Настольный варгейм. Настольные военно-тактические игры. Есть определенный порядок ведения боя

Кратко о статье: Забава полководца В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame) играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир. Цель данной статьи - познакомить читателей с этим миром, который тесно связан и с фантастикой, и с фэнтези.

Настольные военно-тактические игры

Игра в солдатики или образ жизни?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир.

Штабные игры

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за "свою страну". Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил. С таблицами, но пока без красивых картинок.

Уэллс - не только автор "Войны миров"

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка. В моде были так называемые "немецкие", нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в "солдатиков" - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: "Война на полу" и "Битвы солдатиков".

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам "Человек-невидимка" и "Машина времени". Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой "Вселенной Боевого Молота" - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop .

Америка как родина настольных войн

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами, продававшимися в "боксах" (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор "wargames" у янки - своего рода визитная карточка "традиционного" стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам. Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство "настолок" - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей.

В девяностые годы бум варгеймов начался и в Европе.

Как играют в варгейм?

Говоря далее о варгеймах, я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill , GMT Games , SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на "реалистичность", свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал "фаустпатрон" в его "КВ" или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, "хардкорных" варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые . Но это очевидно - "реальное время" сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Что в коробке?

Варгеймы часто сравнивают с шахматами, но это сравнение надуманно. Прообраз варгеймов - древняя индийская тактическая игра чатуранга, в которую сражались индийские раджи. Каждая фишка обозначала определенный отряд - и была на него похожа. Кавалерию изображала фигурка всадника, боевых слонов - фигурка слоника; колесницу, пехоту - аналогичные фигурки. Самой слабой фигуркой была одинокая фигурка раджи, а самой сильной - фигурка его гвардии, конных ветеранов, закованных в броню и лихо носящихся по полю боя.

Игра появилась около V в. н.э. и отображала встречное сражение за провинцию. В нее играли четыре человека с четырьмя армиями, каждый начинал со своей стороны доски. Собственно, потому ее так и назвали - "чатур " по-индийски - четыре, "анга" - часть.

Иранцы, которые играли в поздний вариант чатуранги (на двоих, на поле в 64 клетки) обозвали ее "шахтуранг" - а потом и просто "шахматы" ("убей шаха" - просто и понятно, отражало тактику и цель игры: кто первый уничтожит вражеского полководца - тот и выиграл.) Иранцы, как великие математики, взяли и выкинули из игры кубик, который каждый игрок кидал перед своим ходом, чтобы определить количество фишек, которые он сможет передвинуть. По мнению иранцев, фактор случайности только мешал игре и портил ее. Так появились шахматы - и погиб первый варгейм. Ведь на поле боя фактор случайности решает очень многое (и делает игру непредсказуемой и интересной) - мудрые индусы это знали.

История или фэнтези?

Warhammer Fantasy: черные орки в атаке.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и... юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы, интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

"Роботех": первый отечественный варгейм жанра sci-fi.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему "А если?".

Для многих поклонников варгеймов подобных ответов было недостаточно - возник вопрос: "А если бы все происходило в другой вселенной?". В конце 60-х в мир исторических варгеймов ворвался Толкин, а затем - научная фантастика, и появились неисторические игры, хотя сами правила от исторических в действительности отличались мало. Зато игровые миры отличались разительно!

На волне популярности орков, эльфов и гномов у производителей солдатиков серьезно расширился ассортимент. Как следствие, развивались и компании, выпускающие миниатюры и военные игры. Это уже не маленькие фирмы из двух-трех человек (при тиражах 100-1000 экз.), а корпорации типа WizKids или Hasbro (c тиражами 100 тыс.-1 млн. экземпляров), которые вовсю продают права на миры и игровые механики компьютерным издателям и голливудским киностудиям! Ведутся сложные маркетинговые исследования, игры тестируются в закрытых клубах, прежде чем появиться на прилавках.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop . Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Одна коробка или несколько?

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на "боксовые" и "коллекционные".

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке ("боксе"): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill ) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете "на руки" готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются "по частям". Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одиноким солдатом). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop . Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды...

Комвзвода или командарм?

