Почему о покойниках нельзя плохо говорить? Почему «о покойнике либо хорошо, либо ничего»? Почему нельзя говорить о предках плохо

Существует поверье, что про умершего человека нельзя говорить плохо или ругать. На чём оно основано?

Про умершего человека нельзя говорить плохо до сорока дней. Дело в том, что многие души после смерти

присутствуют на своих похоронах. Они всё слышат и видят. Поэтому если кто-то говорит про них что-то нехорошее, во-первых, в такой трагический для души момент это неэтично. Во-вторых, когда говорят плохо, это сопровождается выплеском низкой энергетики, которая, будучи адресована умершему, станет мешать душе подняться в Высшие сферы.

Когда душу ругают, она напитывается низкой энергией и не поднимается в небесные сферы, а может превратиться в мытаря, блуждающего среди людей до тех пор, пока не спустятся специальные ангелы и не заберут её, так сказать, подхватив под руки. Более того, некоторые низкие души, услышав о себе плохое, специально задерживаются среди людей, начиная мстить им с тонкого плана. Оставаясь невидимыми, они могут даже подтолкнуть человека под машину, могут внушать ему мысль о самоубийстве, могут вгонять его в тоску, в депрессию.

До сорока дней по разным причинам душа может болтаться на Земле. На сороковой день происходит Суд. К этому дню её обязательно забирают, и душа уже попадает в свой Распределитель, в конкретное место, откуда уже не может уйти без разрешения. Только на год (в день поминок) ей ещё раз предоставляется возможность в последний раз спуститься на Землю и повидаться с родными и друзьями. В период годовщины также нельзя плохо говорить о человеке. А после года о нём уже можно говорить всё, что он заслуживает. Он вас больше не услышит.

Но многое зависит от энергопотенциала души. На высокодуховные души никакие наговоры не действуют, их ничто не может удержать после сбрасывания материальной оболочки на Земле. Высокий энергопотенциал стремительно уносит такие души вверх. Они не будут возвращаться ни на 9-й день, ни на 40-й, и им безразлично, что о них говорят современники, так как они знают, что о них скажут в будущем. Современники не способны оценить тех, кто рядом с ними: низость они восхваляют, а высокое не способны осмыслить и оценить. Поэтому высокие души никогда не будут прислушиваться к ложным мнениям окружающих.



Молитва за детей

Человек бесконечно обращается через молитву к Богу, прося его за себя. Но надо ли молиться и просить за детей, даёт ли это какой-то эффект?

Когда индивид бесконечно молится за себя, это нижний Уровень прошения. В этом проявляется эгоизм человека, думающего только о своём здоровье, о своих грехах и делах. А если он начинает молиться и просить за других - это уже более высокий Уровень прошения. Поэтому за детей полезно молиться: это повышает Уровень просящего и помогает детям в трудных ситуациях. Если родитель молится, т.е. обращается к Высшим Учителям, чтобы те помогли его ребёнку, значит, он не безразличен к судьбе своего ребёнка, он желает бороться за него и улучшить его судьбу. В этом случае в людях нарабатывается качество ответственности за других, сострадание к ним, любовь.

Высшие прислушиваются к таким просьбам, ценя усердие и заботу родителей о своих детях. Религия помогает воспитывать человека, используя даже прошения.

Высшие Учителя всегда стараются хоть чем-то помочь ребёнку, за которого просят, изменить ситуацию в лучшую сторону или послать ему (ребёнку) земного учителя, который наставит его на путь истинный. А если требуется помочь в укреплении здоровья, то помогают в определённых пределах дозволенности, не нарушая программу человека. Иногда постоянные молитвы родителей помогают спасти ребёнка от смерти. Если кто-то находится в дороге или в опасной зоне, то молитвы родителей способны защитить их от многих неприятностей, от аварий, нападений бандитов. Так что за детей всегда следует молиться с любовью. Энергии любви, как высокий тип, быстрее доходят до Определителей, и подобные просьбы лучше ими исполняются.

Но если ребёнок совершает частые ошибки и не желает прислушиваться к наставлениям взрослых или жестоко поступает с кем-то, Высшие помогать такому не станут. Всё злостное должно быть наказуемо.

