Шкала одиночества
Цель
Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком«+».
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.
Текст опросника
Утвеождения | Часто Иногда Редко Никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку | |
2. Мне не с кем поговорить | |
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким | |
4. Мне не хватает общения | |
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя | |
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне | |
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться | |
8. Я сейчас больше ни с кем не близок | |
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи | |
10. Я чувствую себя покинутым | |
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает | |
12. Я чувствую себя совершенно одиноким | |
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны | |
14. Я умираю по компании | |
15. В действительности никто как следует не знает меня | |
16. Я чувствую себя изолированным от других | |
17. Я несчастен, будучи таким отверженным | |
18. Мне трудно заводить друзей | |
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими | |
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
Шкала депрессии
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = ∑ пр. + ∑ обр
где ∑ пр - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9, 10, 13, 15, 19;
∑ обр - сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям № 2,5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 - ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Бланк для ответов
Шкала депрессии
Фамилия__________ Дата _________
Инструкция
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
А - никогда или изредка
В - иногда
D - почти всегда или постоянно
Литература
1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. - 1994. №3.
2. Анциферова Л.И.. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. №6.
3. Ливерхуд Б.. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга, 1994.
4. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего времени. - Барнаул, 1998.
5. Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте //Психология личности. Тексты. - М, 1980.
6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2001.
7. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. - М., 2001.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов.-М., 2000.
9. Толстых А.В. Возраст жизни. - М., 1998.
10. Франкл Б. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
11. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М., 1996.
12. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996.
Учебное издание Дарвиш Олеся Борисовна
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Редактор И.Н. Голубева
Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой
Корректор Т Л. Кокорева
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.
Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5.
Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).
Заказ № Я-520
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: [email protected]
http://www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие
Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
Методика создана Д. Расселом и М. Фергюссоном и направлена на выявление переживания одиночества.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой. Текст опросника 1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2. Мне не с кем поговорить.
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4. Мне не хватает общения.
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.
6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
10. Я чувствую себя покинутым.
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.
14. Я умираю по компании.
15. В действительности никто как следует не знает меня.
16. Я чувствую себя изолированным от других.
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.
18. Мне трудно заводить друзей.
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
20. Люди вокруг меня, но не со мной.
Обработка результатов. Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Интерпретация. Высокой степени одиночсетва соответствуют 41-60 баллов, средней - от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.
Тест -«Тоска по нежности»
Тест взят из книги: Женская психология / Сост. Н. А. Литвинцева. - М„ 1994. В тесте изменены мною вопросы 4,10 и 16 для того, чтобы им могли пользоваться и лица мужского пола.
Инструкция. Люди, открыто или подсознательно, тоскуют по нежности, чувствуют потребность в ней, и им кажется, что сами они в состоянии одарить ею. Однако
522 Приложение
самому это трудно оценить. Чтобы облегчить эту самооценку, ответьте на следующие вопросы (для вопросов 1-17 ответы только а) да, б) нет).
1. Будучи ребенком, вы охотно давали себя целовать дядям и тетям?
2. Были ли нежны к вам ваши родители?
3. В детстве вы много имели плюшевых игрушек?
4. Испытываете ли вы зависть или грусть, когда видите целующихся влюбленных?
5. Любите ли вы танцевать?
6. Предпочитаете ли вы медленные танцы?
7. Есть ли у вас привычка грызть карандаш?
8. Удается ли вам добиваться всего, что планируете?
9. Нравится ли вам смотреть на себя в зеркало в неглиже?
10. Имеете ли вы что-либо против, когда в кафе, ресторане, транспорте, кино за вас платят?
11. Как вы едите: скорее медленно, чем поспешно?
12. Хотели бы вы иметь (а может, имеете?) больше, чем троих детей?
13. Очень ли вы чувствительны к шуму?
14. Любите ли вы без всякого стеснения восхищаться красивыми детьми, людьми, предметами?
15. Знают ли вас как человека, дающего поручения и делающего замечания?
16. Охотно ли вы избавляетесь от игрушек своего детства, особенно которые были вами любимы?
17. Считаете ли вы, что можно быть нежным без эротических намерений?
18. Как вы оцениваете нежность других?
а) она стесняет вас;
б) считаете, что ее можно проявлять всегда и везде;
в) относитесь сдержанно.
19. Какая порода собак вам больше нравится? а)гончая;
б) пудель;
в) спаниель;
20 Как вы поступаете с любовными письмами?
а) сохраняете их на «вечную память»;
б) выбрасываете их немедленно;
в) храните их, пока влюблены. Обработка результатов
По 3 очка засчитывается за ответы: 1а, 2а, За, 5а, 6а, 9а, 10а, 12а, 17а, 186, 19г.
По 2 очка засчитывается за ответы: 4а, 7а, 136, 19в, 20а.
По 1 очку дается за ответы: 8а, 11а, 14а, 15а, 16в, 18в, 196, 20в.