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает "самый сложный" или "самый интересный", наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Варгеймы как повседневное хобби

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из "солдатиков", которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Играют миниатюрами или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на "гексы"), или на макетах местности, используя различные варианты правил и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures . Они занимаются выпуском солдатиков из "белого металла": именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия 1805 г.) и занимает в длину более 30 метров - это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Пособие по выбору варгейма

Самый массовый варгейм среди представителей фэнтези-жанра - Warhammer Fantasy Battles (производство Games Workshop ). На настоящий момент издана уже 6 редакция правил, а также доступен русский перевод. Детализированный мир "Боевого молота" появился в 1984 г. в виде настольной ролевой игры. С точки зрения суровой военной истории, WFB - скорее приключение, чем война. Рассчитанный на молодых поклонников, WFB поражает богатством красок, эпох, рас и... тактической упрощенностью ведения войны на столе.

С одной стороны, 288 стр. правил очень подробно и толково введут вас в курс игры, но приготовьтесь к тому, что герой верхом на драконе - гораздо опаснее тысячи солдат, как и положено в фэнтези. Правила сбалансированы, кроме того, WFB - это самый богатый выбор миниатюр и армий. 15 различных сторон и соответственно 15 "книг армий" (включая вампиров, гномов, лесных и темных эльфов), по 3-4 спецперсонажа на каждую армию, широчайший выбор ведения боевых действий - от забрасывания противника камнями и дротиками до расстреливания его из пушек и магии. Правила по магии, кстати, самые продуманные из всех фэнтези-варгеймов. WFB жил, живет и будет жить - можете смело вливаться в его ряды! Оппонентов вы найдете легко, благо обеспечивается массовая поддержка турниров.

Для новичков и для тех, кто не может позволить себе армию в две-три сотни миниатюр, как в WFB , я могу порекомендовать еще одну игру от Games Workshop : Lord of the Rings (да-да, основывается она именно на тех книгах и фильмах, о которых вы подумали). Легкие правила во многом напоминают боевую часть ролевой игры, а красивейшие миниатюры точно изображают героев кинокартины. Для игры достаточно двух десятков миниатюр, так как это "скирмиш"-игра (от англ. "skirmish" - стычка). Этот момент косвенно является минусом: при наличии на столе более 200 фигурок игра "тормозит". Сторон в конфликте всего две - Светлые и Темные Силы, и все боевые единицы вам известны по книгам Толкина: от балрога до эльфов и от роханцев до гоблинов. Games Workshop будет поддерживать систему еще лет пять - вполне достаточно, чтобы всласть наиграться. Правила на русском языке уже продаются.

Молодая игра MageKnight также эксплуатирует модный нынче жанр скирмиш-фэнтези. MageKnight рассчитан на любителей Magic The Gathering и прочих карточных игр, ибо продается в "бустерах", куда уже покрашенные миниатюрки вкладываются случайным образом. Правила занимают пару десятков страниц и доступны на русском языке. Главная особенность игры - в ней не применяются "листы армий", в ходе боя вам не придется ничего записывать. Все характеристики изменяются на встроенных счетчиках в подставках фигурок. Мир MageKnight напоминает фэнтези-вселенную Arcanum: гномы вооружены пороховыми ружьями, люди производят техноголемов... Идеальный варгейм для тех, кто не любит много записывать, а также красить фигурки.

Российская фирма Звезда в прошлом году выпустила Кольцо Власти - это попытка скрестить "Властелина Колец" с "Вархаммером". Но поскольку большинство наборов системы все еще числятся заявленными к выпуску, а полноценные правила с цветными обложкой и иллюстрациями, а также историей мира, все еще в верстке - будем считать, что у "Кольца" все впереди. Пока же главный плюс игры - это ее цена и доступность (приобрести "Кольцо" можно практически в любом магазине игрушек).

Фантастика

BattleTech от FASA - c одной стороны, классика жанра, легенда, разошедшаяся миллионными тиражами и известная по многочисленным компьютерным инкарнациям. С другой стороны, классический BT уже не выпускается, а эстафету переняла WizKids со своей новой игрой о шагающих роботах Mechwarrior: Dark Age. Дизайн боевых машин был изменен, а сами миниатюрки, подобно игре MageKnight, случайным образом пакуются в бустеры и раскрашиваются на конвейере. Многих, правда, оттолкнула от игры упрощенная механика боя. Зато есть правила на русском!

