Название игротеки для детей. Игрология. Кто ведет игротеку, каким должен быть ведущий игротеки, какие его главные качества

Цель данного проекта - стать связующим звеном для тех, кто увлекается настольными играми, и тех, кто только начинает знакомиться с этим хобби.

Игротеки проекта «Играем с нами!» - это мероприятия, на которых совершенно бесплатно можно поиграть в различные настольные игры.

Ближайшие игротеки состоятся 18 и 19 мая 2019. Уз найте подробности .

Этот проект посвящается всем, кто:

  • любит настольные игры или хочет побольше узнать о них;
  • ценит живое общение;
  • предпочитает проводить время не только весело, но и с пользой;
  • хочет найти новых друзей и единомышленников.

В чем особенность игротек «Играем с нами»?

  • На игротеках представлены только лучшие настольные игры: актуальная классика игр со всего мира и новинки, которые совсем недавно появились в России.
  • Здесь вам помогут выбрать игры по вкусу и настроению, а также разобраться в их правилах.
  • В большинстве мест вам предложат скидку на покупку понравившихся настольных игр.

Где и как часто проходят такие игротеки?

Обычно игротеки проходят в выходные дни примерно один раз в месяц. С каждым новым мероприятием проект «Играем с нами» становится все более популярным. Уже сейчас к нам присоединились более 30 крупнейших городов России и ближнего зарубежья.

Адреса ближайших игротек и точное время проведения смотрите в .

Как поучаствовать в игротеке?

Все мероприятия проекта абсолютно бесплатны и не требуют предварительной записи. Просто найдите в списке игротеку своего города, приходите и играйте с нами!

Где можно узнать последние новости об игротеках?

Следите за нами здесь, на официальной странице проекта!

Фотографии с уже проведённых игротек








Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Кировский»

Проект

Детско-родительский клуб

«СЕМЕЙНАЯ ИГРОТЕКА»

педагог дополнительного образования

Новосибирск 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Краткая аннотация проекта……………………………………………….

    Актуальность. Педагогическая целесообразность………………………

    Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения…………………………………………

    Цель и задачи проекта…………………………………………………….

    Основное содержание проекта.

    1. Срок реализации, этапы…………………………………………..

      Функции участников проекта…………………………………..

      Принципы и правила работы клуба………………

      Примерный план-график……………………………………………

    Ресурсы…………………………………………………………………….

    Ожидаемые результаты проекта……………………………………

    Оценка результатов……………………………………………………….

    Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………...

    Источники информации………………………………………

    Приложения…………………………………………………………

    1. Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека»………………………………

      «Паспорт игры»…………………………………………

      Фоторепортаж с занятий детско-родительского клуба…….

    Краткая аннотация проекта

Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества «Кировский», работающие в структурном подразделении Центр раннего развития «Филипок», в ходе многолетнего наблюдения за родителями дошколят, заметили тенденцию снижения родительской компетентности. Данные педагогического наблюдения были подтверждены результатами анкетирования. Осознание противоречия между необходимостью содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». Цель проекта -

В ходе реализации проекта планируется разработка Положения об общественной структуре «Детско-родительский клуб», накопление банка развивающих игр для «Семейной игротеки», разработка методических рекомендаций для родителей. Благодаря привлечению к деятельности этого клуба родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок», родители (законные представители) будут обучены приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей. Разнообразная игровая деятельность, инициированная в рамках детско-родительского клуба, будет способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире, обогащению их опыта взаимодействия с родителями и педагогами.

Проект малобюджетен, так как наполнение «копилки развивающих игр» предполагается осуществлять за счёт сообщества семей  членов клуба. Реализация проекта будет проходить в три этапа в течение 1,5 лет. В перспективе планируется привлечь в детско-родительский клуб семьи воспитанников других объединений ДДТ «Кировский».

    Актуальность, педагогическая целесообразность проекта

В современной образовательной ситуации, когда в новом законе «Об образовании в РФ» подчёркнута ответственность родителей за образование собственных детей (Статья 44 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 ), образовательные учреждения должны активней содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей). Детско-родительские объединения по интересам, семейные клубы и сообщества призваны обучать родителей методам и приёмам содержательного взаимодействия с детьми и создавать условия для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности. В данной ситуации педагогам важно найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей.

Опыт многочисленных российских семейных клубов показывает, что игротека является самой оптимальной формой, отвечающей этим условиям.

Что такое семейная игротека? Это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы содержательного взаимодействия. Даже самые простые игры вырабатывают умение действовать по заданным правилам, терпеливо ждать своей очереди, внимательно считать свои очки, достойно проигрывать. А более сложные игры учат выделять и называть признаки предметов, учитывать сразу несколько свойств, быстро сравнивать образы, оценивать на глаз количество и форму. Педагогические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.

А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.

Таким образом, семейная игротека под руководством компетентных педагогов может принести радость и пользу, как детям, так и родителям.

    Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения

В структуре учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «Кировский» не один десяток лет успешно действует Центр развития дошкольников «Филипок». В зависимости от запросов родителей разрабатываются образовательные программы, включающие как предметы эстетического цикла (изо-прикладная деятельность, ритмика, музыкально-игровые занятия), так и предметы, знакомящие детей с окружающим миром, основами родного и английского языка и элементарных математических знаний. Родители, регулярно приводящие детей на эти занятия, посещают родительский психологический лекторий и эпизодически включаются в предлагаемые педагогами формы, в основном это праздники или экскурсии. По наблюдениям педагогов центра, многие родители считают, что главные их обязанности – это забота о здоровье и материальной обеспеченности детей, а свои воспитательно-образовательные функции они ограничивают приводом детей на занятия центра. В апреле 2014 г. педагогами центра было проведено анкетирование с целью выяснения, чем занимаются дети в свободное от занятий в «Филипке» время.

В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:

    72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;

    31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.

Педагогов центра насторожило, что 47% родителей предпочитают использовать авторитарные методы во взаимоотношениях с детьми, а 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей. В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.

Таким образом, выявленная проблема, выраженная в форме противоречия между необходимостью содержательного равноправного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». За основу нашего проекта мы взяли наработки Московского семейного клуба, которым руководит Евгения Кац и группа её единомышленников. Также нами был учтён позитивный опыт семейного интернет-клуба «Фэмилиленд», игрового клуба Натальи Чистоклетовой (Санкт-Петербург), семейного центра «Добрый слон» (Нижний Новгород), семейной игротеки «Разноцветное детство» (Сыктывкар), томского Хобби-центра.

Особенностью нашего проекта является то, что общественная структура детско-родительский клуб создаётся в составе образовательного учреждения дополнительного образования детей. Новизна проекта заключается в особых правилах, согласно которым каждая семья, приносящая развивающую игру в копилку «Семейной игротеки», должна будет заполнить фамильный «Паспорт игры», а педагог дополнительного образования, сопровождающий данную семью, должен будет написать аннотацию к игре (см. Приложение №…). Так будет пополняться «копилка игротеки», на её основе педагогами центра будут разработаны методические рекомендации по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

    Цель и задачи проекта

Цель создание условий для деятельности детско-родительского клуба как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.

Организационные задачи:

    Разработать Положение и создать на базе МБОУ ДОД ДДТ «Кировский» общественную структуру  детско-родительский клуб.

    Организовать картотеку аннотированных игр и наполнение «копилки» развивающих игр.

    Привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» большинство родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок».

Педагогические задачи:

  1. Обучить родителей (законных представителей) приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей.

    Через игровую деятельность способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире.

    Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

    Основное содержание проекта. Механизм реализации

    1. Сроки реализации, этапы

Проект рассчитан на 1,5 года. Его реализация будет проходить в три этапа.