Но если помогать человеку постоянно, то он перестанет решать проблемы сам и будет всегда надеяться на помощь Свыше, поэтому прогресса души не произойдёт.

Чтобы совершенствоваться, человеку необходимо учиться решать все сложные ситуации жизни самому. Поэтому Высшие в одних ситуациях могут помогать, если считают их действительно трудными, а в других - будут бездействовать, считая, что данную ситуацию человек способен разрешить сам, т.е. в одних случаях просьбы выполняются, а в других - нет.

Нужны ли иконы и обереги

Пытаясь обезопасить своё существование в настоящем мире, человек придумывает различные ритуалы, обереги, пытается распространить влияние икон за пределы церквей и храмов. Но оказывают ли они какое-то влияние на судьбу того, кто их применяет? Например, помогают ли иконы и обереги при размещении их в машинах, квартирах, офисах?

Оказывается, что в некоторых случаях они помогают. Например, многие трассы, по которым несутся машины, являются носителями отрицательных энергий, так как связаны с техникой, которую создаёт отрицательная Система для нужд человечества. Дороги являются потенциальными носителями смерти.

Отрицательная Система требует жертв как компенсацию за свои изобретения, поэтому она любит устраивать всякие провокации на путях движения транспорта: может подставлять одни машины другим, нарушать у водителя психологическое восприятие скоростей, отключать сознание и бдительность водителя и т.д. Всё это делается ею с целью устройства аварий. Всё, что случается на дорогах, является производным данной Системы, которая управляет всеми действиями человека и машин из тонкого плана - точнее, этим занимаются плазмоиды. Поэтому всякому положительному водителю требуется защита на дорогах. Такую защиту дают иконы и обереги.

Иконы привлекают положительные энергии и связывают с христианским эгрегором, защищающим своих верующих. Поэтому в машинах иконы нужны.

Отрицательные Сущности избегают положительных энергий икон, в такую машину они стараются не соваться, так как знают, что она находится под защитой Светлых Сил.

Также помогают и обереги, которые устанавливают связь с Системой помощи или Ангелами-Хранителями человека. Но разные обереги обладают разной силой. Одни помогают в большей степени, другие - в меньшей. Всё зависит от силы того целителя или ведуньи, которые вложили в них свою энергию. Однако все обереги действуют только определённое время, и если их защита не возобновляется через положенный срок, то человек вновь становится беззащитным.

Однако обереги, как и иконы, не действуют на кармические ситуации. Карма, включённая в программу, сильнее любой защиты, ставящейся экстрасенсом или ведуньей.

Что касается наличия икон в офисах, то там их присутствие не обязательно. Здесь рядом с индивидами от положительной Системы могут работать представители от отрицательной Системы, поэтому иконы не помогут и не нужны. В офисе к тому же могут работать и мусульмане, и буддисты, и представители других религий. Поэтому, допустим, христианская икона будет раздражать представителей других религий и настраивать против тех, кто верует в своего Бога. Здесь завяжется чисто психологическая вражда, вражда разных наций. Поэтому не следует людям лишний раз напоминать, что они в чём- то отличаются друг от друга.

Подземное царство Агхарта

Легенды рассказывают о подземном царстве Агхарта. Древние считали, что после смерти и погребения душа человека попадает в его мрачный мир и здесь её пребывание в вечных муках и страданиях напоминает существование в аду.

В Земле действительно существует определённая Система со своими формами жизни, приближенными к физическому плану. Она старается не пропускать человека к себе и углубляющегося в запретные зоны старается напугать необычными страшными звуками или образами. Люди часто принимают эту Систему за подземное царство мёртвых душ, но это не так.

К тому же, помимо этой Системы существуют Духи, занимающиеся контролированием физической оболочки Земли.

Они выполняют самые разные функции. Ведь материки - это не просто куски бесформенных глыб, сформированных по воле случая. Они имеют определённую структуру построения материального и тонкого планов; в них циркулируют подземные воды, газы; они образуют многие полезные ископаемые только потому, что построены определённым образом и способны функционировать так, чтобы создавать руду, золото, нефть, каменный уголь и прочее. Это только на непросвещённый взгляд человека кажется, что материки - куски бесформенного грунта и пород, хаотически перемешивающихся между собой.

