Методика Никитиных: раннее развития детей. Суть и отзывы. Методика никитиных и развивающие игры Система никитиных для детей до года

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) - родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, - учительница. Отец, А.Д.Литвинов, - военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году - Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. - библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне - 28. Их объединили общие интересы - педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 - Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 - Иван и самая младшая - Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки - дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года - Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения - выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем - с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет - пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания - развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых , это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих , это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию - накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года, сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил - за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали - всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад - Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно - они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания - никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу - и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме - в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди - гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы - начиная от доброжелательно - положительного и заканчивая агрессивно - обвинительным. А семья и дом - это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

Список литературы

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются - ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. - Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. - М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект», 1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. - М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. - М.: Знание, 1998.

Фундаментальной системой воспитания детей у американцев является методика – Б. Спока, у русских – методика Никитиных. Каждая мама, озадаченная, как воспитать здорового и гармонично развитого ребенка рано или поздно обращается к опыту родителей-новаторов Елене и Борису Никитиных.

С чего все начиналось? А началось с … экссудативного диатеза. У первенца личико и тельце было покрыто корочкой, чесаться и капризничать ребенок прекращал, когда его выносили на холод. Внимательные родители это заметили и стали понемногу оставлять ребенка на воздухе в одной рубашонке на все большее время. С этого и началось закаливание, впоследствии переросшее в комплексную методику раннего и всестороннего развития.

Холод – доктор, холод – друг

Основной принцип закаливания - постепенность. Новорожденных детей во время кормления, оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыш одет только в распашонку, потом ребенка выносят в прохладное место, скажем на веранду, постепенно увеличивая время «прогулок». Ходить ребенок начинает босичком. Никитины жили в собственном доме и выпускали детей во двор, на снег без обуви. Затем пришел черед холодному обливанию сначала дома, потом летом на улице, а зимой на снегу. Дома дети ходили круглый год только в трусиках. Спали в спальниках при открытой форточке. В результате Елена Никитина могла перечислить пару-тройку простудных заболеваний, которыми переболели ее семеро ее детей в детские годы.

«Проблема» питания

Слово внесено в кавычке по той причине, что этой проблемы в семье Никитиных никогда не возникало. Принцип был такой: «Хочешь – ешь, не хочешь - не надо, но до следующей еды, никаких кусков».

Сэкономленное время на приготовлении разносолов тратилось на воспитание и общение с детьми. Блюда были просты, готовились в скороварке. Крупы, овощи, фрукты, молочные продукты, никаких копченостей и острых блюд. Взрослый стол приближен к детскому. Малыш понемножку пробует блюда с взрослого стола, ложку картошки или каши. Постепенно рацион детского питания переходит к кушаньям с общего стола.

Движение, движение, движение

Физическому развитию в семье Никитиных уделялось огромное внимание. Дети были здоровы, не перекормлены, а значит, много двигались. В доме были созданы все условия для развития физических способностей детей. Не было обязательных норм, например, на турничке столько-то раз подтянуться или столько – то раз отжаться. Прыгай, скачи, лазай, делай что хочешь. В спортивной комнате были шесты, лесенки, канаты – лианы и канаты с узлами, штанги, у стенки по росту выстроились мешочки с мелкой галькой, для любителей – «тяжеловесов». Половину пола занимали маты для схватки «борцов», для кувырков акробатов, для йогов-любителей. По периметру садового участка - беговая дорожка. Никитины так описывают занятия спортом: «Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения - в каждом возрасте свои».

Сила, ловкость и… осторожность

Когда каждый из семерых детей Никитиных делал первые шажки, родители практически не страховали малыша. И ребенок, привыкал полагаться на свои силы, научился ловко группироваться, приземляясь на попку, вставал и шел дальше. А вот после поездки к бабушке, дети часто начинали неловко падать, больно ушибаться. Оказалось, любящая бабушка, волнуясь, как бы внучок не расшибся – не ударился, поддерживала его за затылок, ребенок, привыкнув ощущать страхующую руку, стал полагаться не на свои силенки, а на чужие и в результате разучился «правильно» падать. Если крошка – двухлетка, глядя на старших братьев, лезет вверх по лесенке, а спускаться вниз боится и пищит, то папа ее не снимает, а лишь подходит поближе, чтобы поймать, если дочурка сорвется и, конечно, подбадривает, да нахваливает дочку за смелость и ловкость.