1 этап – подготовительный. Январь 2014 – май 2014 г. Анкетирование родителей, анализ проблем и противоречий. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи, оформление проекта.

2 этап – основной. Июнь 2014 – май 2015 г. Открытие «Семейной игротеки». Проведение основных мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный. Июнь 2015 – август 2015 г. Итоговая диагностика, разработка перспективного плана дальнейшей работы детско-родительского клуба.

    1. Функции участников проекта

    1. Принципы и правила работы Семейного клуба

Максимальную эффективность и достижение ожидаемых результатов проекта обеспечит соблюдение следующих принципов:

    Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.

    Принцип включённости родителей (законных представителей) означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности детско-родительского клуба.

    Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба

Предположительный режим работы «Семейной игротеки» 1 – 2 раза в неделю в летний период и 1 раз в месяц в течение учебного года, расписание будет уточняться в соответствии с родительскими возможностями.

    Наполняемость групп – 3 – 5 семей

    Продолжительность занятий – 30 минут

    Общая продолжительность игротеки – 1 час

По содержанию и направленности все развивающие игры, предлагаемые семьями в «копилку» игротеки будут разделены на четыре блока: прикладные, словесно-логические, настольные и подвижные игры.

С помощью игр прикладного блока детям и родителям можно будет создавать творческие продукты (инженерно-конструкторские или дизайнерские) своими руками с помощью подручных материалов или элементов конструкторов, мозаик, кубиков и пр.

В блоке словесно-логических игр семейные команды могут посоперничать друг с другом в умении объяснять слова, придумывать слова на заданный слог или букву, в способности идти от общего к частному.

Блок настольных игр поможет детям и взрослым проявить свою ловкость, быстроту реакции, память, стратегическое мышление, коммуникативные способности.

Блок подвижных игр  это хороводы, игры на знакомство и коммуникацию, игры с мячом, лабиринты и многое другое.

    1. Примерный план-график

Анкета «Свободное время моего малыша».

Окончательный вариант текста педагогического проекта. Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека».

Май 2014 г.

Распечатка формуляров «Паспорта игры», образцов «Дневника родителя».

Подготовка информационных буклетов, разработка сценария открытия клуба.

Презентация проекта детско-родительского клуба «Семейная игротека» на педагогическом совете.

Июнь 2014 г.

Праздничное открытие детско-родительского клуба «Семейная игротека».

Обсуждение и утверждение летнего графика работы.

График работы клуба «Семейная игротека».

Начало регулярных занятий.

Июль-август 2014

Работа клуба по летнему графику. Консультирование родителей. Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Проведение игр для детей и родителей (законных представителей) микрорайона «Затулинский» не посещающих ЦРР «Филипок» и МБОУ ДОД ДДТ «Кировский»

Пополнение «копилки развивающих игр». Отражение событий на сайте учреждения.

Привлечение детей в кружки и секции Дома творчества

Сентябрь-декабрь 2014 г.

Разработка и проведение чемпионата настольных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Положение о внутриклубном чемпионате настольных игр. Отражение событий на сайте учреждения.

Январь-май 2015 г.

Разработка и проведение чемпионата подвижных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Положение о внутриклубном чемпионате подвижных игр. Отражение событий на сайте учреждения.

Июнь-август 2015 г.

Работа клуба по летнему графику. Анализ итогового анкетирования. Публикация методических рекомендаций по использованию игр из «копилки» клуба. Обсуждение итогов реализации проекта, разработка планов дальнейшей работы клуба.

Отчёт о реализации проекта. Методические рекомендации «Развивающие игры от " Семейной игротеки " ».

Перспективный план работы детско-родительского клуба.

    Ресурсы

Квалификация педагогов ЦРР «Филипок»: все п едагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, имеют специальное среднее и высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационные категории (4 педагога дополнительного образования, из них 1 с первой квалификационной категорией и 1 педагога с высшей) .

Для решения организационных задач проекта ЦРР обладает необходимым оборудованием и помещениями. Игровой зал представляет собой большое благоустроенное пространство, где одновременно размещаются несколько столов и стульев для проведения игр в трёх блоках, на ковровом покрытии можно играть в подвижные игры. Игровой зал оснащён современн ой аудиоаппаратур ой .

ЦРР «Филипок» располагает библиотечкой методической л итературы, в том числе по игровой деятельности дошкольников . Каждый педагог имеет в наличии разработки, достаточное количество наглядных и дидактических пособий, раздаточного и игрового материала.

    Ожидаемые результаты проекта

Все ожидаемые результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты и результаты – педагогические эффекты.

1 группа результатов. Предположительно это могут быть тематические разработки, викторины, информационные буклеты, статьи, видеофильмы и фотоальбомы и пр., созданные в результате совместной деятельности детей и взрослых в рамках работы клуба «Семейной игротеки». В эту же группу будут входить и документы, сопутствующие деятельности клуба: Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека», календарный план работы «Дневник родителя», отчёты руководителей секций, сводный отчёт по проекту.

2 группа ожидаемых педагогических результатов может быть трёх уровней: уровень знаний, уровень отношений, уровень приобретения жизненного опыта.

    Участие в активной работе по созданию аннотированной картотеки в рамках каталога «Паспорт игры» будет способствовать расширению кругозора участников проекта, устойчивому стремлению детей и подростков к приобретению систематизированных знаний (1 уровень результатов).

    Участие в проекте обеспечит положительную динамику развития ценностных ориентаций и творческих способностей детей, их желания и готовности к совместной деятельности как внутри семьи, так и на занятиях ЦРР «Филипок» или других образовательных учреждениях. (2 уровень результатов).

3) В процессе участия в проекте обучающиеся разовьют навыки самостоятельного анализа и синтеза личных возможностей, обучатся способам и приёмам проведения содержательного игрового досуга. Результатом участия в социально значимых мероприятиях проекта станет положительная динамика социально-коммуникативных навыков обучающихся, их проектных, исследовательских умений (3 уровень результатов).

    Оценка результатов

«Дневник родителя», как способ фиксации наблюдений за игровой деятельностью ребёнка. Б лагодаря записям, сделанным в свободной форме, появляется возможность организовать совместно с педагогами диагностику образовательного пути ребенка и рост родительских компетенций.

Анкетирование родителей, проведённое на первом и заключительном этапах проекта, позволит оценить динамику развития ценностных ориентаций в деятельности клуба (методика «Отношение к взрослым и сверстникам»/Автор-составитель В.Богомолов/Ростов н/Д:» Феникс»,2003).

    Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект, несмотря на свою краткосрочность (1,5 год), способен вызвать долговременный резонанс: сформированные в рамках проекта разновозрастные микрогруппы и аннотированный каталог игр «Фамильный паспорт» могут стать основой для проведения традиционных или разовых промоакций ЦРР «Филипок» и ДДТ «Кировский» для жителей микрорайона Затулинский.

    Источники информации

    (дата обращения 05.01.2013 г.)

    URL : http :// nataliigromaster . blogspot . com /2013/04/ blog - post _2. html (дата обращения 10.02.2014 г.)

    URL :

    URL : http // slon - dobr . ru (дата обращения 05.02.2014 г.)

    URL:

    Игры для начинающих мам/Женя Кац. – М.: Самокат,2013.

    Зайцев Н.А. Орнамент. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева»,2009.

    Зайцев Н.А. Платоновы тела. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева», 2008.

    Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.

    Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс»

    Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. СПб., Издательский дом «Нева»

    Развивающая игра «Уникуб». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Счётные палочки Х. Кюизенера». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Блоки Дьенеша». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

Приложение №1

«Семейная игротека»

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДДТ «Кировский»

« »________ г.

