Правила игры в шашки. Правила игры в русские шашки

Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

Диаграмма 84

Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

Диаграмма 85

Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

Диаграмма 86

И еще кое-что о доске.
Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

Диаграмма 87

Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
А теперь скажи ты:
1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
2. Что такое шашечная нотация?
3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

О ШАШКАХ

Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

Диаграмма 88

Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

КАК ШАШКИ ХОДЯТ

Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

Диаграмма 89

Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

Диаграмма 90

Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

Диаграмма 91

Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
Вот еще случай взятия простой шашкой.

Диаграмма 92

Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

Диаграмма 93

Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

Диаграмма 94

Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
Теперь еще одно правило.
Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

Диаграмма 95 Диаграмма 96

Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

Диаграмма 97

Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

Диаграмма 98

Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

Диаграмма 99

Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
Петя Андреев Саша Лядов
1. сЗ-d4 d6-с5
2. b2 - сЗ е7-d6
3. a1- b2 d6- е5
4. g3-h4 с5-b4
5. аЗ:с5 е5-f4
6. еЗ:е7 f8: b4
7. сЗ:а5 h6-g5
8. h4:f6 g7:a1
Черные прошли в дамки и должны выиграть.
Запись партии можно вести и в строчку:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
«Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
Нужно знать и такие обозначения:
X - и выигрывают.
! - отличный ход.
!! - замечательный ход.
? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
? ? - грубая ошибка.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

Диаграмма 100

Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

Диаграмма 101

Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
ТРОНУЛ -ХОДИ!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

Без сомнений, требуют хотя бы небольшого количества времени для своего изучения, но крайне простая и логичная структура построения всех фигур делает процесс крайне быстрым. Это позволяет запомнить все основные нюансы правил игры в шашки для начинающих буквально за один день обучения и даже если Вы не знаете о шашках более ничего, кроме их названия – поправить это будет крайне просто!

Для разыгрывания всей партии противникам предоставляется стандартное игральное поле на 64 клетки (8 на 8), в которой по диагонали располагаются 2 разных цветовых палитры.

Как правило, играть необходимо на белый и черных полях, но могут встречаться версии и с другой расцветкой (Белый + Красный). Для понимания верности ходов и отображения всех отдельных клеток используется простая и понятная система номер + 2 цифры, Начиная «А», до «H» (на английском языке) и «1» до «8». Как и можно догадаться — правила игры в шашках для начинающих подразумевают противостояние двух версий фигур отличительных друг от друга по цветовой палитре и представляющее собой набор из 12 идентичных образцов.

Подробнее о выборе цвете и особенностях данного правила

Игра происходит на черных клетках с обоих сторон и при этом, шашка не может ставать на белые. Поэтому, все «участники» боевого поля вынуждены ходить только по диагонали не далее, чем на 1 клетку. Кроме этого, первым всегда ходит именно тот игрок, который принял на себя сторону белых, однако система расположения самой игральной доски сделана так, чтобы оставлять для второго игрока идентичные шансы на победу (например, с обеих сторон имеется угловая клетка для «безопасного» расположения шашки, а именно: «А-5» и «H-4»).

Выбор цвета осуществляется двумя способами:

  • Жребием;
  • И по договоренности, которая подразумевает обмен сторонами после каждой партии (если их несколько).

Взятие шашки противника и правила ходовки

Так как каждая шашка может ходить только на 1 клетку вперед, взятие шашки противника не может осуществляться дальше одного хода. Это означает, что для ее «поглощения» необходимо находится с ней в непосредственной близости, после чего игрок может «перешагнув» ее убрать из доски. Важно отметить, что во время «атаки» шашка ходит не на 1 клетку, а именно перешагивает через шашку второго играющего, что перебрасывает ее сразу на 2 клетки.

При этом, правила игры в шашках для начинающих подразумевают и то, что нельзя ходит назад (но можно, если в цепи вражеских шашек имеются позиции даже позади).

Если игрок успешно «поглотил» вражескую шашку и переместился по диагонали на 2 позиции дальше, он может продолжать убирать фигуры противника, если они снова на расстоянии поражения. Это называется цепью, при которой играющему не нужно дожидаться нового хода, чтобы убрать остальные шашки – он может продолжать это делать, пока есть доступные цели, поэтому начиная партию важно правильно формировать все построение. Оно должно быть, не только настроено на поражение противника, но и препятствовать появлению подобных цепей.

