Можно ли держать уразу без большого омовения. Отсутствие полного омовения (гъусль). Кто может не поститься

Чем отличается от других религий ислам? Пост Рамадан для мусульман - самое священное время года. Они воздерживаются от всех утех для того, чтобы испытать силу воли над плотскими желаниями, раскаяться в грехах, побороть гордыню во имя прощения Всевышнего. Как правильно держать пост в исламе? Об этом и пойдет речь в статье.

Общие сведения

В течение исламского поста - ураза, днем постящиеся не должны принимать никакой пищи. Им не разрешается пить алкогольные напитки, вступать в интимные отношения. В настоящее время появились запреты на выкуривание сигарет и жевание жвачек (а их, как известно, во времена пророка не существовало). А распитие спиртного в исламе запрещено не только в священный месяц Рамадан, но и, вообще, в течение всего года. Более того, недопустима и их продажа. В отличие от христианства, пост в исламе допускает принятие любой пищи: и мясного, и жареного. Одновременно он ограничивается по времени. Допустимо трапезничать только в тёмное время суток. Нужно принимать во внимание, что ислам не допускает питание мясом некоторых животных. Например, свинина - под большим запретом.

Не только священный для мусульман - время поста. Ислам разделяет его на два вида. Первый пост - обязательный. Его необходимо соблюдать в священный месяц Рамадан (девятый в Второй - рекомендуемый. В исламе календарь не такой, как григорианский. Он короче на 11 дней. И именно поэтому с каждым годом месяц Рамадан наступает на десять дней раньше. А рекомендательными являются такие дни поста в исламе: каждый понедельник и четверг; 9-е, 10-е, 11-е числа месяца Мухаррам; первые шесть дней Шавваля. Помимо отказа от еды и плотских утех, постящиеся обязаны молиться (совершать намаз). Приём пищи должен совершаться до (Фаджр) и после вечернего (Магриб). Принято считать, что в этот месяц Всевышний (Аллах) более благосклонен к молитвам и увеличивает значимость благих дел.

В отличие от в исламе - не грустный, а праздничный. Для правоверных мусульман он является величайшим праздником. К нему они заранее готовятся: покупают еду и подарки, поскольку Всевышний прощает грехи и отвечает на мольбы не только постящихся, но и помогающих тем, кто нуждается, и просто, занимающихся благотворительностью. Ведь даже самые обездоленные должны принимать пищу с наступлением тёмного времени суток, участвовать в празднике. Поэтому в конце священного времени принято собирать деньги (закят) для бедных. Помимо богоугодных дел, нужно постараться никого не обманывать. Иначе принято считать, что Всевышний не примет ни поста, ни молитв.

Время поста

Ислам, как читателю уже известно, призывает всех мусульман к посту в священный месяц Рамадан. На какое число попадёт его наступление - зависит от лунного календаря. Ибо каждый год он припадает на новую дату. Во время уразы принято вставать ещё до утреннего совершения молитвы, чтобы съесть завтрак. Такая процедура принятия пищи до восхода солнца называется сухуром. Святой пророк велел правоверным не пренебрегать им, потому что он придаст много сил для совершения Поэтому проснуться на час раньше не должно составить никакого труда у верующих. А завершить сухур рекомендовано до свершения утренней молитвы - фаджра, чтобы не опоздать к времени поста.

В течение всего дня, до наступления сумерек, постящийся обязан проводить в полном ограничении, без пищи и воды. Прервать его он обязан до вечерней молитвы. Открыть ифтар нужно с глотком пресной воды и фиником. Рекомендуется прервать пост вовремя, не откладывая на потом. После принятия воды и финика не нужно сразу же принимать пищу. Сначала необходимо совершить а уже потом дозволено приступить к ужину - ифтару. Запрещается есть до отвала и объедаться. Нужно принять ровно столько, чтобы удовлетворить чувство голода. Ведь в противном случае пост потеряет свой смысл. А он, как известно, нужен для воспитания телесной похоти.

Действия, опустошающие организм

Что нарушает пост в исламе? Эти действия бывают двух видов: то, что опустошает человека, и то, что его наполняет. К первым относятся те, в процессе которых из тела выходят определённые жидкости. Как известно, это может быть преднамеренная рвота (в случае, если она была не намеренной, пост не считается нарушенным) или кровопускание. Так же, как указывалось выше, запрещено вступать в интимные отношения. А как известно, во время этого процесса и у мужчин, и у женщин происходит выброс полового генетического материала. Поскольку действие является преднамеренным, то и относится к нарушениям.