Российские же игры пока представлены только Роботехом, техногенной игрой от компании Технолог . Игрок, собирающий армию, может включать в нее транспортные средства различных типов: роботы, танки, флаеры. Игра находится только в начале своего развития, а потому в продаже пока есть всего несколько наборов. Как обычно, большим плюсом является невысокая цена и доступность.

И, наконец, Warhammer 40k. Несмотря на то, что это не совсем фантастика, а скорее космическая опера с барочными элементами, текущая на фоне далекого мрачного будущего, я рискну назвать W40k самым красивым фантастическим варгеймом. И дело не в том, что меч тут подчас страшнее лазерной пушки, и с легкостью полосует танковую броню. Warhammer 40k использует декорации первой-второй мировых войн (здесь даже танки ромбической формы!), обладает богатством выбора миниатюр, оружия и тактик. О да, это самый тактически богатый массовый варгейм!

Мир Warhammer 40k на данный момент является развивающимся, он постоянно поддерживается разработчиками, а проходившая этим летом всемирная кампания "Глаз Ужаса" оказала глубокое и непосредственное влияние на дальнейшие события во Вселенной игры.

Исторические варгеймы

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли "1644" , посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды , покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Ради чего играют в варгеймы?

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории, реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил, чтение художественной литературы и "книг армий". Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером, готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего "увлечения солдатиками", а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки... Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

Что в коробке?

В комплект практически любого "боксового" варгейма обязательно входит карта, как правило, изображающая реальный участок местности площадью от десятка (Ватерлоо) до сотни (Нормандия) квадратных километров, с наложенной сверху сеткой из шестиугольников-гексагонов, или "гексов". При создании карт авторы игры используют данные аэрофотосьемки, исторические архивы, поэтому по карте можно изучать военную историю.

Кроме того, в набор обязательно входят картонные или пластиковые фишки, представляющие реальные боевые части, участвовавшие в сражении или кампании. На фишках указывается национальная принадлежность к той или иной армии, суммарная сила отряда (выражена одной цифрой с учетом численности отряда, его рода войск, типа вооружения, качества командного состава), движение (тоже одной суммарной цифрой, учитывающей способ передвижения части), умение организовывать марш или развертывание. Также обычно указывается мораль подразделения. Главным связующим звеном этой системы выступают правила, именно от них зависит сложность и реалистичность игры, а также подробность информации на фишках.

В коробку также кладут кубики и таблицы модификаторов. Разные системы используют и разные игральные кости - от d100 (стогранник) и d30 (тридцатигранник) до d10 (десятигранник) и d6 (обычный кубик) - последние два встречаются наиболее часто. Таблицы делятся на три наиболее распространенные группы - перемещение отряда по различным типам местности, таблица огня и таблица ближнего боя. Обычно игрок кидает кубик и ищет в таблице ближнего боя пересечение двух столбцов - соотношения сил атакующего и обороняющегося отрядов (6:1, 5:1, 3:2, 1:1, 1:4 и т.д.) и того, что выпало на верхней грани. В таблице написан заранее продуманный разработчиками игры результат: атакующий уничтожен, обороняющийся дезорганизован и бежит, и т.д. Различные варианты и издания одной и той же игры могут содержать разные таблицы столкновения.

На позапрошлой неделе несколько дней провёл в Москве и по возможности посетил несколько интересных мест.

В один день с целью закупки принадлежностей и карт для , а так же с целью изучения местных клубов с коллекционными карточными играми посетил магазин-клуб "Единорог ". Там с первой минуты увидел как люди играют в Warhammer 40.000 и карты MtG сразу отошли на второй план -- впервые за всё время увлечения игровой вселенной Warhammer с 2000 года увидел Ваху живьём!!111 =)
Разумеется это не могло не произвести сильного впечатления даже не смотря на то, что темой подлинной, настольной Вахи уже давно не интересовался.

