Настольные логопедические игры для детского сада своими руками. Простые логопедические игры и пособия своими руками Игра «Артикуляционные кубики»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Логопедическая игра Разработала: учитель-логопед МКДОУ № 37 «Ласточка» Тимофеева Е.В. Новочебоксарск 2012 Мои логопедичские кубики

ЦЕЛЬ автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, согласовывать числительные с существительными, развивать и совершенствовать звуковой анализ слов, развивать артикуляционную моторику, моторику рук, фонематический слух.

Игра для детей от 4 лет. Для игры требуется помощь взрослого, который становится ведущим.

Варианты игр

Цель: развитие фонематического восприятия. Ребенок бросает желтый кубик с цифрами и выполняет удары палочкой (хлопает в ладоши, звонит в колокольчик) по столу, соответственно выпавшей цифре. Другой играющий ребенок угадывает, сколько ударов прозвучало. Игра «Стучалочка».

Цель: согласование числительных с существительными, развитие словаря. Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и желтый кубик с цифрами. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика. «Посчитай-ка»

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и оранжевый (желтый, фиолетовый) кубик. Ребенок бросает его, смотрит на выпавший звук. Педагог дает ему стопку картинок, соответствующие этому звуку. Затем ребенок бросает желтый кубик с цифрами отсчитывает картинки, соответственно числу, выпавшему на желтом кубике с цифрами. Затем называет их. «Смотри, не ошибись!»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина и конец слова). Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и оранжевый кубик. Ребенок бросает его, смотрит на выпавший звук. Педагог дает ему стопку картинок, соответствующие этому звуку. Затем ребенок бросает желтый кубик с цифрами отсчитывает картинки, соответственно числу, выпавшему на желтом кубике с цифрами. Называет их затем определяет место заданного звука в слове (в начале, середине, конце слова) и располагает картинки на схему. Картинки, относящиеся, к одной схеме выставляют одну на другую. «Экстрасенс»

Цель: Тренировать в определении количества слогов в слове. Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемых звуках) и оранжевый кубик. Ребенок бросает его, смотрит на выпавший звук. Педагог дает ему стопку картинок, соответствующие этому звуку. Затем ребенок бросает желтый кубик с цифрами отсчитывает картинки, соответственно числу, выпавшему на желтом кубике с цифрами. Называет их, затем называет сколько слогов в слове. « Кидай и бросай, сколько слогов - называй»

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков (оппозиционных звуков), развивать фонематический слух. Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемых звуках) и все кубики со звуками. Ребенок по очереди кидает все кубики. Взрослый берет стопки картинок соответственно выпавшим звукам, путает их. Ребенку необходимо разложить картинки на три стопки, соответственно звукам. «Рассели картинки»

Рекомендации Если малыш неправильно произнес звук в слове, попросите его повторить этот звук несколько раз верно. Закончив игру похвалите малыша, даже если пока не все получается. Речь взрослого должна быть образцом для подражания, неторопливой, эмоциональной, с четкой артикуляцией, точной интонацией Не перегружайте детей большим количеством предлагаемого материала. Как только вы почувствуете, что они утомились, заканчивайте занятие

Источники Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Владос, 2011 Козырева Л.М. Игры в картинках со звуками Р,Рь,Л.Ль Академия развития, 2004 Козырева Л.М. Игры в картинках со звуками С,Ш Академия развития, 2004

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по конструктивной деятельности "Кубик за кубиком".

Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам....

Перспективное планирование работы с логическими кубиками "Кубики для всех" Никитина, старшая группа

Для детей старшей группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий, в рамках кружка «Веселая логика», проводимого 1 раз в неделю. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов...

Перспективное планирование по работе с кубиками Никитина "Логические кубики для всех"средняя группа

В качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды...

Главный помощник логопеда – игра!

Работая уже не первый год учителем логопедом, пришла к мнению, что сколько бы не было дидактических игр и логопедических пособий для занятий. Этого всегда мало и хочется еще и еще, что-то нового, интересного, для того, чтобы занятия проходили занимательно, а главное эффективно. В своей практической коррекционной работе я использую дидактические игры, а также полифункциональные и многофункциональные пособия из фетра.

Вашему вниманию представляю логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Данное пособие может использоваться, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Пособие считаю, будет полезно не только логопедом, но и воспитателям коррекционных групп. При создании этого пособия, даже и не думала, что можно использовать столько дидактических игр для занятий. Данное пособие можно использовать при работе не только по звукопроизношению, а также можно закреплять лексические темы, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Моя, мой, моё», выполнять артикуляционную гимнастику. А также пособие можно использовать при обучении грамоте. На грани кубика помещаются картинки с буквами или слогами, а также картинки.

