Если Бог существует, почему мы сидим в самоизоляции, врачи умирают, храмы закрыты? Почему войны? Почему дети умирают? Почему голод? Почему коррупция? А может это потому, что ваш Бог злой? Он же Творец всего, Он и создал все это зло, а вы ему за это и поклоняетесь. Вам не жалко других людей, которые страдают?! Попытаемся ответить на эти и другие вопросы.
Жалко, лично мне очень, и все эти вопросы я тоже задавала и себе, и окружающим. Но почему мы выставляем Богу торгово-рыночные отношения? Я — тебе, Ты — мне, а все сопутствующие риски давайте оставим за бортом.
В философии есть такое понятие как «теодицея», его ввел Лейбниц, и означает оно оправдание Бога. Без этого оправдания человеку тяжело принять и любящего Бога, и существование зла. Давайте разберемся с этим понятием в трех плоскостях.
В философии
В 1710 году Готфрид Вильгельм Лейбниц пишет трактат «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», он был вдохновлен проблемой современного тогда общества, как считал Лейбниц, «обнищанием» религии. Люди превратили веру в соблюдение обрядов, в то время как религия подразумевает постоянное осмысленное движение к Богу. Кстати, такой формализм часто является причиной возникновения вопросов теодицеи.
Основная идея лейбницевской теодицеи заключается в том, что зло было создано Богом для гармонии равновесия сил в природе. Мы не можем понять причины возникновения зла, также как не можем понять Божественный замысел о нас каждом и о мире в целом. Также философ проводит разницу между метафизическим злом, индивидуальным (страданием) и моральным злом, которое полностью подвластно человеку и его воле. При этом люди, по мнению автора, не понимают, что их власть над собственной силой воли гораздо сильнее, чем они могут даже подумать, так как подобие Богу подразумевает эту способность.
Само христианство критикует этот подход к теодицее за его рациональность, но больше, конечно, потому что Бог не является создателем зла, оно появилось благодаря человеку.

У Достоевского
Вопрос оправдания Бога был важен в творчестве Федора Михайловича. Особенно остро эта проблема описана в «Братьях Карамазовых». Иван рассказывает историю о генерале, затравившем 8-летнего ребенка своими собаками на глазах его матери за то, что он случайно камнем повредил лапу его любимой собаки.
Автор совершенно не согласен с позицией, что зло есть необходимое условие существования добра, или что оно необходимо для понимания того, что есть добро.
«Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столького стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к Боженьке», — говорит Иван Карамазов.
В ходе диалога братьев (Ивана и Алеши) становится понятно, что сам Достоевский не считает, что Бог создал зло. Человек наделен свободной волей, а значит ничто не влияет на его решения кроме собственной совести, и, если он начинает совершать дурные поступки, он не может сваливать ответственность с себя на Бога или среду, в которой живет. Это полностью основано на христианской точке зрения.

В христианстве
Христианская доктрина спорит с лейбницевской из-за рационального зерна. Аргументы в пользу того можно найти в Книге Иова, которая сама по себе является трудом теодицеи. Иов был добродетельным набожным человеком, у него было много детей, большое состояние, и его уважали все в округе. Среди знакомых он слыл самым праведным человеком, поэтому его выбрал дьявол, когда решил испытать «человека богобоязненного».
Господь разрешает его испытать, решив, что все может закончиться, если Иов проклянет Бога. Сначала дьявол уничтожает все его состояние, потом убивает всех его детей, но Иов все равно благодарит Бога. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:19). После того, как дьявол поражает проказой самого Иова, жена и друзья просят его сдаться, проклясть Бога и умереть, но страдалец упорно отказывается это сделать. В итоге Господь возвращает ему все, что было отнято, в двойном размере, воскрешает детей и исцеляет праведника.
Таким образом эта библейская книга показывает, что суд над Богом, как минимум, нелеп из-за того, что никто не может Его судить, но она не отрицает существования зла в мире, описывая его довольно подробно. Но это зло нельзя аргументировать, оно является продолжением человеческой природы.
Моё понимание
Моя вера не слепая, мои знания не косвенные. Если я не понимаю, то звоню родителям, читаю книги, разговариваю со всеми, кто может мне помочь. Я принимаю на веру только сокровенные тайны, которые не могу понять в силу скудости человеческого сознания, например, понимание Троицы.
А ещё я подвергаю все сомнению, любое знание становится крепче и заседает глубже благодаря сомнению. И я долго задавалась вопросами относительно зла, и вот к чему пришла лично я.
Бог не создавал зло, Он создал прекрасное великое, Он создал Адама, а потом Еву для него, потому что только так и хорошо. Он сказал им: вы прекрасны, у вас есть Свобода и Воля и, главное, Свободная воля, которой другие создания были лишены.
Свободная воля подразумевает, что ты можешь делать все, что захочешь, главное нести самому за это ответственность. Имея и пользуясь своей свободной волей, прародители решили пойти на хитрость и обмануть Бога и понесли за это ответственность, как и вся Земля, и все мы.
Можно было просто стереть с Земли Адама с Евой и создать Сашу и Машу, и так до бесконечности, но тогда это не свобода, это рабское поклонение, а Господь не создавал рабов, ими мы сами становимся для Него, потому что свободны выбрать это.
Бог любит нас, поэтому у нас есть Свобода! А зло — это свободная воля сломанных людей. Это как с ядерным оружием, винить нужно не создателей. Но зачастую нам не нужен любящий Бог, а нужен Бог-волшебник, чародей, бюро по оказанию услуг, а в итоге мы имеем то, что имеем.
Мы очень хотим брать ответственность на себя, когда все хорошо, ведь в таком случае это мы — молодцы, всего добились, но когда все рушится, кто как не Бог виноват в этом, злой эгоистичный Бог.
Хорошо, что на самом деле Бог выше всего этого, Он всемогущ, Он Любовь, Он Господь сил, ему не надо заигрывать с нашей любовью, Он дал нам мир, а мы привнесли в него зло. Пора взять ответственность за это на себя и жить с этим. Будет тяжело, но нам за это воздастся.
АВТОР: Елизавета Петросянц @Klevaja
Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект о православии в 21 веке! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.