Падение теней на лицо. Как научиться рисовать лицо: упражнения для понимания формы и свето-тени. Рисование линии контура

Портретное освещение - тонкая наука, в которой много нюансов. Угол, под которым освещается модель, или ее поза могут кардинально повлиять на то, как она будет выглядеть. Советы британского фотографа Джейка Хикса (Jake Hicks) помогут вам освоить приемы и тонкости освещения при портретной съемке. Его для наших читателей перевел участник клуба Сергей Никитин.

Джейк Хикс (Jake Hicks) - редактор и портретный фотограф Великобритании. Джейк стал известен благодаря интересной цветовой обработке и безупречной работе со светом. В этой статье он поделился советами, как избежать наиболее распространенных ошибок и получить портрет, как у настоящих профи.

Фотография является областью субъективного, и, как в любой другой форме искусства, всегда появятся люди, которые согласятся или не согласятся с тем, что я классифицирую как ошибки. Лекции по истории учат нас, что Берлинская стена пала в 1989 году, математики говорят нам, что 2 + 2 = 4. Я же собираюсь осветить пять ключевых явлений в портретной съемке, которые, как я вижу, многие фотографы считают правильными, а я рассматриваю как неправильные.

Расположение бликов

Первая ошибка определяется точно и просто: очень легко определить, совершили вы ее или нет. Это, конечно же, наличие бликов в глазах модели, создаваемых непосредственным отражением от источника рисующего света.

На фотографии слева в глазах модели блики света едва просматриваются; как результат - глаза выглядят более темными, чем есть на самом деле. Опустив источник рисующего света ниже, мы получим кадр, на котором ясно видно, что освещение не только стало более выгодным, но и добавило яркости глазам.

Получив на портрете подобные участки яркости, вы придаете глазам форму, а без них глаза часто выглядят мертвыми и безжизненными. Например, при создании фильмов путем цифрового редактирования подобные блики убираются, чтобы показать смерть персонажа. Свет в глазах определенно является показателем жизни; таким образом, корректное расположение источника света - выше и слегка впереди головы модели - даст правильное освещение и в глаза попадет свет, который даст им возможность рассказать свою историю вспышками бликов.

Блики должны располагаться, если проводить аналогию со стрелками часов, в позициях 10, 11, 12, 1 и 2 часа. Если блики будут находиться ниже - ниже 9 или 3 часов, - значит, мы совершили следующую ошибку - расположили свет слишком низко.

Нижнее освещение

Нижнее освещение - это когда свет падает на модель с нижней относительно камеры точки. Подумайте о фильмах ужасов 1960-х годов: чтобы показать монстров и плохих персонажей, их в то время просто освещали снизу.

Здесь вы можете заметить, что на левом кадре отсутствует заполняющий свет. Это не обязательно означает, что кадр плохой. Но добавив немного света, мы сможем проявить много подробностей, получив картинку, как на правом кадре. Слишком же яркий заполняющий свет снизу даст нам картинку, которую мы наблюдаем в центре.

Причина, по которой такой кадр выглядит плохо, в том, что мы привыкли видеть друг друга при верхнем освещении. На улице солнце светит на нас сверху, когда мы находимся в помещении, свет также падает сверху. Мы настолько к этому привыкли, что освещение с любой другой точки воспринимается нашим мозгом как что-то неправильное. Это очевидно и мало кто из нас делает подобную ошибку, освещая модель исключительно снизу, но я вижу подобный эффект, когда фотографы решают воспользоваться заполняющим светом: он отбрасывает на лицо модели больше света, чем рисующий. И такое часто происходит среди коммерческих фотографов. Недавно даже корпорация - мировой лидер среди производителей фотокамер - выпустила портрет с подобным нижним освещением! Так что эта ошибка свойственна не только энтузиастам фотодела. К счастью, ее легко исправить: просто убавьте яркость заполняющего света. Для дополнительной безопасности выполните несколько тестовых снимков при различной мощности заполняющего света, а затем рассмотрите результаты и выберите понравившийся, отметив соответствующие параметры мощности. Для удобства сравнения расположите изображения друг рядом с другом, как в примере выше.

