Негативные педагогические стереотипы мышления. Гендерные стереотипы по указке. Школа Школьные стереотипы

Сегодня общественный статус и общественное мнение об учителях, как это показывают опросы, не высокий, и перед учителями стоит задача - изменить отношение к себе к лучшему. За вас, учителя, этого никто больше не сделает. Итак, путь осилит идущий...

Стереотип первый: учитель - профессия бездоходная и непрестижная

Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, а следовательно и непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно. Это обусловлено реальностью, ведь всем известно, что заработная плата, которую сегодня получают российские учителя, - одна из самых низких в мире. Например, в Турции зарплата учителей составляет $ 10 000 в год, а в Англии и Америке - $ 38 000 в год. Ближайший к нам по окладу учителей - тот самый Гондурас - $ 2500 в год.

Согласно социологическим опросам, большинству учителей денег хватает на еду и товары первой необходимости. И только каждый третий заявил, что зарплата позволяет приобрести товары длительного пользования. А учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, учительское образование считается чем-то второсортным.

Интересно, что престиж профессии низок не только в общественном восприятии, но и в восприятии самих учителей - об этом свидетельствуют все те же опросы. На вопрос «почему вы выбрали эту профессию?» Большинство отвечает, что у них не было выбора. Как правило, отношение к профессии в столь низко мотивированных педагогов не меняется к лучшему. А это может привести к общему снижению кадрового потенциала учителей.

Поэтому этот стереотип необходимо менять, ведь в действительности школа - это первая ступенька на пути жизненного успеха, которая дает базу для получения высшего образования. И профессия учителя - одна из самых востребованных в мире. Сегодня есть много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Хорошие зарплаты, например, у учителей частных школ. Если же вы преподаете в государственном учреждении, используйте индивидуальные занятия с учениками - эта практика распространена во всем мире, и в ней нет ничего плохого. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.

Стереотип второй: учительница? Но она в три часа уже дома

Это тоже очень распространенное мнение, на самом деле не соответствует действительности. Ведь кроме времени, потраченного на урок, у учителей есть много других обязанностей. По результатам опросов, еженедельная занятость учителя среднестатистического учителя - до 30 часов в неделю. Но ведь еще существует проверка тетрадей, которая занимает до 10 часов в неделю, подготовка к урокам (до 12 часов), собрание родителей, заседание педагогических советов (до 8 часов). Кроме этого - разнообразная бумажная работа, как заполнение журналов, оформление отчетов, тоже занимает пропасть времени (по разным оценкам, до 8 часов в неделю). Поэтому не трудно подсчитать, что учителя работают не меньше, а то и больше представителей других профессий. В связи с этим в некоторых учителей даже сложилось мнение, что школа - это, во-первых, «контора», и основное занятие учителя в конторе, конечно, - писать и заполнять различные бланки. На самом деле задача учителя в школе совсем другая, и такая бумажная работа превращает некоторых учителей на служащих, которые не ищут творческих подходов к обучению, а примитивно «отчитывают материал».

Поэтому следует искать пути избавления учителей от ненужной писанины. Возможно, какую-то часть работы следует отменить вовсе, а какую-то передать отдельному человеку, который будет заниматься исключительно канцелярской работой.

Стереотип третий: учитель - это консерватор

Такое распространенное мнение сложилось благодаря тому, что большинство учителей - это люди среднего возраста. Статистические подсчеты показали, что большинство учителей, а именно 31% - это люди от 31 до 40 лет. Молодые люди до 26 лет составляют 5,7% опрошенных, в 27-30 лет - 7,1%. Считается, что в среднем возрасте человек мало интересуется новостями, склонен к использованию наработанного опыта, не прислушивается к другим. Но этот стереотип тоже надо ломать, ведь он отвечает действительности только наполовину.

По опросам, более половины учителей еженедельно 1-8 часов занимаются повышением своей квалификации, изучением профессиональной литературы, новых методик. Не находят времени на это только не более 5% учителей. Все учителя минимум раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации - это обязательно.