Вообще, и без выброса генетического материала интимный контакт нарушает пост. Даже если он происходит между законными супругами. Если же выброс произошёл без интимного контакта, но преднамеренно (рукоблудство), то это тоже нарушение, поскольку в исламе такое действие считается грехом. Однако, если мужчина намеренно решил это совершить, но не произошло выделение половой жидкости, то пост не считается нарушенным. Также не является нарушением непреднамеренный выброс как у мужчин, так и у женщин.

В исламе данное нарушение является самым тяжким. Если человек раскаялся, то он может искупить вину двумя способами: либо освободить невольника (в цивилизованном мире это сложно и фактически недоступно), либо поститься в течение последующих двух месяцев. Даже если без уважительной причины он нарушит либо прервёт ограничение, которое выдерживает по случаю раскаяния за прелюбодеяние, он заново должен начать двухмесячное воздержание.

Обнимать и целовать во время поста - разрешено. Но эти действия не должны приводить к половому возбуждению, чтобы не произошло того, что нарушает пост. Если супруги умеют владеть собой, то спокойно могут целовать друг друга. Если же нет уверенности в себе или в своих вторых половинках, то необходимо отказаться от объятий. Иногда бывает, что выброс генетического материала произошёл во сне. А как известно, человек не контролирует свои действия в это время. Поэтому пост не является нарушенным. В этом случае возмещать его незачем. А мужеложство и скотоложство в исламе являются тяжкими грехами всегда, а не только в месяц Рамадан.

Кровопускание во время поста

Сдать кровь - тоже нарушение. Считается, что таким образом человек слабеет. А чувствовать недомогание во время поста - недопустимо. Это означает, что человек не должен становиться донором. Даже в случае крайней необходимости, это является нарушением. Однако постящийся может возместить его в другой день. Если же кровь пошла непреднамеренно, то ограничение не является нарушенным. Также не относится к нему и сдача крови на анализ. Ведь в этом случае сдаётся мало жидкости, поэтому человек не испытывает слабости. Кроме того, не допускается и соблюдение поста во время менструального цикла (тоже в своём роде кровопускание). Как известно, представительницы прекрасного пола в этот период испытывают слабость и болезненность. И, как указано выше, в такое время недопустимо соблюдение поста.

Тошнота во время поста

Если у постящегося проблемы с желудком, то ему не обязательно сдерживать рвоту, опасаясь, что это может нарушить пост. Когда же мусульманин намеренно вызвал её, то за это действие не последует наказания. Если постящийся непроизвольно освободил желудок от его содержимого, на соблюдения поста это влиять не будет. Значит, не обязательно сдерживать рвотные позывы. Но вызывать их намеренно запрещено.

Действия, наполняющие организм

К наполняющим действиям относятся те, в процессе которых человеческое тело наполняется. Это приём пищи и напитков. А как известно, они недопустимы в светлое время суток. Кроме них, принятие лекарств, вливание крови, инъекции также считаются нарушениями. Если медикаменты принимаются для полоскания и не проглатываются, то это является допустимым. Поэтому пить таблетки и другие лекарства необходимо в тёмное время суток. Также пост не считается нарушенным, если кровь заново вливают после того, как её очистили и насытили необходимыми питательными веществами. Кроме того, капли для глаз и ушей или клизмы тоже не относятся к запретным при уразе. Даже допустимо удаление зубов, несмотря на вероятное выделение крови из ранок. Если постящийся пользуется (в том числе и астматики), то пост тоже не нарушается. Поскольку воздух - это не еда и питьё, а газ, поступающий в лёгкие.

Любой мусульманин, который преднамеренно принял пищу или выпил, совершил большой грех. Поэтому он обязан совершить покаяние, возместить нарушение в другой день. А двойным грехом является принятие того, что ислам запрещает в любой день, а не только в пост - алкоголя и свинины. Если же человек просто забыл об ограничении (а такое часто наблюдается в первые дни уразы), то пост не считается нарушенным. Возмещать его необязательно. Человек должен поблагодарить Всевышнего за то, что Он послал ему пищу (а ведь в мире много голодающих). Если же мусульманин увидел, что кто-то другой тянется к еде, он обязан его остановить и напомнить ему о посте. Проглатывание слюны либо остатка пищи, застрявшей между зубами, также не является нарушением.