Логопедическое пособие «Кубик»

Пособие сделано из фетра с кармашками для картинок. Картинки легко меняются и дети могут это сделать самостоятельно.

Пособие «Кубик», решает сразу несколько задач: развивает фонематический слух, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику, формирование лексико-грамматического строя речи, закрепление обобщающих понятий и.т.д, но самое главное можно автоматизировать звуки и дифференцировать их, что является самым важным в работе логопеда.

Предлагаю вашему вниманию логопедические игры, которые я использую на своих занятиях с помощью логопедических кубиков. Они могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Я не исключаю, что большинство предложенных здесь игр не покажется вам чем-то новым и необычным.

1. Игра «Артикуляционные кубики»

Цель: развитие артикуляционной моторики
Описание. Ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись.

2. Дидактическая Игра "Придумай слова, на заданную букву."

Описание игры: В кармашки куба размешаются буквы. Ребенок подбрасывает кубик и придумывает слова, на выпавшую букву.


Цель: автоматизация поставленных звуков.
Описание. Ребенок бросает кубик и произносит слова на закрепление автоматизируемого звука, а также можно задание на дифференциацию звуков.

Цель: тренировать детей в определении первого (последнего) звука в слове.
Ход игры: ребенок подбрасывает кубик и называет слово, затем ребенок определяет первый (последний) звук или показывает букву на втором кубике, которая обозначает этот звук.

5. Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: тренировать детей в звуковом анализе и синтезе слова.
Ход игры: Ребенок подбрасывает кубик, выпадает схема, ребенок подбирает картинки к заданной звуковой схеме или придумывает слова.

Наталья Семёнова

Увлекательная настольная игра "Логопедические кубик и ".

Хочу предложить вам интересную игру с кубиками , которая поможет закрепить у ребёнка звуки, преодолеть нарушения в слоговой структуре речи . Одновременно с этим, у детей уточняется и расширяется словарный словарь, развивается фонематический слух, устраняются недостатки грамматического строя речи.

Задания предполагают использование общих педагогических принципов постепенности, перехода от простого к сложному, сознательности выполняемых заданий и учёта возрастных особенностей детей.

Перед вами 11 кубиков с изображением предметов. Один кубик с цифрами , карточки со звуками и две карты-схемы.


Задание №1.

Определи количество слогов в слове и положи кубик в свою ячейку .


Ответ ребёнка : В слове "гусь" один слог, потому что одна гласная "у".

Здесь можно вспомнить правило : Сколько в слове гласных - столько и слогов !

Задание №2.

Определи место заданного звука в слове и расположи кубики в свою ячейку .



Ответ ребёнка : "В слове "рысь" звук "р" находится в начале.

Задание №3.

Игрок бросает кубик и смотрит , сколько очков выпало на его грани.

Все предметы, изображённые на кубиках , согласуются с выпавшим числом.

Игрок берёт кубик с изображениями и проговаривает словосочетания.

Например, две куклы, две бочки, две звезды, два гнезда.

Задание №4.

Распредели кубики на группы по правилу : ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ.



Задание №5.

Для сравнения выбирается пара звуков, которые можно сравнить по разным признакам (твёрдый-мягкий, звонкий-глухой, свистящий-шипящий и т. д.)






Используя данный материал, можно применять и другие задания, например :

- Игра "Мой, моя, моё, мои", объединение предметов по общему признаку (по звуку, по цвету, по форме, по группе, по ассоциации и т. д.) и составить предложение.

- Игра "Подбери признак". (зелёный лист, полосатая зебра.) .

- Игра "Узнай по описанию".

- Игра "Скажи ласково".

Будьте доброжелательны и терпеливы.

Успехов вам!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебные кубики» Дидактическая игра «Волшебный куб». (своими руками). Игра «Волшебный куб» полифункциональна. Цель игры: обогащать знания детей о животных;.

Цель: Учить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику лица, развивать внимание, логику, речь и мелкую.

Детская игра «Кубики безопасности» Цель: - Закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях - Воспитывать чувство взаимопомощи.

Дидактическое пособие «Кубики-говорушки» Цель дидактического пособия "Кубики-говорушки" - развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста в системе (первичного.

Игра - основной вид деятельности детей. Поэтому мною начата работа по изготовлению дидактического пособия "Умные кубики". Основные задачи:.

Развивающие Кубики - Крупинки. Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Мелкая моторика способствует развитию: Речи; воображения;.