Что же касается владения компьютером и интернетом, то это умеют делать больше половины учителей и большинство директоров. Почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеет пользоваться интернетом. Но эта цифра не приближается к 100% из-за того, что возможности доступа к компьютерам ограничены - они зависят от размеров школы и района расположения школы. Только каждый четвертый учитель в деревне имеет доступ к глобальной сети, тогда как в центрах такая возможность есть у половины опрошенных. Таким образом, учителя желают «общаться» с компьютером, но обычно такой возможности у них просто нет.

Здесь следует отметить, что Интернет - необходимая реальность настоящего, бездонный колодец разнообразной информации, и без него движение вперед будет неполноценным. Поэтому, если вы еще не освоили искусство поиска полезной информации в глобальной сети, самое время заняться повышением своей квалификации в этом направлении.

Стереотип четвертый: учителей засыпают подарками

Многие считают, что традиция подарков и взяток глубоко укоренилась в высших учебных заведениях и школах нашей страны. Но нужно отличать подарки от взяток, ведь в том, что школьники все вместе подарили своему учителю на Новый год, 8 Марта или День учителя подарок, нет ничего противоправного. Это знак уважения и внимания, который в отношениях «учитель-ученик» вполне допустимый. Опросы учителей показали, что им приятно получать небольшие подарки от детей, но это никак не влияет на их отношение к ученикам.

Стереотип пятый: со временем учитель-женщина совсем теряет женственность

Профессия учителя считается женской в отличие от многих других. И это логично, ведь женщина традиционно воспринимается как более мягкая, добрая, внимательная, чем мужчина. Феминизация учительских кадров не усиливается, но количество женщин в школе и без того превышает количество мужчин: 80% процентов учителей - женщины. Среди директоров их чуть меньше - 76%.

Многие считают, что женщина в школе перестает быть женщиной в прямом смысле этого слова, т.е. быть привлекательной, нравиться противоположному полу. Но школа и женская красота кажутся совершенно противоположными вещами. Наоборот, женская привлекательность может вам пригодится как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками, ведь «законы женской привлекательности» действуют и здесь. Расположить к себе будет полезно и в отношениях с родителями учеников, она поможет установить взаимопонимание. Женщина, которая больше похожа на «рабочий станок», имеет гораздо меньше шансов получить от своих коллег ответ «да» и заставить людей идти ей навстречу в решении возникающих вопросов. Не вызывает она и чувство уважения к себе. Поэтому, если женщина и в обстоятельствах школьного цейтнота остается женщиной, от этого она только выиграет.

Поэтому, хорошие наши, будьте Женщинами с большой буквы и в первую очередь ломайте негативные стереотипы, создавайте себе новый образ успешных женщин и делайте вашу профессию не только престижной, но и красивой. Пусть мужчины завидуют …

Автор: Круподёрова Оксана Елизаровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова», город Абакан, Республика Хакасия .

Преодоление стереотипов у современных школьников.

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипы мешает индивидуальному развитию человека. Стандартно мыслящий человек не может быть полноценной творческой личностью, так как полностью или частично лишён самостоятельности в суждениях. Он больше подходят для безропотного выполнения однотипных механических действий. В современном стремительно развивающемся, изменчивом мире востребованы не просто исполнители чьих-то идей и планов, люди, действующие по шаблону, а люди творческие, инициативные, способные принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях

Из наиболее распространённых причин формирования стереотипов в процессе обучения в школе можно выделить следующие:

    Информационные стереотипы – это общественные стереотипы, которые возникают при отсутствии каких-либо информационных знаний в сознании человека, аспекты которых, косвенно рассматриваются в стереотипе. Школьники также зачастую прибегают к ним, так как это проще, нежели искать информации.

    Особую роль в формировании стереотипов играют СМИ. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из их мышления индивидуальные установки. Не критический подход к информации в СМИ, способствует зарождения множества стереотипов. Не обладая достаточным жизненным опытом ученики, воспринимают всю информацию за чистую монету.