«Заставлять - плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, - это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!»)». Это отрывок из книги Никитиных.

Как рождаются способности?

До определенного возраста дети Никитиных поражали окружающих не только своими физическими данными, но и интеллектуальным развитием. К трем годам они начинали читать, в четыре – понимали план и чертеж, в пять – решали простые уравнения. Дети были не только более развитыми, чем их сверстники, но и более ответственными. Родители-новаторы выделили такие составляющие успеха:

Главное – своевременное начало

Наблюдая за детьми, заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Ребенок только начинал говорить, а у него среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. В этих условиях дети многое начинали раньше, чем это предписывалось по медицинским и педагогическим нормам.

А вот удовлетворительных условий для занятий в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков, созданы не были, поэтому, несмотря на школьные пятерки, по иностранному языку, язык дети практически не знали. Если бы родители говорили с малышами, на английском языке, то дети бы знали иностранный язык, как свой родной.

Широкое поле деятельности

Внимательные родители заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами и приборами. А, заметив это, разрешили «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Этого принципа самостоятельности придерживаются Никитины постоянно, разрешая детям брать предметы «без спроса», но, требуя «класть на место». Брать можно все, кроме двух категорий вещей: чужие и ценные вещи. Сюда относились и личные предметы родителей и родственников. Например, не разрешалось ничего брать с папиного письменного стола. К ценным вещам относился магнитофон, фотоаппарат, часы, то есть то, что ребенок мог по не знанию легко испортить. Таких вещей было немного, и ребенок мог их рассматривать только вместе с взрослым.

У детей было достаточно других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами и строительными материалами. В доме Никитиных была комната - мастерская, где можно было резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, сверлить, точить.

Никитины старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком-то творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, - сделали из куска линолеума доску; обратили внимание, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, - повесили большую карту полушарий на стенку. Так появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, книги. Вот это все Никитины и называют богатой обстановкой для всестороннего развития ребенка.

Вместе с детьми

Создание условий для разнообразных занятий и максимальная свобода деятельности – это не все условия для гармоничного развития ребенка. Что же нужно, чтобы ребенок взялся за дело? Занимался им увлеченно и добился результатов? Это совместное действие. Если мама сидит и шьет, то обязательно рядом примостится дочурка с иголкой и ниткой. Папа пишет, то рядом на этом же столе, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один «писатель» или «художник». Общая работа или работа рядом, интерес к результатам друг друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общение в самом лучшем его варианте - в совместной деятельности.

Не делать за малыша

С самого начала повелось, что взрослые старались не делать за малыша то, что он сам может додумать и решить. Наоборот, еще подсовывали детям задачки на сообразительность, на решение житейских ситуаций. Как перевести «невнимательную» маму через дорогу, как найти свое место в театре. Никитины старались не упускать возможности, чтобы научить ребенка самому соображать, решать, проявлять себя, преодолевая боязнь и нерешительность.

Развивающие игры

Останется в нашей памяти Борис Николаевич Никитин не только, как родитель - новатор, создавший свою уникальную систему разностороннего развития личности ребенка, но и как автор необычного дидактического материала: . Во что, как играть, какая «подоплека» есть у той или иной игры, какие способности развивают различные задания, и как можно своими руками создать эти «умные» игрушки, об этом можно прочесть в его книге «Интеллектуальные игры».

Свою систему Никитины подробно с практическими наблюдениями и теоретическими выкладками описали в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей». Отдельно Елена Никитина выпустила книгу «Мама или детский сад», в которой выразила свое отношение к воспитанию детей в дошкольных учреждениях и описала, какой, на ее взгляд должен быть идеальный детсад.