Простой маленький софтбокс ниже модели - это все что нужно для небольшого количества заполняющего света.

Совет профи: если вы снимаете группу людей, обращайте внимание на каждого фотографируемого. После снимка мужчины двухметровой высоты для девочки ростом метр шестьдесят необходимо будет соответственно скорректировать яркость рисующего и заполняющего света. Если этого не сделать, то девочка меньшего роста окажется сильнее освещена более близким заполняющим светом и меньше - более дальним рисующим. И угадайте что? Ничего не меняя, вы тем не менее получите кадр с нижним освещением.

Потеря объекта, отделение от фона

Это условная ошибка, так как она в большей степени базируется на предпочтениях и вполне уместна для создания различных эффектов, но, как правило, если вы только начинаете работать со светом, старайтесь ее избегать. Эта световая техника заключается в демонстрации фигуры и формы с помощью тени или отсутствия света.

В этих вариантах схема освещения одинакова, единственное различие - как далеко вы, модель и источник света от фона. Вы видите, как на левом изображении модель почти полностью сливается с фоном, но простое попадание света, освещающего модель, на фон мгновенно проявляет фигуру и формы модели.

Если вы фотографируете модель с единственным источником света (как вариант) и она располагается достаточно далеко от фона, то фон стремится стать полной темнотой, такой же, как неосвещенные части модели. Все, что происходит в этом случае, - визуально фон и теневые участки на модели становятся неразличимы друг от друга и глаз зрителя не может понять, где заканчивается объект и начинается фон. Наиболее часто этот эффект приводит к тому, что модель становится визуально больше, чем есть на самом деле.
Это одна из тех техник, где вы не делаете что-то неправильно, но определенно можете сделать лучше. Если у вас только один источник света, то переместитесь вместе с ним и моделью ближе к фону, так, чтобы фон за моделью стал различим - эффект будет очевиден. Эта техника невероятно действенна и впечатляюще влияет на конечный результат.

Тени

И снова ошибка, которой временами трудно избежать, но о которой всегда полезно знать. Базовое правило для меня - всегда использовать чистый свет. Чистый свет - это такой свет, который не кричит: «Эй, посмотри на меня, я использую шесть осветительных приборов!», а заставляет восхищаться моделью и ничего более.

Общее правило - объединить участки теней на лице модели. Иногда это относится вовсе не к постановке освещения, а к позе модели. На изображении выше слева тень от носа отделена от тени на щеке. Визуально это увеличивает размер носа. Достаточно просто подвинуть голову модели, чтобы нивелировать этот эффект.

Если вы хотите понять, что же такое чистый свет, посмотрите на работы автофотографов. Съемка машин, возможно, одна из самых сложных дисциплин в нашей области. Если вы расположите свет в неправильном месте, вы мгновенно потеряете безупречное сияние корпуса, чистоту линий и форму. Мастера съемки машин никогда не используют больше источников света, чем это необходимо, но каждый из них выставляется со снайперской точностью. Я видел, как некоторые мастера скрупулезно и долго выставляли свет с единственной целью - схватить блики на колпаках колеса, но не осветить другие поверхности автомобиля. Они действительно очень упорный народ.

У тех из нас, кто занимается съемкой портретов, обычно нет возможности часами расставлять источники света. Но знать, как будет выглядеть хорошо и почему, - полезно. Один способ сделать хорошо - объединить тени. К счастью, это легче, чем кажется, просто наблюдайте. В примере выше для иллюстрации я использовал один источник света. Каждый добавленный в сцену источник должен анализироваться с подобной тщательностью. Одна вещь, в которой портретные фотографы могут противостоять автофотографам, - это то, что модели часто двигаются, но если мы достаточно умны, мы можем использовать это как преимущество.
На левом снимке вы можете видеть, что тень от носа заканчивается, а затем щеку пересекает освещенный участок, после которого снова начинается тень от щеки. Это то, что я называю неряшливым освещением: оно создает больше отвлекающих элементов, чем необходимо. На другом кадре разрыва между тенями носа и щеки нет - получается единая область тени на лице, это и есть чистый свет. Анализируйте каждую дополнительную тень там, где это возможно, двигайте свет и модель, меняйте ее позы.