На фото № 1 показан игровой стол, как заявили, средних размеров, с расстановкой элементов местности.

Парень слева во возглавлял рой тиранидов, атакующих пост космодесанта из ордена Ультрамаринов.
В тиранидах мало разбираюсь. Было замечено несколько стаек мелочи, несколько средних чудиков, какой то мега-кокон и гнусная многоножка-стрелялка. Основной цвет армии тиранидов - белый с оттенком салатового и вкраплениями розового. Смотрелось на удивление гармонично-мерзко:)))

Парень справа командовал боевой группой Ультрамаринов.
Было замечено два подбитых БТРа, отделение терминаторов, пара байкеров, тётка-герой снайпер и отряд, спрятанный в бункере.
Основной цвет Ультрамаринов - ультрамарин:)

На фото № 2 с претензией на макровость показан одинокий космодесантник, на фоне приближающихся к нему стайки тиранидской мелочи и крупночи:)
Обращает на себя внимание проработанность элементов ландшафта.

По истечении семи ходов были подведены итоги боя: атака тиранидов была отбита, отряд космодесанта понёс существенные потери.
Впечатлений была масса. За те три дня, что был в столице, большая часть мыслей была занята нахлынувшей из прошлого волной старого доброго интереса к настольным варгеймам с миниатюрами =)

В другие дни посетил несколько магазинов, торгующих варгеймами.
В одном из них зафоткал композицию миниатюр армии Королей гробниц Хемри из Warhammer: Fantasy Battles.
На фото № 3 показана тётка-герой (судя по посоху - жрица-колдунша), пять миниатюр скелетов с музыкантом и знаменосцем, а так же боевая колесница.


Все три фотки сделаны на Nokia 808.
Качественно покрашенные миньки смотрятся на мой незамутнённый взгляд просто умопомрачительно.

Изучил цены на миньки для Вахи. С учётом повышения цен, вызванных ростом курса валют, могу сказать, что по сравнению с 2001-2002 годами цены в рублях не сильно отличались от цен 2013-2014 годов.

Если бы начал собирать армию в Вахе, то это был бы конечно же старый добрый Warhammer: Fantasy Battles. Стартовал бы со старых добрых орков&гоблинов против ымперцев. Зеленокожим банду гоблинов на волках, банду орков с рубилами и гоблина-шамана. Ымперцам банду пехоты-копейщиков, банду стрелков-аркебузеров и героя с каким нибудь артефактом.
В дальней перспективе было бы интересно собрать банду наёмников Моргана Бернхарда из Shadow of the Hornet Rat и Dark Omen =)

С учётом средств покраски на сбор указанной армии в Вахе ушло бы около 12-14к рублей как минимум, а в случае с Псами Войны Моргана Бернхарда -- пару-тройку раз по 12-14к рублей. В нынешних условиях это неприемлемо.

Начал интересоваться другими настольными варгеймами с миниатюрами. Вспомнил про Flames of War , отыгрывающий ротно-батальонные боевые группы Вторую мировую войну, Вьетнам и Арабо-израильские войны. Там используют фигурки масштаба 1:100. Высота фигурок составляет около 16 мм. Для оценки этого масштаба предлагаю стороннюю фотку.

Как заявляют бывалые варгеймеры, масштаб 1:100 это далеко не предел и наибольшую ценность представляют фигурки 6-мм размера, а в перспективе -- настольные варгеймы с картонными фишками подразделений, которые дешевле, умнее и полезнее %))) Обладая некоторым опытом в схематических компьютерных варгеймах типа Steel Panthers не могу не согласиться с утверждениями уважаемых варгеймеров =)

Изучение цен на наборы FoW показало так же задранные ценники, вызывающее скрип где то внутри:)
Так, коробка со стрелковым взводом РККА (4 отделения) среднего периода войны стоит около 1300 рублей

Коробка со взводом панцергнерадеров на БТРах (4 броника и 7 отделений) стоит уже около 2900 рублей.

В качестве альтернативы возможно использовать некоторые модельки техники того же масштаба из игровой системы "Art of tactic" от отечественного производителя "Звезда".
Для сравнения: один немецкий средний танк Pz III G от производителей FoW стоит 715 рублей, а от Звезды - 180 рублей.