Но всё имеет своё строение и свои функции, поэтому Земля и требует подпитки определённых зон специальными типами энергий через человека, чтобы функционировать на этой энергии определённым образом. Она ей жизненно необходима.

Поэтому все Системы, следящие за материей Земли, ведут большую работу, неизвестную человеку. Упоминая царство Агхарта, имеют в виду подземный мир, связанный с кладбищами. Точнее, считалось, что души после смерти человека уводит в своё подземное царство руководитель этого мира Агхарт. Но данные представления неверны. За подземным миром следит одна Система, находящаяся в Земле и обладающая разными формами существования, а душами занимается другая отрицательная Система, находящаяся в небесных сферах.

Те места, где существуют кладбища, имеют особую систему функционирования, так как там разлагаются мёртвые тела людей, скапливается очень много отрицательной энергии определённого типа, которая должна направляться из земли, из её грунта в специальные энергосборники тонкого плана, находящиеся над кладбищами. Эта отрицательная энергия негативно влияет на психику положительных индивидов, поэтому требуется следить, чтобы она не растекалась произвольно на жилые зоны. В этом требуется строгий контроль. Говоря же ранее человеку о наличии подобного царства, Высшие пытались сообщить ему, что после смерти человек продолжает жить в другом мире и за каждой душой ведётся наблюдение. Но грешные души действительно проходят очищение в низких слоях Земли, однако они находятся в другом измерении, а не в самих недрах планеты.

На кладбищах

О смерти можно говорить как о физическом и химическом процессе, о ней можно философствовать или освещать ее с бытовой стороны, а можно взглянуть на нее с эзотерической точки зрения. И всякий раз это будут разные теоретические обоснования.

Человек с детства задумывается о загадочном процессе перехода души в иной мир, но ничего не может осмыслить в ней, кроме того, что она неотвратима и омерзительна в своем выражении.

Приходя на кладбище, он чувствует, что это место чем-то отличается от прочих мест в городе, и причина тому - не только скорбные надписи на памятниках и тот ореол печали, который связывает его с теми, кто здесь лежит. Есть в нем еще что-то непонятное, чего он не может видеть, а только ощущает. Душа его тонко улавливает многие таинственные процессы, действующие в мире мертвых, но она не способна передать их самому человеку, потому что у него отсутствуют еще многие понятия тонкого плана. Поэтому восприятие непонятного выливается в ощущение бесконечной печали и тревоги.

Современные знания позволяют взглянуть на город мертвых под новым углом зрения.

Оказалось, что на кладбище полно эфирных и астральных оболочек только что умерших людей. Душа провожает своё тело до могилы, испытывает всегда шок, стресс от увиденного при захоронении тела. Это служит сигналом для сбрасывания эфирной оболочки и взлёта души Вверх. Если душа спокойно воспринимает момент погребения тела, то включается автоматический процесс сбрасывания эфирной оболочки.

Если умирающие принадлежат к низким Уровням, то их астральные энерготела бывают наполнены грязными, тяжёлыми энергиями и тоже не могут подняться Вверх, они сбрасываются также автоматически и остаются на кладбище, так как тело продолжает притягивать низкие души к себе. Отсюда эфирных и астральных оболочек бывает много на кладбище.

Моментально поднимаются вверх только оболочки людей со средней и высокой энергетикой, определённым духовным потенциалом.

Тяжёлые энерготела какое-то время пребывают в физическом мире. Они придают кладбищу загадочность и наполняют его атмосферу пессимизмом и унынием. К тому же низкие души, не способные самостоятельно подняться к тоннелям Распределителя, продолжают тоже блуждать по кладбищу, привязанные памятью к сброшенному телу. Они не понимают своего нового положения, не осознают того, что с ними произошло, и не знают, что делать дальше. Чаще всего для любого человека его собственная смерть является неожиданностью. Даже если он смертельно болен, он все равно верит, что будет жить. И поэтому, когда летальный исход происходит, первое время душа находится в большой растерянности. Но в положенные сроки она сбрасывает оболочки одну за одной, сама взмывая вверх. А множество пустых оболочек продолжают оставаться на кладбище, привязанные желаниями к мёртвым телам и сохраняя личностные качества бывших хозяев за счёт наличия у них центр-мозга и других строений.