Неудачная подсветка волос

Сперва вы должны понять, зачем нужна подсветка волос. Вы можете использовать ее, чтобы добавить немного сияния волосам, акцентировать их форму или создать явное разделение между фоном и объектом съемки. При должном внимании и тщательности подсветка поможет решить все эти задачи. В большинстве моих работ, если только это не специфический снимок со множеством источников подсветки, моя цель - создать четкое разделение между моделью и фоном. Представьте, что у вас темный фон и модель с темными волосами. Легко предугадать, что они будут сливаться. Дополнительная подсветка волос легко решит эту проблему.

Слева - рисующий и заполняющий свет, без подсветки волос. Технически ошибки нет, но немного подсветки для волос добавит дополнительного объема изображению. Когда добавляете подсветку, будьте внимательны, не выносите ее слишком близко вперед, чтобы не создавать нежелательные блики на лице - как на изображении в центре. Немного переместив источник света назад, мы избавимся от бликов, но все еще сохраним подсветку волос.

Ключевой момент для подсветки волос - расположение источника света. В общем случае он должен находиться позади объекта и направляться вперед, по направлению к границе головы. Его следует отдалять ровно настолько, чтобы свет не падал на лицо, кончик носа и губы. Это кажется банальностью, но посмотрите, сколько вокруг снимков, в которых подсветка волос попадает на лицо, создавая ненужную отвлекающую игру света и тени.

Следующий ключевой фактор - это мощность подсветки, и, как правило, я выставляю минимальные значения. Помните, что наша цель - не сказать «посмотри, сколько источников света я использую», а подчеркнуть красоту модели, и в большинстве случаев дополнительные источники света требуют меньшей мощности, чем вы думаете.

Итак, это были типичные ошибки в освещении портретов - они субъективны, и вы всегда можете нарушить правила. Моя позиция - насколько возможно сохранять чистоту и ясность. Добавит ли дополнительный свет какой-то интересный элемент или высветит что-то отвлекающее? Всегда держите это в уме, когда настраиваете каждый осветительный прибор, и все получится!

В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».


Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.


Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.


Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.


Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.


Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.


Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.


Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.


Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.


Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.


Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.


Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.


Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

Оригинал взят у tolstnev в Прорисовка светотеневого рисунка при обработке портрета или Dodge&Burn.

Это один из этапов при обработке портрета в программе Photoshop. Пару слов о том, для чего он нужен. Начну издалека.
Около пяти сотен лет назад великий Леонардо Да Винчи вывел идеальные пропорции человеческого лица. Такое лицо воспринимается нами как наиболее гармоничное и красивое.

Но в реальности людей с такими идеальными лицами просто не существует. Бывают лишь более или менее приближенные к такому идеалу. В жизни же мы нередко видим круглые, квадратные, прямоугольные, вытянутые и т.д.... лица, широкие или длинные носы, широко или узко сидящие глаза... Список таких особенностей можно продолжать бесконечно. Но как известно, люди давно уже научились пользоваться косметикой. Задачей которой стоит не только подчеркнуть акценты на глазах и губах, но и подправить геометрию лица, скрыть его недостатки. И в идеале бы, визажист должен так нанести корректирующий макияж, чтобы потом ретушеру не приходилось ничего править. Но это в идеальном варианте. В жизни далеко все не так. Макияж может быть нанесен неправильно, либо человек снимался вообще без макияжа. Но даже правильный макияж в процессе съемки может испортиться, "поплыть", человек может вспотеть и т.д... Вот и приходится потом ретушеру все это исправлять. К слову сказать, визажист и ретушер делают во многом схожую работу. Просто у них инструменты разные. Поэтому ретушеру, занимающемуся обработкой портрета я очень рекомендую пройти курсы визажистов, и попрактиковаться в нанесении макияжа на реальных лицах. Нет, я не рекомендую, я считаю это обязательным!
Итак! Задачей этапа прорисовки светотеневого рисунка являются:


  1. Корректировка формы и пропорций лица.

