Преодоление заикания. Упражнения от заикания у детей: игры и артикуляционная гимнастика. Система и технологии коррекционной работы с заикающимися детьми

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, причины, клиническая характеристика и профилактика заикания. Анализ и особенности методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей дошкольного возраста. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Рассмотрение близнецового и клинико-генеалогического методов исследования генетической обусловленности патологических нарушений речи. Характеристика алалии, ринолалии, заикания, дислалии и тахилалии как специфических проявлений задержки развития речи.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Факторы, влияющие на возникновение неврозов. Особенности неврозов дошкольников, их проявления в виде тиков, энуреза, анорексии, заикания, расстройств сна. Задачи психологического сопровождения работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2019

    Общая характеристика основных внешних признаков (симптомов) заикания. Анализ статистических данных о количестве заикающихся, добившихся высшего образования и престижной работы. Рекомендации больным логоневрозом, а также людям, кому приходится общаться с н

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Проводящая система сердца. Этиология нарушений ритма и проводимости сердца. Анализ последствий аритмий. Механизмы усиления нормального автоматизма. Особенности диагностического поиска при нарушениях ритма сердца. Классификация антиаритмических препаратов.

    учебное пособие , добавлен 12.06.2016

    Этиология и патогенез нарушений произносительной стороны речи. Рассмотрение причин расстройства речи у взрослых: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли и нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Изменение частоты ритма сердечных сокращений. Появление несинусового ритма. Нарушения проводимости импульса. Клинико-электрокардиографическая классификация аритмий. Этиологические факторы развития аритмий. Механизмы развития нарушений сердечного ритма.

    Заикание (логоневроз) - это вид речевого расстройства, при котором невозможно беглое слитное произнесение слов. В зависимости от речь может искажаться – от незначительных повторений отдельных слогов до полной невозможности произнести слово до конца.

    Заикание чаще всего обусловлено психо-эмоциональными причинами, но может вызываться также травмами, инфекционными и органическими поражениями.

    Чем раньше обнаружено расстройство и чем своевременнее начато его лечение (как , так и гимнастика от заикания), тем благоприятнее прогноз. Ниже мы разберем, какие упражнения можно рекомендовать для преодоления заикания.

    Виды упражнений от заикания

    Важно! Поскольку при логоневрозе нарушена, в основном, ритмически-дыхательная составляющая речи, необходимо подбирать комплекс упражнений от заикания, целенаправленно избавляющих от этого дефекта.

    Различают следующие виды тренировок:

    • голосовые упражнения (основная цель - научиться не бояться говорить, уметь управлять своим голосом);
    • артикуляционные упражнения - помогают укрепить мышцы губ, языка для более четкого произнесения слов;
    • - направлены на регулирование дыхания в процессе речи, укрепление диафрагмы);
    • мышечная гимнастика - укрепляет мышцы резонаторной системы, диафрагмы;
    • ритмические упражнения - направлены на развитие ритмической стороны речи.


    Мышечная гимнастика

    Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

    1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
    2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
    3. Выпячивание живота, как мячик.
    4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).
    • Произнесение гласных нараспев.
    • Пение в любых видах.
    • Проговаривание слова с разной интонацией.
    • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).


    Ритмическая гимнастика

    Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

    1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
    2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
    3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

    Есть ли противопоказания к упражнениям по исправлению заикания?

    Как таковых, общих противопоказаний к проведению упражнений от логоневроза нет. Поскольку зарядок существует достаточно много, всегда можно выбрать ту, которая больше нравится и не вызывает дискомфорта. Например, если у ребенка проблемы со спиной, то упражнения «Кошка» и «Насос» можно заменить на другие дыхательные практики, где не требуется активных наклонов туловища.

    Избавление от логоневроза - процесс длительный. Следует понимать, что при работе с детьми, особенно младшего возраста, большое значение имеет занимательность занятий. Ребенок не должен скучать и чувствовать себя, как на допросе, или думать, что его принуждают. Важна доброжелательная обстановка, хорошее общее самочувствие.

    Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, если он этого не хочет, так можно лишь усугубить расстройство. Не рекомендуется также выполнение зарядки в ущерб полноценному отдыху или общению с другими детьми: занятия нужно проводить максимально естественно и как бы мимоходом, играя.

    Желательно использовать веселые песенки, потешки; выполнение нужно сопровождать любимыми игрушками. Артикуляционную зарядку необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать, насколько правильно он все делает («Давай поиграем в рожицы»).

    Важную роль играет и систематичность занятий. Хорошо бы незаметно ввести упражнения в ежедневный ритуал ребенка, например, при чистке зубов делать еще и дыхательную гимнастику, при купании - мышечную и т. п.

    Важно, чтобы ребенок привык к повторяющимся действиям, и не нужно было его каждый раз усаживать принудительно.

