
  • Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 часа, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должен отдыхать.
  • Массажные движения проводят по ходу сосудов - от периферии к центру.
  • При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.
  • При проведении массажа спины исключаются похлопывания, поколачивания области почек.
  • Начинают занятия с 10-15-го дня жизни.
  • Занятия проводятся 3-4 раза в день по 5-7 минут.

Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:

  • Поглаживание рук (4-6 раз)
  • Поглаживание ног (4-6 раз)
  • Выкладывание на живот
  • Массаж спины (4-6 раз)
  • Массаж живота (6-8 раз)
  • Рефлекторное ползание
  • Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза).

По мере роста ребенка в ежедневный комплекс упражнений добавляются новые элементы, увеличивается время проведения процедуры. Подробнее о технике массажа и гимнастики Вам расскажет врач-педиатр и медицинская сестра - массажистка.

Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.

Массаж - это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм ребенка разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка.

Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев начинают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.

Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению реф-лекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

У взрослого, проводящего массаж, руки должны быть чистыми, теплыми, кожа на руках здоровая, мягкая; не рекомендуется при этом использовать какие-либо мази, тальк или другие смягчающие средства во избежание раздражения кожи ребенка.

Стол покрывают вчетверо сложенным байковым одеялом, клеенкой и простынкой. Ребенка раздевают и кладут на спину. Принимая во внимание, что у детей до 3-месячного возраста сохраняется еще преобладание тонуса мускулатуры сгибателей над тонусом мускулатуры разгибателей верхних и нижних конечностей (ребенок держит руки согнутыми в локтях и ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах), не следует насильственно исправлять это положение, им применяют только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц. Другие виды мас-сажа (растирание, разминание, легкое поколачивание) в этом возрасте не показаны, так как они усиливают физиологическую гипертонию мышц. По этой же причине детям до 3 месяцев не применяют пассивные упражнения, а используют только рефлекторные движения. Проведение всего комплекса продолжается в начале 4-5 минут, а после 2 месяцев 5-6 минут. За время массажа ребенок получает общую воздушную ванну. По окончании упражнений его одевают.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев.

  • 1. Массаж рук - поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.
  • 2. Массаж живота - поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.
  • 3. Массаж ног - поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4 -- 6 раз для каждой ноги (рис. 9).
  • 4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку.

Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, шеи, стопы.

  • 5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.
  • 6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опорой на согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлекторное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.
  • 7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам - ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.
  • 8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежащего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левой рукой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазо-бедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.

Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укрепляющих мускулатуру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2 минуты во все отрезки бодрствования.

  • 9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.
  • а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на указательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него. Движение повторяют 4-6 раз.
  • б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопу ребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движений поочередно для каждой ноги.
  • 10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указательным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвенной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надав-ливают - появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.
  • 11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мышки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами стола. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит медицинская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног).

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 месяца жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц. Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием. Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2,5-3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) - разгибателей мышц, при спинном рефлексе Галанта - разгибателей позвоночника. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает.
В возрасте 5-6 месяцев дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 месяцев ребенок стоит еще неустойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание);
5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);
8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания. Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3-4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела - переворачиваться со спины на живот, - то ему следует помогать.
К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности: 1) массаж рук; 2) обхватывающие движения руками (пассивное упражнение); 3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание); 6) рефлекторное движение головой назад в положении на животе; 7) массаж живота (поглаживание); 8) массаж стоп (растирание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный массаж всей грудной клетки; 11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; 12) поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов - лежа. Методические указания. Содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет - вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие - массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени (рис. 163, 164).

Рис. 163. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди Рис. 164. Круговые движения руками

Последовательность проведения процедуры:
1) обхватывающие движения руками, движения пассивные окрестные перед грудью;
2) массаж ног;
3) имитация велосипедных движений, "скользящие шаги" по поверхности стола;
4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);
5) "парение" в положении на животе (движение рефлекторное);
6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота;
7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;
8) массаж стоп (рефлекторные движения);
9) сгибание и разгибание рук ("бокс");
10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
11) упражнение рефлекторное на спине, "парение";
12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки);
13) поворот со спины на живот влево (рис. 165-167).