  2. Устранение дефектов, неровностей, бликов и пятен на лице.

Причем здесь не идет речь об устранении самых мелких дефектов, таких как прыщики, какие-либо мелкие точки. Их проще убрать с помощью инструментов Healing brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Но давайте уже перейдем непосредственно к обработке. Я разделил эту статью на несколько этапов.

Этап №1. Подготовка.
Открываем фото. Сначала в RAW конвертере. Если необходимо, то подправим движки, отвечающие за тени и света, экспозицию и баланс белого. Но я заметил, что студийный портрет, снятый с технически грамотно поставленным светом, крайне редко требует манипуляций на этапе конвертации. Разве что баланс белого подправить на свой вкус.
Затем жмем "open" и открываем картинку в фотошопе.

Теперь необходимо создать сверху две дополнительных копии слоя. Один светлый и один темный. Здесь есть аж целых три варианта, как это можно сделать. Точнее их конечно же больше, но я опишу три.

Вариант №1. Требуется в случаях, когда на фото имеются провальные темные и выбитые светлые участки. И их необходимо "вытянуть".
Открываем эту же фото еще раз в RAW - конвертере. Там делаем только 2 движения - Exposure (экспозиция) поднимаем на +1 ступень, а Saturation (насыщенность) убавляем на -15.

И открываем это светлое изображение в фотошопе. Затем, выделяем - комбинация клавиш Ctrl+A, копируем в буфер обмена - Ctrl+C, закрываем - Ctrl+W (без сохранения). Находясь на нашем первоначально открытом изображении с нормальной экспозицией, жмем Ctrl+V - вставили светлое фото верхним слоем.
Далее, открываем фото в RAW конвертере в третий раз. И делаем все с точностью до наоборот - Exposure (экспозиция) убавляем на -1 ступень, а Saturation (насыщенность) усиливаем на +15. Понятно, что можно не ограничиваться только одной ступенью экспозиции, особенно учитывая, что мы имеем дело с достаточно "резиновым" RAW-форматом, и при необходимости раздвигать экспопару этих слоев гораздо больше. Только надо быть осторожным с шумами, которые скорей всего полезут при чрезмерном осветлении и, если нужно, подавить их во вкладке Detail (детализация).

И также, как и со светлой картинкой, повторяем все действия, чтобы вставить это темное изображение третим слоем. В какой последовательности будут стоять эти два дополнительных слоя, абсолютно неважно. Но я для себя сделал такое правило - сверху темный, ниже светлый слой. Просто чтобы не путаться, и работать быстрее. Теперь необходимо закрыть эти два слоя черными масками. Находясь на данном слое - кнопка создать маску слоя (внизу палитры слоев) +Alt. В этих двух слоях мы и будем работать. Но нам необходимо создать еще два слоя, в которых однако, мы работать не будем. Они служат только для контроля. Копируем нижний слой Background (фон) Ctrl+J, перетаскиваем его на самый верх и отключаем. В процессе обработки мы будем иногда включать этот слой, чтобы посмотреть что было, и что стало. Теперь, создадим корректирующий слой Channel mixer (смешение каналов) с помощью кнопки внизу палитры слоев. У вас должен получиться вот такой слоеный пирог из слоев.

При создании корректирующего слоя откроется откроется окно с ползунками. Там необходимо поставить галочку Monochrome (монохромный), и сдвинуть красный ползунок влево примерно до значения -20. Изображение потемнеет. А теперь синий ползунок сместим вправо до такого значения, чтобы восстановить яркость картинки до нормальной, но без появления пересветов. Вот так:

Хоть в этом слое мы больше ничего делать не будем, он является очень важным для нас. С его помощью мы "убиваем" сразу двух зайцев. Первый заяц это то, что мы видим картинку в бесцветном варианте. Это архиважно. При прорисовке светотени нас ни в коем случае не должен отвлекать и вводить в заблуждение цвет. Часто пятна на изображении отличаются не только по яркости, но и по цвету. При работе с фотографиями я придерживаюсь правила: сначала разобраться с яркостью, а потом с цветом. Этого работает не только для портрета, но и для любого изображения. Сперва правим яркость, затем цвет! К слову сказать, в RAW конвертере я действую по этому же алгоритму. А второй наш заяц - мы усилили контраст портрета, и теперь видим все дефекты и неровности более очевидно. Это здорово помогает увидеть при прорисовке проблемные места.