Положение о детско-родительском клубе

«Семейная игротека»

    Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано педагогами Центра раннего развития «Филипок» (далее ЦРР) совместно с родителями воспитанников центра и регулирует деятельность детско-родительского клуба при МОУ ДОД ДДТ «Кировский» г. Новосибирска.

1.2. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» (далее Клуб) является общественной структурой, действующей в рамках образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в интересах детей, посещающих объединения МОУ ДОД ДДТ «Кировский».

1.3. Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

    Конвенцией ООН о правах ребенка,

    Законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2013 г. № 273 ФЗ (ст. 18),

    Уставом МОУ ДОД ДДТ «Кировский»,

    Программой развития МОУ ДОД ДДТ «Кировский» на 2011-2016 гг,

    настоящим Положением.

1.4. Принципы, на которых основывается деятельность Клуба,  открытость, добровольность, сотрудничество, взаимопомощь, амплификация, учёт возрастной психологии, креативность, соблюдение педагогической этики.

1.5. Вступление и выход из членов Клуба происходит по заявительному принципу. Семьи, вступающие в Клуб, обязаны ознакомиться с данным Положением.

1.6. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» работает на безвозмездной основе, с возможностью привлечения спонсорских средств на мероприятия Клуба.

    Цель и задачи деятельности.

    1. Цель создание условий для приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного и младшего школьного возраста, и плодотворного сотрудничества семей с педагогическим коллективом ДДТ «Кировский».

      Задачи:

    Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников детских объединений ДДТ «Кировский» через совместную игровую деятельность.

    Повышение родительской компетентности и укрепление детско-родительских взаимоотношений через осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) и методической поддержки семей в организации содержательного игрового досуга.

    Содействие максимальной реализации задач дошкольного и младшего школьного возраста и амплификация ситуации развития детей и через создание копилки развивающих игр для взаимного обмена между семьями – членами Клуба.

    Содержание деятельности.

    1. Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» осуществляется по трём направлениям.

    Психолого-диагностическое:

а) педагоги, логопед и психолог по запросам родителей-членов Клуба проводят психолого-педагогическую диагностику и рекомендуют определённый набор игр для профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, психическом, социальном развитии детей;

б) организаторы игротеки во время клубных встреч проводят включённое педагогическое наблюдение для оценки эффективности проводимых занятий;

в) педагоги, являющиеся членами клуба, периодически проводят анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления затруднений, потребностей, предложений по дальнейшей работе Клуба.

    Организационно-педагогическое:

а) под руководством педагогов и психолога проводятся регулярные игровые встречи, чемпионаты по различным типам игр между семьями-членами Клуба;

б) силами педагогов и родителей (законных представителей) собирается копилка настольных игр, реквизита для подвижных, словесно-логических и других типов игр, и осуществляется выдача игр во временное пользование семьям-членам Клуба;

в) комплектуется картотека аннотированных Паспортов игр.

    Консультативно-методическое:

а) педагоги, логопед и психолог оказывают методическую помощь семьям-членам Клуба по вопросам организации игрового семейного досуга, консультируют родителей (законных представителей) по выбору подходящих игр, выработке правил игрового поведения;

б) по материалам сформированной картотеки паспортов игр готовятся методические брошюры и буклеты, посвящённые разным типам развивающих игр.

    1. Формы работы Клуба включают: совместный игровой досуг, игровые тренинги, занятия по игротерапии, соревнования и чемпионаты по разным видам игр, праздники, выставки, тематические развлечения, групповые, индивидуальные и семейные консультации, творческие встречи, коллективные просмотры видеозаписей игровых занятий.

      Календарный план работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» формируется в начале каждого учебного года, обсуждается на общем собрании Клуба и утверждается простым большинством голосов.

  1. Руководство

    1. Высшим органом работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» является Общее собрание.

      Общее собрание Клуба выбирает руководителя из числа наиболее активных родителей сроком не менее чем на 1 год. Возможен соруководитель Клуба из числа педагогов ДДТ «Кировский».

      Руководитель(-ли) ведёт журнал учёта, подписывает протоколы заседаний, формирует ежегодный отчёт о работе Клуба, организует информирование членов о плановых и внеплановых мероприятиях, популяризирует работу Клуба через СМИ и Интернет.

      Общее собрание Клуба при необходимости выбирает актив, который может включать помощника руководителя, секретаря, казначея.

    Права и ответственность членов клуба

5.1. Члены Клуба (дети, родители, законные представители) имеют право:

    высказывать своё мнение, вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;

    пользоваться игровым реквизитом, являющимся собственностью Клуба;

    брать игры во временное пользование;

    популяризировать деятельность Клуба через СМИ и интернет;

    привлекать к деятельности Клуба новых участников, представителей сторонних организаций, спонсоров и благотворителей;

    получать консультативную, методическую помощь со стороны психолого-педагогического контингента ДДТ «Кировский».

5.2.Педагоги-члены Клуба имеют право:

    посещать все мероприятия Клуба в рамках ежегодного календарно-тематического плана;

    вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;

    участвовать в выборах руководителя и соруководителя;

    вносить коррективы в календарный план работы Клуба, в зависимости от пожеланий и затруднений, выявленных в результате педагогического наблюдения, анкетирования родителей и диагностики детей;

    публиковать информацию о деятельности Клуба в научно-методических изданиях;

    отражать количественные и качественные результаты работы Клуба в самоанализах (без указания персональных данных).

МОУ ДОД ДДТ «Кировский» как образовательное учреждение имеет право:

    на бессрочное хранение коллекции настольных развивающих игр и игрового реквизита, собранных членами Клуба;

    на использование педагогической и психолого-диагностической документации, отражающей деятельность Клуба (за исключением персональных данных членов Клуба);

    на изучение, диссеминацию и популяризацию положительного опыта развития семейного общественного движения на базе учреждения дополнительного образования;

    на включение значимых мероприятий Клуба в план учебно-воспитательной работы учреждения;

    на отражение клубных событий на официальном сайте ДДТ «Кировский».

5.2. Члены Клуба несут ответственность:

    за соблюдение педагогических принципов деятельности Клуба, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения;

    за согласование индивидуальных инициатив с решениями Общего собрания и ежегодным календарно-тематическим планом работы Клуба;

    за сохранность взятого на временное пользование игрового реквизита или наборов настольных игр;

    за распространение достоверной информации о деятельности Клуба, неразглашение персональных данных о членах Клуба;

    за выполнение решений, принятых большинством голосов Общего собрания членов Клуба.

    Режим функционирования

6.1. Занятия детско-родительского клуба «Семейная игротека» проходят не реже 1-2 раз в месяц, в летнее время 3-4 раза в месяц. Точный график занятий обсуждается и утверждается Общим собранием Клуба в начале каждого учебного года.

6.2. Время проведения занятий согласовывается с режимом функционирования МОУ ДОД ДДТ «Кировский». Продолжительность одного занятия не более 1,5 часов.

7. Документация

7.1. Организационная документация включает в себя журнал учёта посещений, тетрадь протоколов решений Общего собрания, журнал учёта приёма-передачи игрового реквизита.

7.2. Педагогическая документация состоит из картотеки аннотированных Паспортов игр и созданных на их основе методических буклетов и брошюр, сценариев праздничных событий, конспектов игровых занятий, научно-методических статей, обобщающих опыт работы Клуба.

7.3. Психолого-диагностическая документация включает в себя как анкетные формы и тестовые задания, так и результаты опросов родителей (законных представителей) и данные фиксированного педагогического наблюдения и диагностики детей из семей-членов Клуба.