    Стереотипы авторитетности – это общественные стереотипы, которые основаны на стереотипе, о том, что какие-либо люди, обладают большим объёмов информационных знаний, в какой-либо области, чем знания у человека подверженного данному стереотипу, что они всегда предоставляют объективную информацию и не могут ошибаться. Часто в качестве такого авторитета школьники, особенно младших классов, воспринимают своего учителя или одноклассника-отличника.

    Причиной стереотипов может быть страх. Совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь его осуждения. Тем самым принимаем чужое мнение, боясь совершить ошибку и сделать себе больно.

    Большую опасность представляют для подрастающего поколения этнические и религиозные стереотипы, которые существуют в нашем обществе в форме предубеждений и предрассудков

    Стереотипы навешивания определенных «ярлыков» характерны и для учеников и для учителей. Это проявляется в том, что объекту познания приписываются свойства без попыток выявления его индивидуальных особенностей. При оценке людей человек использует так называемые правила идентификации, из которых, например, вытекает, что люди, имеющие определенные физические свойства или ведущие себя определенным образом, имеют определенные личностные качества.

    Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика отцу во дворе.

Как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими ?

Во –первых необходимо научить детей распознавать стереотипы. Один из первых исследователей, Уолтер Липман, описал четыре свойства стереотипа:

    стереотипы всегда проще реальности. Они описывают сложнейшие явления простыми фразами.

    стереотипы чаще всего не подтверждаются, либо частично подтверждаются жизненным опытом, а воспринимаются как непреложные истины, полученные извне (СМИ, авторитетные люди), без критики.

    большинство стереотипов ложны, так как приписывают конкретному лицу черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности к какой либо группе.

    по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, имеют сильное эмоциональное воздействие.

Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y ». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д.. Особенно важно, различать и бороться с этническими стереотипами, которые наиболее опасны для общества.

Научить ребёнка мыслить не стереотипно означает:

    научить школьников выделять причинно-следственные связи;

    выделять ошибки в рассуждениях;

    уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

    избегать категоричности в утверждениях;

    выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

    уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

    подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

    отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Для того, чтобы избежать формирования стереотипов у каждого педагога найдётся достаточный арсенал средств. Так нетрадиционные формы уроков по истории и обществознанию урок-дискуссия, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, семинары, применяемые мной, позволяют не просто научить учащихся выражать своё мнение, но и аргументировано его отстаивать, сопоставлять с другими точками зрения, выявлять правильность или ошибочность суждений. При этом важно научить ребёнка уважать чужое мнение, прислушиваться к нему, положительно воспринимать критику в свой адрес. Эмоциональная реакция на любое замечание по существу, должна быть неизменной. Это путь к самосовершенствованию. Особую роль в борьбе со стереотипами играет проблемно-поисковый метод обучения, проектная технология, которые способствуют альтернативному восприятию материала, критическому анализу источников. В игровой форме закладывают основы критического мышления у детей младшего и среднего звена. Например, игра «оптимисты» (те, которые должны найти положительные аспекты каких либо процессов и явлений) и «пессимисты» (те, которые должны найти отрицательные аспекты), учит сомневаться в оценки фактов. Для старшеклассников также используются игровые технологии. Например, игра «Журналист» с написанием критической заметки в газету или журнал, позволяет в целом не только критично относиться к СМИ, но и отделять факты от их субъективной интерпретации. Успешно борется со стереотипами деловая игра «дилетант» и «профессионал». Известно, мнение дилетантов основываются на стереотипах и имеют характер неаргументированных убеждений. Именно это свойство в ходе игры должны обнаружить дети и сделать выводы. Воспитательный аспект игры заключается в выработке негативного отношения к стереотипам, стремлению их избегать. Преодолению стереотипного восприятия материала способствует определённые задания по работе с текстом. Например, найдите в тексте мнение автора. Согласны вы с ним или нет. Какие идейно-политические взгляды он выражает, обоснуйте ваше мнение. Составьте логическую цепочку. Найдите фактическую ошибку и объясните её и т.д.. В преодолении стереотипов важна мотивация, т.е. желание их преодолеть. Поэтому ученик, безусловно, должен знать о негативном влиянии стереотипов, таких как ложность, предвзятость, консерватизм, расизм.

