Полиандрия – что это в психологии человека. Полиандрия, моногамия и полигамия в психологии семьи. Полиандрия Соотношение понятий полигамия и полиандрия

Amily специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

Тема полигамности довольно интересная и обширная. Изучают ее психологи, социологи, медики, в общем, все, кто занимается природой, поведенческими реакциями, развитием личности и т.д. Не хочется утомлять вас научными терминами и выкладками, поэтому расскажу о том, что прочитала и какие сделала выводы.

Быть может, кто-то будет не согласен с ними, поэтому всех приглашаю к обсуждению этой темы.

Полигамность: определение

Прежде всего, предлагаю разделить понятия полигамии и полигамности. Полигамия , как написано в словарях, - многобрачие. То есть, когда заключается брак между одним партнером одного пола и несколькими - другого. Уже один этот факт свидетельствует о том, что полигамность присуща не только мужчинам.

Полигамия , как я понимаю, - явление , которое обусловлено культурой, религией традициями определенной группы (национальности, народа).

О полигамности , по моему мнению, мы говорим, когда имеем ввиду конкретно человека. То есть полигамность - склонность (стремление, возможность) человека иметь несколько связей одновременно.

В защиту своих выводов приведу простой пример. Достаточно вспомнить известные исторические факты, когда восточный правитель, имея множество жен и наложниц, благоволил только одной из них, самой любимой, являвшейся по сути его женой во всех смыслах. То есть не только в интимном, но и в духовном общении, именно эта женщина была ему ближе всех.

Самый яркий пример - Роксолана, но если поискать, можно найти множество таких примеров. А как же остальные жены? - спросите вы. Ведь у них были дети от этого правителя, значит, не так уж он был верен своей единственной. А здесь есть один интересный факт: законные жены правителя имели право требовать от своего господина равного внимания ко всем. И это факт. Так что, хотел бедняга или нет, ему приходилось выполнять свои супружеские обязанности.

Что до наложниц, то судьба многих из них была печальна - они так и умирали в золотой клетке девственницами. Имея несколько сотен, а то и тысяч наложниц, господин мог ни разу за их жизнь не проявить к ним интереса.

Это я говорю для того, чтобы было понятно, что мужчина живущий, так сказать, в традициях полигамии, не обязательно был полигамен.

Полигамность у мужчин и женщин

В словарях мы читаем:

Полигиния - форма брака между одним мужчиной и несколькими женщинами. Полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.

Отсюда я делаю два основных вывода: 1. Теория о том, что мужчины и женщины в равной степени полигамны, находит свое очередное подтверждение. 2. Полигамия - это все же брак. То есть ответственные и серьезные отношения, которые не нужно путать с распущенностью.

Вернемся к полигамности. Полигамность у мужчин и женщин заложена природой в одинаковой степени. Психологи говорят, что половина представителей обоих полов имеют склонность к полигамности.

Есть и другие мнения. Якобы одна яйцеклетка, созревающая у женщины за время одного цикла, есть свидетельство против полигамности женщин. Множество же сперматозоидов, говорит как раз в пользу природной полигамности мужчин.

О том, что мужчины полигамны от природы вообще модно говорить, особенно это утверждение поддерживают сами мужчины. Им вторят женщины, которые стремятся оправдать недостойное поведение мужчины в глазах окружающих, да и в своих собственных. На самом деле в природе (между животными) наряду с полигамными, имеют место и моногамные отношения. Об этом почему-то вспоминать не принято.

Да, моногамность заложена в характере большинства женщин. Но я склонна скорее считать, что это обусловлено многовековыми традициями, религией и природным стремлением женщин быть защищенной. Имею в виду тот факт, что женщина стремится найти надежного мужчину, который сможет заботиться о ней и о ребенке на протяжении жизни, что довольно трудно, имея полигамные отношения.

Для мужчин же интимные отношения с женщиной беременностью закончиться не могут, то есть они могут быть легкими от начала и до конца. Мужчина, вступая в связь с женщиной, вовсе не берет на себя ответственность, хотя многие женщины почему-то уверены, что раз мужчина приглашает их заняться сексом, значит, он что-то там такое имеет в виду.

Так что полигамность, как сущность натуры, для меня означает сознательную распущенность либо заболевание психического характера.

В подтверждение своего мнения я нашла доклад одного психолога, где определяются основные причины полигамности женщин и мужчин.

Вот как это выглядит.

1. Нехватка материнской любви в детстве может в итоге выразиться в полигамности. Мужчины в этом случае ищут в женщине мать, при этом они тяготеют к идеальному образу и поиски могут затянуться надолго. Полигамность женщин в этом случае объясняется тем, что они тоже ищут идеал. Вступая в связь с несколькими мужчинами одновременно, они пытаются совмещать ум и мудрость одного, остроумие и веселый характер другого, зеленые глаза и сильные руки другого и т.д. То есть в их понимании, это один идеальный мужчина, защитник и покровитель.