Приложение №2

Фамильный «Паспорт игры»

Приложение № 3

«Семейной игротеки»

В школе дети часто задаются вопросом «А зачем мне это знать? А зачем мне этому учиться?» Если учитель им отвечает «Для того, чтоб написать контрольную и сдать экзамен», то дети честно стараются донести эту информацию до зачёта или экзамена, а потом со спокойной совестью забывают. А в игре дети запросто успевают научиться многим сложным вещам – чтоб выиграть. И они запоминают и учатся сами, куда охотнее, чем в школе – потому что они сами решили этому научиться!

Дети любят делать то, что им интересно и то, в чём они успешны, поэтому игры следует подбирать исходя из уровня ребёнка, и если надо, давать ему фору или помогать на первых порах. Если ребёнок чувствует себя успешным в логических играх, то он приобретает уверенность в своих силах, и ему становится легче решать разные бытовые задачи.

Часто нам удаётся показать родителям и детям новые игры, и мы особенно любим те игры, в которых дети могут играть наравне со взрослыми, или даже обыгрывать их. Кроме того, мы обычно включаем в игротеки несколько весёлых подвижных игр, а в самом начале проводим игры на знакомство.

Игры для каждого блока подобраны таким образом, чтобы они были интересные для игроков разных возрастов. Чаще всего мы играем в достаточно быстрые игры, рассчитанные на 10-15 минут, правила которых можно объяснить за 5 минут.

Интервью с Еленой Соколовой, внимательной мамой двоих детей, владелицей интернет-магазина «Веселые деревяшки» и ведущей детских игротек в Самаре. Вопросы задавали авторы «Игровой галереи», Ирина Самошкина и Андрей Василенко.

Как пришла в голову идея проведения игротек?

Это был долгий процесс, не спонтанный. Я всё больше и больше замечала родителей, которые говорили про 5-6 летних детей, что они уже взрослые, что современным детям нужен сейчас только компьютер и больше ничего. Это была самая угнетающая и не дающая мне покоя мысль. Я была просто уверена, что если детей чем-то заинтересовать в реальном мире, а не в виртуальном, то им тут намного интересней и что они не будут рваться к компьютеру. Главное – ИГРА. Причем для младших школьников тоже важна именно сама игра и игровой процесс, в котором дети проживают другую жизнь. Я сама очень люблю играть со своими детьми (у меня их двое – 5 и 2,5 года). Таким образом, стала выкристаллизовываться идея игротек для детей разных возрастов, с разными играми – подвижными, настольными, ролевыми и т.д.

В Москве проводятся игротеки по настольным играм, это делают магазины настольных игр: чтобы познакомиться с игрой, надо в нее поиграть, продавец за прилавком так об игре не расскажет. А у вас игротеки – это знакомство с разными игрушками? Или что-то еще?

Прежде всего, игротека – это возможность показать детям и их родителям всё многообразие игрового мира. Большинство людей, которые приходят на игротеки, совершенно даже не представляют, что есть такие интересные и занимательные игры. При чем мы проводим игротеки не только с теми играми и игрушками, которые сами продаём – т.е. мы совершенно не заинтересованы в рекламе конкретного продукта. Тем не менее – мы рады, что дети играют, узнают что-то новое, а родители понимают, что ребёнок ЕЩЕ не вырос и готов играть и играть, главное – найти соответствующие возрасту ребёнка игры.

Какие задачи решают игротеки, для чего они нужны?

Основная цель идеи – это убедить и показать родителям, что их дети хотят играть в реальном мире. Отобрать детей у компьютера. Потом уже появилась идея играть и в игрушки из ассортимента нашего магазина, и в другие игры. На игротеках дети раскрываются иногда с самой непредсказуемой стороны. В настольных играх дети играют команда на команду, или один на один – учатся взаимодействовать друг с другом, решать проблемы не напором, а мозгами. А иногда дети так заигрываются, что родители не могут увести ребёнка домой 😉

Кто приходит на игротеки? Какого возраста дети участвуют в игротеках, есть ли ограничения по возрасту?

Приходят дети от полутра до 15 лет и отдельная категория – взрослые. Игротеки разделены по возрастному критерию: 1,5-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет, 7-10 лет, 10-15 лет. Иногда приходят и 5-летки играть с 10-летками, мы не препятствуем. Но всё же лучше играть детям примерно одного возраста, игры мы заранее обдумываем и подбираем для конкретного заявленного в анонсе возраста. Помимо детских игротек мы проводим и игротеки для взрослых – с настольными играми. Безумно интересные и весёлые вечера получаются. Ещё устраиваются турниры по некоторым играм с победителями, наградами и ценными призами, что для детей очень важно.

Как проходили первые игротеки, какие препятствия встречались на пути?

Одно из препятствий – это НЕ чёткая организация народа. Иногда приходило слишком много народа и игротека получалась сумбурной по причине не хватки места для всех. А иногда приходило мало народа, и тогда может быть скучновато. Важно вводить обязательную предварительную запись.

Какие отличия у игротек от развивающего детского клуба, монтессори-среды?

Детские клубы ставят себе целью научить чему-то ребёнка, показать родителям РЕЗУЛЬТАТ именно обучения. На игротеках же мы ничему не обучаем ребёнка, пока он сам чему-то не научится. Полная свобода действий!

Что поменялось, от чего пришлось отказаться?

Сначала игротеки были бесплатными, но потом из-за того же желания более чёткой организации самого процесса мы ввели плату. Тогда люди стали более серьёзно относиться к мероприятию.

Как часто сейчас проводятся игротеки, хотели бы вы их проводить чаще/реже? Почему?

Примерно 1 раз в неделю, иногда 1 раза в 2 недели. Хотелось бы чаще, конечно.

Как именно проходят игротеки, что делают дети, есть ли четко установленный план?

Дети на игротеках играют в игры 😉 План примерный есть, процесс спокойный и самоуправляемый. С детьми иногда совершенно невозможно предугадать, во что им сегодня понравится играть. Детям предлагаются разные игры в свободном доступе, которые им соответствуют по возрасту, и дети сами разбредаются кто куда. Иногда все сидят и собирают пазлы, иногда соревнуются в ловкости в подвижных играх, иногда строят город из огромного количества кубиков, иногда кто-то один строит железную дорогу со сложными развязками, а другие строят вокруг город, с настольными играми все вовлечены в процесс и сосредоточены на выигрыше.

Много ли детей играет одновременно?

Исходя из практики, больше 10-12 человек мы не приглашаем. Если больше – получается шумно и суетливо. Хотя всё зависит от размеров помещения, чем больше помещение, тем больше можно пригласить семей.

А самая большая игротека по числу участников, которая у Вас была – это сколько человек? А самая маленькая?

Самая благодатная аудитория – это малыши от 1,6 до 3 лет. Они пока все сидят дома с мамами и эти мамы относительно свободны днём. Поэтому вот их всегда и больше всего. Однажды было около 20 детишек и, соответственно, столько же мам;)) Ничего – все распределились по своим интересам в одной большой комнате. Самая маленькая игротека – один раз была одна девочка, с ней мы строили из конструктора Матадор разные фигуры – она была в полном восторге! А однажды, вечером в будни, вообще никто не пришёл (был сильный дождь плюс большая авария на центральной магистрали города – весь город буквально стоял в пробке), мы сели с администрацией детского клуба (нас было 4 чел.) играть в нашу любимую игру «Диксит» – проиграли 2 часа и довольные разошлись по домам 😉

Кто ведет игротеку, каким должен быть ведущий игротеки, какие его главные качества?