Три кита системы Никитиных

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды вошли в повседневную жизнь детей с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок и уроков. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Помимо этих трех основополагающих правил, есть и другие рекомендации, помогающие сделать детей более интеллектуально развитыми:

1. Грудное вскармливание до появления первого зуба (с эта рекомендация выглядит сильно заниженной, нов те времена она была очень смелой - прим. редакции)
2. Физическая близость матери и ребенка (как можно реже расставаться).
3. Увеличение кругозора, неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки).
4. Легкая одежда. Распашонки с зашитыми рукавчиками, как и колготки, блокируют систему осязания грудничка.
5. Обогащенная обстановка: лесенки - «встаньки» Скрипалева, свободное передвижение по квартире ребенка – «ползунка», игры во взрослые игрушки (ложки, кружки, пластилин, карандаши…)
6. Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов, следует забыть выражения: «Не лезь», «Не трогай»
7. Показывать и рассказывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Оборотная сторона

На своей визитной карточке Борис Никитин писал: «Профессиональный отец». Так кем же стали дети, воспитанные талантливыми, умными и вдумчивыми родителями? Каков результат многолетних усилий?

Тому, как сложилась судьба семерых детей, была посвящена Вот выдержки из опубликованного материала: «Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели. Ни один из них не стал в школе отличником. Они были необыкновенно развиты физически,… но на доске почета среди портретов, прославивших школу спортсменов Никитиных нет.

Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление в школу. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. «То, что мы были младше остальных в классе, - говорит Юля, одна из детей Никитиных, изолировало нас от круга сверстников и разучило общаться с другими людьми, кроме семьи».

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Дети стыдились вопросов одноклассников: «А, правда, что вы все дома спите в спальных мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни ботинки на троих?» Неудивительно, что пятеро из семи детей Никитиных после восьмого класса решили распрощаться со школой. Четверо из детей получили высшее образование, остальные - средне – специальное.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

И сами Никитины, анализируя свой опыт, отмечают, что были ошибки в воспитания и одна из них, то, что они позволили подвергать семью неусыпному вниманию общества, дети находились под пристальным взором прессы, ученых, врачей, сподвижников их системы и это, конечно, наложило на них определенный . «Ребята стали считать себя особенными, научились себя показывать, хитрить, подлаживаться», - говорили Никитины. И вторая существенная ошибка, то, что родители сосредоточились на детях, дети стали главным в жизни. Это было гипертрофированно, и это было нехорошо – в первую очередь для ребят».

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным. В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Методика раннего развития, разработанная Борисом и Леной Никитиными в 70-х годах прошлого века для их собственных детей, была востребована в СССР, известна на Западе и даже в Японии. В чем были преимущества этой системы, обусловившее ее популярность? Давайте вспомним основные принципы методики Никитиных.

Борис Никитин, инженер по образованию, занялся педагогикой еще до знакомства со своей будущей женой Леной. Несогласный с принятыми в советской стране методами воспитания молодежи, Никитин в середине 50-х даже пытался создать , но власти эту идею не поддержали. Идею о новом подходе к педагогике Никитину удалось развить и реализовать в своей семье: у них с Леной было семеро детей. Супруги написали немало книг о собственном опыте и возможностях РРР — раннего развития ребенка, в которых подробно изложили основы своей системы

Свобода превыше всего

Основная идея Никитиных — свобода естественного развития ребенка. «Заставлять — плохо, опекать — еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком», — так писали Никитины в одной из своих книг. Когда их дети совершали первые шаги, никто не страховал малышей: так ребенок учился . Когда младшие дети карабкались вверх по гимнастической стенке и боялись упасть, родители их не снимали оттуда, а подходили поближе, чтобы в случае чего поймать. Ребенок знал: он сможет слезть самостоятельно и ничего себе не сломает, потому что папа вовремя поймает.

В класической системе воспитания детей стараются оберегать от горячих чайников и острых ножниц, рассказывая, почему эту вещи опасны. Никитины же считали, что если ребенок на собственном опыте убедится, что о кипящий чайник можно обжечься, он без всяких слов будет осознавать эту опасность. «Не лезь», «Не трогай» — эти просьбы их дети практически не слышали.

Воспитание начинается до рождения

Никитины считали, что и протекание беременности, и процесс родов, и первые дни жизни малыша должны проходить с минимальным вмешательством. Они выступали против анестезии на родах, прививок, пеленания и за прикладывание новорожденного к материнской груди в первые минуты жизни, за грудное вскармливание до прорезывания первого зуба, за совместный сон.

Воспитание — это развитие

Цель воспитания Никитины видели во . Они считали, что начинать заниматься этим нужно как можно раньше: если до трех лет ничему не научить ребенка, то его способности угаснут, а жизнь будет скучной. Борис Никитин даже сформулировал педагогический закон НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Чтобы этого не произошло, нужно создать ребенку максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься. Родителям следует хвалить малыша за успехи, не ругать за неудачи, ориентировать его на самый высокий результат.