Затем оболочки собирают Сути, которые контролируют процессы на кладбищах, а на смену им приходят новые души, неся свой трагизм и безысходность в сферу кладбища - город мёртвых.

Кладбище имеет свое энергополе, резко отличающееся по качеству от поля живого города. Обычно оно находится под некоторым тонкоструктурным колпаком, не позволяющим энергиям распада распространяться далеко от мест захоронения и влиять на живую сферу города.

На кладбищах создаётся особая отрицательная зона, которая обычно находится в ведении отрицательной Системы, собирающей эту энергию для своих нужд. То есть над кладбищами обычно имеются определённые устройства тонкого плана, вроде эгрегоров, собирающих эту энергию и затем передающих её в соответствующие инстанции отрицательной Системы.

Кресты, как антенны, собирают отрицательную энергию с умерших тел и направляют ее в тонкоструктурный купол, расположенный над кладбищем, который концентрирует ее в эгрегорах, и отсюда она удаляется отрицательной иерархической Системой, то есть по специальным каналам направляется в особые энергосборники. Собранная энергия используется для опреде ленных целей.

Если тонкоструктурный купол получает повреждения, то отрицательная энергия может растекаться и наносить вред живому.

Замечено, что некоторые НЛО (неопознанные летательные объекты) зависают над кладбищами и считывают с них информацию. Это становится возможным, так как на кладбищах существует своя система энергоинформационного обмена. Существа с НЛО способны считывать информацию с мозга недавно умерших и их оболочек. Умершие физические оболочки не совсем мертвы, как кажется, и в них продолжаются процессы распада. А сброшенные временные оболочки продолжают хранить ту информацию, которую индивид накопил при жизни. Некоторое время эти оболочки питаются только отрицательной энергией, отсасываемой у живых людей, делая это для того, чтобы на какое-то время сохранить содержащуюся в них информацию для космоса, точнее для отрицательных Систем, работающих с ними. А они, обрабатывая эту информацию и суммируя её, посылают соответствующие импульсы всему человечеству.

Кладбище всё пропитано отрицательными энергиями распада умерших тел. Это особые энергии из многочисленных типов отрицательных энергий физического плана. Придя на кладбище, чувствительная душа в первую очередь ощущает именно их.

Типов отрицательных энергий существует бесчисленное множество, но энергии распада - это особые типы, присущие земному плану, и так как они противоположны живому организму, то психикой человека воспринимаются негативно. Она их отторгает как нечто чужеродное жизни. Чем тоньше устроен человек, тем чувствительней он к ним, тем быстрее их ощущает и тем сильнее у него идет их отторжение.

Даже если человек вел не самую добропорядочную жизнь, то, умерев, он обретает своего рода социальный иммунитет: о мертвых не говорят плохо. С чем связана такая традиция?

Умерший попадает под защиту эгрегора

В мире существует огромное количество энергетических структур – эгрегоров. Это и каждая религия, и любая община, и социальная группа людей (пенсионеры, студенты, матери, дети и т. д.) Есть эгрегор у всех компаний, фирм, предприятий. Даже кладбища имеют весьма плотное и активное энергополе.
Эгрегор образуется под влиянием мыслей, действий, переживаний некоторого количества людей, а иногда и сущностей тонкого плана. Человек после своей кончины попадает в потустороннюю энергетическую систему, хотя бы на некоторое время становясь ее частью. Неважно, какое название использовать: эгрегор смерти, Бог, зазеркалье, космос – в любом случае душа покойника обретает надежного защитника. Неприятные слова, насмешки, намеренная порча личных вещей умершего и прочие неблаговидные поступки активизируют эгрегор. Он обороняет своего подопечного, «щелкая по носу» обидчика. Говоря о мертвом плохо, можно накликать на себя разные беды, начиная от потери кошелька и заканчивая смертельной болезнью. Эгрегор не анализирует, насколько его «частичка» (душа покойного) была неправа при жизни. Его интересует только вопрос защиты своего элемента, а значит, и себя в целом. Аналогично поступают и прочие энергетические структуры, просто люди не всегда понимают, что возникшие неприятности связаны с неправильным поведением в отношении какого-либо эгрегора.