Для защиты своих позиций можно использовать 2 принципа тактики:

  1. Строить тактику наступления так, чтобы не формировать цепи;
  2. Крыть позиции другими шашками.

Если первый пункт уже достаточно раскрыт, стоит подробнее изложить и второй. Так как обычная шашка не может ходить далее 1 клетки, свои же позиции можно надежно прикрыть поставив свою партию так, чтобы позади переднего ряда не было пустого пространства. То есть, если за доступной для атаки шашкой нет пустой клетки для полноценного «прыжка», сделать его, соответственно, нельзя и поэтому, передняя позиция будет в полной безопасности.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что все же не стоит блокировать абсолютно все свои ходы, поскольку вся игра производится исключительно в пошаговом режиме и при этом, ходить обязательно! Если Вы заблокируете любую возможность на ход, это приведет к ничье и партию придется переигрывать.

Как не крути, но правила игры в шашках для начинающих подразумевают полную идентичность каждой выставленной «фигурки», поэтому, независимо от расположения или стороны, они имеют одинаковые возможности. Тем не менее, присутствует и исключения, которые являются особой привилегией того игрока, который зашел на стороне второго играющего дальше всего, а конкретно в самый конец поля.

Такая шашка получает целый ряд особенностей и называется «Дамкой», которая может сильно увеличить шансы на победу (но далеко не всегда).

Так подобная Дамка может:

  • Перемещаться в любую сторону, (как вперед, так и назад);
  • Ходит больше чем на 1 клетку (а точнее на любое расстояние по диагонали);
  • И идентично может поражать целые цепи противников.

Тем не менее, если доступная для поражения шашка успешно прикрыта (другой), дамка не может через нее переступить, что позволяет второму оппоненту успешно ей противодействовать. При этом, если удачно расположить свои шашки и успешно убрать ее с игральной доски – это не убирает возможность сделать новую дамку снова так как делать их можно с любой фигурки (даже сразу несколько). Но для этого обязательно нужно довести ее до самых дальних 4-х позиций оппонента, который, с понятных причин, будет подобному препятствовать.

Когда заканчивается игра?

Как и можно догадаться, в отличие от шахмат правила игры в шашках для начинающих подразумевают полное отсутствие главной фигурки игрока, поэтому партия будет продолжаться пока второй оппонент не потеряет все свои шашки. При этом, в случаях затягивания игры (перемещения последней шашки туда и обратно) могут использоваться такие исходы как:

  • Договоренность о ничье;
  • И присуждение победы второму игроку (за неспортивное поведение).

Важно учесть, что выделенное время на каждый ход также ограничивается 1 минутой, поэтому нельзя затягивать с планировкой слишком долго. Но, как бы там ни было, шашки - это по-своему уникальная и достаточно простая игра, которая все же требует создания полноценных тактик и умения планировать свои действия наперед. Поэтому все нужные навыки приходят только на практике, поэтому важно учится и желательно в подростковом возрасте и изучить и именно тогда победа станет лишь вопросом времени.

Шашки – это очень известная настольная игра для двоих участников. Как играть в шашки правильно знают единицы, и еще меньше людей осведомлено о способах, обеспечивающих гарантированную победу в любой партии. Хотя ее правила просты, их знаний недостаточно, чтобы постоянно оставаться победителем. Для этого нужно как следует попрактиковаться в применении некоторых хитростей.

Правила игры в шашки

Играть в эту настольную игру нужно на стандартном поле с количеством клеток 8х8. Общее число игровых фигур на двоих – 24, т.е. на одного участника их раздают по 12. Перед тем как их расставлять, нужно повернуть доску так, чтобы в нижнем левом углу перед участником, играющим за белые шашки, была клетка черного цвета. Используются только темные поля – на них противники расставляют фигуры.