Рис. 165. Сгибание и разгибание рук попеременно
Рис. 166. Сгибание и разгибание ног вместе
Рис. 167. Сгибание и разгибание ног попеременно
Рис. 168. Рефлекторное упражнение для стоп

Методические указания. Ребенок лежит. Основная задача - дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития; движения по средней линии стопы от точки юн-цюань до пятки, между II-III пальцами стопы по подошве (рис. 168). Применять похлопывающие движения II-III пальцами по всей поверхности стопы; на тыльной стороне стопы надавливать на точку пу-шэнь.

В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, гораздо сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур; 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 169-173); 3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией.
4) массаж спины (все манипуляции, рис. 174-177); 5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; 10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией (рис. 178, а); 13) дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков (рис. 178, б).
Методические указания. Положение ребенка - лежа и при некоторых. упражнениях - сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры:
1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;
2) движение "велосипед" с речевой инструкцией;
3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;
4) массаж спины (все приемы);
5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца);
6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной);
7) массаж живота (все приемы); 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;
9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);
10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;
11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;
12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;
13) круговые движения руками с предметами.
Методические указания. Основная задача - стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Применять различные предметы - кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) - сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.

Задачи массажа. Повышение общего тонуса организма; нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки; способствование укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета.
Положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) или лежа на противоположной стороне грудного сколиоза (массажист за спиной - сзади). При двойном искривлении позвоночника в разных отделах методику делят (условно) на 4 части, в каждом конкретном случае подходят дифференцированно.
Методика. Больной лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза (рис. 179). Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибрация лабильная непрерывистая), делают растирание, разминание, вибрацию на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины); все приемы с целью тонизирования, стимуляции проводить локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслабление, растягивание, воздействовать седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывистая).
Больной поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень. После этого больной ложится на живот. Продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (все приемы стимуляции, тонизирования - разминание, вибрация прерывистая, все разновидности для укрепления мышечного валика). Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточной области (левой лопатки), обращая внимание на меж-реберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибрация прерывистая, а также ударные приемы).
Больной переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.
В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы). В области переднего реберного горба (выпячивания) проводятся приемы с надавливанием на

Рис. 179. Схема дифференцированного массажа при сколиозе II и III степени

эту область с движениями кзади, выравниваниями; массажные манипуляции с целью стимуляции, тонизиро-вания. На передней брюшной стенке, брюшном прессе выполняются все приемы стимулирования, тонизирова-ния (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная). На верхнем отделе грудных мышц справа делают все приемы на расслабление и оттягивание плеча назад, выравнивая плоскости уровней надпле-чий. Завершают массаж общим поглаживанием всей спины, надплечий.
Методические указания. В области запавших ребер и мышц не применять приемы жесткого надавливания. Стремиться в методике к созданию симметрии тела. Использовать приемы пассивной коррекции. При практическом навыке специалист по массажу может одновременно массировать отдельные области, применяя приемы как стимуляции, так и расслабления. Данный вид массажа является важным корригирующим методом и дополнительным методом в комплексе с другими видами лечения. Время процедуры - 20-30 мин. Курс лечения - 20-25 процедур.