Умерший не может оправдаться

Каждый человек волен защищаться. Даже отъявленным преступникам позволяют пользоваться услугами адвоката, оставляя шанс доказать невиновность. Но этого законного права лишен покойник. Его душа, покинув материальный мир, теряет контакт с живыми людьми и их порядками.
Она выходит за грань и попадает туда, где человеческий суд бессилен. Если убийца умрет, его не посадят в тюрьму. То же самое должно касаться и злословия, которое следует прекратить. О мертвых не говорят плохо, так как не имеют на это права. Покойный уже на ином уровне, где им «займутся» другие силы. С христианской точки зрения, он предстанет пред Богом; с индуистской – последует за своей кармой. В любом случае умерший получит наказание, соразмерное его проступку. Но живые люди не должны принимать участия в осуждении: это утяжеляет сердце и заставляет страдать самого человека, который постоянно прокручивает в уме былые горести.

Умерший способен дать отпор

Первые 40 дней душа еще очень привязана к знакомым местам и людям. Если человек жил, не соблюдая социальных норм и законов, то огромная вероятность того, что процесс умирания и прощания с телом дастся ему очень тяжело. Такая душа взбудоражена, она мечется из точки в точку и постоянно находится рядом с родственниками, друзьями, знакомыми. Покойника беспокоят слова критики, хулы, ненависти. Душа может встревожиться и отвлечься от своей первостепенной задачи перехода в иной мир, вместо этого решив «ударить» обидчика. Чем сильнее энергетика умершего, тем тяжелее будет его «ответ». Можно просто выронить себе на ногу тяжелый предмет, а можно вдруг перепутать газ с тормозом и попасть в аварию. Месть души импульсивна, ее цель – остановить злословие. Иногда ругаемые покойники ломают зеркала, сбрасывают со стола собственную фотографию, перемещают свои любимые вещи. Это мягкий вариант просьбы перестать говорить об умершем плохо.Дурно отзываться о знакомых – нехороший тон в любой ситуации. И лучше помолчать, чем обвинять покойника в былых грехах. Этого человека больше не существует, и отныне он никому не причинит вреда. Гораздо разумнее попытаться простить умершего и помочь ему, поставив за него свечу или искренне помолившись.

30.08.2016

Людям с раннего детства твердят, что нельзя говорить плохо о покойниках, но почему, не объясняют, только смотрят загадочно и иногда крестятся. Можно, конечно, жить в суеверном страхе перед мертвецами, а можно разобраться в этой проблеме детально.

Примета древняя. Источники утверждают, что фраза «О покойниках либо хорошо, либо ничего» восходит к Диогену Лаэртскому. Но самое удивительное не это, а другое: есть еще одна поговорка - «О мертвых - правду», она латинского происхождения.

К сожалению, большинство людей знают только первую и никогда не слышали о второй. А то бы они знали, что у них есть определенная свобода в отношении ушедших. Опираясь на вышесказанное, можно о мертвых говорить плохо, а можно о них говорить хорошо, никто не осудит.

И все-таки, почему нельзя говорить плохо о покойниках? На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения, рассмотрим их.

Этика

Этическая сторона. Есть люди на свете, которые категорически не любят слухи и сплетни. Правда, судя по количеству желтых журналов, их не так уж много. Так вот, про мертвых не говорят плохо, потому что это неприлично. Какая разница, по какой причине человек отсутствует, главное то, что его нет рядом, и он никак не может себя защитить.

Мистика

Мистические теории. Если переходить от этики к мистике, то человек натыкается на загадку смерти. Как говорил Зигмунд Фрейд, знание человека о смерти не претерпело никаких особенных изменений сейчас, как и 2 000 лет назад, нам по-прежнему ничего не известно о том, что там, за порогом. А раз неизвестно, то можно фантазировать.

Например, есть версия, что если говорить о покойниках плохо, то они возвращаются и мстят жестоко и страшно. Есть и более нейтральные предположения. Человеку, его душе плохо, когда о нем злословят и зубоскалят. Особенно это вредно, когда он только недавно умер, мол, душа из-за сплетен не может перенестись в лучшие миры. Процесс затягивается.