В современном обществе широко распространены весьма спорные этнические, национальные стереотипы. Этнокультурные стереотипы – это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, китайские церемонии, африканский темперамент, медлительность эстонцев, польская галантность – стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого представителя. Это мешает видеть индивидуальность человека, ведь все мы разные. Стереотипы могут принимать форму негативных этнических предубеждений и предрассудков. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и соответствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности. Предрассудок в свою очередь отличает большая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реальном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. К таким стереотипам относятся, например, расовая дискриминация. В истории человечества было много трагических событий, которые стали следствием негативных предрассудков относительно той, или иной национальности. Подобные настроения в обществе могут выливаться в столкновения, войны. Необходимо подрастающему поколению говорить об этих фактах, воспитывать у них толерантность.

Таким образом, для того, чтобы воспитать личность самостоятельную и творческую, толерантную мы должны научить ребёнка высказывать своё мнение по любому вопросу, отстаивать свою точку зрения опираясь на логику и факты, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки, исправляться и двигаться вперёд. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта. Типичным примером подобных стереотипов можно считать убеждение некоторых педагогов в том, что все двоечники – это люди, которые в жизни ничего не добьются. Или,например, что отличники обладают исключительно положительными личностными качествами характера, что может не соответствовать действительности. Особенно живучи в школе гендерные стереотипы. Принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Педагоги часто ставят в укор мальчикам, что они поступает не по -мужски, а девочкам, что они ведут себя не как девочки. Некоторые учителя до сих пор, склонны приписывать технические способности мальчикам, а гуманитарные девочкам, соответственно выстраивать свои требования. В соответствии с представлениями о мужских и женских ролях распределять вид занятий. Лишь серьёзная работа над собой позволяет педагогам, имеющим большой стаж работы избегать категоричности и полярности в мышлении, консервативности взглядов. Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стр емление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Стереотипы начинают формироваться в семье. Родители, волей неволей, делясь своим жизненным опытом с детьми, навязывают им свои стереотипы. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего - с раннего детства. С помощью логического мышления родители смогут научить своего ребёнка отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения . Также необходимо научить ребёнка критически мыслить.

Вот некоторые советы, которые дают психологи. Они помогут развить критическое мышление у детей:

    В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически.

    Приучать ребёнка развивать мышление разными способами и в игровой форме. Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

    Не принимать ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Просить ребенка подумать и назвать настоящую причину. Помочь ему, задавая наводящие вопросы.

    Позволить ребенку сомневаться. Ребёнок сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

    Ребёнок указывает на ошибку в рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Необходимо поощрять такие разговоры.

    Стараться приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы .

В заключении хочется сказать, что стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе. Эффективность борьбы с ним определяется тем, насколько раньше человек осознаёт необходимость этого. В школе, когда ещё идёт процесс формирования личности гораздо легче выработать основные подходы по преодолению стереотипов, нежели впоследствии, когда личность будет уже сформирована. Таким образом, на педагогов возлагается огромная ответственность - воспитания поколения свободно мыслящих людей, над которыми не давлеют стереотипы.

16 лет, Пермский край

О нарушении прав я начала задумываться пару лет назад, когда случайно забрела на группу с историями девушек. Речь шла об ужасных вещах - изнасилованиях, домашнем насилии, а преступники не были наказаны из-за того, что полиция не нашла состава преступления или девушкам никто не поверил. Я задумалась: где справедливость, если такие вопиющие преступления остаются безнаказанными?