Вариант №2. В случаях, когда фотография не имеет пересветов и провалов, нет необходимости использовать RAW конвертер для создания темного и светлого слоя. Для этого достаточно скопировать Background (фон) два раза, один слой перевести в режим смешивания Multiply (умножение), а второй в режим Screen (экран). В результате у нас получатся те же самые светлый и темный слои. Далее также закроем их черными масками, создадим копию фона и корректирующий слой как в первом варианте.

Вариант №3. Минус предыдущих вариантов заключается в том, что каждый дополнительный слой значительно увеличивает объем файла. Ведь по сути слои - это такие же изображения. Также неудобство заключается в том, что если вы что-то сделаете с фоновым слоем, например удалите прыщи, а затем начнете прорисовывать верхние слои, то эти самые прыщи проявятся у вас опять. И если применение реальных слоев в первом варианте еще оправдано способностью RAW-формата вытаскивать картинки из пересветов и теней, то второй мне кажется бесполезным. Поэтому второй вариант я никогда не использую. Все это можно сделать еще проще и удобней для дальнейшей работы с помощью корректирующих слоев. Вместо копирования фона, создадим сверху два корректирующих слоя. Подойдут любые, кроме тех, которые сами по себе меняют картинку, например Black&White (черное и белое). Я привык использовать Curves (кривые). Но повторюсь, подойдут и другие. Эти корректирующие слои переводим, как и во втором варианте, верхний в режим Multiply (умножение), который переименую в Dark. И нижний слой в Screen (экран), и соответственно назову его Light. При создании корректирующего слоя автоматически создается белая маска. Инвертируем ее. Щелкнем по этой маске, чтобы выделить ее (появится рамочка вокруг маски), и нажмем Ctrl+I. Она превратится в черную.

Объем корректирующих слоев составляет буквально килобайты и, сколько бы вы их не создавали, вес файла почти не увеличивается. И вы можете на фоновом слое спокойно удалять прыщи, не боясь, что при прорисовке верхних слоев они появятся вновь. Я записал эту операция в Action (действие), и теперь создание этого "слоеного пирога" занимает у меня не более секунды.

Теперь нам необходимо подготовить кисть в работе. В меню Edit-Preferenсes-Cursors (правка-предпочтения-курсоры) я ставлю галочку Full Size Brush Tip (полноразмерный кончик кисти). Это позволяет видеть какая у вас в данный момент кисть - жесткая или мягкая. Это не критично, и совсем не обязательно, но мне так работать гораздо удобнее. Далее необходимо выставить значения Opacity (непрозрачность) и Fill (заливка) по 20%. Эти значения у меня всегда равны, на мой взгляд кисть так работает мягче и плавнее. Чтобы каждый раз не лазить и вручную не менять эти значения, пользуйтесь горячими клавишами. Клавиша 2 например ставит Opacity 20%, 3 - 30%. Если нужно 25%, нажимаем быстро 2 и 5. Если надо 100%, жмем 0. Значения Fill меняются точно также, только через клавишу Shift. Советую привыкнуть, сэкономит массу вашего времени в дальнейшей работе.

Следующим этапом поубираем мелкие дефекты с помощью Healing Brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Работа этих инструментов незамысловата и проста. Думаю, что подробно описывать как ими работать, здесь не имеет смысла. Отмечу лишь, что кончик лечащей кисти лучше сделать овальным. В таком случае снижается риск оставить следы воздействия этого инструмента. Жесткость кисти я обычно ставлю 15-20%.