Сложно сказать, где, именно, правда, а где народный вымысел, но ясно одно. Смерть - дело темное во всех смыслах, поэтому есть простор для воображения, а еще люди, как правило, боятся умереть, поэтому незнание вступает в союз со страхом и трепетом, и человечество получает мифы и легенды об умирании и уходе из этого мира. К сожалению, пока больше ничего нет, и вряд ли будет что-то еще в обозримом будущем, хотя как знать.

Несмотря на то, что приличия нам говорят не судить людей, мы все равно с наслаждением копаемся в деталях чужой жизни живых и мертвых. Таким образом, мудрость фразы не соблюдается. Возьмем, к примеру, серию «ЖЗЛ», ведь если бы биографии были политы арбузным сахаром, то кто бы их стал читать? Верно, никто.

Наоборот, задача исследователя - максимально подробно и объективно осветить «жизнь замечательного человека», чтобы ни у кого не возникло вопросов. Правда, как правило, так не бывает. После того как книжка выходит, о материале начинают спорить и снова тревожить прах и ворошить прошлое. Поэтому любая народная мудрость относительна.

Наверное, дело не в деятелях культуры и искусства, которые нас покинули. Ведь основным «потребителем» народной мудрости является сам народ. Поэтому поговорка «о покойниках либо хорошо, либо ничего» направлена, прежде всего, на то, чтобы сократить количество пересудов о рядовых гражданах, обычных людях, которые не хватали звезд с неба, лежат себе мирно в земле и никого не трогают. А серьезные научные биографические исследования - это совсем другая история.

Пословицы, поговорки и басни нужны для того, чтобы структурировать повседневную жизнь обычного, нетворческого человека. Поэтому не будем жить так буквально, тем более что и древние в отношении мертвых дают определенную свободу действий.

Смерть – это печальная составляющая жизни любого живого существа на нашей планете. С ней связано огромное количество мистических историй, преданий, верований и суеверий. Среди них особое место занимает поминовение усопших, а также уважительное отношение к душе умершего. В нашей стране каждому известна поговорка: «О покойных либо хорошо, либо ничего», которую передают из поколения в поколение. Откуда же взялась крылатая фраза и почему нельзя о покойниках плохо говорить?

Немного истории

Корни всем известной поговорки уходят в глубокую древность и не имеют ничего общего со славянской культурой. Местом происхождения крылатой фразы считается древняя Греция И Рим, где она была известна в двух вариантах:

  • Mortuo non maledicendum (об умерших не злословить) – фраза использовалась древними римлянами до тех пор, пока они не познакомились с греческой культурой.
  • De mortuis aut bene, aut nihil (об умерших либо хорошо, либо ничего) – эта фраза стала известна благодаря труду Диогена Лаэртского. Сам же автор утверждает, что автором слов является древнегреческий мыслитель Хилон из Спарты, живший в шестом веке до нашей эры.

Интересно, что мысль о том, что о покойных нельзя злословить приходила в голову многим древним правителям и философам. Например, Политик из Греции Солон даже издал указ, официально запрещающий злословить об усопших.

Разъяснение поговорки на основе энергетических структур

Достаточно большое количество людей придерживаются мнения о том, что мир состоит из огромного наслоения энергетических структур, называемых эгрегорами. Они возникают из мыслей, переживаний и других эмоций людей, проживающий в одном пространстве. Например, эгрегор есть у каждого офиса, социальной группы людей, часто посещаемых мест. Один из самых активных и плотных эгрегоров – это кладбище, являющееся потусторонней энергетической системой. После смерти душа человека воссоединяется с этим полем, получает его защиту и опеку.

Любое негативное слово в адрес ушедшей души больно отзывается на защищающем ее эгрегоре. Если же подобные злые слова повторяются часто, то энергетическая структура будет защищать душу самыми различными способами. Делать это она может при помощи прямого воздействия на окружающую обстановку обидчика. В результате на злословящего человека наваливаются беды, финансовое неблагополучие, болезни и даже смерть.