Никитины при этом подчеркивали: они растят не вундеркиндов, их методика для этого не подходит. Они просто хотят, чтобы их дети выросли гармонично развитыми и самодостаточными людьми.

Труд и физкультура — путь к здоровью

Никитины полагали, что ребенок будет здоров только тогда, когда развиты его . Поэтому их дети закалялись, ходили босиком по снегу, с ранних лет занимались физкультурой. В свободном доступе у них были гимнастические брусья, кольца, канат. Родителям, согласно методике, при обращении к врачам следует воспринимать слова медиков просто как информацию, а не как догму.

Труд так же укрепляет организм, как и физкультура. Дети Никитиных совместно с родителями трудились в домашних мастерских и сами делали себе игрушки, с малых лет привлекались к уборке и другой работе по дому, в том числе и на огороде.

Игра бесценна

Развивать интеллект и предполагается при помощи игр, которые сами Никитины и разрабатывали. Наследие Никитиных — разнообразные дидактические материалы: кубики «Сложи узор» и «Уникуб», игры «Сложи квадрат», «Дроби», «Кирпичики». Главный принцип этих игр — постепенное постижение правил. Ребенок смотрит, как играют другие, погружается в атмосферу игры и сам выводит ее правила. Так он учится мыслить аналитически и принимать решения. Вовлекать детей в игру следует добровольно и постепенно. Если интерес к игре потерян, ее следует отложить.

Как всякая педагогическая система, методика Никитиных и в свое время, и сейчас имеет не только приверженцев, но и критиков. Как относятся к этой системе специалисты? Своим мнением делится детский психолог Наталия Калиниченко.

Педагогическая система Никитиных — противоречивая, спорная и при этом неоправданно забытая методика раннего развития. Она уникальна прежде всего тем, что рождена в естественных условиях — в реальной семье. Второй несомненный плюс этой системы в том, что это действительно система. Никитины рассматривают взаимосвязь всех сфер развития ребенка: физической, психической, трудовой. Комплексность этой системы подтверждается разработанной дидактической базой, которая до сих пор популярна.

Дети Никитиных практически не имели никаких травм от занятий спортом и трудом, когда сами, в три года, делали себе игрушки при помощи пил и молотка. Согласно статистике, они и болели в 10 раз реже, чем дети из других семей. Этому можно верить: за Никитиными пристально наблюдали врачи, педагоги, другие специалисты. Сейчас наукой доказано, что физическое развитие способствует активной познавательной деятельности. Когда мы двигаемся, быстрее циркулирует и наша кровь, насыщаясь кислородом, быстрее работает мозг. Никитины продемонстрировали это на своем опыте: их дети читали с трех лет, в четыре с половиной решали уравнения с одной переменной. В школу они шли раньше других и заканчивали ее тоже с опережением ровесников, поскольку у них был высокий уровень интеллектуального развития.

А теперь о минусах. Никитины были очень вовлеченными родителями, которые принимали активное участие в жизни детей. Современным родителям с их занятостью такой вариант не подходит: он просто нереализуем.

В этой семье существовала и проблема социализации. Дети росли в доме, общаясь только друг с другом. Они прекрасно формировали семейные связи, но не умели взаимодействовать с людьми со стороны. В школе они показывали блестящие успехи в учебе, а вот дружить с одноклассниками им было попросту неинтересно. Недостаточно развита у них была и эмоциональная сфера. В два года у ребенка наступает пик эмоциональности, когда он учится понимать свои чувства и считывать чужие. Дети Никитиных в это время занимались совсем другим: исследованиями, трудом, чтением.

При воспитании детей по этой системе, в отличие от современной, не уделяется внимания гендерному аспекту: нет специфических навыков, которым обучают девочек и мальчиков.

При желании применить эту систему важно изучить все ее аспекты, посмотреть документальные фильмы о семье Никитиных, которых было немало, почитать их книги: «Правы ли мы?», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры». Нужно составить максимально полное представление о методике, чтобы понять, подходит ли она вам.