С тех пор я стала чаще замечать свинское поведение мужского пола по отношению к женскому, которое у нас в стране, видимо, считается нормальным: девушкам присвистывают вслед, трогают их - просто потому, что так захотелось. Девушки обычно просто терпят это. Недавно я сама столкнулась с похожей ситуацией. Я люблю одеваться красиво - не для кого-то, а для себя. В один прекрасный день, когда я шла по центру города в короткой юбке и на каблуках, до моей ноги дотронулся неприятный пожилой мужчина. Первая реакция - шок, со мной такого раньше не происходило, я даже не смогла отреагировать, а тот мужчина успел уйти. Возмущение, которое я так и не выразила, весь остаток дня крутилось у меня в голове. Но это стало для меня уроком, впредь я буду знать, как вести себя в такой ситуации: если такое произойдет, я постараюсь пресечь такие действия, а затем вразумить человека.

Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать»

В колледже я то и дело замечаю неравное отношение к мальчикам и девочкам. У нас в группе всего три мальчика, на пары из них обычно ходит только один. Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать». На географии нам рассказывали о неравенстве зарплат мужчин и женщин за одинаковую работу. Кто-то выкрикнул: «Ну и правильно!» Другие рассмеялись. В нашей почти полностью женской группе ни одна не выразила своего несогласия. Неужели только я сочла это несправедливым? Еще в школе меня поражало, когда учителя-женщины говорили о том, что девочкам главное - найти хорошего мужа, а хорошо учиться - это дело второе.

В социальных сетях, опять же, сталкиваюсь с несправедливостью. Вот опрос: «Кто должен быть главным в семье?» Варианты ответа: «мужчина» и «оба равны». Варианта ответа «женщина» даже не предусмотрено, а больше половины ответивших проголосовало за мужчин.

Я очень рада, что в моей семье родители действительно равны. Никто никому не приказывает, уж тем более не применяют силу. Но и у меня недавно состоялся неприятный разговор с мамой: мне объясняли, что я будущая женщина, что я должна буду найти себе вторую половину мужского (обязательно!) пола, завести детей. Потому что в этом якобы мое предназначение. Когда я попросила привести аргументы, мне ответили, что так заведено.

От патриархального склада никуда не деться, мы живем в стране, где обычная жизнь тесно связана с церковью и традициями. Все будто забыли, что мы светская страна. У меня появляется ощущение, что наши органы власти судят людей по «Домострою», где жену можно и ударить.

А еще некоторые девушки не уважают друг друга. Пока мужчины видят это, они будут считать, что тоже могут неуважительно обращаться к девушкам.

Я не знаю, когда этот беспредел закончится, но сейчас мне неприятно жить в обществе, где царит сексизм и гомофобия.

17 лет, Иваново

Когда я загорелся идеями феминизма, многие считали это очень странным, потому что я мальчик. Сегодня мое мировоззрение - это совокупность взглядов против дискриминации по какому-либо признаку. Во мне изменилось многое, но вокруг меня мало что сдвинулось с места.

Да, глупо отрицать, что во «взрослом» мире господствует гендерное неравенство. Но хуже дела обстоят в мире детей, которым навязывают стереотипы и установки. Нас воспитывают по стандартной системе: «Мальчики, вы сильные, вам не дозволено пускать слезы. Девочки, вам следует быть утонченными принцессами».

На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых

Школа часто злоупотребляет правом воспитывать детей. Начинается все со школьной формы. Твой внешний вид - одна из самых доступных форм самовыражения - жестко регламентируется другими. Дальше идет разделение на «М» и «Ж». На уроках технологии девочек учат готовить, а мальчиков - быть плотниками. Лично мне было ужасно обидно, что я не могу научиться готовить что-то вкусное, хотя считаю это прекрасным занятием. Вместо этого я должен заниматься дурацкой работой, которую сегодня за деньги выполняют наемные рабочие. На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых. Мальчики, конечно, заведомо были сильными, поэтому физрук всегда кричал нам вслед: «Не сдавайся, ты же будущий боец. За кем будет стоять твоя жена?»

В старшей школе я стал меньше ощущать на себе это давление. Может, потому что учителя решили, что к этому времени мы уже стали «правильными»?