Христианская версия

Согласно православной версии злословить об усопших настоятельно не рекомендуется в первые 40 дней после смерти. В это время душа постоянно путешествует:

  • В первые 3 суток навещает родные места и близких.
  • С третьего дня по девятые сутки гуляет по райским селениям и первый раз предстает перед Богом.
  • С девятого по сороковой день находится в аду, где проходит мытарства и на 40 день отправляется на частный Суд, где решится ее судьба.

Согласно верованиям в эти дни душа трудно переживает смерть тела, а если про нее еще и говорят плохие вещи, то это приносит дополнительную боль. В результате из-за печали душе будет сложнее уйти в другой мир, предстать перед Богом. Также считается, что если про умершего человека близкие люди говорят плохие слова, то его душа недостойна места в раю. Таким образом, злословие может обречь ее на вечные муки в аду.

Объяснение с точки зрения морали

У каждого человека есть возможность защищаться, даже в том случае если он был неправ. Душа, умершего уже не имеет никакого воздействия на мир живых, она не может оправдаться за сделанное. Злословие относительно умершего – это низкий поступок, ведь хулящий знает, что ответить ему некому. Каждый должен сам для себя решить насколько оправданы будут негативные действия в адрес беззащитного!

Не следует забывать, что после смерти душу и так ждет нелегкая судьба, которая полностью зависит от его земных действий. Каждый получит то, что он заслужил своими поступками, и никто не уйдет от расплаты.

Мнение эзотериков и некромагов

Большинство эзотериков уверены, что первые сорок дней после смерти самые тяжелые для духа, так как ему приходится осознавать кончину тела. В этот период он может метаться между мирами, навещать близких, любимые места и ловить каждое слово окружающих. Конечно же, негативные высказывания, хула и оскорбления вызовут ее гнев и раздражение. В какой-то момент дух может решить остаться в мире живых и ответить обидчикам. Чем сильнее была энергетика умершего, тем болезненней будет его удар. В результате на злословящего могут падать вещи, он будет спотыкаться на ровном месте, болеть и даже пострадает от нелепого несчастного случая.

Плохо отзываться о покойных людях – это дурной тон при любых обстоятельствах. Если нет хороших слов, то лучше просто помолчать, ведь от негативных фраз пострадает только злословящий.

Почему те, кого при жизни недолюбливали, по смерти становятся «дорогими» и «родными»?
Как-то задавал я вопрос: где похоронены все злодеи и грешники? Вопрошение подобное всегда возникает, когда по кладбищу бродишь. Не заезжаешь с очередным усопшим и не забегаешь помянуть на «красную горку», а именно бродишь и фотографии рассматриваешь, вкупе с подсчетом годов жизни.

Почему возникает? Да потому что все там, под плитами, «дорогие», «любимые» и «родные», но вот когда они еще на земле нашей бренной пребывали, чего только священнику (да и не только ему!) не приходилось выслушивать насчет их характеров и поведения.

Знаменитое: «о покойнике только хорошее или ничего» - аксиома вечная, без споров повсеместно принятая и среди народа нашего строго соблюдаемая. Как, впрочем, и не удивляют меня бесконечно повторяемые синодики на молитвенное поминовение тех, кого не столь давно не иначе, как «злыдень» и «нехристь» определяли.

Скамеечка есть в храме, где старики наши и старушки (сплошь вся интеллигенция 60- 70-х), заранее на службу пришедшие, проблемы свои обсуждают. Храм у нас небольшой, и мне в алтаре, хочешь не хочешь, все слышно. Так вот беседы там всегда в двух направлениях происходят. Первое - жалобы на плохих и непутевых. Второе - сожаления, что нет уже рядом тех, кто после «со святыми упокой» стали хорошими и добрыми.

Так что определение «смерть всех примирит» - тоже аксиома, если, конечно, ее в житейском смысле брать, а не в политических реалиях рассматривать.

Именно потому, что смерть многое примиряет, да и о себе ненаглядном задумываться заставляет и уважает наш люд православный родительские поминальные субботы. Можно и богословским термином определить, что Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, и слова евангельские привести: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26), но смотря на ворох поданных на заупокойную литургию записок и на строй канунных мисок, чашек и банок понимаешь, что тут обосновывать не надобно, и так все ясно и понятно.