Основная цель – полностью убрать все фигуры соперника или заблокировать их, чтобы он не мог дальше «двигаться» и у него не осталось доступных ходов. Играть нужно следующим образом:

  • Игрок, которому достались белые фигуры, ходит первым.
  • Участники перемещаются только на черные поля, то есть по диагонали, и двигаются вперед – такой способ хода называется «тихий».
  • Чтобы побить противника, ходят также, по диагонали, «перепрыгивая» через соседнюю «вражескую» фигурку, если следующее поле по той же диагонали свободно – этот тип хода называется «бой».
  • Шашка, которой бьют фигуру соперника, становится на клетку за ней, а побитую снимают с поля.
  • Фигура, дошедшая до противоположного края доски, становится дамкой (ее переворачивают или ставят сверху вторую, чтобы отличать «королеву» от простых фигур).
  • Дамка получает право перемещаться на любое количество клеток вперед или назад (но только по диагонали), а в процессе битвы она может вставать на свободный квадрат за атакуемой фигурой, если таких несколько.

Начинающие игроки часто интересуются, можно ли бить назад, играя простыми фигурами, не дамками. Здесь все зависит от разновидности шашек: одни версии предполагают, что фигуры могут ходить и бить только вперед, а другие – в две стороны, к тому же у разных по статусу пешек возможности отличаются. Для начинающих лучше всего подходит самая простая, русская версия. После небольшой практики участник при желании сможет перейти на сложный уровень, научившись играть в другие разновидности шашек.

Русские

Эта вариация основана на простых правилах, о которых рассказано выше. Что касается того, можно ли в шашках ходить назад, то русская версия предполагает такую возможность – простым фигурам разрешено передвигаться вперед и бить в любом направлении. При этом никаких ограничений на количество побитых зараз пешек нет. За один ход участник может убрать две, три и при возможности большее число фигурок соперника.

Китайские

Как играть в шашки этой разновидности? Для них предусмотрено поле, имеющее вид шестиконечной звезды, у которой на вершинах располагается от 6 до 10 фигурок. Играют в китайские шашки и вдвоем, и с большим количеством участников, до шести человек. Цель – переместить свои фишки к противоположному концу поля. Первым ходит тот, кому розданы самые яркие по цвету фигурки, а остальные делают ходы за ним по часовой стрелке.

За один ход у игрока есть возможность передвинуть одну фишку в любом направлении. При этом он может перепрыгивать через чужие фигурки, когда за ними есть свободное поле. Если за пустым квадратом есть другая фишка, ее разрешается бить за один и тот же ход. Победителем становится тот, кто первым доберется до противоположного конца поля, а другие участники при желании распределяют между собой второе, третье и последующие места.

Английские

Зная все основные правила стандартной игры, легко понять, как играть в английские шашки. Для них нужна обычная шахматная доска и по 12 фишек каждому сопернику. Расставляют их так же, как в обычной версии игры, заполняя черные клетки первых трех рядов с каждого края поля. Первый ход делает игрок с черными фишками. Простые фигуры могут ходить и бить только вперед, а назад позволяется лишь дамке и только на одну клетку.

Уголки

Эта разновидность игры ведется на обычной доске 8х8. У каждого участника по 9 фишек. Их расставляют квадратом 3х3 в первом ближнем для игрока углу поля. Как играть в уголки? Фигурки нужно перемещать на соседние клетки по вертикали или горизонтали, а еще разрешается перепрыгивать через фишки соперника, которые стоят на свободных полях, если место за ними свободно. Цель игры – первым занять угол противника.

Поддавки

Правила этой игры аналогичны тем, которые действуют в более привычной русской версии, но цель другая. Игроку необходимо заставить противника побить все его фигуры или заблокировать их, то есть специально подставлять себя под удар. Каждому участнику обязательно нужно бить все доступные для этого действия игровые фишки соперника, даже тогда, когда за один ход он может побить сразу несколько штук. Побеждает тот, кто первый освободится от всех своих фигур.

Шашки Чапаева

В них играют на обычной доске, а каждый участник в начале партии располагает восемью фигурками. Их расставляют на противоположных краях поля горизонтальными рядами, но при желании игроки могут договориться о любом другом изначальном расположении. Цель каждого – выбить все чужие фишки с доски, а делать это нужно при помощи щелчка по своей шашке. Когда игроку не удается выбить ни одной из фигурок соперника или если он теряет свою фишку, ход передается противнику.

Эта настольная игра ведется в несколько раундов. После первой партии победитель ходит первым и располагает на поле свою линию фигур на одну клетку вперед. Когда шашки становятся друг к другу вплотную, проигравший последнюю партию отступает на одну линию назад. Окончательным победителем будет тот, кому удастся перебить все шашки соперника в этом раунде.

Японские

Поле для игры в японские шашки имеет размер 19х19. Изначально у игроков неравное количество фишек – один получает 181 шт. черных, а другому достаются 180 шт. белых. Цель игры – захват и контролирование территории поля. Тот, кто займет большую площадь, чем противник, и будет победителем. Для совершения хода фишку перемещают на пересечение линий, которое называется пунктом.

Первый ход делают черные. Рядом с каждой фишкой по вертикали или по горизонтали должен быть хотя бы один свободный пункт. Когда пешка или группа полностью окружены камнями соперника, они считаются взятыми в плен и убираются из поля. За каждую захваченную фигурку и свободный пункт насчитывается по одному очку, а победитель определяется путем подсчета этих баллов.

Как научиться хорошо играть в шашки

Чтобы быстро изучить правила игры, рекомендуется потренироваться на компьютерных симуляторах. В интернете легко найти подходящий вид на свой вкус: классические, упрощенные варианты для начинающих, симуляторы с выбором уровня сложности и возможностью делать ставки на деньги и даже такие, где роль соперника выполняет анимированная девушка, с которой игрокам предлагается играть на раздевание.

Желательно выбирать игровые симуляторы, где есть возможность и вести игру с компьютером, и играть с людьми в режиме онлайн без регистрации. Первый вид поможет понять, какая общая тактика применяется для достижения победы и как выиграть партию, используя логическое мышление. Партии с настоящими участниками обеспечат необходимую реальную практику.

Как научиться играть в шашки настолько хорошо, чтобы выходить победителем если не из всех, то из большинства партий? Для этого необходима собственная стратегия. Чтобы выработать свой личный план победы и постоянно выигрывать с его помощью, нужно опираться на следующие рекомендации опытных игроков:

  • Тренируйтесь мысленно менять расположение фигур на поле исходя из планируемого хода, тем самым просчитывая развитие событий на несколько ходов вперед.
  • Старайтесь держать свои фигуры ближе к центру доски – это положение является самым выгодным для движения вперед и помогает играть, избегая блокировки.
  • Пытайтесь быстрее сделать свои фигуры дамками, передвигая их к тем зонам игрового поля, где у противника фишек меньше или они более уязвимы.
  • Насколько это возможно, подольше не передвигайте с изначального места фишки последнего ряда – это не позволит сопернику быстро сделать свои фигуры дамками.
  • Старайтесь перемещать фишки парами и компактными группами, чтобы усложнить для соперника их захват.

Как научить ребенка этой интереснейшей настольной игре? Для этого важно увлечь его процессом и тогда он легко освоит правила и совсем скоро станет полноценным соперником, который всегда будет рад поиграть даже с опытным взрослым игроком. Чтобы добиться этого, показывайте ребенку разные варианты того, как быстро выиграть, позволяя одержать победу и поддерживая дух соревнования. Так он почувствует вкус чемпионства, непременно заинтересуется процессом и будет играть с увлечением.

Если вы планируете серьезное обучение, которое позволит ребенку успешно участвовать в специализированных турнирах и выигрывать, то учить его следует с использованием другого, более ответственного подхода. Нужно заниматься правильно, с самого начала объясняя названия ходов и комбинаций, регулярно играть, подробно разбирая все хитрости и особенности, непременно используя хороший самоучитель.

Видео: секреты игры в шашки

Любому, кого интересует, как научиться играть в шашки, стоит посмотреть обучающие видеоматериалы, которые наглядно поясняют все тонкости игрового процесса. Видео поможет быстрее понять правила этого популярнейшего настольного развлечения, усвоить распространенные игровые тактики и узнать о выигрышных стратегиях, благодаря которым будет проще одержать победу.

Правила игры в шашки. Ответ на вопрос: «можно ли бить назад»

Перед новичком часто возникает вопрос: ходить назад нельзя, но что насчет правил боя? Можно ли в шашках есть назад? Да, можно! Но не все правила шашечных игр это позволяют. Узнайте подробнее!

Шашки – игра, популярная во все времена. Существует множество разновидностей игр шашечного типа, некоторые из них совсем не похожи на привычные нам. Правила там особенные и довольно сложные. Нас же интересует классическая игра и ее разновидности. Довольно распространенный вопрос, волнующий новичков, можно ли в шашках есть назад?

Растолкуем основные правила: простая шашка, осуществляя один тихий ход (на одну клетку), может двигаться только вперед. Но иногда возникает такая ситуация на игровой доске, когда можно побить фигуру противника, но при этом нужно ударить назад (т.е. перескочить через игровой элемент другого игрока).

Чтобы окончательно разобраться, можно ли бить назад, приведем для вас сводную таблицу основных видов, приближенных к классическому варианту (ход по диагонали).

ВИД Размер доски Бой назад простой Летающая дамка
Русские 8х8 да да
Международные 10х10 да да
Бразильские 8х8 да да
Итальянские 8х8 нет нет
Канадские 12х12 да да
Немецкие 10х10 да да
Испанские 8х8 нет да
Португальские 8х8 нет да
Английские 8х8 нет нет
Пул чекерс 8х8 да да
80 клеток 10х8 да да
Поддавки 8х8 да да

Вы можете выбрать любую разновидность и следовать тем правилам, которые подходят именно вам. Тем и нравится всем это развлечение – интерес никогда не угасает. Если вы любите решать логические задачи – это для вас!

Таким образом, неопытный шашист колеблется: разрешается ли рубить назад, когда основное правило – вперед и только вперед? Отвечаем: можно, но с некоторыми оговорками. Как известно, эту игру любят во всем мире. Разновидности шашечной игры отличаются своими правилами (хотя и несущественно). Каждая пара игроков решает для себя, следовать им установленным правилам или нет. Конечно, если это не турнир, где все строго.

Самые распространенные виды

Русские шашки завоевали популярность в нашей стране. Именно в нее любили играть наши родители на переменах в советской школе. Да, в русских шашках можно рубить назад и поедать любое количество шашечек во всех направлениях. В России есть некоторые региональные отличия. Например, в ставропольских добавлена возможность ходить шашками соперника, а в северных дамка при взятии не удаляется с доски, а становится простой фигурой.

Международные шашки – название говорит само за себя. Основное отличие – игра осуществляется на доске в сто клеток размером, а фигуры выстраиваются в четыре ряда. Доска большая, но это увеличивает количество возможных ходов. Бить назад разрешается (однако простой ход – по-прежнему вперед). Также есть еще одно важное отличие: в первых дамкой становится любая фигура, достигнувшая поля превращения (последний противоположный ряд доски). В международных же – не находящаяся в процессе поедания шашек соперника.

Во многих странах мира сложились свои правила. Так, существуют бразильские, итальянские, канадские, немецкие, испанские, португальские, турецкие и сенегальские виды. Отличия, к слову, незначительные. Кроме турецких и сенегальских. Здесь фигуры ходят не по диагонали, а в трех направлениях прямо. Но не везде есть возможность бить шашки соперника при ходе назад.

Также известны английские – чекерс (Checkers). Здесь не разрешается бить фигуры, находящие позади на игровом поле. И дамка может ходить лишь на одну клетку во всех направлениях. В итальянской разновидности дамка тоже ходит на одно поле, а простые шашки не могут бить дамку.

Игра пул (Pool Checkers), как и чекерс, популярна в США. Рубить назад можно, дамка тоже свободна в своих передвижениях.

Шашечный тип игры – система гибкая. Любители интеллектуального спорта изобрели некоторые оригинальные виды игры:

  • поддавки – здесь действуют правила русского типа, потому не возникает вопроса, можно ли в шашках есть назад. Нужно! Главное в этой игре – поддаться противнику, разрешить побить или запереть все свои фигуры;
  • самоеды – съедаются фигуры независимо от цвета (т.е. свои тоже приходится бить);
  • двухходовые – игроки делают по два хода;
  • диагональные – отличается начальная расстановка;
  • игра на доске в восемьдесят клеток – можно бить назад, как в русских.

А также другие разновидности, дающие огромный простор для логических изысканий.

1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.

2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.

3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.

4. Ходы играющими делаются поочередно.

5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.

6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» - снимают с доски.

7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.

8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.

9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.

10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.

11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.


12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.

14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.

15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.

16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.

17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.

18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.

19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.

20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.

21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.

22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.

24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.

25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).

26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.