Педагогическая методика семьи известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день, несмотря на 50 летний стаж работы. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Эта семейная пара на примере африканских женщин стала твердить всему миру, что дети должны быть неразлучны с мамами как минимум до полутора лет. Ребенку очень важен этот физический контакт. Именно Никитины настаивали на немедленном прикладывании детей к груди матери после рождения и т.д.

Никитины к тому же были заядлыми противниками строгого режима для дошколят, так как это, по их мнению, вызывало лишь нелюбовь детей к занятиям. Они считали, что ребенку следует создавать атмосферу, в которой ребенок будет вдохновляться и осуществлять свою исследовательскую деятельность. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

Время, которое дается на игры.

Для определения времени на игры необходимо исходить из успехов малыша и роста его способностей (от 5 минут до получаса в среднем). Новую для него игру вводите постепенно. Максимальное количество игр в один день – 23.

Кубики Никитиных, как сделать самому.

Кубики не сложно сделать и самим. Для этого либо используйте старые, удалив все наклейки или надписи, либо смастерите сами из картона (схема ). Желаемый размер кубиков 3х3х3 см., в количестве 16 штук. Каждая грань имеет свой цвет, передняя — белый, задняя — желтый, правая –синий, левая — красный, верхняя — желто-синий, нижняя — красно-белый(цвета разделяются по диагонали). Окрашивать грани лучше масляными или нитрокрасками, что обеспечит большой срок их службы и внешний вид. Можно оклеить грани цветной самоклеющейся бумагой. Кубикам понадобиться коробка с крышкой, размером 12,5х12,5х3 см. кубики в нее должны входить свободно. Также вам понадобятся узоры серий различного уровня сложности, самый лучший вариант это представить их в виде книжки – гармошки (можете распечатать узоры представленные ниже).

К примеру, серия А. Для узоров понадобиться четыре кубика, хорошо использовать деткам в возрасте года-полутора лет. Здесь важен плавный переход усложнения заданий, от одноцветных к двухцветным граням.

Помимо данного вида кубиков для игр вам также понадобятся 27 кубков, которые способны соединяться в семь совершенно разных элементов. Каждая деталь складывается из нескольких кубиков, окрашена в свой цвет. В итоге ребенок учится выбирать самостоятельно те фигуры, которые необходимы для модели и придавать нужное положение им.

Можно как купить, так и изготовить самим 27 кубиков с разноцветными гранями (красного, желтого, синего цвета). Из них малышу нужно будет собирать либо одноцветного вида кубик, либо согласно образцу. В итоге происходит развитие внимания, усидчивости и мышления.

Игра «Сложи узор»


Для игры вам потребуется шестнадцать одинаковых кубиков, грани которых должны быть окрашены различными цветами (4 цвета). Для складывания узоров в первое время вам потребуется узор-задания. По ним малыш должен будет сложить точно такой же узор как на картинке. Затем задание усложняется и малышу уже нужно будет самому сделать рисунок того узора, который кубики образуют. И затем уже ребенок учится придумывать свои собственные узоры из кубиков, количеством от 9 до 16 кубиков.

Примеры узоров к игре «Сложи узор» (картинки кликабельны, нажмите для увеличения).

Игра «Уникуб»

Для этого вам понадобятся кубики для данной игры, о которых шла речь выше. Эта игра предназначена для детей в возрасте от двух до пятнадцати лет. К данной игре дается 50 заданий, озвучим некоторые из них.

1. Из кубиков необходимо сложить красный поезд, у которого крыша, стены вагонов и электровоз должны быть красного цвета. Для изображения дается рисунок поезда, который должен в итоге получиться. Длина поезда может быть больше, чем показано на рисунке. Ребенку здесь нужно будет искать кубики, у которых две грани красного цвета. Для трехлетнего крохи очень трудно проследить, чтобы несколько плоскостей было одного цвета.

2. Кубики складываются в столбик, у которого две видимые грани и верх должны быть синего цвета. Высота также будет зависеть от желания ребенка.

3. Делаем желтую квадратную коробку. Малыш должен догадаться, какие ему потребуются кубики, чтобы все четыре боковые грани были желтого цвета.

4. Строим двухцветную башню, чтобы у нее одна видимая грань была красного цвета, другая желтого, а верх оказался вообще синим.

5. Устанавливаем на стадионе три дорожки для бега, для этого понадобятся девять кубиков разного цвета. При этом боковые грани должны быть цвета той дорожки, к которой прилегают.