В книгах о Гарри Поттере есть ряд героев, которых типологически можно отнести к нарциссичным и есть те, в которых есть ярко выраженные нарциссичные черты. К первым можно отнести Люциуса Малфоя, Златопуста Локонса, во многом – Волан-де-Морта и Беллатрису Лестрейндж, ко вторым – Драко и Нарциссу (имя говорит само за себя) Малфой, Северуса Снегга, Горация Слизнорта и других.
Тема нарциссов сейчас в какой-то степени свежая и модная, так же, как и, например, ставшие на слуху в последние годы темы абьюза, личных границ, токсичных отношений, моббинга, буллинга, эмоционального насилия и прочих. Они, кстати, по-своему даже взаимосвязаны.
Кто такие нарциссы
Для начала стоит немного прояснить понятие нарциссизма. «Термин “нарциссический” относится к людям, чьи личности организованы вокруг поддержания самооценки за счет признания извне… Такие термины, как “нарциссическая личность” и “патологический нарциссизм”, применимы… к непропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной отзывчивости к одобрению и чувствительности к критике», – пишет классик психоанализа Нэнси Мак-Вильямс.
Интересно, что нарциссы производят впечатление сильных неуязвимых личностей, но в душе они хрупки и беззащитны, и многие человеческие стороны жизни им непонятны. Эмоции, привязанность, дружба, любовь, уязвимость – все это воспринимается ими как слабость.
С другой стороны, степень выраженности нарциссизма тоже может быть разной. В каждом человеке есть здоровая амбициозная нарциссическая часть, которая отвечает за самооценку и достижения. Проблема возникает тогда, когда появляется элемент сравнения себя с другими или всеобъемлющее чувство стыда как переживания своей плохости.
В этом смысле нормальна амбициозность Гермионы (тогда, когда она не превозносится над другими), но Рон, страдающий оттого, что его друзья лучше него по каким-то критериям, в такие моменты по-нарциссически уязвим и не видит всей картины. Но он ни в коем случае не нарцисс по характеру! В такие минуты всю полноту своей личности он сводит к каким-то чертам и проявлениям, и то тем, которых он лишен, и в чем он плох. Отсюда его подростковые метания и колебания самооценки. Уничтожив искушающий его крестраж, он смог преодолеть и свой юношеский максимализм.

Герои-нарциссы
Думаю, классическим героем-нарциссом можно назвать Люциуса Малфоя. Кстати, его имя такое же говорящее, как и у супруги: Lucius в переводе с латинского — «светлый, блестящий». Фамилия тоже была выбрала Роулинг неслучайно: на парижском французском и на англо-норманском диалекте Malefoy/Malfei означает «плохая вера» (в смысле доверия), «недобросовестность, нечистая совесть», «злорадство, зложелательство, вероломство».
Люциус с Нарциссой в каком-то смысле два сапога пара, они прекрасно дополняют друг друга. Но если бы можно было измерить степень злокачественности нарцисса, то Люциус, конечно, победил бы. В Нарциссе ощущается больше человеческого в её любви к сыну и в её смелой лжи Волан-де-Морту о смерти Гарри.
«Строить функциональные отношения – пожалуй, единственное, что до определенного момента доступно нарциссу», – пишет психолог, автор книги «Хрупкие люди. Тайная дверь в мир нарциссов» Юлия Пирумова. Люциус прекрасно их строит – знает, к кому с чем подойти, как втереться в доверие, что кому сказать и чем подкупить.
Бывает порой сложно отличить нарцисса-манипулятора от настоящего психопата – человека, лишенного совести и страха. В этом смысле в Люциусе и Волан-де-Морте настолько много холодного расчета, фальши и двуличия, что неясно, чего в них больше – чистой психопатии или нарциссизма. В этом смысле Долорес Амбридж я бы отнесла к психопатическим персонажам, в которых трудно увидеть что-то человеческое. Она, Беллатриса Лестрейндж и Темный лорд – люди, которые на своем пути не остановятся ни перед чем. В отличие все же от Малфоев, в которых можно увидеть искры любви и привязанности друг к другу.
Последний персонаж в этом ряду, Златопуст Локонс, скорее, карикатура на нарциссического героя, который вызывает у читателя отвращение степенью его самовлюбленности и некомпетентности.
Нарциссичные черты и нарциссическое расширение
Переходим теперь не к чисто нарциссическим героям, а к тем, у кого есть подобные черты. При этом хочу напомнить, что личность (пусть даже и литературного героя) не сводится к набору определенных характеров, диагностических черт и типов.
Итак, Драко Малфой. Драко дружит с теми, над кем легко превознестись и кого, при этом, можно презирать за слабость: Крэбб и Гойл тупы и неэмпатичны, и мальчику прекрасно удается (способность отца) использовать их для достижения своих целей.
Но ведь и личность самого Драко Малфои не берут в учет, попросту не видя его потребностей и особенностей. Это называется нарциссическим расширением – когда родители используют ребенка как свое продолжение, как то, что удовлетворит их личные запросы (например, «Мне не удалось в детстве заниматься балетом, пусть моя дочь сделает это за меня»). Такое обращение очень травмирует, ребенок берет часть недетской родительской ответственности на себя и во взрослом состоянии человек может плохо понимать, какой он на самом деле. Но свой экзамен на человечность Малфой все-таки проходит. Подобным образом относится к своим ученикам и Гораций Слизнорт – он воспринимает своих учеников чуть ли не буквально как часть себя и своих успехов.

В какой-то мере нарциссичен и Северус Снегг – он настолько заинтересован в том, чтобы быть лучшим в своем деле, что в трудах не знает остановки. Таким образом он сбегает от стыда и невыносимых сожалений о прошлых ошибках. А своим непростым характером, дотошностью и перфекционизмом он мучает и своих учеников. Поэтому трагедия нарциссичных людей, как обозначила ее Н. Мак-Вильямс, в «недоразвитой способности к любви».
Избранные, свои и чужие
Тема чистота крови волшебников, которая неоднократно появляется в книге, имеет по-своему нарциссичный характер: есть каста «избранных», а есть низшие создания, есть свои и есть чужие. Да и сама тема избранности, связанная с Гарри Поттером, также наводит на размышления о возможном нарциссизме. Однако мальчик смог справиться с гордыней, не стал превозноситься над другими; возможно, свою роль сыграл и непростой выбор Дамблдора оставить Гарри с Дурслями.
Проблема избранности возникает и с Волан-де-Мортом. Чего стоят его высказывания о себе: «Я знал, что я не такой, как все», «Я знал, что я особенный!», «Я гораздо, гораздо выше, чем человек». Человек, убивший в себе человеческое.

Обобщая описание нарциссических особенностей персонажей «Гарри Поттера», можно снова вспомнить золотые слова Дамблдора: «важно не то, кем ты родился, а то, каким ты стал» и «человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор». Часто слышу о том, как психологи и литературоведы сравнивают условия, в которых воспитывались Гарри, Северус и Том Реддл. На старте, в детстве они во многом похожи жизненными обстоятельствами, воспитываясь в нелюбви (не берем в расчет первый год жизни Поттера). Но никто не снимает с них ответственность за выбор дальнейшего жизненного пути – и какими разными они в итоге получаются!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.