С друзьями - особая ситуация. Их головы уже промыты, стереотипы глубоко пустили корни. Они не хотят видеть рамки, в которые их загнали. На меня огрызаются, когда я пытаюсь учитывать мнение и мальчиков, и девочек. Личная жизнь будто уже прописана кем-то наперед, и все следуют этим инструкциям.

В семье дела обстоят по-другому - тут все родные, не с кем бороться. Родители мои, воспитанные в 70-х годах, конечно же, переносят гендерные установки на меня и моих братьев. Но стоит ли винить их в этом? В глазах отца мы будущие бизнесмены, предприниматели, руководители на высоких постах.

Кто-то может сказать, что только так мы сможем сохранить человечество и нормальное общество. Но кто определил эти стандарты и почему мы не можем их нарушать? Сейчас люди вдруг задумались о сохранении каких-то истин. Но если взглянуть в историю, окажется, что «истины» всегда были разными.

Именно в феминистических и в схожих с ними идеях я вижу выход из ситуации. Мне кажется, активисты должны нести эти идеи в школы. Нужно менять воспитание - не радикальным образом, а постепенно. Только так возможно воспитать общество, в котором не будет неравенства.

17 лет, Забайкальский край

Я живу в военном городке, где почти все семьи состоят из жены и военнослужащего мужа. В таких семьях глава - мужчина, его считают защитником, а женщина обязана сидеть дома и выполнять все домашние обязанности. Работы здесь особо нет, шансов для саморазвития - тоже. В этих семьях даже не знают о равноправии. Если об этом заходит речь, итог один: муж - добытчик, жена сидит дома - значит, не устает, нечего строить из себя угнетенную.

Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета

Половина мальчиков, насмотревшись на это, непременно хотят стать военными. Им не сложно добиться этой цели. Своим девушкам парни сразу дают понять, что они должны дожидаться их из армии. А потом в любой момент она должна будет бросить учебу, работу и приехать к нему в богом забытый городок, чтобы начать свою карьеру служанки.

Я пытаюсь донести окружающим (в школе в том числе), что это ненормально. Все воспринимают это как шутку. Самое ужасное, что девушки реагируют так же, как парни. Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета.

Я думаю, что права женщин систематически нарушают только из-за того, что идеи феминизма - это как тайный клуб, о котором говорят шепотом, да и то не всем. Если бы все истории про изнасилования, похищения и избиения доносились до народа, то все было бы гораздо лучше. Женщины бы чаще задумывались, что такое количество преступлений - не просто случайность.

17 лет, Минск

В 13–14 лет я стала задумываться о том, сколько гендерных стереотипов меня окружает. Я совсем не понимала, почему люди поощряют такое, и боролась с неравенством, даже не зная, что такое феминизм. Когда я узнала, что существует такое движение, я сразу стала его поддерживать.

Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие»

В школе гендерных стереотипов полно, и это печально. Школа должна быть местом, где учат не только математике и истории, но и уважению. Даже учителя поддерживают неравенство, что уж говорить об учениках?

Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие». А открытый урок о подвиге белорусских женщин в военные годы наша классная руководительница завершила словами: «Смысл жизни женщины - это создание семьи, воспитание детей». Она вообще довольно религиозная женщина, постоянно говорит, что девочки должны быть слабыми и дарить свою красоту только мужу.

Однажды в классе я сказала, что женщина не обязана рожать. Мой одноклассник ответил: «Если женщина не рожает, то зачем она вообще нужна?» Печально все это.

По рассказам одноклассниц, я лишний раз убедился в зашоренности нашего общества: истерики и требования от дочерей «родить внучат», ограничение общения с противоположным полом, оскорбления на почве ориентации - этот набор стереотипов и без того всем известен.

Неуважение к собственным детям, ученикам, да и просто к людям, неприятие какого-либо мнения, кроме своего, боязнь нового - вот лишь краткий список недугов, которыми поражено наше общество.