Какие действия не нарушают пост?

Как держать пост в исламе? Какие действия его не нарушат? Кроме тех случаев, которые указаны выше, к ним можно отнести следующие манипуляции: нанесение сурьмы на глаза (как известно, у мусульманских женщин это актуально); чистку зубов специальной щёточкой (мисваком) или обычной щёткой без пасты. Применение последней не запрещено. Главное, чтобы не проглотить средство, даже частично. Разрешаются и остальные гигиенические процедуры: полоскание носа, рта, принятие душа. Допускается также плавание, но при условии, что человек не ныряет с головой, поскольку это может привести к попаданию воды в организм.

Также не нарушает пост мусульманин, который поневоле заглотнул табачный дым или пыль. Допускается и вдыхание ароматов (даже намеренное). Если женщины (а иногда и мужчины) готовят еду, то пробовать их на вкус - допустимо. Но запрещается её проглатывать. Лечение ран посредством мазей, йода, раствора зелёнки - допустимо. Женщинам можно стричься и окрашивать волосы. То же самое касается и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола допустимо пользоваться косметикой. Но многие во время Рамадана от неё отказываются.

Курение во время поста

Курение во время уразы тоже нарушает пост. Вообще, этот процесс в исламе нежелательный, поскольку наносит вред организму и разуму, опустошает кошелек. А также в связи с бесполезностью. Поэтому намеренное глотание табачного дыма (в отличие от непроизвольного) нарушает пост. Но многие люди, которые держат уразу, не наслаждаются сигаретами только в светлое время суток. Это неправильно. Потому что курение не только сигарет, но и кальяна запрещено весь месяц поста в исламе. Часто бывает так, что после окончания Рамадана многие бросают эту пагубную привычку.

Пост во время беременности и кормления

Как правильно держать пост во время беременности в исламе? Будущая мама, если чувствует себя хорошо, нет угрозы ни для неё, ни для ребёнка, обязана соблюдать ограничения. Если же есть возможность выкидыша, то поститься необязательно. То же самое относится и к кормящим матерям. Поэтому перед наступлением священного поста, вышеуказанные женщины должны проконсультироваться с врачом. И сдать необходимые анализы.

Если же им не рекомендуется соблюдение поста по случаю тяжело протекающей беременности или по иным причинам, то они обязаны возместить пост в другое время. Желательно, до наступления следующего Рамадана. Кроме того, такой барышне нужно раздать подаяния нуждающимся (как деньгами, так и едой). Однако, если женщина не сможет возместить пост из -за того, что заново носит малыша под сердцем либо продолжает кормить, то вполне достаточно ей помочь бедным.

Пост беременной в исламе не слишком строгий. Его не обязательно соблюдать все тридцать дней подряд. Допустимы нарушения каждый второй день. Иногда можно сделать перерыв на неделю. Главное - держать тридцать дней в общей сложности. Поскольку дни поста зимой намного короче летних (в холодное время года рассветает поздно, а темнеет рано), то разрешается молодым матерям возмещать пост в эти дни, даже если Рамадан был летом.

Пост во время критических дней

Можно ли держать пост во время месячных? Ислам запрещает правоверной мусульманке не только соблюдать ограничения, но и совершать намаз. Если женщина в критические дни не делает этого, то возмещать не нужно. Всё это связано с тем, что в эти дни дамы не являются чистыми. А как известно, соблюдение важнейших исламских ритуалов допускаются только при соблюдении полнейшей гигиены.

Если женщина держит пост, и вдруг у неё начались выделения, то он считается нарушенным. девушка должна будет его возместить. Но если это произошло после наступления сумерек, то нарушения не было. На следующий день нужно воздержаться от ограничений до окончания месячного цикла. Одним словом, пост должен быть на пользу постящимся, а не во вред им. А при чувстве слабости организма, от уразы можно получить больше негатива, чем позитивных моментов.

Полное обязательное омовение – это ритуальное купание.

Его следует совершать:

1. Мужчинам и женщинам после полового акта, даже если он не был завершён.

2. Мужчинам и женщинам после оргазма , независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах это произошло.

3. Женщинам после очищения от менструации.

4. Женщинам после очищения от послеродовых или послевыкидышных выделений.

5. Также необходимо полностью обмывать тело покойного.

Что запрещается делать тому, кто обязан совершить полное омовение?

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по изложенным выше причинам запрещено (харам): совершать намаз, делать суждатилавата и шукру, прикасаться к Корану и носить его, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (семикратный обход Каабы) и находиться внутри мечети.

Женщинам при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях всё это запрещено с момента начала этих выделений. Кроме того, при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях женщинам запрещено соблюдать пост. Но по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если женщина ещё не искупалась.

В такие периоды супругам запрещено вступать в половой контакт, мужу нельзя прикасаться к телу жены без преграды между пупком и коленями. Жена также обязана запретить мужу делать это. Только после очищения от менструации или послеродовых и послевыкидышных выделений и совершения обязательного полного омовения снимаются все запреты, связанные с этими периодами.

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также повторно вступать в близость с женой, не совершив предварительно малое омовение.

Каковы обязательные составные части (арканы) полного омовения?

Для того чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения намерение мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: «Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение тела». При этом необходимо связать намерение с первой омываемой частью на теле купающегося. Во-вторых, вода должна омыть всё тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать всё тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или отдельные его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например лака на ногтях. До начала ритуального купания с тела необходимо удалить нечистоты (наджаса). У женщин вода обязательно должна попадать в те места аврата, которые выявляются при сидении.

Желательные действия (сунны) полного омовения.

Желательных действий омовения 12: поворачивание к Кибле; мытьё обеих рук; совершение вначале малого омовения (как для намаза); предварительное очищение складок тела, куда вода поступает трудно; удаление нечисти заранее; литьё воды сначала на голову, затем на правый бок, затем на левый; протирание рукой везде; повторение всего этого трижды; воды должно быть не менее трёх литров; если купаетесь после семяизвержения, то до купания следует справить малую нужду; чтение д‘а после купания (того, которое читают после малого омовения).

При каких обстоятельствах желательно (сунна) искупаться?

Купание желательно совершить в следующих семнадцати случаях: для пятничной молитвы; для обеих праздничных молитв; в каждую ночь месяца Рамазан; для намаза прошения дождя; для намаза солнечного и лунного затмений; после того как обмыл покойника; для неверующего после принятия Ислама; для сумасшедшего после того, как пришёл в себя; потерявшему сознание после того, как пришёл в себя; для одевания ихрама; для того, чтобы войти в Мекку; для стояния на горе Арафа; для ночёвки в долине Муздалифа; для бросания камней в джамарате; для совершения обхода вокруг Каабы.


Кому предписан пост?

Пост предписан человеку, который себя считает мусульманином, является разумным, совершеннолетним и знающим, что наступает время поста. Человеку, который находится в пути и больному не обязателен пост. Он может его восполнить затем, в другие дни.

Когда можно не держать пост?

1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути, если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней» - сура "Корова», 184 аят;

3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин» - передано имамом Ахмадом, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230;

4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха «А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка (то есть фидия» - сура «Корова» 184 аят: «Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день (то есть дать фидию). Этот хадис приводит аль-Бухари;

5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

Какие действия нарушают пост?

1. Преднамеренное принятие пищи во время поста;

2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводится всеми мухаддисами, Найлуль Автар 4\214.

Если принял пищу во время оста по забывчивости?

Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил». Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155.

Какие нарушающие действия в пост требуют восполнения только день за день?

Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

Есть силы поститься, но есть возможность не поститься, что делать?

Этот вопрос будет правомерен со стороны путника, женщины во время месячных или послеродовых кровотечений. В наше время поездка куда-либо не так обременительна, как это было раньше. Поэтому в случае, если путник чувствует, что в силах поститься - лучше поститься, хотя де-юре путник имеет право не поститься даже при наличии сил.

Женщина во время месячных не может поститься - запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае им разрежается не поститься. Анас ибн Малик аль-Каиби сказал: «Поистине, Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин - от бремени поста» - передано имамом Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также его вскармливания, день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать пост все дни подряд по числу пропущенных по указанным причинам дней. Возможны перерывы. Можно сначала поститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан).

Нарушает ли курение уразу?

Курение, во-первых, запрещено в Исламе и, во-вторых, несомненно, нарушает пост, так как в основе поста лежит оберегание носоглотки человека от попадания туда чего-либо. Поэтому, если человек преднамеренно "проглотит даже пуговицу, то пост у него нарушается. Мусульманин во время поста должен оставить свою похоть (в данном случае курение) ради Аллаха.