    Внимание! Результаты при лечении логоневроза наступают не ранее, чем через 2-3 месяца при условии постоянных ежедневных тренировок. Важно набраться терпения и четко соблюдать периодичность занятий. Необязательно проходить лечение только у логопеда, домашняя гимнастика от заикания также принесет положительный результат и поможет закрепить достигнутый эффект.

    Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:

    1. Соблюдение режима молчания

    2. Правильное речевое дыхание.

    3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

    4. Нормализация просодической стороны речи.

    5. Психологический способ лечения заикания.

    6. Применение новых компьютерных программ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционной работы с заикающимися

    детьми

    Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога - психолога.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

    Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

    Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

    Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

    Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

    1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
    2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
    3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
    4. шепотная речь.

    Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

    Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

    Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

    Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

    Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

    1. дыхательная гимнастика;
    2. упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
    3. упражнения для воспитания правильного выдоха;
    4. дыхательные упражнения с движениями.

    В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

    Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

    Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

    Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

    Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

    Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

    1. интонация;
    2. логическое ударение;
    3. логическая пауза.

    Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

    1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
    2. Нормализация процесса речевого паузирования.
    3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

    Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

    При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

    Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

    1. развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
    2. нормализует темп и ритм речевых движений;
    3. развивает просодику речи;
    4. способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
    5. развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
    6. способствует снятию речевой судорожности;
    7. развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

    Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

    Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

    Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

    Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

    Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы), чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

    Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят:

    1. правильный режим дня;
    2. полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);
    3. спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);
    4. достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);
    5. не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;
    6. полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
    7. закаливание;
    8. занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);
    9. исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;
    10. обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;
    11. спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

    Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

    В настоящее время для лечения заикания широко применяются новые компьютерные программы - "Breathmaker" и "Zaikanie.net" , с помощью которых удалось создать искусственную связь между слуховым центром и центром произношения речи. Суть этих программ заключается в том, что, когда ребенок говорит в микрофон, через наушники, к нему возвращается его же речь, но уже откорректированная компьютером. Она звучит гладко и без запинок. Компьютер задерживает слова на доли секунды и тем самым тормозит перевозбужденный центр воспроизведения речи. Поэтому ребенок не произнесет следующего слова, пока не услышит предыдущее. Переработанная речь, которая подается в наушники, еще и усилена. Мозг вынужден выбирать более мощный (правильный) сигнал. Таким образом, речь детей стабилизируется. К концу обучения у заикающегося исчезает готовность мышц речевого аппарата к спазму, вызывающему заикание. Ребенок не только перестает заикаться, но и приобретает способность красиво и выразительно говорить.


    Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

    Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

    Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

    Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

    • Дыхательной.
    • Артикуляционной.
    • Мышечной (учиться расслабляться).
    • Голосовой.
    • Развитие чувства ритмики.

    Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

    Дыхательная гимнастика

    Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

    Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

    • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
    • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
    • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
    • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

    Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

    • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
    • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
    • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
    • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
    • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
    • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

    Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

    Мышечная гимнастика

    Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

    Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

    Голосовая гимнастика

    А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

    Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

    Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

    • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
    • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
    • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

    И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

    Ритмическая гимнастика

    Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

    Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

    Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

    При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

    А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

    Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.

    В ходе мастер-класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю с различными упражнениями, выполнение которых поможет избавиться от заикания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер класс

    «Преодоление заикания у подростков»

    Заикание-это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

    В отечественной логопедии устоялось более простое определение заикания как: «Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Заикание появилось одновременно с речью, ведь напоминания о нем доходят до нас с древнейших времен. Заикались – египетские фараоны, пророк Моисей, великий древнегреческий философ и оратор Демосфен. Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.

    В ходе нашего мастер класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю вас с различными упражнениями, выполнении которых поможет избавиться от заикания.

    Тема: «Наши чувства».

    Цель:

    Закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;

    Упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;

    Продолжить работу по развитию общих речевых навыков;

    Развивать лексико-грамматический строй речи;

    Продолжить обучение релаксации с помощью формул внушения;

    Коррекция познавательных процессов;

    Упражнять в координации слова с движением.

    I.Организационный момент.

    Сегодня я предлагаю отправиться в путь к правильной речи. Конечно, короткой и легкой дороги к плавной, чистой речи нет. Для того чтобы преодолеть этот нелегкий путь понадобиться решимость. Необходимо запастись мужеством, чтобы открыто противостоять заиканию и выполнять задания, которые потребуют большой работы. Считаете ли вы, что нормальная речь стоит этих усилий?

    В ыдающийся ученый Д. С. Лихачев в своем обращении «Слово к молодым» писал «Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает... Вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык…». А как вы думаете, какую роль в вашей жизни играет речь? Для чего она нужна? (Ответы присутствующих на мастер - классе) Значит, можно сделать вывод: речь устная и письменная нужна для общения.