Этап №2. Прорисовка свето-теневого рисунка портрета. Устранение пятен.
Все, что я описал выше - лишь техническая составляющая процесса подготовки портрета для высококачественной ретуши. Для человека, уже белее-менее владеющего ФШ скорей всего все это уже знакомо. Подобной информации в сети немало и, только ради этого я бы не стал писать данную статью. Пожалуй самый важный и одновременно самый непростой этап - именно правильно прорисовать свето-тень. Имея определенный опыт преподавательской деятельности могу сказать, что именно на данном этапе у людей возникают трудности и появляются ошибки. Особенно у начинающих. Поэтому здесь я постараюсь наиболее подробно описать каждый шаг, и все принципы процесса.
Во-первых, наберитесь терпения. Будьте готовы потратить на прорисовку от часу до пяти. А возможно и больше, если вы только учитесь работать в фотошопе. Для сравнения например, если другие этапы ретуши, повторяясь раз за разом как бы автоматизируются в мозгу, и с опытом все меньше времени требуется на них, а для каких-то вообще можно записать Actions, то прорисовку свето-тени никак не автоматизируешь, и не ускоришь. Здесь результат прямо пропорционален количеству затраченному времени. Хотя конечно, навык - великая вещь, и через пол-года или год, вы будете делать прорисовку немного быстрее.
Во-вторых, купите графический планшет фирмы Wacom - ваш самый верный помощник в этом деле. Рисовать мышкой конечно тоже можно, но поверьте - это просто мазохизм!
В-третьих, работайте на нормальном откалиброванном мониторе. На каком-нибудь ноутбуке 15 дюймов с обычной (не IPS) матрицей вы просто ничего не увидите, и "намалююте" такого ужаса!
И в-четвертых, позаботьтесь о нормальном освещении рабочего места.

Итак, что мы имеем? Множество неровностей и пятен, которые я отметил стрелками. Черные стрелки - темные пятна, белые - соответственно светлые. На первый взгляд вроде все просто: светлые пятна необходимо притемнить, а темные осветлить. Но на практике многие, особенно начинающие, не только убирают пятна, а еще более их добавляют. Лица становятся пятнистые, полосатые, углованые. Но давайте по-порядку.
Для того, чтобы осветлить темное пятно, кликаем по маске слоя Light. И белой мягкой кистью соответствующего размера осветляем пятно так, чтобы оно исчезло. Здесь ключевыми словами являются "соответствующего размера". Это очень важно! Я рисую, постоянно меняя размер кисти в зависимости от размера пятна. Даже чаще бывает, что при удалении одного пятна я буду менять размер кисти множество раз, в зависимости от его формы и характера, размытости границ. Ведь одно пятно может как бы состоять внутри себя из множества пятен. Не стоит удалять большое пятно маленькой кисточкой, пытаясь закрасить его. Лучше это делать большой. Менять кисть удобней и быстрей всего клавишами "квадратные скобки". Это тоже важно. Я как-то попытался работать, регулируя размер кисти другими способами. Мне это показалось настолько неудобным, что даже сказалось на качестве прорисовок - стали появляться посторонние пятна.

Все то же самое делаем и со слоем Dark, в котором соответственно притемняем светлые пятна. При этом очень важно учитывать направленность рисующего света. В данном случае видно, что в качестве рисующего света я использовал софтбокс (которым обычно я редко пользуюсь), который стоял справа. Соответственно и рисовать я буду с учетом направления теней. Также нам нельзя лицо сделать плоским. Нужно сохранить, а при необходимости добавить объем изображению. Проще всего со лбом.

Совсем необязательно здесь пытаться выравнивать самые мелкие неровности. С ними проще, быстрее и качественнее справляется метод частотного разложения . Причем с сохранением фактуры кожи. Этот метод у меня идет следующим этапом, после прорисовки свето-тени. А теперь продолжим. Область глаз. Вот здесь-то мне и помогли знания, полученные на курсах визажистов. Основное правило такое: тени визуально отдаляют, делают "глубже", а света наоборот, приближают и "выпячивают" те или иные участки. При необходимости добавляю тени и света в места, обозначенные стрелками (черные стрелки - тени, белае - света). У Насти глаза достаточно правильной формы, поэтому я добавил совсем чуть-чуть светов и теней. А также немного усилил подводку глаз и притемнил брови. Далее убираем круги под глазами. Ориентируемся пока только на яркостную составляющую. По мере удаления пятен, на их месте может появиться чрезмерная фактура кожи. Особенно часто это бывает на месте бликов. Оставим все это частотному разложению .