Игротеки у нас всегда веду я сама, никому больше этот процесс я пока не делегировала. Повторюсь, что я сама очень люблю поиграть, поэтому если что-то интересное происходит, то я вся в игре тоже вместе с детьми. Вообще, ведущий должен быть прекрасно осведомлен о предлагаемых играх, где их можно купить, как в них играть и т.д. Помимо этого, ведущий должен быть добрым и открытым человеком 😉

Какие правила действуют на игротеке, как и кто следит за их соблюдением?

Правил практически нет. Разве только чтобы дети не повредили себя физически. С малышами вместе в зале играют и их мамы. Ведущий следит за общим игровым процессом, направляет детей к тем или иным играм, знакомит детей с игрушками, объясняет правила конкретных игр. Если есть призы, то надо позаботиться о том, чтобы не было потом кому-то обидно что ему ничего не дали – что-то мелкое, но приятное, надо подарить всем участникам игротеки.

Каким должно быть помещение для игротек, на что важно обратить внимание при выборе помещения?

Для малышей до 3 лет однозначно нужно, чтобы в помещении было ковровое покрытие пола, они постоянно ползают на коленках. Для игротек с настольными играми нужны столы: низкие для малышей и обычные для детей постарше и взрослых. Если дети будут заниматься строительством из кубиков или рельс для железной дороги, то нужно проверить устойчивость кубиков на ковровом покрытии, чтобы не было нигде «пузырения» ковра. Кубики должны быть устойчивые, например, у нас дети играют в конструкторы от нашего российского производителя – Краснокамской фабрики деревянных игрушек. Эти кубики замечательные, проверены временем – они не скользят друг по другу, очень хорошо стоят на любой грани, устойчивые, что хорошо для больших строений. Если же коврового покрытия нет, то сразу нужно предупреждать, чтобы участники приносили с собой сменную обувь.

Проводили ли вы игротеки на открытом воздухе? Какие?

Да, у нас были игротеки на фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, на мероприятии для детей «Ночь в музее» и многих других площадках. Дети с удовольствием так же играют с предложенные им игры, больше, конечно, подвижных игр. Но бывало и все сидели на подстилках и увлеченно собирали деревянные пазлы из ассортимента нашего магазина 😉

Как складываются отношения между детьми во время игры?

В основном положительно. Лишь маленькие дети до 3-4 лет могут начать кричать друг на друга из-за какой-то одной игрушки. Но в целом всё урегулируется. После настольных игр дети даже переносят знакомство и за пределы игротеки.

Какие “острые углы” возникают при проведении игротек?

Дети не наигрались, приходится ждать и плавно их готовить к окончанию игры. Если у ведущего игротеки есть свои дети, то желательно их не приводить именно на его игротеку, лучше прийти с ними на игротеку, где будет другой ведущий, а не их родитель.

Как на игротеке справляются с теми, кому надоело тихо играть и захотелось подвигаться?

Пусть двигаются! Сложности возникают с малышами, некоторые начинают плакать, тогда ничего не придумаешь, кроме как уходить вместе с мамой – но это очень и очень редко случается…

Бывает так, что дети, поиграв в какую-то игру, не хотят с ней расставаться и готовы унести с собой? Что вы делаете в таких случаях?

Объясняем им, что в неё захотят поиграть и другие дети. Отвлекаем ребёнка, стараемся переключить его внимание на что-то другое. Но если совсем тяжёлый случай, то игру даём на прокат до следующей игротеки.

Бывают ли дети, которые не хотят играть на игротеке? Вовлекаете ли вы их в игру, как?

Бывают, но редко. Если заинтересовать не получается, можно попробовать устроить соревнования с призами. Если и так не желает, то пусть сам делает что хочет. В основном после 3-5 минут уединения ребёнок сам вовлекается в какую-нибудь игру.

Какие игры, игрушки вы выбираете для игротек? Какие тематические игротеки вы проводили?

Много разных игр. Выбираем в основном что-то не избитое, не привычное. Тематические – на военную тематику с играми в технику и солдатиков; весёлые настольные игры, сложные логические настольные игры, деревянные игрушки для малышей, деревянные настольные игры, с деревянной железной дорогой и другим материалом для любителей творить из кубиков, строительство из конструктора Матадор, турнир по игре Мемори и т.д. В дни школьных каникул стараемся охватить школьников в дневные часы.

Есть ли преимущества и какие минусы у игротек на заданную тему по сравнению со свободной игротекой?

Свободная игротека – это тоже не плохо 😉 Сначала у нас такие и были – просто играли в ассортимент нашего магазина. Но, как мне видится ситуация в целом, тематические игротеки намного глубже погружают ребёнка в мир игры. Например, на свободной игротеке один ребёнок построил здание из кубиков, другой ребёнок что-то построил, третий всё может сломать и начать своё строить. А на тематической они все вместе объединены одной целью – построить один большой город и потом покатать в нём поезда, машинки, человечков поселить в дома и т.д.

Как часто появляются новые темы для игротек?

Как у меня появляется какая-то новая идея или я сама для себя открываю что-то новое и интересное – обычно это происходит часто. Иногда вижу сына дома как он играет в какую-то игру, и понимаю, как было бы интересно поиграть в это же вместе со сверстниками.

Бывает ли, что кто-то или что-то подсказывает Вам новую тему? Или все-все – сама?

Иногда после игротек мы даем лист-анкету с вопросами об игротеке или обсуждаем в кругу результаты. Иногда сама ситуация подсказывает как надо поступить на следующем мероприятии. Мамы детишек иногда высказываются с пожеланиями. Например, было предложение включать музыку иногда во время игр, или были пожелания провести игротеку с деревянными пазлами для детей 6-8 лет, недавно предложили провести благотворительную игротеку – сборы от неё пойдут на лечение двум больным братьям-близнецам. Часто люди просили принести на игротеку какую-то игру из ассортимента нашего магазина – посмотреть, потрогать. Теперь у нас действует такое предложение постоянно – на игротеку можно заказать любую игру из магазина и поиграть в неё там.

Какие игрушки наиболее популярны у детей?

Конструкторы деревянные-кубики, деревянная железная дорога, пазлы, много чего еще. Совершено точно можно сказать, что дети примерно 7 лет просто обожают строить и дороги, и города из кубиков-конструкторов. Из настольных игр особо хочется выделить абсолютно всеми любимые игры без исключения: лото «Обучай-ка», «Кики-Рики (Курятник) », «Головоноги», «Час пик» и много-много еще очень интересного, но лучше просто прийти и один раз поиграть.

А Вам самой больше всего нравятся игротеки на какую тему?

Очень люблю игротеки для детей 5-10 лет, они самые смешные и непосредственные. Причем играть с азартом любят дети как 5 лет, так и 10. Нравятся игротеки на свежем воздухе летом, когда можно и побегать, и пазлы пособирать. Люблю когда устраиваем турниры по настольным играм между взрослыми и детьми, например, в игру «Мемори». За детьми в эти моменты можно наблюдать непрерывно – сколько же у них радости при выигрыше! Причем совершенно точно, согласно нашей статистике игр, что в «Мемори» лучше запоминают карточки дети.

Дети с кем чаще приходят на игротеку – с мамой, с папой?

С мамой, а в дни школьных каникул – с бабушками…

Мамы и папы по-разному играют, есть различия? А бабушки?

Если играют папы, то они играют по-настоящему, без «тормозов». И со всеми сразу детьми, а не только со своим ребёнком. А если приходят бабушки, то они почему-то больше стесняются, чем играют. Но бывают (редко) такие бабушки – кладезь идей, находок, стишков, частушек…тогда получается совместное веселье 😉

Играют ли вместе с детьми родители, как они играют, какие игрушки больше нравятся родителям?