2. Властные родители , подавляющие волю ребенка, тоже толкают его к полигамности. В результате взрослый человек опасается попасть в зависимость о нового тирана и на подсознательном уровне избегают серьезных отношений с одним партнером.

3. Внутренние комплексы , уверенность в собственном несовершенстве, потребность быть любимым множеством людей одновременно так же ведет к тому, что человек становится полигамным. Он стремится доказать всему миру, что он хорош и любим. В психологии такая склонность к полигамным отношениям называется синдром Дон Жуана.

4. Психологическая неготовность нести ответственность за серьезные отношения заставляет людей искать пути отхода буквально с самого начала новых отношений.

5. Если речь идет о полигамности человека, состоящего в моногамном браке (сиречь изменах), то это уже несколько другая тема. Но здесь скажу, что основной причиной является потеря интереса к партнеру, чтобы там ни говорили, и какие бы другие причины не приводили.

Психологами также отмечен такой факт, как изменение взглядов на полигамность с возрастом. То есть, многие из тех, кто стремился к полигамным отношениям, достигая определенного возраста, меняли свое мнение и вступали, наконец, в моногамные браки.

Полигамные браки

Несколько слов о полигамных браках. Как говорилось выше, есть вариант, когда мужчина берет себе нескольких жен. Этот вариант наиболее распространен, особенно в мусульманских странах. Хочется отметить, что такой брак - есть ответственное решение, мужчина вполне понимает, во что он ввязывается. Ему приходится отвечать за нескольких женщин и совместных детей.

При этом мужчина также приобретает бесплатных работников, что очень выгодно при большом хозяйстве. Отсюда вывод: для полигамного брака полигамность как черта натуры - не главное. Главное, как раз возможность мужчины взять на себя ответственность и обеспечить достойную жизнь нескольким женам.

Многие исследователи говорят, что такая практика очень даже положительна, особенно для женщин, оставшихся в одиночестве после смерти супруга, например. Ведь, как мы знаем, в восточных странах очень развито такое явление, когда мужчина берет в жены вдову собственного брата или другого родственника, как бы отдавая таким образом долг его памяти.

Многоженство также придает мужчине вес в обществе. Большая семья - показатель достатка и состоятельности хозяина. Мужчина в определенном положении в некоторых восточных странах просто обязан иметь нескольких жен.

Полигамные браки, когда женщина имеет нескольких мужей, в основном практиковались у северных народов, населявших Аляску, а так же у эскимосов. Более долгую историю такие браки имеют в Индии и на Тибете.

Одной из форм такого брака была неродственная полиандрия, то есть мужчины между собой не имели родственных связей. Смысл барка был в том, что мужья разделяли между собой обязанности по содержанию женщины и семьи в целом и получали равное количество внимания жены. Такой брак был характерен для жен высокого положения.

Родственная полиандрия предполагала одновременную женитьбу на одной женщине мужчин, являвшихся родственниками, например братьями. Обусловлено такое явление было тем, что в некоторых племенах имелись довольно жестокие обычаи (традиционного или религиозного характера), которые предписывали убивать младенцев женского пола.

Причина такой жестокости мне неизвестна (может, знает кто-то из вас?). Результатом, однако, становилась нехватка женщин в племени, то есть такие браки были скорее вынужденными.

Насколько известно мне, существовала и еще одна причина для таких браков. Северные кочевые племена, основным занятием которых был перегон животных с пастбища на пастбище, уходили в тундру на долгое время. Имеющаяся в такой семье женщина становилась женой для всех, так как особого выбора, понятно, не было.

Как я уже сказала вначале, такие выводы, из прочитанного по теме, сделала я. Если вы знаете о полигамности больше или у вас есть другое мнение, поделитесь с нами. А может у вас есть опыт полигамных отношений или даже брака, и вы не против рассказать нам об этом? Нам будет интересно, как это выгладит изнутри.

Яна Волкова

Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее : пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?

Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?

Полигамия. Если б я был султан…

Википедия определяет полигамию так:

От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)

Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.

Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.

Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.

Полигиния – культура и традиция востока

Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.

Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.

Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой

Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:

  • Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
  • Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
  • Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.

Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.

Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.

Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?

Моногамия. Мораль или условность?

Та же Википедия определяет, что:

Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.

Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.

Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека

Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.

Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни

Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.

Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?

Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.

Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях

Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.

Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».

Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений

Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены» , но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.

Ревность, как сдерживающий фактор в традиционном браке

Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?

30 апреля 2018, 00:28

Многие из вас, скорее всего, уверенны, что многомужество – это всего лишь миф и выдумка, которую придумали ярые феминистки в отместку распространенному в мире многоженству.

Вы будите очень удивлены, когда узнаете, что женская форма полигамии действительно существует, хотя встречается она значительно реже. Ведь термин «полигамия» (многобрачие) включает в себя не только полигинию (многоженство), но и полиандрию, что обозначает многомужество.

Кстати, многие научные исследования доказывают, что женщины также полигамны, как и мужчины. В ходе научных исследований больше половины опрошенных женщин признались, что втайне мечтают испробовать себя в роли жрицы любви, а 45% мечтают о групповом сексе.