Далее вспомнил о варгейме SAGA , посвящённому столкновениям армий Европы и Ближнего Востока во времена Раннего Средневековья и Тёмных веков (то есть от падения Западной Римской империи до первых Крестовых походов). Высота фигурок составляет около 28 мм. Процесс боя классифицируется как "скирмиш", то есть войска действуют в виде групп отдельных фигуров. Там даже есть Византия!
Прикладываю несколько сторонних фоток. Норманны и специальные фигурки погибших.


По прибытии на базу стал интересоваться на предмет клубов настольных варгеймов в городе-герое. На Вконтакте нашёл три клуба: посвящённый сугубо Вархаммеру, посвящённый помимо Вархаммера ещё нескольким типа Battletech, Bolt Action, Saga, а так же посвящённый сугубо картонным хардкорным варгеймам. Нашёл контакт во вторым клубом. В ближайшее время хочу посмотреть на живые варгеймы с миниатюрами ещё и ещё. Закупать пока не планирую по двум причинам: финансовой ограниченности и нежелания красить миниатюры по причине рукожопия и нехватки терпения. Если тема получит продолжение, то возможно поиграю с использованием арендованных миниатюр.

В рамках возвращения интереса к давнему хобби, вышел на связь со своим старым добрым знакомым, открывшим в своё время мир настольных варгеймов. Несмотря на его немногословность получил некоторую полезную информацию.

09.05.2016 , В разделе 


9-е мая уже наступило. Сегодня вся страна выйдет праздновать День победы. Кто на городские концерты, кто гулять в парках, многие попадут на парады. Авто-мото-вело пробеги по городским трассам с флагами и всеобщим ликованием. Потом половина людей разъездится по дачам и на природу. Вторая половина останется гулять по вечерним улицам и на площадях. Все обязательно увидят салют. Неоднократно выпьют за Стариков — Победителей. Советские, военные фильмы по телевизору, — «В бой идут одни старики», «Аты баты шли солдаты» и др., напомнят о великой победе и как это было.

Наш портал Бешеный Кубик, украдет внимание любителей настольных игр. Нам тоже есть о чем рассказать в этот замечательный праздник. Мы продолжаем тему настольных игр про Великую Отечественную Войну, обзором, сразу серии настолок российского Варгейма.

Art Of Tactic — что это? Варгейм-что это?

Я не зря начал обзор именно с этого вопроса. Для многих игроманов, особенно новичков, требуется объяснение. Начнем с последнего.

Варгейм , в нашем случае Настольный Варгейм — это стратегическая игра, максимально приближенная к реальности по своей механики. В ней обыгрываются исторические конфликты или придуманные сценарии. Как правило с использованием миниатюр.

Art Of Tactic — это целая система военно-стратегических игр, направлением которых является Вторая Мировая Война. В них обыгрываются разные исторические события времен 41-45-х годов. В качестве юнитов представлены сборные миниатюры, которые постоянно обновляются новыми дополнениями. Все правила классического Варгейма выполнены.

В системе Art Of Tactic существуют также игры про битвы на кораблях — The Ships Historic Wargames и сражения самураев — Samurai Battles, но сегодня мы их затрагивать не будем. Разговор пойдет только о серии игр — Великая Отечественная.

Великая Отечественная — Серия игр

Компания Звезда, именно она выпускает настольные игры Art Of Tactic, за 6 лет выпустила 6 полноценных наборов по Второй мировой войне. 4 из них можно купить — Лето 1941 , Сталинградская битва 1942-1943 , Битва за Москву , Танковый бой . Две другие сняты с продажи, Битва за Дунай, Блицкриг.

Что из себя представляет стартовый набор:

Если Вы решили проникнуться русским настольным Варгеймом, то Вам обязательно понадобится базовая версия игры. В ней будет все необходимое, для полноценной игры. В коробке Вы найдете все, чтобы войти в курс дела и пройти несколько стандартных сценариев. И только потом можно расширить, усложнить и сделать интереснее игру при помощи дополнительных юнитов, которые можно приобрести поштучно.