Кривошея встречается приблизительно у 5% рождающихся детей. Возникает она при врожденном недоразвитии грудино-ключично-сосцевидной мышцы и изменениях во время родового акта и после него.
Методика. Ребенок лежит на спине, массажист фиксирует голову, слегка оттянув ее на себя и поворачивая в пораженную сторону, растягивая при этом мышцы боковой, стороны шеи. Затем следует наклонить голову в сторону, противоположную пораженной стороне, и повернуть подбородок вверх. Упражнения не проводить, если ребенку это неприятно. После этого ребенка укладывают на бок (на сторону кривошеи) и, удерживая головку, быстро убирают руку, поддерживающую ее снизу, тем самым создавая условия для самостоятельного удержания головы. Это упражнение направлено на укрепление мышц шеи на противоположной стороне.
Указанные упражнения повторяют 5-20 раз. Массаж проводят после гимнастических упражнений. Ребенок лежит на спине. Массажист стоит со стороны поражения.
Задачи массажа. Улучшить кровообращение и лимфоток в грудино-ключично-сосцевидной мышце, способствовать ее расслаблению и стимулировать, тонизировать мышцу с противоположной стороны.
Вначале выполняют общее поглаживание и растирание, нежную вибрацию области грудной клетки с акцентом на большие грудные мышцы, массаж живота (поглаживание, растирание). Затем массируют здоровую сторону шеи (поглаживание, растирание, разминание, надавливание) и пораженную сторону шеи. Здесь все приемы следует проводить нежно. Применяют поглаживание, лабильную вибрацию. Массируют щеку на стороне кривошеи (поглаживание, щипцеобразное растирание, нежная вибрация). После этого проводят массаж спины. Ребенок лежит на животе. Все приемы следует делать более энергично (растирание, разминание, вибрация с пальцевым душем). Осуществляют воздействия по паравертебральным линиям для рефлекторного разгибания позвоночника.
Завершают массаж поглаживанием рук, ног, живота.
Методические указания. Продолжительность процедуры - 10-15 мин. Курс лечения - 15-20 процедур. Если при хирургическом лечении (пересекают или проводят резекции мышечной ткани, затем 6-8 дней выполняют коррекцию положением), то массаж назначают вместе с физиопроцедурами. Желательно массаж проводить ежедневно.
С первых дней обнаружения кривошеи ребенка следует укладывать здоровым боком к стенке, использовать приемы коррекции, необходимо сшить и надеть ошейничек, который удерживал бы головку прямо (на стороне кривошеи ошейничек выше, завязка на здоровой части шеи). Родителей следует обучить приемам массажа.

Задачи массажа. Способствовать укреплению мышц свода стопы, снять имеющееся утомление в отдельных мышечных группах, стремиться уменьшить болевой синдром. Восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства.
Методика. Положение больного - лежа на животе, затем на спине. Начинают массаж с области бедра, затем массируют голень и голеностопный сустав. Применяют приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Особое внимание следует уделять передней и задней поверхностям мышц голени, затем непосредственно сводам стопы. Используют приемы: растирание, надавливание, сдвигание. Массаж необходимо сочетать с корригирующей гимнастикой, специальными упражнениями на развитие - такими, как езда на велосипеде, педали которого имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы. Полезны также плавание, ходьба по песку, гальке, лазание по канату, специальные упражнения - сжимание пальцев стопы в "кулак", хлопки подошвами, перекладывание стопой мелких предметов, сжимание стопой резиновой груши, поднимание мяча, медицинбола, различные виды ходьбы с акцентом на установку стоп. В конце массажа следует сочетать пассивные и активные движения. Продолжительность процедуры - 10-15 мин.
Курс лечения - 12-15 сеансов, желательно их проводить через день.
Необходимо помнить, что плоскостопие будет прогрессировать, если не принимать никаких мер, но этого можно избежать и даже в запущенных случаях полностью излечить. У детей обычно плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелой деформации необходимо периодически осматривать стопы детей и при обнаружении признаков плоскостопия обращаться к врачу.

Задачи массажа. Способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.
Методика. В настоящее время применяют разновидности лечебного массажа - классический, точечный, выполняемый по стимулирующей и седативной методике, сегментарный, линейный массаж и др. (рис. 180-183).

Рис. 180. Точки на груди и на спине, используемые при детском церебральном параличе

Рис. 181. Точки на верхних конечностях, используемые при детском церебральном параличе

Рис. 182. Точки на нижних конечностях (задняя и внутренняя поверхность ноги, используемые при детском церебральном параличе)

Рис. 183. Точки на нижних конечностях (передняя и наружная поверхность ноги), используемые при детском церебральном параличе

В зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа. Так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, щип-цеобразное разминание, штрихование, строгание.
При проведении сегментарного массажа применяют все приемы паравертебрального воздействия. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.
Основное в проведении массажа - использовать все приемы избирательно, с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа - учитывать возможную позу больного. Курс классического массажа - 25-30 процедур, сегментарного массажа - 10-15, линейного - 10-15, а точечного - 20-25 процедур. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.

Рис. 169. Массаж рук (поглаживание)
Рис. 170. Массаж ног (поглаживание)
Рис. 171. Массаж ног (растирание)
Рис. 172. Массаж голеней (растирание)
Рис. 173. Рефлекторное ползание
Рис. 174. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 175. Массаж спины (поглаживание)
Рис. 176. Массаж спины (разминание)