При обучении в одном классе детей погодок (девочка старше, чем брат) родители-азербайджанцы говорят учителю: "Девочка должна стараться хорошо учиться, мальчик как может и хочет, так пусть и учится. On все равно будет начальником". Этот пример говорит о существовании различных требований к воспитанию девочек и мальчиков в разных культурах. Эти требования семья приносит в школу. Мучитель должен, по мнению родителей, соответствовать этим пожеланиям.

Учитель как ведущий субъект образовательного и воспитательного процесса в школе играет важную роль, транслируя учащимся через учебную деятельность, своим примером и своей личностью определенные гендерные представления, стереотипы и гендерные установки.

Гендерными стереотипами согласно словарю гендерных терминов А. А. Денисовой (2002 г.) являются общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Причины возникновения стереотипов могут быть следующие.

  • 1. Перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений и недоучет информации разных источников. При этом гипотетическое высказывание превращается в обобщенное утверждение. Например, на основании высказывания "В женщине природой заложен материнский инстинкт и на протяжении столетий ведущая роль по уходу за ребенком отводилась матери" делается вывод: "Все женщины хотят быть матерями, и все матери любят своих детей".
  • 2. Утрирование особенностей детей разного пола. Убеждения о некоторых особенностях мальчиков и девочек лежать в основе педагогической деятельности, направленной на усиление, использование этих особенностей в обучении, а не компенсацию слабо развитых качеств. Убеждения принимаются как руководство к действию, учитель начинает идти на поводу у убеждения. Например, если мальчик отстает в развитии речи и вербального интеллекта, то следует обратить особое внимание на развитие именно этого аспекта, а не пренебрегать этим в обучении мальчиков. Если девочке проще работать по алгоритму, это нс значит, что другие виды работ ей не доступны и их не следует развивать.
  • 3. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов. Так, в соответствии со стереотипом мы ожидаем от мальчиков и девочек проявления гендерно-типичных качеств. Но девочка может быть активной, смелой и решительной, а мальчик – нежным, кротким и робким вопреки ожиданиям окружающих могут быть противоположными.

Как преодолеть гендерные стереотипы? Одной из задач современного образования должно стать смягчение жестких полоролевых стереотипов в воспитании. Родители и учителя могут разъяснять то, что пол имеет существенное значения лишь для репродуктивной сферы. В других сферах жизнедеятельности важными являются культурные и этнонациональные традиции. Родители и учителя могут демонстрировать модели поведения и деятельности, свойственные обоим полам.

Одним из путей преодоления гендерных стереотипов в образовании может стать формирование психологической андрогинности школьников, т.е. стимулирование и развитие личности мальчика и девочки, гармонично сочетающей в себе психологические характеристики женственности и мужественности, способной к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Л. В. Штылева в своей монографии предлагает критерии формирования психологической андрогинности (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Критерии и индикаторы формирования психологической андрогинности у школьников

Критерии

Индикаторы

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала

Психологически андрогинные дети легко берутся за выполнение как "мужских", так и "женских" занятий, не разделяют их, не "маркируют" речью.

В общении и поведении проявляют в зависимости от ситуации как "типично маскулинные" качества (решительность, настойчивость, смелость), так и "типично фемининные" – заботливость, внимательность, чуткость

Адаптивность, легкий (бесконфликтный) переход от одних видов деятельности к другим (от типично маскулинных к типично фемининным и наоборот)

И мальчики, и девочки по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее "полоролевой статус".

Учащиеся стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на "мужские" и "женские", поддерживают друг друга в процессе обучения

Позитивное восприятие лиц как своего, так и другого пола в различных ситуациях взаимодействия

  • 1. При выборе партнеров для учебных упражнений и игр учащиеся легко создают смешанные по полу группы.
  • 2. Между мальчиками и девочками в классе поддерживаются ровные и доброжелательные отношения.
  • 3. Дети заводят друзей как своего, так и другого пола.
  • 4. Учащиеся не используют в общении между собой гендерно окрашенные прозвища, определения.
  • 5. Резкие, отрицательные замечания относительно "правильного мужского" и "правильного женского" не получают поддержки в классе.
  • 6. Проявления культурного и индивидуального разнообразия в поведении женщин и мужчин (сверстников и сверстниц) воспринимаются детьми как естественное право личности на самовыражение

Цель социализации по эгалитарным правилам – личность, которая характеризуется:

  • 1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
  • 2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
  • 3) гендерной сензитивностью (эмоционольно-коммуникативный компонент).