Если мусульманин проснулся в состоянии осквернения (джунуб), то можно ли ему держать пост?

Состояние осквернения не нарушает пост (если это не менструальные и послеродовые выделения). Поэтому осуществить гусль (полное омовение) можно любое время, но надо учитывать, что ходить в оскверненном состоянии нежелательно, а для чтения Корана и намаза необходимо совершить полное омовение. В «Сахих ибн Хузайма» Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорит: «Посланник Алла¬ха, мир ему и благословение Всевышнего, если намеривался спать или по¬есть, то он обязательно совершал тахарат (омовение). Смысл этого хадиса также в «Сахих аль-Бухари» хадис 277.

Что делать, если во время уразы начались месячные, или если месячные закончились в середине дня?

Если во время поста начались месячные, то пост считается нарушенным. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует, сказал; «а разве не следует ей не поститься и не совершать молитвы во время месячных» - приводится в книге «Сахих Бухари» хадис 304.

Но из-за того, что она начинала день с намерением соблюдать пост, то ей следует не принимать пищу до захода солнца. Она обязана прервать пост в период месячных и послеродовых течений и восполнить его в «чистые» дни. Женщина, у которой прекращаются месячные в середине дня, относится к категории тех людей, которые обязаны соблюдать пост, поэтому в знак уважения к месяцу Рамадан ей желательно не принимать пищу до захода солнца.

Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»

О ТОМ, ЧТО НЕ НАРУШАЕТ ПОСТ

Еда, питье и половой акт по забывчивости

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его» . аль-Бухари 1933, Муслим 2/171.
Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал, что это предписание относится лишь к добровольному посту. Однако его мнение не приемлимо поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан , то он не должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия» . аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-Байхакъи, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это» . Муслим 1/78.
Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: “Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещать” . См. “Сахих аль-Бухари” 1/452.



Глотание слюней и мокроты

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост” . См. “Сахих аль-Бухари” 1/451.
Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильно мнению его пост также не наруше. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать.
Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.
Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.
Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает” . Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.
Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.

Объятия и поцелуи

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: "Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас” . аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.
Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта” . ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183.
Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».
Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.

Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ученые разошлись во мнении относительно человека, у которого при ласках или целовании жены произошло семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам аш-Шафи’и говорили: “Следует этот день возместить тому, у кого произошло семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому, у кого было выделение просто смазки”. Имам Малик и Исхакъ говорили: “При намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной жидкости следует только возместить этот день”. Они сравнивали семяизвержение с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн Къудама сказал: “Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение, нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий”. Однако в этом вопросе есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильным”. См. “Фатхуль-Бари” 4/151-152.
Имам Ибн Хазм говорил: “Нет указания на нарушение поста в случае семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’), и нет ни одного достоверного сообщения от сподвижников” . См. “аль-Мухалля” 6/203-205.
Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн Хузайма, который назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: “Глава о том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта” . См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/242.
Также ханафит имам аль-Маргъинани в “аль-Хидая” писал: “Семяизвержение без полового акта не нарушает пост” . См. “Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна” 54, имама аш-Шаукани.
Также имам ас-Сан’ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: “Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто, кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ – это не половой акт” . См. “Субулю-Ссалям” 2/226.
За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший: “Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все” . См. “Найлюль-аутар” 4/526.
Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: “Нарушает ли это его пост?!” Он ответил: “Нет, и пусть доведет свой пост до конца” . Ибн Абу Шайба 1/170, иснад достоверный.
Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост!
Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!» Муслим 1151.
А в другой версии этого хадиса сказано:"Поскольку он оставляет еду ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради Меня!" Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.

Отсутствие полного омовения (гъусль)

Сообщается со слов жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал поститься. аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.
Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции. Затем он постился и не возмещал этот пост” . Муслим 2/80.
Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета.
Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: “Пусть тот, кто застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься” . Муслим 1109, то оно ошибочное, поскольку, когда ‘Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу Хурайры сообщили ему о том, что посланник Аллаха встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: “Они лучше меня знают о пророке (мир ему и благословение Аллаха)” . Муслим 1109.

Использование зубочистки

На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился” . ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сиуаком, будучи постящимся” . Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089.
Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му"аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да” . ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.
Однако, если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.
Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254.
Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус” . См. “Маджалису шахри Рамадан” 72.

Непреднамеренная рвота

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» . Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шахри Рамадан” 67.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).