Нос чаше всего смотрится широким у переносицы. Исправляем это, нанося темные мазки на эти места. Нос визуально становится уже. Также немного осветлил тень от носогубной складки.

На участке лица слева от носа (белая стрелка) я немного осветлил, чтобы было примерно как с правой стороны. Но не в точности как там, немного оставил темнее - не забываем, что эта часть лица расположена дальше от источника света. А часть, отмеченную черной стрелкой притемнил, чтобы эта выступающая часть ее лица не бросалась в глаза. Причем сделал это достаточно большой кистью - ведь нужно было обработать достаточно большой участок. При этом большая кисть зацепила и часть фона за моделью, и он тоже потемнел. Исправить это просто - меняем цвет кисти на противоположный, то есть черный - клавиша Х, ставим Opaсity и Flow по 100%, и стираем с фона лишнюю черноту. Жесткость кисти при этом выбираем в зависимости от степени размытия границы участка лица в этом месте. Чем резче контур, тем жестче кисть. В данном случае я выбрал 25%.

Губы. В данном случае с ними все нормально. Но, если нижняя губа плоская, то под ней можно немного притемнить. И сразу же создастся впечатление более пухлой губы. Ведь тень от чего-то же отбрасывается.
Подбородок. Форма подбородков бывает самой разнообразной. Также, светом и тенью правим его форму, если нужно, делаем более выпуклым, убираем пятна, блики.

Бывает так: вы видите рядом темный и светлый участок, которые необходимо выровнять. Иногда сразу видно, что надо например осветлить темный участок, и все встанет на свои места. Или наоборот. А бывает, что это неочевидно. То ли светлый затемнять, то ли темный осветлять? Тогда рекомендую идти по среднему пути - немного осветлить темный, и немного притемнить светлый. Рекомендую периодически работать на разных слоях, светлом и темном, и постоянно чередовать их. Также чередовать участки изображения, чтобы глаз не "замыливался". Необходимо постоянно увеличивать и уменьшать масштаб просмотра фотографии. Если вы работаете более часа, то надо обязательно давать отдыхать глазам. От длительной работы глаза устают, и вы наделаете таких ошибок, что потом сами удивитесь.

Бывает и так: вы рисуете, а ничего не происходит. Или происходит не то, что должно. Проверьте все по-порядку:


  1. В данный момент активна маска нужного слоя.

  2. Непрозрачность всех слоев 100%

  3. Отключен слой Background copy (копия фона)

  4. В данный момент активен инструмент Brush (кисть)

  5. Настройки кисти - круглая, мягкая, нужный цвет, параметры Opacity и Flow, режим работы кисти Normal (нормальный).

И вот, какое изображение получилось у меня в итоге. Пятна выровнены, объем остался. Обратите внимание, что широкая челюсть стала визуально смотреться чуть уже. Вернее сказать, это теперь не так бросается в глаза. Часто я еще прорисовываю волосы для получения дополнительного объема. Но здесь делать этого не стал, так как посчитал, что волосы станут перетягивать на себя больше внимания.

А вот, что получилось после полного цикла обработки, который включает в себя пластику, частотное разложение, работу с цветом, кривые, замена фона, контурная резкость...

Больше фотографий с такой обработкой смотрите на моем сайте http://www.staspozitiv.ru

Провожу обучение по обработке фотографий, в том числе онлайн

Веду курсы по студийной съемке в Байкальской академии фотографии г. Иркутск

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Мой учитель заметила, что «с человека я начинаю косметику цветовую наводить, а не форму, что очень типично для начинающего » и посоветовала отличное упражнение — это порисовать гипсы: «Они чем хороши — не отвлекаешься на цвет, там идет понимание именно формы и свето-тени. Основ рисунка. » В идеале, конечно, нужно реальные, но где на Доминике их найдешь? Пришлось воспользоваться простыми фотографиями из сети: для этого достаточно забить в поисковике «греческая скульптура» и «маскарон», и постараться проследить логику тени/форму по классике (греческой или барочной).