Есть, конечно, преткновение: панихиду выше Таинства евхаристического возносят, но это не потому, что языческие тризны в подсознании, а от того, что мало мы священники объясняем да разъясняем.

Недавно попал я в ситуацию, которую самому разрешить не получалось. Казалось, и служу уже почти четверть века, и отпел столько, что ни Требника, ни Евангелия не надобно, наизусть все помнится, а вот растерялся, не знал, как поступить. Пришлось к самому архиерею обращаться, мол, простите, Владыко, но не знаю, что и делать.

Дело же было в следующем: попросили отпеть усопшего, да не дома, а в храме. Как известно, есть три типа прихожан: прихожане как таковые, «захожане» - это те, которые по праздникам и когда сильно припечет в храм заходят, и «заношане», то есть те, которых два раза в церковь приносят, крестить и отпевать. Вот об такого «заношанина» моя священническая суть и споткнулась.

Мало того, что он в храм не ходил, лоб, когда требуется, не крестил и на исповеди не бывал, но до конца дней своих еще и в компартии числился. Партийная принадлежность меня мало обеспокоила, тем более, что о человеке этом пред Богом представшим я только доброе слышал. Да и занимался он в последние годы делом хорошим: пенсионерам помогал. Даже молодежь, от которой хвалу поколению старшему нынче не часто услышишь, о нем мнение благосклонное имеет: «Хороший дядька был».

Иное меня мучило: ведь не был в храме никогда, а я его под иконы, да «со святыми упокой» причислять буду. Изначально отказал. Предложил: давайте дома отпою. Родственники ни в какую, не согласны. Причем, искренне просят, слезно и настойчиво. Естественно и власть подключилась, мол, чего это ты доброго человека отпевать отказываешься?! Власть - она, конечно, дело кесарево, но с ней все же лучше в дружбе и мире жить - и не только потому, что помогают иногда, но и оттого, что даже языческие философы утверждали, что мир - это мудрость.

Решение окончательное не приходило, и пришлось в самую главную для священника инстанцию обращаться. Епископу позвонил, благо во времена нынешние это уже не сложность. Рассказал все и пожаловался, что ума-разума не хватает, как ответить, что сказать и как поступить.

Владыка тоже подумал, порассуждал, а затем все же благословил - отпевать в храме, но с условием, что я обязательно скажу проповедь. Расскажу о том, что родным и близким молитва нужна теперь серьезная и искренняя, и не только во спасение их родного человека, в гробу перед ними лежащего, но для них самих в первую очередь.

На отпевание много людей пришло, ведь человека всем известного в городе нашем провожали. Причем, в большинстве те под сводами храма определились, у которых в лучшем случае «Бог в душе», а не в Церкви находится. Стоят со свечками, практически никто не крестится, как вести себя не знают и на меня как на архаизму смотрят.

Насколько понимали, что мы пели и возглашали - не ведаю, но очень давно я не видел таких внимательных слушателей, когда дело до проповеди дошло.

Что говорил? Да как всегда, о том, что рано или поздно, но обычно намного раньше, чем предполагаешь, мы так же лежать будем; что от пожелания « » легче не становится; что как бы не забывали Творца, но все же в глубине каждой души надежда на жизнь вечную обязательно осталась; что любовь твою к ушедшему лучше всего молитвой утверждать, а не тостом на поминках.

Не могу сказать, что завтра, в день Вселенской поминальной субботы , все слушавшие в храм придут, но то, что просветлели лица убитых горем родственников и пропали скептические усмешки у пришедших «по долгу и совести», было видно явно.

Так что смерть не только друг с другом примиряет, она еще и мир духовный создает и, главное, задуматься заставляет.

Не знаю я пока, где душа усопшего «доброго человека» пребывает, мне лишь известно, что очень многие на этом отпевании совершенно искренне у Бога просили, чтобы она «в месте светле, в месте злачне и месте покойне» определена была. Просили, даже толком не понимая слов этой молитвы. Внутреннее говорило, то, что необъяснимо, но обязательно есть.

Именно это внутренне чувство необходимости молитвы об умерших и наполняет наши храмы в дни поминальных суббот, именно оно говорит о вечности наших душ, и лишь только поэтому на кладбищах все дорогие, родные и любимые.

протоиерей Александр Авдюгин