В базовом комплект входит:

  • Несколько Советских отрядов
  • Несколько Немецких отрядов
  • фишки дыма
  • фишки огня
  • игровых поля(разные и двухсторонние)
  • Комплект инженерных сооружений
  • 10 кубиков
  • Правила игры
  • Книга сценариев
  • 2 фломастеры (Опа, а это зачем?)

Кратко, как в это играть.

Играют только два игрока. Один за Фашистов и второй за Красную Армию. Выбираем сценарий. Лучше начать знакомство с первого. У Вас есть игровое поле. Складывается оно обычно так, как написано в сценарии. На него раскладываются гексы с населёнными пунктами, элементами местности, инженерными сооружениями. Специальные пластиковые рельефы ландшафта также размещаются по полу в специальных местах. Каждый расставляет свои войска, как указанно в книге сценария. И начинается действо.

Битвы проходят следующим образом. Каждый участник раздает своим войскам указания. Для этого используются карточки Команды и…, Внимание!!! Фломастеры. Один очень важный момент. Действия бойцов выполняются единовременно. В этом вся соль игровой механики системы Art Of Tactic. Игроку надо не только просчитать свои ходы, но и предвидеть ходы соперника, потому что после раздачи приказов обеими сторонами их изменить нельзя и они одновременно выполняются. То есть, что сделано, то сделано, назад не вернуть. Продумывайте свои приказы тщательно. Старайтесь предугадать действия оппонента.

В игре множество вещей, которые влияют на стратегию игроков и тактику ведения боя. Что делает игру каждый раз разной и интересной. Например разновидности ландшафта разного уровня влияют на видимость и проходимость, более того у каждого вида войск свои определенные свойства местности. Минные поля и инженерные сооружения, а также города и поселения. Все необходимо учитывать при просчитывании собственной стратегии. Для этого помогут специальные карточки войск. В них указаны специальные способности, плюсы и минусы данного подразделения, находясь на определенной местности. Также там можно обнаружить такую информацию, как численность отряда, дальность стрельбы и боекомплект.

При атаке применяются кубики. Бросая их, игрок проверяет на сколько удачно и метко стреляют его бойцы. Это вносит некоторый элемент удачи, который присутствует и в реальных сражениях. А чтобы удача не была хаотичной, а имела свои границы. Существуют некоторые правила, при которых каждое войско бросает определенное количество кубиков и если в отряде потери, то и брошенных кубиков тоже будет меньше. Так что если у Вас в бой вступил слабая боевая единица, не сильно надейтесь на успех. Удача любит подготовленных.

Готовьтесь к тому, что у Ваших войск будут постоянно заканчиваться боеприпасы. Чтобы их пополнить требуется посетить склад или направить грузовик для доставки патрон. Но учтите, что противник не дремлет и вполне вероятно, что он захочет разбить транспорт и оборвать поставки припасов.

Есть определенный порядок ведения боя:

1. Выполняются приказы обороны.

2. После идет огонь на подавление.

3. Обычные перестрелки.

4. Затем вступает авиация.

5. Войска прячутся в засаду.

6. Выполняются специальные приказы.

7. Передвижение отрядов.

Чтобы все не забыть, нужно отметить в специальных карточках, специальным маркером.

Подытожим

Все описанное выше, это всего лишь общие понятия и правила игры в Варгейм системы Art Of Tactic. На самом деле нюансов и мелочей огромное количество. На столько, что даже в своде правил, что лежит в коробках с игрой, не все освящено. Практически каждый ход (особенно в первые разы), Вы будете перечитывать затертую книжицу и не найдя ответ полезете в интернет искать его на форумах. Этого не избежать, потому что подобные игры очень не предсказуемые, благодаря своей свободе действий. Более того, после того как вы начнете расширять границы своих баталий, новыми дополнительными миниатюрами и к тому же придумаете собственные сценарии, то тут уж сам бог велел запутаться в правилах.