Играют, но зачастую стесняются. Есть те, которые с удовольствием играют, но таких мало. В турнире по игре «Мемори» играли родители против детей, и когда родители победили, они радовались, как дети!

А что делают родители, если не играют вместе с ребенком?

Пьют чай, разговаривают о своём, наблюдают, как играют дети.

Вы сказали, что бывают игротеки для взрослых – а Вы сами проводили такие? Расскажите о них немного подробнее, пожалуйста.

Проводили. Но на такие игротеки приходят в основной массе не новые люди с улицы, а знакомые или знакомые знакомых. То есть те люди, которые не только слышали про настольные игры, но уже поиграли и втянулись в этот заманчивый процесс. Хотя сейчас вроде лёд тронулся, и начинают приходить на игротеки люди с интересом, увидев наш анонс в сети. Будем надеяться, что и взрослых мы расшевелим.

Есть ли у вас постоянные клиенты, которые ходят на все игротеки? Какие они?

Есть, конечно! Это в основном люди, приветствующие осознанное родительство, внимательно и с умом относящиеся к своим детям, с искрами в глазах, оптимисты по жизни.

А есть ли сообщество для участников игротек в Самаре, группа ВКонтакте, на фейсбуке? Много ли там участников?

Есть наша группа в контакте

Дорогие друзья, есть хорошая новость!
Мы запускаем ночные игротеки в Гиперионе. Очень долго готовились к этому проекту, собирали отзывы об играх, искали правильного ведущего, обсуждали все технические нюансы. И вот, наконец-то, проект готов. Самое время - этим благостным летом - его запустить. Называется - "Игротека Льва" .

Для кого игротека?
Ну, поскольку она ночная (с 00:00 до 06:00) - то очевидно, что для взрослых. Впрочем, дети младше 16 тоже принимаются, но со своими взрослыми. Младше 12 - пожалуй, лучше не надо. Для них что-нибудь отдельное придумаем.

Когда будет?
С 19 на 20 июля (вторник-среда). Сбор к полуночи. Закончим к шести утра или чуть раньше, когда метро запустят.
Эти даты выбраны не случайно. В середине лета по выходным народу больше нравятся дачи, поэтому решили делать в середине недели. Но в следующий раз, ближе к концу лета, уже сделаем вилку: можно будет записаться и на будни, и на выходные.

Как записаться?
Написать мне о своём желании - [email protected]
Указать количество желающих и их имена. Я вышлю дальнейшие инструкции. Игротека в будни стоит 400 р. (в выходные будет чуть дороже). Количество мест ограничено - если вы уже не впишетесь в эту игротеку, я добавлю вас в лист ожидания на следующую.
Запись обязательна. У нас двор ночью закрывается на охрану и блокируется дверь на Хохловский. Поэтому увы, просто так с улицы зайти не получится.

Что там будет?
Игротека у нас будет в форме клуба. То есть сначала разговор об играх вообще, какие новинки, что интересного бывает. Потом - чем займемся в эту ночь, что за игры, каковы их правила и нюансы. Поговорим, что хочется на будущее. Это времени много не займёт. Ну и вперёд, за столы.
У нас будет 11 разных игр, в основном тактико-стратегических, на несколько человек. Но будет немного и других типов: логические, на реакцию, на взаимодействие, на культурный контекст и проч. В общем, если интересно, можно будет ухитриться попробовать поиграть во все.
Вот их список по названиям. На следующей неделе выложу ещё раз с краткими описаниями.
Диксит, Каркассон, Пандемия, Эволюция, Зельеварение, Бешеные белки, Клюдо, Игросказ, Гномы-вредители, Верёвочные рельсы, Корова 006.
Поставим три больших стола, если надо будет - ещё несколько дополнительных, поменьше. На них - настольные лампочки.
Чай и фирменные гиперионские сушки - бесплатно. Кофе и разная домашняя выпечка - на баре.

Кто будет вести игротеку?
Левон (Лев) Акопян, большой знаток этого дела, который давно уже проводит у себя домашний игровой клуб. Он и сам будет участвовать в играх, и всем всё объяснит по каждой игре.

В чём фишка?
Хороший вопрос. Игротек в нашем городе полно, в том числе и ночных. Чем же наша Игротека Льва будет уникальна? (Ну кроме того, что она будет в уютном Гиперионе).
А вот чем. Это будет не просто игротека, а ещё и фотосессия. Левон Акопян - профессиональный фотограф, увлечённый репортажник и портретист. И вскоре после игротеки мы выложим альбом с участниками. Это будет красиво.

А вот он сам про себя и пишет, кстати:

"Обо мне:
Программист и фотограф, взрослый бородатый дядька:)
Фотография для меня – жизнь и источник вдохновения. Мне нравится наблюдать за людьми, их мимикой, жестами, позами, манерой двигаться. Фотография – это и способ общения. Люблю снимать «нефотогеничных»: это всегда вызов и нетривиальная задача.
Одно из моих увлечений – неспешно растущая коллекция интересных игр. Вот уже несколько лет провожу игротеки, ведь настолки – это тоже способ общения, повод для беседы и упражнение для ума, а еще неповторимая уютная атмосфера."

Вроде для начала всё рассказал. Задавайте вопросы.
Или пишите сразу - [email protected]

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития.

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре. Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. Проект направлен на создание игротеки как зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах. Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

VII вида»

Проект

«Игротека»

Руководители проекта:

Ибрагимова Т.В.

Тушинская С.В.

Возраст детей, реализующих проект:

Люльпаны, 2013 -2014уч.г.

Проект «Игротека»

По виду деятельности : творческий

По направлению: социальный

По участию в разработке : групповой

По времени исполнения : долгосрочный

Игра – это жизненная лаборатория

детства, дающая тот аромат, ту атмосферу

молодой жизни, без которой эта пора её

была бы бесполезна для человечества. В

игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое

здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

  1. Обоснование необходимости проекта

Игра есть средство познания ребёнком действительности.

Игра – средство, обеспечивающее детское развитие.

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста.

Для детей младшего школьного возраста, игра является ведущей деятельностью. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития. Именно игра дает ребенку возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Она является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений с окружающими. Проиграв и прожив в игре определенные моменты, ребенок автоматически переносит их в реальную жизнь. Уже в реальности, руководствуясь знаниями и правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Ведущий детский психолог и психотерапевт Д.Б. Эльконин указывал: «Когда ребенок играет, он проявляет свою внутреннюю драму, различные аспекты своей внутренней личности». То есть ребенок не только изображает себя, но и преображает свою личность.

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре. Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. (yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya)

Действительно биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Дети просиживают за компьютерными играми, забывая о возможностях и запросах своего организма, своей личности

Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Отсюда возникает необходимость создания игрового пространства. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать.

Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время. А с культурой досуга связана духовность человека. Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то у него «портится голова, сердце, нравственность» (К, Д. Ушинский)

  1. Участники проекта:

педагоги - руководители проекта;

Дети - непосредственные участники реализации проекта

  1. Цели и задачи проекта

Цели:

Задачи:

  • Формировать и развивать личность ребенка через выполнение ребенком конкретных заданий в процессе создания игротеки.
  • Учить детей нести ответственность за качество выполнения своей работы; формировать навыки контроля, самоконтроля.
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития личности ребенка через свободно выбранные действия.
  • Удовлетворять и развивать потребность в познании окружающего мира.
  • Предоставить возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности
  • Обеспечивать положительные эмоции и удовлетворение.
  1. Описание проекта

С чего все начиналось?

Опрос среди детей 1-5 класса Люльпанского детского дома

«Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время?»