Выводы
Если вышло менее 20 очков. Вы не совсем так нежны, как о себе думаете. Правда, вы хотели бы, чтобы те люди, которые вас окружают, были бы ласковы с вами, но сами не хотите проявлять теплые чувства. Для этого вы просто холодны, слишком трезвы, слишком часто руководствуетесь разумом, а может быть, вы просто не умеете проявлять чувства? Вероятно, так вас воспитали. Ведь ребенок сначала должен
Приложение 523
узнать нежность, чтобы потом ей научиться. И только потом сможет одаривать ею других.
Если набралось 20-35 очков. Если бы за нежность ставили оценки, то вы получили бы три с плюсом, и даже еще больше при условии, что смогли бы переломить страх и стеснение в проявлении своих чувств.
Если очков более 35 Вы человек, полный нежности, не способный скрывать свои сердечные чувства. У окружающих не видите недостатков, у вас облегчены отношения с людьми.
Если в этом тесте вы получили более 45 очков, то это значит, что вы идеальная мать или идеальный отец.
Методика «Самооценка эмоциональных состояний^
Методика предложена Г. Айзенком. В предлагаемом варианте взяты две шкалы из четырех, относящиеся к эмоциональным состояниям.
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит к вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл, если совсем не подходит, то 0 баллов.
Текст опросника
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен. 4..Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. С трудом переношу время ожидания.
11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
Обработка результатов опроса. Подсчитайте сумму баллов, набранную по каждой шкале: шкала тревожности - ответы «да» на вопросы 1-10; шкала фрустриро-ванности - ответы «да» на вопросы 11-20.
Постановка диагноза. 0-7 баллов - низкая выраженнось склонности к данному состоянию, 8-14 баллов - средняя выраженность склонности, 15-20 баллов - высокая выраженность склонности к состоянию.
Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника (вопросы).
№ | Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1 | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку | ||||
2 | Мне не с кем поговорит | ||||
3 | Для меня невыносимо быть таким одиноким | ||||
4 | Мне не хватает общения | ||||
5 | Я чувствую, будто никто не понимает меня | ||||
6 | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне | ||||
7 | Нет никого, к кому бы я мог обратиться | ||||
8 | Я сейчас больше ни с кем не близок | ||||
9 | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи | ||||
10 | Я чувствую себя покинутым | ||||
11 | Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает | ||||
12 | Я чувствую себя совершенно одиноким | ||||
13 | Мои социальные отношения и связи поверхностны | ||||
14 | Я умираю от тоски по компании | ||||
15 | В действительности никто как следует не знает меня | ||||
16 | Я чувствую себя изолированным от других | ||||
17 | Я несчастен, будучи таким отверженным | ||||
18 | Мне трудно заводить друзей | ||||
19 | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими | ||||
20 | Люди вокруг меня, но не со мной |
Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3,
«иногда» - на 2,
«редко» - на 1
и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Предметный статус методики: исследование эмоциональной сферы
Цель диагностирования: определение уровня субъективного ощущения одиночества
Таблица №11 «Первичные результаты исследования»
вариант ответа |
||||
Преобразованная |
||||
Итоговая |
У подэкспертной диагностируется средний уровень выраженности субъективного ощущения одиночества.
Методика диагностики самооценки
Предметный статус методики: исследование личностных черт
Операциональный статус психодиагностической методики: тест
Цель диагностирования: исследование самооценки, реактивной и личностной тревожности
Таблица №12 «Первичные результаты исследования»
вариант ответа |
|||
нет, это не так |
пожалуй так |
совершенно верно |
|
вариант ответа |
|||
почти никогда |
почти всегда |
||
Показатель ситуационной (реактивной) тревожности равен 63, что свидетельствует о высоком уровне ситуационной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: высоким беспокойством, нервозностью, напряжением. Может приводить к нарушения внимания, тонкой координации.
Показатель личностной тревожности равен 55, что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Возможно прямая корелляция с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Инструкция : «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.
Текст опросника
Утверждения | часто | иногда | редко | никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку. | ||||
2. Мне не с кем поговорить. | ||||
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким. | ||||
4. Мне не хватает общения. | ||||
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя. | ||||
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне. | ||||
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться. | ||||
8. Я сейчас больше ни с кем не близок. | ||||
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи. | ||||
10. Я чувствую себя покинутым. | ||||
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает. | ||||
12. Я чувствую себя совершенно одиноким. | ||||
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны. | ||||
14. Я умираю по компании. | ||||
15. В действительности никто как следует не знает меня. | ||||
16. Я чувствую себя изолированным от других. | ||||
17. Я несчастен, будучи таким отверженным. | ||||
18. Мне трудно заводить друзей. | ||||
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими. | ||||
20. Люди вокруг меня, но не со мной. |
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Инструкция : Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
ТЕСТ
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами склады-ваются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю,.очень трудный.
62. Иногда Минске кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой:
2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. «Загнанность в клетку»:
3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия:
4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность:
10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10–15 баллов – складывающийся симптом,
16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37–60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
Какие симптомы доминируют;
Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.