Первое задание: помогает понять форму рельефа.

1. Сделать зарисовку маскарона, уловив выражение лица.

2. Гипсовая голова.

3. Гипсовая голова (это мрамор), сделать акварелью.

Комментарий учителя:
«У тебя получились рисунки на тему, а не копии:) Самый удачный пожалуй — акварельный. Ну теперь хоть четко видно откуда у проблемы ноги растут. Все что тебе требовалось — правильно повторить тени. И где они? А нету. Самые проблемные места у всех рисунков — носы и губы. У первого рисунка тени на носу обратные к форме. Во втором глаза по отношению к носу гуляют как хотят, вне зависимости от формы… Они же в углублении, а нос чуть выдается, почему тогда левый к нам глаз так отскочил от носа, а правый к нему заехал? Куда девались тени от носа? И все движение лица немного не такое как на фото. В третьем — глаза и вся верхняя часть лица шире чем в натуре, а лоб — ниже. Там аккуратный такой овал почти, а у тебя трапеция… Попробуй в GIMP наложить свои рисунки на фото, чтобы увидеть свои ошибки. »

Второе задание: также работа над проработкой формы

Сделать три наброска гипсовых скульптур. Сразу показываю оригиналы фоток, мои наброски и комментарии учителя.

«Ну в целом… знаешь, форма носов уже лучше… Начала что-то чувствовать. И как бы общее впечатление лучше.
Но косяки как всегда, без этого пока никак.
»

«У Давида нос приплюснутый, он отдельно от линии середины губ гуляет… Да и губы-то уехали влево. А нос вплюснулся вправо… У глаз хотелось бы более глубокую проработку увидеть, со всеми их плоскостями. Лицо шире. Форма губ не понята до конца. »

«Вторая скульптура — это молодая еще, степенная, но с чувством юмора дама времен Екатерины… У тебя это брюзга старая и… небритая. И самый большой косяк тут — форма подбородка. У нее ведь он отнюдь не двойной, ты его не поняла, не увидела его форму. Да и лицо как под прессом сплющенное. Части лица по отдельности рисовала, не смотрела соотношение друг с другом? »

«И у третьей, греческой скульптуры, получились близко посаженные, разные по форме глаза. Левый к нам глаз значительно больше правого (у скульптуры тоже больше, но не до такой степени), не той формы и вверх уехал от своего положенного места. Узковатое лицо. Ракурс правильный только у носа (вниз немного смотрит), все остальное просто прямо на зрителя развернуто. А эта скульптура ведь снята чуть сверху. Шея слишком длинная. И губы … у тебя слишком четкая линия вокруг них везде. А посмотри внимательно, есть ли там действительно такой контур? Увидать пятно, форму, а не помаду! Это же голый гипс! »

Третье задание: проработать ошибки второго

1. Отрисовать глаза Давида.

«Давид уже пояснее »

2. Отрисовать шею и подбородок.

«Подбородок вроде лучше, даже губы уже больше на правду похожи »

3. Отрисовать опять ту же самую голову целиком:
«Она чем хороша — ты можешь идти от пятна, общего объема, а не ковыряться в кажущихся линиях. Там все-все видно, даже при том что она невелика по размеру. Все, что тебе нужно есть, постарайся это понять:))) »

Мои комментарии к своим рисункам:
«По-моему, задания мне начинают помогать понять форму. В голове начинает складываться представление о ней. Глаза стали понятны, особенно, после того как я прорисовала Давида. И нос теперь понимаю, что призма, а не понятная абстракция. Сейчас сделала набросок третьей головы целиком — на мужика зараза опять похоже. Шею похоже слишком удлинила. И под носом все тоже надо было сократить пропорции.»

Ответ учителя:
«У тебя под носом как раз сокращать ничего не надо, но губы правильно в ракурсе нарисовать, а вот глаза ты завысила, и как итог — вся лицевая часть непропорционально большая по отношению к затылочно-волосяной. Да, шея длинная. »

«Четвертое задание: проработка отдельных частей лица»

1 Нарисовать вот такой ракурс

2. И вот такой

3 А это для закрепления понимания глаз