  • смотреть телевизор,
  • играть на компьютере,
  • играть на телефоне
  • слушать музыку,
  • читать книги,
  • играть в подвижные игры,
  • играть в настольные игры
  • Обсуждение, что можно взять из опыта работы для нашей игротеки.

Изучив опыт работы игротек, представленный в Интернете мы решили действовать в двух направлениях:

Первое направление - собрать собственную коллекцию настольных игр,

Второе направление - оформить игровое пространство.

  • Распределение обязанностей:

Подбор настольных игр, продумывание проведения игровых встреч

Продумывание оформления игровой площадки, как игрового пространства для свободной игровой деятельности детей с различными зонами.

  • Изготовление макета оформления.

Обсуждаем этапы выполнения работы, распределяем обязанности, подбираем материал необходимый для выполнения работы.

Этапы выполнения работы и подбор материала осуществляются совместными усилиями всех участников проекта.

Педагоги принимают непосредственное участие в создании игротеки, изготовлении

оформления совместно с детьми, а также контролируют, корректируют, направляют.

  • В качестве помощника в реализации проекта привлекаются руководитель студии «Золотые узоры» - помощь в изготовлении оформления (если понадобится), администрация детского дома – помощь в создании базы настольных игр, педагог-организатор – помощь в организации и проведении игровых встреч силами старших детей.
  • Полученная в результате общих усилий игротека выступает местом организации детьми своего свободного времени, свободной игровой деятельности.

Собранные совместными усилиями настольные игры и продуманная схема игровых встреч позволяет сделать досуг детей увлекательным, познавательным, интересным.

Что получилось?

Сначала были одни вопросы, но на сегодняшний день игротека действует и мы хотим рассказать о своем опыте.

1. Проведение игровых встреч.

Наше убеждение – игры нужны для того, чтобы играть, а не лежать на полке.

Поэтому мы собрали коллекцию настольных игр из имеющихся в нашем доме и ….

Использовать настольные игры можно в двух направлениях:

Первое и самое распространенное – игры можно брать в группу поиграть на определенное время под ответственность детей – игровая встреча в рамках одной группы;

Второе – проведение игровых встреч среди двух-трех групп.

Для организации и проведения игровых встреч мы выработали несколько правил, помогающих сделать игровую встречу интересной и захватывающей.

  • Для проведения игровых встреч лучше брать те игры, правила которых можно объяснить не более, чем за 10 минут. И желательно, чтобы процесс игры длился не более часа.
  • Для игры лучше приглашать детей примерно одного возраста, Поэтому необходимо заранее обдумать и подобрать игры для конкретного возраста.
  • Для игр в настольные игры необходимо помещение со столами и стульями . Желательно много стульев и чтобы можно было их двигать.
  • Можно предложить такую схему – проводить игровые встречи в разных группах. При этом принимающая сторона требует соблюдения нескольких простых правил:

Не приходить в уличной обуви

Не приходить с семечками, печеньем и т.п.

Не трогать вещи, не имеющие отношения к игре.

Игровые встречи можно организовывать 1 раз в неделю, 1 раз в две недели. Лучше если это будет по воскресеньям и вечерами в пятницу.

В игровых встречах могут принимать не только дети младшего и среднего школьного возраста, но и старшеклассники и взрослые. Поэтому мы обратились к педагогу организатору с просьбой помочь в организации и проведении игровых встреч для жителей нашего дома.

Из опыта работы игротек, представленного в интернете, мы почерпнули несколько важных рекомендаций по проведению игровых встреч: Как провести игровую встречу? Советы для начинающих. Игровые аксессуары. (Смотри приложение 1).

  1. Игровая площадка .

Игровая деятельность на игровой площадке - процесс спокойный и самоуправляемый.

Самое главное, чтобы дети не повредили себя физически. Поэтому при делении игровой площадки на зоны нежелательно использование различного рода заборчиков, имитации деревьев, а также нежелательно ставить комнатные растения, их лучше убрать с целью предупреждения возникновения разбирательств «Кто сломал?»

С детьми иногда совершенно невозможно предугадать, во что им сегодня понравится играть. Отсюда возникает необходимость поделить игровую площадку на зоны.

Наша игровая площадка поделена на три зоны.

Детям предлагаются в свободном доступе настольный теннис – первая зона. Особого оформления эта зона не требует, главное следить за сохранностью теннисного стола и ракеток с теннисными шариками.

Вторая зона небольшая – со столами и стульями, где дети могут рисовать, лепить, собирать пазлы. Здесь мы разместили два стола со стульями, имеется ковровое покрытие, над столами картины, выполненные детьми в технике вышивка лентами.

Третья зона – конструирование из модулей.

Какие вопросы нужно решить сразу:

Определить место для хранения пазлов, пластилина, карандашей и красок; настольных игр.

Необходимость периодически мыть модули – группы посещающие игротеку могут договорились между собой мыть поочередно модули раз в неделю.

Помимо свободной игровой деятельности возможно проведение подвижных игр ведущим. Ведущий должен быть прекрасно осведомлен о предлагаемых играх, как в них играть и т.д. Помимо этого, ведущий должен быть добрым и открытым человеком.

На игровой площадке ведущий также можно предложить детям игры на заданную тематику. Например, на военную тематику с играми в технику и солдатиков; весёлые настольные игры, сложные логические настольные игры, железной дорогой и другим материалом для любителей творить.

В нашем случае ведущими могут выступать воспитатели групп или старшие дети.

Тематические игротеки намного глубже погружают ребёнка в мир игры. Например, на свободной игротеке один ребёнок построил здание из кубиков, другой ребёнок что-то построил, третий всё может сломать и начать своё строить. А на тематической они все вместе объединены одной целью - построить один большой город и потом покатать в нём поезда, машинки, человечков поселить в дома и т.д.

  1. Ожидаемые результаты:

Создание игротеки как зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

Формируется культура досуга у детей. Дети учатся организовывать свое свободное время.

Самодеятельное объединение по интересам в процессе игры – благоприятная среда для осознания и оценивания самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков в сравнении с другими детьми

Настольные игры несут в себе также познавательную функцию, происходит узнавание нового в самых разных областях. Нередко именно в игре дети впервые задумываются о выборе своей будущей профессии

Литература:

Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya

Приложение 1

Как провести игровую встречу?

С оставить расписание: сколько раз в месяц вы собираетесь, у кого проходит встреча, в котором часу она начинается и сколько времени длится. Принимающая сторона назначает со своей стороны ответственного за проведение игровой встречи, который должен продумать, что делать, если кто-то из игроков не придёт, хватит ли участников для той настольной игры, в которую вы собирались играть, а если нет, то имеются ли альтернативные варианты. Заранее приготовьте всё нужное, расчистите игровое пространство.

Нужны люди, которые смогут объяснить правила игры. Это могут специально подготовленные ребята, которые знают правила практически всех наших игр.

К тому же на игротеке всегда есть люди, которые уже знают правила, которые уже играли раньше и они сами могут объяснить правила.

Принимающая сторона может сама подготовить детей, которые будут объяснять правила игры.

Еще раз присмотритесь к своим детям. У кого-нибудь получается быстро и доходчиво объяснять правила? Назначьте его ответственным за обучение основам игры. Кто-то - прирождённый дипломат? Пусть разрешает споры, которые могут возникнуть во время игры.

Советы для начинающих игроков.

Перед началом партии договоритесь, сколько времени игроку разрешается думать над ходом. При необходимости обзаведитесь таймером.

Решите, кто из игроков будет «казначеем» - ответственным за раздачу фигурок, жетонов и прочих мелких деталей, которые удобнее хранить в коробке, а не высыпать на стол.