Настольные игры серии Великая Отечественная — это целая культура со своими фанатами и коллекционерами. По ним проводят турниры, собирают свои клубы в которых можно найти равного соперника или меняться миниатюрами. Если Вы новичок или только хотите познакомиться с игрой, то учтите один факт. Вам будет сложно в этом во всем разобраться и отыскать единомышленников. Это своего рода андеграунд в мире настольных игр. Но если Вы разберетесь и окунетесь во все это с головой, то уже не оторвешь и Вам с эти жить.

С праздником всех! Старайтесь воевать только в настольных играх.

За фотографии спасибо группе вконтакте посвященной играм Art Of Tactic —

Отрывки из обзорной статьи по настольному варгейму и игре в солдатики Геннадия Григорьева aka Chaos Lord. Полностью статья впервые была опубликована в журнале “Мир Фантастики”. Так что такое игра в солдатики ?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем фигурки солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами , уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр в солдатики попадают в другое измерение, другой мир. Задача, которую ставит перед собой автор статьи, - познакомить читателей с этим миром.

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за “свою страну”. Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил варгейма . С таблицами, но пока без красивых картинок.

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр ) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка.

Набор фигурок солдатиков от Звезды

В моде были так называемые “немецкие”, нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в солдатиков - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: “Война на полу” и “Битвы солдатиков “.

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам “Человек-невидимка” и “Машина времени”. Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой “Вселенной Боевого Молота” - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop.

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами , продававшимися в “боксах” (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор “wargames” у янки - своего рода визитная карточка “традиционного” стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам.

Молодые варгеймеры

Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство “настолок” - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей. В девяностые годы бум настольного варгейма начался и в Европе.

Говоря далее о варгеймах , я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill, GMT Games, SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Карта настольного сражения

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на “реалистичность”, свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал “фаустпатрон” в его “КВ” или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, “хардкорных” варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые. Но это очевидно - “реальное время” сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и… юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы , интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан в битве при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему “А если?”.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop. Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на “боксовые” и “коллекционные”.

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке (“боксе”): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете “на руки” готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются “по частям”. Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одной фигуркой солдатика ). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop. Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды…

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно настольные варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает “самый сложный” или “самый интересный”, наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из “солдатиков “, которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки солдатиков могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Аксессуары

Играют миниатюрами солдатиков или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на “гексы”), или на макетах местности, используя различные варианты правил варгейма и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures. Они занимаются выпуском солдатиков из “белого металла”: именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия1805 г.) и занимает в длину более 30 метров- это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру солдатика придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли “1644”, посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды, покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории , реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил варгейма , чтение художественной литературы и “книг армий”. Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Масштабные армии солдатиков

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером , готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего “увлечения солдатиками “, а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки… Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

,

Поговорив о различиях компьютерных и настольных варгеймов, давайте поближе познакомимся с настольными варгеймами. Данная классификация субъективна, однако даст базовое представление о существующих типах настольных варгеймов. К сожалению, многие типы варгеймов (с импульсной активацией юнитов, движением «point2point» и т.д.) пришлось вообще выбросить из классификации, ради меньшего размера статьи.

Настольные варгеймы, использующие миниатюры

Можно назвать это отдельным хобби, лишь одним краем затрагивающим варгеймы. Варгеймы с миниатюрами крайне требовательны к игрокам — мало лишь найти место для расклада игры, оппонента и время для партии. Каждую фигурку нужно покрасить вручную, помня о мундирах прошлого, где-то хранить (зачастую, создавая целые диорамы), а то и создать с нуля, отлив из пластика или эпоксидной смолы. Для многих варгеймеров-миниатюрщиков сама игра — лишь приятное дополнение к коллекционированию «солдатиков».

Из-за большого количества различных масштабов, варгеймерам-миниатюрщикам приходится, зачастую, выбирать между игрой с оппонентом, или же любимым масштабом (а об их достоинствах и недостатках идут постоянные споры). Движение юнитов зависит от конкретных правил игры — некоторые системы используют привычную гексагональную сетку, для некоторых же требуется отмерять расстояние линейкой.

Свою историю варгеймеры с миниатюрами отсчитывают от книги Герберта Уэллса «Маленькие войны» и игры «Морская военная игра», опубликованной, как и книга Уэллса, в начале XX века. Где-то до середины 1960-ых годов, такие варгеймы считались единственно «правильными», пока у них это звание не отняли фишечные варгеймы.