Игра "снеговики". Учить детей использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. "У большого снеговика зеленое ведро, а у.

I Пояснительная записка

Название логопедического пособия: «Логопедические кубики»

Образовательные цели:

Автоматизация и дифференциация вызванных звуков в словах и предложениях.

Образовательные задачи:

Активизация словарного запаса;

Закрепление навыков изменения числа существительных;

Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде при составлении словосочетания «прилагательное + существительное»;

Закрепление навыков образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Упражнение в умении составлять предложения разных типов;

Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;

Развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть основные цвета и их оттенки;

Развивать слухоречевую память;

Развивать мышление и воображение.

3. Описание и правила игры:

Разноцветные кубики (синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый. Название каждого цвета включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Это используется в игровых упражнениях на дифференциацию.

На каждом кубике - картинки, названия которых включают в себя определенный звук:

Ц - яйцо, овца, леденец, цапля, синица, цветы - салатовый кубик;

Ш - подушка, каша, душ, шапка, шуба, кошка - салатовый кубик;

З - таз, ваза, зайка, козы, Незнайка, изба - желтый кубик;

ЗЬ - газета, зима, обезьяна, магазин, музей, земляника - синий кубик;

РЬ - береза, рябина, грибы, рюкзак, букварь, фонарь - розовый кубик;

С - сосна, насос, лес, скамейка, посуда, ананас - синий кубик;

СЬ - гусь, василек, лисята, семья, сито, сено - зеленый кубик;

ЛЬ - медаль, оленята, лебеди, лифт, улитка, малина - белый кубик;

Р - виноград, топор, мухомор, рыбы, баран, рак - белый кубик;

Ж - жаба, жук, ежата, ежевика, пижама, медвежонок - шоколадный кубик;

Щ - щенок, щетка, ящик, овощи, щука, лещ - синий кубик;

Ч - печь, мяч, чайник, чемодан, удочка, бабочка - белый кубик;

Л - пенал, ландыши, стул, халат, лошадь, колобок - красный кубик.

Варианты игровых упражнений с кубиками разнообразны. Их выбор может зависеть от этапа работы и от возможностей ребенка.

Упражнения на автоматизацию звуков:

- «Назови все картинки». Ребенок берет кубик, рассматривает картинки, называет их, четко произнося автоматизируемый звук.

- «Один - много». Взрослый называет предмет, изображенный на кубике, а ребенок - много таких предметов.

- «Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок - уменьшительно-ласкательную форму соответствующего слова. Для упражнения используются только те существительные, от которых можно образовать уменьшительно- ласкательную форму.

- «Угадай предмет по названному признаку» кубик у ребенка в руках. Взрослый называет признак предмета, а ребенок догадывается, о каком предмете загадка и называет словосочетание. Желательно, чтобы прилагательное тоже включало в себя автоматизируемый звук.

- «Ты словечко доскажи, и полностью повтори». Взрослый называет первый слог слова или два слога, а ребенок подсказывает последний слог, и повторяет слово целиком.

- «Угадай слово». Взрослый произносит слова необычно - каждый слог повторяет два или три раза. Ребенок находит на кубике нужную картинку и называет это слово.

- «Найди назови картинку, в названии которой столько слогов, сколько (палочек на столе, звуков ты услышишь, подсказывает цифра и т.д.)»

«Звуко-слоговые загадки». Взрослый загадывает ребенку загадки, например: «В этом слове первый звук Щ, а последний К (щенок). «В этом слове два слога: второй - ба, а первый - жа (жаба).

Упражнения на дифференциацию звуков:

- «Веселые превращения». Каждый кубик имеет цвет, название которого включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Взрослый предлагает ребенку необычное задание: представить, что все предметы на кубике становятся такого же цвета, как сам кубик. Задача ребенка - составить соответствующие словосочетания. Так, например, при дифференциации звуков С -Ш проводится игровое упражнение с салатовым кубиком. Ребенок составляет словосочетания: салатовая подушка, салатовая каша и т.п. После этого целесообразно побеседовать о том, что на самом деле правильно, а что является небылицей.

Затем можно предложить ребенку придумать предложения с составленными словосочетаниями.

4.Игра предназначена для дошкольников 4 - 7 лет

5. Пособие изготовлено своими руками из 13 сувенирных коробок: 8х8; цветного картона: синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый; клея - момента; цветные картинки на звуки с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч, л, ль, р, рь.

6. Источники информации: интернет - ресурсы, Ткаченко Т.А. «Логопед у вас дома»