Обсудите, не стоит ли дать фору неопытным игрокам, и если да, то какую именно.

Когда в компании долго играют в одну и ту же настолку, нередко появляются так называемые «домашние правила» - принятые в этом кругу изменения и варианты базовых правил. Чтобы «домашние правила» не стали неожиданностью для кого-то из участников, утверждайте их перед каждой партией.

Возможно, стоит предусмотреть символическую награду для победителя или утешительный приз для побеждённого.

Держите под рукой фотоаппарат. Даже если вы не собираетесь делать фотоотчёт, особо выдающиеся игровые ситуации вам наверняка захочется сохранить для потомков

Игровые аксессуары

Открыв новую игру, вы увидите, что в коробку укладываются все составляющие игры

Внутренности коробки западного производства, скорее всего, приспособлены для хранения элементов игры. Вы можете аккуратно разложить фишки, колоды карт, игровое поле в предназначенные для этого отделения. Вся эта гармония наверняка не переживёт переворота коробки вверх тормашками, но вы же не в футбол собираетесь ей играть.

Иногда в коробку вкладывают резиночки для карт и полиэтилиеновые пакетики для фишек или жетонов. Не стесняйтесь пользоваться этими нехитрыми приспособлениями, а при случае заведите собственный запас: отечественный производитель пока не столь внимателен к удобству игроков.

Пластиковые или деревянные фишки, качественно изготовленные картонные жетоны и поля наверняка прослужат вам не одно десятилетие, а вот карты довольно быстро изнашиваются, особенно если их требуется часто тасовать. Любители коллекционных карточных игр, не понаслышке знакомые с этой проблемой, пользуются специальными защитными пакетиками. Такие подойдут и для настольных игр - но прежде чем приобретать пакетики, убедитесь, что они они подходят вам по размеру.

Из других полезных аксессуаров, которые полезно держать под рукой во время игровой встречи, можно назвать жетоны (в магазинах домашних товаров продаются разноцветные стеклянные капельки, прекрасно подходящие для многих настольных игр), песочные часы, набор игральных костей (помимо классических кубиков, в настолках иногда используются кости с 4, 8, 10, 12, 20 и даже 100 сторонами), коробочки и мешочки

Приложение 2.

Игры-разминки .

Игры-разминки необходимы в случаях, если дети никак не могут сосредоточится и отвлекаются, когда их нужно растормошить или успокоить. Зачастую чрезмерная активность детей, которая может мешать занятиям является следствием избыточного эмоционального напряжения, неумения регулировать свое состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Целями разминок является снятие напряжения, разрядка, канализация агрессивной энергии в приемлемое русло, установление легкой и дружественной атмосферы.

Название

Описание

Время

Датский бокс

Все разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем необходимо сжать руку в кулак и прижать его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный к его безымянному, средний палец к его среднему пальцу, указательный к его указательному. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд.

5-10 мин.

Голова-хвост

Участники становятся в затылок друг другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, а последний - Хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и Хвостом делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к Хвосту, помогает Хвосту. Игра продолжается до тех пор, пока Голова не поймает Хвост. Затем можно сменить Голову и Хвост.

5-10 мин.

Встань-ка

Упражнение проводится в парах. Дается задание: "Сядьте на пол лицом друг к другу, подошвы вместе, руки крепко сцеплены". После этого дается команда встать. Если пара справилась, то она находит третьего, затем четвёртого и т.д. Чем больше участников, тем хитрее способ сцепления.

Другой вариант игры - пытаться встать, будучи спиной друг к другу.

5-10 мин.

Тяни-Толкай

Это состязание в беге парами. Игроки становятся спиной друг к другу и взявшись за руки. Стартуют от одного ориентира к другому, расположенному на расстоянии 10 м, затем возвращаются обратно. Непременное условие игры - не отрывать спины друг от друга. Один игрок бежит и тянет за собой партнера, который старается передвигаться синхронно с первым. Побеждает та пара, которая быстрее других преодолеет расстояние туда и обратно. Время пробежки можно фиксировать.

5-10 мин.

Горная тропинка

Тропинка чертится мелом на полу. Доброволец должен идти по узкой горной тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва, оступишься – смерть. Все остальные строят из себя самостоятельные преграды на его пути (камни, деревья), которые доброволец должен преодолеть. В конце игры анализируется тот путь, который создавали друг другу играющие, насколько они мешали прохождению пути и почему.

5-10 мин.

Автобус

Все участники сбиваются в кучу. Правила: те, кто стоят в середине кучи пытаются выйти наружу, те, кто снаружи пытаются войти внутрь.

5-10 мин.

Кричалка

Участники делятся на команды. Одна из команд получает слово “да”, а вторая - слово - “нет”. По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил.

5-10 мин.

Толкалки

Участники делятся на две команды, которые встают в две шеренги напротив друг друга. Сначала стоящие напротив толкаются, соприкасаясь сначала руками, затем плечами, спиной, ягодицами. После каждой «толкалки» меняются партнерами.

5-15 мин.

Три лица, три чувства

Предложить детям представить выражения лиц при грусти, радости, злости и страхе. Пусть дети потренируются изображать эти чувства в усиленном варианте (очень сильную радость, очень сильную грусть и др.). Теперь поделите детей на пары. Пусть партнеры встанут спиной друг к другу. Каждый изобразит какое-нибудь чувство на лице. По сигналу ведущего поворачиваются друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руку.

5-10 мин.

Дождь

Участники сидят в кругу. Ведущий становится посередине указывая на сидящих по часовой стрелке. Тот участник на кого он указывает, начинает делать то, что говорит ведущий и не прекращает действие, пока ему не дадут новое задание. Сначала дается задание щелкать пальцами имитируя первые капли дождя, затем дождь становится сильнее – нужно стучать ногами об пол, затем начинается ливень и шум каплей сливается – участники изображают это потирая ладонь о ладонь. После этого дождь постепенно стихает – стучат ногами, потом щелкают пальцами.

5-10 мин.

Ирландская Дуэль

Упражнение проводится в парах. Участники становятся друг напротив друга так, чтобы было достаточно свободного места для движения друг вокруг друга. Попросите участников положить левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – как Ахиллесова пята.

Правую руку надо вытянуть вперед – это меч. Задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть свое «уязвимое место». Во время дуэли нельзя удерживать партнера.

Одна дуэль длится 1 мин.

Осторожно! Это упражнение вызывает большое воодушевление, но оно слишком возбуждает участников. Поэтому «битвы» должны быть ограничены.

1-5 мин.

Бабочка-ледышка

По кругу из рук в руки передается мячик (или любой другой предмет), который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

5-10 мин.

Паровозики

Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и встают в колонны «паровозиками». Голова паровозика зрячая, все остальные «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.

5-15 мин.

Фруктовая корзина

Участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится ведущим.

5-10 мин.

Бурундуки

Ведущий подходит к каждому участнику и шепчет ему на ухо название какого-нибудь животного. Большинству участников ведущий говорит название одного и того же животного, например, бурундука. Затем все участники встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда называется животное, которым названо большинство членов группы.

5-10 мин.

«Я никогда не…»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…». Например, «Я никогда не ездил на верблюде» или «Я никогда не ходил в театр». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если это утверждение для них НЕ верно. Т.е., например, участник ходил в театр или ездил на верблюде – загибает палец. Выигрывает тот, у кого останется не загнутый палец.

10-15 мин.

«1,2,3,4,5,»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.

2-10 мин.

Зоопарк

Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы - показывая свое животное и животное того, кому привет передается.

15-20 мин.

Колпак

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

то это не мой колпак.»

Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

5-15 мин.