Брак по-тибетски

Чаще всего полиандрия встречается в Тибете, Гималаях и нескольких районах Южной Индии.


В Тибете полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете – возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих тибетцев.

В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.


Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.

Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало – это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.


Многоженство по-непальски

Семьи, где все братья берут себе общую жену, встречается также в высокогорных районах Непала. Жесткий климат и дефицит плодородной земли приводит к тому, что делить земельные участки просто бессмысленно, поэтому все братья берут себе общую жену и продолжают жить все под одним кровом. Супругу выбирает старший брат, с которым и совершается брачный обряд. Отцом всех детей считается старший брат, также встречаются семьи, где отцовство ребёнка определяется по старшинству: отцом первого ребёнка считается самый старший брат, второго – младший и т. д.

Если благосостояние семьи растёт, братья могут брать себе вторую и третью общую жену, и тогда многомужество превращается в разновидность группового брака.

Многомужество в Южной Индии

Очень интересный вариант матриархального многомужества ещё совсем недавно встречался в Южной части Индии у касты наяров Малабарского берега. Местные семьи состояли из старшей дамы, её детей, внуков и правнуков, причем членами семьи считались только дети дочерей, а все потомки по мужской линии принадлежали их матерям. Каждая Женщина могла иметь здесь по 8-12 мужей, которых она выбирала из своей собственной или более высокой касты. Отцовство в таких семьях определить было очень сложно, но в любом случае мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери, а права на наследство имущества передавались исключительно по женской линии.

У наярских женщин было намного больше прав и свободы в принятии решений о семье и сексе, чем у женщин из патриархальных семей. К тому же, рождение девочки у наяров не считалось трагедией, как в других частях Индии, а наоборот – приветствовалось.

Сегодня некоторые учёные утверждают, что наярская модель брака – это семья будущего, поскольку сегодня ни мужчины, ни женщины не стремятся обременять себя грузом ответственности, которая ложится на плечи супругов из традиционных семей.

Как видите, далеко не всегда многомужество делало женщину главной в семье и обществе, и даже наоборот – становилось настоящей проблемой для всего женского населения.

Область распространения

Формы

Полиандрическая семья может выступать в двух формах:

  • фратернальной (греч. φρατρία - братство), братской - общее домохозяйство с одной женщиной образуют несколько братьев. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек.
  • нефратернальной , неродственной - несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом .

При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

Биандрия

Разновидностью полиандрии является биа́ндрия (от лат. bis - дважды, и др.-греч. ἀνήρ - муж) - форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей .

Литература

  • Peter, Prince of Greece, A Study of Polyandry, The Hague: Mouton, 1963
  • Коротаев А. В. К проблеме южноаравийской полиандрии // Тезисы конференции Института востоковедения АН СССР / Отв ред. С. В. Волков. М.: Наука, 1988, с.25-27.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Полиандрия" в других словарях:

    Полиандрия … Орфографический словарь-справочник

    - (букв. многомужество) 1) форма брака, когда женщина имеет одновременно нескольких мужей; 2) в бот. присутствие многих тычинок в одном цветке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПОЛИАНДРИЯ (греч., от… … Словарь иностранных слов русского языка

    Полигамия, многомужие, многомужество, многобрачие. Ant. одномужие Словарь русских синонимов. полиандрия см. многомужие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Полиандрия - Тип брачной организации, когда самки спариваются с несколькими самцами, а каждый самец спаривается только с одной самкой. Иногда самцы поочередно спариваются с самкой, и она делит свое внимание между ними (классическая полиандрия). С другой… … Большая психологическая энциклопедия

    полиандрия - и, ж. polyandrie f. <гр. poly много + andres мужья. спец. Одна из пережиточных форм брака, при котором женщина имеет несколько мужей; многомужие. БАС 1. Казнены былы еще две или три женщины, или пожелавшие, или по примеру мужей, полиандрии,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    полиандрия - и допустимо полиандрия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от поли... и греч. aner род. п. andros муж) (многомужество), редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. В 19 в. бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛИАНДРИЯ, полиандрии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и andres мужья) (этнол.). Вид полигамии (см.) форма брака, при котором одна женщина имеет несколько мужей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от поли... и греч. аner, род. падеж andros мужчина, муж), форма половых отношений, при к рой одна самка на протяжении сезона размножения спаривается с неск. самцами. П. встречается в разд. группах беспозвоночных (морские звёзды, ракообразные) и… … Биологический энциклопедический словарь

    - (от греч. polys многочисленный и апег муж) англ. polyandry; нем. Polyandrie. форма группового брака, при к рой женщина имеет одновременно нескольких мужей, приходящихся друг другу братьями (братская П.) или не состоящих в родстве. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    ПОЛИАНДРИЯ - [от поли... и греч. aner (andros) муж], половые отношения самки с несколькими самцами на протяжении сезона размножения. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Книги

  • Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака , Максимов А.Н.. Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного этнографа, одного из крупнейших теоретиков в области истории первобытного общества А. Н. Максимова (1872-1941), посвященная…

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.