Таким образом, мы можем констатировать следующее: учителя ценят в учениках, мальчиках и девочках, практически одинаковый набор качеств. Прежде всего, это доброжелательность, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей степени – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках учителя ценят любознательность, при этом у девочек это качество практически не называется. К мальчикам требования предъявляются недостаточно определенные – соответствующие модели поведения женского типа, и в то же время недостаточно внимания уделяется развитию волевых качеств.

Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей. Именно поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать.

Необходимо помнить о существующих различиях между мальчиками и девочками:

  • – в темпе и особенностях психофизиологического созревания;
  • – нейропсихологических особенностях;
  • – формировании произвольной регуляции поведения и произвольности внимания;
  • – некоторых особенностях по функционированию интеллектуальных операций (зрительное восприятие, пространственная ориентация и др.);
  • – личностных характеристиках.

Однако эти различия не столь существенны. При этом разброс индивидуальных показателей внутри гендерных групп (мальчиков или девочек) превышает разброс между группами.

При обучении ребенка необходимо опираться на универсальные закономерности развития. Во-первых, реальные различия в развитии, обучении и воспитании мальчиков и девочек не столь велики, несмотря на бытующие в обыденном сознании стереотипы, и во многом обусловленные не биологическим полом, а заданными культурными, социальными нормами и системой воспитания. И, во-вторых, разброс индивидуальных различий превалирует над половыми.

Девочек и мальчиков надо обучать и воспитывать, учитывая их особенности, как природные, так и сформированные в результате социализации. Обучение зависит не только от интеллектуальных способностей учеников, но и от отношения школьника к учителю, учителя к ученику, от их психологической совместимости, близости их когнитивных стилей, стратегий переработки информации, темповых характеристик учащихся. Родителям и учителям надо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер может влиять на то, чего от детей ждут учителя и родители, а это может повлечь за собой разное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут сформироваться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые ограничивают их возможности. Педагоги и родители могут и должны создавать среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

  • Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.
  • НАТА КАРЛИН

    Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

    Мужчин-моделей традиционно относят к геям

    Что такое стереотип?

    Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов :

    1. Экономия усилий;
    2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

    Стереотип имеет следующие свойства :

    • Неизменность во времени;
    • Избирательность;
    • Эмоциональная полнота.

    С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

    На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

    Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности : роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

    • Вода мокрая;
    • Снег холодный;
    • Огонь горячий;
    • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

    Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

    Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

    Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

    Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

    Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

    Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

    • Половым;
    • Возрастным;
    • Уровню образования;
    • Профессиональным;
    • Верование и т. д.

    Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь , находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

    Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

    Какие бывают стереотипы?

    Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

    Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

    Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

    Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

    1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание . Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
    2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины : 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
      2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
    3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа . Опять-таки – несчастна!
    4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

    На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

    1. Мужчина не должен :
    • Говорить о своих чувствах;
    • Плакать;
    • Помогать женщине по дому.

    Иначе, он не считает себя мужчиной.

    1. Мужчина должен :
    • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
    • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
    • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

    В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

    Дети

    Дети обязаны :

    • Слушаться родителей;
    • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
    • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
    • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

    Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

    Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

    А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

    Счастье

    Счастье – это:

    • Деньги;
    • Высокий чин.

    Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

    «Правильное»…

    Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

    Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

    Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

    Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

    К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

      1. Полицейские . Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
      2. Врачи . И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
      3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
      4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница . Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
      5. Современные студенты : не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

    Как бороться со стереотипами?

    Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения . В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и . Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

    Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди . И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

    Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

    Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

    Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

    Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

    Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

    Заключение

    Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

    И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

    22 марта 2014, 11:32