Настольные варгеймы с использованием фишек

Самый привычный, для многих, формат варгеймов. Свою историю начинает от игры Tactics, выпущенной аж в 1954 году. С тех пор, фишечные настольные варгеймы далеко обогнали по популярности своих соседей. И немудрено — эпоха массовых армий обезличила отдельные подразделения, заставив унифицировано подойти к отображению юнитов на карте.

В армиях разных стран создали систему тактических значков, которые с помощью символов отображают тип, размер и местоположение подразделений. Это привело к тому, что «фишечные» настольные варгеймы, множество из которых использует НАТО-вскую систему тактических значков, стали выглядеть более реалистично, нежели миниатюры.

Теперь игрок, склонившийся над топографической картой с унифицированными фишками, находится почти в тех же условиях, что и реальный офицер-оператор. Усложнение варгеймов, обросших множеством таблиц расчета боя, передвижения, снабжения, морали и т.д. лишь увеличивает сходство.

Блочные настольные варгеймы

Зародились в 1970-ых. Основное их достоинство заключается в необычном способе моделирования тумана войны — с одной стороны деревянного блока (обращенной к игроку) наклеено изображение юнита, другая же сторона (обращенная к противнику) пуста. Таким образом, противник видит лишь стену безликих блоков.


Это позволяет обманывать противника, создавая, к примеру, на одном фланге скопление слабых юнитов, готовя основной удар совсем в другом месте. Да, подход не идеален, но многие настольные варгеймы не моделируют туман войны вообще.

Основным минусом блочных настольных варгеймов является их высокая цена. Мало того, что они, в среднем, дорожи своих картонных собратьев, так они ещё и тяжелее, что серьезно увеличивает стоимость доставки.

Карточные настольные варгеймы

« […] абсолютное, так называемое математическое, нигде в расчетах военного искусства не находит для себя твердой почвы. С первых же шагов в эти расчеты вторгается игра разнообразных возможностей, вероятий, счастья и несчастья. Эти элементы проникают во все детали ведения войны и делают руководство военными действиями по сравнению с другими видами человеческой деятельности более остальных похожим на карточную игру» (с) Клаузевиц.

Самый новый тип варгеймов, и, на мой взгляд, крайне перспективный. Каждый ход на руках у игрока оказывается несколько карт с различными видами действия. Из-за случайности выбора карт, игрок не может делать всё, что хочется — он вынужден выбирать между имеющимися игровыми картами.


Combat Commander — одна из самых популярных серий варгеймов, где используется карточная механика

С одной стороны, это иногда приводит к абсурдным ходам, когда юниты одного игрока идут через открытое поле в полный рост, а у другого на руках нет карты «Стрелять», чтобы заработали его пулеметы. Но с другой стороны такая механика отлично моделирует трение между командиром и подчиненными. Игрок из вышеприведенного примера видит лишь результат: невозможность стрельбы. Это может быть обусловлено любыми причинами — внезапно переданной свыше установкой на прекращение огня, дезинформацией противника, страх подчиненных солдат перед открытием огня, невозможностью передать солдатам конкретный приказ и т. д.

Также, это отлично отражает психологию людей — в бою не всегда возможно принять наиболее рациональное решение. Даже если все ограничения сняты, солдаты готовы открыть огонь, а адьютант стоит с поднятой ракетницей, реальный командир может просто ошибиться, не приняв во внимание очевидную, казалось бы, возможность, или же вообще сознательно исключив её из списка доступных решений.

К примеру, неопытный командир желает, чтобы противник подошел поближе, не сознавая, что это лишает его всех плюсов пулеметов, или же просто растерялся и медлит, а может быть его в этом ходу контузило, и среди младшего комсостава возникло замешательство.

Все эти, и многие другие вероятности отражаются в карточных настольных варгеймах лишь банальным отсутствием нужных карт «на руках». Но я призываю варгеймеров смотреть на вещи глубже. Каждая игра — абстракция, где нам, зачастую, известен результат, но неизвестны причины. Иногда без фантазии не обойтись.