    II. Речевая зарядка.

    Упражнения на развитие дыхания

    Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, выполнение которых поможет нам добраться к нашей цели- избавлению от заикания!

    Упражнение № 1

    Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

    Упражнение № 2

    «Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая – сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем.

    Шарик лопнул – выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Упражнение № 3

    Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе

    Образец:

    фаф

    фаф фоф

    фаф фоф фуф

    фаф фоф фуф фыф

    фаф фоф фуф фыф фиф

    фаф фоф фуф фыф фиф феф

    Упражнение № 4

    На вдох понюхать яблоко затем придумать фразу и произнести её на выдохе, с каждым разом удлиняя фразу.

    Но прежде, чем мы приступим к выполнению данного упражнения, придумаем необходимые слова признаки. Например: яблоко (какое?) душистое, ароматное, красное, спелое, красивое, круглое.(слова признаки подбираем с мячом)

    «Душистое яблоко»

    «Очень душистое яблоко».

    «Очень ароматное и душистое яблоко»

    «Очень ароматное и душистое красное яблоко»

    «Очень ароматное и душистое вкусное красное яблоко»

    III. Релаксация.

    Ребята, сейчас вы уже можете внушить себе расслабление мышц всего тела и речевого аппарата, используя навыки расслабления по контрасту с напряжением.

    С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывай собственные формулы. Например, если вы еще теряетесь при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».

    (Пауза.)

    Примите позу покоя. Закройте глаза. Вдох - выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы. Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!

    Удалось ли вам расслабиться?

    1. Были ли вы спокойны?

    2. Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?

    3. Расслабился ли ваш речевой аппарат?

    4. Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?

    IV. Вот мы готовы к выполнению речевых упражнений.

    1. Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса.

    Упражнение № 1

    Звуковая лестница

    Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.

    Упражнение № 2

    Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.

    Например:

    ве сти -

    вес ти

    молодец

    плачу

    хлопок

    стоит

    мука

    гвоздики

    замок

    мало

    жила

    парить

    полки

    атлас

    выкупать

    орган

    засыпать

    стрелки

    Упражнение № 3

    Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

    Снег пошел

    Спрашиваете, удивляясь - ?!

    Восхищаетесь, радуясь - !

    Огорчаетесь смене погоды.

    Уточняете - ?

    Радостно сообщаете друзьям - 1!

    Упражнение № 4

    Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога (упражнение, выполняется с помощью пребора узелков)

    морозостойкий естественнонаучный

    высокоурожайный сложноподчиненный

    жаропонижающий металлорежущий

    самолетостроительный сильнодействующий

    деревообрабатывающий дикорастущий

    народнохозяйственный животрепещущий

    4. Молодцы, а сейчас давай вспомним правила правильной речи:

    Правила речи

    1. Прежде подумайте, потом говорите.

    2. Говорите в спокойном темпе.

    3. Говорите всегда на выдохе.

    4. Выделяйте ударные гласные звуки в словах.

    5. Слова в предложении произносите слитно.

    6. В конце каждого предложения делайте паузу.

    7. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.

    8. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.

    9. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова - делайте логические ударения.

    10. При разговоре спокойно смотрите на собеседника.

    IY.Самостоятельная речь.

    Диалог на тему: «Каким должен быть друг».

    С кем ты дружишь в классе?

    Какие качества характера тебе нравятся в твоём друге?

    Какие качества не нравятся?

    Назови свои положительные качества.

    Назови свои отрицательные качества.

    Игровое упражнение «Разбери слова».

    Жадность, доброта, злоба, вежливость, драчливость, капризность, трусливость, любопытство, любознательность, грубость, ответственность, правдивость, лживость и т.д.

    Словарная работа: объяснить, чем отличаются слова любознательность и любопытство.

    Проверь себя, правильно ли ты разложил полоски. Переверни их: красный цвет – положительные качества, чёрный – отрицательные.

    Образование слов-признаков от слов-предметов. (игра с мячом)

    Если человеку характерна жадность, то он какой? (жадный)

    Если доброта? (добрый) и т.д.

    Игра «Четвёртый лишний».

    Например: глупый, добрый, заботливый, правдивый;

    Злой, зависть, грубый, драчливый и т.д.

    7.Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

    Каждый сможет победить заикание, если проявит волю, упорство и постоянно будет говорить по-новому, все время контролировать себя. У каждого человека от природы заложены возможности нормальной речи. Вы сможете освободиться от своего дефекта, если научитесь сами себе приказывать. Не забывайте решительно приказывать себе, тогда, когда надо преодолеть лень, робость, страх, дурное настроение. Всегда помните, что силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой.